Можно ли назвать Челкаша романтическим героем? Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)

Можно ли назвать Челкаша романтическим героем? Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)

Этот рассказ посвящен теме босячества.

Босяки - особая категория людей, которая попадает на «дно» жизни. Эти люди сами выбирают свой образ жизни - свободу, об одной истории из жизни босяка и повествует это произведе­ние (автор называет её маленькой драмой). Главные герои - Челкаш и деревенский парен Гаврила, но рассказ назван «Чел­каш», так автор выделяет босяка на фоне благополучного дере­венского парня, философия жизни свободного вора выше, чем у «жадного раба».

Противопоставление двух героев заключается в следующем: Челкаш внутренне свободен, Гаврила - раб в своей душе, он раб денег, достатка, благополучия. Это «рабство» толкает его даже на убийство - он готов на всё ради денег.

Челкаш - вор, это плохо, но он обладает широкой душой, свободным взглядом на мир. Это Гаврила думает, что Челкаш «ненужный на земле» человек. Челкаш же не судит о ненужно­сти человеческой, живет так, как умеет.

Рабское и свободное отношение к миру - вот основа их про­тивостояния.

    Мировоззренческая позиция Максима Горького на протяжении всей жизни писателя тяготела к революционному романтизму, предполагающему необходимость и неизбежность исправления мирового порядка путем внешнего воздействия. Общеизвестно, что Горький являлся...

    МАКСИМ ГОРЬКИЙ В РАССКАЗЕ «ЧЕЛКАШ» РАСКРЫВАЕТ ПЕРЕД НАМИ ДВА, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ВЕСЬМА ПОХОЖИХ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗА. ОБРАТИМСЯ К КАЖДОМУ ИЗ НИХ И ПОПРОБУЕМ НАЙТИ, В ЧЁМ ЖЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ РАЗЛИЧИЕ. ГРИШКА ЧЕЛКАШ - ЗАЯДЛЫЙ ПЬЯНИЦА, ЛОВКИЙ...

    «Челкаш» - ранний рассказ Горького, один из цикла рассказов о людях из народа, которые несут в себе высокие этические качества. Основной пафос - утверждение высоких творческих возможностей человека из народа. По определению самого автора, «Челкаш» -...

    Основной чертой творчества Максима Горького является разоблачение буржуазной морали и индивидуализма. В его произведениях воспевается героический подвиг во имя свободы и счастья. Он реализовывает мысль о человеке-деятеле, борце, герое. Его произведения...

    Горький не только показал жертв несправедливого общественного строя, но глубоко проник в их психологию, раскрыл индивидуальное своеобразие личности каждого, даже самого забитого человека. Тяжесть жизни и борьба за существование уродуют психику людей,...


Большинство произведений М. Горького написаны в стиле реализма, но в его ранних рассказах присутствует романтический дух. Главные герои этих рассказов живут в тесной связи с природой. Писатель отождествляет природу и человека. В своих произведениях он отдает предпочтение людям, которые свободны от законов общества. Эти герои имеют интересные взгляды, поведение. У главного персонажа всегда есть антагонист - герой, который имеет противоположный взгляд на мир. Между этими героями возникает конфликт, который и положен в основу произведения, на нем раскрывается сюжет произведения.

Подобно большинству рассказов Горького, «Челкаш» повествует о человеческих взаимоотношениях, в произведении изображается природа, и ее взаимосвязь с душевным состоянием персонажей.

События, о которых Горький рассказывает в “Челкаше”, происходили на берегу моря, в портовом городе. Главными героями являются Челкаш и Гаврила. Эти персонажи противопоставляются друг другу. Челкаш - довольно немолодой вор и пьяница, не имеющий собственного дома. Гаврила - молодой крестьянин, который попал в эти места после неудавшейся попытки найти работу, чтобы заработать денег.

Гришка Челкаш известен всем в порту как заядлый пьяница и ловкий вор. Его внешность была подобна другим “босяцким фигурам”, встречающимся в порту, но он удивлял своим сходством со “степным ястребом”. Это был “длинный, костлявый, немного сутулый» человек, «с горбатым хищным носом и холодными серыми глазами».

У него были густые и длинные усы бурого цвета, которые «то и дело вздрагивали», руки он держал заложенными за спину и постоянно потирал ими, нервно перекручивая свои длинные, кривые и цепкие пальцы. Походка у него была на первый взгляд спокойная, но зоркая, словно полет птицы, которую напоминал весь облик Челкаша.

Челкаш промышлял в порту воровством, порой его сделки удавались и тогда у него появлялись деньги, которые он тут же пропивал.

Челкаш и Гаврила встретились тогда, когда Челкаш шел по гавани и размышлял, как ему выполнить предстоящее сегодняшней ночью “дело”. Напарник его сломал ногу, что очень осложнило все дело. Челкаш был очень раздосадован.

Гаврила же возвращался домой после неудавшейся попытки подзаработать денег на Кубани. У него тоже был повод для огорчения – после смерти отца выбраться из нищеты он мог только одним способом - “идти в зятья в хороший дом”, что означало - стать батраком.

Челкаш совершенно случайно увидел молодого крепкого парня, одетого в оборванный рыжий картуз, обутого в лапти и сидевшего прямо у тротуара.

Челкаш затронул парня, разговорился с ним и неожиданно решил взять его с собой на “дело”.

Встреча героев описана Горьким подробно. Мы слышим разговор, внутренние переживания и мысли каждого героя. Особое внимание автор уделяет Челкашу, замечая каждую деталь, малейшее изменение в поведении своего персонажа. Это и размышления о прежней жизни, о крестьянском парне Гавриле, оказавшемся по воле судьбы в его “волчьих лапах”. То он чувствует господство над кем-то, испытывая при этом гордость за себя самого, то у него меняется настроение, и он хочет обругать или ударить Гаврилу, то вдруг хочет его пожалеть. Он когда-то имел дом, жену, родителей, но потом превратился в вора и отпетого пьяницу. Однако читателю он не кажется законченным человеком. Мы видим в нем гордую и сильную натуру. Невзирая на то, что он имеет непрезентабельный внешний вид, в герое чувствуется неординарная личность. Челкаш ко всем может найти подход, со всеми может договориться. Он имеет свое особое отношение к морю и природе. Являясь вором, Челкаш любит море. Его внутренний мир автор даже сравнивает с морем: «кипучая нервная натура», он был жаден на впечатления, глядя на море, он испытывал «широкое теплое чувство», охватывающее всю его душу и очищающее ее от житейской скверны. Среди воды и воздуха Челкаш чувствовал себя лучшим, там его мысли о жизни, да, впрочем, и сама жизнь теряли ценность и остроту.

Гаврилу же мы видим совершенно иным. Сначала перед нами предстает “забитый” жизнью, недоверчивый деревенский парень, а затем -перепуганный до смерти раб. После успешного завершения “дела”, когда Гаврила впервые в жизни увидел большие деньги, его словно “прорвало”. Автор описывает обуревающие Гаврилу чувства очень ярко. Нам становится видна ничем не прикрытая алчность. Сразу же исчезли сострадание и жалость к деревенскому парню. Когда же, упав на колени, Гаврила стал умолять Челкаша отдать ему все деньги, читатель увидел уже совсем другого человека - “подлого раба”, забывшего обо всем, желая лишь выклянчить у своего хозяина побольше денег. Испытывая к этому жадному рабу острую жалость и ненависть, Челкаш бросает ему все деньги. В этот миг он чувствует себя героем. Он уверен, что таким никогда не станет, несмотря на то, что он вор и пьяница.

Однако после слов Гаврилы о том, что он хотел убить Челкаша и бросить в море, тот испытывает жгучую ярость. Челкаш забирает деньги, поворачивается спиной к Гавриле и уходит.

Не мог пережить этого Гаврила, схватив камень, он бросил его в голову Челкаша. Увидев, что натворил, снова стал молить прощения.

И в этой ситуации Челкаш был выше. Он понял, что у Гаврилы подлая и мелкая душонка, и бросил деньги прямо ему в лицо. Гаврила сначала глядел вслед Челкашу, пошатывающемуся и держащемуся за голову, но потом вздохнул, словно освободившись, перекрестился, спрятал деньги и направился в противоположную сторону.

Он звал прекрасное мечтою...

На мир насмешливо глядел —

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел.
А.С.Пушкин

Сам М.Горький говорил о своём раннем творчестве так: с одной стороны, в детстве и юности его окружала «томительно бедная, серая жизнь», которую он хотел украсить, внести в неё мечту о свободном человеке; с другой стороны, у будущего писателя «на заре туманной юности» (А.В.Кольцов) было так много тяжёлых впечатлений, что он «не мог не писать» правду о жизни, то есть не мог избежать реалистического изображения действительности, а подобное изображение неминуемо вело к обличению современного общества. Это сложное мировосприятие отразилось в ранних рассказах Горького о босяках — «бывших людях» («Бывшие люди» (1897) — название рассказа М.Горького). Именно эти герои принесли писателю громкую славу в самом начале его творческого пути.

Главный герой рассказа «Челкаш» (1894) - Гришка Челкаш, заядлый пьяница и ловкий, смелый портовый вор. Изображение босяка, который сам себя поставил вне общества, — тема этого произведения. По социальной характеристике (вор) герой принадлежит к «отбросам общества». Кажется, что в подобных людях не может сохраниться ни человеческого достоинства, ни убеждений, ни совести. Но писатель ломает привычный взгляд на босяка и показывает своего героя как яркую личность со сложным характером и собственной жизненной философией. Так представлена идея произведения.

Рассказ «Челкаш» — остросюжетная новелла, построенная на психологическом парадоксе: когда в финале портовый вор приступает к дележу денег, он, вопреки распространённому взгляду на босяков, неожиданно проявляет широту характера и душевную чуткость, а добропорядочный крестьянин-бедняк Гаврила демонстрирует отвратительную жадность и мещанскую агрессивность. Увидев в руках Челкаша пачку денег, он мгновенно забывает все христианские нравственные заповеди и готов убить своего напарника, оправдываясь тем, что этот босяк — «ненужный на земле» (III) человек, что за его смерть никто не взыщет.

Горький изображает Челкаша как романтического героя. Сначала романтическая необычность облика портового вора подчёркивается его сходством с ястребом: «Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и спокойной с виду, но внутренне возбуждённой и зоркой, как лёт той хищной птицы, которую он напоминал» (I).

Челкаш предстаёт перед читателем таинственной, романтической личностью. Во-первых, из рассказа неизвестны история его жизни и причины превращения парня из богатой крестьянской семьи, каким он видит себя в воспоминаниях (II), в портового вора. Во-вторых, Горький не даёт «историю души» (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: Предисловие к журналу Печорина) главного героя, то есть эволюцию его взглядов и убеждений. Автор показывает глубину и оригинальность характера Челкаша, но этот характер остаётся статичным, как и должно быть у романтического героя. Каким Челкаш вступает в рассказ, таким и уходит в финале по берегу моря — человеком трагической судьбы, носильным, решительным, мужественным.

Любовь Челкаша к морю свидетельствует о его романтическом душевном настрое: в бескрайнем море (экзотический пейзаж) герой чувствует абсолютную свободу, к которой стремится сам: «Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой тёмной широты, бескрайной, свободной и мощной» (II). Может быть, поэтому изменчивость морского пейзажа ему никогда не надоедает. Писатели-романтики любили изображать созвучие чувств героя и дикой природы, видя в этом тонкие душевные переживания, которые делали романтических героев необычными среди заурядных людей.

Рисуя своего героя, Горький исходит из убеждения: личность, конечно, формируется средой, но важнее, что «человека создаёт его сопротивление окружающей среде». Сопротивление Челкаша обществу (основная черта романтического героя) выразилось в отрицании общепринятых ценностей и норм поведения. Герой живёт, презирая все людские законы. Например, в порту знают, что он вор, и говорят ему это в глаза. Однако «правдолюбы» как-то стыдливо замалчивают, что в порту воруют все: и таможенные чиновники, и сторожа, и грузчики. Поэтому Челкаш только ухмыляется на обидные слова в свой адрес: пусть называют его как угодно, ведь никто не может поймать его с поличным. За воровскую ловкость его, «старого, травленого волка» (I), таможенный сторож Семёныч, и грузчики, и босяки уважают, а за острый язык — боятся.

Челкаш создал для себя собственную жизненную философию, в которой главной ценностью является высшая и абсолютная (то есть романтическая) свобода — от земли-собственности, от денег, от любого человеческого общества, от Бога. Этот босяк готов отказаться от нормальных бытовых условий, от всех личных привязанностей, жить впроголодь, но быть совершенно свободным. Для нею дороже всего чувство превосходства, которое он испытывает, когда проходит мимо усталых грузчиков в порту (несчастных, подневольных людей, с его точки зрения) или когда нанимает Гаврилу и ведёт его в трактир: «И они шли по улице рядом друг с другом, Челкаш — с важной миной хозяина, подкручивая усы, парень — с выражением полной готовности подчиниться...» (I). Челкаш до конца остаётся верным своей философии, так как в финале отказывается от денег, которым поклоняются все вокруг. Босяк ощущает себя героем, наблюдая поведение крестьянского парня, только что получившего пачку радужных купюр: «Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искажённое восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного, — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!» (III).

На протяжении всего рассказа, с момента встречи, между босяком и деревенским парнем ведётся философский спор-диалог о свободе. Гаврила понимает свободу так: «Сам себе хозяин, пошёл — куда хошь, делай — что хошь... Ещё бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, — первое дело! Гуляй знай, как хошь, Бога только помни...» (I). Гаврила постоянно думает о своих обязанностях перед матерью, хозяйством, планирует жениться и завести детей, он вовсе не стремится к абсолютной свободе, которую так ценит Челкаш, убегая в прямом и переносном смысле из своей прежней жизни (мотив бегства часто используется писателями-романтиками, достаточно вспомнить поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри»), Поэтому босяк презрительно спрашивает деревенского парня: «А что тебе — свобода?.. Разве ты любишь свободу?» (I). Портовый вор возмущён, что деревенский «сосунок» «смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна» (I). Но именно Гаврила развенчивает философию абсолютной свободы, столь дорогую для Челкаша: наивный парень называет гордого босяка «ненужным на земле»: «Пропащий ведь ты... Нет тебе пути...» (III). При этих словах вор чувствует, что «никогда, за всю жизнь его не били так больно, и никогда он не был такозлоблен»(III). Именно после этих слов Челкаш отбирает у Гаврилы деньги, которые за несколько минут до того сам великодушно отдал.

Почему босяка так задели слова Гаврилы? Возможно, потому, что в душе он понимал их справедливость: абсолютная свобода в принципе недостижима. Однако последний поступок Челкаша опровергает «правильную», умеренную правду Гаврилы, что делает рассказ ультраромантическим: босяк отдаёт почти все деньги Гавриле, переживая миг абсолютной свободы и доказывая, что человек может быть «выше сытости» (М.Горький «На дне», IV), что идеальное начало живо в человеческой душе. Благодаря этому портовый вор-босяк становится для Горького безусловно положительным героем.

Подводя итог, необходимо сказать, что рассказ «Челкаш» является в такой же мере романтическим, как и «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». В рассказах о босяках Горький продолжает тему свободы, которую поднимал уже в образах Лойко и Радды, Ларры и Данко, Ужа и Сокола, но переносит эту тему из легендарно-фантастического мира в современную действительность. Поэтому в рассказе «Челкаш» присутствует реальный фон (порт, трактир, море), вполне реалистично описан Гаврила, причём автор подчёркивает в его образе, наряду с крестьянским трудолюбием, мещанское, агрессивное чувство собственника. Писатель трезво (то есть реалистично) оценивает характер и возможности Челкаша: босяк, будучи даже гордым мечтателем, не способен к настоящему делу и подвигу и может быть только «рыцарем на час» («Рыцарь на час» (1863) — стихотворение Н.А.Некрасова). Это выражение обозначает слабовольного человека, который испытывает минутные благородные порывы, но не имеет душевных сил, чтобы воплотить их в жизнь.

И всё-таки в образе Челкаша преобладают черты романтического героя, что особенно заметно при сравнении его с Гаврилой. На первый взгляд такой вывод кажется неожиданным, так как обычно романтические герои были блестящими аристократами (Чайльд-Гарольд у Дж.Г.Байрона), великими богоборцами (Каин у Дж.Г.Байрона, Демон у М.Ю.Лермонтова), выдающимися людьми (Манфред у Дж.Г.Байрона, Аммалат-Бек у А.А.Бестужева-Марлинского). И вдруг гордое человеческое я, противопоставленное всему окружающему миру, Горький обнаруживает в босяке-оборванце Гришке Челкаше. Однако внешние различия героев Дж.Г.Байрона, М.Ю.Лермонтова, А.А.Бестужева-Марлинского и М.Горького не отменяют глубокую внутреннюю общность всех этих образов. Противопоставление себя окружающим, одиночество, сложная духовная жизнь, желание абсолютной свободы подчёркивают необычность романтического героя, выделяя его среди других персонажей произведения.

Рассказ открывается описанием порта. Голоса людей едва пробиваются сквозь шум пароходных винтов, звон якорных цепей и т. д.

Появляется Гришка Челкаш, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». «Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбуждённой и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».

Челкаш ищет Мишку, с которым он вместе ворует. Один из сторожей сообщает ему, что Мишке отдавило ногу и его увезли в больницу. В бешеной сутолоке порта Челкаш чувствует себя уверенно. Он собирается «на дело», жалеет, что Мишка не сможет ему помочь. Челкаш встречает молодого парня, знакомится с ним, разговаривает по душам, входит к нему в доверие, представляется рыбаком (который, однако, ловит не рыбу). Парень, имя которого Гаврила, рассказывает, что ему нужны деньги, со своим хозяйством он не справляется, девушек с приданым за него не выдают, заработать он не может. Челкаш предлагает парню заработать, Гаврила соглашается.

Челкаш приглашает Гаврилу пообедать, причём берет еду в долг, и Гаврила сразу преисполняется уважения к Челкашу, «который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием». За обедом Челкаш опаивает Гаврилу, и парень оказывается полностью в его власти. Челкаш «завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за неё, представляя, что она может ещё раз попасть в такие руки, как его... И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно — нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен».

Ночью Челкаш и Гаврила на лодке отправляются «на работу». Следует описание моря и неба (психологический пейзаж: «Что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс» — об облаках). Челкаш не сообщает Гавриле истинной цели их путешествия, хотя Гаврила, сидящий на вёслах, уже догадывается, что они вышли в море вовсе не затем, чтобы ловить рыбу. Гаврила пугается и просит Челкаша отпустить его. Челкаша же только забавляет страх парня. Челкаш отбирает у Гаврилы паспорт, чтобы тот не удрал.

Они пристают к стене, Челкаш исчезает и возвращается с чем-то «кубическим и тяжёлым». Гаврила поворачивает обратно, мечтая об одном: «скорей кончить эту проклятую работу, сойти на землю и бежать от этого человека, пока он в самом деле не убил или не завёл его в тюрьму». Гаврила гребёт очень осторожно, и им удаётся проскочить мимо охраны. Однако по воде шарит луч прожектора, Гаврила перепуган до полусмерти, но им снова удаётся скрыться.

Гаврила уже отказывается от вознаграждения, Челкаш начинает «искушать» парня: ведь по возвращении в родную деревню того ожидает прежняя унылая, беспросветная жизнь, сообщает, что за одну сегодняшнюю ночь он заработал полтысячи. Челкаш говорит, что если бы Гаврила работал с ним, то был бы первым богатеем на деревне. Челкаш даже расчувствовался и заговорил о крестьянской жизни. Он вспоминает своё детство, свою деревню, родителей, жену, вспоминает, как служил в гвардии, и как отец гордился им перед всей деревней. Размышления отвлекают Челкаша, и лодка едва не проезжает мимо греческого судна, на котором Челкаш должен отдать товар.

Челкаш и Гаврила ночуют на греческом корабле. Челкаш получает деньги, уговаривает Гаврилу ещё раз поработать с ним. Показывает Гавриле гору бумажек, которыми с ним расплатились греки. Гаврила дрожащей рукой хватает сорок рублей, выделенных ему Челкашом. Челкаш с неудовольствием отмечает, что Гаврила жаден, но считает, что от крестьянина другого и ожидать не приходится. Гаврила с возбуждением говорит о том, как хорошо можно жить в деревне, имея деньги.

На берегу Гаврила набрасывается на Челкаша, просит отдать ему все деньги. Челкаш отдаёт ему ассигнации, «дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу». Гаврила униженно благодарит, вздрагивает, прячет деньги за пазуху. Челкаш чувствует, «что он, вор, гуляка, оторванный ото всего родного, никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя». Гаврила бормочет, что думал убить Челкаша, потому что никто не станет допытываться, куда тот пропал. Челкаш хватает парня за горло, отбирает деньги, затем с презрением поворачивается и уходит.

Гаврила хватает тяжёлый камень, бросает его в голову Челкашу, тот падает. Гаврила бежит прочь, но потом возвращается и просит простить его и снять грех с души. Челкаш с презрением прогоняет его: «Гнус!.. И блудить-то не умеешь!..» Челкаш отдаёт Гавриле почти все деньги, кроме одной бумажки. Гаврила говорит, что возьмёт, только если Челкаш простит его. Начинается дождь, Челкаш поворачивается и уходит, оставив деньги лежащими на песке. У него подгибаются ноги, а повязка на голове все больше пропитывается кровью. Гаврила сгребает деньги, прячет их и широкими, твёрдыми шагами уходит в противоположную сторону. Дождь и брызги волн смывают пятно крови и следы на песке. «И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми».

В русской литературе много имен, которые по праву могут называться великими. Среди таких имен и М. Горький - человек, который прожил сложную жизнь, испытав все тяготы судьбы. Но, несмотря на все трудности, преследовавшие его, он оставался верен себе и писал замечательные произведения.
Из раннего творчества Горького известны такие рассказы, как «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Еме- льян Пиляй». Но произведением, которое принесло автору широкую известность, является «Челкаш».
Челкаш - один из главных героев одноименного рассказа. Это «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». На данный момент у него нет ни гроша, так как наворованные раньше вещи были уже давно пропиты и проиграны в карты, и поэтому Челкаш замышляет новое дело. Одному ему не справиться - нужен напарник. И этим напарником становится Гаврила. «Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими доверчиво и добродушно». Челкаш заметил, что это по-детски глупый наивный мальчишка, который приехал из провинции, чтобы заработать денег для восстановления отцовского хозяйства, который любит свободу и хочет вырваться из нищеты, но у которого ничего пока не получается.
Челкаш предлагает юнцу работу: грести веслами во время рыбалки. И парень соглашается. Ночью, когда они отплыли уже от берега, Гаврила заметил, что в лодке нет рыболовных сетей, и понял, что едут не на рыбалку. Многое пережил он за это время: боязнь, что поймают, страх перед смертью, ненависть и злобу к Челкашу. Забыв про деньги, он думал только об одном: скорее бы добраться до берега и убежать от этого жестокого человека. Но когда опасность миновала и Гаврила узнал о сумме награбленных денег, он резко изменился. Не помня себя, он падает в ноги Челкашу, просит по-хорошему отдать награбленное, чем унижает сам себя. Он способен на подлость, которую и совершает ради денег.
В рассказе «Челкаш» Горький отображает одно из наиболее страшных качеств человека: жадность. Он говорит, что человек, воровавший всю свою жизнь и пропивающий все, что есть, грубый и неотесанный, ведет себя благороднее молодого деревенского парня, охваченного приступом жадности. И именно из-за этого порока совершаются многие нелепые поступки.
Горький в своих произведениях мастерски умел раскрывать характер человека. Ставя своих героев в экстремальные ситуации, автор показывает суть человеческую, говорит читателю о том, что не всегда нужно верить первому впечатлению, важно уметь распознать истину.