Откуда родом мать виктора дробыша. Отец виктора дробыша отказался покидать россию

Откуда родом мать виктора дробыша. Отец виктора дробыша отказался покидать россию
Откуда родом мать виктора дробыша. Отец виктора дробыша отказался покидать россию

«Пять лет - полет нормальный!»

Фотография: Tyson Sadlo

Музыкант, композитор и продюсер ВИКТОР ДРОБЫШ поистине счастливый человек: у него есть любимая работа и БОЛЬШАЯ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ. Сейчас Виктор с женой Татьяной и детьми отдыхает в Италии, где к ним присоединился сын Татьяны от первого брака - Антон. Журнал ОК! отправился к ним в гости, чтобы провести солнечную фотосессию и узнать у Виктора и Татьяны, каково это - быть многодетными родителями. Пять лет назад, накануне собственного дня рождения Виктор Дробыш сделал себе роскошный подарок - женился на любимой женщине Татьяне. Теперь у супругов есть дочь Лида (в мае ей исполнилось три года) и сын Даниил (в декабре ему будет два). Сейчас Виктор Дробыш с семьей отдыхает в Италии, в Тоскане. Супруги пригласили журнал ОК! к себе в гости - в особняк, который они арендуют.

Виктор, как насчет покупки собственного дома в Италии?
Виктор: Для того чтобы иметь здесь собственный дом, надо всей душой полюбить это место и проживать в нем большую часть своей жизни. Пока нам тут просто нравится - Тоскана идеально подходит для того, чтобы растить детей.
Татьяна: Не совсем так - детей мы растим в Москве. Но они всегда с нами, работаем ли мы в Москве или отдыхаем в Италии.

Как же малыши переносят постоянные переезды?
Т.: Мы же летаем не каждую неделю. И по гостиницам не катаемся. Этот дом, например, мы сняли на всё лето.

Вы встретились и поженились в зрелом возрасте. Решиться на такой шаг было сложнее, чем в юности?
В.: Я долго ждал момента, когда Татьяна скажет «да», и дождался. Не хочу вспоминать, как это было раньше, могу сказать лишь одно: жениться надо по любви, и неважно, в каком возрасте. Я считаю, что всё сделал правильно, и теперь пожинаю плоды: это время - самое счастливое в моей жизни. Наде­юсь, и следующие пятьдесят лет будут такие же. Пять лет - полет нормальный! Видите, Таня даже плачет от счастья! (Смеется .)

Виктор, Татьяна принимает участие в ваших делах? Или же она занята исключительно воспитанием детей?
Воспитание детей - это одно из главных наших общих дел. Мы поставили перед собой задачу - жить так, чтобы работа не мешала уделять достаточно времени детям. Они растут очень быстро - Данька уже начинает разговаривать… Потом всю жизнь будешь вспоминать о таких моментах. Может, мы где-то недорабатываем, недозарабатываем, но зато получаем колоссальное удовольствие от того, как проходит наша жизнь.

Татьяна, скажите, каково быть мамой детей-погодков?
Сложно, конечно. Два маленьких ребенка - это уже почти детский сад, двойные хлопоты. Но и двойное удовольствие!

Виктор, у вас есть еще двое детей от первого брака. Слышала, что старший, Валерий, работает вместе с вами.
Было дело, но сейчас он работает в отрасли, которая не имеет отношения к музыке, - в налоговой инспекции. В юношестве он играл на гитаре, и я позволил ему чуть-чуть поработать со мной. Но то, что он выбрал другой род деятельности, не означает, что нужно забросить гитару. Я считаю так: каждому человеку не помешает умение играть на каком-либо музыкальном инструменте.


А ваш сын Иван стремится попасть в шоу-бизнес?

Да, внутренне он на это настроен. Сейчас Иван учится в школе, играет на барабанах, а во что это выльется - не знаю, время покажет. Я лично не пытаюсь сделать из кого-либо музыканта. Вообще, творческие династии - не по мне. Пусть будет так, как будет. А заставлять детей заниматься тем, что ты сам умеешь и любишь… Это не всегда приносит плоды.

Виктор, у вас трое сыновей и только одна дочка. Балуете ее?
Лида - моя слабость, мое солнышко! Это самый драгоценный подарок, который сделала мне Татьяна. У Даньки, как у самого маленького, на руках все козыри, но Лида - девочка, к тому же все говорят, что она безумно похожа на меня.

Не боитесь, что подросшая Лида начнет вить из папы веревки?
А из кого ей еще веревки вить? Пускай начинает тренироваться на мне. (Смеется.)


Сын Татьяны Антон, судя по всему, прекрасно ладит с младшими братом и сестрой. Вам с ним легко удалось найти общий язык?
Мне кажется, у нас это получилось в день знакомства. Антон тогда был еще совсем маленький. Помню, пошли мы с ним и Таней на концерт, потом играли в бильярд... Теперь он вырос, учится в Англии, мы проводим вместе несколько недель в году.

Виктор, то, что происходит в личной жизни, сильно отражается на творчестве?
В.: Я знаю, многие пишут песни, которые связаны с cобытиями в их жизни. Но творчество и жизнь - не одно и то же. Бывают грустные люди вроде Чарли Чаплина, которые всех смешат, но это не значит, что они должны быть смешными всё время. И чтобы написать песню о растерзанной и потерянной любви, не надо иметь неприятности в собственной жизни. Мне кажется, каждая песня как разыгранная сценка, но не в жизни, а в голове.
Т.: Вдохновение можно черпать в фильмах, книгах, пейзажах, рассказах других людей. Виктор очень внимательный и чувствительный человек, он тонко реагирует на всё, что происходит вокруг.
В.: Посмотрел кино с Ди Каприо, в котором все ругались и разводились, а потом взял и написал для певицы Славы песню «Одиночество - сволочь».
Интересно, что увлекает вас помимо работы и воспитания детей?
Т.: Мы любим настольные игры. Можем сидеть в ресторане и составлять слова в «Скрабл». Играем в шахматы, «Активити», «Монополию»… Может быть, это несколько детское времяпрепровождение, но нам нравится.
В.: Летели как-то в Дубай пять часов. Самолет приземлился, все уже выходят, а мы сидим доигрываем. (Смеются.) Еще я люблю хоккей. Это второе мое любимое занятие после музыки. Мне кажется, мужчине должны нравиться мужские виды спорта. Слава богу, в этом Татьяна меня поддерживает, хотя не всегда. Когда случается перебор - у меня тренировки по нескольку раз в неделю, так я еще хожу поболеть за московское «Динамо», - она меня, конечно, ставит на место и напоминает, что я музыкант, а не хоккеист.

А Лиду уже приучаете к каким-нибудь занятиям - танцам, пению?
В.: Я не сторонник того, чтобы очень сильно загружать детей с ранних лет. В первую очередь им нужно дать детство - с машинками, куколками и так далее. Потихоньку научим Лиду играть в теннис, зимой поставим ее на коньки. Но это всё должно быть аккуратно, логично, само собой. Не хочу делать из ребенка обезьянку, которая и песенки поет, и танцует, и прыгает, и ходит по канату…
Т.: Лида всё время что-то поет, причем неплохо, читает стихи, и ей это нравится. А если ребенку нравится, то и мы рады.
В.: Если она что-то услышит, это откладывается в ее памяти. Дочка потом лежит и поет: «Расскажи мне, мама, что я сделала не так, я любила, мама…»
Т.: Она сказки любит еще. Вообще Лида очень внимательная, любопытная, усидчивая.
В.: А Даня подвижный и неусидчивый, так что, думаю, года в три нужно будет его отдать в хоккей. Придется, конечно, поспорить с нашей мамой, но попробую ее убедить… (Смеется.)

Татьяна, а вы петь не хотите?
Т.: Нет, я не «обременена» таким талантом и отдаю себе в этом отчет в отличие от многих. (Смеется.) Бывают люди музыкальные, бывают немузыкальные. Я всегда была равнодушна к этой стороне жизни.
В.: А представьте, если бы она запела! Мне пришлось бы, как Пригожину, стать менеджером жены-певицы. Она бы мне не позволила больше никем заниматься. Татьяна дружит с Валерией, и если бы они работали в похожем формате, то стали бы серьезными конкурент­ками. А так, видите, всё хорошо: они дружат, у меня много артистов, и Танька мне помогает.
Т.: Да ладно, не выдумывай - конкурентки…

Татьяна, Виктор с вами советуется по поводу своего творчества?
Т.: Я могу дать совет на уровне «нравится - не нравится».
В.: Когда спрашиваешь мнения людей, имеющих отношение к шоу-бизнесу, они начинают слушать звуки, голос, тональности, разбирают материал на кусочки. И ты становишься заложником их профессионализма. А вот оценка простых людей, таких как Татьяна, гораздо важнее.

Виктор, далеко не всех композиторов знают в лицо, вы исключение. Возможно, в этом «виноваты» телешоу, в которых вы принимаете участие. Вы изначально стремились к известности?
Сам не понимаю, как это вышло. Может, это всё из-за моей широкой улыбки и каких-то высказываний? Но я, на самом деле, вообще ничего не делаю, чтобы быть узнаваемым. Наверное, такова сила телевидения: я выполняю свою обычную работу как композитор или продюсер, а камера следит за этим.

Скажите, какая деятельность вам ближе - продюсерская или композиторская?
Обе хороши, они красиво пересекаются. (Улыбается.) Меня преследует еще одна деятельность - менеджерская. Все эти встречи, переговоры, постановки песен на радио и телевидении, решение вопросов по концертам, финансам и рекламе… Когда я начинаю понимать, что это отнимает больше половины моего рабочего времени, то умышленно забиваю в себе бизнесмена Дробыша и становлюсь простым музыкантом Витей Дробышем. Это очень важно для меня - не потерять баланс, потому что хочется оставаться творческим человеком. Но в то же время многие артисты ждут от меня менеджерских действий.

Вы ведь и начинали как музыкант, а не как продюсер.
Да. Я работал в разных группах. Одно время жил в Германии - мы с ребятами тогда даже продали свои машины, чтобы вложиться в дело. Но мы сделали несколько ошибок и прогорели, а возвращаться на родину было не с руки, так как все ниточки в России мы уже потеряли. И я уехал в Финляндию, там записал альбом. Потом взял песню с этого альбома - Da Di Dam, адаптировал для российского слушателя, и ее спела Кристина Орбакайте. После этого Алла Пугачёва взяла у меня сразу пять песен. Так и началось мое возвращение. Если говорить о продюсировании... Я считаю, что продюсер - это звание. Чтобы называться продюсером и не потеть от стыда, я получил образование, поиграл в ансамбле как клавишник, побыл директором мюзикла, и всё время сочинял. То есть я прошел, как мне кажется, все ступени, чтобы получить право брать на себя ответственность за других артистов. Ведь их жизнь невольно оказывается в твоих руках. Если ты делаешь свою работу плохо, чего-то в ней не понимаешь, то можешь жизнь эту загубить. Потому что все ждут от тебя удачи и славы.

Главное, чтобы артисты и сами готовы были выкладываться ради удачи и славы.
Встречаются такие персонажи, которые приходят и говорят: «Вот, есть девушка, хочу, чтобы она пела. Только на гастроли она не поедет, нужно устроить пару ее концертов - в Кремле там, где-то еще…» Они как боксеры, которые тренируются, но не выходят на ринг. Мне же нужны люди, которые не только берут, но и отдают.

Когда к вам попадает новый артист, вы делаете ставку на его талант или стремление?
Что такое талант? На 99% это работа. Конечно, если человек не умеет «ни свистеть, ни кукарекать» - это не ко мне. Но если он обладает некоторыми данными, то надо помочь ему их развить. А знаете, сколько людей со своим талантом потихоньку загибаются? Тут в газете одной про Ваенгу написали: «Непрофессионализм может убить любой талант». К сожалению, это так. Но люди усердные тоже могут многого добиться. Слух можно развить абсолютно у любого человека. Чувство ритма - нельзя, а слух - можно. Вопрос только в том, как к этому идти. Знаете, если ко мне приходят люди и говорят, что у них диапазон голоса в четыре октавы, на меня это не производит ни малейшего впечатления. Я не считаю такой диапазон плюсом. Это лишь одна составляющая, фрагмент конструктора, который необходим, но не гарантирует, что ты станешь звездой. Вот, взять, к примеру, «Голос» - один из самых сильных и красивых проектов, которые делал Первый канал. Людей, которые приняли в нем участие, после завершения проекта мы не слушаем. А ведь они очень громко и высоко пели! Вот скажите мне, почему от Зары, Славы, Ани Лорак слушателей по всей стране по-прежнему пробирают мурашки, а от участников «Голоса» - нет? Этот секрет я пытаюсь раскрыть каждый день.

Виктор, а за своих подопечных вы чувствуете гордость?
Да, ощущение выполненного долга многого стоит. Мне очень приятно, когда поют мои песни. Когда Стас Пьеха с Григорием Лепсом пели в «Олимпийском» написанную мной песню «Она не твоя», было как-то не по себе: надо же, как круто, я что-то создал…

Татьяна ранее сказала, что вы человек чувствительный. Можете в такие моменты всплакнуть?
Могу, но стараюсь сдержаться. (Улыбается. ) Вообще, для мужчины всплакнуть не зазорно. Если мужчина проронил слезу, это не говорит о его слабости. Не надо становиться Терминатором.

Виктор Дробыш – знаменитый музыкальный композитор и продюсер, который прославился своей работой со многими звездами эстрады и резкими высказываниями в адрес коллег по шоу-бизнесу.

Композитор и продюсер Виктор Дробыш

Сегодня он входит в число самых продуктивных российских продюсеров. Его подопечные регулярно становятся лауреатами престижных музыкальных премий.

Детство и юность

Виктор Дробыш родился 27 июня 1966 года в Санкт-Петербурге, но в ответ на вопросы о национальности не скрывает белорусские корни. Семья будущего продюсера была среднего достатка, особыми финансами родители не располагали, но и не бедствовали: отец Яков Яковлевич был специалистом по токарному делу, а мать Надежда Николаевна работала врачом.

Мальчик с детства рос целеустремленным и мечтательным. Когда в 5-летнем возрасте он захотел играть на фортепиано, вся родня, за исключением отца, была против. Пианино тогда стоило как полноценный автомобиль, однако Яков Яковлевич взял кредит и купил любимому сыну дорогой инструмент.


В 6 лет Виктор самостоятельно записался в музыкальную школу, чтобы совершенствовать свои навыки. Впрочем, как и многие дети, со временем юный музыкант захотел играть в футбольной команде «Зенит», стать летчиком или авиаконструктором. Но тут уже его отец настоял на продолжении музыкальной карьеры. Окончив школу в 1981 году, Дробыш поступил в Ленинградскую консерваторию имени .

Музыка и продюсирование

В молодости Виктор сам работал музыкальным исполнителем: длинноволосый, стройный, гармоничного роста и внешности (рост Дробыша составляет 177 см) блондин имел все шансы стать звездой эстрады. Музыкальную биографию Виктор начал клавишником , куда его пригласил гитарист . Вместе с популярным некогда коллективом он ездил на гастроли по всей стране. Вскоре группа распалась.


Игорь Романов решил создать другой коллектив, куда вновь позвал Виктора и некоторых ребят из прежней группы. Новый проект получил название «Союз», первый альбом назывался «Игорь Романов и его группа» из-за проблем с советской цензурой. Музыканты давали концерты на территории родной страны, а также посетили Западную Германию.

В 1990 году Дробыш стал участником проекта «Пушкинг», который основал вокалист Константин Шустарев. После записи демо-пластинки участников приметили немецкие продюсеры, которые пригласили их в Германию для записи полноценного альбома. Тогда Виктор завязал полезные знакомства с зарубежными продюсерами и владельцами студий.

В 1996 году музыкант вместе с друзьями переехал из России в Германию, где занялся продюсерской деятельностью. Для того, чтобы основать собственное дело, им пришлось продать машины. Виктор стал продюсером немецкого коллектива «Culture Beat» и поп-группы «No Angels». Но наибольшей популярности он достиг благодаря проекту «BG The Prince Of Rap», чьи песни долгое время возглавляли европейские хит-парады. Впрочем, с бизнесом в Германии у мужчины не сложилось, и он переехал в Финляндию, где жили родственники его жены.

В Финляндии Виктор работал на финско-российской радиостанции «Спутник», став впоследствии ее вице-президентом. Он также продолжил продюсерскую и композиторскую деятельность, основав коллектив «Pets». Написанная Дробышем песня «Da Di Dam» стала хитом на территории Финляндии и некоторых других европейских стран, в частности Германии. За эту песню композитор получил немецкую награду «Золотой диск».


В 2002 году Виктор вернулся на родину, решив попробовать себя в качестве продюсера российских звезд. Он начал сотрудничать с и , написав для них песни, которые мгновенно стали хитами. Валерия исполнила песню «Часики», а Кристина Орбакайте спела русский кавер песни «Da Di Dam», благодаря чему композиция получила известность на территории стран СНГ.

Столь успешный старт позволил Виктору стать востребованным композитором среди звезд российского шоу-бизнеса. Он сотрудничал со многими артистами – , и другими музыкантами.


Известность открыла Дробышу путь на телевидение. В 2004 году композитор пригласил продюсера в проект «Фабрика Звезд-4» на Первом канале. Работа с талантливой молодежью подтолкнула мужчину к созданию «Продюсерского Центра Виктора Дробыша». Главной целью организации стала раскрутка и популяризация молодых талантов, среди которых оказались многочисленные выпускники шоу «Фабрика Звезд-3».

В 2006 году Дробыш возглавил музыкальное шоу «Фабрика Звезд-6», став его генеральным продюсером. Он также основал «Национальную музыкальную корпорацию», где в 2010-м занял кресло генерального директора.


Виктор Дробыш на шоу «Фабрика Звезд»

Для продюсера всегда важны его подопечные, Дробыш нередко устраивал скандалы, чтобы защитить коллективы, с которыми работает. В 2011 году Виктор Яковлевич рассорился с членами жюри «Фабрики Звезд» и , которые резко раскритиковали . Последнего Дробыш прямо в эфире назвал «коровой».

В 2012 году Виктор Яковлевич написал песню «Party for Everybody» для коллектива , который представлял Россию на «Евровидении». Эта музыкальная композиция помогла ансамблю занять 2-е место на европейском конкурсе.


В 2015 году он начал продюсирование под творческим псевдонимом IVAN. Под началом Дробыша молодой вокалист выпустил хиты «Крест и ладонь», «Help You Fly» и «Кино о любви». Последнюю песню он исполнил в дуэте с .

В 2016-м Иванов выступил на «Евровидении» в качестве представителя Беларуси. Подробности номера IVAN’а долгое время интриговали публику. Дробыш утверждал, что Александр будет петь обнаженным в окружении волков и что на это уже получено эксклюзивное разрешение. Певец действительно выступил с волками, но не с настоящими, а с детально проработанными проекциями.

IVAN на конкурсе «Евровидение»

17 декабря 2016 года состоялся большой юбилейный концерт, приуроченный к 50-летию Виктора Дробыша. Мероприятие транслировалось на всю страну по каналу «Россия». Продюсера поздравили многие звезды российской эстрады, записавшие хиты под руководством юбиляра. Участниками концерта стали , Валерия, Кристина Орбакайте, Ирина Аллегрова, Стас Пьеха, и другие.

Осенью 2014 года в прессе появились слухи, что Дробыш поссорился с популярной и самобытной певицей , причем инициатором конфликта стала артистка. Она не появилась на творческом вечере продюсера, а ее песни перестали выходить на «Русском Радио», с которым сотрудничает Виктор. Продюсер никак не стал комментировать слухи о ссоре, но отметил, что его контракт с Ваенгой давно истек, а продлевать его певица отказалась. При этом Дробыш не держит на нее зла, никак не пытается навредить ее карьере и будет рад, если Елена сама продолжит раскручивать собственное творчество.


Представители «Русского Радио» объяснили отсутствие песен Ваенги в эфире тем, что за последнее время певица не исполнила ничего, что крупная радиостанция сочла бы достойным своего эфира.

Через год в Сеть попала не менее скандальная новость: Виктор подрался с актрисой . Вскоре оказалось, что видео – это очередной розыгрыш актрисы, которыми она часто развлекает подписчиков своего «Инстаграма». На самом деле артистка и продюсер плотно сотрудничают на музыкальном поприще: Анастасия входит в число участников музыкального лейбла Дробыша.


Продюсер открыт всему новому, под его руководством начинают работу многие молодые музыканты. Благодаря интересу к молодежи композитор стал героем песни новой звезды российского шоу-бизнеса . Девушка записала трек «Позвони мне, Виктор Дробыш», который вошел в ее мини-альбом «Я Лиза».

В 2017 году Дробыш снова оказался в центре скандала. Продюсер резко высказался об и ее творчестве. Виктор Яковлевич, которого впоследствии поддержал певец , заявил, что концерты с участием Ольги Бузовой никогда не будут успешными, а у самой певицы нет ни харизмы, ни таланта. Знаменитость ответила на оскорбления в своем «Инстаграме», где призвала не «пиариться за ее счет» и посетовала на лицемерие в музыкальной сфере.

Личная жизнь

Виктор Дробыш впервые женился в 20-летнем возрасте на финской поэтессе Елене Стюф. В 1987 году у них родился сын Валерий. Позднее юноша пошел по стопам отца и сейчас работает в паре с ним. Когда супруги уже жили на родине поэтессы, она помогала Виктору в его карьере. В 1999 году у пары родился второй сын Иван, который позднее стал барабанщиком.


Когда Дробыша пригласили в Москву, Стюф с детьми решила остаться в Финляндии. В итоге большое расстояние сыграло свою роль, и в 2004 году супруги подали на развод.


В сентябре 2007 года Виктор познакомился с будущей второй женой Татьяной Нусиновой. Судьбоносная встреча состоялась благодаря общим друзьям. Через несколько недель после знакомства продюсер признался в любви и позвал Нусинову замуж, свадьбу сыграли в июне 2008-го. 2 года спустя у них родилась дочь Лидия, а в 2011-м семья пополнилась рождением Даниила. У Татьяны есть сын Антон от предыдущего брака.

Виктор Дробыш сейчас

Виктор Дробыш вкладывает силы в формирование российского шоу-бизнеса. В конце 2017 года он стал продюсером проекта телеканала МУЗ-ТВ «Новая Фабрика Звезд». Вскоре состоялось открытие первой в своем роде онлайн-академии «Формула звезды». Школу шоу-бизнеса композитор создал с целью отбора новых артистов, которые станут будущим российской эстрады.


Виктор Дробыш на проекте «Новая Фабрика Звезд»

Подопечные продюсера учатся самостоятельно создавать музыкальные хиты, писать музыку, которая способна приносить доход. Спикерами и преподавателями лекций и уроков, которые транслируются через Сеть, стали сам продюсер, певица Валерия, ее супруг , актриса Настасья Самбурская. Занятия и вебинары проходят на базе «Продюсерского центра Виктора Дробыша». Школа анонсирует свою работу со страниц официального сайта композитора. Фото участников Дробыш публикует в персональном аккаунте в «Инстаграме» .

Осенью 2018 года Виктор Яковлевич стал гостем телешоу «Во весь голос», которое вот уже 2-й сезон проводится на телеканале «МИР 24». Песни композитора во второй день конкурса исполняли молодые музыканты из России и других стран постсоветского пространства. После выступления Дробыш встретился с участниками шоу и каждому дал профессиональный совет.


Тогда же Виктор удивил публику заявлением о том, что готов стать продюсером сотрудницы МВД из Уфы, которая была изнасилована тремя начальниками. История получила большой резонанс в обществе. Репортеры обратили внимание на то, что девушка увлекается пением. На предложение журналистов «Комсомольской правды» взять юную исполнительницу под свою опеку Дробыш ответил согласием.

Минувшим летом музыкальному продюсеру Виктору Дробышу исполнилось 50 лет. Но отметить юбилей он решил гораздо позже, зато с большим размахом. Сегодня, 16 октября, в "БДТ Ледовый дворец" состоится концерт, где Виктор предоставит подопечным артистам возможность поздравить себя. О музыкальном долголетии и отношениях по любви - в шести принципах от первого лица.

Никогда не связываться с дураками

Самое главное - это человеческие отношения. Многие считают, что в шоу-бизнесе много грязи: кругом подонки, нечестные люди и скандалы. Это не так, в нем, как и везде, немало порядочных людей. И еще: чем легче относишься к деньгам, тем лучше идут дела.

Виктор Дробыш

Контракт не имеет никакого значения

Контракт - это очень размытая вещь. Если футболист не хочет играть в полную силу в твоей команде, ты сколько угодно будешь трясти бумагами, но он все равно не заиграет в полную силу. Например, со Стасом Пьехой мы начинали сотрудничать на самых плохих условиях, которые только существуют, - после "Фабрики звезд" у него был контракт, по которому он получал лишь десять процентов прибыли. Мы в таких отношениях проработали семь лет. Однажды мне звонит Стас и говорит: "Дядько! А ты знаешь, какой сегодня день? Сегодня закончился наш контракт". И он сказал столько теплых слов, что меня пробило на слезу. После этого мы поменяли условия, но сам контракт всегда забывали заключить. С одной стороны - разгильдяйство, с другой - с артистом, как и с женщиной, все должно быть построено на любви и уважении, силой все равно не удержишь.

Артисты всегда на пьедестале

Все люди в моем продакшене, включая меня, - маленькие фигурки вокруг фигуры артиста, даже если его никто не знает. Своим уважением мы поможем ему себя зауважать - и тогда люди в зале его оценят. Но если, конечно, артист "заплывет за буйки", его придется скинуть с пьедестала, такое тоже случается. Например, с Прохором Шаляпиным - я, правда, не знал, кому придумал фамилию! Я пытаюсь донести до всех артистов - второго предупреждения не будет.

Клипы - это ничто, главное - песня

Может, для девушки клипы еще что-то значат, да и то далеко не для каждой. Когда мы, к примеру, с Еленой Ваенгой сидели и разрабатывали "план "Барбаросса" по захвату аудитории, то пришли к выводу, что клипы снимать не будем. Артист должен доказывать свою состоятельность только одним - песней. Все остальное для меня шелуха. Люди десятилетиями слушают Lady In Red, и многие не знают, как выглядит Крис де Бург. Зарабатывают песни, а не клипы и фотосессии.

Сам вокал ничего не решает

Я вообще "певцов" не люблю. Терпеть не могу, когда дебютанты поют I Will Always Love You Уитни Хьюстон, натужно орут. Сам вокал ничего не дает. А дает что-то неуловимое, какая-то химия. У меня сейчас есть проект - Настасья Самбурская. Он, как и все другие мои проекты, заставляет меня ложиться спать в 2 часа ночи и с радостью бежать на работу в 7 утра. Это счастье!

Личная жизнь важнее всех шоу-бизнесов

Я считаю так: хочешь ты замуж или рожать - посылай все к черту, никаких пунктов в контрактах у меня об этом нет, хотя у многих продюсеров есть ограничения в этом плане. У меня все артистки реализовались полностью - и Зара, и Слава. Жизнь намного важнее и серьезнее, чем все эти балалаечные штуки.

Предлагаем увидеть фотоотчет с юбилея Виктора Дробыша

Кликните на фото для просмотра галереи

Текст: Елена Кузнецова

Имя участника: Виктор Дробыш

Возраст (день рождения): 27.07.1966

Город: Санкт-Петербург

Семья: женат, есть дети

Нашли неточность? Исправим анкету

С этой статьей читают:

Родился Виктор Дробыш 27 июня 1966 года в Петербурге. В роду Виктора есть белорусские корни. Семья никогда не была богатой, отец работал токарем, а мать врачом. С детских лет парень рос мечтательным и всегда добивался поставленных целей.

В 5 лет он заявил, что хочет научиться играть на фортепиано. Семья была против, но отец поддержал сына и взял кредит, чтобы Виктор исполнил свою мечту.

В 6 лет Виктор сам принял решение записаться в музыкальную школу, дабы усовершенствовать свои навыки. Но после стал подумывать о том, чтобы начать профессионально играть в футбол. Но на самом деле, как и все его сверстники, он мечтал о работе авиаконструктора в будущем или же летчика. Отец вмешался в его выбор и настоял, чтобы Виктор продолжал осваивать музыкальное дело.

В 1981 году Дробыш закончил среднюю школу и успешно сдал экзамены в Ленинградскую консерваторию им. Римского-Корсакова.

Профессиональная жизнь

В юности Виктор и сам пытался покорить отечественный шоу-бизнес. Высокий блондин играл на клавишах в коллективе «Земляне». Он гастролировал по России, но вскоре коллектив распался. Когда Романов стал подумывать о том, чтобы собрать новую группу, одним из первых он пригласил Виктора. Новый коллектив стал называться «Союз».

Первый альбом получил название «Игорь Романов и его группа», ведь на тот момент действовал строгий закон на счет советской цензуры. Музыкальный коллектив давал концерты не только на территории России, но и гастролировал по городам Западной Германии.

В 1990 году Виктор вошел в состав коллектива «Пушкинг» . После того, как была записана первая демо-пластинка, продюсеры из Германии пригласили ребят записать полноценный альбом к себе на родину. Там Дробыш смог завести нужные знакомства с владельцами зарубежных студий и продюсерами.

Продюсерская деятельность

В 1996 году Дробыш решил стать продюсером. На тот момент он уже жил в Германии. Чтобы начать новое для себя дело, он продал автомобиль и купил германский коллектив «Culture Beat» и поп-группу «No Angels». Популярность к продюсеру пришла после развития проекта «BG The Prince Of Rap».

Спустя время Виктор принял решение перебраться в Финляндию. Там он устроился на работу на радиостанцию под названием «Спутник», а спустя время смог занять место вице-президента. Он занял место продюсера в коллективе «Pets», который исполнил композицию Дробыша «Da Di Dam». Композитор получил за нее германскую награду «Золотой диск».

В 2002 году состоялось возвращение Виктора на родину . Он начал вести сотрудничество с отечественными звездами, написал песни для Валерии и Кристины Орбакайте, которые стали хитами. Успешное возвращение принесло Виктору популярность. Он стал востребованным композитором, его песни исполнили Н. Подольская, П.Шаляпин, С. Пьеха, а также многие другие артисты российского шоу-бизнеса.

В 2004 году ему открылся путь на ТВ. Игорь Крутой пригласил Виктора в проект «Фабрика звезд-4», который показывали на «Первом канале». После этого Дробыш создал свой «Продюсерский Центр В. Дробыша», специализирующийся на популяризации молодых исполнителей. В основном, это выпускники проекта «Фабрика звезд».

2006 год стал для Дробыша значимым. Именно он возглавил проект «Фабрика звезд-6», основал «Национальную Музыкальную Корпорацию». В 2010 году в указанной корпорации Виктор занял кресло гендиректора.

Продюсер всегда трепетно относится к своим подопечным. В 2011 году чтобы защитить их, устроил скандал с членами жюри проекта.

Не пропустите интересное:

В 2012 году написал песню, которая представляла РФ на конкурсе «Евровидение» под названием «Party for Everybody» для коллектива «Бурановские бабушки». Они заняли второе место на конкурсе.

В 2016 году снова работал на «Евровидении», был представителем А. Иванова от Белоруссии. В том же году 17 декабря состоялся юбилейный концерт В. Дробыша, который решено было приурочить к 50-летию композитора.

В 2017 году Виктор вновь связал свою жизнь с «Новой фабрикой звезд», взяв на себя обязанности продюсера проекта, который обязательно поможет ему найти новые таланты.

Личная жизнь

Виктор впервые связал себя узами брака в 20 лет с Еленой Стюф. Его избранницей стала финская поэтесса. В 1987 году у пары родился сын, которого решено было назвать Валерием. В 1999 году супруги вновь стали родителями мальчика Вани. В 2004 году пара развелась. Всему виной отношения на расстоянии. Когда Дробыш вернулся на родину, семья осталась в Финляндии. Несмотря на разлад в отношениях, бывшие супруги продолжают общение и даже продолжили музыкальное сотрудничество.

В 2007 году Виктор познакомился со своей второй женой Нусиновой Татьяной . Спустя несколько недель встреч Дробыш признался избраннице в любви и предложил сыграть свадьбу.

Торжество состоялось в 2008 году в июне, на тот момент у Татьяны был сын Антон от прошлого брака. В 2010 году пара стала родителями дочери Лилии, а еще через год семья стала больше – родился сын Даниил.

Виктор проводит все свободное время в кругу семьи. Дети также увлекаются музыкой. Валерий является соавтором песен отца, а Иван осваивает игру на ударных.

Фото Виктора

Осенью 2017 года Виктор создал страницу в инстаграме и она быстро набирает популярность.












В кулуарах ходят слухи, что популярная исполнительница Елена Ваенга не просто так внезапно пропала из теле– и радиоэфиров. Якобы всему причиной ссора между певицей и продюсером Виктором Дробышем, который буквально перекрыл ей ходы.

ПО ТЕМЕ

До недавнего времени Елена Ваенга (настоящая фамилия Хрулева) была неизменной участницей творческих вечеров композитора и продюсера Виктора Дробыша. В этом году она должна была выступить на его концерте, который будет проходить в ноябре в "Октябрьском" в Санкт-Петербурге. Но в развешанных по городу афишах ее имени не оказалось. Одновременно певица исчезла и из эфира некоторых радиостанций и телеканалов. В частности, ее песни неожиданно перестало крутить крупнейшее в стране "Русское Радио", где еще недавно они звучали раз по десять в день. Говорят, что якобы Елена Ваенга и Виктор Дробыш поругались. Всему причина – взрывной характер певицы .

"Очевидно, Лена что-то не поделила с Дробышем по совместному бизнесу, и он ей таким образом отомстил. Ведь Дробыш – соучредитель компании, которая последние лет пять делает все концерты Лены. Если Лена действительно рассталась с Дробышем и "Русским Радио", ее бизнес закроется довольно быстро . Все, что она могла сказать публике, уже сказала. Чтобы сохранить интерес к себе, ей нужна постоянная финансовая и медийная подпитка. Возможно, не было бы ничего страшного, если бы она лишилась поддержки какой-то другой крупной радиостанции. Все равно ротации в FM-диапазоне сейчас забиваются интернетом и не дают такого эффекта, как пять-десять лет назад. Но "Русское Радио" давало ей доступ не только к эфиру, но и к деньгам крупнейшей частной нефтяной компании России, которые позволяли оплачивать рекламу, аренду залов и остальное", – цитирует "Экспресс-газета" руководителя питерского продюсерского центра "Ночное такси" Александра Фрумина, который в конце 90-х первым поставил в эфир песни Ваенги в своей программе на радио "Русский шансон".

Сам Дробыш, ничего не сказав журналистам относительно ссоры, признался, что они с Ваенгой действительно уже не сотрудничают. "Как говорил один из персонажей фильма "Цирк", "кончается контракт – начинается антракт". Уже прошел год, как Ваенга перестала сотрудничать с нами. Ее сейчас нет не только на "Русском Радио". Ее вообще нигде нет! Причем это никак не связано с нами. Мы Лене ничего не перекрывали. Не знаю, что ей дальше с нами не работалось. Наверное, есть более серьезные персонажи для сотрудничества. Мы в свое время делали то, что считали нужным, для нее. И мне кажется, все было очень правильно", – рассказал продюсер.

По словам Дробыша, то, чем сейчас занимается певица, это "какой-то шараш-монтаж": "Но я только порадуюсь, если она будет зарабатывать приличные деньги. Самое главное для нее – это народная любовь . Она очень гипертрофированно в ней нуждается. Это даже влияет на ее состояние здоровья. Есть артисты, которые относятся к этому спокойно. А некоторые прямо живут этим. Хотя я бы не сказал, что деньги ей совсем не важны. Она не бессребреник. Несмотря ни на что, я не держу на нее зла. Мой младший брат Сашка по-прежнему работает у нее звукорежиссером. Ну, не будет Лены на моем творческом вечере в Питере... Честно говоря, я даже не задумывался на эту тему. Я ее просто не потяну. Но мне кажется, зал будет полный и без Ваенги".

Программный директор "Русского Радио" Роман Емельянов рассказал, что песни Ваенги перестали крутить вовсе не из-за финансовых разногласий: "За последний год у Елены не появилось песен, которые показались бы нам достойными ротации . А старые постепенно отыгрались и ушли из эфира. Не надо думать, что мы на кого-то обижаемся и составляем блэк-листы. Помните, как Сергей Лазарев ругал "Русское Радио"? У нас было много поводов на него обидеться. Но когда, благодаря проекту "Хит", у него появилась объективно крутая композиция, мы без вопросов взяли ее в ротацию. Для нас это бизнес. Вполне возможно, и Ваенга со временем у нас снова зазвучит".

Промоутер Валерий Худошин, много лет сотрудничающий с Еленой Ваенгой, предположил, что певице просто надоело зарабатывать деньги: "Она не гонится за деньгами . Недавно я предлагал ей пару концертов за хороший гонорар. "Нет, не хочу", – сказала она. У всех понятия на этот счет разные. Кто-то будет и ртом, и ж...й хватать до победного, пока не ляжет в гроб и туда все не сложит. А кто-то говорит: "Мне уже хватит. Идите вы на фиг!" Возможно, Лена приняла для себя такое решение. Возможно, из-за этого она и рассорилась с Дробышем и "Русским Радио". Характер у нее всегда был взрывной. Если что-то было не по ней, она сразу говорила "До свидания!" и уходила".