Открытый урок ко Дню народного единства: Минин и Пожарский - примеры для подражания. Внеклассное мероприятие "4 ноября День народного единства" «Слава Родины нашей отважным сынам»

Открытый урок ко Дню народного единства: Минин и Пожарский - примеры для подражания. Внеклассное мероприятие "4 ноября День народного единства" «Слава Родины нашей отважным сынам»

Открытый урок - мероприятие на тему:

«День народного единства»

для учащихся 5-9 классов.

Кищенко Анастасия Александровна,

учитель географии, социальный педагог

МБОУ Лицей №1 им. Г.С.Титова г. о. Краснознаменск

Московская область

Цель:

    формировать чувство гражданственности и патриотизма;

    формировать ответственность за судьбу Родины;

    дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;

    расширять кругозор учащихся;

    развивать умение делать выводы, обобщать;

    способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;

    воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, видеофильм.

Ход мероприятия:

Сцена оформлена декорациями в виде Соборной площади Нижнего Новгорода.

    Звучит колокольный звон. Вступительное слово учителя:

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

    Звучит гимн Российской Федерации.

    Рассказ об истории праздника с элементами показа слайдов:

Ведущий : Здравствуйте, ребята. Сегодня наше мероприятие посвящено одному из самых патриотичных праздников России – Дню народного единства.

4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства. В декабре 2004 года президент России, В. В. Путин, подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства.

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Ребята, а хорошо ли вы знаете события, которые связаны с праздником Дня народного единства? Учащиеся 7 класса нам сейчас расскажут некоторые исторические факты, которые повлияли на ход событий того тяжелого времени.

    Учащиеся представляют презентации с выступлениями.

Ученик 1. С конца 16-го века на Руси началось так называемое Смутное время – непростое время кризиса для нашей страны.

В 1598 году умер царь Фёдор Иванович (сын Ивана IV Грозного). Так как он был бездетен, то с его смертью пресеклась династия "прирожденных государей". После его смерти в Москву собрались выборные люди из разных городов и выбрали на царство Бориса Годунова. Время его царствования обещало быть счастливым. Начался строительный бум. Годунов стремился облегчить положение посадских людей, а во внешней политике делал ставку на сближение с Западом. Борис приглашал иностранцев на государственную службу, освобождал их от налогов. Но осенью 1601 года пошли проливные дожди, затем грянули ранние морозы. Урожай остался в поле. В следующем году трагедия повторилась. Начался страшный голод, продолжавшийся целых три года. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, стараясь удержать рост цен. Но это не помогло. Цена на хлеб увеличилась в сто раз.

Царь приказал выдавать из казны деньги беднякам, но деньги стали терять цену. Царь приказал открыть для голодающих казенные амбары, но хлеба хватило ненадолго. Начались бунты. Царские войска разгромили восставших, но не смогли успокоить страну.

Ученик 2: 13 апреля 1605 года царь Борис Годунов внезапно скончался. Новым царём назвали Федора (сына Бориса), юношу образованного и умного. Вскоре в Москве произошел мятеж. Юного царя и его мать убили, а народу объявили, что они отравились сами. Путь к трону был открыт. Кто же стал царём? Царём стал Лжедмитрий. Это бежавший 1602 году в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян. Но вскоре он был убит. После его смерти бояре выбрали царём Василия Шуйского, но спокойствие в стране не восстановилось. Появлялись все новые и новые самозванцы.

В это время польский король Сигизмунд II вторгся в Россию. Поляки разбили войско царя Василия Шуйского, москвитяне пришли в большое волнение, и Василий Шуйский был сведен с престола. После свержения Шуйского Русь осталась совсем без царя. Поляки осаждали Смоленск. Польский король желал стать царем. Власть в Москве захватила «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

Ученик 3: В это же время на русскую землю пришли с целью захвата шведы. Бедствия русской земли дошли до крайности. Казалось, Россия погибла. И вот тогда в русских людях заговорило народное чувство. Они решили стать за родную страну против чужеземцев. Для этого нижегородцы решили образовать ополчение . Начались сходки: рассуждали о том, откуда взять людей и деньги. По советам старосты из Нижнего Новгорода Кузьмы Минина каждый нижегородец на ополчение жертвовал третью часть своего имущества, вождём же выбрали князя Дмитрия Пожарского . Скоро к нижегородцам примкнули и другие города. В апреле 1612 года в Ярославле уже стояло громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей , до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. В августе была одержана решительная победа над поляками и в октябре Москва была очищена от оккупантов. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой и торжеством национального единства.

Ученик 4:

Последним лагерем Пожарский

Стоял у вотчины родной*.

Не нужен князю трон был царский,

И званье громкое ГЕРОЙ.

По воле сердца, не гордыни,

Возглавил на врага поход.

Его соратником был Минин,

Он ополченцев звал вперёд.

Так гражданин души великой

Прославил свой незнатный род.

В отчизне нашей многоликой

На зов откликнулся народ.

По крохам собирая средства,

Созвали ополченцев рать.

И все, кто жили по соседству,

Москву решили отстоять.

Героев слава не увянет!

Горда я, что в лихие дни

Там были родичи смоляне,

И бились за Москву они!

Повергли снова супостата:

Единством рать всегда сильна!

Бойцы стояли брат за брата,

В боях Россия спасена!

Лик Богоматери Казанской

Хранил от тягот всех и бед.

Засилье пало Польши панской!

И воссиял свободы свет!

Былое время снова близко.

Не меркнет подвиг давних лет!

В Ростокине, на обелиске,

Герои славных тех побед!

    Беседа с аудиторией о празднике:

Родина и единство... Скажите, как вы понимаете эти слова? (учащиеся отвечают)

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"? (учащиеся отвечают).

    Выходит ученик в роли Кузьмы Минина и разыгрывается сценка:

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Народ стал думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском.

Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

    На экране идет воспроизведение фильма: « 4 ноября – День народного единства» (учащиеся просматривают фильм)

( )

    Ведущий:

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Ученик читает стихотворение на фоне видеофильма ( ) :

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

    Учитель говорит речь на фоне слайд-фильма:

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила (слайд);

4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей (слайд).

4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери (слайд).

    Ведущий:

Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.

Ученики по очереди читают стихотворение на фоне музыки (Redemption_Denied_-_1612_(xMusic.me):

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Ведущий : Всего вам доброго!

МБОУ Верхнебыковская ООШ Учитель истории и обществознания Венцова Л.А. Пояснительная записка. Воспитательной направленности образовательного процесса в современном учебном учреждении уделяется большое внимание. Сегодня, как никогда ранее, становится приоритетной задача формирования у молодого поколения гражданских ценностей: патриотизма, активной жизненной позиции, проявляющихся в любви к своей стране, ответственности за ее судьбу, в уважении к ее истории. Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Грамотный патриот – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие патриотизм включает формирование любви к своей семье, своему родному краю, своему обществу, природе, стране, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного патриота своей страны, а не стороннего наблюдателя. Формируя патриота, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, личность. Поэтому патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, т.е. преданностью к своей малой родине, своей земле, Отечеству, своему народу. С педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая национальным самосознанием, уважением к историческому и культурному наследию своего народа, к человеческой личности и правам человека. В данной методической разработке представлен урок по истории России для 5­9 классов, посвященный одному из Дней воинской славы России ­ 4 ноября. Этот день известен как День народного единства. В соответствии с Федеральным законом 4 ноября 2005 года наша страна впервые отметила День народного единства, который стал ежегодным торжественным и памятным Днем.

Тема урока: « День народного единства». Эпиграф к уроку: "Патриот ­ это человек, служащий Родине, а Родина ­ это прежде всего народ." (Н.Г. Чернышевский) Цель: сформировать представление о новом российском празднике, его истоках и значении, воспитание у школьников гражданских качеств, патриотических чувств. Ожидаемые результаты: Предметные: умение отвечать на заданные вопросы, проводить анализ, выделять причины, итоги, следствия, владеть понятиями данного периода; Коммуникативные: умение работать в группе, распределять обязанности, сотрудничать, слышать других учеников, доказывать свою точку зрения; Регулятивные: умение нести ответственность не только индивидуальную, но и солидарную за деятельность группы; Личностные: развитие толерантности; Познавательные: продолжить поиск информации и ее анализ после урока, использование дополнительной литературы для расширения кругозора. Ход урока: Учитель: Наша страна в последние годы официально обрела новый праздник «День народного единства», который теперь отмечается ежегодно 4 ноября. Вопрос: Скажите, а что такое единство? Зачем оно нужно? В каких условиях оно возникает? Ответ: Празднование этого дня связано с событиями российской истории далёкого 1612 года. Вопрос: Скажите, что же за события происходили в это время?

Ответ: эти события были связаны с освобождением Москвы от польских интервентов. Учитель: Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи... Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга За тебя в нужде сложить голову! Учитель: Какие чувства вызвало у нас это стихотворение? Ответ: Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ. Учитель: В разное время русские люди сочиняли пословицы, поговорки о Родине. Вот только некоторые из них. Своя земля и в горсти мила. Своя земля - свой прах. Без корня и полынь не растет Всяк кулик свое болото хвалит. Родимая сторона - мать, чужая - мачеха. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Учитель: Родина и единство... Давайте поговорим о том, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника? Ответ: В единстве, единении народа - сила России. Учитель: Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса,

вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам. А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века. О каком событии идет речь? Что за великая смута потрясла русскую землю? (ответы учащихся). Совершенно верно. Речь о событиях далекого 17 века, о смутном времени, когда Россия стояла перед выбором: быть или не быть. В то далекое время решалась судьба нашей страны и нашего народа. Было это 4 ноября 4 столетия назад. Вот почему, когда мы говорим о празднике 4 ноября, мы понимаем, что 4 ноября – это день единства всех российских народов; это день спасения России от самой большой опасности, которая когда­либо ей грозила; это возрожденный праздник со своей историей. Кстати, об истории: 4 ноября славится разными историческими событиями. А у нас, в России, в этот день отмечают освобождение России от польско­ литовской интервенции. Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение прогнало польских интервентов из Москвы и положило конец так называемому Смутному времени. В Смуту не могли разделить властные полномочия между собой бояре, а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам. Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?.. Ополчение уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Народ шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Наши пра­пра­пра­пра­много раз пра­деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии. Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.

Этот праздник отмечают с 2005 года. Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной октябрьской революции 1917 года. Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства, была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике. 29 сентября 2004 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. Я прочитаю вам отрывок из стихотворения, а вы вспомните из курса отечественной истории, что происходило в тот период в нашей стране? Великое смятенье на Руси… Двенадцать лет нет доброго покоя. От царствия Бориса – посейчас В правительстве – разлад, В народе – смута, И пустота великая по землям, Да слезы вдов, Да горький детский плач… Есть от чего отчаянью гнездиться В душе моей: Столица сожжена, А Кремль в руках зарвавшихся поляков, Ох, тяжко стонет тягловый народ! Разруха, беспорядок, поруганье Святынь людских и святости церквей… Вокруг кого сплотиться русским людям? Кто избавленье от врагов нам принесет?

Учащиеся отвечают, что это период между царствованием двух династий: от смерти царя Федора Ивановича до воцарения Михаила Федоровича Романова, когда страну потрясали голодные бунты, появлялись самозванцы, и польско­ шведские интервенты пытались захватить русские земли. Учитель: Да, это очень нелегкий период в истории нашего Отечества, когда независимость нашей Родины висела в буквальном смысле «на волоске», и польско­шведские интервенты уже чувствовали себя в русских землях как дома. Учитель: давайте сегодня еще раз перелистаем страницы истории того тяжелого времени и попытаемся дать ответ на вопрос: кто же помог русским людям в лихие годы справиться с врагом? На экране – портреты исторических персон без подписей: Федор Иванович, Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Василий Шуйский, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин. Учитель: Кто эти гости? Подводится итог: учащиеся правильно ответили на вопрос. Далее учитель предлагает в списке исторических персоналий отметить те личности, которые сыграли важную роль в освобождении Москвы и всей России от поляков и помогли Михаилу Федоровичу Романову венчаться на царство. Учащиеся отмечают: Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, Иван Сусанин. Учитель: 22 октября в 1612 году бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай – город. Князь Пожарский вступил в город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. Эта дата в отечественной истории считается концом Смутного времени и началом единения российского народа. Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охватившего народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего... Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все

их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну. Это были трудные времена польской интервенции. Поляки хозяйничали в Москве, шведы захватили Новгород. Управление страной было полностью утрачено. В этих условиях нижегородский староста Кузьма Минин призвал народ к освобождению Родины. Командование ополчением возглавил опытный военачальник князь Дмитрий Пожарский. Весной 1612 года народное ополчение выступило в поход и в ноябре этого же года захватчики сложили оружие. Символом верности Родине вечно будет служить подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. Он пожертвовал жизнью ради другого человека, юноши Алексея - будущего царя России. Патриотическое движение народа увенчалось полной победой. В Кремле восстанавливалась власть. В феврале 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Учитель: Я зачитаю вам отрывки из поэтических произведений, а вы попробуете ответить какому герою принадлежат строки: Люд русский! Православный люд! Ужели враг непобедим? Ужели землю отдадим? Нет! За собой народ ведя, Пойдем мы, жизни не щадя, Отчизну, родину любя! Давайте все, кто чем богат, Ничуть, нимало не тая. Поможем все, как брату брат, Ведь мы – одна семья! Учащиеся отвечают: Кузьме Минину Учитель: Какому герою принадлежат эти строки? «Куда ты ведешь нас?... не видно ни зги! –

Крестьянину с сердцем вскричали враги: ­ Мы вязнем и тонем в сугробинах снега:; Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега. Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути; Но тем Михаила тебе не спасти!» «Куда ты завел нас?» ­ лях старый вскричал. «Туда, куда нужно!» ­ крестьянин сказал. Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет, и не будет у Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит, И душу изменой свою не погубит» ­ «Злодей! – закричали враги, закипев: Умрешь под мечами!» ­ «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, в суровом бою Умрет, защищая отчизну свою! Учащиеся отвечают: Ивану Сусанину. Сообщение про подвиг Ивана Сусанина заранее подготовленного ученика. Иван Сусанин – русский национальный герой, крестьянин из Костромского уезда. О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Существует и такое мнение, что Иван Сусанин был вотчинным старостой. Польский король решил уничтожить претендента на русский престол Михаила Романова и послал свой отряд в место, где в это время находился Михаил со своей матерью. Поляки и литовцы отрядом подошли к селу Домнину Костромского уезда с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича. Поляки наняли Сусанина в качестве провожатого. Иван Сусанин завёл отряд поляков в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки уже не смогли выбраться из болот.В центре Костромы стоит памятник Ивану Сусанину. Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения

музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Костромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина». Учитель: А о ком это стихотворение? Этот памятник поставлен Двум героям всей страной В честь того, что был избавлен От бесчестья край родной. Учащиеся: Минину и Пожарскому. Учитель: Так кто же все­таки помог России преодолеть смуту и изгнать врага? Учащиеся: Сами русские люди, объединившись в одно ополчение. Учитель: Мы знаем, что во все времена единение народа было, есть и будет для нашей страны главной национальной идеей и в политическом, и в духовном плане. Это та историческая основа, которая связывает наше прошлое, настоящее и будущее. Учитель предлагает ответить на вопросы к викторине: (групповая работа) 1. В каком году впервые был отмечен День народного единства в современной России? 2. Какую памятную дату заменил День народного единства? 3. Назовите президента, при котором День народного единства стал красным днём календаря? 4. При каком царе впервые был введен праздник? 5. Что послужило исторической причиной возникновения этой памятной даты? 6. От кого была освобождена Москва и Россия в 17 веке, что послужило началом истории Дня народного единства? 7. Кем была высказана идея сделать праздничным днём в России 4 ноября в сентябре 2004 года? 8. Кто возглавил штурм Китай­города 1 ноября 1612 года?

9. Какой город стал центром празднования Дня народного единства в 2005 году? Учитель предлагает выполнить упражнение: «Продолжи предложения»: (групповая работа) 1. Самое дорогое для человека – это… 2. Патриот своей Родины – это… 3. Вдали от родного дома я буду вспоминать… 4. Долг для меня – это… 5. Свет в окнах моего дома – это… 6. Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было… 7.Помогать Отечеству – значит… 8. Закон для меня – это… Учитель: Давайте же всегда помнить, что мы, россияне, ­ единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим. Давайте трудиться сообща во имя благополучия нашей Родины. Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству служит общему благу! Наш народ спас свою Родину, спас веру и государственность. День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика. В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту клятву: Главное - вместе! Главное - дружно! Главное - с сердцем, горящим в груди! Нам равнодушие не нужно! Злобу, обиду прочь гони! Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны славы своих предков. Спасибо за внимание.


Методическая разработка урока для учащихся начальных классов.
Автор: Елизарова Мария Алексеевна, учитель начальных классов, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Галкинская средняя общеобразовательная школа, Россия, Свердловская область, Камышловский район, село Галкинское, 2016г.
Класс: 1-4
Тема: «День народного единства».
Форма проведения: Урок-путешествие
Цель: Формирование знаний учащихся об истории праздника День народного единства, посредством беседы с проблемными вопросами.
Задачи:
Сформировать общее представление о событиях, связанных с 1612 г.;
развивать умение анализировать исторические факты, сопоставлять, делать выводы; формировать навыки самоконтроля;
воспитывать чувство гордости за Родину на примере подвига и самоотверженности великих граждан России – Минина и Пожарского.
Планируемый результат:
Личностный: проявляют любовь и уважительное отношение к Родине,понимают роль сплочения и единства в жизни человека.
Метапредметный: обучающихся проявляют личностные УУД(осуществляют самоопределение к теме классного часа, оценивают усваиваемое содержание; осуществляют самооценку); регулятивные УУД(саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; обучающиеся осуществляют самоконтроль.); коммуникативные УУД (высказывают свою точку зрения, чётко и полно аргументируя свои мысли, умеют работать в коллективе); познавательные УУД (формулируют цель, анализируют, сравнивают предложенную информацию, осуществляют поиск и выделение информации, формулируют проблему)
Предметный: демонстрируют знания об истории праздника «День народного единства», понимают значение единства в жизни человека.
План урока:
Организационный момент 2 минуты
Мотивационно-целевой этап. Остановка «Целевая». 5 минут
Основной этап. Изучение нового материала. Остановка «Толковая». 5 минут
Физ.Минутка. 3 минуты
Продолжение изучения нового материала. Остановка «Историческая». 10 минут
Закрепление полученных знаний. Остановка «Знатоки» 5 минут.
Остановка «Печатная машинка» 5 минут
Подведение итогов. 5 минут
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «День народного единства».
Ход занятия:
Орг. Момент
(слайд 1)
Учитель читает стихотворение.
С историей не спорят, С историей живут,Она объединяетНа подвиг и на трудЕдино государство,Когда един народ,Когда великой силойОн движется вперед.Врага он побеждает,Объединившись в бой,И Русь освобождает,И жертвует собой.Во славу тех героевЖивем одной судьбой,Сегодня День единстваМы празднуем с тобой!
Мотивационно-целевой этап
- Для каждого из нас очень важно знать историю своей Родины. Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.
(слайд 2)
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на машине времени в прошлое. Но для того, чтобы нам вернуться обратно в настоящее время, нам будет необходимо посетить все остановки нашей машины.
- В путь? (ДА)
- Закрываем глаза, садимся поудобнее и отсчитываем 10 волшебных секунд в прошлое: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2,1… Вот мы прибыли.
(слайд 3)
1) Остановка «Целевая».
- Первая остановка «Целевая». На ней нам необходимо определить цель нашего прибытия сюда.
(слайд 3: щелчок мыши)
- Посмотрите, на машине времени появилась надпись. Прочитайте её. (День Народного Единства).
- Что же это? Может быть какой-то праздник?
- Сформулируйте тему и цель нашей деятельности? (Тема: праздник День народного единства. Цель: узнать историю праздника, значение слова «единство») - Молодцы, едем дальше….
3. Основной этап. Изучение нового материала.
2) Остановка «Толковая».
(слайд 4)
- Следующая остановка «Толковая». Нам необходимо узнать значение слова «единство».
- Что же такое единство? (мнения детей)
- Где мы можем узнать значение этого слова? (В толковом словаре).
- Давайте заглянем в толковый словарь.
1. Общность, полное сходство. единство взглядов.
2. Цельность, сплочённость. единство. нации,
3. Неразрывность, взаимная связь. единство теории и практики.
(слайд 5)
- Как вы думаете, к чему же тогда призывает нас праздник День народного единства? (К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России).- Скажите, а в наше время едины ли люди? Все ли они дружны?
- К сожалению нет. Сейчас в мире происходят конфликты и войны: Украина, США, Франция, Сирия, вам в пример. Всё это из-за разногласии, неуважения и борьбы за власть. Что же нужно делать, чтобы избежать конфликтов и войн? (Мнения детей).
- Верно, нужно уважать друг друга, быть дружными, уметь находить компромисс, оставаться всегда Человеком.
- Молодцы, продолжаем наше путешествие…
4. Физ.минутка.
(слайд 6)
- Но мы не можем двигаться дальше. У нашей машины заканчивается энергия. Давайте её зарядим. Попрыгаем, побегаем, похлопаем, потопаем. Наша машина заряжена, едем дальше…
(слад 7)
5. Продолжение изучение нового материала. Беседа об истории праздника.
3) Остановка «Историческая».
(слайд 8)
- Перед нами остановка «Историческая». Здесь, вы внимательно послушаете историю становления праздника, ведь следующая остановка «Знатоки», где нам предстоит ответить на вопросы.
- На этой остановке так темно и мрачно. Что же здесь произошло? (Мнения детей). Давайте узнаем.
- Сейчас мы находимся в 1612 году, в это время в России началась Смута Великая.
- Скажите, на сколько лет назад мы вернулись, если сейчас 2016 год? Посчитаем? Верно, на 404 года назад.(слайд 9)
- А что же это за время – Смута? Так называли беспокойное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве, столице нашей Родины. Над государством нависла смертельная угроза. Польские войска выжигали государство Русское, опустошали, людей убивали. Вздохи и рыдания раздавались вокруг.Тогда и наступил конец терпению нашего народа. Русский народ решил слиться в одно единое для изгнания с родной земли противников.(слайд 10)
Именно 4 ноября народное ополчение – вооруженные силы страны, во главе нижегородского воеводы – воинского начальника – Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского успешно штурмовало (атаковало) Китай-город – район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены, вынудив командование польской армии подписать немедленную капитуляцию, т.е.отказаться от предстоящей борьбы, признать своё поражение.
(слайд 11)
Первым в освобожденный город вступил Дмитрий Пожарский со священной иконой Казанской Божьей Матери в руках.
(слайд 12)
Именно она, как свято верили на Руси, и помогла отстоять Государство Московское от польского нашествия.
(слайд 13)
В честь дня Казанской иконы Божьей матери и славной победы русской армии над польскими захватчиками, президент РФ В. Путин в 2005 году подписал указ об учреждении в России 4 ноября нового государственного праздника, Дня народного единства.
(слайд 14)
В 2005 году центром празднования стал Нижний Новгород. Там состоялось открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
(слайд 15: просмотр отрывка фильма)
В 2007 году Владимир Хотинеко, российский кинорежиссер, снял исторический фильм «1612», где показаны жизнь и судьбы событий Смуты – времён мятежей, беспорядков, волнений.
(слайд 16)
В этот день 4 ноября обязательно устраивается торжественный правительственный прием в Большом Кремлевском зале, на котором награждаются люди, внесшие большой вклад в развитие и процветание России.
(слайд 17)
Сейчас в России День народного единства становится все популярней. Ведь гордость за свою Родину, за ее прошлое и настоящее, и вера в ее счастливое будущее – это то, что неизменно объединяет людей и делает их единым народом.
Посмотрите вокруг, всё посветлело, посвежело. Мы продолжаем наше путешествие.
6. Закрепление полученных знаний
- А проверим, как внимательно вы слушали.
(слайд 18)
4) Остановка «Знатоки».
В каком году началась Смута Великая? (1612)
Какой народ враждовал с русским народом? (Поляки)
Во главе, с какими воеводами русский народ штурмовал Китай-город? (Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский)
С какой иконой вступил в освобожденный город Дмитрий Пожарский? (икона Казанской Божьей Матери)
В каком году президент РФ Путин В.В. подписал указ об учреждении праздника День народного единства в России? (2005)
В каком городе в 2005 году был открыт памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому? (Нижний Новгород)
Как называется фильм российского кинорежиссера, посвященный событиям времен Смуты? (1612)
Вот в честь этого события и празднуется День Народного Единства.Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны.
(слайд 19)
5) Остановка «Печатная машинка».
Нам вскоре предстоит вернуться в наше время, однако у нас осталась ещё одна остановка «Печатная машинка».
Учитель даёт буквы каждому ребенку. Буквы, составляют фразу «Сплочен и един, наш народ непобедим». Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
- Посмотрите, только общими усилиями, когда мы объединились, сплотились, мы смогли пройти эту остановку. Молодцы! А что же значит, фраза, которую вы произносили? (Мнения детей).
- Ни при каких обстоятельствах нельзя забывать, что наша сила – в нашем единстве, в нашей сплоченности. Абсолютно не важно, какую фамилию носит тот или иной человек, какой он национальности, важно, чтобы все мы относились друг к другу уважительно, ведь только вместе мы способны на большее, чем в одиночку.
7.Завершение деятельности.
Рефлексия.
- Мы проехали все остановки, выполнили все задания. Пора возвращаться в наше время. Закрываем глаза, беремся за руки и считаем 10 волшебных секунд вперед: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
(слайд 20)
- Вот мы и вернулись в 2016 год. Давайте подведем итог. Какую цель мы поставили перед собой?
- Как вы считаете, мы достигли цели?
(слайд 21)
- Какой вывод мы с вами можем сделать? Какую роль играют сплоченность и единство в жизни человека?
-Я надеюсь, что теперь вы будете уважать друг друга, выслушивать и помогать.
(слайд 22)
- Наша страна многонациональна, в России живет более 180 национальностей и у каждого свои обычаи, сказки и песни. Но у всех нас одна большая, единая Родина Россия!

Открытый урок для 5-11 классов

Тема. День народного единства.

Методическая разработка

Открытого урока для классных

руководителей.

Исполнитель: учитель истории

Ольховской средней школы

Чернышова С. А.

Тема открытого классного часа. День народного единства.

Цели:

Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота.

Воспитание патриотических чувств учащихся на примерах исторических событий, на примере объединения народных патриотических сил для изгнания захватчиков с русских земель в нач. 17 века.

Нравственное воспитание.

Карты по истории Отечества: « Смутное время в России в нач. 17 века», « Польско-шведская интервенция и освобождение Москвы в 1612 году».

Презентация открытого урока «День народного единства».

Тип урока :

Обьяснительно-иллюстративный (При желании учитель может раздать лекционную часть наиболее подготовленным детям.) с элементами творческой работы учащихся.

План классного часа:

    Организационный момент. Вхождение в урок.

    Лекция. Презентация.

    Творческая работа детей в группах. Традиции и символы праздника.

4. Заключение.

Объявление темы и цели урока. Вопросы к детям: Как вы думаете, что означает название этого праздника, что это за праздник? (Могут быть предложены свои варианты вопросов, а далее могут быть представлены фрагменты начала презентации).

Начало презентации.

22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского

4 ноября государственный праздник в Российской Федерации-День народного единства впервые отмечался в 2005 году.

Народность есть выражение любви к Отечеству. День народного единства - это день выражения любви к своему Отечеству, осознание себя частью великого народа и готовность в любую минуту жертвовать собой ради спасения своего Отечества.

П.2. Лекция с использованием карт и фрагментов презентации.

Слова учителя: « Нам сегодня предстоит познакомиться с историей возникновения этого праздника».

Со смертью первого русского царя Ивана Грозного в1584 году началась почти тридцатилетняя пора Смутного времени. Началась Смута с народных волнений, связанных великим голодом на рубеже 17 и 18 веков. Два лета подряд стояла необычайная погода, летом 1601года сначала шли проливные дожди, холодные дожди, в июле выпал снег, а с августа начались снегопады. Ездили на санях как среди зимы. На полях жгли костры, чтобы спасти незрелые колосья, но это мало помогало. Все было бы не так трагично, если бы следующий год был урожайным. Но природа опять «смутилась». Весна как ей положено началась теплом, бурно росли озимые, но, как и в прошлом году, грянули морозы « превеликие и страшные», а за ними - сухое и жаркое лето. Вместо хлеба на полях царствовал бурьян. На третий год в 1603, природа не «бунтовала», но сеять было не чем. Начался голод. Ели всё: кошек, мышей, мякину и сено, навоз и коренья. И самое страшное, чего никогда не было на Руси,- началось людоедство.

Люди умирали от голода прямо на улицах. В Москве только в трех братских могилах было похоронено 127 тыс. человек, в основном тех, кто пришел в столицу в надежде на спасение. Москвичей, как правило, хоронили на церковных кладбищах. Современники полагали, что вымерла треть царства Московского.

По дорогам ходили толпы людей, собирались разбойничьи шайки. Обычная жизнь государства была нарушена мятежными раздорами, волнениями, беспорядками. По-прежнему в Успенском соборе Кремля короновали царей, но они не долго оставались на троне. После смерти в 1598 году бездетного Федора и в мае 1591 царевича Дмитрия пресеклась династия Рюриковичей. Комиссия, которая расследовала обстоятельства смерти последнего пришла к выводу, что смерть наступила от несчастного случая. Но в смутное время появилась другая версия: царевича убили подосланные Борисом Годуновым люди. События откликнулись трагедией через 10 лет: появился Лжедмитрий, который объявил, что он царевич Дмитрий, который спасся от гибели и с его воцарением в стране наступит порядок. Польские князья, которых не устраивал мир с Россией, решили воспользоваться случаем и помочь Лжедмитрию взойти на Московский престол. В обмен на поддержку Лжедмитрий согласился выполнить ряд условий. Польскому дворянину Мнишеку он обещал миллион злотых и жениться на его дочери Марине, а также передать ей у удел Псков и Новгород, Польскому королю - Часть русских земель и обратить Русь в католичество.

Осенью1604 года войско Лжедмитрия (около 2 тыс. наемников) вторглось в Россию и опираясь на недовольных политикой Б. Годунова, голодом быстро продвигалось к Москве. К 1605 году, после смерти Б. Годунова путь на Москву был свободен. 20.06.1605 года Лжедмитрий1 вступил в Москву. 21. 07.1605 коронован в Успенском соборе. Но уже в феврале 1606 года в Москву явились послы короля Сигизмунда с территориальныни претензиями. Своеволие поляк в Москве стало главной причиной заговора, в результате которого Лжедмитрий был убит, а царем был выкрикнут Василий Шуйский

Началось бесславное правление В. Шуйского. К осени 1611 года Россия перестала существовать как единое государство. Значительная часть территорий была захвачена поляками, на юге действовали многочисленные самозванцы, Новгородская земля перешла под власть Швеции.

Смертельная опасность заставила граждан забыть свои личные беды и подняться на защиту Отчизны. Знаменем в этой борьбе стал патриарх Гермоген. Он призывал всех людей подняться на войну за православную веру, за русскую землю. Из захваченной поляками Москвы он рассылал свои грамоты с призывами. Последней его грамотой было обращение к нижегородцам. Поляки уморили патриарха голодом, но остановить народ, который поднялся на борьбу, было уже нельзя. Мощная патриотическая волна, родившаяся в Нижнем Новгороде, поставила во главе народного движения простого гражданина Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.

Началось всё с того, что нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину было видение: ему явился преподобный Сергий, повелел собрать «казну» на военные нужды и велел очищать Московское государство. Минин понял, что сам господь покровительствует ему, и осенью 1611 года обратился к нижегородцам, призывая пожертвовать всем ради освобождения земли русской. Минин, призывая людей на помощь, говорил: « Вера и Отечество наше погибают, но мы можем спасти их. Не пощадим жизни и имущества нашего для избавления Москвы, продадим дома свои, заложим все своё имущество и выкупим из беды Отечество!» Слезы текли по щекам Минина, когда он произносил эти слова, святой огонь любви к Отечеству блистал в его взоре. Граждане кричали: « Умрем за Русь святую!» В этом крике соединились все сердца, все души, все желания. Он раздавался во всех отдаленных местах России, он привел к одной цели, он воодушевил всех защитников её.

Добровольные пожертвования позволили сформировать народное ополчение. Каждый отдавал в казну одну пятую и даже одну третью часть своего имущества. Тот, кто был победнее, отдавал последнее, те у кого ничего не было, шли в кабалу. На призыв нижегородцев встать на освобождение своей земли откликнулись многие города Поволжья и других мест. Сбор нового ополчения был назначен в Ярославле. Здесь появилось правительство « Совет всей Земли». Летом 1612 года ополчение двинулось на Москву. 4 ноября по новому стилю, удалось отвоевать часть Москвы-Китай город. Вскоре ополчение вступило в опустошенный и оскверненный интервентами Кремль. Впереди шел Кузьма Минин с иконой Казанской Божьей Матери в Руках. Москвичи бурно праздновали победу. С освобождения Москвы от иноземцев народное ополчение начало дело освобождения всей страны от польских и шведских интервентов и восстановления независимости Российского государства

П.3. Творческая работа.

Слова учителя: « У каждого праздника есть свои символы. Например, символом нового года является елка, символом праздника, отмечаемого в СССР 7 ноября, как праздник победы в революции-были красные флаги, которые вывешивались на площадях и других публичных местах, символом 9 мая стали парад победы на Красной площади и песня день победы и др. И у каждого праздника есть свои традиции. У пока еще нового праздника « Дня народного единства» еще нет традиций. Я предлагаю вам разбиться на группы (желательно по 7 человек в каждой) и выполнить следующие задания: придумать и нарисовать символы этого праздника; придумать традиции этого праздника».

Работа в группах (5-7 мин.)

Защита группами своих предложений (2-3 мин.)

Возможные варианты:

Символы. Памятник Минину и Пожарскому; икона Казанской Божьей Матери и т.д.

Традиции. Театрализованные постановки различных значимых исторических событий (ледовое побоище, Куликовская битва, освобождение Москвы от интервентов и др.); народные гуляния (с элементами народных игр, песен)

П.4. Заключение.

Обсуждение работы групп. Подведение итогов.

К детям «Как вы думаете, нужен ли нам этот праздник. Необходимо ли нам помнить о событиях 1612 года и роли, которую сыграл народ в освобождении своего Отечества.