Настоящие тюрки. Психологические особенности различных этносов

Настоящие тюрки. Психологические особенности различных этносов
Настоящие тюрки. Психологические особенности различных этносов

Каждый народ имеет свои отличительные черты, которые позволяют почти без ошибок определить национальность человека. Стоит заметить, что азиатские народы весьма схожи между собой, поскольку все являются потомками монголоидной расы. Как можно определить татарина? Чем отличается внешность татар?

Уникальность

Без сомнения, каждый человек уникален, независимо от национальной принадлежности. И всё-таки имеются некие общие черты, которые объединяют представителей расы или национальности. Татар принято относить к так называемой алтайской семье. Это тюркская группа. Предки татар были известны как земледельцы. В отличие от других представителей монголоидной расы, татары не имеют ярко выраженных черт облика.

Внешность татар и изменения, которые нынче проявляются у них, вызваны во многом ассимиляцией со славянскими народами. И правда, среди татар иногда обнаруживают светловолосых, порой даже рыжих представителей. Этого, например, нельзя сказать об узбеках, монголах или таджиках. Имеют ли особенности глаза татар? У них не обязательно имеется узкий разрез глаз и смуглая кожа. Есть ли некие общие черты внешности татар?

Описание татар: немного истории

К числу наиболее древнейших и многолюдных этносов относятся татары. В Средние века упоминания о них будоражили всех вокруг: на востоке от берегов Тихого океана и до Атлантического побережья. Самые разные ученые включали упоминания об этом народе в свои труды. Настроение этих записей было явно полярное: одни писали с упоением и восхищением, другие же ученые выказывали страх. Но объединяло всех одно — никто не оставался равнодушным. Совершенно очевидно, что именно татары оказали огромное влияние на ход развития Евразии. Им удалось создать самобытную цивилизацию, которая воздействовала на самые разные культуры.

В истории татарского народа были как взлеты, так и падения. Периоды мира сменялись жестоким временем кровопролития. Предки современных татар приняли участие в создании сразу нескольких сильных государств. Несмотря на все превратности судьбы, им удалось сохранять как свой народ, так и самобытность.

Этнические группы

Благодаря трудам антропологов стало известно, что предками татар были не только представители монголоидной расы, но и европейцы. Именно этот фактор обусловил разнообразие во внешности. Более того, самих татар принято разделять на группы: крымские, уральские, поволжско-сибирские, южно-камские. Поволжско-сибирские татары, черты лица которых имеют наибольшие признаки монголоидной расы, отличаются следующими признаками: темные волосы, ярко выраженные скулы, карие глаза, широкий нос, складка над верхним веком. Представители этого типа немногочисленны.

Лицо поволжских татар продолговатое, скулы не слишком выражены. Глаза большие и серые (или карие). Нос с горбинкой, восточного типа. Телосложение правильное. Вообще мужчины этой группы достаточно рослые и выносливые. Кожа у них не смуглая. Такова внешность татар с Поволжья.

Казанские татары: внешность и обычаи

Облик казанских татар описывается так: крепко сложенный сильный мужчина. От монголов заметен широкий овал лица и несколько суженный разрез глаз. Шея короткая и крепкая. Мужчины редко носят густую бороду. Подобные особенности объясняются слиянием татарской крови с разными финскими народностями.

Брачный обряд не похож на религиозное действо. От религиозности — лишь чтение первой главы Корана да особая молитва. После брака молодая девушка не сразу переселяется в дом своего супруга: еще год она будет жить в своей семье. Любопытно, что её новоиспеченный муж приходит к ней как гость. Татарские девушки готовы ждать своего возлюбленного.

Лишь немногие имеют двух жен. И в тех случаях, когда это происходит, есть свои причины: например, когда первая уже состарилась, а вторая — более молодая — теперь ведёт домашнее хозяйство.

Наиболее часто встречаются татары европейского типа — обладатели русых волос и светлых глаз. Нос узкий, орлиный или с горбинкой. Рост невысокий — у женщин около 165 см.

Особенности

В характере мужчины-татарина были замечены некоторые особенности: трудолюбие, чистоплотность и гостеприимство граничат с упрямством, самолюбием и равнодушием. Уважение к старшим — вот что особенно отличает татар. Было отмечено, что представители этого народа склонны руководствоваться разумом, подстраиваются под ситуацию, законопослушны. Вообще синтез всех этих качеств, особенно трудолюбия и упорства, делает мужчину-татарина очень целеустремлённым. Такие люди способны добиваться успеха в карьере. Работу доводят до конца, имеют привычку добиваться своего.

Чистокровный татарин стремится получать новые знания, проявляя завидную усидчивость и ответственность. У крымских татар отмечается особое равнодушие и спокойствие в стрессовых ситуациях. Татары весьма любопытны и разговорчивы, а вот во время работы упорно молчат, видимо, чтобы не потерять концентрацию.

Одна из характерных черт — чувство собственного достоинства. Проявляется в том, что татарин считает себя особенным. Как следствие наблюдается некое высокомерие и даже надменность.

Чистоплотность выделяет татар. В своих жилищах они не терпят беспорядка и грязи. Причем это не зависит от финансовых возможностей — как богатый, так и бедный татарин ревностно следит за чистотой.

Мой дом — твой дом

Татары — народ очень гостеприимный. Готовы принимать у себя человека, независимо от его статуса, веры или национальной принадлежности. Даже при скромном достатке они проявляют радушное гостеприимство, готовые разделить с гостем скромный обед.

Огромной любознательностью выделяются татарские женщины. Их привлекает красивая одежда, они с интересом наблюдают за людьми других национальностей, следят за модой. Татарки весьма привязаны к своему дому, посвящают себя воспитанию детей.

Татарские женщины

Какое же удивительно создание — татарская женщина! В её сердце заложена безмерная, глубочайшая любовь к своим близким, к детям. Её предназначение — нести мир людям, служить образцом миролюбия и нравственности. Женщину-татарку отличают чувство гармонии и особая музыкальность. Она излучает некую одухотворенность и благородство души. Внутренний мир татарки полон богатств!

Татарские девушки с юных лет нацелены на крепкий, долговечный брак. Ведь они хотят любить мужа и воспитывать будущих детей за прочными стенами надежности и доверия. Недаром гласит татарская поговорка: «Женщина без мужа, что конь без узды!» Слово мужа для неё — закон. Хотя остроумные татарки дополняют — на любой закон, однако, найдется и своя поправка! И всё же это преданные женщины, которые свято чтят традиции и обычаи. Однако не надейтесь увидеть татарку в черной парандже — это стильная дама, которой свойственно чувство собственного достоинства.

Внешность татар весьма ухоженная. У модниц в гардеробе можно наблюдать стилизованные вещи, которые подчеркивают её национальную принадлежность. Вот, к примеру, есть обувь, которая имитирует читек — национальные кожаные сапожки, которые надевают татарские девушки. Еще один пример — аппликации, где узоры передают потрясающую красоту земной флоры.

А что к столу?

Женщина-татарка — прекрасная хозяйка, любящая, гостеприимная. Кстати, немного о кухне. Национальная кухня татар достаточно предсказуема в том, что основу главных блюд нередко составляют тесто и жир. Даже много теста, много жира! Конечно, это далекое не самое здоровое питание, хотя гостям, как правило, предлагаются экзотические блюда: казылык (или вяленая конина), губадия (представляет собой слоеный пирог с большим разнообразием начинок, от творога до мяса), талкыш-калева (невероятно калорийный десерт из муки, масли и меда). Запить же всё это богатое угощение можно айраном (смесь катыка и воды) или традиционным чаем.

Подобно мужчинам-татарам, женщины отличаются целеустремлённостью и настойчивостью в достижении целей. Преодолевая трудности, они проявляют смекалку и находчивость. Всё это дополняется большой скромностью, щедростью и добротой. Поистине, татарская женщина — это прекрасный дар свыше!

1 min read

В выставочном зале «Дубовый парк» в Бишкеке проходит персональная выставка художника-иллюстратора Джума “Племя волков”. Джум рассказал сайт о выставке, вдохновленной историей древних тюрков и воинственными тюркскими женщинами.

Выставка не посвящается современным сформировавшимся этносам, она обо всех кочевниках, которые населяли Среднюю Азию, от сарматов до гуннов и скифов.

«В выставке есть фольклорные моменты. Некоторые картины я писал по произведениям Чынгыза Айтматова. Также моей целью было также напомнить о немного забытых малых эпосах. Зачастую наша «махина» «Манас» все собой закрывает», — говорит художник.

Особую роль в работах Джума занимают гунны, кочевники, с которых начиналась история всех тюркских народов.

«У них был вождь Моде. Он мне сильно импонирует. Мне нравится этот лидер. Он объединил гуннские племена и создал государство», — рассказывает художник.

«На выставке представлены портреты-разработки образов персонажей будущих комиксов. В целом, все картины, которые я пишу, в дальнейшем адаптируются на комиксы, анимацию и книжные иллюстрации. Многие герои этих комиксов — реально существовавшие исторические персонажи».

Джум по-своему видит образ тюркской женщины до монгольского нашествия и пытается передать ее внешность наиболее исторически достоверно.

«С самого детства я увлекся историей и этникой. Позднее увлекся антропологией и изучал черепа и этногенез. Сейчас в своих работах я пытаюсь передать тот тип внешности, как могли выглядеть тюркские женщины того времени».

«До монгольского нашествия народы выглядели несколько иначе. В их внешности можно выделить индоевропейские смешанные этнические признаки».

Джум не является сторонником феминизма, однако восхищается силой и мужеством тюркских женщин.

«До наступления Ислама среди кочевников бытовал матриархат. Часто женщины возглавляли войска. Поэтому в моих работах они [женщины] выглядят такими сильными и не менее суровыми, чем мужчины. Иначе в то жестокое время быть не могло. Женщины должны быть сильными. Меня вдохновляет та эпоха. При этом я не большой поклонник феминизма», — говорит он.

При создании своих работ Джум использует все доступные средства.

«Мне нравится акварель и цветные карандаши, тушь и даже гелевая ручка. Я также пишу красками, маслом и акрилом. Для выставки использовалось все: начиная от акварели, затем гуашь и тушь».

Джум говорит, что на него повлияли французские художники-иллюстраторы и стиль нуар.

«Я никогда не задумывался, как описать свой стиль. Я просто рисую, как мне нравится. Но мне очень нравятся французские художники-иллюстраторы. У них такой легкий стиль книжной иллюстрации. Мне нравится детская книжная иллюстрация. Два года я занимался анимацией. Придумывал персонажей и фоны. Был художником по персонажам и фонам. И работал в кукольном театре. Сейчас моя мечта — создать анимированный фильм».

Выставка «Племя волков» продлится до 15 ноября в выставочном центре «Дубовый парк» по адресу улица Пушкина, 78.

Этноязычная группа говорящая на тюрских языках. Эта группа населения считается одной из древних, а ее классификация — самая сложная и до сих пор вызывает у историков противоречия. Но тем не менее 164 млн человек сегодня владеет тюркским языком. Самый древний народ тюркской группы — это киргизы, их язык до сегодня сохранился без изменений. А первые сведения об появлении тюркоязычных племен датируются еще первым тысячелетием до нашей эры.

Современная численность

Самое большое количество современных тюрков — это . По статистике — это 43% от всех тюркоговорящих народов или 70 млн человек. Дальше идут — 15% или 25 млн чел. Чуть меньше узбеков — 23,5 млн (14%), после — — 12 млн (7%), уйгуры — 10 млн (6%), туркмены — 6 млн (4%), — 5,5 млн (3%), — 3,5 млн (2%). Последующие национальности составляют 1%: , кашкайцы и — в среднем 1,5 млн. Иные меньше 1 %: каракалпаки (700 тыс), афшары (600 тыс), якуты (480 тыс), кумыки (400 тыс), карачаевцы (350 тыс), (300 тыс), гагаузы (180 тыс), балкарцы (115 тыс), ногайцы (110 тыс), хакасы (75 тыс), алтайцы (70 тыс). Большинство тюрок - мусульмане.


Соотношение тюркских народов

Происхождение народов

Первое поселение тюрков было в Северном Китае, в степных зонах. Занимались землеведением и скотоводством. Со временем племена расселялись, так дошли и до Евразии. Древними тюркскими народами были:

  • гунны;
  • тюркюты;
  • карлуки;
  • хазары;
  • печенеги;
  • булгары;
  • половцы;
  • тюрки-огузы.

Очень часто в исторических летописях тюрков называют скифами. Об происхождении первых племен существует много легенд, которые также существуют в нескольких версиях.

Языковая группа

Различают 2 основные группы: восточная и западная. Каждая из них имеет разветвление:

  • Восточная:
    • Киргизо-кыпчакская (киргизы, алтайцы);
    • Уйгурская (сарыг-уйгуры, тоджинцы, алтайцы, хакасы, долганы, тофалары, шорцы, тувинцы, якуты).
  • Западная:
    • Булгарская (чуваши);
    • Кыпчакская (кыпчакско-булгарские: татары, башкиры; кыпчакско-половецкие: крымцы, крымчаки, балкарцы, кумыки, караимы, карачаевцы; кыпчакско-ногайсие: казахи, ногайцы, каракалпаки);
    • Карлукская (илийские уйгуры, узбеки, уйгуры);
    • Огузская (огузо-булгарские: балканские тюрки, гагаузы; огузо-сельджукские: турки, азербайджанцы, турки-каприоты, туркоманы, кашкайцы, урумы, сирийские турки, крымцы; огузо-туркменские народы: трухмены, каджары, гудари, теймурташи, туркмены, афшары, салары, карапапахи).

Чуваши разговаривают на чувашском языке. Диалектика у якутов на якутском и долганском. Кыпчакские народы расположены в России, Сибири, поэтому родной здесь становится русский, хотя некоторые народы сохраняют свою культуру и язык. Представители карлукской группы разговаривают на узбекским и уйгурском языках. Татары, киргизы и казахи добились независимости своей территории и также сохранили свои традиции. А вот огузам свойственно разговаривать на туркменском, турецком, саларском.

Характеристика народов

Многие национальности, хотя и живут на территории России, но они сохраняют свой язык, культуру и обычаи. Яркие примеры тюркского народа, которые зависимы от других стран частично или полностью:

  • Якуты. Часто коренные жители называют себя сахами, а их Республика получила название Саха. Это самое восточное тюркское население. Язык немного заполучили у азиатов.
  • Тувинцы.Эта национальность встречается на востоке, поближе к границы с Китаем. Родная Республика – Тува.
  • Алтайцы. Они больше всех хранят свою историю и культуру. Заселяют Республику Алтай.
  • Хакасы.Живут в Республике Хакасии, примерно 52 тыс человек. Частично кто-то переехал в Красноярский край или Тулу.
  • Тофалары. По статистическим данным, эта национальность на границе исчезновения. Встречается только в Иркутской области.
  • Шорцы. Сегодня это 10 тысяч человек, которые приютились в южной части Кемеровской области.
  • Сибирские татары. Они разговаривают на татарском, но проживают на территории России: Омской, Тюменской и Новосибирской область.
  • Долганы. Это яркие представители, живущие в Ненецком автономном округе. Сегодня национальность состоит из 7,5 тыс. человек.

Иные народы, а таких стран шесть, добились собственной национальности и сейчас это процветающие страны с историей тюркского поселения:

  • Киргизы. Это самое древнее поселение тюркского происхождения. Пускай территория долгое время была уязвимой, но сохранить свой быт и культуру им удалось. Они проживали, в основном, в степной зоне, где мало кто поселялся. Но они очень гостеприимны и щедро встречают и провожают гостей, пришедших в их дом.
  • Казахи. Это самая распространенная группа тюркских представителей.Это очень гордый, но в тоже время волевой народ. Детей воспитывают строго, но готовы защитить ближнего от плохо.
  • Турки. Своеобразный народ, они терпеливы и неприхотливы, но очень коварны и злопамятные. Не мусульман для них не существует.

Всех представителей тюркского происхождения объединяет общее – история и совместное происхождение. Многие сумели пронести через годы и даже не смотря на иные проблемы, свои традиции. Иные представители на границе исчезновения. Но даже это не мешает знакомится с их культурой.

5 минут назад, Zake сказал:

Мы же говорим не про гены, а про рассовые фенотипы. Как ты сказал с европейскими генами даже 1000 лет назад мог быть монголоид, если их большинство. Почему это понять не можешь?

Так же с гг С или О в среде согдийцев через 60 лет можешь стать вылитым согдийцем, если их большинство.

Тех древних тюрков современники описывали именно как монголоидов. Переходные метисные группы начали формироваться в зоне контактов с индроевроп народами

Мы сейчас все в какой-то мере метисы, кроме наверное якутов как сказал Бахтияр.

Зэйк, зачем ты сейчас про генетику и фенотип? Я про гены упомянул, чтобы ты понял, что генетика определяет твоё изначальное происхождение. Это генетика предка, родоначальника. Так вот, изначально так называемые предки большинства нынешних "тюрок" ЦА - были ИЕ. R1a1, r1b, J2 итд. Запомни этот важный момент- к этому ещё вернёмся.

Потом уже разные миграционные волны были. Начиная от тюркоязычных хунну, продолжая тунгусо-манчжурами, заканчивая монголами. Миграционные волны есть по сути скрещивание генов с аборигенными.

Вот ты говоришь, уйгуры, узбеки перемешались с иранцами, а турки и азери с анатолийскими и кавказкими аборигенами. Ок. А современные татары тогда кто? Если мы тюрко-иранцы, те тюрко-кавказцы, а татары по-твоему кто, русские что ли? Татары же кипчаки? Почему у них европеоидный фенотип? А потому что монголы попросту до них не дошли. В том плане, что существенных монгольских миграций в их края не было. Русских и татаров завоевали, обложили данью, ушли. Это переферия их этнической экспансии и монголов они не интересовали.

Почему ты понять не можешь, что по археологическим останкам большинства тюрок домонгольского периода, доминировал индоевропеоидный фенотип? Точнее памиридиский. Несмотря на наличие монголоидов. Это просто факты. Голые факты. Они не с потолка взяты.

Ситуация археологически и антропологически начинает меняться как раз с завоеваниями и миграцией монголов в ЦА. Останки начинают приобретать всё более монголоидные черты.

Пройдись по ветке Казахи-4, там ваш историк Asan-Kaygy прямо говорит, что казахи это потомки золотой орды. То есть тюрко-монголов. Теперь смотри генетику казахов и сверь пропорции по генам. Даже не смотря на это, у вас много европейских генов. И рождаются даже блондинки похожие на татарок -сам видел (рецессивные гены видимо). Это всё вкупе с генетикой происхождения означает, что нифига эти тюрки не монголоидные были.

Почему ты игнорируешь очень вероятное происхождение кок-тюрков Ашина из числа восточных иранцев? Мб просто не хочешь и поэтому споришь?

Китайские современники древних уйгур и кыргыз описывали их белокурыми и розовощёкими. Ладно, китайцы видимо тупицы, специально в государственных документах врали, да?

Были хунну/сюнну, говорили на каком-то очень древнем тюркском языке. Построили империю объединяющую десятки народов, включая и монголоязычных Сянби кстати. Существовала империя очень долго. Если уже ко 2 веку до н.э. Турфан говорил на понятном для сюнну/хунну языке, а в самом Турфане по докам аж до 9 разных языков доходило! То есть банально происходило языковое отуречивание. Сюннуский язык считался престижным, титульным. А народы в подчинении самые разные были от иранцев, средиземноморцев, тохар, кельтов, тибетцев, прото-монголов, алтайцев итд.

Теперь вспомни, что я тебе говорил о гапплогруппах. Это родоначальник по мужской линии Y. Есть ещё и женская условная ева - mt. И касательно народов и как они формируются. Igor правильную вещь сказал, что эти слова "смешались" "вытеснили" - это не имеет отношения к истории и что народы так не живут. Единичные случаи (индивидумы) - да, смешиваются. Но целые народы - нет. Народы так не живут. За исключением тотального истребления, голода, вымирания и ассимиляции останков чужеродным этносом . Условный индо-европейский полноценный народ Х - это мужчины и женщины. Природа так сделала, что они рождаются в равном коллличестве. Из-за войн кол-во женщин становится даже большим. Поэтому конечно не стоит полагать, что все мужчины народа Х вдруг остались без своих женщин, и давай жениться на "кореянках". Это какой-то сюр.

В общем, я выразил своё мнение. Больше к этому возвращаться не имеет смысла. Если уж эти аргументы не убеждают, археологические останки домонгольского периода не убеждают, предковая днк не убеждает, то рад за вас всех. Это уже не история получается, а слепая нелепая вера.

Прекрасная половина истории Турана

История тюркских народов не так богата именами женщин, которые эту историю делали. Это тем более удивительно, если вспомнить, что женщины-«тюрчанки», как правило, вовсе не находились в однозначно подчиненном, «забитом» положении и даже нередко воевали рядом с мужчинами. А у некоторых народов был такой обычай: чтобы жениться на девушке, джигит должен был одолеть ее в борьбе. Тем не менее, что в языческий период, что после принятия ислама (большинство тюрок исповедуют эту религию), тюркские женщины в основном оставались в тени мужчин. «Реальное время» отказывается мириться с этой несправедливостью и предлагает вниманию читателей свой список исторических, но не всем известных (за некоторыми исключениями), а то и вовсе незаслуженно забытых женщин тюркского мира.

1. Афак (Аппак), жена поэта Низами (дата рождения неизвестна, дата смерти: 1178 или 1179)

Жена классика средневековой восточной поэзии Низами Гянджеви была кипчакской рабыней, которую ему в 1170 году подарил правитель Дербента Сейфаддин Музаффар. Низами освободил Афак и женился на ней. Аппак в переводе с кипчакского означает «белая-пребелая», что говорит, по всей видимости, о цвете кожи или волос наложницы. Сам поэт называл ее «величавой обликом, прекрасной, разумной».

Афак была его первой и любимой женой. В 1174 году у них родился сын Мухаммед. Однако через 5 лет Низами ждал первый удар судьбы: когда он заканчивал поэму «Хосров и Ширин», Афак умерла. Об этом строки поэмы:

По-тюркски тронулась в кочевья, словно нож
В меня вонзив, свершив не тюркский ли грабеж?
Но коль тюрчанки нет и тщетны все погони,
Над тюркорожденным, Господь, простри ладони.

Под «тюркорожденным» следует понимать сына Мухаммеда.

Точно так же скоропостижно скончались две другие спутницы жизни Низами - каждый раз, когда поэт завершал новую большую поэму, у него умирала жена. По этому поводу он скажет однажды: «Боже, почему за каждую поэму я должен пожертвовать женой?».

Хосров видит купающуюся Ширин. Миниатюра XVI века из Шираза (wikimedia.org)

2. Оэлун, мать Чингисхана (дата рождения неизвестна, дата смерти: 1208)

Мать Чингисхана, конечно же, была не тюрчанкой, а монголкой (из племени олхонут), и входит она в этот «топ» в силу родства монголов с тюрками по алтайской языковой семье и общего влияния, оказанного ее сыном на туранский мир.

Оэлун («великая»), старшая жена Есугей-баатура, была в юности похищена им у соперника, с которым она уже была помолвлена. Она успела родить Есугею четырех сыновей и дочь; через год после рождения последней хан скончался. К слову, скорее всего, он был отравлен представителями еще одного монгольского племени «татары».

Таким образом, Оэлун осталась одна с пятью малолетними детьми на руках. Вдобавок глава клана тайчиутов отобрал у нее принадлежавший мужу скот и фактически обрек семью на годы голодного существования и скитаний. Тем не менее женщина вырастила и поставила детей на ноги, да еще как - ее старший сын Темуджин-Чингисхан, которому она с детства предрекала героическую судьбу, основал самую большую в истории континентальную империю.

Став вождем монголов, Чингисхан вторично выдал свою мать замуж и выделил ей 3 тысячи бойцов. В монгольских хрониках ее называют «женой чести, совета, разума и холодной решимости».

Памятник Оэлун в Монголии. Фото asiarussia.ru

3. Алтынчеч, Каракюз, Гайшабике - легендарные персонажи

Женщины исторических легенд татар. Алтынчеч - дочь булгарского хана, которая, как и Гайшабике, встала в боевой строй рядом с мужчинами для отражения вражеской агрессии. Часто в этих преданиях в качестве нехорошего завоевателя фигурирует Тамерлан, но это, скорее всего, результат более позднего наслоения - на самом деле легенды инспирированы нашествием монголов в XIII веке.

По одной из легенд, Алтынчеч преследуют враги, и, чтобы спасти жизнь и сокровища ханской казны, она замуровывает себя в пещере где-то в Уральских горах и охраняет вход в нее до сих пор. По другой легенде, после разгрома Тамерланом Булгара сорок девушек во главе с Алтынчеч берут под защиту Биляр, где героически погибают. Место их захоронения называется «Кызлар зираты» («Девичье кладбище»).

В 1941 году легенду об Алтынчеч языком оперы изложили Назиб Жиганов и Муса Джалиль.

Если же говорить о реальных булгарских принцессах, то из них, наверное, можно назвать Алтын Бертек. Ее имя можно обнаружить на мусульманской эпитафии с датой «696-м, 8-й день месяца зульхиджа» (соответствует 27 сентября 1297 года), найденной на территории Архиерейской дачи . На сегодня это древнейший письменный документ, относящийся к истории Казани.

Древние мусульманские захоронения на территории Архиерейской дачи. Фото Альберта Бурханова

4. Тайтуглы-хатун (Тайдула), жена золотоордынского хана Узбека (дата рождения неизвестна, дата смерти: 1361)

Ибн Баттута, арабский купец и путешественник, объехал все страны исламского мира. Побывал он и в столице Золотой Орды Сарай-Берке (в 1334 году при хане Узбеке) и в Булгаре (последнее нередко оспаривается). Путешественник временами поражался обычаям народов, недавно принявших ислам. Так, например, он был шокирован тем, как на равных разговаривают тюркские женщины со своими мужьями и как они не избегают мужчин.

Удивило его и то, как уважительно обращался со своими супругами хан Узбек, особенно с любимой женой Тайтуглы-хатун (Тайдула). Лица они, как и все тюркские женщины, не закрывали.

Любимая жена Узбека получила этот статус, по свидетельству Ибн-Баттуты, благодаря загадочной особенности: «Каждую ночь султан находит ее как бы девственницей». После смерти мужа Тайдула приняла деятельное участие в междоусобной войне двух своих сыновей, Тинибека и Джанибека - на стороне последнего. Попутно с ее помощью был ликвидирован еще один претендент на золотоордынский престол - Хызрбек, сын Узбека от другой жены. После смерти Джанибека Тайдула участвует в управлении государством при хане Бердибеке, ее внуке, а после убийства внука мятежниками - в новой изнурительной борьбе за трон. В ходе этой борьбы она и была убита вместе со своим новым мужем Наурузом.

Отметим, что Тайдула - ключевой персонаж фильма Андрея Прошкина «Орда» (2012). Царицу в нем играет известная актриса Роза Хайруллина, получившая за эту роль премию «Ника».

Роза Хайруллина на съемках фильма «Орда»

5. Ульджай Туркан ага, жена Тамерлана (дата рождения неизвестна, дата смерти: 1367)

Любимая жена Тамерлана-Тимура (одна из 18) была, что логично, и матерью его первого и любимого сына Джахангира. Благодаря браку с Ульджай, Тимур смог создать союз с ее братом - эмиром Хусейном. Но известна она не только этим. Ульджай была самоотверженной женщиной - в трудное для мужа время она отдала ему свои драгоценности, подвергалась вместе с ним нападениям, побывала с ним в плену. Видимо, поэтому Ульджай пользовалась большим доверием Тимура, везде его сопровождала и была в курсе дел.

Ульджай умерла, когда Тамерлану был всего 31 год. Сколько было самой Ульджай, неизвестно, дата ее рождения не сохранилась. Через 9 лет, в 20-летнем возрасте, умер и Джахангир. Говорят, что «Хромец» сильно переживал смерть обоих.

6. Джанике-ханым, дочь Тохтамыша (1380-1437)

У хана Золотой Орды Тохтамыша было 13 сыновей и неучтенное количество дочерей, но относительно известна судьба только двоих из его детей - Джанибека, который 2 года был ханом в Крыму, и Джанике-ханым, ставшей героиней легенд, в которых она неизменно умирает в юном возрасте.

На самом же деле в юности у нее все только начиналось - она была выдана замуж за Едигея, знаменитого эмира Ногайской орды и предка Сююмбике. Почти сразу после свадьбы Едигей совершил предательство и перешел на службу к Тимуру - главному противнику Тохтамыша и будущему победителю Золотой Орды. Джанике-ханым, знавшая систему власти отца изнутри, выполняла роль советника Едигея.

В 1420 году ее муж, по данным ал-Айни, сразился с крымским войском ее сводного брата, хана Золой Орды Кадыр-Берди. Оба они погибли в битве. После смерти мужа Джанике едет в крымский город Чуфут-Кале, поскольку по материнской линии она была связана с крымскими татарами. Вероятно, она и управляла кыркорским бейликом (крымско-татарское название Чуфут-Кале) до самой своей смерти в 1437 году. Историческая заслуга Джанике в том, что она поддержала претензии на власть своего дальнего родственника Хаджи-Гирея и фактически способствовала созданию самостоятельного Крымского ханства, управляемого династией Гиреев.

Мавзолей Джанике-ханым в Чуфут-Кале. Фото ekskursii-krym.ru

7. Айше Хафса-султан, мать Сулеймана Великолепного (1479-1534)

Одна из самых уважаемых турецким народом женщин, жена султана Селима I и мать султана Сулеймана I, была, по одной из версий, дочерью крымского хана Менгли-Гирея.

С 1520 по 1534 гг. Айше Хафса-султан была самой влиятельной фигурой в гареме. Она первой из османских женщин получила титул «Валиде-султан» - официальный титул матери правящего султана. Правда, существует также версия, что матерью Сулеймана Великолепного была не она, а наложница европейского происхождения, тоже по имени Айше. Айше Хафса же осталась в народной памяти как добрая «валиде»; по ее указанию строились школы, больницы, мечети, а нуждающимся выделялись деньги.

8. Гаухаршад (Ковгоршад) (1481 - не ранее 1546)

Своего рода предтеча Сююмбике: также правила Казанским ханством в качестве регентши и, более того, фактически привела ногайскую княжну еще ребенком в Казань - именно Гаухаршад настояла на том, чтобы малолетний хан Джан-Али женился на Сююмбике.

Гаухаршад возглавила правительство Казани в результате сложного процесса согласования интересов «восточной» и «московской» партий, действовавших в Казанском ханстве. После смерти ее брата, хана Мухаммед-Эмина, в 1519 году, местная династическая линия прервалась, и во главе Казанского ханства встала крымская династия. Этим был недоволен московский князь Василий III, который организовал несколько неудачных походов на Казань. В итоге московская партия сплотилась вокруг Гаухаршад как единственной продолжательницы линии Улу-Мухаммеда. В 1531 году представитель крымской династии Сафа-Гирей был свергнут и бежал. Москва хотела видеть в роли хана касимовского правителя Шах-Али, уже успевшего порулить Казанским ханством в 1519-1521 гг., но казанцы были категорически против и предложили компромисс - регентство (поначалу оно было промосковским) Гаухаршад при младшем брате Шах-Али, касимовском царевиче Джан-Али. Оно продолжалось больше 10 лет, в этот период была осуществлена попытка казанцев перейти к самостоятельной политике, что выразилось в дворцовом перевороте и убийстве Джан-Али. На престол вновь был приглашен Сафа-Гирей. В дальнейшем нестабильное состояние ханства только усиливалось.

Как и в случае с Сююмбике, имя Гаухаршад овеяно легендой. По преданиям, регентша после многих лет геополитического лавирования поклялась всегда мстить русским и утопилась в озере Кабан, где с тех пор утягивает на дно купающихся.

Легендарная башня Сююмбике в Казанском кремле. Фото Романа Хасаева

9. Сююмбике (1516 - предположительно 1557)

Самая, наверное, любимая женщина татарского народа. Именно эта фигура, точнее ее непростая судьба, символизирует последние, трагические годы существования ослабленного Казанского ханства, ставшего ареной столкновения более крупных игроков.

Дочь ногайского бия Юсуфа и потомок основателя династии Ногайской орды Едигея, она в 12-летнем возрасте была обручена с ровесником Джан-Али (см. выше). В 17-летнем возрасте Джан-Али стал ханом. Жену он не любил, детей у них не было, и Сююмбике просила отца забрать ее домой. Однако через 2 года Джан-Али в результате дворцового переворота был убит, и его супругу «унаследовал» старый новый хан Сафа-Гирей, уже имевший несколько жен. От него Сююмбике родила сына Утямыш-Гирея, и после смерти Сафа-Гирея в 1549-1551 гг. правила ханством в качестве регента (сын еще не достиг совершеннолетия), став в истории одной из первых мусульманок - главой государства. В 1549 году ей было 33 года.

В 1551 году мурзы выдали ее Ивану IV: казанская политическая элита стремилась как можно быстрее избавиться от нее и ее сына, так как они ассоциировались с Крымом - основным противником Москвы на внешнеполитической сцене в это время. Московские власти расценивали ее как плененного врага по той же причине (см. в «Реальном времени» «Сююмбике в Москве и Касимове: исторические факты и легенды о казанской царице»).

В мае 1552 года Сююмбике была выдана замуж за Шах-Али - вопреки ее желанию вернуться к отцу, а точнее именно для того, чтобы не дать ей этого сделать и «держать в поле зрения».

« Сююн-бике - один из наиболее сложных и, по-видимому, окончательно неразрешимых вопросов. Вероятно, она умерла не ранее 1554 года». Где покоится прах татарской царицы, также неизвестно.

10. «Женский султанат» (1550-1656)

Достаточно противоречивый период истории Османской империи, с которым некоторые историки связывают начало упадка этого государства. Вопреки «наименованию», женщины в эти сто с небольшим лет султанами не были (это было запрещено), но оказывали большое влияние на государственные дела.

Первый шаг к женскому султанату сделал Сулейман Великолепный (Кануни), вступивший, в отличие от предшественников, в законный брак с Хюррем Султан, известной в Европе как Роксолана. Сулейман много времени проводил в походах и сведения о делах в столице предпочитал получать от Хюррем, которая, кроме прочего, еще и принимала иностранных послов и вела официальную переписку. После нее «султаншами» были Нурбану, Сафие, Михримах, а апогея это явление достигло при Кёсем Султан, которая была валиде сразу при двух султанах - Мураде IV и Ибрагиме I. Завершает эту цепочку Турхан Султан.

Одним из недостатков эпохи женского султаната считаются процветавшее тогда кумовство и определенная хаотичность управления.

La Sultana Rossa (Роксолана). Тициан, 1550-е годы

11. Фатима-Султан бикем, последняя касимовская ханша (дата рождения неизвестна, дата смерти: ок. 1681)

Жена касимовского хана Арслана, мать его сына, царевича Сеид-Бурхана (в крещении Василий Арсланович), и последняя касимовская ханша, судьба которой схожа с судьбой Сююмбике. Родилась Фатима в семье Ак-Мухаммеда Шакулова, представителя одного из известных татарских родов. Шакуловы и несколько других родов были «хранителями традиций» ханства, и в родстве с ними были заинтересованы чингизиды, дабы не выглядеть совсем уж «варягами». Поэтому внук сибирского хана Кучума хан Арслан, получивший в 1614 году от Москвы жалованную грамоту с правом именоваться касимовским ханом, и женился на Фатиме Шакуловой.

Однако чем дальше, тем страннее выглядело татарское удельное княжество в самом сердце России, поэтому реальная власть уходила из рук касимовского хана. «Рулил» на территории касимовский воевода, назначаемый Москвой. Когда в 1626 году хан Арслан скончался, регентами при его двухлетнем сыне стали его мать Фатима-Султан и дед Ак-Мухаммед Шакулов. При этом по московским «документам» Сеид-Бурхан проходил уже не как «царь касимовский», а как царевич. Кроме того, начиная с правления Сеид-Бурхана, Романовы стали настаивать на крещении правителя Касимовского ханства и его элиты (прежде христианизация была относительно добровольной).

Фатима-Султан препятствовала крещению малолетнего сына, однако в «сознательном» возрасте Сеид-Бурхан все же крестился, что подорвало саму основу государства, пусть и номинального, доселе его правителем мог быть только мусульманин. Де-факто это означало конец истории ханства.

12. Кисябика (Кисянбика) Байрясова (1679-1739)

«Башкирская Жанна д"Арк» известна тем, что в 60-летнем (!) возрасте была сожжена заживо в назидание другим крещеным «басурманам» (мусульманам), вернувшимся в лоно своей религии.

Родилась Байрясова в 1679 году на территории современного Башкортостана. В начале XVIII века Россия начала активно осваивать Урал - открывала месторождения и строила города и заводы (тогда был основан, в частности, Екатеринбург). Местное население противилось этому, опасаясь потери вотчинных прав на земли, которые были получены по условиям присоединения к России и насильственной христианизации. Бунты подавляла т. н. «горная власть» во главе с автором «Истории Российской» Василием Татищевым. Повстанцев убивали, а жителей бунтующих деревень продавали в крепостные и крестили. Этой участи не избежала и Байрясова.

Женщина трижды сбегала из Екатеринбурга. Дважды она получала наказание плетьми, а на третий раз ей был вынесен приговор: «Пойманную башкирку, которая была крещена и дано ей имя Катерина, за три в Башкирию побега и что она, оставя Закон Христианский, обасурманилась <…>, казнить смертию - сжечь, дабы впредь, на то смотря, другие казнились».

13. Фатиха Аитова, просветитель, общественный деятель (1866-1942)

Революционерки среди тюркских женщин больше были известны как просветительницы и, как мы бы сейчас сказали, общественные активистки. Одна из них, дочь купца Яушева, меценатка Фатиха Аитова (1866-1942), известна как создательница первой женской татарской гимназии. Ее муж - миллионер Сулейман Аитов, в 1890-1917 гг. гласный городской Думы, член правления Купеческого банка - также был не чужд благотворительности.

Фатиха Аитова со своей семьей. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Аитовы основали две мечети в Казани, при этом Фатиха Аитова выступала за светское образование татар. В 1897 году она на свои деньги открыла в Казани начальную школу для девочек из бедных семей. Гимназия, для которой муж Аитовой построил кирпичное здание, была открыта перед самой революцией, в 1916 году.

14. Мухлиса Буби, просветитель, общественный деятель (1869-1937)

На 3 года младше Аитовой была Мухлиса Буби (настоящее имя Мухлиса Нигматуллина) - общественный и религиозный деятель, просветительница и первая женщина в России - шариатский судья.

Буби родилась в деревне Иж-Буби Сарапульского уезда Вятской губернии (сейчас территория Агрызского района Татарстана) в религиозной семье. Ее отец основал медресе в деревне, а позднее два брата Мухлисы преобразовали его в новометодную школу. В начале XX века Мухлиса вместе с родственниками открывает в Иж-Буби 6-летнюю женскую школу, а в 1908-м - медресе «Иж-Бобья» для женщин-мусульманок, которое через 4 года закрывают губернские власти. Мухлиса Буби перееезжает в Троицк Оренбургской губернии, где в 1914 году открывает женскую учительскую семинарию «Даруль-мугаллимат».

Но настоящая известность к Мухлисе пришла в революционный период. На I Всероссийском мусульманском съезде в Москве в сентябре 1917-го случилось неслыханное - она была избрана кади (шариатским судьей) Центрального духовного управления мусульман. Далеко не все мусульманские деятели это приняли - абсолютное большинство их составляли, понятно, мужчины. Тем не менее Мухлиса спокойно работала в этом качестве в Уфе, попутно публикуя в печати статьи о необходимости, как мы сейчас сказали бы, гендерного равноправия (но без нарушения догматов ислама).

В ноябре 1937 года она была арестована по обвинению в участии в «контрреволюционной повстанческой националистической организации Башкирии» и через месяц расстреляна.

15. Нагима Абдувалиева, мать Чингиза Айтматова (1904-1971)

Мать писателя Чингиза Айтматова родилась в 1904 году в Караколе (Пржевальск) на Иссык-Куле, но ее предки родом из Татарстана. Родиной отца Нагимы была деревня Мачкара Кукморского района. Мать Нагимы Газиза тоже была татаркой, из знатной сибирской семьи. Абдувалиевы были купеческой семьей, сама Нагима вспоминала, что в семье всегда отмечали мусульманские праздники, все дети учились в медресе.

Семья Айтматовых. Фото limon.kg

Тем не менее после революции Нагима вступила в комсомол, позже стала заведующей отделом Каракольского комитета комсомола и активным «борцом против униженного положения женщин Востока». В конце 1920-х годов она возглавила движение по раскрепощению женщин-мусульманок - выступала против калыма, многоженства, ранних браков, продажи детей, девушек, женщин и преследования женщин, снявших паранджу.

После ареста и расстрела в 1938 году мужа, партийного работника, Нагима осталась с четырьмя детьми на руках. Тем не менее она вырастила их, преодолев все трудности, в том числе военного времени. Очень похоже на историю еще одного Чингиза, не правда ли?

Интернет-газета «Реальное время»