Почему печорин является лишним человеком в обществе. Почему Печорин “лишний человек”? Несколько интересных сочинений

Почему печорин является лишним человеком в обществе. Почему Печорин “лишний человек”? Несколько интересных сочинений

В 19 веке в русской литературе появляется образ лишнего для общества человека. Именно таким и является главный герой романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Григорий Печорин.

Григорий-интеллигентный дворянин, Передовой человек, но он представитель того поколения, которое не может найти своё место в этой жизни. Он не может оставаться на месте, деятелен. Герой постоянно пытается чем-то заниматься, но всё бросает: литературу, развлечения и светское общество, которое ему тоже быстро надоело. И тогда Печорин просто пустился в странствие. В нем сосредоточены огромные душевные силы, которые он мог бы направить в нужное русло, но герой растачивает их попусту, к тому же причиняя боль другим-ломает жизнь контрабандистов, убивает Грушницкого на дуэли, по его же вине умирает Бэла. Куда не придёт герой-он везде оставляет за собой горе.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Григорий стал таким не по своей воле. Таким сделало его именно общество. Он пытался говорить правду, но ему не верили и он стал лгать. Он пытался любить мир, но его не понимали, и тогда он стал злым. Перед нами предстает Печорин в образе пережившего многое и уже опустошенного человека, пусть еще и внешне очень молодого.

Главная причина бед героя-его крайне противоречивая натура. Он мечется между двумя крайностями-чувством и разумом. Не может найти определенный баланс между собственным эгоизмом и человеческим состраданием. Но всё же главное его противоречие-это способность действовать и ничтожность его действий.

Печорин сделал себя объектом своих же наблюдений. В нём будто бы живут два человека:"один действует, а другой судит его поступки". Он постоянно анализирует каждое своё действие, что не дает герою спокойно жить.

Именно все эти противоречия делают из Григория Печорина лишнего человека. Человека, который не может правильно применить свои огромные способности. Не зря М.Ю. Лермонтов назвал так свой роман «Герой нашего времени», ведь Григорий-это собирательный образ всей молодежи поколения писателя. И смертью Печорина автор показывает, что такому герою не место в мире.

Обновлено: 2018-01-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Печорин как лишний человек

Михаил Юрьевич Лермонтов родился третьего октября 1814 года в Москве в семье капитана. Детские годы проходят в имении Тарханы Пензенской губернии. Учился он в Московском университете. Лермонтов владел многими языками.

В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества. Создается новый образ - «лишнего человека», отвергнутого, духовно невостребованного обществом.

В романе Герой нашего времени Лермонтов создает образ такого человека. Этим образом является Печорин.

Печорин родился в богатой дворянской семье, поэтому с юных лет находился в кругах влиятельных людей. Однако ему скоро наскучил «свет» общества с его пустыми развлечениями, «которые можно достать за деньги» - баллы, праздничные обеды и конечно же маскарады со своими нудными разговорами и отсутствием практической деятельности. Печорин тянулся к образованию и наукам, но быстро решил для себя, что «счастье скорее найдешь в незнании и богатстве», а «славы он не желал». Этот герой внутренне опустошен. Причина его опустошенности можно найти, узнав о его воспитании. С самого начала своей жизни он был обречен на пустое будущее. Доказательство этому можно найти прочитав его дневник: «я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли. Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть.

Печорин изображается в романе, как жертва знатных людей. Таким образом, он с детства стал жестоким, злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь.

На протяжении романа герой пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела которые он начинает обречены на провал. Он это понимает и очень страдает от этого. Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. Печорин все это описывает в своем дневнике. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли», необходимые для активной жизни. Все это делает Печорина «лишним человеком» в общественном плане.

Также слаб он и в психологическом плане. Печорин не хочет заводить новые знакомства, общаться с умными людьми. Он тяготиться духовной и эмоциональной близостью. У него нет друзей и он ни кого не любит. Объясняет он это тем, что дружба никогда не основывается на равноправии, и боязнью потерять личную свободу.

Из этого можно вывести, что этот герой ценит только свою независимость. Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле все и вся, даже любовь.

Самые близкие у Печорина люди это только доктор Вернер и Вера. С доктором Вернером он делит чувство одиночества. Также их объединяет душевная неустроенность, а также похожий склад ума.

Про Веру можно сказать, что это «единственная женщина в мире». Он любит ее самозабвенно и бескорыстно. Однако и в этих отношениях появляются проблемы, которые ему тяжело решить.

У Печорина постоянно сражаются пламенная страсть и холодное равнодушие.

Таким образом, крайняя эгоистичность Печорина показывает его бесполезность во всех отношениях. Сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, герой никому не делает добра и не приносит счастья, можно сделать вывод, что он замкнулся в себе.

Даже он сам признается, что «сделался нравственным колекой».

Образ "лишнего человека" в Печорине.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился третьего октября 1814 года в Москве в семье капитана. Детские годы проходят в имении Тарханы Пензенской губернии. Учился он в Московском университете. Лермонтов владел многими языками.

В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества. Создается новый образ - «лишнего человека», отвергнутого, духовно невостребованного обществом.

В романе Герой нашего времени Лермонтов создает образ такого человека. Этим образом является Печорин.

Печорин родился в богатой дворянской семье, поэтому с юных лет находился в кругах влиятельных людей. Однако ему скоро наскучил «свет» общества с его пустыми развлечениями, «которые можно достать за деньги» - баллы, праздничные обеды и конечно же маскарады со своими нудными разговорами и отсутствием практической деятельности. Печорин тянулся к образованию и наукам, но быстро решил для себя, что «счастье скорее найдешь в незнании и богатстве», а «славы он не желал». Этот герой внутренне опустошен. Причина его опустошенности можно найти, узнав о его воспитании. С самого начала своей жизни он был обречен на пустое будущее. Доказательство этому можно найти прочитав его дневник: «я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли. Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть.

Печорин изображается в романе, как жертва знатных людей. Таким образом, он с детства стал жестоким, злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь.

На протяжении романа герой пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела которые он начинает обречены на провал. Он это понимает и очень страдает от этого. Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. Печорин все это описывает в своем дневнике. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли», необходимые для активной жизни. Все это делает Печорина «лишним человеком» в общественном плане.

Также слаб он и в психологическом плане. Печорин не хочет заводить новые знакомства, общаться с умными людьми. Он тяготиться духовной и эмоциональной близостью. У него нет друзей и он ни кого не любит. Объясняет он это тем, что дружба никогда не основывается на равноправии, и боязнью потерять личную свободу.

Из этого можно вывести, что этот герой ценит только свою независимость. Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле все и вся, даже любовь.

Самые близкие у Печорина люди это только доктор Вернер и Вера. С доктором Вернером он делит чувство одиночества. Также их объединяет душевная неустроенность, а также похожий склад ума.

Про Веру можно сказать, что это «единственная женщина в мире». Он любит ее самозабвенно и бескорыстно. Однако и в этих отношениях появляются проблемы, которые ему тяжело решить.

У Печорина постоянно сражаются пламенная страсть и холодное равнодушие.

Таким образом, крайняя эгоистичность Печорина показывает его бесполезность во всех отношениях. Сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, герой никому не делает добра и не приносит счастья, можно сделать вывод, что он замкнулся в себе.

Даже он сам признается, что «сделался нравственным колекой».

Проблема героя является центральной в романе, на что указывает его название — «Герой нашего времени». Однако когда роман создавался, он назывался по-другому — «Один из героев начала века». Различие между этими названиями имеет принципиальный характер. Если бы Лермонтов оставил черновое название, его герой был бы поставлен в ряд многих других героев. Печорин же, как утверждает автор в окончательном варианте названия, обобщает тип современного героя, вбирая в себя черты персонажей предшествующей литературы, начиная с немецких писателей Гёте и Шиллера, английских — Байрона и Вальтера Скотта, французских романтиков Р. Шатобриана и В. Гюго и, конечно, русских писателей А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и других.

Григорий Александрович Печорин — представитель своего времени, тип героя, в котором отразились эпохальные перемены, происшедшие в мире к началу XIX века. Эти перемены затронули мировоззрение нового человека, его жизненные ценности, вывели на иной уровень отношения личности и общества, сделали внутреннюю жизнь человека более глубокой. Лермонтовский герой стал в этом отношении героем, воплощающим черты нового человека.

В обществе, естественно, возникала ситуация, когда отдельные наиболее талантливые личности опережали в своём развитии и поведении значительную часть общества, инертную и отстающую от темпа перемен. Они часто не могли найти себя в общей жизни, их взгляды и позиция вызывали подозрение, и консервативное общество зачастую отторгало их от себя, защищая таким образом свой привычный образ жизни. В этих обстоятельствах рождалась литература о «лишних людях». Поначалу героями были романтические личности, изгнанные обществом или бежавшие от него, что объясняет такую распространённость в романтизме мотивов бегства и изгнанничества. Позже причины разрыва личности с обществом стали изображаться более объективно, то есть реалистически, учитывая социальную природу и психологию человека.

Произведений о «лишних людях» было написано немало. «Лишними» можно считать ещё гётевского Вертера или байроновского Чайльд Гарольда, однако в русской литературе это особый тип героя. Термин «лишние люди» возник значительно позже самого литературного явления. Вернее, явление было отмечено ещё Пушкиным в черновых вариантах «Евгения Онегина», а словосочетание стало популярным после повести «Дневник лишнего человека» (1849) И.С. Тургенева.

«Лишних людей» в русской литературе традиционно представляли триадой героев — Чацкий, Онегин, Печорин. «Лишний человек» — это тип героя-дворянина, отчуждённого от своей социальной среды, то есть фигура, отражающая исторические реалии. Тем не менее, называя этих героев «лишними людьми», следует помнить, что подобное определение значительно упрощает сложность и богатство этих образов.

Тенденция воспринимать литературный образ суженно, то есть проецировать его на условия и обстоятельства реальной личной жизни читателя и критика, проявилась сразу же после выхода романа «Герой нашего времени». Героя попросту не «узнали», воспринимая его как прославление безнравственности и гордыни или клевету на добропорядочное общество и его мораль. Более тонкие читатели, такие как В.Г. Белинский, видели в Печорине «болезнь времени», но не в полной мере осознавали, что Печорин — это не отдельный человек, а литературный тип. Такое восприятие романа современниками побудило Лермонтова написать «разъяснение» в предисловии ко второму прижизненному изданию 1841 года: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

При анализе образа главного героя романа следует исходить из соображения, что Печорин — это человек в самом широком смысле слова. В этом герое мы непременно обнаружим черты, свойственные нашему поведению, поведению и как частных людей, и как членов общества, то есть в социально-историческом контексте, а также поступки и жизненный выбор, присущие человеку любо/о исторического времени. На этих уровнях и следует понимать образ Печорина, и если мы предпочтём один уровень чтения другому, то непременно исказим мысль, которую вкладывал автор в своё произведение.

В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества. Создается новый образ - «лишнего человека», отвергнутого, духовно невостребованного обществом.
В романе Герой нашего времени Лермонтов создает образ такого человека. Этим образом является Печорин.
Печорин родился в богатой дворянской семье, поэтому с юных лет находился в кругах влиятельных людей. Однако ему скоро наскучил «свет» общества с его пустыми развлечениями, «которые можно достать за деньги» - баллы, праздничные обеды и конечно же маскарады со своими нудными разговорами и отсутствием практической деятельности. Печорин тянулся к образованию и наукам, но быстро решил для себя, что «счастье скорее найдешь в незнании и богатстве», а «славы он не желал». Этот герой внутренне опустошен. Причина его опустошенности можно найти, узнав о его воспитании. С самого начала своей жизни он был обречен на пустое будущее. Доказательство этому можно найти прочитав его дневник: «я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли. Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть.
Печорин изображается в романе, как жертва знатных людей. Таким образом, он с детства стал жестоким, злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь.
На протяжении романа герой пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела которые он начинает обречены на провал. Он это понимает и очень страдает от этого. Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. Печорин все это описывает в своем дневнике. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли», необходимые для активной жизни. Все это делает Печорина «лишним человеком» в общественном плане.
Также слаб он и в психологическом плане. Печорин не хочет заводить новые знакомства, общаться с умными людьми. Он тяготиться духовной и эмоциональной близостью. У него нет друзей и он ни кого не любит. Объясняет он это тем, что дружба никогда не основывается на равноправии, и боязнью потерять личную свободу.
Из этого можно вывести, что этот герой ценит только свою независимость. Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле все и вся, даже любовь.
Самые близкие у Печорина люди это только доктор Вернер и Вера. С доктором Вернером он делит чувство одиночества. Также их объединяет душевная неустроенность, а также похожий склад ума.
Про Веру можно сказать, что это «единственная женщина в мире». Он любит ее самозабвенно и бескорыстно. Однако и в этих отношениях появляются проблемы, которые ему тяжело решить.
У Печорина постоянно сражаются пламенная страсть и холодное равнодушие.
Таким образом, крайняя эгоистичность Печорина показывает его бесполезность во всех отношениях. Сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, герой никому не делает добра и не приносит счастья, можно сделать вывод, что он замкнулся в себе.
Даже он сам признается, что «сделался нравственным колекой».