Мурат Насыров: биография, личная жизнь, музыкальная карьера, причина смерти. Что скрывал перед смертью мурат насыров Мать никогда не поверит

Мурат Насыров: биография, личная жизнь, музыкальная карьера, причина смерти. Что скрывал перед смертью мурат насыров Мать никогда не поверит

Мурат Насыров (при рождении Мурат Исмаилович Насыров) (13 декабря 1969, Алма-Ата - 19 января 2007, Москва) - эстрадный певец и композитор.

Биография

Мурат был младшим ребёнком в многодетной уйгурской семье в городе Алма-Ата. По национальности он уйгур. Несмотря на жизнь в городе, семья была очень верующей мусульманской (отец его был имамом главной мечети Алма-Аты). На волне тюркского национализма, охватившего Казахстан в начале 90-х, семья Мурата негативно относилась к его попыткам уехать в Москву, петь на русском языке, а также проживать с уроженкой Эстонии и иметь от неё двоих детей.

Музыкальная карьера

После службы в армии, в 1991 Насыров поступил в Гнесинское музыкальное училище на класс вокала.

На Всесоюзном телевизионном конкурсе молодых исполнителей "Ялта-91" занял первое место с песней Аллы Пугачёвой "Волшебник-недоучка". Насыров стал популярен в конце 1990-х благодаря обработке песни "Tic, tic, tac" (Bate forte o tambor) бразильской группы Carrapicho - "Мальчик хочет в Тамбов".

В целом, Мурат Насыров был скорее музыкантом, чем выдающимся певцом. Его творчество, как и в основном российская поп-музыка начала и середины 90-х носило в основном подражательный характер звёздам запада (например, Энрике Иглесиасу). После постепенного угасания популярности на волне музыки нового времени, и лучшего качества, его популярность ещё более померкла. Не помогли ни скандальный пиар-роман с Алёной Апиной, ни попытки раскрутить сомнительные певческие данные своей сожительницы. Гастрольные туры прекратились, а Мурату всё больше приходилось просто выступать в ночных клубах и на частных вечеринках за 150.000-250.000 рублей. Но он мечтал о другом. Его популярность была, конечно, велика в родном Казахстане.

Обстоятельства гибели

В ночь с 19 на 20 января 2007 года в возрасте 37 лет Насыров покончил жизнь самоубийством, спрыгнув, по предварительной версии, в состоянии наркотического (по некоторым данным - алкогольного) опьянения с балкона своей московской квартиры, находящейся на 5 этаже дома № 15 корпус 1 по улице Вучетича. В первых сообщениях средства массовой информации распространили неверную информацию о том, что он выбросился с балкона, держа в руках икону. Однако, позднее выяснилось, что у него в руках был собственный портрет.

По версии сожительницы, Натальи Бойко, смерть произошла вследствие несчастного случая. Похоронен в городе Алма-Ата.

Через несколько дней были обнародованы результаты вскрытия трупа, сделанного в Боткинской больнице: следов наркотиков или алкоголя найдено не было. Официальная версия - самоубийство в состоянии депрессии.

Жена - Наталья Бойко; Дочь - Лия - 1996 года рождения; Сын - Аким - 2000 года рождения.


Когда в минувшие выходные по всем отечественным СМИ разнеслась весть о том, что под окнами собственной квартиры скончался от травм, полученных при падении из окна, известный певец Мурат Насыров, многие вдруг вспомнили этого человека, несколько лет назад словно сгинувшего с отечественной эстрады. Как он жил все прошлые годы - мало кто знает, но теперь выясняется: именно в этом тягостном времени кроется вероятная разгадка его страшной смерти.

Никто не хочет верить во всего лишь несчастный случай. Гражданская жена Насырова утверждает, что он выпал из окна, когда полез настраивать наружную антенну телевизора, но сотрудники милиции, прибывшие на место происшествия сразу же после того, как тело певца обнаружили прохожие, отказываются принимать такую точку зрения. Это было самоубийство, считают они. Мало того, оно было совершено, предположили стражи порядка, в состоянии опьянения - алкогольного, а может быть и наркотического. Свет на эту таинственную и ужасную историю могут пролить только события, предшествовавшие .

Об этих особых обстоятельствах рассказывает издание "Московский комсомолец" , которое сумело выведать кое-что эксклюзивное из истории того самого вечера минувшей пятницы. Оказывается, весь тот день музыкант был явно сам не свой, и это многие заметили. Его спутница жизни Наталья, только что вернувшаяся из своей родной Нарвы, отправилась в гости к подруге, оставив детей на мужа и свою мать Грету Бойко. Та, оказавшись в квартире вместе с Муратом, была поражена его беспокойным состоянием: он все время кому-то звонил, беспрестанно мерил комнаты шагами, выглядывал в окно, пробовал петь в оборудованной тут же студии, но вскоре оставил это занятие, - словом, просто места себе не находил.

Но самое ужасное началось потом, примерно через час. Насыров стал показывать детям свой портрет формата А3, утверждая при этом, что картинка "шевелится", потом облачился в свой концертный костюм и порывался выскочить на балкон. Испуганная теща попыталась удержать его, и на какое-то время ей это удалось. Тогда певец открыл входную дверь и позвонил соседям по лестничной площадке, своим знакомым. Они, отворив, услышали только набор сбивчивых реплик: "Я видел Бога и Багу. Он меня зовет... Ему там плохо. Мне нужно к нему... Поехали в одно место". Бага - это . Именно за ним, если исходить из слов самого Мурата, он и шагнул в неизвестность, когда Грета Бойко, почувствовав себя плохо из-за переживаний, упала на руки соседей.

Говорят, певец выпрыгнул с пятого этажа, надев себе на шею фотоаппарат и прижав к груди тот самый портрет, о котором в сводках так долго упоминали как об "иконе". Самым же спорным вопросом в настоящее время является причастность наркотических средств к страшной гибели Насырова. Версия с антенной правдоподобна (это устройство действительно было куплено накануне, и хозяин дома собирался его устанавливать), но маловероятна, учитывая все вышеперечисленное. Вряд ли в таком беспокойном состоянии певцу пришло бы в голову заняться повседневными делами.

Эксперт-психолог с 20-летним стажем Николай Володин в интервью "Московскому комсомольцу" рассказал: все симптомы говорят о кратковременном помешательстве; однако никаких свидетельств тому, что Насыров когда-либо был пациентом психиатров, не существует. Следовательно, версия с наркотиками, эффект от употребления которых и мог привести к психозу, выходит на первый план. И тут есть особые обстоятельства, правда, основанные на слухах. По неподтвержденным данным, певец уже как-то проходил курс лечения по поводу зависимости, а не так давно ему пришлось вызывать на дом "скорую помощь" из-за взвинченного нервного состояния. Он якобы выказывал недвусмысленное намерение наложить на себя руки.

Многие, правда, продолжают настаивать на "творческой" версии самоубийства Насырова. Со времен своего незабвенного "Мальчик хочет в Тамбов" он слишком мало добился успеха, во всяком случае, закрепиться на российской сцене, в сущности, талантливому композитору и одаренному вокалисту, так и не удалось. Возможно, эти печальные обстоятельства и стали причиной затяжной депрессии, в конечном итоге сыгравшей роковую роль в жизни и смерти певца.

#0 Мурат Насыров - звезда 90-х #1 Мурат скончался на глазах у примчавшейся домой жены #2 Дочь Мурата Лия предупредила маму по телефону, что отец хочет покончить с собой #3 Родные встретили гроб с телом покойного по местному обычаю - в белых поясах #4 Насырова похоронили в Алма-Ате #5 Певец выпрыгнул с пятого этажа, прижав к груди собственный портрет #6 Наталья взяла роковой портрет с собой в Алма-Ату #7 Сын Насырова Аким #8 Теща пыталась удержать певца от рокового шага #9 Жена Мурата Наталья #10 Как Насыров жил все последние годы - мало кто знает #11 Жена и дочь Мурата прилетели в Алма-Ату на похороны

Мурат Насыров (при рождении Мурат Исмаилович Насыров) (13 декабря 1969, Алма-Ата - 19 января 2007, Москва) - эстрадный певец и композитор.

Дискография
1997 - Кто-то простит
1998 - Моя история
2000 - Всё это было не со мной
2002 - Разбуди меня
2004 - Қaldim yalğuz (Уйгурский альбом)

«Родился я, как и мои друзья «а`студийцы», в Алма-Ате, - рассказывал Мурат Насыров - впрочем, не казах, а уйгур по национальности, - в семье простых людей. Был пятым ребёнком в семье - у меня два брата и две сестры, а я был самым поздним. Все дети были одарённые и не менее талантливые, чем я, хотя я - единственный, кто пошёл на сцену. И все это - благодаря моему отцу. Сейчас ему 75 лет, он читает Коран. Голос у него неописуемой красоты, он поёт народные песни, играет на разных инструментах. Отец настолько сильно развит музыкально, что всем детям это передалось. Во всяком случае, вокальный дар - уж точно: у нас все хорошо поют...»

Невзирая на свои врождённые способности, в знойной Алма-Ате Мурат и не помышлял о карьере певца. Он примерно учился в школе и особенно любил «щелкать» задачки по математике, для разнообразия чередуя их с опытами по физике. И стал бы он стандартным советским инженером, если бы не дворовые ребята и, главное, старший брат с его гигантским магнитофоном «Брянск».

Не обошло его и увлечение спортом: бокс, вольная борьба, фехтование, но самым любимым был футбол. Даже играл за команду «Енбек» г. Алма-Ата в основном в защите и полузащите. Однако на школьных турнирах всегда был в нападении. Болел за «Кайрат». Приходилось даже подавать мячи на играх любимой команды. После школы встал перед выбором кем быть: либо поступать на физико-математический, либо посвятить себя искусству.

«В восемь лет меня научили играть на гитаре. Я очень быстро все схватывал, подбирал аккорды и вскоре уже сам учил своих сверстников. А благодаря старшему брату с малого возраста играл «Beatles». Потом появились «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Pink Floyd» и другие. Я всё это, конечно, пел. И уже тогда друзья говорили: да у тебя талант подражателя!»

Когда страну захлестнул «Modern Talking», Мурат был уже выпускником школы. Разумеется, Томас Андерс не мог не оставить неизгладимого следа в душах школьников перестроечной эпохи. Пока девчонки рыдали в подушки от горячей любви к западному кумиру, Насыров... «копировал его «в копейку». Знакомые, услышав, как я пою, говорили, что с таким голосом я должен стать суперзвездой. Тут у меня в голове что-то перевернулось». В общем, благодаря «пагубному» влиянию западной культуры страна потеряла среднестатистического инженера, футболиста и «кухонно-подъездного» гитариста. Зато приобрела - без пяти минут артиста.

Первая минута этой «пятиминутки» пролетела... в армии. После школы Мурат отправился отдавать долг Родине в Ашхабад. Собственно, там и началась его активная музыкальная деятельность. С первыми «военными» гастролями пришло (и с тех пор уже не пропадало) чувство сцены. После такой «закалки» отступать было некуда, и Мурат надумал отправиться на завоевание просторов шоу-бизнеса в Москву. «Прощались со мной в Алма-Ате со слезами на глазах: последний ребёнок в семье, самый любимый. Но я твёрдо решил, что создан только для сцены».

Расставшись с родным домом, Насыров надеялся на радушное гостеприимство белокаменной. Однако... «Из обеспеченной семьи, где не приходилось думать о том, где взять кусок хлеба, я приехал в совершенно «голодный» (для себя) город. До поступления в Гнесинку жил попросту впроголодь, как-то подрабатывал, чтобы снимать комнату. Спасибо, выручали друзья и знакомые - приглашали в гости, поили и кормили». Но первые бастионы Москвы - экзамены в Гнесинский институт - были взяты. Конкурс в 40 человек на место Мурат преодолел и зажил незабываемой жизнью московского студента...

Следующим покоренным Эверестом для него стал конкурс «Ялта-91». Насыров тщательно готовился к нему вместе с преподавателем Гнесинки - и получил Гран-при. Жюри - Игорь Крутой, Владимир Матецкий, Лайма Вайкуле, Яак Йоала - оказалось единодушно в своем решении, поставив наивысшую оценку казахскому пареньку, который первым из всех конкурсантов замахнулся на исполнение хита Аллы Пугачевой.

Тем не менее, абсолютная победа на конкурсе еще не означала мгновенного вознесения на звездный Олимп. Кое-какие предложения появились, но через некоторое время всё рассыпалось. Отчаявшийся Мурат решил было отказаться от всеобъемлющей славы: «Тогда я подумал, что можно иметь свою публику, не гоняясь за популярностью - и устроился петь в кабаке. Это был тяжёлый труд. Но многим нравилось то, что я делаю, и меня стали приглашать в другие места». Так, в одном из клубов в сигаретном дыму разглядели друг друга земляки: Мурат познакомился с группой «А`Cтудио».

Разумеется, братья-казахи не могли не помочь и представили молодого алма-атинца тогда еще только начинавшему продюсеру Арману Давлетярову. После нескольких выступлений на шоу-тусовках Мурата Насырова открыла для себя богема столицы.

Широкая известность пришла к Мурату после песни "Мальчик хочет в Тамбов" (обработка песни «Tic, tic, tac» (Bate forte o tambor) бразильской группы Carrapicho). В 1995 студия «Союз» издала компакт-диск CD-сингл с песнями "Шаг", "Это лишь сон" и "Натали". В 1997 вышел первый большой альбом Мурата «Кто-то простит», куда вошли 12 песен, в том числе три - с предыдущего сингла, 11 из них написаны Насыровым. Мурат нашел себя в амплуа исполнителя мягкой, лиричной и профессионально безупречной музыки.

В 1996-1997 годах в концертном отделе студии "Союз" работал Александр Иратов, продюсер Алены Апиной. Мэтр, оценив молодого певца, предложил свое участие. В итоге Мурат и Алена работали в одной программе. Каждый пел свои песни. В том числе главные хиты - Насыров - "Мальчик хочет в Тамбов", Апина - "Электричку". Поэтому и программа получила название - "Электричка в Тамбов".
Но вскоре появился и номер-дуэт "Лунные ночи". А осенью 1997 года одноименная программа. 1 и 2 апреля 1998 года артисты с успехом показали ее в главной концертной программе страны в ГЦКЗ "Россия". К тому времени в репертуаре Насырова появились новые хиты о красивой любви, самый заметный из которых - "Ты это я". А вскоре последовала премьера очередного альбома "Моя история".
В 1999 году Мурат Насыров начал петь по-английски. Новое увлечение певца было прохладно встречено поклонниками, которые по-прежнему просили на концертах исполнять "Ты это я" и "Мальчик хочет в Тамбов", но никак не новые англоязычные эксперименты.
В 2000 году Насыров увлекся вошедшими в моду латиноамериканскими ритмами и выпустил свой третий по счету альбом "Все это было не со мной". Двумя годами позже последовала гораздо менее "латинская" и во многом более интимная пластинка "Разбуди меня". Первая композиция альбома посвящена сыну Насырова Акиму, а трек "Алина" - известной российской спортсменке Алине Кабаевой.
В 2004 году Мурат Насыров завершил работу над полным национального колорита уйгурским альбомом "Kaldim Yalgus". Весь материал для пластинки он написал сам. Более того, в студии Мурат играл на большинстве использованных в альбоме инструментов.
После этой работы Насыров не выпустил ни одной пластинки, хотя его новые песни периодически издавались на всевозможных сборниках популярной музыки и попадали в число самых популярных композиций в различных хит-парадах.
В ночь с 19 на 20 января 2007 года в возрасте 37 лет покончил жизнь самоубийством.
Похоронен в городе Алма-Ата.

Мура́т Исмаи́лович Насы́ров (13 декабря 1969, Алма-Ата - 19 января 2007, Москва) - советский, казахстанский и российский эстрадный певец, автор песен. По национальности - уйгур . Исполнил такие песенные хиты, как «Мальчик хочет в Тамбов », «Я - это ты», «Обманула», «Кто-то простит», «Эти лунные ночи» в дуэте с Алёной Апиной .

Биография

Мурат Исмаилович Насыров родился 13 декабря 1969 года в Алма-Ате , в семье уйгуров - мать Хатира Ниязовна Насырова (род. 1937) работала на фабрике пластмассовых изделий, отец Исмаил Суфи Насыров (1926-2003) был таксистом и поэтом, наизусть знал Коран , пел народные песни и играл на разных уйгурских народных музыкальных инструментах. Мурат был младшим, у него были две старшие сестры и два старших брата; братья - Наджат и Ришат, сестры - Фарида и Марита.

Окончил алма-атинскую школу № 111, любил математику и физику. После школы отслужил в армии. Музыкой начал заниматься в Ашхабаде , в армии, в музыкальном коллективе дивизии .

Музыкальная карьера

В начале 90-х исполнил вступительные песни к известным Диснеевским мультсериалам «Утиные истории », «Чёрный Плащ » и «Новые приключения Винни-Пуха ».

Первый альбом был готов, но ему не хватало яркого хита. [ ] Поэт Сергей Харин , написав текст песни «Мальчик хочет в Тамбов» (русскую версию «Tic Tic Tac», бразильской группы Carrapicho), обратился на студию «Союз», чтобы найти певца, который её исполнит. Насыров спел её лучше всех, и, к его удивлению, именно эта песня сделала его знаменитым. Несмотря на этот факт, певца впоследствии раздражало, что песня, не близкая его музыкальной стилистике, стала его визитной карточкой и неотъемлемой составляющей концертных программ.

В 1997 году выходит первый альбом Кто-то простит . На презентации в «Метелице» присутствовала Алла Пугачёва , которая, услышав ранее по радио песню «Кто-то простит», проявила интерес к неизвестному исполнителю и впоследствии первой оказала ему поддержку.

Насырова приглашали на концерты и показывали по телевидению. Он выступил на гала-концерте «Сюрприз для Аллы Пугачёвой» в апреле 1997 года, где спел «Волшебника-недоучку». По свидетельству Давлетьярова, Насыров с самого начала своей карьеры принципиально выступал в живую, что приводило к скандалам с продюсером:

В 1996-1997 годах в концертном отделе студии «Союз» работал Александр Иратов , продюсер и муж Алёны Апиной , который предложил Насырову сотрудничество. Насыров и Алёна Апина вместе гастролировали, они пели свои песни. Программа называлась «Электричка в Тамбов » по названию песен «Электричка» и «Мальчик хочет в Тамбов». Потом появилась песня «Лунные ночи» на музыку песни-победителя «Евровидения-1975 » «Ding-a-dong» голландской группы Teach-In , которую Насыров спел дуэтом с Алёной Апиной. Осенью 1997 года появилась совместная программа «Лунные ночи», которую певцы исполнили в ГЦКЗ «Россия» 1 и 2 апреля 1998 года. В репертуаре Насырова появились новые песни о любви, самая известная - «Я - это ты». А потом он выпустил альбом Моя история .

В 1997 году он получает премию «Золотой граммофон » за песню «Мальчик хочет в Тамбов», в 1998 - за «Я - это ты, ты - это я».

В 2000 году [ ] Насыров увлёкся вошедшими в моду латиноамериканскими ритмами и выпустил свой третий альбом Всё это было не со мной . В 2002 году он выпустил диск Разбуди меня . Первая песня из альбома посвящена его сыну Акиму Насырову, а трек «Алина» - племяннице Алине. [ ] Также совместно с Шеffом записал композицию «Царица», вошедшую в альбом Имя - Шеff .

28 июня 2005 он, в числе 50 представителей общественности, подписал «Письмо в поддержку приговора бывшим руководителям „ЮКОСа“» .

Смерть

В ночь с 19 на 20 января 2007 года Насыров упал с балкона своей московской квартиры на улице Вучетича , находящейся на 5-м этаже . Причины происшествия остались неизвестны. Журналисты многократно писали о том, что Насыров употреблял наркотики, но вскрытие тела, сделанное в Боткинской больнице , не выявило следов ни наркотиков , ни алкоголя . По официальной версии это было самоубийство в состоянии депрессии : версию подтвердила дочь Мурата, которая была свидетелем произошедшего. В газетных статьях рассматривалась версия о падении вследствие неосторожного выбора ракурса для фотографирования (при падении Насыров был с фотоаппаратом). Также, по данным следствия, держал в руках православную икону. Насыров похоронен в Алма-Ате на кладбище «Заря Востока», рядом с отцом. За день до гибели он заявил о скорой свадьбе со своей фактической женой и собирался выпустить новый альбом.

Награды

Фильмография

  • - Военно-полевой романс (телефильм)
  • - Сказки песка

Вступительные песни к диснеевским мультсериалам

Семья

Напишите отзыв о статье "Насыров, Мурат Исмаилович"

Примечания

  1. (рус.)
  2. (рус.)
  3. // KP.UA
  4. Зенкина, Марина (рус.) . afisha.ru (28 декабря 2011). Проверено 9 мая 2015.
  5. (недоступная ссылка)
  6. Отрывок, характеризующий Насыров, Мурат Исмаилович

    – Вот храбрец отыскался! Ну, отвечайте, что это за дуэль? Что вы хотели этим доказать! Что? Я вас спрашиваю. – Пьер тяжело повернулся на диване, открыл рот, но не мог ответить.
    – Коли вы не отвечаете, то я вам скажу… – продолжала Элен. – Вы верите всему, что вам скажут, вам сказали… – Элен засмеялась, – что Долохов мой любовник, – сказала она по французски, с своей грубой точностью речи, выговаривая слово «любовник», как и всякое другое слово, – и вы поверили! Но что же вы этим доказали? Что вы доказали этой дуэлью! То, что вы дурак, que vous etes un sot, [что вы дурак,] так это все знали! К чему это поведет? К тому, чтобы я сделалась посмешищем всей Москвы; к тому, чтобы всякий сказал, что вы в пьяном виде, не помня себя, вызвали на дуэль человека, которого вы без основания ревнуете, – Элен всё более и более возвышала голос и одушевлялась, – который лучше вас во всех отношениях…
    – Гм… гм… – мычал Пьер, морщась, не глядя на нее и не шевелясь ни одним членом.
    – И почему вы могли поверить, что он мой любовник?… Почему? Потому что я люблю его общество? Ежели бы вы были умнее и приятнее, то я бы предпочитала ваше.
    – Не говорите со мной… умоляю, – хрипло прошептал Пьер.
    – Отчего мне не говорить! Я могу говорить и смело скажу, что редкая та жена, которая с таким мужем, как вы, не взяла бы себе любовников (des аmants), а я этого не сделала, – сказала она. Пьер хотел что то сказать, взглянул на нее странными глазами, которых выражения она не поняла, и опять лег. Он физически страдал в эту минуту: грудь его стесняло, и он не мог дышать. Он знал, что ему надо что то сделать, чтобы прекратить это страдание, но то, что он хотел сделать, было слишком страшно.
    – Нам лучше расстаться, – проговорил он прерывисто.
    – Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние, – сказала Элен… Расстаться, вот чем испугали!
    Пьер вскочил с дивана и шатаясь бросился к ней.
    – Я тебя убью! – закричал он, и схватив со стола мраморную доску, с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее.
    Лицо Элен сделалось страшно: она взвизгнула и отскочила от него. Порода отца сказалась в нем. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: «Вон!!» таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом услыхали этот крик. Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, ежели бы
    Элен не выбежала из комнаты.

    Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло большую половину его состояния, и один уехал в Петербург.

    Прошло два месяца после получения известий в Лысых Горах об Аустерлицком сражении и о погибели князя Андрея, и несмотря на все письма через посольство и на все розыски, тело его не было найдено, и его не было в числе пленных. Хуже всего для его родных было то, что оставалась всё таки надежда на то, что он был поднят жителями на поле сражения, и может быть лежал выздоравливающий или умирающий где нибудь один, среди чужих, и не в силах дать о себе вести. В газетах, из которых впервые узнал старый князь об Аустерлицком поражении, было написано, как и всегда, весьма кратко и неопределенно, о том, что русские после блестящих баталий должны были отретироваться и ретираду произвели в совершенном порядке. Старый князь понял из этого официального известия, что наши были разбиты. Через неделю после газеты, принесшей известие об Аустерлицкой битве, пришло письмо Кутузова, который извещал князя об участи, постигшей его сына.
    «Ваш сын, в моих глазах, писал Кутузов, с знаменем в руках, впереди полка, пал героем, достойным своего отца и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив ли он, или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентеров, и он бы поименован был».
    Получив это известие поздно вечером, когда он был один в. своем кабинете, старый князь, как и обыкновенно, на другой день пошел на свою утреннюю прогулку; но был молчалив с приказчиком, садовником и архитектором и, хотя и был гневен на вид, ничего никому не сказал.
    Когда, в обычное время, княжна Марья вошла к нему, он стоял за станком и точил, но, как обыкновенно, не оглянулся на нее.
    – А! Княжна Марья! – вдруг сказал он неестественно и бросил стамеску. (Колесо еще вертелось от размаха. Княжна Марья долго помнила этот замирающий скрип колеса, который слился для нее с тем,что последовало.)
    Княжна Марья подвинулась к нему, увидала его лицо, и что то вдруг опустилось в ней. Глаза ее перестали видеть ясно. Она по лицу отца, не грустному, не убитому, но злому и неестественно над собой работающему лицу, увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие, худшее в жизни, несчастие, еще не испытанное ею, несчастие непоправимое, непостижимое, смерть того, кого любишь.
    – Mon pere! Andre? [Отец! Андрей?] – Сказала неграциозная, неловкая княжна с такой невыразимой прелестью печали и самозабвения, что отец не выдержал ее взгляда, и всхлипнув отвернулся.
    – Получил известие. В числе пленных нет, в числе убитых нет. Кутузов пишет, – крикнул он пронзительно, как будто желая прогнать княжну этим криком, – убит!
    Княжна не упала, с ней не сделалось дурноты. Она была уже бледна, но когда она услыхала эти слова, лицо ее изменилось, и что то просияло в ее лучистых, прекрасных глазах. Как будто радость, высшая радость, независимая от печалей и радостей этого мира, разлилась сверх той сильной печали, которая была в ней. Она забыла весь страх к отцу, подошла к нему, взяла его за руку, потянула к себе и обняла за сухую, жилистую шею.
    – Mon pere, – сказала она. – Не отвертывайтесь от меня, будемте плакать вместе.
    – Мерзавцы, подлецы! – закричал старик, отстраняя от нее лицо. – Губить армию, губить людей! За что? Поди, поди, скажи Лизе. – Княжна бессильно опустилась в кресло подле отца и заплакала. Она видела теперь брата в ту минуту, как он прощался с ней и с Лизой, с своим нежным и вместе высокомерным видом. Она видела его в ту минуту, как он нежно и насмешливо надевал образок на себя. «Верил ли он? Раскаялся ли он в своем неверии? Там ли он теперь? Там ли, в обители вечного спокойствия и блаженства?» думала она.
    – Mon pere, [Отец,] скажите мне, как это было? – спросила она сквозь слезы.
    – Иди, иди, убит в сражении, в котором повели убивать русских лучших людей и русскую славу. Идите, княжна Марья. Иди и скажи Лизе. Я приду.
    Когда княжна Марья вернулась от отца, маленькая княгиня сидела за работой, и с тем особенным выражением внутреннего и счастливо спокойного взгляда, свойственного только беременным женщинам, посмотрела на княжну Марью. Видно было, что глаза ее не видали княжну Марью, а смотрели вглубь – в себя – во что то счастливое и таинственное, совершающееся в ней.
    – Marie, – сказала она, отстраняясь от пялец и переваливаясь назад, – дай сюда твою руку. – Она взяла руку княжны и наложила ее себе на живот.
    Глаза ее улыбались ожидая, губка с усиками поднялась, и детски счастливо осталась поднятой.
    Княжна Марья стала на колени перед ней, и спрятала лицо в складках платья невестки.
    – Вот, вот – слышишь? Мне так странно. И знаешь, Мари, я очень буду любить его, – сказала Лиза, блестящими, счастливыми глазами глядя на золовку. Княжна Марья не могла поднять головы: она плакала.
    – Что с тобой, Маша?
    – Ничего… так мне грустно стало… грустно об Андрее, – сказала она, отирая слезы о колени невестки. Несколько раз, в продолжение утра, княжна Марья начинала приготавливать невестку, и всякий раз начинала плакать. Слезы эти, которых причину не понимала маленькая княгиня, встревожили ее, как ни мало она была наблюдательна. Она ничего не говорила, но беспокойно оглядывалась, отыскивая чего то. Перед обедом в ее комнату вошел старый князь, которого она всегда боялась, теперь с особенно неспокойным, злым лицом и, ни слова не сказав, вышел. Она посмотрела на княжну Марью, потом задумалась с тем выражением глаз устремленного внутрь себя внимания, которое бывает у беременных женщин, и вдруг заплакала.
    – Получили от Андрея что нибудь? – сказала она.
    – Нет, ты знаешь, что еще не могло притти известие, но mon реrе беспокоится, и мне страшно.
    – Так ничего?
    – Ничего, – сказала княжна Марья, лучистыми глазами твердо глядя на невестку. Она решилась не говорить ей и уговорила отца скрыть получение страшного известия от невестки до ее разрешения, которое должно было быть на днях. Княжна Марья и старый князь, каждый по своему, носили и скрывали свое горе. Старый князь не хотел надеяться: он решил, что князь Андрей убит, и не смотря на то, что он послал чиновника в Австрию розыскивать след сына, он заказал ему в Москве памятник, который намерен был поставить в своем саду, и всем говорил, что сын его убит. Он старался не изменяя вести прежний образ жизни, но силы изменяли ему: он меньше ходил, меньше ел, меньше спал, и с каждым днем делался слабее. Княжна Марья надеялась. Она молилась за брата, как за живого и каждую минуту ждала известия о его возвращении.

    – Ma bonne amie, [Мой добрый друг,] – сказала маленькая княгиня утром 19 го марта после завтрака, и губка ее с усиками поднялась по старой привычке; но как и во всех не только улыбках, но звуках речей, даже походках в этом доме со дня получения страшного известия была печаль, то и теперь улыбка маленькой княгини, поддавшейся общему настроению, хотя и не знавшей его причины, – была такая, что она еще более напоминала об общей печали.
    – Ma bonne amie, je crains que le fruschtique (comme dit Фока – повар) de ce matin ne m"aie pas fait du mal. [Дружочек, боюсь, чтоб от нынешнего фриштика (как называет его повар Фока) мне не было дурно.]
    – А что с тобой, моя душа? Ты бледна. Ах, ты очень бледна, – испуганно сказала княжна Марья, своими тяжелыми, мягкими шагами подбегая к невестке.

Смерть знаменитого певца стала шоком для поклонников. А журналисты сразу стали строить версии о том, что случилось той страшной ночью на улице Вучетича.

ПО ТЕМЕ

По одной из версий, Насыров просто был "под кайфом". Дело в том, что артист лечился от наркозависимости, но сумел "соскочить с иглы". А в августе 2006-го в автокатастрофе погиб друга Мурата – гитарист группы "А-Студио" Баглан Садвакасов. У Насырова, по словам друзей, будто помутился рассудок.

"Мурат опять начал употреблять наркотики. Постоянно говорил, что к нему приходит призрак Баги, зовет за собой. Представляете, Мурат почти месяц вообще не спал! – заявил друг Насырова. Однако проведенное в Боткинской больнице вскрытие не выявило следов наркотиков или алкоголя.

А дочь Мурата, ставшая свидетельницей драмы, уверяла, что это был самоубийство в состоянии депрессии. Дома, помимо нее, в момент трагедии находились маленький сын Насырова и его теща Грета Бойко. Гражданской супруги артиста Натальи Бойко в тот вечер дома не было, а ее пожилая мать не могла предугадать ход событий и помешать зятю совершить роковой поступок.

По словам женщины, Мурат вел себя очень беспокойно: кому-то звонил, выходил на лестничную клетку и говорил соседям, будто разговаривал с Богом. Потом зять закрылся в комнате-студии и долго слушал свои старые хиты. Из студии Насыров вышел очень возбужденным. Разбудил детей, попрощался с ними. Потом надел концертный костюм, повесил фотоаппарат на шею и спрыгнул с балкона.

Кстати, по третьей версии, Насыров, увлекавшийся фотографией, искал лучший ракурс для съемки из окна, но по неосторожности выпал. В пользу этой версии говорило то, что при падении Насыров был с фотоаппаратом. "В последние дни Мурат никому не показывал свои снимки, скидывал их в компьютер и поставил на папку, где хранились его работы, пароль. Как безумный твердил, что запечатлел призрак умершего Баги Садвакасова", – сообщили друзья.

Но были вещи совершенно необъяснимые. По данным следствия, певец держал в руках православную икону. Вряд ли она ему нужна была для съемки. Тем более Насыров был из семьи уйгуров – коренного народа Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. А они по вероисповеданию – мусульмане-сунниты...

За день до гибели Насыров заявил о скорой свадьбе со своей фактической женой, также он собирался выпустить очередной альбом. Но у Бога были другие планы...