Наталья Гундарева: биография, личная жизнь, муж, дети, семья. Вдовец гундаревой с новой женой просят помощи у монахини

Наталья Гундарева: биография, личная жизнь, муж, дети, семья. Вдовец гундаревой с новой женой просят помощи у монахини

Бывший супруг Натальи Гундаревой заключил брак не с той женщиной.

Замечательный актер Михаил ФИЛИППОВ, четыре года назад похоронивший любимую супругу Наталью ГУНДАРЕВУ, на днях зарегистрировал отношения с 41-летней актрисой своего театра, очаровательной Натальей ВАСИЛЬЕВОЙ. Эта женитьба удивила многих. Но не самим фактом, а тем, что руку и сердце он предложил именно этой женщине.

В Театре им. Маяковского, где служат молодожены, событие произвело эффект разорвавшейся бомбы.
- Михаил так страдал после смерти Наташеньки Гундаревой, болел сильно, в реанимации лежал. Но сколько же можно убиваться? Хорошо, что женился, - поделилась с нами одна из актрис театра.

- Наташа Васильева умна, добра, красива. Жаль, что у нее мало ролей, хотя работает здесь уже 16 лет и не лишена таланта. Дай бог, у них с Михаилом все сложится, может, еще и ребенка родят. У Наташи ведь это первый брак, несмотря на то что ей уже 41 год и было немало поклонников, предлагавших руку и сердце. Романа у Васильевой с Филипповым не было. Мы не сомневались, что Михаил скоро женится, но избранницей считали актрису нашего же театра Оксану Киселеву . Именно с ней у Филиппова через два года после смерти Гундаревой завязались трепетные отношения. Поэтому мы сейчас пребываем в некотором шоке...
В Театре им. Маяковского Оксана Киселева работает с 2000 года. Актриса подает большие надежды, коллеги уверены, что у нее - звездное будущее. Красавица замужем за актером театра «Московская оперетта» Дмитрием Шумейко .
- Она родом из Томска, муж - из Смоленска, - рассказала одна из сотрудниц театра. - Дмитрий Шумейко - красавец, талант, умница. Конечно, многих удивил роман Оксаны и Михаила Филиппова. Но у него - квартира, связи, он народный артист, а Шумейко в оперетте получает копейки, да и квартиры своей у них нет. Поэтому многие у нас были уверены, что Оксана разведется с мужем и станет супругой Филиппова.

Но он вдруг сделал предложение Васильевой. В любом случае хорошо, что ребята не разбежались. Смогли сохранить отношения, семью.

Тайная любовь

Оксана Киселева наотрез отказалась комментировать отношения с Михаилом Филипповым.
- Что за бред?! - возмутилась актриса и в сердцах швырнула трубку.
А может, в труппе Театра им. Маяковского ошибаются? И у Филиппова все же был роман не с Оксаной, а с Натальей Васильевой? Скрывать свою любовь Филиппову не впервой: долгое время его первая супруга Ирина, дочка грозного главы КГБ и будущего генсека ЦК КПСС Юрия Андропова , и понятия не имела, что любимый муж отдал свое сердце «сладкой женщине» Наталье Гундаревой .

Ира уже в студенческие годы была чудовищно тяжелой неврастеничкой, - рассказывала в эксклюзивном интервью «Экспресс газете» любимая внучка генсека Брежнева Виктория Филиппова . - Своего мужа Михаила Филиппова она ревновала страшно. Сначала безосновательно, а потом она, видимо, достала его своими подозрениями.
По словам Виктории, когда у Михаила Ивановича вспыхнул роман с Натальей Гундаревой, об этом узнал Юрий Андропов, установивший по просьбе дочери слежку за зятем. Боясь нарушить хрупкое душевное равновесие дочери Ирины, Юрий Владимирович скрыл факт измены. Но женщина все же подала на развод, не поверив отцу.
- Думаю, Филиппов струхнул, - считает внучка Леонида Ильича. - Уйти с таким скандалом из семьи было делом рисковым. И Миша принялся восстанавливать отношения с бывшей женой. Ему удалось убедить Ирину сойтись вновь. За советом она опять отправилась к отцу. И сказала ему почти анекдотическую фразу: «Папа, не будет ли это аморально, если я опять выйду замуж за своего мужа?» Андропов замахал руками: «Конечно, дочь, это хорошо!»

Правда, ходили слухи, что Филиппов не прерывал отношений со своей театральной пассией. Я не сомневаюсь - с самого начала он изменял Ирине с Натальей Гундаревой. И развод Ирины с Филипповым был показательным: он ушел из семьи сразу после смерти Юрия Владимировича, ведь бояться актеру было уже нечего.

Дождалась своего часа?

Да ничего он сейчас не скрывал! - уверена супруга известного актера, близкого к Михаилу Филиппову. - Романа как такового у Михаила и Натальи Васильевой действительно не было. Васильева была влюблена в Филиппова давно, как только пришла в Театр им. Маяковского. А было это еще в 1993 году. Тогда у Миши и Наташи Гундаревой все было прекрасно, другой Наташе надеяться было не на что. Для нее он оставался мечтой, которая никогда не сбудется. Думаете, просто так, что ли, красивая, талантливая и самодостаточная женщина, не испытывающая недостатка в мужском внимании, не выходила замуж? А потом Гундарева заболела, а Филиппов, как и подобает любящему супругу, самоотверженно за ней ухаживал, до последнего надеялся, что его Наташенька поправится.

Когда Натальи Георгиевны не стало, Филиппов впал в жесточайшую депрессию. Его душевные страдания сказались на физическом здоровье. Михаил Иванович несколько раз попадал с сердечными приступами на больничную койку. В своем горе актер порой ожесточался. Бывало, не допускал к могиле любимой даже подруг, ревностно заявляя: «Я сам возложу все цветы, нам не нужно никого лишних».
Ходили разговоры, что он в тяжелые после смерти дорогого человека годы поссорился и с сыном от первого брака Дмитрием, и с названной дочкой Ириной Дёгтевой .
- Конечно, позднее они вернулись к нормальным отношениям, - продолжила наша собеседница. - И Дима, и Ирина понимали, что в Михаиле Ивановиче говорила лишь его душевная боль. Но речь сейчас не об этом.

Я слышала, что у Филиппова - роман с актрисой Театра им. Маяковского, но точно знала, что это не Наташа Васильева. Та, видно, так и продолжала втихомолку страдать. И спасла Михаила вовсе не любовь, про которую судачил весь театр, а работа над книгой о «дорогой Наташеньке» (книга «Наташа», вышедшая в 2007 году. - М. Т. ), которую он начал писать еще при жизни Гундаревой. А чувства к той актрисе были всего лишь желанием хоть как-то компенсировать пустоту в душе после ухода любимой женщины. Вероятно, девушка это поняла. А Наташа Васильева продолжала любить. И в какой-то момент Филиппов просто увидел это и оценил ее чувства. Я очень надеюсь, что их брак будет счастливым. Пусть они принесут друг другу радость.

CПРАВКА
* Первым мужем Натальи Гундаревой был режиссер Леонид Хейфец. Ходили упорные слухи, что они развелись по причине того, что Наталья Геогриевна, получив приглашение в фильм «Осень», сделала аборт. Из-за этого актриса больше не могла иметь детей.
* Второй супруг, актер Виктор Корешков, сильно увлекся певицей Валентиной Игнатьевой. Наталья Георгиевна не захотела жить во лжи и предложила расстаться. Сразу после развода с Гундаревой Корешков женился на Игнатьевой. Но спустя несколько лет их брак распался.
* Замуж за Михаила Филиппова Гундарева вышла в 1986 году.
* «Приемная дочка» Ирина Дёгтева была страстной поклонницей Натальи Георгиевны. Она моложе своих «приемных родителей» всего на несколько лет. Женщина ездила с супругами на гастроли, сопровождала в поездках в отпуск, жила в их квартире. Они называли ее «наша дочка, наш ребенок». В тяжелые годы болезни Гундаревой Ирина стала ее сиделкой. После смерти актрисы женщина вернулась к своей профессии водителя и вновь поселилась в своей квартире в Подольске, где живет ее родная мать.


Иногда в жизни случается так, что человек чувствует себя раненой птицей с перебитым крылом. Взлететь не может, а лежит на перепутье дорог и уже ничего не ждет. Вдруг нежные, теплые руки поднимают его, окружают заботой и лаской, выхаживают и вновь учат летать. Так бывает не только в сказках. Так было, когда встретились Наталья Гундарева и Михаил Филиппов.

Из маленькой искры...

Они были знакомы давно. Наталья тогда была женой режиссера Леонида Хейфеца, и уже состоявшейся актрисой. Михаил работал в театре Маяковского и был женат на Ирине Андроповой, дочери Генерального секретаря ЦК КПСС. Актеры часто пересекались на съемках, театральных капустниках, но тогда еще не пробежала та искра, которая вскоре соединила их сердца до конца дней.


Расцвет карьеры Гундаревой пришелся на начало 80-х годов, когда она отошла от амплуа сельских доярок и буфетчиц. На смену им в свет вышли новые, психологически сложные и многогранные образы, признанные классикой. Роли давались непросто: актриса внутренне переживала судьбу каждой героини, которую играла. Выкладывалась полностью и смертельно уставала на съемках. Дома не было возможности отдохнуть, потому что Хейфец обожал шумные компании и возлияния до утра.

После первого брака Наталья пережила еще две неудачные встречи, и мир ее наполнился серыми оттенками. Тогда она рассказала в интервью: «Когда мне задают вопрос: «Наталья, как ты можешь быть такой сильной?» - я даю ответ: «Потому что я слабая. У меня иного выбора нет, как оставаться сильной. Нужно как-то удерживаться внутри себя. Жизнь - это в неком роде трагедия, так как трагичен исход: мы умираем. Я думаю, что внутри все мы несчастливы и одиноки...»


Но неожиданно к ней пришло такое чувство, от которого вновь засветились глаза и, как говорили подруги Натальи, она стала веселой и жизнерадостной, какой была много лет назад. Михаил Филиппов стал чувством всей ее жизни. Они поженились в 1986 году. Гундарева хотела иметь от него детей, хотя на тот момент, когда появилось мысль стать мамой, актрисе исполнилось уже 38 лет. Но это оказалось невозможно. По горькой иронии судьбы, о том, что она не сможет иметь детей, Наталья услышала от докторов прямо перед съемками кинолены «Однажды двадцать лет спустя», где она должна была сыграть мать-героиню.


С возрастом у Гундаревой получилось обходить нетактичные расспросы папарацци: «Мне не нужны дети. Театр - это их замена». Однако в один момент дала слабину и призналась: «Детьми я, скорее всего, расплачиваюсь за успех...»

Ангел Осени

"Любовь не подошла, не подкралась, а поразила нас двоих. Так вовремя мы нашли друг друга, но как поздно!" - так грустит о своей любимой супруг Натальи Георгиевны в книге воспоминаний, которую он написал через два года после ее смерти. Актер тяжело переживал невосполнимую потерю, - он отнекивался от расспросов журналистов, не давал интервью, замкнулся в себе. Но вскоре все накопившиеся эмоции выплеснул в потрясающей книге "Наташа", эпиграфом к которой стали слова: "Просто есть желание снова поговорить о Ней".


И вдруг мы узнаем любимую актрису совсем с иной стороны - трепетной, хрупкой, нежной и по-детски беззащитной. В этой зрелой женщине, дивным образом, жил малыш, маленькая девочка из песочницы, которая с подкупающей доверчивостью раскрывает каждому все свои секреты.


Михаил вспоминает о Наталье, словно обращается к ней, как к святыне - каждое местоимение - с заглавной буквы: ” А я, оказывается, многих работ Твоих не видел, и не удалось бы пересчитать Твои титулы, но я знал Твои веснушки и рад этому.”

Весь их путь чередовался встречами и расставаниями. У Натальи было много съемок, она путешествовала с гастролями по стране. Филиппов тоже достаточно времени проводил в командировках. “Выдавались дни, когда, едва увидев Тебя, я тут же уезжал на вокзал или в аэропорт. Такие моменты только усиливали отношения, вынуждали нас ценить каждый миг, снова и снова познавая и открывая друг друга.”


Филиппов сравнивает жену с грустной девочкой, в которой таилась никому не известная печаль. “Ангел осени”, открытый всем благам жизни, но как никто, переживающий чужое горе, грубость и несправедливость. Так в одном из интервью артистка с горечью высказалась о духовном перерождении театра: «Я думаю, что театр из Храма превращается в балаган. Из обители духовности и нравственности - в царство цинизма.» Сказала так, словно прочувствовала эту боль каждой своей клеточкой...


Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. В иллюстрированной книге “Наташа” мы узнаем любимую актрису еще и как неординарную художницу: ее пейзажи настолько реалистичны, что, кажется, дотронешься до цветка, и в ладони упадет капля росы. Но в последних ее набросках чаще встречаются образы Богоматери. Наверное, это что-то очень личное, а, может, предчувствие трагического конца...

"Мне по душе все в этом мире - любая погода, любой настрой. Не верю в перемещение души и полагаю, что человек проживает лишь одну жизнь. Есть желание прочувствовать всю полноту жизни и так во многом разобраться". В этих словах - вся Наталья Гундарева, искренняя и светлая, как и ее чувство...

А ещё одна пара, история любви которых не давала покоя всему миру
- - были уверены, что все обиды растворяются в Вечности.

По окончании школы юноша поступил на филологический факультет Московского государственного университета. В годы учебы играл в студенческой студии «Наш дом». Утвердившись в мысли, что его предназначением является сцена, Михаил после четвертого курса перешел в ГИТИС, который затем благополучно окончил в 1973 году.


Народный артист России (1996)

Лауреат Премии Москвы (1997, за театральные роли)

Лауреат Приз за лучшую мужскую роль второго плана на кинофестивале «Созвездие» (1997, за роль в телесериале «Петербургские тайны»)

Лауреат Государственной премии РФ (1999, за участие в спектакле «Женитьба»)

Лауреат премии «Три сестры» (1999)

Кавалер Ордена Почета за многолетнюю деятельность в области культуры и искусства (2005)

Лауреат премии «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая мужская роль» (2010, за роль в спектакле «Тайные записки тайного советника»)

Начало жизненного пути

Михаил Филиппов родился 15 августа 1947 года в Москве. По окончании школы юноша поступил на филологический факультет Московского государственного университета. В годы учебы играл в студенческой студии «Наш дом». Утвердившись в мысли, что его предназначением является сцена, Михаил после четвертого курса перешел в ГИТИС, который затем благополучно окончил в 1973 году.

Театр

С 1973 года Михаил Филиппов является актером Московского театра имени Маяковского. За это время им было сыграно много разноплановых ролей: Абель Знорко «Загадочные вариации»), Кругосветлов («Плоды просвещения»), Наполеон («Наполеон Первый»), Харченко («Разгром»), Санчо Панса («Человек из Ламанчи»), Аптекарь («Венсеремос!»), Де Квадра («Да здравствует королева, виват!»), Лева Арзуманов («КПД одержимости»), Корзухин («Бег»), Следователь («Леди Макбет Мценского уезда»), Гупер («Кошка на раскаленной крыше»), Роберт («Смотрите, кто пришел!»), Мчиславский («Молва»), Минтоу («Виктория?..») и др. Среди них - и главные персонажи, и роли второго плана, и в каждой из них актер всегда органичен, убедителен.

Обладая поистине гипнотической способностью, он буквально завораживает зрителей своей игрой. Одна из лучших работ актера – роль Кочкарева в спектакле «Жанитьба», поставленном на сцене Театра на Покровке. За нее Михаил Иванович был удостоен Государственной премии РФ.

Кино

В кино Михаил Филиппов дебютировал в 1975 году ролью господина Фуке в фильме Сергея Герасимова «Красное и черное». Однако далее роман с кинематографом как-то не сложился, и талант актера могли лицезреть лишь театралы. Периодически на экраны выходили фильмы-спектакли с его участием: «Интервью в Буэнос-Айресе», «Одесские рассказы Исаака Бабеля».

Кинематографисты «разглядели» актера уже в зрелом возрасте. На рубеже 80-х и 90-х им были сыграны такие роли, как: Груздев в комедии «Артистка из Грибова», Марк Григорьевич в картине «Женщины, которым повезло», Вася в знаменитой трагикомедии «Небеса обетованные», Петр Чаадаев в драме «Дело Сухово-Кобылина». В конце 90-х актер принял участие в двух высокорейтинговых сериалах: «Развязка Петербургских тайн» (Ростовщик Морденко) и «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского» (Виталий Авдеевич Иринархов).

Востребован талант актера и новым российским кинематографом. В комедии режиссера Дмитрия Томашпольского «Дзисай» (2004) Михаил Филиппов блестяще сыграл главную роль – бизнесмена Дудыпина. Герой фильма, узнав о древне японских традициях, решает завести себе дзисая, т.е. «жертвенного козла отпущения» (Александр Лыков), на которого будут валиться все беды и болезни, предназначенные хозяину. Дуэт Филиппов-Лыков в этой картине просто бесподобен.

Среди других работ актера: Алферов в сериале «Дети Арбата», митрополит Макарий в исторической драме «Иван Грозный», генерал-майор Ростислав Баторский в драме «Багровый цвет снегопада».

Личная жизнь

Первой женой Михаила Ивановича была Ирина Юрьевне Андроповой, дочери грозного главы КГБ и будущего генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Владимировича Андропова. В этом браке родился сын Дмитрий.

Второй раз узами брака Михаил Иванович связал себя со знаменитой актрисой Натальей Гундаревой. Наталья Георгиевна рассказывала о своем муже: «Миша пришел в театр и подружился с моим бывшим сокурсником по театральному училищу. Таким образом, мы оказались в одной компании. Приятельствовали, устраивали розыгрыши, хохмы. Кстати, мой муж - человек удивительного юмора. Он знает толк в хорошей шутке. Мне же Бог не дал такого остроумия, и я в основном была просто исполнителем. Но мне нравилось принимать во всем этом участие. Потом в театре мы так сработались, что поняли: нам нужно жить вместе…» Так сложилось, что общих детей у Натальи Георгиевны и Михаила Ивановича не было, но, тем не менее, их брак был очень счастливым.

В 2005 году Наталья Гундарева ушла из жизни. Михаил Иванович очень тяжело перенес эту трагедию, даже лежал в реанимации. Однако, жизнь продолжается, и спустя четыре года ему вновь улыбнулось счастье. В 2009 году Михаил Иванович зарегистрировал отношения с 41-летней актрисой своего театра, очаровательной Натальей Васильевой, для которой этот брак стал первым.

Фильмография:

1976 Красное и черное

1979 Интервью в Буэнос-Айресе - фильм-спектакль

1980 Бенефис Татьяны Дорониной - фильм-спектакль

1983 Иона, или Художник за работой - короткометражный

1984 Одесские рассказы Исаака Бабеля - фильм-спектакль

1986 Ваша дочь Александра - фильм-спектакль

1987 Смотрите, кто пришел! - фильм-спектакль

1988 Артистка из Грибова

1989 Процесс

1989 Один для всех - короткометражный

1989 Женщины, которым повезло

1989 А это случилось в Виши - фильм-спектакль

1990 Супермен

1991 Чокнутые

1991 Небеса обетованные

1991 Дело Сухово-Кобылина

1992-1997 Мелочи жизни - сериал

1993 Русский роман

1993 Лихая парочка

1993 Итальянский контракт

1993 Завтрак с видом на Эльбрус

1993 Альфонс

1994 Петербургские тайны

1994 Московские каникулы

1995 Квадрат

1997 Змеиный источник

1997 Женитьба - фильм-спектакль

1997 Брегет - фильм-спектакль

1998-2002 Самозванцы - сериал

1999 Развязка Петербургских тайн - сериал

1999 Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского - сериал

2000 Русский бунт

2001 Сверчок за очагом

2001 Саломея - сериал

2003 Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант -1- сериал

2004 Ландыш серебристый-2 - сериал

2004 Дзисай

2004 Дети Арбата - сериал

2007 Нас не догонишь

2007 Женитьба - фильм-спектакль

2008 Глухарь - сериал

2009 Легенды колдовской любви (Россия-Украина)

2009 Иван Грозный

2010 Багровый цвет снегопада

Актерские работы Натальи Гундаревой навсегда сделали ее легендой отечественного кинематографа, привлекая до сих пор внимание миллионов зрителей. Народную артистку боготворили, обожали и собирали вырезки из журнала “Советский экран”. За годы своей творческой биографии ей было сыграно немало разноплановых образов, но многие поклонники полюбили ее простых русских героинь, которые, несмотря на трудности и лишения, обладали неиссякаемым оптимизмом.

Гундарева не представляла себя без актерской профессии и каждую роль пропускала через себя. Она не только блистала на съемочной площадке, но и считалась театральной примой. Наталья Георгиевна поражала своих коллег энергией и задором, поэтому мало кто знал, что она иногда плакала и печалилась по поводу неудачей в личной жизни. Лишь в третьем браке она обрела женское счастье, прожив со своим мужем до последних дней.

Детская любовь к театру

Будущая актриса родилась в 1948 году в Москве. Ее отец и мама работали инженерами, но, несмотря на серьезную профессию, очень любили ходить на театральные постановки. Неудивительно, что вскоре они взяли с собой и 5-летнюю Наташу, которая пришла в восторг от сказочной постановки «Синяя птица». С этого времени девочка мечтала попасть на сцену, собираясь стать или актрисой, или балериной. Будучи школьницей, она посещала разные кружки в местном Доме пионеров, а также записалась в драмкружок, где ей доставались разные роли.

Несмотря на увлечение актерской работой, родители Натальи настояли, чтобы она пошла по их стопам. Девушка подала документы в инженерно-строительный институт, но даже не успела сдать экзамены, так как решила попытать счастье и поступить в театральное училище имени Щукина. К этому шагу ее подтолкнул друг, с которым она играла в драмкружке. Будущая актриса смогла покорить членов приемной комиссии, продемонстрировав им свою харизму и способности перевоплощения, и вскоре стала студенткой вуза.

Успех на театральной сцене и в кино

В 1971 году Гундарева попрощалась со студенческой жизнью и занялась развитием карьеры. Получив приглашение сразу от нескольких театров, она выбрала сцену театра имени Маяковского, где прослужила более тридцати лет.

На фото Наталья Гундарева в молодости

Начинающая актриса не сразу раскрыла свой талант перевоплощения, так как режиссёр выбирал для нее роли незначительных героинь. Лишь через три года она смогла привлечь к себе внимание заядлых театралов, сыграв на сцене роль Липочки в спектакле «Банкрот, или Свои люди - сочтёмся». К значительным работам Натальи Георгиевны можно также отнести таких персонажей:

  • Катерина из «Леди Макбет Мценского уезда»;
  • Лариса Садофьева из «Молвы»;
  • Мадам из «Агента 00»;
  • Она из «Я стою у ресторана…» и других.

Ее сотрудничество с кинематографом началось одновременно с театральной карьерой, но и на экране актрису впервые отметили в 1976 году, когда она появилась в мелодраме «Сладкая женщина». С этого времени в карьере Гундаревой наступили значительные перемены, и режиссеры уже не предлагали ей простых деревенских тружениц, видя в ней немало многогранных образов.

кадр из фильма “Обрыв” 1973 год

За этот период она обрела статус звезды экрана и пополнила свою фильмографию яркими работами в многочисленных картинах:

  • «Труффальдино из Бергамо»;
  • «Однажды двадцать лет спустя»;
  • «Одиноким предоставляется общежитие»;
  • «Хозяйка детского дома»;
  • «Осенний марафон»;
  • «Петербургские тайны».

Романы с мужчинами и браки

Юная Наташа не могла похвастаться стройными формами, и при своем росте имела несколько излишний вес. Но будучи такой пышечкой, жизнерадостная и открытая девушка пользовалась повышенным вниманием у мужчин. Начинающая актриса часто попадала под чары своих коллег по цеху, а затем выбиралась из этих романов с душевными ранами. Так, еще в молодости она полюбила Владислава Долгорукова, за которого даже хотела выйти замуж. Родители жениха и невесты были против того брака, поэтому эта свадьба так и не состоялась.

На фото Леонид Хейфец – первый муж Натальи Гундаревой

Пережив расставание с бывшим возлюбленным, Гундарева вновь закрутила служебный роман, а ее избранником на этот раз стал Леонид Хейфец, который был значительно старше ее. Режиссер в тот период был женат, но из-за молодой возлюбленной он развелся с женой. Будущая жена Хейфеца сразу же не понравилась его маме, но это не помешало влюбленным сыграть свадьбу. Актриса очень любила мужа, но ее занятость в театре и постоянные съемки в кино со временем отдалили супругов. Вскоре получилось так, что она вынуждена была прервать свою беременность. Последствия аборта оказались чреватыми: больше она уже не могла иметь детей. Этот брак просуществовал всего шесть лет, и после развода Наталья Георгиевна занялась обустройством личной жизни.

Виктор Корешков – второй муж актрисы

Вскоре 30-летняя звезда кино сблизилась с Виктором Корешковым, с которым вместе играла в нашумевшем спектакле «Леди Макбет Мценского уезда». Повстречавшись несколько месяцев, пара решила связать себя узами брака. Многие коллеги по театру мало верили в истинные чувства ее избранника, считая, что начинающий актер просто хочет использовать ее расположение. Уже через два года она случайно узнала, что ее любимый муж ей изменяет. После развода актер ушел к другой женщине, но через несколько лет его возлюбленная ушла из жизни по трагической случайности. По некоторым источникам СМИ, после этого Корешков примкнул к староверам и некоторое время жил отшельником.

Оправившись от развода, Наталья Георгиевна начала встречаться с Сергеем Насибовым, но и этот роман закончился расставанием. Лишь в 1986 году звезда кино смогла наладить свою личную жизнь. Со своим будущим мужем, Михаилом Филипповым она служила в театре Маяковского. Когда мужчина только пришел в коллектив, он сразу же отметил актрису и часто потом бывал с ней в одних компаниях. Сначала в ходе работы и общения между ними возникла симпатия, а когда они были на гастролях, начался роман. Ранее Михаил Иванович был в браке с филологом Ириной, дочерью Юрия Андропова, с которой воспитывал сына. После отношений с Гундаревой актер ушел из семьи и зарегистрировал с ней союз.

Михаил Филиппов – третий муж Гундаревой

Их гармоничной и любящей паре завидовали многие люди, и иногда супруги находили под дверью иголки с солью, а также царапины на машине. Народная артистка была энергичной и стремительной натурой, не терпела лени и бездействия. Однако, она прощала мужу все его недостатки, и ее оптимизма хватало на двоих. Сама актриса считала, что ей очень повезло с мужем, вот только ее печалил тот факт, что она не может подарить ему ребенка. Вскоре в их семье появилась Ирина Дёгтева, которая была давней поклонницей звезды экрана. Девушка поселилась у них в квартире, помогала супругам по хозяйству и даже ездила с ними на гастроли, став для них близким человеком. «Приемная дочь» была рядом с Натальей Георгиевной и в годы, когда та тяжело болела. После смерти своей любимицы женщина вернулась в родной Подольск, где устроилась на работу в качестве водителя.

Последние годы жизни

Перешагнувшие 50-летний возраст, актриса не захотела мириться с возрастом, так как хотела еще сыграть заметных персонажей. Она смогла значительно снизить свой вес и улучшить свой внешний вид. По некоторым данным, Гундарева не только принимала тайские таблетки, но и сделала несколько пластических операций. Но вместе ожидаемого результата у нее начались проблемы со здоровьем.

Еще в начале 80-х годов у нее возникали приступы гипертонической болезни, а летом 2001 года Народная артистка РСФСР перенесла ишемический инсульт. Врачи смогли вывести ее из комы, после чего Наталья Георгиевна медленно пошла на поправку. Но она уже не смогла вернуться к работе и почти не появлялась на публике. Несмотря выполнение всех рекомендаций медиков, самочувствие 56-летней звезды кино ухудшалось. Ее сердце остановилось 15 мая 2005 года, а причиной смерти стал геморрагический инсульт.

Кадр из сериала “Петербургские тайны”

Когда любимой жены не стало, Михаил Иванович долго не мог прийти в себя, но через четыре года смог вновь наладить личную жизнь. Он женился на своей коллеге по театру – Наталье Васильевой. Актер до сих пор переживает ранний уход любимой женщины, но он прячет от всех свою боль. Михаил Иванович написал о ней книгу, назвав ее «Наташа». В своих воспоминаниях он делится с читателями, как проходила их семейная жизнь, и какие слова любви они говорили друг другу.

  1. Когда начинающая актриса увидела себя впервые на экране, она пришла в ужас от своих роскошных форм, считая, что с такими габаритами нельзя сниматься в кино. Но зато зрители и режиссеры видели в ней женственных и симпатичных персонажей, и даже ее веснушки казались тогда прелестными и волновали многих мужчин.
  2. На репетициях и съемочной площадке Гундарева всегда демонстрировала не только свое мастерство, но и веселую энергичную натуру. Однако, мало кто знал, что дома она предпочитала сумрачную обстановку, из-за чего шторы в ее комнате всегда были плотно занавешены. Еще до болезни актриса признавалась, что чувствует себя несчастной и одинокой, воспринимая жизнь как трагедию.
  3. Еще с детских лет она имела привычку экономить во всем, и даже став звездой кино, лично занималась ремонтом и крупными покупками. Ее мама всегда вспоминала, что первым словом маленькой Наташи стало «сама».
  4. Прослужив много лет в Театре имени Маяковского, она обрела статус настоящей примы и хозяйки. Не все любили успешную звезду, были и такие, кто желал ей провала в карьере.
  5. Наталья Георгиевна верила в приметы, и когда выходила на сцену, постоянно гоняла всех театральных уборщиц с пустыми ведрами.
  6. Она любила благоухающие кусты роз, поэтому дома в вазе всегда стояли ее любимые цветы.

"Разорились мы с тобой, Морденко". Эту фразу очень много раз повторял герою телесериала "Петербургские тайны" ростовщику Осипу Морденко, которого блестяще воплотил на экране Михаил Филиппов, его попугай. Персонаж был довольно неординарный — одновременно и жертва, и палач своим обидчикам. Когда-то его заставили страдать, потому что он осмелился полюбить женщину не своего круга. С того момента его любовь переродилась в ненависть и желание отомстить. Все чувства с этого мгновения застегнуты на большие пуговицы. И настолько жаждет он справедливого отмщения, что даже к единственному сыну не испытывает отеческих чувств.

Первые шаги

Народный артист России Михаил Филиппов появился на свет в столице Советского Союза — Москве — в теплый 15-й августовский день 1947 года.

В школе он учился довольно неплохо, и после получения аттестата молодой человек поступает в МГУ на филологический факультет. Во время учебы он играет в студенческой студии «Наш дом». Этот же театр стал творческим домом для Хазанова, Арканова, Филиппенко, Фарады и еще многих звезд кино и театральной сцены. Теперь он настолько уверен, что его судьба на всю жизнь — сцена, что, отучившись четыре года в университете, Миша переводится в ГИТИС. В 1973 году он получает диплом об окончании именно этого учебного заведения.

Вся наша жизнь — театр

Михаил Филиппов - актер потрясающе талантливый, имеющий своеобразную и очень яркую индивидуальность. Поскольку по своей первой профессии он является филологом, то природу каждого сказанного на сцене слова он ощущает и понимает достаточно тонко. На протяжении трех десятилетий его служения в у него было не так уж и много главных ролей. Но даже роли второстепенного плана и значимости были им воплощены так, что становились порой интереснее главных.

Да, многих ролей, которые были словно предназначены ему небесами, Михаил Филиппов, артистогромной самобытности, к сожалению, не сыграл. Театральная судьба его оказалась не особо звездной. Путь был долгий и трудоемкий. Но Михаил Иванович преодолевал все препятствия с неимоверной силой терпения и огромным чувством собственного достоинства. Прошло очень много лет, прежде чем Михаил Филиппов, биографиякоторого перечитывается современниками бесчисленное количество раз, получил магистральную в его творческой биографии роль Наполеона (спектакль «Наполеон Первый»).

От Фуке до Иринархова

Первая кинематографическая роль, которую сыграл Михаил Филиппов, была в очень известном и любимом телезрителями фильме Сергея Герасимова «Красное и черное». Дебют стал более чем удачным. Но почему-то отношения с кинематографом потерпели некоторую неудачу. Теперь своим талантом он мог одаривать только театралов. Лишь иногда выходили на широкий экран фильмы-спектакли, в которых он играл.

Все изменилось, когда актер был уже в зрелом возрасте. Тогда-то он и смог воплотить перед камерами много интересных и полюбившихся зрителям персонажей, характеры, настроение, социальное положение и образование которых были очень разноми. За период конца 80-х и начала 90-х годов его приглашали во многие картины, ставшие классикой советского кинематографа: Груздев в «Артистке из Грибова», Чаадаев в «Деле Сухово-Кобылина», Вася в трагикомедии «Небеса обетованные», Константин Сергеевич в «Альфонсе», следователь Матюхин в «Змеином источнике», Гаранский в «Лихой парочке».

И в фильме какого бы жанра ни сыграл Михаил Филиппов, актер каждый раз отдавал персонажу частичку своей души. У него очень красивый, замечательно поставленный голос, интонациями которого он с легкостью приводит зал (если это театр) или зрителей у экранов телевизоров в чувство восторга и восхищения. Обладая красивыми горящими глазами, которые просто притягивают в себе внимание, он с легкостью может заворожить окружающих по обе стороны голубых экранов.

Новым, современным кинематографистам его талант тоже пришелся по душе. Одна из интересных ролей в комедии «Дзисай», где Михаил Филиппов, биографиякоторого всегда вызывала интерес у поклонников, перевоплотился в бизнесмена Дудыпина. Вне всякого сомнения, картина удалась, особенно если вспомнить, что партнером Филиппова был Александр Лыков.

Еще одним ярчайшим пятном в фильмографии актера стали две интереснейшие роли в сериалах конца девяностых - Виталий Иринархов из «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского» и ростовщик Осип Морденко из «Петербургских тайн». После выхода на широкий экран популярность как актеров, так и самих сериалов просто зашкаливала, а рейтинги поднялись на практически недосягаемую высоту.

Бесцеремонное любопытство

В актерской жизни случаются казусы, из-за которых даже огромный творческий успех и обожание зрителей всей страны не являются залогом счастья в семейной жизни и единственного брачного союза. Большая редкость в актерской среде (да и не только здесь) - люди, создавшие семью в юности, остающиеся вместе до седых волос. Сейчас мало кого можно удивить разводами (порой достаточно громкими и тяжелыми) между людьми, которые имеют отношение к творческим профессиям.

Именно так случилось и с нашим героем. И развод, и смерть супруги пережил Михаил Филиппов. Личная жизньактера, несмотря на его почтенный возраст, является объектом внимания и интереса как поклонников его таланта, так праздных обывателей.

Любови, семьи, дети

За спиной этого несколько тяжеловесного и даже немного грозного мужчины с удивительными глазами три брака.

Свою первую семью он создал с дочкой тогдашнего Генсека Ириной Андроповой. Отношения у супругов были далеки от совершенства, поэтому пара рассталась сразу после смерти Юрия Андропова.

Через некоторое время Михаил Филипповзаключил брак сактрисой своего театра Натальей Георгиевной Гундаревой. В этом союзе было все, о чем можно только мечтать: любовь и нежность, доверие и уважение, преданность и взаимопонимание. Они прожили вместе 19 счастливых лет. К сожалению, болезнь и смерть Натальи Георгиевны завершили эту красивую сказку.

«Наташа»

Одна из самых красивейших женщин советского кинематографа болела несколько лет, и все это время супруг не отходил от нее, пытаясь помочь всем, чем можно, охраняя ее покой от слишком любопытных людей и нагловатых журналистов.

Спустя два года после ее ухода Михаилом Ивановичем была выпущена книга под названием «Наташа» о главной в его жизни женщине - скончавшейся жене. Это была своеобразная книга воспоминаний и впечатлений об их семейной жизни, в которую вошли рисунки Натальи, стихотворения Михаила, их записочки о любви друг другу.

В ожидании чуда

Целых четыре года актер оставался безутешным вдовцом. Но, в конце концов, боль немного утихла, отпустила. Ему повезло: он встретил свою половинку. Несмотря на то что Михаил Филиппов, фото которого часто можно увидеть на страницах бульварных изданий, был старше избранницы (она - артистка театра Наталья Васильева) на целых двадцать лет, свадьба имела место быть. Их коллеги рассказывали, что чувство к будущему мужу зародилось у Наташи еще в 1993 году, когда она пришла в труппу. В то время никто не мог предполагать, что через несколько лет грянет беда. Поэтому девушка восхищалась Михаилом лишь издали, не надеясь ни на что. Говорили, что именно из-за этого чувства любви она до 40 лет не выходила замуж, отклоняя все предложения влюбленных в нее мужчин.

Немолоды, но любимы

О чувствах своей будущей третьей жены Михаил узнал только после смерти второй. Понемногу он начал обращать на нее внимание. Не было долгих ухаживаний, просто тихая роспись. Единственным условием Натальи стало венчание, потому что вопросы веры имели для нее колоссальное значение.

В этой семье царят любовь и взаимопонимание. Поскольку супругам уже не по двадцать, то особых страстей нет, но их отношения очень трепетные. Наталья нередко балует супруга выпечкой, к которой у него особая слабость. А Михаил всегда оберегает молодую супругу.

Единственным грустным моментом в их союзе оставался вопрос о совместных детях. «Это меня очень сильно волнует», - поделился однажды Михаил Филиппов. Актер стал отцом (у него есть сын), будучи в первом браке, Михаил сейчас уже дедушка. Во втором браке детей не было. Несколько лет в прессе появлялись сообщения о беременности Натальи, но однажды ей не удалось выносить ребенка, а все остальные стати были «утками». Удастся ли им воплотить в жизнь свою мечту, пока неизвестно, во всяком случае, никакой информации в печатных изданиях не появлялось. Остается только пожелать им здоровья, счастья и удачи.