Николай воронов певец. Николай Воронов: «Почему вдруг такое притяжение к песне? Награды и премии музыканта

Николай воронов певец. Николай Воронов: «Почему вдруг такое притяжение к песне? Награды и премии музыканта
Николай воронов певец. Николай Воронов: «Почему вдруг такое притяжение к песне? Награды и премии музыканта

26-летний российский композитор Николай Воронов, прославившийся в конце нулевых благодаря хиту «Белая стрекоза любви », теперь ведет довольно странный видеоблог на YouTube: в роликах он сидит перед камерой в полуголом виде и произносит малоосмысленные монологи. В соцсетях беспокоятся о психическом здоровье мужчины.


Пользователи соцсетей предполагают, что в поведении Воронова виновато некое психическое расстройство, вызванное затишьем после славы. «Это пример того, как шоу-бизнес калечит людей», - написано в Telegram-канале «Русский шаффл».

Николай Воронов родился в мае 1991 года. По словам его мамы, музыкой он начал заниматься с трех лет. С пяти лет учился играть на фортепиано в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных. Воронов стал звездой в 17 лет благодаря YouTube и песне «Белая стрекоза любви», которую он написал еще в 10 лет. С ней он выступал на корпоративах, телешоу и в клубах.

Популярность Воронова бысто сошла на нет. В прошлом году молодой человек дал интервью «СтарХит», в котором рассказал, что ушел с эстрады, потому что «стал более серьезно заниматься игрой на фортепиано, чтобы стать профессионалом, у которого вообще не будет неудач». При этом он заявил, что ненавидит консерваторию, в которой проучился пять лет, потому что там его «ничему не научили» и не видели в нем композитора. Воронов также признался, что не переживает из-за былой славы.

У меня не было с этим проблем. Я живу и грущу, как раньше. Только грусть не от того, что меня забыли, а от того, что все живое вокруг умирает

Николай Воронов.

(1991-05-15 ) (28 лет) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Николай Александрович Воронов (род. 15 мая 1991 года) - российский исполнитель песен в стиле поп и композитор , ставший популярным благодаря видеосервису YouTube .

Биография

Николай Воронов - москвич, младший сын преподавателя кафедры социологии и гуманитарных наук Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Александра Ярославовича Воронова.

По словам матери, сочиняет музыку с трёх лет. В пятилетнем возрасте начал учиться на фортепиано в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных . Свой первый концерт Николай провёл в г. Дубне . Первый выход на «крупную» сцену состоялся в 2008 году в клубе «Солянка». В 2008 году поступил на первый курс композиторского отделения Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского , где учился в классе Р. С. Леденёва , под руководством которого сочинял произведения в академическом стиле (Первая поэма для мужского хора с оркестром; Шесть пьес для скрипки с оркестром; Concerto grosso для струнного оркестра, челесты, скрипки, альта и виолончели).

По словам Николая, он «занялся попсой», когда отец купил ему на Савеловском рынке синтезатор «Casio » СTK 571. Первые три песни, которые он сочинил, назывались (в хронологическом порядке) - «Я жду тебя», «Люди, которые сразу» и «Белая стрекоза любви». В 2008 году автор предсказал, что «Стрекоза» «станет его хитом».

Известные работы

  • «Баррикадная»
  • «Люди, которые сразу»
  • «Чуб, камон»
  • «Казино»
  • «Фруктовая нежность»
  • «Просто Танцы»
  • «Кантри»
  • «Смс»
  • «Беги»

См. также

Напишите отзыв о статье "Воронов, Николай Александрович (музыкант)"

Ссылки

  • (англ.) на сайте Myspace
  • на RuTube
  • на YouTube

Примечания

Отрывок, характеризующий Воронов, Николай Александрович (музыкант)

– Да, приехал к вам, батюшка, и с беременною женой, – сказал князь Андрей, следя оживленными и почтительными глазами за движением каждой черты отцовского лица. – Как здоровье ваше?
– Нездоровы, брат, бывают только дураки да развратники, а ты меня знаешь: с утра до вечера занят, воздержен, ну и здоров.
– Слава Богу, – сказал сын, улыбаясь.
– Бог тут не при чем. Ну, рассказывай, – продолжал он, возвращаясь к своему любимому коньку, – как вас немцы с Бонапартом сражаться по вашей новой науке, стратегией называемой, научили.
Князь Андрей улыбнулся.
– Дайте опомниться, батюшка, – сказал он с улыбкою, показывавшею, что слабости отца не мешают ему уважать и любить его. – Ведь я еще и не разместился.
– Врешь, врешь, – закричал старик, встряхивая косичкою, чтобы попробовать, крепко ли она была заплетена, и хватая сына за руку. – Дом для твоей жены готов. Княжна Марья сведет ее и покажет и с три короба наболтает. Это их бабье дело. Я ей рад. Сиди, рассказывай. Михельсона армию я понимаю, Толстого тоже… высадка единовременная… Южная армия что будет делать? Пруссия, нейтралитет… это я знаю. Австрия что? – говорил он, встав с кресла и ходя по комнате с бегавшим и подававшим части одежды Тихоном. – Швеция что? Как Померанию перейдут?
Князь Андрей, видя настоятельность требования отца, сначала неохотно, но потом все более и более оживляясь и невольно, посреди рассказа, по привычке, перейдя с русского на французский язык, начал излагать операционный план предполагаемой кампании. Он рассказал, как девяностотысячная армия должна была угрожать Пруссии, чтобы вывести ее из нейтралитета и втянуть в войну, как часть этих войск должна была в Штральзунде соединиться с шведскими войсками, как двести двадцать тысяч австрийцев, в соединении со ста тысячами русских, должны были действовать в Италии и на Рейне, и как пятьдесят тысяч русских и пятьдесят тысяч англичан высадятся в Неаполе, и как в итоге пятисоттысячная армия должна была с разных сторон сделать нападение на французов. Старый князь не выказал ни малейшего интереса при рассказе, как будто не слушал, и, продолжая на ходу одеваться, три раза неожиданно перервал его. Один раз он остановил его и закричал:
– Белый! белый!
Это значило, что Тихон подавал ему не тот жилет, который он хотел. Другой раз он остановился, спросил:
– И скоро она родит? – и, с упреком покачав головой, сказал: – Нехорошо! Продолжай, продолжай.
В третий раз, когда князь Андрей оканчивал описание, старик запел фальшивым и старческим голосом: «Malbroug s"en va t en guerre. Dieu sait guand reviendra». [Мальбрук в поход собрался. Бог знает вернется когда.]
Сын только улыбнулся.
– Я не говорю, чтоб это был план, который я одобряю, – сказал сын, – я вам только рассказал, что есть. Наполеон уже составил свой план не хуже этого.
– Ну, новенького ты мне ничего не сказал. – И старик задумчиво проговорил про себя скороговоркой: – Dieu sait quand reviendra. – Иди в cтоловую.

В назначенный час, напудренный и выбритый, князь вышел в столовую, где ожидала его невестка, княжна Марья, m lle Бурьен и архитектор князя, по странной прихоти его допускаемый к столу, хотя по своему положению незначительный человек этот никак не мог рассчитывать на такую честь. Князь, твердо державшийся в жизни различия состояний и редко допускавший к столу даже важных губернских чиновников, вдруг на архитекторе Михайле Ивановиче, сморкавшемся в углу в клетчатый платок, доказывал, что все люди равны, и не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже нас с тобой. За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу.
В столовой, громадно высокой, как и все комнаты в доме, ожидали выхода князя домашние и официанты, стоявшие за каждым стулом; дворецкий, с салфеткой на руке, оглядывал сервировку, мигая лакеям и постоянно перебегая беспокойным взглядом от стенных часов к двери, из которой должен был появиться князь. Князь Андрей глядел на огромную, новую для него, золотую раму с изображением генеалогического дерева князей Болконских, висевшую напротив такой же громадной рамы с дурно сделанным (видимо, рукою домашнего живописца) изображением владетельного князя в короне, который должен был происходить от Рюрика и быть родоначальником рода Болконских. Князь Андрей смотрел на это генеалогическое дерево, покачивая головой, и посмеивался с тем видом, с каким смотрят на похожий до смешного портрет.
– Как я узнаю его всего тут! – сказал он княжне Марье, подошедшей к нему.

Современный композитор Николай Воронов родился в 1991 году в Москве и с пяти лет учится в Московской Средней Специальной Музыкальной школе имени Гнесиных по классу фортепиано у талантливого педагога, Заслуженного Работника Культуры Татьяны Абрамовны Зеликман.

Первое сочинение («Классический» этюд для фортепиано) - Н. Воронов написал в возрасте 8 лет. Позже он стал пробовать свои силы в эстрадном жанре, создав около 70 различных композиций в сопровождении синтезатора. В 2003 г Николай снова возвращается к классической музыке. Всего за два года Н.Воронов пишет более десятка пьес для фортепиано, несколько произведений для различных камерных ансамблей и три произведения для симфонического оркестра.

В последние несколько лет Николай занимался композицией под руководством А.А.Прищепы, участвуя в многочисленных конкурсах и творческих вечерах. Н. Воронов является лауреатом 1 премии конкурса «Фортепианная миниатюра в русской музыке» им. А. Г. Рубинштейна (Санкт-Петербург, 2005) и лауреатом 1 премии конкурса камерной музыки фестиваля «Возвращение»(Москва, 2007). Учится в консерватории, выступает на концертах.

Грешным делом хотела уже было постить "Стрекозу любви" и какой-нибудь отрывок из эпической программы "Давай поженимся" с участием Николая. Но ума хватило пойти в соц. сети и бегло ознакомится с его творчеством. Делюсь.

Песнь «Струж» (текст, есть песня, советую послушать)

Счастливый сон пронзил меня!

Далёко над пустой росой кричала лошадь.
Мне тоже захотелось покричать!
Я вышел на улицу и стал кричать.
Ау-уууу!
Эу-ууууу!
ООО!!!
Меня никто не слышал, хотя все видели.
Я продолжал кричать.
ААА!
ЙУУУ!
ЙААА!
И вдруг меня пронзила мысль...
Нас не хотят понять.
Хотят понять себя, а мы думаем, что нас.
Жалеют не других - себя.
Хвалят не других - себя.
Любят не других - себя.
Не любишь никого - значит, не любишь себя.
Знаешь о себе всё - значит, и о других знаешь всё!
Думаешь - что этого не бывает (что можно знать всё) - значит, сам не знаешь.
Страшная тайна открылась мне.
И, знаете, после этого не хочется думать.
Хочется купаться в тумане, не понимая ничего,
Хочется кричать!
Ау-уууу!!
УА-ааааа!
АААА!!!

Песнь «Судьба» (текст, есть песня, советую послушать)

Майскими ночами, туманными ночами

Ты пройдёшь тенью, тебя не увидят,
Ты расскажешь, что видела, и тут же забудешь,
И лишь озеро вспомнит, высыхая на солнце.

Разбуди меня, о, жизнь!
Расскажи мне - что ещё?


Разбуди меня, о, жизнь!
Расскажи мне - что ещё?
Растворяясь в еле слышном дыхании улиц,
В котором растворится мой след.

По зелёной траве, наискосок судьбе,
Диагональю ты ходишь, а на самом деле - прямо,
За тобой идут топлы, но на самом деле -
Это ты идёшь за всеми, улыбаясь солнцу!

Разбуди меня, о, жизнь!
Расскажи мне - что ещё?
Растворяясь в еле слышном дыхании улиц,
В котором растворится мой след.
Разбуди меня, о, жизнь!
Расскажи мне - что ещё?
Растворяясь в еле слышном дыхании улиц,
В котором растворится мой след.

В работе оперы "Янис" и "СССР"

Симфоническая поэма «Деревья» делалась всего несколько часов – начата и закончена 30 августа 2012 года.
Сюжет: на сцене – музыканты. Они играют разную музыку, импровизируют. Через некоторое время на сцене из ниоткуда, вдруг, появляется человек. Он пытается спросить у музыкантов, как пройти, но не получает ответа. Музыканты продолжают как ни в чем не бывало заниматься своими делами. Человек пытается объяснить, что опаздывает, что ему нужно на встречу с девушкой, что она его не поймет, если он не встретится с ней. Музыканты не реагируют. Он ищет дверь, которая ведет, по его словам, к улице, находит ее, взламывает и попадает на место встречи, но девушки там нет. Он в растерянности. Он спрашивает у музыкантов, не видели ли они эту девушку, никто ему не отвечает. Тогда он подходит к одному из музыкантов, спрашивает, кто он, и, не получив ответа, начинает рассказывать ему о себе, о том, как он встретил человека, который сказал ему, что «любовь спасет наш мир», но он не доверяет этим словам, так как они сказаны слишком ярко. Он ищет, как достичь популярности, известности, размышляет на этот счет, говорит, что этот человек, которого он встретил, очень добрый, искренний, любит людей, природу, женщину, но такие люди сейчас не нужны. Он говорит, что сейчас как раз настало время для того, чтобы достичь этой популярности, и у него есть все, чтобы добиться признания. Только у него есть проблема – его никто не слышит.
Он спрашивает: «Где мой дом?» – и, не получив ответа, уходит со сцены. Оркестр продолжает импровизировать.

а вообще у него как оказалось много приятной и гармоничной музыки. Надо будет качнуть-послушать.

Ну и напоследок цитирую пост Николая Воронова на злобу дня (курсивом выделила то, с чем согласна):

"Как бы мне хотелось, чтобы убийства и террор на Украине да и вообще просто прекратились раз и навсегда. Кто-то провоцирует на подобные действия - но не надо отвечать на провокации! Могу сравнить это с игрой - кто-то садится с тобой за стол поиграть, но ты-то можешь не сесть с ним за этот стол!!! Сесть это значит принять правила игры - правила убийств, терроризма. Ты сам становишься убийцей! Не надо воевать ни с кем! Вообще ни с кем. Это глупо. А то, что люди превратились в зверей - вообще чушь полнейшая, я не знаю даже как так можно говорить. С любым человеком, даже убийцей, всегда можно договориться, просто мы не всегда умеем. Но можно. Не надо обвинять США в провокациях, не надо винить нас, русских, украинцев в проблеме - мы НИКТО не узнаем, кто действительно виноват, ведь уже столько всего произошло, что никакая история этого не прояснит. Сейчас я лично жду только одного - что все кто имеет оружие - выбросит его раз и навсегда и, наконец-таки, поймёт цену человеческой жизни - прежде всего своей собственной. Как же хочется, чтобы всё устаканилось!!!"

Ну что сказать. ГЕНИЙ! Пожелаем ему хорошую позитивную музу-хранительницу очага себе найти и сотворить море шикарных произведений!

Опять таки, кто видел живьем. Рассказывайте.

Младший сын преподавателя Международного университета природы, общества и человека "Дубна" Николай Воронов проснулся знаменитым на волне успеха песни "Белая стрекоза любви". Девять лет назад эта композиция взорвала все танцполы страны, а культовый клуб "Солянка" не вмещал желающих услышать хит вживую.

ПО ТЕМЕ

Воронова звали на телешоу, а СМИ выстраивались в очередь, чтобы взять интервью у молодого экстравагантного музыканта. Но после легендарной песни автор так и не создал новые шлягеры. Ажиотаж вокруг него стал утихать, а сам Николай ушел в тень и начал вести YouTube-канал.

Сейчас интернет-пользователи всерьез озадачены психическим состоянием некогда известного певца, адекватность которого у многих вызывает сомнения. Дело в том, что видео Николая содержат ненормативную лексику и будто демонстрируют вызов здравому смыслу. сайт решили лично разобраться, что же происходит с молодым исполнителем. В откровенной беседе музыкант пояснил столь странное поведение.

"Я сменил образ, потому что меня не устраивает та претензия ко всем, которая предъявлена нашими так называемыми звездами, считающим себя выше простых людей. Звезд не существует. У нас живет один лишь принцип: "Не так важен гений твой, как то, насколько ты карьерная лошадка". Меня ужасно это бесит. А что тогда говорить о Пушкине, о Достоевском, которые физически мертвы? Как к ним относиться? Никакой радикальной смены образа не произошло. Это всего лишь небольшая перемена, связанная с тем, что я хочу помочь человечеству осознать эту глобальную проблему. Мне пытаются навязать болезнь, но в моем лице болезнь диагностируют у всего человечества. Кто-то поверил в это и умер, а я не умру. Я тут. Меня можно правильно понять только в том случает, если полностью отделиться от меня и рассматривать в более массовом смысле, с позиции общества в целом, а не его части. Я никогда не любил себя и не интересовался собой. Я люблю других", – рассказал Воронов.

Чтобы окончательно развеять слухи о душевном заболевании музыканта, сайт попросили врача-психотерапевта Виталия Кекуха дать разъяснения по поводу поведения Николая. "Я могу предположить, что проблема заключается в следующем: либо что-то произошло при беременности мамы Николая, например, интоксикация; либо была получена травма во время родов, асфиксия или защемление нерва. Вы же знаете, какие у нас акушеры – потянули за голову, защемили нерв. На лице у Коли видны эти последствия. С психикой у него все нормально. А столь вызывающее поведение – это компенсация за внешнюю физическую особенность. Это чувствуется в его мимике. Но он молодец, вовремя понял, как пользоваться своими недостатками", – отметил специалист.

По словам матери Воронова, молодой человек пишет музыку с трех лет. Когда ему было пять, начал учиться игре на фортепиано в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных. Свой первый концерт Николай провел в Дубне. В 2008 году поступил на первый курс композиторского отделения Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Как вспоминает Николай, он занялся попсой, когда отец подарил ему синтезатор. Первые три песни, которые он сочинил, назывались (в хронологическом порядке) "Я жду тебя", "Люди, которые сразу" и "Белая стрекоза любви". В 2008 году автор предсказал: "Стрекоза" "станет его хитом". Так и случилось.

Николай Воронов

Николай Воронов родился 15 мая 1991 года в Москве. В семь лет поступил в МССМШ имени Гнесиных на специальность фортепиано к Т.А. Зеликман и учился там 12 лет. В 2000 году из-за нервной болезни в связи с усталостью от излишних занятий на фортепиано Николай отменил поездку в Голландию на конкурс, и занятия фортепиано постепенно все более и более начали смещаться на второй план. С 2006 года музыкант перешел с класса фортепиано на теоретический факультет и занимался там у педагога Антона Анатольевича Прищепы. В 2008-м поступил в МГК имени Чайковского на композиторский факультет (третьим номером из 18 поступающих). В том же году началась гастрольная деятельность Воронова: он ездит по концертам сначала с различными менеджерами, но через три года отказывается от них и продолжает работу самостоятельно. На данный момент Николай - автор двух квартетов, одного трио, более десяти дуэтов, квинтета, секстета, множества фортепианных сочинений и импровизаций, записанных на ноты и незаписанных. Есть также и сочинения для оркестра - пять поэм.

Главным для себя жанром Николай считает электронные симфонии, которых у него 25, общей продолжительностью звучания более шести часов. Электронные они потому, что исполнены по большей части компьютером. Николай отказывается от живых исполнителей в силу невозможности исполнения вживую и говорит, что «живые исполнители так чисто и точно, как компьютер, все равно не смогут сыграть». В 13-й, 14-й, 15-й, 21-й, 22-й и 25-й симфониях Николай использует свой голос в различных вариантах. Электронные симфонии Воронова написаны в период с 4 ноября 2008 года по 30 августа 2012 года.

Важным для себя сочинением Николай считает оперу «Янис», в которой, на его взгляд, он смог точнее изобразить природу творческого человека. Еще одно такое сочинение - поэма «Деревья». Там Николай изображает ситуацию, когда человек остается абсолютно один со своими мыслями попросту потому, что его мыслей никто не слышит. То, что он говорит, игнорируется полностью, потому как каждый занят своими делами.

Песен у Николая более 90, из них только «Белая стрекоза любви», написанная в 2001 году, стала по-настоящему известной. Недавно написана песня «Фруктовая нежность», которую Николай ценит выше, чем «Белую стрекозу», за то, что во «Фруктовой нежности» - та аранжировка и те звучания, которые услышал сам Николай, в то время как ритм для «Стрекозы» «придуман» синтезатором, и лишь гармонию, мелодию и все остальное оформление услышал сам Николай.

Сейчас Николай пытается найти исполнителей для оперы «Янис», но пока что безуспешно. Но он не останавливается, пишет сочинение за сочинением, а в свободное время посещает консерваторию, катается на велосипеде и собирает грибы.

Музыку Николая, по его словам, можно пытаться проанализировать с точки зрения привычных форм, но собьешься с толку, потому что все мнения будут разными. Ведь ни в одной пьесе композитора нет конструкций, которые так привыкли видеть музыковеды.