Поедем в царское село, или нетривиальный город пушкин. Мандельштам О - Царское село (чит

Поедем в царское село, или нетривиальный город пушкин. Мандельштам О - Царское село (чит
Поедем в царское село, или нетривиальный город пушкин. Мандельштам О - Царское село (чит

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Секреты великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. Летопись войны, описание сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, неизвестный СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная наука.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Наиболее необычные и сложные задачи перед советскими автоконструкторами всегда ставило Министерство обороны. В 1970-е годы военным пришла в голову мысль, что неплохо бы получить лёгкий плавающий внедорожник.

В 2020 году исполняется 215 лет Аустерлицкому сражению, состоявшемуся 20 ноября 1805 года, - одной из важнейших битв в истории наполеоновских войн на территории Европы. Об этом сражении в России помнят в основном благодаря роману Льва Толстого «Война и мир». Историки объясняют поражение русско-австрийской армии в поединке с почти равной по численности армией французского императора исчерпывающе: Наполеон Бонапарт - военный гений! Но изучение забытых архивов военного министерства времён Александра I, решений Государственного совета в отношении ряда осуждённых по итогам кампании генералов русской армии даёт иную причину успеха французского оружия. «Солнце Аустерлица» над головой Наполеона было рукотворным и взошло благодаря лишь трусости и предательству ряда военачальников российской армии. А может быть, русскую армию принесли в жертву большой политике?

Библия, как мы знаем, загадывает учёным огромное количество загадок. Многие описываемые в ней события похожи на мифы, но при ближайшем рассмотрении эти мифы вдруг превращаются в реальность…

Если судьба забросит вас в горы Восточных Саян, вы непременно услышите от местных жителей о дёминском золоте - богатом месторождении, где золотые слитки валяются прямо под ногами. Легенда? Не факт. Некоторые люди утверждали, что были там и видели всё своими глазами.

Жизнь знаменитого голландского живописца Франца Халса делится на два периода: надежды и свершения - в первом, нищета и забвение - во втором. По мнению искусствоведов и мистиков, виной тому проклятие его незаконнорожденной дочери.

В конце V столетия в Британию с континента вторглись англосаксонские племена. Оффа был правителем Мерсии, одного из самых могущественных королевств Британии. Чтобы удержать власть в своих руках, ему приходилось крутиться как белке в колесе, в том числе и проводить финансовую реформу…

При упоминании колониальных империй в первую очередь на ум приходят такие маститые поработители, как Англия, Франция, Португалия или Испания. А если учесть печальную многовековую бытность азиатских стран в роли сырьевого придатка белых империалистов, даже мысли не закрадывается, что на Востоке могли быть свои страны-колонисты. А ведь была одна. Маленькая островная империя, явившаяся на мировую арену буквально из ниоткуда и принявшаяся насаждать свои суровые порядки. И это Япония.

У Карла Карловича Буллы было немало титулов: почётный гражданин Санкт-Петербурга, фотограф Министерства Императорского двора и Управления Санкт-Петербургского градоначальника, фотограф Его Величества короля Италии и, наконец, неофициальный, но самый значительный титул, прославивший имя мастера, - отец русского фоторепортажа!

Поэзия Мандельштама -- танец вещей, являющийся в самых причудливых сочетаниях. Присоединяя к игре смысловых ассоциаций игру звуковых, -- поэт, обладающий редким в наши и дни знанием и чутьем языка, часто выводит свои стихи за пределы обычного понимания: стихи Мандельштама начинают волновать какими- то темными тайнами, заключенными, вероятно, в корневой природе им сочетаемых слов -- и нелегко поддающимися расшифровке. Думаем, что самому Мандельштаму не удалось бы объяснить многое из им написанного. Теоретикам "заумной" поэзии следует глубоко почитать Мандельштама: он первый, и пока только он один, на собственном примере доказывает, что заумная поэзия имеет право на существование. Сделать это ему помогли: поэтический дар, ум и образованность, то есть то, чего начисто лишены были бедные "мэтры" российского футуризма.

О. Э. Мандельштам - «Царское село»

Георгию Иванову

Поедем в Царское Село!
Там улыбаются мещанки,
Когда уланы после пьянки
Садятся в крепкое седло...
Поедем в Царское Село!

Казармы, парки и дворцы,
А на деревьях - клочья ваты,
И грянут «здравия» раскаты
На крик – «здорово, молодцы!»
Казармы, парки и дворцы...

Одноэтажные дома,
Где однодумы-генералы
Свой коротают век усталый,
Читая «Ниву» и Дюма...
Особняки - а не дома!

Свист паровоза... Едет князь.
В стеклянном павильоне свита!..
И, саблю волоча сердито,
Выходит офицер, кичась, -
Не сомневаюсь - это князь...

И возвращается домой -
Конечно, в царство этикета -
Внушая тайный страх, карета
С мощами фрейлины седой,
Что возвращается домой...

Дата написания: 1912 год

Мандельштам Осип Эмильевич - поэт, прозаик, эссеист.
Осип Эмильевич Мандельштам (1891, Варшава – 1938, Владивосток, пересыльный лагерь), русский поэт, прозаик. Отношения с родителями были весьма отчуждёнными, одиночество, «бездомность» – таким Мандельштам представил своё детство в автобиографической прозе «Шум времени» (1925). Для социального самосознания Мандельштама было важным причисление себя к разночинцам, острое чувство несправедливости, существующей в обществе.
Отношение Мандельштама к советской власти с конца 1920-х гг. колеблется от резкого неприятия и обличения до покаяния перед новой действительностью и прославления И. В. Сталина. Самый известный пример обличения – антисталинское стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны…» (1933) и автобиографическая «Четвёртая проза». Наиболее известная попытка принять власть – стихотворение «Когда б я уголь взял для высшей похвалы…», за которым закрепилось название «». В середине мая 1934 г. Мандельштам был арестован и сослан в город Чердынь на Северном Урале. Его обвиняли в написании и чтении антисоветских стихотворений. С июля 1934 по май 1937 г. жил в Воронеже, где создал цикл стихов «Воронежские тетради», в которых установка на лексическое просторечие и разговорность интонаций сочетается со сложными метафорами и звуковой игрой. Основная тема – история и место в ней человека («Стихи о неизвестном солдате»). В середине мая 1937 г. вернулся в Москву, но ему было запрещено жить в столице. Он жил под Москвой, в Савёлове, где написал свои последние стихи, затем – в Калинине (ныне Тверь). В начале марта 1938 г. Мандельштам был арестован в подмосковном санатории «Саматиха». Спустя месяц ему объявили приговор: 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Умер от истощения в пересылочном лагере во Владивостоке.
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/biografia39.html

ЮРСКИЙ, СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ, (р. 1935), актер, режиссер, писатель, поэт, сценарист. Народный артист Российской Федерации.

goldfond в Осеннее очарование царскосельских парков

В субботу, воспользовавшись замечательной погодой, отправились в Царское село, посмотреть отреставрированные Агатовые комнаты в камероновой Холодной бане.

Презрев русскую народную поговорку "Кто рано встаёт, тому Бог подаёт", приехали туда в половине третьего. Подошли к павильону и радость от встречи с прекрасным начала меркнуть на глазах, т.к. увидели длинную толстую очередь, уныло переминающуюся перед входом.
А когда посмотрели на регламент впуска посетителей (по 15 человек каждые 20 минут) и пересчитали по головам стоящих впереди, поняли, что наша идея накрылась медным тазом.
Во дворец мы тоже не пошли, ограничившись внешним осмотром



Но, поскольку у нас с собой было, то решили просто погулять по паркам, полюбоваться осенней природой и парковой архитектурой, тем более, что давно так просто не гуляли.

Камеронова галерея
Вход - выход


Сама галерея


Пандус и висячий мост. Над замковыми камнями сводов высечены маски древних богов: Юпитера, Юноны, Минервы, Марса и Меркурия.


Вид на Большой пруд и павильон Грот


Сам Грот. Арх. Ф-Б.Растрелли


Павильон Эрмитаж. Проектировал М.Земцов, досртаивался под руководством Ф-Б.Растрелли


Морейская колонна.Эта памятник воинской славы в часть побед морской пехоты русского флота под командованием генерал-майора Ф. Г. Орлова на полуострове Морея во время первой Архипелагской экспедиции 1769-1774 годов в Средиземном море.Арх. А.Ринальди


Памятная доска на колонне

Народ на аллеях развлекался, как мог. Самый популярный головной убор в парке


А самое популярное фото - с подброшенными листьями. Издалека сняла каких-то ребят, которые по очереди фотографировали девушку, подбрасывающую листья


Рыбак на Большом пруду что-то мелкое при нас выловил


Турецкая баня. Это не просто красивый павильон, а памятник в честь победы в русско-турецкой войне 1828-1829 годов. Был возведен в 1852 году по указу Николая I Арх. И.А.Монигетти


Напротив, посередине пруда, - Чесменская колонна, была сооружена по проекту арх. А. Ринальди в 1778 году, в честь победы над турками у берегов Средиземного моря в 1770г.


А совсем рядом с Турецкой баней - Мраморный или Палладиев мост. Образцом для Мраморного моста, сооруженного по модели В. И. Неелова, послужили мосты в английских парках Стоу и Уилтон, созданные на основе проекта А. Палладио.


Несмотря на целую серию прохладных дней, в парке ещё много живых цветов


А какие красивые деревья на берегах прудов и проток!


И островки, поросшие соснами!


Павильон Пирамида, построен в неоегипетском стиле. Пирамиды было две: на этом месте первоначально построил пирамиду архитектор В.И.Неёлов, а позже, после её обветшания, вторую - уже Ч.Камерон


Мостики через протоки


А недалеко от Орловских ворот


находится Башня-руина, сооруженная в 1771 году по проекту архитектора Ю. М. Фельтена.
Это опять-таки, памятник, возведенный в честь блестящих побед русского оружия в период русско-турецкой войны 1768—1774 годов.


На замковом камне арки высечена надпись: «На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен».


Башня со всех сторон:


За деревьями виднеется Китайская деревня (Арх. В.Неёлов и Ч.Камерон)


А это Китайская или Скрипучая беседка. Арх. Ю.Фельтен


Китайский мостик


Концертный зал, построенный в 1782 - 1788 годах - одна из ранних работ арх. Дж. Кваренги в России.


Рядом с ним - Кухня-руина построена арх. Дж. Кваренги в 1780-х годах из частей древних мраморов, вывезенных при императрице Екатерине Великой из Греции. Когда-то в этом павильоне хранилась часть коллекции мраморов, которые доставлялись государыне из Рима Рефенштейном, ведшим там все ее дела по художественной части.


Барельеф над входной дверью


В промежутках между колоннами и верхнем участке стен было установлено 6 гипсовых барельефов, изготовленных скульптором Концецио Альбани. Барельефы были нарочно повреждены, чтобы придать им облик глубокой древности. С антиками в соседстве располагаются известняковые фризы, исполненные и специально «состаренные» этим же скульптором (выполнившим и другие детали отделки). Гипсовые барельефы Альбани уподоблены остаткам композиций из мрамора. На них повторяются 3 сюжета, которые были позаимствованы у древних оригиналов: Юпитер - царь богов и его жена Юнона с атрибутами (павлином и орлом), скорбящая Деметра (Церера) и служанка, омывающая ее ноги, Диана и Аполлон.

Поедем в Царское село!
Там улыбаются мещанки,
Когда уланы после пьянки
Садятся в крепкое седло…
Поедем в Царское село!
Казармы парки и дворцы,
А на деревьях – клочья ваты
И грянут «здравия» раскаты
На крик «здорово, молодцы!»
Казармы, парки и дворцы…

Так писал когда-то, представляя себе Царское село едва ли не столетней давности, Осип Мандельштам. Удивительно, но и сегодня, спустя ещё век, кажется, что город Пушкин так же встретит гостей звоном шпор, стуком карет и барабанной дробью на плацу… Конечно, таких звуков сегодня в Царском мы не встретим, но во всём остальном город остаётся оазисом, тихой крепостью классицизма. По-петербургски перпендикулярные улицы с двух-трёхэтажными домами нежатся в зелени, радуют душу тишиной, отсутствием суеты. Приехать сюда стоит не только ради величия и блеска дворцов и парков – но ещё за вдохновением, ощущением гармонии и покоя. Путешествие сюда, даже если вы уже видели главные величественные ансамбли, может быть весьма познавательным. Итак, что же ещё посмотреть в Царском селе? Сделаем допущение, что два главных дворца вы уже посетили, Лицей и Знаменская церковь осмотрены, Екатерининский и Александровский парки исследованы. По Федоровского городка рекомендуем прогуляться с экскурсией (коих у «Прогулок по Петербургу» две – за авторством Жерихиной Е.И. и Анненкова В.К.) – объект предстанет более рельефным. Мы же сконцентрируемся на местах для самостоятельного посещения.

Не так давно для посетителей открыт после ремонтно-реставрационных работ один из исторических павильонов в Александровском парке - Белая башня. Романтического вида строение в неоготическом стиле располагается совсем рядом с Александровским дворцом. Сегодня это, во-первых, прекрасная смотровая площадка – поднявшись на башню, с высоты 32-х метров вы увидите не только нескончаемую зелень окрестных парков, но и Федоровский собор, купола дворцового флигеля Екатерининского дворца, центр города Пушкина и южные окраины Петербурга. А во-вторых, Белая башня интересна и сама по себе как экскурсионный объект – в 20-е годы XIX века её возвели для того, чтобы дети императора Николая I - великие князья Александр, Николай, Михаил и Константин - тренировались здесь в военном искусстве и занимались гимнастикой. В башне один над другим располагались залы различного назначения: гостиная, столовая и буфетная, кабинет, спальня, гардеробная и библиотека. Экскурсовод расскажет о том, как проводили здесь время великие князья, что представляли собой помещения. Что касается интерьеров, - они восстановлены в наше время по фотографиям начала ХХ века (работа началась в 1990-е годы и длилась с некоторым перерывом до 2012 года) – во время Великой отечественной войны сооружение сильно пострадало. Но даже изготовленные заново, впечатляют лепные потолочные плафоны, наборный паркет. После открытия павильона было принято решение продолжить благородную образовательную традицию, которая всегда присутствовала в стенах этого сооружения – сейчас в павильоне функционирует интерактивный центр. Центр проводит познавательные детские программы, а также приглашает на обучение в «Школу рыцарей и принцесс» - курс, где ваш ребёнок погрузится в сказочный мир Средневековья - узнает больше о культуре и истории этого периода, познакомится со средневековыми танцами и ремёслами (такими как изготовление гравюр и витражей), а в итоге пройдёт церемонию посвящения и станет самым настоящим рыцарем или принцессой. (Вход на башню – только с экскурсией, по набору группы из примерно 15 человек).


Рассмотрев с высоты всё Царское село, отправимся исследовать его предметно. Выйдя из Александровского парка рядом с дворцом, идите налево по Дворцовой улице, и через два квартала на углу вашему взору предстанет небольшой светло-желтый домик с балконом в мезонине. Ради этого маленького зданьица стоит приехать в Царское село. Домик, кажется, воплощает квинтэссенцию уюта здешних мест, а его фасады впитали многолетнюю игру солнечных лучей. Небольшое строение по адресу Дворцовая улица, 2 – это дача А.С. Пушкина в Царском селе. В этом доме Пушкин и его молодая жена Наталья Николаевна провели лето и начало осени 1831 года, спустя несколько месяцев после свадьбы, состоявшейся в Москве. Дом выстроен в 1827 году в стиле ампир, владелица его – вдова придворного камердинера Анна Кузьминична Китаева. Пушкин с женой арендовали восемь из одиннадцати комнат, остальные три занимала сама хозяйка с дочерьми. В 1958 году здесь открылся музей. Теперешняя экспозиция демонстрирует жилые комнаты – буфетную, столовую, гостиную, будуар Натальи Николаевны, её спальню (которая представлена как условный дамский кабинет) и, конечно, рабочий кабинет поэта, который помещается во втором этаже. На экскурсии вы узнаете, что подавали у Пушкиных на обед, как был устроен их быт и как проходил день молодых супругов. Работал в этом доме Александр Сергеевич много и плодотворно. Здесь он написал письмо Онегина к Татьяне, которое завершало его работу над романом в стихах, «Сказку о царе Салтане», ряд стихотворений, подготовил к изданию «Повеcти Белкина». Рассматривая кабинет поэта, кажется, волевым усилием преодолев два века, можно вообразить его в этой комнате, простой и светлой. «На большом круглом столе, перед диваном, находились бумаги и тетради, часто несшитые, простая чернильница и перья; на столике графин с водой, лед и банка с кружовниковым вареньем, его любимым», - писала А.О. Смирновой-Россет.

Для Пушкина Царское село было связано с трепетными воспоминаниями о юности, начале его поэтической дороги, он наслаждался пребыванием здесь. А царскосельское общество, включая императорскую чету и двор, любовались поэтом и его женой. Один из современников писал, что в то лето «в Царском селе многие ходили нарочно смотреть на Пушкина, как он гулял под руку с женою, обыкновенно около озера. Она бывала в белом платье, в круглой шляпе, и на плечах свитая по-тогдашнему красная шаль». Ещё одна цитата Смирновой-Россет о царскосельской жизни четы Пушкиных – дама описывает катание на дрожках: «Я сяду с его женой, а он на перекладине, впереди нас, и всякий раз, бывало, поёт во время прогулок». Ощущение счастья – возможно, главное, что исправно хранит этот маленький мемориальный музей.


Музей-дача располагается на пересечении Дворцовой и Пушкинской улиц (имя поэта она получила в 1949 году). Если пройти по последней два квартала, мы окажемся на зеленой площади с храмом в центре. Повернём направо на Леонтьевскую, и в паре шагов – небольшой казенного вида дом с крупной надписью «музей» на фронтоне. Историко-литературный музей города Пушкина располагается в здании бывшего Управления полицмейстера по адресу Леонтьевская ул., 28. В музей ведут массивные деревянные двери, за которыми, кажется, совершенное безмолвие. Так, собственно, и оказывается – кроме приветливых смотрителей, посетителей обычно немного. Однако экспозиции музея интересны, и будут интересны не только царскосёлам! Самая важная из них – историческая, разместившиеся на третьем и втором этаже. Как развивался городок вокруг императорской резиденции и насколько он был похож на то, что мы видим сейчас. Рассмотрите виды Царского села начала ХХ века – в теперешнем Пушкине не так много осталось памятников архитектуры модерна, а на фото центральные улицы города в необычных причудливых строениях. Полезно зайти сюда и после экскурсии по Федоровскому городку – в экспозиции музея представлены его проектные чертежи и планы интерьеров. Вообще, историко-архитектурная часть экспозиции очень хороша – в голове выстраивается общая пространственно-временная картина. Однако есть ощутимый минус – в некоторой части выставки на подписях фотографий и чертежей вы не найдёте адресов строений. Если вы не очень хорошо знаете Пушкин, стоит заказать экскурсионное обслуживание и задать все вопросы экскурсоводу (стоимость – 700 рублей за небольшую группу взрослых (от 1 до 8 человек), заказывать просят заранее).

В продолжении исторической экспозиции на втором этаже примечательны уголки, которые рассказывают о медицинских и учебных заведениях Царского села. Лучший по сравнению с городом климат позволял организовывать здесь лечебные заведения, к началу ХХ века здесь было 8 медицинских учреждений и 15 приютов и богаделен. Не менее славны и учебные заведения Царского села. На 30 тысяч жителей в 1909 году здесь было 19 учебных заведений замечательно высокого класса. Учитывались все аспекты учебного процесса: подбирались талантливые педагоги и передовые программы, выверенно распределялась нагрузка, сами здания учебных заведений строились специально с учётом учебных нужд. «Продукт» педагогической системы ярко охарактеризовал Корней Чуковский, написавший про царскоселов: «… им был присущ тот изысканный лоск, по которому мы, коренные петербургские жители, безошибочно узнавали людей, воспитанных Царским селом».

Вместе с учениками и преподавателями царскосельских гимназий мы плавно переместимся в соседний, литературный зал, посвященный поэтам Серебряного века. Иннокентий Анненский, Николай Гумилёв и, конечно же, Анна Ахматова – эти люди бродили по аллеям здешних парков. Кроме этих трёх фамилий вы узнаете несколько новых - малоизвестных, но достойных внимания. Рядом с синопсисом жизни и творческого пути приведены стихи. Отдельный зал посвящен истории Царского села во время Великой отечественной войны. Любопытное, несомненно кого-то заинтересующее, вкрапление - экспозиция, посвященная скаутскому движению в Царском селе. В целом, музей очень информативен, но по посещении, возможно, вы оставите пару пожеланий в книге отзывов и предложений. После визита в музей, вполне вероятно, вам захочется разыскать увиденное на улицах. Рассматривать Пушкин, гулять здесь можно бесконечно. Составим, например, такой маршрут. Выйдя из музея, отправляйтесь дальше по Пушкинской улице, затем поверните направо и через пару минут вы окажетесь на Набережной улице. Идите дальше по ней - слева развернётся меланхолический пейзаж каскадных прудов, а по правую руку вы увидите несколько примечательных зданий, например, Николаевскую мужскую гимназию - директором которой был Иннокентий Анненский, а одним из учеников – Николай Гумилёв. Здание в стиле эклектики, напоминающее о византийской или грузинской архитектуре, притянет ваше внимание. Чуть далее по Набережной – лютеранская кирха в неоготическом стиле. Не доходя до церкви, сверните на мостик, разделяющий каскадные пруды. За ним вас встретят свадебные кортежи – они стремятся в ЗАГС (здание Запасного дворца) по правую сторону улицы.

А мы с вами вглядимся за ограду по левую сторону Советского переулка – там, скрытый мрачными елями с билибинских картин, прячет свои залы Дворец княгини Палей. Ольга Валериановна Палей – жена великого князя Павла Александровича, дядюшки императора Николая II. Сына княгини Палей вы уже встречали в историко-литературном музее, Владимир Палей - молодой человек, оставивший по себе память как солдат и поэт. Когда-то этот дворец хранил несметные богатства, непродолжительное время в 20-е годы ХХ века здесь был музей, теперь же здание представляет печальную, гнетущую картину. Хочется надеяться, что когда-нибудь оно оживёт.

Развеяться от набежавшей грусти вам поможет, конечно, природа. В конце Советского переулка откроется вход в ещё один из местных парков – Отдельный. Масштабы его впечатляют – парк тянется до самого Павловска, впрочем, углубляться туда или нет - решите сами. Тем более что живописный пейзаж представится вам с первых минут. В Отдельном парке вы сразу увидите пруд с неожиданным, казалось бы, невозможным здесь песчаным пляжем. Купаться здесь нельзя, но это, пожалуй, плюс – так парк только приобретает больше романтичности.Вдоль парка тянется красивейший Софийский бульвар – если вы пойдёте по нему в нужном направлении (выйдя из парка – направо), он приведёт вас к железнодорожному вокзалу. Электричка привезёт на вас на изысканный Витебский вокзал – эстетически это самый правильный способ завершить визит в Царское село.

И возвращайтесь сюда! Чтобы увидеть дачи в стиле модерн, по-гречески гармоничный Софийский собор Ч. Камерона, может быть даже добраться до остатков Баболовского дворца в одноименном парке. За пушкинским вдохновением…