Основные этапы создания юридического лица. Алгоритм создания юр лиц порядок регистрации организаций

Основные этапы создания юридического лица. Алгоритм создания юр лиц порядок регистрации организаций

Относящимися к различным организационно-правовым формам юридических лиц. В ГК имеется лишь немногочисленные нормы, относящиеся к созданию любого юридического лица. Однако это не означает, что нет оснований говорить о наличии в данном случае общих правовых предписаний, позволяющих характеризовать порядок создания юридического лица в целом.

Способы создания юридического лица сегодня принято делить на явочно-нормативный (или нормативно-явочный, или заявительный) и разрешительный.

При явочно-нормативном способе инициатива создания юридического лица принадлежит исключительно его учредителям, которые не обязаны согласовывать с кем-либо свое решение. Регистрирующий орган только проверяет соблюдение учредителями требований, предъявляемых к регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации может последовать только по основаниям, указанным в законе. Акт государственной регистрации имеет необратимый характер, так что в случае неустранимых нарушений, допущенных при государственной регистрации юридического лица, регистрирующий орган может предъявить в суд требование о его ликвидации, но не о признании недействительным акта регистрации. При этом все действия такого юридического лица будут иметь силу для его контрагентов.

Разрешительный способ предполагает получение предварительного разрешения на создание юридического лица от компетентного органа публичной власти. Делается это в общих интересах участников гражданского оборота, поскольку деятельность таких лиц способна оказывать на них существенное влияние (коммерческие банки , коммерческие юридические лица, занимающие доминирующее положение на товарном рынке).

Любое новое юридическое лицо создается волей его учредителей. Следовательно, процесс создания возможен только после того, как определился состав учредителей и ими избрана подходящая организационно-правовая форма юридического лица.

В общем случае учредителями юридических лиц могут выступать физические и юридические лица, а также публичные образования - Российская Федерация , субъект Федерации, муниципальное образование. Состав учредителей конкретного юридического лица, однако, зависит от его организационно-правовой формы. Закон в одних случаях указывает, кто может быть учредителем (участником) юридического лица, в других - устанавливает запрет на вхождение определенных лиц в состав учредителей (участников) юридического лица. Так, учредителями хозяйственных товариществ могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие юридические лица (ст. 66 ГК). Учредителями производственных кооперативов могут быть только граждане (ст. 107 ГК), потребительских - граждане и юридические лица (ст. 116 ГК). Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ , если иное не установлено законом (ст. 66 ГК). Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах , за исключением открытых акционерных обществ . Перечень ограничений на вхождение в состав учредителей может быть продолжен. Так, например, число учредителей кооператива не может быть менее 5, а число учредителей ООО и ЗАО - более 50.

Начальной точкой процесса создания юридического лица является решение его учредителей. В зависимости от организационно-правовой формы юридическое лицо может иметь одного либо нескольких учредителей. Один учредитель всегда у учреждений и унитарных предприятий (собственник имущества либо публичное образование). Несколько учредителей (минимальное количество определяется законом) - у хозяйственных товариществ, кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), объединений юридических лиц (союзов и ассоциаций). Хозяйственные общества и фонды могут иметь как нескольких, так и одного учредителя.

Принятие решения, а равно форма решения о создании юридического лица специально не регулируются. Исключение составляют решения публичных образований о создании учреждений и унитарных предприятий . В этих случаях нормативные акты определяют как компетентный орган, так и процедуру принятия решения, его форму и содержание. Законодательство допускает поэтому, что решение о создании юридического лица может иметь вид протокола, договора или иного документа (например, постановления компетентного органа о создании унитарного предприятия или решения единственного учредителя).

Принятое решение нуждается в исполнении, совершении целого ряда действий, завершающихся государственной регистрацией юридического лица. Поскольку на момент принятия решения есть только учредители, то им необходимо определить, кто и в каком порядке будет нести ответственность за совершение всех этих действий. А необходимо как минимум разработать и утвердить учредительные документы юридического лица, сформировать имущество, предназначенное для передачи в собственность юридическому лицу, сформировать органы будущего юридического лица, обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией. Наряду с этим может понадобиться совершение и некоторых дополнительных действий - согласование с компетентными органами создания и территориального размещения юридического лица. Все эти действия совершаются учредителями в соответствии с заключаемым ими договором о создании юридического лица, либо лицами, указанными в решении о создании юридического лица (для унитарных предприятий и публичных учреждений), либо единоличным учредителем или, по его поручению, иными лицами.

Учредительные документы, как уже говорилось выше, состоят из учредительного договора и(или) устава. Учредительный договор заключается, а устав утверждается учредителями юридического лица (п. 1 ст. 52 ГК).

От учредительного договора необходимо отличать договор о создании юридического лица (общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества). Последний не является учредительным документом. В нем не указываются сведения об участии учредителей в деятельности юридического лица, а также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. Договор этот прекращается, как правило, с момента государственной регистрации юридического лица.

Формирование органов юридического лица происходит по решению учредителей на основании утвержденных ими учредительных документов. И хотя самого юридического лица к этому моменту может еще не быть и юридически правильно

было бы поэтому вести речь не об органах, а о лицах, которым учредителями представляется право действовать от имени будущего юридического лица без доверенности , такое решение тем не менее обязательно для регистрирующего органа, будущего юридического лица, а в последующем и для всех остальных лиц.

Формирование имущества юридического лица на этапе его создания представляет собой процесс передачи учредителями своего имущества для юридического лица. В разных организационно-правовых формах этот процесс происходит по-разному. В хозяйственных товариществах формируется складочный капитал , в хозяйственных обществах - уставный капитал , в унитарных предприятиях - уставный фонд, в кооперативах - паевый фонд. Для остальных организационно-правовых форм этот процесс предоставлен усмотрению учредителей, которые в соответствии с принятым решением, заключенным договором передают принадлежащее им имущество вновь создаваемому юридическому лицу.

Во всех случаях речь идет, во-первых, об имуществе, наличие которого закон считает обязательным для начала деятельности юридического лица и требует от учредителей предъявления доказательств его наличия к определенному моменту. Во-вторых, можно говорить об имуществе, которое необходимо юридическому лицу для начала его основной деятельности. Его приобретение предоставлено усмотрению учредителей, и законодательством о создании юридических лиц обычно прямо не регулируется. Для того чтобы создать общество с ограниченной ответственностью, занимающееся ремонтом и сервисным обслуживанием автотранспорта, учредителям достаточно сформировать уставный капитал в 10 000 руб. Но этому обществу для занятия своей основной деятельностью потребуются ценности стоимостью как минимум в несколько миллионов рублей. Законодательство о создании юридических лиц не требует ни строительства производственных зданий, ни приобретения и установки технологического оборудования, транспортных средств и т.п. в качестве обязательного условия возникновения юридического лица, заявляющего о намерении заниматься такой производственной деятельностью. Эта цель косвенно обеспечивается реализацией требований других правовых норм , без соблюдения которых тот или иной вид деятельности осуществлять невозможно (нормы о лицензировании, техническом регулировании, государственном надзоре , защите прав потребителей и т.д.). Но в главном она предоставлена все же усмотрению учредителей, определяющих виды и размер материальных, финансовых и трудовых ресурсов , необходимых создаваемому ими юридическому лицу к начальному моменту, а равно самостоятельно определяющих правовые формы их передачи (в собственность, в аренду, в концессию, взаем и т.д.).

Здесь, однако, существует одно юридическое препятствие, затрудняющее решение задачи формирования имущества юридического лица. Оно заключается в том, что к моменту государственной регистрации у организации уже должно быть имущество, необходимое для ее деятельности. Однако субъекта, которому это имущество должно в итоге принадлежать, еще не существует. В случаях когда закон позволяет приступать к формированию обязательной части имущества юридического лица после его создания (акционерные общества), такой проблемы не существует. Во всех остальных случаях учредителями должно быть определено лицо, действующее в интересах формирования имущества будущего юридическо-го лица, которое обязано будет передать ему имущество, полученное от учредителей, в случае государственной регистрации юридического лица.

Заключительный этап создания юридического лица - государственная регистрация, заключающаяся внесению в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица.

Государственная регистрация вновь создаваемого юридического лица осуществляется уполномоченным государственным органом (налоговой инспекцией) по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица :

  1. руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  2. учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  3. руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  4. иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины .

В ЕГРЮЛ наряду со сведениями о самом юридическом лице, его имуществе, филиалах и представительствах включается целый ряд сведений о его органах, учредителях (участников) и принадлежащих им правах участия, а также и о некоторых других лицах (реестродержателях).

Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

  1. непредставления необходимых для государственной регистрации документов;
  2. представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
  3. несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
  4. подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Если вы решили организовать собственный бизнес в России, у вас есть два варианта – открыть ИП либо основать юридическое лицо. Последнее хоть и требует больше усилий и обходится несколько дороже, но имеет ряд значительных преимуществ. Коммерческое предприятие, зарегистрированное в форме юридического лица, обладает более широкими возможностями. И это касается практически всех аспектов ведения бизнеса, начиная от выбора вида деятельности и заканчивая вероятностью стать участником глобального рынка.

Решившись на открытие организации, нужно провести серьезную всестороннюю подготовку. В этой статье мы расскажем о том, что включает в себя этот процесс, и как самостоятельно зарегистрировать юридическое лицо.

Создание и регистрация юридического лица

Стадии создания организаций будут отличаться в зависимости от организационно-правовой формы. Поэтому, первое, что нужно сделать при открытии организации – выбрать форму хозяйствующего субъекта.

Среди коммерческих организаций, представляющих сегмент частного бизнеса, выделяют:

  • хозяйственные товарищества;
  • хозяйственные общества;
  • производственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Каждая из указанных форм по-своему удобна для реализации различных проектов. Наибольшее распространение в РФ получили общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (публичные и непубличные).

Процесс создания и вопросы регистрации юридического лица всех вышеупомянутых форм регламентируются ГК РФ и соответствующими законодательными актами. Рассмотрим этапы открытия организации на примере ООО.

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Стадии открытия организации на примере ООО

Определившись с формой ведения бизнеса, следует установить состав участников юр. лица.

Если вы планируете открыть ООО, важно знать: вы можете выступать единственным учредителем общества. По закону количество участников ООО может быть от 1 до 50.

О том, кто имеет право стать учредителем ООО, и кто может им руководить, смотрите в следующем видео:

Далее основателям организации необходимо составить и подписать договор, в котором должны быть обозначены условия сотрудничества, права и обязанности участников, их ответственность и т. д. Когда ООО открывается одним лицом, этот этап пропускается.

Один из самых ответственных моментов при учреждении ООО – создание Устава предприятия. Этот официальный документ регулирует порядок всей деятельности общества, к тому же он обязателен для регистрации юридического лица в ФНС. Что нужно указать в Уставе?

Вот перечень сведений, которые обязательно нужно включить в этот документ:

  • название предприятия (полное и сокращенное);
  • юридический адрес – место, где будет находиться организация;
  • величина уставного капитала общества (от 10 тысяч рублей);
  • состав и компетенции органов управления компании;
  • права и обязанности основателей (включая условия выхода из ООО и перехода долей в уставном капитале);
  • порядок учета документов и предоставления их заинтересованным лицам.

При необходимости Устав предприятия можно дополнить другими актуальными для участников положениями, если это не будет противоречить закону.

Важно! Для регистрации нового юридического лица в ФНС вам потребуется два подлинника Устава, поэтому следует сразу позаботиться о том, чтобы указанный учредительный документ был выпущен в двух экземплярах. Один из оригиналов Устава, заверенный ФНС, вы получите обратно по итогам гос. регистрации.

Закончив с Уставом предприятия, необходимо оформить решение об учреждении юр. лица. Если подразумевается несколько участников, то оно оформляется в виде Протокола общего собрания. Так или иначе, в документе должны присутствовать сведения об утвержденном Уставе предприятия.

До 2014 года основателям ООО вменялось в обязанность до подачи документов в ФНС внести не менее половины от общей суммы уставного капитала. С этой целью чаще всего еще до визита в ФНС на новое юридическое лицо открывался расчетный счет в финансовой организации, и участники оплачивали свои доли согласно договору. Однако в мае 2014 года эта норма была отменена, и теперь внести свою долю каждый учредитель вправе в любое время, но не позже четырех месяцев с момента гос. регистрации.

Важно! По закону с 2015 году общества с ограниченной ответственностью не обязаны иметь печать. Однако если учредителями принято решение о ее необходимости, то сведения о печати нужно также внести в Устав организации.

Подготовив должным образом все необходимые документы, подтверждающие факт создания хозяйствующего субъекта, учредителям остается только уплатить обязательный денежный сбор в сумме 4000 рублей и выбрать один из способов регистрации в ФНС, доступных на сегодня для юридических лиц.

Зачем нужно регистрировать юридическое лицо

Официальные данные о каждой действующей в России организации в обобщенном и упорядоченном виде содержатся в Едином гос. реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Информация о новом субъекте предпринимательской деятельности вносится в этот документ представителями налоговой службы по итогам регистрации юр. лица.

Значение государственной регистрации юридических лиц состоит в следующем: только пройдя эту обязательную процедуру, вы вправе ссылаться на то, что ведете деятельность от имени организации. Другими словами, это - легализация, узаконивание вашего бизнеса. Если вести бизнес, минуя гос. регистрацию, то рано или поздно это всплывет на поверхность, и государство может применить по отношению к вам, как к учредителю, ряд санкций.

Кроме того, не имея официального статуса юридического лица, вы не сможете сотрудничать с серьезными и благонадежными партнерами. Сегодня каждое заинтересованное лицо перед тем, как заключать договор с контрагентом, может проверить его на предмет наличия подтверждающей записи в гос. реестре.

Регистрация юридического лица в налоговой инспекции

Оформив документы, необходимые на начальной стадии создания организации и выяснив, для чего нужно регистрировать юридическое лицо, можно приступать непосредственно к самой процедуре.

Первым делом вам следует определиться с тем, каким образом вы будете действовать, если планируете осуществить регистрацию юридического лица самостоятельно. Доступные способы:

  • лично, совершив визит в подразделение ФНС или в один из многофункциональных центров;
  • дистанционно (с помощью портала ФНС, через сайт госуслуг либо отправив документы почтой).

Если вы планируете подавать документы лично, нужно уточнить, . Регистрация производится по юридическому адресу организации, в качестве которого может выступать и домашний адрес одного из учредителей.

Если вам больше по душе удаленная подача документов, то учтите, что все необходимые бумаги придется заверять нотариально, а в случае электронной отправки документов еще и ставить на них усиленную электронную подпись.

Которые вы подготовили на этапе создания организации, нужно будет дополнить заявлением о гос. регистрации юр. лица. Бланк и правила его заполнения следует искать на сайте налоговой службы www.nalog.ru.

Важно! В заявлении о гос. регистрации не допускается наличие каких-либо ошибок. Все данные должны быть достоверными и совпадать с информацией, присутствующей в Уставе организации.

Полный пакет документов, который нужно предоставить в ФНС при первичной регистрации юридического лица должен включать:

  • Устав (2 подлинника);
  • Решение или Протокол об учреждении;
  • заявление по форме Р11001;
  • квитанцию о внесении госпошлины.

Передав все указанные бумаги одним из доступных способов в ФНС, вам следует подождать в течение пяти рабочих дней. За это время сотрудники службы проведут все необходимые проверки и рассмотрят ваше заявление. По итогам рассмотрения будет вынесено соответствующее решение.

Если решение будет положительным, то в налоговой службе вы получите:

  • Свидетельство о постановке на налоговый учет вашей компании;
  • выписку из реестра;
  • один из подлинников Устава с пометками ФНС.

Однако не всегда решение ФНС относительно регистрации юр. лица бывает положительным. Учредители могут столкнуться с такой проблемой, как отказ в гос. регистрации.

Проблемы при регистрации юридических лиц, и пути их решения

Причины, в связи с которыми сотрудники ФНС вправе отказать вам в регистрации компании, очень многообразны. Все они внесены в Федеральный и ИП №129-ФЗ.

Наиболее частые поводы для отказа:

  • предоставление недостоверных данных;
  • ошибки в документах;
  • отсутствие нотариального заверения, если таковое является обязательным;
  • запрет на право заниматься предпринимательской деятельностью в отношении одного из основателей и т. д.

Чтобы избежать проблем при регистрации юридических лиц, рекомендуется с особым вниманием отнестись к оформлению всех требуемых бумаг. Нередки случаи, когда налоговая служба отказывает в регистрации из-за ошибок в учредительных документах.

Если вы не уверены в том, что сможете правильно составить Устав организации, рекомендуем воспользоваться примерной формой этого документа, размещенной на информационно-правовом портале Гарант www.garant.ru. Использование типовой формы Устава позволит вам избежать ошибок и разработать собственный учредительный документ с учетом всех имеющихся требований.

Важную роль при регистрации юр. лица играет то, кто именно будет выступать в качестве заявителя. Поставить подпись на заявлении может один из участников (или все учредители в полном составе) либо руководитель организации, например, генеральный директор. Заверить подпись нотариально нужно во всех случаях, кроме того, когда при подаче документов в ФНС присутствуют все участники юр. лица.

Что делать, если нужно реорганизовать действующее юридическое лицо

Если вы успешно зарегистрировали вашу организацию в налоговой службе, и в дальнейшем в процессе деятельности столкнулись с необходимостью расширения бизнеса (или любого другого преобразования), вы вправе произвести реорганизацию фирмы.

Решение проблемы создания предпринимательской организации созвучно решению любой проблемы, поэтому в обобщенном виде представляет собой следующий процесс: осмысление потребности, определение цели, постановка задач, выработка вариантов решения задач, принятие решения (т.е. выбор оптимального сочетания вариантов решения), обеспечение исполнения задач и оценки результатов. Рассмотрим коротко каждый из этапов данного процесса.

Общее осмысление идеи предложения рынку товаров (услуг, работ). Осмысление должно основываться на оценке имеющихся ресурсов. Даже если полностью отсутствуют материальные, технологические, финансовые и кадровые ресурсы, то это не означает краха Вашего предприятия (в смысле «начинания»). Наличие у Вас организаторских ресурсов, предпринимательского таланта может возместить отсутствие иных резервов.

Разработка вариантов бизнес-плана будущего производства товаров (услуг, работ). Бизнес-план в условиях рынка, как известно, начинается не с того, что вы можете дать, а с того, что хочет взять потребитель, с рыночного спроса.

Проектирование организационно-правовой формы предпринимательской структуры. Исходя из бизнес-плана, т.е. из проекта содержания будущей предпринимательской деятельности, Вы можете проектировать организационно-правовую форму предпринимательской структуры. Процесс проектирования организационно-правовой формы предпринимательской структуры заключается в следующем.

Оценка ресурсов и вариантов. Следует оценить наличие и необходимость квалифицированных кадров, а также требуемую степень их привлечения (партнерство, сотрудничество). Нужно выяснить и сопоставить финансовые затраты на создание организации-предприятия и на организацию индивидуальной предпринимательской деятельности, а также определить источники финансирования. Нелишне определить, согласны ли будущие контрагенты работать с индивидуальным предпринимателем или предпочтут организацию. Уточнить, какие структуры производства и управления им предусмотрены бизнес-планом. Осмыслить свое чувство лидерства, определить свое место в управлении организацией. Проанализировать необходимость создания собственной организации или оформления относительно автономного филиала, отделения уже функционирующего юридического лица. Выявить возможность использования для Вашей предпринимательской деятельности одной из форм некоммерческих организаций.

Принятие решения. Определить, коммерческая или некоммерческая организация создается. Выбрать для нее организационно-правовую форму. Выработать схему системы управления организацией. Установить место (город, регион) государственной регистрации.

Обеспечение создания организации.

Подготовить следующие данные (техническое задание) для разработчика учредительных документов:

  • - наименование и организационно-правовая форма;
  • - место расположения органа управления («юрадрес»);
  • - величина уставного капитала;
  • - распределение уставного капитала между учредителями;
  • - порядок формирования уставного капитала (кто, чем, когда);
  • - схема управления организацией, компетенция органов управления;
  • - данные учредителей (паспорт, свидетельство о регистрации юридического лица).

Выбрать юридическую фирму для оформления государственной регистрации и сделать ей заказ.

Выбрать банк для открытия расчетного счета, после регистрации и постановки на учет в налоговой инспекции открыть расчетный счет.

Определить схемы финансово-хозяйственных операций и разработать (поручить разработку специалисту) формы основных договоров и контрактов, в том числе трудовых.

Основные этапы создания организации:

  • - проведение общего собрания инициативной группы, т.е. будущих учредителей;
  • - заключение учредительного договора или договора о создании акционерного общества;
  • - утверждение устава (на основе разработанного проекта);
  • - оформление протокола общего собрания учредителей;
  • - оплата госпошлины за регистрацию организации;
  • - оплата (формирование) не менее 50% уставного капитала (фонда);
  • - передача всех необходимых документов в регистрирующий орган (местная налоговая инспекция, подразделение министерства юстиции);
  • - получение свидетельства о государственной регистрации из регистрирующего органа;
  • - нотариальное заверение необходимого количества копий учредительных документов;
  • - постановка организации на учет в фондах, Госкомстате и в налоговой инспекции;
  • - заверение в нотариате (или в банке) подписей руководителей организации на банковских карточках;
  • - открытие в банке расчетного счета.

Учредительные документы юридического лица

Из перечисленных этапов создания предпринимательской организации наиболее трудоемкими и ответственными являются этапы составления учредительных документов и государственная регистрация. Порядок их проведения регламентирован ст. 51-54 ГК РФ.

Статья 52 ГК РФ гласит:

1. Юридическое лицо действует на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

2. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и некоторых других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором также определяются условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

3. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Ряд положений этой статьи требует пояснений.

Статья в качестве учредительных документов называет либо устав, либо учредительный договор и устав, либо только договор. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем. Это означает недопустимость требования иных документов (например, решения учредителя), что, к сожалению, нередко практикуется. Регистрирующие органы не вправе своей волей устанавливать перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица, и, ориентируясь на него, задерживать регистрацию.

Заслуживает внимания указание статьи относительно возможности действия юридического лица - некоммерческой организации на основании общего положения об организациях данного вида. Следовательно, для ее регистрации индивидуальных учредительных документов не требуется.

Серьезного изучения (особенно в практической деятельности) требует п. 2 статьи. Здесь сказано, какие сведения должны содержаться в учредительных документах. Игнорирование их может привести как к бесспорному отказу в регистрации юридического лица, так и к осложнениям в процессе его деятельности. Одновременно с п. 1 ст. 52 ГК РФ следует руководствоваться законами о юридических лицах соответствующего вида.

Учредительный договор должен заключаться обдуманно, поскольку применительно к различным видам юридических лиц законодатель определяет условия учредительного договора в ряде случаев диспозитивно. В меньшей мере это касается и уставов. Поэтому нежелательно механическое копирование чужих документов, которое весьма распространено.

Хотя, согласно п. 3 указанной статьи, изменения учредительных документов приобретают силу с момента их государственной регистрации (или с момента уведомления регистрирующего органа), они распространяются на отношения с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений даже при отсутствии их регистрации. В этих случаях юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации.

Положение п. 3 (о том, что изменения учредительных документов приобретают силу с указанного выше момента для третьих лиц) позволяет сделать вывод об обязательности изменений для самого юридического лица и его учредителей (участников) и до их регистрации.

Статья 53 ГК РФ регламентирует состав и порядок деятельности органов юридического лица, которые обязательно отражаются в учредительных документах:

1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

  • 2. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.
  • 3. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Таким образом, в Гражданском кодексе РФ нет специальной нормы относительно дееспособности юридического лица, однако в ст. 53 законодатель определяет порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав - это может быть осуществлено через его органы, а в предусмотренных законом случаях - через участников (такой порядок приобретения прав предусмотрен, например, в отношении товариществ).

В пункте 3 статьи содержатся требования относительно поведения лица, действующего от имени юридического лица: его действия должны быть добросовестны и разумны. Такой критерий страдает известной степенью неопределенности, но зато ориентирует на проявление максимальной меры внимания и заботы к интересам представляемого во избежание ответственности в виде возмещения убытков, причиненных юридическому лицу.

Статья 54 ГК РФ регламентирует вопросы, касающиеся наименования и местонахождения юридического лица:

  • 1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
  • 2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.
  • 3. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
  • 4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с настоящим Кодексом.

В пункте 1 статьи подчеркнуто, что юридическое лицо в своем наименовании содержит указание на его организационно-правовую форму, а унитарные предприятия, в предусмотренных законом случаях другие коммерческие организации и некоммерческие организации - указание на характер деятельности. Последнее ориентирует на специальную правоспособность данных юридических лиц и как бы предупреждает участников гражданского оборота о недопустимости правовых связей с ними, выходящих за ее пределы. Здесь мы можем предполагать, что контрагент юридического лица, учитывая такое наименование, заведомо должен знать о незаконности совершаемого действия.

Как сказано в п. 4 статьи, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. По смыслу этого пункта такое наименование в обязательном порядке обособленно не регистрируется, но оно может быть зарегистрировано, и тогда юридическое лицо становится носителем исключительного права на его использование, т.е. третьи лица могут пользоваться им только с согласия правообладателя - в противном случае они обязаны по требованию обладателя права на фирменное наименование прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Характерно, что фирменное наименование (по Гражданскому кодексу РФ) относится к средствам индивидуализации юридического лица и его продукции, входящим в состав интеллектуальной собственности организации (ст. 139 ГК РФ).

В случаях и в порядке, установленных ГК РФ и другими законами, признается исключительным право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.

На основе учредительных документов осуществляется государственная регистрация организации, процедура которой определяется ст. 51 ГК РФ:

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции или в налоговой инспекции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций, фирменное наименование включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

2. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Эта статья определяет порядок регистрации юридического лица - в органах юстиции, с включением данных о государственной регистрации в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Таким образом, отказ в регистрации допустим лишь при нарушении установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. Отказ по иным основаниям либо уклонение от регистрации - противоправны и могут быть обжалованы в суде. Таким образом, должны быть устранены злоупотребления со стороны должностных лиц, производящих регистрацию, поскольку здесь не исключается также возможность требований о возмещении вреда, причиненного неправомерными действиями соответствующего органа.

ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ Порядок регистрации коммерческих юридических лиц (ООО, ОАО, ЗАО, полные товарищества, коммандитные товарищества, др.) регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129 -ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Процесс создания юр. лица, можно представить в виде пошаговых действий - алгоритма: Подготовительная стадия – непосредственная регистрация в ИФНС – изготовление печати – постановка на учет во внебюджетных фондах – открытие расчетного счета в банке Документальное оформление решения о создании: – выбрать фирменное наименование организации (полное и сокращенное) – подобрать помещение под офис (определить место нахождения юридического лица) – определить размер уставного капитала и способ его оплаты – определить структуру органов управления организации – указать виды деятельности создаваемой компании – выбрать и (или) назначить кандидатов в органы управления

Определение: Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - организационно-правовая форма коммерческой организации. ООО может быть учреждено одним или несколькими лицами. Уставный капитал общества разделен на доли, размер которых определен учредительными документами. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов, включая их неоплаченную часть. В ряде стран фирменное наименование должно включать полное или сокращенное указание на общество с ограниченной ответственностью: SA и SARL во Франции, AG и Gmbh в Германии, Ltd. в США и Англии.

Алгоритм регистрации: Подготовить учредительные документы: проект устава, проект учредительного договора и протокол учредительного собрания или решение учредителя ООО. Открыть временный счёт в банке (для внесения уставного капитала) + оплатить государственную пошлину (2000 р.) Написать заявление о государственной регистрации установленной формы (подпись необходимо заверить у нотариуса). Сдать документы в районную налоговую инспекцию: 2 комплекта учредительных документов, квитанция об оплате госпошлины, заявление установленной формы о создании юридического лица, распорядительный документ о создании (протокол или решение учредителя). Если выбрана в качестве объекта налогообложения упрощенная система налогообложения, то одновременно с заявлением о государственной регистрации сдать и заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Открыть расчётно-кассовый счёт (сообщить об открытии банковского счета вы обязаны письменно в налоговый орган по месту учета в десятидневный срок. Невыполнение данного обязательства влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей). Теперь, когда вы официально зарегистрированы, можете подавать заявление на получение лицензии (для тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию) и начинать работать.

Недостатки ООО: При регистрации ООО, его последующей деятельности, учредители и вновь вошедшие участники могут столкнуться и с другими недостатками этой опф: количество участников не может превышать 50 человек (ст. 7 ФЗ N 14 -ФЗ) по общему правилу, установлено право преимущественной покупки уступаемой доли (ч. 2 ст. 93 ФЗ № 14 -ФЗ) осуществление регистрации ООО исключает возможность выпускать акции для регистрации ООО, по общему правилу, необходимо подготовить два учредительных документа (ч. 1 ст. 89 ГК РФ) проведение регистрации ООО запрещено, если оно имеет в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (ч. 2 ст. 88 ГК РФ) Положительные стороны регистрации ООО в том, что: регистрация ООО требует минимум времени и денег, а последующая хозяйственная деятельность по сравнению с АО значительно упрощена (не требуется вести реестр акционеров, регистрировать проспект эмиссии в ФСФР) осуществив регистрацию ООО, учредители полностью сохранят контроль над предприятием (компетенция общего собрания участников не ограничена - ст. 33 ФЗ N 14 ФЗ) регистрация ООО позволяет участникам ограничить размер своей имущественной ответственности по долгам ООО вкладом в уставный капитал общества (ч. 1 ст. 87 ГК РФ) после завершения регистрации ООО общество вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги (ст. 31 ФЗ N 14 -ФЗ)

Положительные стороны регистрации ООО: регистрация ООО требует минимум времени и денег, а последующая хозяйственная деятельность по сравнению с АО значительно упрощена (не требуется вести реестр акционеров, регистрировать проспект эмиссии в ФСФР) осуществив регистрацию ООО, учредители полностью сохранят контроль над предприятием (компетенция общего собрания участников не ограничена - ст. 33 ФЗ N 14 ФЗ) регистрация ООО позволяет участникам ограничить размер своей имущественной ответственности по долгам ООО вкладом в уставный капитал общества (ч. 1 ст. 87 ГК РФ) после завершения регистрации ООО общество вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги (ст. 31 ФЗ N 14 -ФЗ)

Определение: Законодательство определяет, что ОАО - коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций; акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества.

Регистрация ОАО включает в себя: Выбор кодов ОКВЭД по направлениям деятельности ОАО Разработку или подготовку учредительных и иных документов, необходимых для регистрации ОАО в налоговой инспекции Оплату госпошлины Подачу пакета документов для постановки на налоговый учёт и регистрации ОАО; получение свидетельства о гос. регистрации и о постановке на учёт, заверенного регистрирующим органом экземпляра устава ОАО, выписки из ЕГРЮЛ Получение соответствующих писем и извещений из внебюджетных фондов (пенсионного, фондов обязательного медицинского и социального страхования), из органов статистики (Госкомстата) Изготовление печати Подготовку документов для открытия расчётного счёта в банке Регистрацию выпуска акций в ФСФР

Для регистрации необходима следующая инф-ия: Наименование предприятия Сведения об адресе регистрируемого ОAО, правоустанавливающие документы: свидетельство на право собственности, а также договор аренды для арендатора и т. п. Определённый размер уставного капитала, способ его оплаты: деньгами или имуществом; размер долей уставного капитала (при необходимости) Наименование банка для открытия расчётного счёта Паспорт и свидетельство ИНН (при наличии), индекс места жительства исполнительного органа (директора) Документы от учредителя - физического лица: паспорт и свидетельство ИНН (при наличии), индекс места жительства Документы от учредителя - юридического лица: свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе и о государственной регистрации, учредительные документы, документы о назначении руководителей организации, письмо госкомстата о присвоении кодов, реквизиты организации

Определение: ЗАО является разновидностью акционерных обществ, поэтому статус и порядок регистрации ЗАО определяет та же правовая база, что и ОАО. Законодательство определяет ЗАО как общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Число участников для регистрации ЗАО не должно превышать 50 (ст. 97 ГК, ст. 7 ФЗ N 208 -ФЗ).

Регистрация ЗАО включает в себя: Выбор кодов ОКВЭД по направлениям деятельности ЗАО Разработку или подготовку учредительных и иных документов, необходимых для регистрации ЗАО в налоговой инспекции Оплату госпошлины Подачу пакета документов для постановки на налоговый учёт и регистрации ЗАО; получение свидетельства о гос. регистрации и о постановке на учёт, заверенного регистрирующим органом экземпляра устава ЗАО, выписки из ЕГРЮЛ Получение соответствующих писем и извещений из внебюджетных фондов (пенсионного, фондов обязательного медицинского и социального страхования), из органов статистики (Госкомстата) Изготовление печати Подготовку документов для открытия расчётного счёта в банке Регистрацию выпуска акций в ФСФР

Для регистрации необходима следующая инф-ия: Наименование предприятия Сведения об адресе регистрируемого ЗАО, правоустанавливающие документы: свидетельство на право собственности, а также договор аренды для арендатора и т. п. Определённый размер уставного капитала, способ его оплаты: деньгами или имуществом; размер долей уставного капитала (при необходимости) Наименование банка для открытия расчётного счёта Паспорт и свидетельство ИНН (при наличии), индекс места жительства исполнительного органа (директора) Документы от учредителя - физического лица: паспорт и свидетельство ИНН (при наличии), индекс места жительства Документы от учредителя - юридического лица: свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе и о государственной регистрации, учредительные документы, документы о назначении руководителей организации, письмо Госкомстата о присвоении кодов, реквизиты организации

Регистрация ЗАО позволяет… …использовать некоторые преимущества акционерной формы для тех же целей, что и ООО - для объединения мелких и средних капиталов. Например: Регистрация ЗАО гарантирует от уменьшения имущества общества в результате выхода из него акционеров: в этом случае им выплачивается лишь номинальная стоимость акций, а не стоимость части имущества общества, соответствующего их доли в уставном капитале Кроме права преимущественной покупки, регистрация ЗАО не позволяет устанавливать какие-либо другие ограничения на переход акций. С другой стороны, сама по себе эта организационно-правовая форма позволяет достаточно эффективно ограничить появление в ЗАО посторонних участников Регистрация ЗАО может осуществляться в ходе приватизации государственных и муниципальных предприятий; Регистрация ЗАО позволяет участникам ограничить размер своей имущественной ответственности по долгам ЗАО вкладом в уставный капитал общества Регистрация ЗАО не допускает в дальнейшем исключение участника из общества по каким - либо причинам (в отличие от ООО) Общество вправе проводить закрытую подписку на акции, выпускать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги

Недостатки ЗАО: При регистрации ЗАО, его последующей деятельности, учредители и вновь вошедшие участники могут столкнуться и с недостатками этой организационно-правовой формы: Право преимущественной покупки акций и ограничение максимального количества участников (50 человек) полностью лишают регистрацию ЗАО тех преимуществ, которые имеет ОАО (быстрый переход крупного капитала и возможность его объединения) После регистрации ЗАО в налоговых органах предусмотрена достаточно длительная процедура регистрации акций в федеральной службе по финансовым рынкам (1 месяц) Наличие акций в ЗАО усложняет внутрикорпоративные отношения: необходимо вести реестр акционеров, любые изменения уставного капитала регистрировать, кроме налоговых органов, также в ФСФР под угрозой признания операций с уставным капиталом ничтожными Регистрация ЗАО потребует подготовки ряда документов, любые юридические оплошности в которых могут сильно осложнить или сделать невозможной дальнейшую хозяйственную деятельность организации: устава, договора о создании, протокола общего собрания учредителей и пр. Современное российское законодательство предусматривает неадекватную организацию управления ЗАО: в состав контролирующего органа могут входить представители исполнительного органа, а компетенция общего собрания определена исчерпывающим образом, т. е. оно не имеет права принимать к рассмотрению вопросы, прямо не отнесённые к его исключительной компетенции. Эти обстоятельства позволяют исполнительному органу в значительной степени бесконтрольно распоряжаться чужими средствами (средствами акционеров)

Определение: Товарищества собственников жилья - это объединение жителей дома - собственников жилых и нежилых помещений, для городских квартир членом товарищества должен выступать город (Департамент муниципального жилья и жилищной политики в отношении жилых помещений). Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит также и общее имущество дома (лестничные клетки, чердаки, подвалы, крыши, вестибюли, холлы и др.), которое они обязаны содержать. Товарищества создаются на добровольной основе, на общих собраниях жителей дома (нескольких домов). Товарищества собственников жилья это некоммерческие организации. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью, а всю полученную прибыль тратить на содержание и обслуживание дома и придомовой территории.

Алгоритм регистрации 1. Создание инициативной группы состоящей из собственников жилья в доме или будущих собственников. Именно инициативная группа и начинает деятельность направленную на создание товарищества собственников жилья. 2. Созданная инициативная группа, занимающаяся сбором информации для подготовки устава ТСЖ, системы распределения голосов участия всех собственников жилья, разрабатывает повестку первого собрания собственников. После чего, извещает всех домовладельцев о времени проведения общего собрания. 3. Следующим этапом создания товарищества собственников жилья является проведение общего собрания, которое может проходить как один, так и несколько дней, в зависимости от количества вопросов стоящих на повестке. Основными вопросами которые решаются на общем собрании домовладельцев являются: выбор способа управления жилым домом, выборы правления, управляющего и ревизора (ревизионной комиссии) ТСЖ, утверждение устава ТСЖ и другие вопросы, решение которых может быть необходимо для дальнейшей деятельности. 4. После проведения общего собрания, утверждения устава ТСЖ начинается работа по регистрации товарищества собственников жилья, с целью получения свидетельства о регистрации ТСЖ. 5. Заключительным этапом создания ТСЖ является получение свидетельства о регистрации ТСЖ, открытие банковского счета, извещение о регистрации товарищества собственников жилья домовладельцев и принятие дома в управление созданным ТСЖ.

Как проходит процесс создания юридического лица? Все должно быть произведено постепенно. Если кто-то пытается "перепрыгнуть" через какие-то этапы, то в дальнейшем возникнут определенные сложности. К чему они могут привести? К очень серьезным проблемам.

Какие существуют способы создания юридических лиц? Оно может быть создано с нуля или в процессе реорганизации. Если вы не в курсе, то поясним, что под реорганизацией понимается процесс, при котором определенное юридическое лицо (или лица) перестают существовать, а вместо них появляется новая организация (или права и обязанности передаются уже существующей фирме). Создание юридического лица имеет место быть при таких формах реорганизации, как выделение и разделение.

Поговорим непосредственно о том, как создаются компании с нуля.

Начинается с того, что принимается определенное решение. Принять его должны все учредители (или учредитель, если он один). Решение о создании юридического лица - важный документ, который будет подаваться в регистрирующий орган в дальнейшем.

Учредители перед совершением каких-то активных действий должны определиться с тем, в какой организационно-правовой форме будет существовать их фирма, а также выяснить то, какие основные цели она будет преследовать. Затягивать с этим нельзя, ибо эти данные должны будут отразиться в учредительных документах.

Что такое По традиции к ним относят Устав и Учредительный договор. Может быть еще договор об учреждении, однако, его используют реже. Важнее всего Устав. Будущая организация может заниматься только той предпринимательской деятельностью, коды которой отражены в ее Уставе. Данные коды - это ОКВЭД. Выбирают их из единого классификатора. Важно точно определить то, чем организация будет заниматься не только в первые месяцы работы, но и в будущем. Решите что-то изменить в дальнейшем - возникнут проблемы, так как достаточно сложно.

Создание юридического лица - это процесс, связанный с формированием уставного капитала. Каков его размер? Он напрямую зависит от того, какая у юридического лица организационно-правовая форма. К моменту начала регистрации его необходимо уплатить хотя бы на пятьдесят процентов.

Создание юридического лица - это процесс, который невозможно пройти до конца, если заранее не побеспокоиться о юридическом адресе (помещение, в котором теоретически должна будет в дальнейшем находиться фирма). Регистрация, кстати, осуществляется именно по юридическому адресу.

Полный пакет документов подается в налоговую. В какие-то бюджетные и сотрудники данной инспекции поставят фирму на учет самостоятельно, а в какие-то придется обращаться лично вам.

Не затянется, если все документы оформлены правильно. Что делать после регистрации? Создавать печать, обзаводиться кредиторами, думать о получении дополнительных лицензий и так далее.