Орфографический разбор слов не вырубленные ленинградцами. Что такое орфографический разбор слова? Порядок разбора простых предложений

Орфографический разбор слов не вырубленные ленинградцами. Что такое орфографический разбор слова? Порядок разбора простых предложений
Орфографический разбор слов не вырубленные ленинградцами. Что такое орфографический разбор слова? Порядок разбора простых предложений

В этом году у меня появился новый класс – 5-й, в котором работаю по программе М.В. Панова. Безусловно, осваивать новый учебник сложно: отчасти он меняет наши представления о преподавании русского языка, к тому же учебнику пока явно не хватает заданий на отработку правил, – но вместе с тем и интересно (Сборник упражнений И.А. Громова к этому учебнику уже в печати. Прим. ред. ).

Для программы Панова характерно то, что она требует от учащихся осмысленного, а не механического написания слова, то есть ребенок должен в первую очередь научиться видеть, распознавать орфограмму, уметь ее объяснять и только потом выполнять упражнения, традиционные в нашем понимании, например: “Вставить пропущенные буквы”. Поэтому к каждому уроку я подобрала задания, позволяющие отрабатывать те или иные правила, развивающие орфографическую зоркость. В начале года дети получили памятки для так называемого орфографического анализа текста, по этим памяткам мы и работали первую и вторую четверти, пока не выучили понятия “сильная и слабая позиция”.

Мой класс самый обычный, скорее слабый, чем сильный, и орфографический анализ многим детям помогает увидеть свои ошибки. Мне кажется, что подобную работу можно проводить в любом классе с любым учеником.

Бесспорным достоинством программы Панова является фонемный принцип написания слов. Мне нравится, как вводится правописание приставок. После объяснения сильной и слабой позиции звуков разбирается правописание согласных в корне и приставках, затем – гласных.

Задания могут варьироваться: сделать орфографический анализ или вставить пропущенные буквы.

Подобранные задания могут пригодиться и при повторении орфографии в старших классах, при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Орфографический анализ текста

ПАМЯТКА,
как правильно выполнить орфографический разбор слова

1. Перепишите предложения через строчку.

2. Найдите и объясните орфограммы во всех словах.

Например:

Над безударными гласными – проверочное слово;

Над непроизносимыми и парными согласными – проверочное слово;

Над словом с ь указать часть речи: у глагола ь пишется всегда, у существительных – только в 3-м склонении;

Над глаголом с -тся или -ться – вопрос, на который он отвечает;

Чтобы проверить окончание прилагательного, поставьте вопрос от существительного;

Чтобы проверить окончание глагола, поставьте его в начальную форму (что делать, что сделать);

Чтобы проверить окончание существительного, определите его склонение и падеж;

Слитно–раздельно: условия выбора;

Прилагательное, существительное, местоимение, глагол поставьте в начальную форму (у веселого – веселый, у леса – лес, у него – он, зашипело – зашипеть), над наречием пишем, что это наречие;

Если в предложении есть имена собственные, подпишите, что это – имя или название (имя пишется просто с большой буквы, название еще и в кавычках).

Мишка взял бутылку, в которой было подсолнечное масло. Налил масла на сковородку и сунул в печь прямо на горячие угли... Масло зашипело, затрещало и вдруг вспыхнуло на сковороде пламенем. (Н.Носов)

Выполните орфографический анализ (безударные гласные).

Мы пошли к тете Наташе, рассказали ей все, обещали, что мы с Мишкой все сорняки у нее на огороде выполем. Только пусть она нам кашу сварит. Тетя Наташа пожалела нас: напоила нас молоком, а потом усадила завтракать. (Н.Носов)

Выполните орфографический анализ (глагол).

На даче было раздолье! Делай, что хочешь, иди куда хочешь! Можешь в лес за грибами ходить или за ягодами или купаться в реке, а не хочешь купаться – так лови рыбу! Когда у мамы закончился отпуск и нужно было собираться домой, мы даже загрустили. (Н.Носов)

Выполните орфографический анализ (-тся у глаголов), объясните постановку знаков препинания.

Неужели они не собираются отдыхать? – в ужасе думал Юстас. Он решил немного размяться. Но насладиться покоем ему не удалось. Юстас вскочил в панике и стал спускаться вниз. (К.С. Льюис)

Сильная – слабая позиция согласных по звонкости – глухости

1. В корне

Эти правила не позволяли заменять мытье пола поверхностным маханьем тряпкой.

Пахло недавним дождиком, сырым асфальтом и мокрыми увядшими лопухами.

Переулок был древний, с покосившимися домишками и старинным колодцем.

Мишка ответил все тем же грустным шепотом.

2. В приставке

Больше всех растерян был сам Коптилка: его смутил Кирилкин вскрик.

Не понимал он, что это бесполезно.

Вселенная бесконечна, в ней раздувайся хоть до каких размеров, все равно с Бесконечностью не сравнишься.

Локки взлетел на спинку стула, сделал стойку на руках и от восторга заболтал ногами.

Из речки Голован выбрался и даже раскисшую книжку не потерял.

Зло, к сожалению, рассеяно по всему свету, поэтому с ним так трудно бороться.

“Про это вообще бессмысленно говорить”, – вставил Голован.

Жители здешних кварталов давно не обращали внимания на ребят из “Эспады”.

Начальник этот, исходя из мореходного опыта, рассуждал так.

Дувший с озера ветер вскидывал дым над огненной круговертью.

За это они был назван бессовестным эксплуататором.

Школа в тупике, за которым раскинулся пустырь с остатками разобранных домов.

Этим летом его сделалось не меньше, чем желтого осота и лилового иван-чая.

И цветочек благородно раскидал вокруг созревшие семена.

Коптилка сперва растерялся.

Бурей разнесло фигурное ограждение полубака, расщепило тонкую приставную мачту у грота.

Кирилка закричал звонко и бесстрашно: “Все по местам боевого расписания!”.

Остались над синей водой лишь расщепленные обломки мачт.

Сильная – слабая позиция гласных
(по произведениям В.Крапивина)

1. Чередование гласных в корне

Найдите слова с чередованием гласных, определите условие выбора буквы. Объясните постановку знаков препинания.

1. Прежняя штурманская нашивка Словко блестела с золотыми ткаными полосками.

2. Раньше он горшков не обжигал.

3. Мы понемногу набирали скорость.

4. Мы часто собирались кружком на носу корабля.

5. Прожектор высветил ряд блестящих бортовых орудий.

6. Они сделаны из такого же твердого пространства, как прижигательные линзы.

7. Ствол заблестел желтой медью.

8. Когда он учился в школе, порядков не нарушал, успехами в учении не блистал.

9. Мы ничем не болели, не обдирались, не расшибались.

1. Он шел среди зарослей и радовался поздним бабочкам и теплу.

2. Митька посеял и вырастил на своей планете высокую траву.

3. “Венерин башмачок” – это большое, не ниже репейника, растение.

4. И вот из космической почвы полез росток.

5. Я за несколько минут залатал парусину и срастил поломанный рангоут.

1. Все подскочили, а Дон поморщился.

2. Утром я заскочил к Миньке на заросшую цветами планету.

3. Там Рыкко вскочил и завопил страшные слова.

4. Про таких, как Аленка, говорят: “Загорала сквозь решето”.

5. Я и правда начал там загорать, только неровно.

6. Доня наморщил лоб и сотворил над своею планетой небесную голубизну.

7. Коптилка наклонил ствол, выкатил оттуда снаряд.

1. Аленкины веснушки сидели на лице равномерно, однако не очень часто.

2. Вероника промокала глаза кончиком тощей косы.

3. На Веронику глянули так, что ее глаза сразу начали намокать.

2. В приставке

Найдите слова с приставками, в которых и – е находятся в слабой позиции, определите условие выбора буквы. Объясните постановку знаков препинания.

1. К этому имени он привык так же, как ко всей отрядной жизни.

2. Жизнь приучила их, что добросовестно дежурить надо только под присмотром.

3. Ольга велела ему снять рубашку и принялась тонкими стежками рукодельницы пришивать к черному сукну третий треугольник.

4. Пришлось поднапрячься.

5. Теперь надо было приподнять колесо.

6. К багажнику “Камы” было что-то приторочено.

7. В начале сентября ребятам прислали на практику студентку.

8. Чего мне придумывать, если я и так могу.

9. Минька закопал семечко, все полили его из пригоршни.

10. Вот тогда Минька пригласил соседей.

11. Он орал, что обязательно поймает малолетних преступников.

12. А Локки даже пританцовывать стал.

13. Рыкко мог принимать любой облик, мог превратиться в комара или осьминога.

14. Все потерянно и виновато примолкли.

15. Он привык, что по своим придумкам можно строить и мастерить как угодно сражения.

16. Голован придумал большой орден и прицепил мне на рубашку.

17. Вероника стояла на палубе и прислонилась к мачте.

18. Был еще припев, его срифмовала Аленка.

19. Ровный пассат превратился в бешеные вихри космических излучений.

20. За пределами этого шара буря бесновалась по-прежнему.

21. Над площадью поднялся ветер, который пригибал пыльные цветы.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1. Он пр_жимал его к груди и что-то пр_говаривал.

2. Тебе пр_снилось убежденно сказал я.

3. Мы сидели рядом у Кирилки на щеке трепетала от тепла пр_клеившаяся ленточка бересты.

4. Оказалось что пр_ключения еще не кончились.

5. Когда мы пр_чалили к обломку мачты никакого корабля уже не было.

6. Собаки были добродушные поиграли с нами поласкались но не пр_ставали к нам.

7. Я несколько часов пр_лаживал обратно реи пр_тягивал к ним новые тросы и канаты.

8. Я сипло закричал Пр_готовиться к постановке парусов!

9. Все поняли что он хотел сказать о пр_дательстве.

10. Первое время не оставляли его одного чтобы не плакал по ночам а потом он пр_жился.

Работа с текстом

“Чудеса не понарошку”

2) – Мама, а я придумал, как сделать так, чтобы ты все успела! – радостно сообщил он.

3) – Я тоже, – сказала мама, – для этого нужно, чтобы ты не вертелся у меня под ногами, когда я занята, и убрал бы за собой игрушки.

4) “Вот всегда так с этими взрослыми. 5) Нельзя поговорить ни о чем серьезном. 6) Сразу им в голову лезут всякие пустяки вроде неубранных игрушек”, – с досадой подумал Митя, но решил предпринять еще одну попытку.

7) – Я научное открытие сделал.

8) – И какое же?

9) – Оказывается, время не одно, а их много.

10) – Кого много?

11) – Времен. 12) Ведь бывает же время быстрое, так что не успеешь оглянуться, а оно уже пролетело, а бывает медленное, что тянется и тянется?

13) – Бывает, – согласилась мама.

14) Вот я и придумал, что надо просто сделать такой прибор, чтобы можно было включать время, какое захочешь. 15) Например, включишь медленное время и все успеешь сделать!

16) – Вот если бы сделать такой прибор, чтобы ты хотя бы на уроках от своих фантазий отключался, – сказала мама.

17) Вдруг она принюхалась и бросилась к духовке:

18) – Ой! У меня все горит! 19) Пошел бы ты погулять!

(Т.Крюкова)

1. Выпишите предложения с прямой речью.

2. Предложения, выделенные курсивом, переделайте в предложения с прямой речью.

3. Из предложения 1 выпишите слова с гласными, которые стоят в слабой позиции, поставьте их в сильную.

4. Из предложений 1, 2 выпишите слова, в которых согласные стоят в слабой позиции по звонкости–глухости.

5. Из предложений 14, 15 выпишите слова, в которых согласные стоят в слабой позиции по твердости–мягкости.

Е.В. ДАВЫДОВА,
г. Сочи

Орфографический разбор (разбор под цифрой 5)

Первая задача - опознать орфограмму .
Подавляющее большинство орфографических ошибок случаются по причине расхождения звукового и буквенного состава слова. Один и тот же гласный звук может обозначаться на письме разными буквами, например: звук [и]- и миры [м"и]ры, е менять [м"и]нять, я пятак [п"и]так, а [и] часы [ч"и]сы, э этаж [и]таж; согласные уподобляются друг другу (пруд [прут], с другом [здругам], с чем-то [щ’эмта], мыться [мыца])...
Распечатайте файл "Фонетический разбор", пусть он постоянно будет перед глазами.
Опознать орфограмму поможет файл "Орфограммы" (см в документах ).

Вторая задача - выбрать нужное правило .
Алгоритм любого орфографического правила базируется на двух "китах": состав слова и часть речи .
Научиться быстро самостоятельно разбирать слова по составу поможет презентация "Морфемный разбор" (см в документах ).
Определить часть речи можно по общему грамматическому значению и вопросу из таблицы (см. ниже ).
Правила сгруппированные по морфемному принципу (приставка, корень, суффикс, окончания; остальные касаются слитного и дефисного написания, разделительного Ъ и Ь ) есть в файле "Орфограммы" (см в документах ).

Схема орфографического разбора слова

1. Выписать контрольное слово.
2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.
3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.
4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.
5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образцы орфографического разбора слова

Скош..(н,нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами .

Скош енн ая - правописание суффиксов причастий.
1)две буквы «н » пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего вре­мени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сде­лать? - скосить): выкрашенный, прочитанный;
2) суффикс -енн -пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или глаголов с основой на согласный: выкрасить - выкрашенный; увидеть - увиденный.

Тр а ва, р я дами - безударная проверяемая гласная в корне слова; проверяется ударением:
трава - травы, рядами - ряд; вода - воды, леса - лес.

Апрельский дождь прошел впервые и освежил все вокруг. (Найти слова с орфограммами)

дож д ь - правописание непроизносимых согласных проверяется путем изменения формы слова так, чтобы согласный звучал четко: дождь – дожди, местный – место.

пр о ш е л - правописание приставок; правописание о - ё после шипящих в корне

про есть, приставки пра нет

2) если в корне под ударением после шипящих слышится о, пишется ё (проше дший); зажег, чёрный

о свеж и л - правописание приставок; сочетания жи, ши в корне

1) гласные и согласные в приставках не изменяются независимо от произношения, приставка о есть, приставки а нет

2) после шипящих не пишутся ы, я, ю, пишутся и, а, у; житель, час, чудо

в о кру г - правописание приставок; звонкие и глухие согласные

1) гласные и согласные в приставках не изменяются независимо от произношения, приставка во есть, приставки ва нет

2) в абсолютном конце слова или перед согласным парные согласные проверяются путем изменения формы слова так, чтобы согласный звучал четко: вокруг – в круге; берег – берега.

что такое орфографический разбор слова?

  1. быстрого
  2. как зделать орфограыический разбор счастливые дни героический подвиг окуратное работа и большого окна
  3. Устный или письменный анализ орфограмм в слове
  4. Орфографический разбор слова

    Орфографический разбор предполагает устный или письменный анализ орфограмм в слове. При выполнении орфографического разбора нужно правильно записать слово, данное с пропуском буквы, или раскрыть скобки, подчеркнуть в слове место орфограммы, назвать орфограмму и определить условия е выбора. При необходимости указать проверочное слово и привести примеры на данную орфограмму.

    Схема орфографического разбора слова

    1. Выписать контрольное слово.

    2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.

    3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.

    4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.

    5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

    Образец орфографического разбора слова

    Скош.. (н, нн) ая тр.. ва лежит ровными р.. дами.

    Скошенная правописание суффиксов причастий. 1)две буквы н пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сделать? скосить) : выкрашенный, прочитанный; 2) суффикс -енн-пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или глаголов с основой на согласный: выкрасить выкрашенный; увидеть увиденный, сберечь сбережнный.

  5. Орфографический разбор
    Орфографический разбор предполагает устный или письменный анализ орфограмм в слове. При выполнении орфографического разбора нужно правильно записать слово, данное с пропуском буквы, или раскрыть скобки, подчеркнуть в слове место орфограммы, назвать орфограмму и определить условия е выбора. При необходимости указать проверочное слово и привести примеры на данную орфограмму.

    Схема орфографического разбора слова

    1. Выписать контрольное слово.

    2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.

    3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.

    4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.

    5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

    Образец орфографического разбора слова
    Скош.. (н, нн) ая тр.. ва лежит ровными р.. дами.

    Скошенная правописание суффиксов причастий.

    две буквы н пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сделать? скосить) : выкрашенный, прочитанный;
    суффикс -енн-пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или глаголов с основой на согласный: выкрасить выкрашенный; увидеть увиденный, сберечь сбережнный.
    Трава, рядами безударная проверяемая гласная в корне слова; проверяется ударением: трава травы, рядами ряд; вода воды, леса лес.
    Соответственно: блещут - правописание личных окончаний глагола
    Личные окончания глаголов I спряжения: -у (-ю) , -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) ; II спряжения: -у (-ю) , -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят) :
    блещут - глагол I спряжения (начальная форма - блестеть) , окончание -ут

Разделы: Русский язык

Учащиеся средней школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики.

Предмет данной серии статей – грамматический разбор на уроках русского языка в школе. Грамматический разбор – это анализ в данном тексте определённых грамматических явлений (целые предложения или их части, члены предложения, отдельные морфемы и т.д.), отнесение их к тому или иному грамматическому разряду и грамматическую характеристики разбиваемого предложения или отдельного слова.

На уроках русского языка любой вид разбора предполагает мотивировку ответа: от ученика требуется развёрнутый, логически обоснованный, связный ответ, в котором даётся описание языкового явления и обосновывается отнесение его к той или иной грамматической категории.

Таким образом, грамматический разбор содействует повышению общей языковой культуры детей, развивает их речь, помогает осмыслить логическую связь явлений языка.

Актуальность статей заключается в осмыслении важности разграничения понятий и видов грамматического разбора. В данной серии статей рассматриваются образцы фонетического, различных видов морфологического и синтаксического, а также орфографического и пунктуационного разбора.

Новизна работы заключается в широте привлеченного материала для анализа различных видов грамматического разбора.

В первой статье рассматривается порядок и образцы фонетического разбора, морфемный, словообразовательный и этимологический анализ. Фонетика – немаловажна и трудная часть курса русского языка в школе. Предлагаемые схемы помогут учащимся организовать самостоятельное изучение данной темы и систематизировать полученные знания.

Во второй статье рассмотрены порядок и примеры морфологического разбора.

Орфографическому и пунктуационному разбору отведено важное место в школьном курсе, следовательно, учащиеся должны хорошо владеть этими видами разбора. Так как орфография, пунктуация тесно связаны с грамматикой, в данную статью включены схемы орфографического и пунктуационного разбора.

В третьей статье дан подробный анализ орфографического разбора, синтакчического разбора словосочетания, простого предложения: всех его типов (назывного, определенно-личного, неопределенно-личного, обобщенно-личного и бессоюзного предложения), дан порядок их анализа и образцы разбора односоставных предложений.

В четвертой статье рассмотрен анализ осложненных предложений, дан порядок и образец разбора по членам предложения, анализ сложносочиненного и сложноподчиненного предложения и предложения сложноподчиненного усложненного типа.

И, наконец, в пятой статье рассматриваются вопросы, связанные с бессоюзным сложным предложением (многочленные бессоюзные сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи)

Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка.

Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка.

Определить круг вопросов по каждой теме и основное направление в работе учителям русского языка и учащимся помогут содержащиеся в каждом разделе статьи краткие методические указания. Рекомендации даны к наиболее трудным темам.

Целесообразно приступать к полному грамматическому разбору после изучения всего материала данной темы или раздела.

При упражнениях в грамматическом разборе по предлагаемым схемам учителю необходимо добиваться исчерпывающих ответов на вопросы. Это позволит сознательно усвоить и закрепить почти весь теоретический материал курса.

Выполняя предложенные упражнения, учащийся должен осмыслить и запомнить порядок разбора и его объём и научиться излагать свои наблюдения литературным языком в виде связного рассуждения.

Методологическую основу работы составили методы и способы грамматического разбора в вузе и в школе. В статью включен анализ многочисленных предложений с разными видами связи (союзной – сочинительной и подчинительной; союзной и бессоюзной), а также анализ бессоюзных предложений.

Опорными стали труды акад. В.В. Виноградова, Д.Э Розенталя, Н.С. Валгиной, Т.Ф.Ивановой, Н.М.Шанского и др.

Орфографический разбор

Орфографический разбор, т.е. объяснение встречающихся в тексте орфограмм,может быть сплошным и выборочным. На уроках русского языка в школе учителя обычно прибегают к выборочному орфографическому разбору, т. к. внимание учащихся рассеивается между трудными случаями, на которых действительно нужно сосредоточиться, и лёгкими написаниями, на которых нет необходимости останавливаться.
К сплошному орфографическому разбору приближается комментированное письмо. При выборочном орфографическом разборе внимание сосредоточено на одной какой-либо орфограмме или на нескольких типах орфограмм, в зависимости от цели работы. Порядок аннализа написаний орфограмм при сплошном и при выборочном орфографическом разборе одинаков.

Порядок орфографического разбора

1. Назвать и подчеркнуть орфограмму.
2. Тип орфограммы.
3. Конкретное правило правописания (в школьной формулировке).
4. Проверка или историческое объяснение написания (при необходимости)

Образцы орфографического разбора

Низкие бесконечные камыши тянулись до самых гор.

Низкие – правописание глухих и звонких согласных.

Правило: Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласныхл, м, н, р: молотьба – молотить, близкий – близок, низкий – низко . Написание морфологическое, т. к. в корне низ всегда, независимо от произношения, пишется буква з (низ, низкий, низенький), а не с.

Бесконечные – правописание приставок на з. Правило: в приставках раз-/рас-, роз-/рос-, низ-/нис-, воз-/вос, из-/ис-, без-/бес, через-/черес - в конце приставки следует писать З, если следующая буква – звонкая согласная, С – если глухая. В данном случае перед глухой согласной к следует писать буквы с. Это фонетическое написание, так как выбор буквы меняется в зависимости от произношения (безрадостный – бессердечный).

Бесконечные – проверяемая безударная гласная в корне слова. Правило: Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данномусловуоднокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением. Проверка: бесконечные окончить, кончик. Написание морфологическое. Однако следует учитывать, что в глаголах с этим корнем происходит чередование о//а (закончить – заканчивать ), правописание этого корня в глаголах подчиняется другому правилу.

Бесконечные – правописание сочетаний чк, чн, нч, нщ, щн, рщ без мягкого знака. Звуки «ч», «щ» всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать.

Камыши – непроверяемая безударная гласная в корне. Проверяется только по словарю. Написание традиционное.

Камыши – правописание гласных после шипящих. Правило: после шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и. Написание традиционное.

Синтаксический разбор

Словосочетание

При изучении словосочетания следует обратить внимание на определение словосочетания, его отличие от предложения; на структуру и грамматическое значение словосочетаний; на взаимоотношение словосочетания и предложения. Необходимо детально изучить типы подчинительной связи слов в словосочетании и предложении.

Из предложений могут быть выделены и такие соединения слов, которые не являются слово сочетанием (подлежащее со сказуемым, существительное с предлогом, однородные члены предложения, обособленный член предложения с определяемым словом), с соответствующими объяснениями и характеристиками предложения, при этом разбор можно начинать с основы предложения.

Представленные образцы разбора основаны на точке зрения академика В.В.Виноградова (См.: Русский язык (Грамматическое учение о слове) В.В. Виноградов, М.: Русский язык, 2001 г., 720 с.). Она отражена в школьных учебниках.

Порядок разбора словосочетания

1. Выделение словосочетаний из предложения (если в задании не даны готовые соединения слов)
2. Главное и зависимое слово в словосочетании.
3. Какой частью речи выражено главное и зависимое слово.Тип словосочетания (именное, глагольное, наречное)
4. Грамматическое значение словосочетания (характер синтаксических отношений между словами в словосочетании: объектные, определительные (атрибутивные), обстоятельственные(указать тип обстоятельственных отношений: временные, пространственные, причинные, целевые и т. д.)
5. Тип синтаксической связи и её характеристика; грамматические средства выражения связи:

а) согласование; какая часть речи согласуется с определяемым словом и в чём согласуется (общие для этих частей речи грамматические категории: род, число, падеж, время и т. л.); полное или неполное согласование; грамматический способ выражения связи (флексия зависимого слова [Изменяющаяся при склонении или спряжении значащая часть слова, находящаяся в конце словоформы.])

б) управление; тип управления по главному слову (приглагольное, приадъективное (указывает на объект, по отношении к которому проявляется признак,названный качественным, преимущественно кратким, прилагательным); присубстантивное (относится к члену предложения, который выражен существительным, образованным от глагола либо качественного прилагательного, и обозначает косвенный объект действия или проявления признака); принаречное; падеж зависимого слова; грамматический способ выражения связи (флексия, предлог, порядок слов)

в) примыкание; какая часть речи или форма слова примыкает; способ выражения связи (смысл, порядок слов);

Образцы разбора словосочетаний

Петь в хоре – словосочетание, главное слово – глагол петь , зависимое – существительное с предлогом в хоре ; глагольное словосочетание, стоит в начальной форме; отношения между словами в словосочетании обстоятельственные, пространственные, зависимое слово указывает на место действия; связь: управление, приглагольное, предложное, зависимое слово стоит в предложном падеже, связь выражена окончанием и предлогом в .

Музыка Грига – словосочетание, главное слово – существительное музыка, зависимое – существительное Грига ; это именное словосочетание, стоит в начальной форме; отношения между словами в словосочетании атрибутивные; зависимое слово называет предмет (музыка) и лицо, которому этот предмет принадлежит (лицо, которое написало эту музыку) и отвечает на вопрос чья музыка? Связь – управление, беспредложное; зависимое слово стоит в родительном падеже без предлога, связь выражена окончанием в слове Грига.

Пасмурный день – словосочетание, главное слово – имя существительное день, зависимое – имя прилагательное пасмурный. Это именное словосочетание, стоит в начальной форме; отношения между компонентами словосочетания атрибутивные: называется предмет и его признак; связь-согласование, имя прилагательное согласуется с именем существительным в единственном числе, мужском роде, именительном падеже; связь выражена окончанием прилагательного -ый .

Далеко от родины – словосочетание, главное слово – наречие далеко, зависимое слово – имя сущеествительное от родины. Это наречное словосочетание, употребляется всегда в одной форме. Отношения между компонентами словосочетания объектные; связь-управление, принаречное, предложное. Зависимое слово стоит в родительном падеже, связь выражена предлогом от и окончанием существительного -ы .

Кучевые облака и дальние горы приняли нежно-пурпуровую окраску. (В.К. Арсеньев. «По Уссурийскому краю»)

Облака и горы приняли окраску – это грамматическая основа предложения, состоит из подлежащего и сказуемого, поэтому словосочетанием не является.

Облака и горы – однородные подлежащие, поэтому словосочетанием не являются.

Кучевые облака – словосочетание, главное слово – имя существительное облака, зависимое – имя прилагательное кучевые, это именное словосочетание, стоит в начальной форме; отношения между словами в словосочетании атрибутивные: называется предмет и его признак; связь-согласование: имя прилагательное кучевые согласуется с существительным облака во множественном числе, именительном падеже, связь выражена окончанием прилагательного -ые . Это словосочетание включено в предложение с обычным порядком слов: имя прилагательное стоит перед определяемым именем существительным.

Дальние горы – словосочетание, главное слово – имя существительное горы , зависимое – прилагательное горы . Это именное словосочетание, стоит в начальной форме; отношения между компонентами словосочетания атрибутивные, назван предмет и его признак; связь-согласование: имя прилагательное дальние согласуется с существительным горы во множественном числе, имени-тельном падеже, связь выражена флексией -ие .

Нежно-пурпуровую окраску – словосочетание, главное слово – существительное окраску , зависимое – прилагательное нежно-пурпуровую . Это именное словосочетание, начальная форма – нежно-пурпуровая окраска. Словосочетание употреблено в винительном падеже. Отношения между компонентами атрибутивное: назван предмет и его признак. Связь-согласование, имя прилагательное нежно-пурпуровую согласуется с существительным окраску в единственном числе, женском роде, винительном падеже. Связь выражена флексией -ую .

Простое предложение

Порядок разбора простых предложений

1. Тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Тип предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).
3. Тип предложения по своей грамматической основе (составу): односоставное (в данном предложении только один главный член, только подлежащее или только сказуемое) или двусоставное (когда в предложении наличествуют оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое).
4. Тип предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
5. Полное или неполное. Тип неполного предложения(какой член предложения пропущен).
6. Осложнённое или неосложнённое, чем осложнено: обращением, вводными словами, однородным или обособленным членом предложения, междометием.

С высоких деревьев на малые падают тяжелые капли. (М. Пришвин «Мирская чаша»)

1. Предложение простое, повествовательное
2.Невосклицательное
3. Двусоставное (грамматическая основа капли падают)
4. Распространённое
5. Неполное (опущено обстоятельство на деревья)
6. Ничем не осложнено

Кого ты, Серёжа, обманываешь? (М. Пришвин «Мирская чаша»)

1. Предложение простое, вопросительное.
2.Невосклицательное.
3. Двусоставное (грамматическая основа ты обманываешь),
4. Распространённое,
5. Полное.
6. Осложнено обращением Серёжа.

Односоставное предложение

В грамматике русского языка выделены следующие типы односоставных предложений:

Главный член – подлежащее. Главный член – сказуемое

1. Назывное (номинативное) предложение. 1. Определенно-личное.
2. Неопределенно-личное.
3. Обобщенно-личные.
4. Безличное.

Назывное самый простой тип односоставных предложений. В этих предложениях подлежащее есть, сказуемого нет:Ночь.Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет (А. Блок. «Двенадцать»). Зима. Но нельзя путать назывное с двусоставным неполным. (Ты что ищешь? – Альбом . Предложение Альбом –двусоставное неполное (анализируем его состав по восстанов-ленной форме «Я ищу альбом» ).Суть назывного предложения в том, что мы что-то называем, указываем на этот объект, говоря: «Вот, посмотрите, какая ночь, какой фонарь». Вот зима.

Определённо-личное – в этом предложении подлежащего нет, но его можно восстановить.Но снова возникает путаница. Если же учащийся поймёт отличие неопределённо-личного от двусоставного неполного предложения, то путаницы удастся избежать.

1) в неполном двусоставном предложении подлежащее можно восстановить только по контексту, и оно может обозначать любое лицо, выраженное существительным в любом числе и падеже: (1) Она исхудала, (2) потому что долго скиталась. Вторая часть этого сложного предложения – двусоставное неполное предложение, в котором из контекста можно восстановить подлежащее она.

В односоставном определённо-личном предложении подлежащее можно восстановить не только из контекста, а из формы сказуемого: Проселочным путём люблю скакать в телеге (М. Ю. Лермонтов «Родина»). В этом предложенииможно подставить только одно подлежащее –я . Если сказуемое стоит в формах, указанных ниже, то предложение следует признать определенно-личным односоставным, а не двусоставным, даже при наличии в контексте указания на то, о ком идет речь. Т. обр., определенно-личное предложение просто узнать в тексте, поскольку сказуемое может быть только в формах, при которых применимы личные местоимения я, ты, вы :

1) глагол 1-го и 2-го лица в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени (1 лицо: пишу, пишем, напишу, напишем; 2 лицо: пишешь, пишете, напишешь, напишете;
2) повелительное наклонение (напиши, напишите, пиши, пишите).

Неопределённо-личные – предложения, в которых нет подлежащего, при этом действующее лицо существует, но не определено. Вместо подлежащего можно сказать«кто-то, некто, какие-то неизвестные люди»;По улицам слона водили … (И. Крылов); Кто водил? Это неизвестно и неважно. Сказуемое может быть только в формах, при которых употребляется личное местоимение они(в неопределенно-личном значении):

1) глагол 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени (убирают, будут убирать, уберут)
2) глагол множественного числа прошедшего времени (убирали).

Наличие сказуемого в одной из перечисленных форм – это необходимое, но недостаточное условие для классификации предложения как неопределенно-личного. Студенты летом ходили в горы. Вернулись только в сентябре.

Второе предложение – двусоставное неполное. Принципиальным условием для признания предложения неопределенно-личным (помимо формы сказуемого) является то, что действие важно само по себе, безотносительно к субъекту-производителю (лицу или предмету).

Обобщённо-личное предложение – такое, в котором подлежащего нет, а действие приписано каждому, оно выражает определенную тенденцию, положение дел: Маслом кашу не испортишь. Речь не идет о какой-то афере по порче каши. Это перифраз выражения «кашу нельзя испортить маслом», которое может быть отнесено ко всем сразу и каждому в отдельности, может быть отнесено ко всем сразу и к каждому в отдельности.Сказуемое может быть только в формах, при которых можно было бы применить местоимение они / ты. При этом речь идет только о формальной возможности подстановки таких местоимений, поскольку подлежащее не нужно.

Формы сказуемых:

1) глаголы 2 лица единственного числа и глаголы повелительного наклонения. Как ни крути, а это по его вине свалилось на старика ещё три голодных рта (Ф. Абрамов. Две зимы и три лета). (Сложносочиненное предложение, включающее обобщенно-личное и простое двусоставное).

Незнаешь , гденайдешь , гдепотеряешь (Пословица) (все три части сложноподчиненного предложения – обобщенно-личные)

2) глаголы 3 лица во множественном числе: Соловья баснями не кормят (Пословица)(простое обобщенно-личное предложение).

Безличное предложение – такое, в котором подлежащего нет и не может быть. Принципиально отсутствует лицо, производящее действие.Действие происходит само собой, абстрактно.Часто сказуемое выражено безличным глаголом (Нездоровится что-то. Вечером похолодало. ) Но сказуемое не обязательно может выражаться безличным глаголом.

Возможные варианты:

1) безличный глагол (Смеркалось )
2) личный глагол в безличном значении (показаться ).Обратите внимание: (1) Солнышко внизу садится, и облако показалось алым. (М. Пришвин)двусоставное предложение с подлежащим облако, сказуемым показалось . (2) В темноте показалось,будтобелыйзаяцвышел из леса и стал . (М. Пришвин «Времена года»)– в первой части безличное односоставное предложение.
3) краткое страдательное причастие: Уж послано в догон (А. С. Пушкин «Борис Годунов»)
4) инфинитив: Нынче не велено кусаться (А. П. Чехов «Хамелеон»)
5) слово «нет» (у меня нет слов !)
6) наречие со значением состояния: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (М. Ю. Лермонтов)

Порядок разбора односоставного предложения

1) Тип односоставного предложения по форме главного члена

а) с главным членом – подлежащим (назывное)
б) с главным членом – сказуемым (определенно-личное,неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное)

2) Главный член односоставного предложения, способ его выражения.

Образцы разбора односоставных предложений.

Его продержали неделю в госпитале и отпустили на все стороны (К.Федин «Необыкновенное лето»)

1) Предложение простое, односоставное, с главным членом – сказуемым.
2) Главные члены (продержали и отпустили) выражены глаголами в форме прошедшего времени, множественного числа; действующие лица известны говорящему, круг их ограничивается обстоятельством в госпитале, но в данный момент важно было сообщить о самом факте действия, что создало оттенок неопределённости.
3) Неопределённо-личное, так как в нём сообщается о действии неопределённых лиц и действующие лица не могут быть определены ни из контекста, ни из ситуации речи.

Милый друг, тебе не спится. Душен комнат жар. (А. К. Толстой).

1) первое предложение простое, односоставное, с главным членом – сказуемым.
2) главный член предложения выражен возвратным безличным глаголом и называет непроизвольное действие, которое навязывается субъекту помимо его воли и желания.
3) безличное, так как действующего лица (подлежащего) нет и не может быть при данной форме глагола. Осложнено обращением милый друг.

Им не забыть своих детей, погибшим на кровавой ниве (Н.А.Некрасов «Внимая ужасам войны»)

1) предложение простое, односоставное, с одним главным членом предложения – сказуемым.
2) главный член предложения не забыть выражен инфинитивом с частицей не и имеет значение невозможности.
3) Безличное, так как главный член предложения выражен инфинитивом. Осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом (погибшим на кровавой ниве).

Часто, выполняя задания по русскому языку, школьники и студенты сталкиваются с необходимостью произвести орфографический разбор слова. Для этого необходимо знать орфограммы и уметь их анализировать и применять на практике. Орфограмма помогает корректно написать слова в соответствии с правилами или устоявшимися традициями правописания. Подробно разбирая слово, мы выясняем, почему буква пишется так, а не иначе. Сегодня я расскажу, как правильно производить орфографический разложение слова.

Для того чтобы правильно произвести все действия, увидеть в слове орфограмму и корректно применить ее, разработан целый алгоритм.

Следуя нижеприведенным действиям, вы правильно выполните орфографический разбор слова и обязательно получите хорошую оценку. Данный материал пригодится и родителям, занимающимся со своими детьми и помогающим им с выполнением домашних заданий. Ведь, чтобы суметь помочь ребенку, самим родителям необходимо сначала изучить и понять тему.

Нужно увидеть орфограмму

Первым делом, разбирая слово, необходимо увидеть в нем орфограмму. Звуковая и письменная речь очень сильно отличаются друг от друга – многие слова пишутся совсем не так, как воспринимаются на слух. Например, мы говорим “ша г ”, а слышим “ша к ”. Без знания орфограмм некоторые так и напишут, как услышат. А можно применить правило и поставить “шаг ” во множественное число – “ша г и ”. После выяснения правильной буквы смело пишите слово. Или “г о ра ” (слышим “г а ра ”) – образуем множественное число “г о ры ” и пишем правильно. Один и тот же слышимый нами звук может отображаться на письме другой буквой, например:

  • слышим “и” , а пишем “и” – “п и ла” [п’и]ла , или “е” – “п е сок” [п’и]сок , “я” – “м я сной” [м’и]сной, “а” – ч а сы [ч’и]сы, “э” – “экскаватор” [и]кскаватор ;
  • слышим [крап] , а пишем “краб” , или [купаца] – “купаться”, [щитать] – “считать” .

Поэтому самым правильным будет не писать на слух, а немного подумать и применить орфограмму.

После обнаружения орфограммы в слове нужно подобрать правило, которое поможет верно написать нужную букву. Система правильного написания слов в русском языке базируется на трех принципах:

  • морфемный разбор слова ();
  • использование чередующихся гласных и согласных;
  • принцип, основанный на историческом или традиционном написании слов (здесь главными советчиками выступают словари).

Легко запомним орфограмму

Но важно не просто заучивать орфограммы, а еще и понимать, в каких словах они применяются, чтобы при письме, когда сомневаешься в корректности написания слова, проверять себя при помощи правил. Одно из неоспоримых выражений гласит, что нужно больше читать, причем не современные книги, где нередки ошибки, а классику в старых изданиях, где о неправильном написании не могло быть и речи. Этот способ позволит не только приятно провести время с лучшим другом – книгой, но и значительно поднимет уровень грамотности книголюба. Потом при письме у школьника или студента меньше времени уйдет на подбор и применение орфограмм.

Подобрать нужное правило

Основа любого орфографического правила – определение части речи и состава проверяемого слова. Для того, чтобы определить состав слова, нужно произвести его морфемный разбор. В ходе действий условными обозначениями выделяются: окончание, суффикс, корень и приставка . Это нужно для того, чтобы узнать, какую орфограмму следует применить. Ведь, если необходимо проверить правильность написания буквы в приставке, к ней нельзя применять орфограмму для корня, и наоборот. Установить часть речи поможет постановка вопроса к слову или выяснение того, что же обозначается данным словом.

Устанавливаем часть речи

Итак, мы подошли к собственно орфографическому разбору слова. Он осуществляется по следующей схеме:

  • контрольное слово выписывается отдельно и прочитывается вслух;
  • вставляются буквы, пропущенные в слове, или раскрываются скобки;
  • место в слове, где присутствует орфограмма, подчеркивается, а морфема, в которой она находится, выделяется условным обозначением;
  • орфограмма называется вместе со всеми своими признаками: какое место она занимает в слове и почему появилась, возможно ли подобрать проверочное слово, также в письменном либо устном виде объясняются условия ее правописания;

Признаки орфограммы

  • указывается проверочное слово (если оно существует), где звук будет звучать более явно и сильно, или структура которого идентична рассматриваемому слову (одинаковые грамматическая форма и морфема), приводятся примеры других слов с этой же орфограммой.

Следуя этой схеме, вы дадите правильный ответ преподавателю и грамотно сделаете орфографический разбор.

Орфографический разбор слова на примерах

К примеру, в учебнике дано предложение: “ Скош..(н, нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами ”. Необходимо в соответствии с нормами правописания русского языка верно вставить буквы в слова и объяснить, почему именно так (произвести орфографический разбор слов). Следуя вышеприведенной схеме, отвечаем следующее:

  • слово “скошенная ” – причастие, орфограмма присутствует в суффиксе;
  • слово “скошенная ” является страдательным причастием, примененным в прошедшем времени, а “нн ” пишется в таких словах, если для их образования послужили глаголы совершенного вида (скосить – что сделать?), также – раскрашенный, написанный;
  • суффикс енн пишется в тех причастиях, что образованы от глаголов:
    • основа которых (неизменяемая часть слова, отделенная от формообразующего суффикса и окончания) оканчивается на согласный;
    • оканчивающихся на —ить , —еть ;
  • слова “трава ” и “рядами ” имеют в корне слова безударную гласную, которая проверяется постановкой слова под ударение: “тр а ва ” ставится во множественное число – “тр а вы ”, а слово “р я дами ” – в единственное число и именительный падеж “р я д ”.

Разберем еще один пример: “ Апрельский дождь прошел впервые и освежил все вокруг ”. Здесь, в отличие от первого примера, орфограммы не обозначены – их нужно найти.

  • дож д ь ” – орфограмма находится в парном согласном на конце и проверяется постановкой слова так, чтобы проверяемая буква звучала ясно и четко (в нашем случае это “дож д и”);
  • пр о ш е л ”:
    • для буквы “о ” – приставки не изменяются вне зависимости от их произношения (приставка про- есть, пра- – нет);
    • для буквы “е ” – если в корне под ударением после шипящих слышится звук “о ”, то пишется “е ” (“прошедший”, “обжег”, “черточка” );
  • о св е ж и л ”:
    • для буквы “о ” – та же орфограмма, что и для приставки в слове “прошел ” (приставка о- есть, а – нет);
    • для буквы “е ” – гласная в корне безударная, подбираем проверочное слово под ударением (“св е жий ”);
    • для буквы “и ” – правописание “ жи, ши ”;
  • в о кру г ”:
    • для буквы “о ” – правильное написание приставок (приставка во- есть, ва- – нет);
    • для буквы “г ” – изменяем слово так, чтобы согласная на конце звучала четко и ясно (“в кру г е ”);
    • производный предлог “вокруг ” пишется слитно, так как образован от наречия.

Верное понимание и применение орфограмм является одним из залогов правописания в частности и грамотности в целом.