Монастырь айя напа как добраться. Монастырь Айя Напа

Монастырь айя напа как добраться. Монастырь Айя Напа
Монастырь айя напа как добраться. Монастырь Айя Напа

Невероятно притягательной красоты и завораживающей истории монастырь Айя-Напы (регион Фамагусты), посвященный «Богородице лесов», расположен в самом центре современного городка, который однажды начал свою историю вблизи возведенных венецианских сооружений. Отреставрированный в 1950 году, уже 28 лет спустя бывший монастырь стал центром проведения конференций экуменистического движения на Ближнем Востоке.

В настоящее время это Музей, уникальная и значительная экспозиция которого до настоящего времени находится на стадии становления и разработки. На его территории и на площади Сеферис регулярно проводятся массовые как религиозные, так и светские мероприятия: фестивали, праздники, концерты и т.д.

Вблизи, к юго-западу от монастырского ансамбля находится церковь Девы Марии, построенная в 1994 году; а напротив южных ворот, что на площади, растет огромная и древняя сикамора, неизменно впечатляющая туристов.

Давно закрытый монастырь в Айя-Напе, в котором действующей осталась лишь церковь, в прошлом имел важное значение, не меньше, чем (основанный в конце XI века византийцами). Его посещали многие паломники, он был богат и владел несколькими подворьями и обширными землями. Таким образом, если запад Кипра славился Киккским монастырем, то восток - Айя-Напой.

В этой части Айя-Напы всегда интересно пройтись, в любое время дня. Поднимаясь все выше к воротам теперь уже Музея, мы можем видеть площадь с большими старыми деревьями, среди которых выделяется их аксакал - знаменитый огромный платан: каждая из ветвей которого как настоящее большое дерево и их подпирают специальные металлические конструкции.

Об этом платане Йоргос Сеферис (настоящее имя: Йоргос Сефериадис, греческий поэт-дипломат и нобелевский лауреат, 1900-1971 гг.) написал известное любому греку и киприоту стихотворение «Aγιάναπα Β» (она же «Сикамора»), где есть такие слова:

Под старый платан
ветер взвился и умчал
В замки на севере,
и нас не коснулся...

Не случайно, что площадь, на которую выходят врата и где произрастает этот могучий свидетель прошлых эпох, носит имя Сеферис...

Вечерами здесь становится особенно красиво: деревья имеют подсветку, а на городской площади, особенно в «летний» сезон, регулярно проводятся различные массовые культурные мероприятия.

Итак, подворье монастыря прямоугольное в плане с разновременными постройками, большой крытой галереей (у братского корпуса) и со старинным восьмигранным фонтаном посреди, украшенным изысканной резьбой в виде гирлянд и процветших ветвей. Слева от входа находится сувенирная, она же церковная лавка, где можно купить соответствующую продукцию и предметы культа. Напротив входа - любопытный стенд с планом монастыря и с подробной информацией в какое время было возведено то или иное сооружение: Средневизантийский (до 1191г.) - небольшие старые включения стеновых конструкций в районе ворот; Период крестовых походов (1191-1470-е гг.) - братский корпус, Венецианский период (1489-1571 гг.) - крепостные стены, надвратная башня, церковь; и Османский (1571-1878 гг.) - центральный большой фонтан, мельница и пристройка в виде просторной арочной галереи, вымощенной галькой, по правой стороне от южных ворот, ведущих в монастырь с площади.

Как сказано на информационном щите в глубине монастырского сада, точная дата основания монастыря не дошла до нашего времени, однако, как считают исследователи, его возводили в необитаемой лесистой местности, и он был посвящен Деве Марии (Богородица, Панагия - по-гречески).

Существуют две легенды о том, как он возник здесь.

По одному из местных преданий, в пещере, где теперь располагается церковь, охотник нашел однажды чудотворную икону Пресвятой Богородицы (Пресвятая Леса, ведь «Напа» означает «лес»). Собака охотника первой заметила исходивший из пещеры свет и лаем принялась звать хозяина, который приблизившись увидел образ Богоматери (сегодня исследователи предполагают, что икона могла быть спрятана в период иконоборчества, VII-VIII вв.). В пещере, в которой была найдена икона Панагии Напы (с течением времени ее стали чаще называть Святая (Айя) Напа, византийский период IX-X века), вероятно, жил когда-то аскет-подвижник. Итак, верующие вскоре начали посещать это священное место, чтобы поклониться образу. Как говорят, после обретения иконы, ее никогда не выносили за пределы пещеры, а в дальнейшем и из скального храма.

Однако известно и другое предание: о непослушной девушке из аристократической венецианской семьи, которая сбежала из-за отказа родителей выдать ее замуж за возлюбленного - простолюдина. И сегодня можно видеть в северной части двора над источником с декоративным навершием в форме головы дикого кабана возвышается двухэтажное здание, где когда-то и проживала венецианка. Около 1500 г. богатые венецианцы выстроили в этом месте церковь, вокруг которой со временем возник женский монастырь, позднее появилась римско-католическая часовня. Так постепенно создавался монастырь, каким он дошел до нашего времени.

Строптивая беглянка стала монахиней, а в конце ее жизни в центре двора монастыря была построена беседка (принято считать, что по распоряжению все той же венецианки), в виде квадратного в плане купольного сооружения. Там, в тиши она пожелала быть погребена, рядом с фонтаном.

Помните про гигантское древо, что до сих пор стоит у ворот бывшей обители? Говорят, что это - старейший реликт региона, а посадила его более 500 лет назад та самая девушка, с разбитым сердцем...

Итак, в монастырском храме есть три зала: самый древний - пещерный (его-то и относят к византийскому периоду), сюда ведет отдельный вход. Кстати, существование в этих местах христианской общины со времен Византийской империи подтверждают именно эта пещерная часть храма и источник (он же колодец, что был обнаружен рядом с пещерой, и известен своей исключительно чистой водой, которая считается святой) ... далее - условно называемый «венецианский», - сюда можно попасть через главный вход в храм; зал «крестовых походов» - также название дано по периоду возникновения (к нему ведет проход из «венецианского» зала).

Доподлинно известно, что свое название Айя-Напа получила еще до 1336 г., а первое историческое упоминание об этой местности относится уже ко второй половине XIV века.

Сделано оно было известным киприотом-летописцем Леонтием Махерасом (ок. 1380 года – первая половина XV века) в его «Хрониках» (издание: Machairas Leontios. Recital concerning the Sweet Land of Cyprus entitled Chronicle. Edited by R. M. Dawkins. Oxford 1932. Les Editions l’Oiseau, Famagusta) .

В XIV веке оставшаяся половина пещеры была включена в конструкцию возведенной церкви.

Изображения монастыря также можно обнаружить нанесенными на карты венецианцев в XVI веке: основные его постройки возводились в конце XV-XVI веках, когда Кипр находился под суверенитетом Венеции, и можно сказать, что знакомый нам сегодня облик он имел издавна.

Позднее (в XVII-XVIII веках) описания обители, окруженной мощными крепостными стенами, встречаются в дневниках, набросках и записях различных иностранных путешественников (среди прочих мы остановимся отдельно на двух именах, к которым вернемся чуть позже: Пьетро Делла Валле, итальянский путешественник, литератор; и русский монах-путешественник и писатель-исследователь Василий Григорович-Барский) и дипломатов: например, около 1750 года Александр Драммонд, шотландец, посол Великобритании в Сирии и автор труда «Travels through the different Countries of Germany, Italy, Greece, and parts of Asia Minor, as far as the Euphrates, with an Account of what is remarkable in their present State and their Monuments of Antiquity», посетил монастырь, где скопировал и привел в своей книге запись, датированную 1530 годом. В ней говорится о сводчатой надстройке в венецианском стиле, произведенной в те годы над юго-восточным входом и упоминание о более раннем двухэтажном здании к северу от храма.

Мраморный фонтан, находящийся под куполом беседки, выстроенной в середине внутреннего двора, по мнению специалистов, тоже может быть датирован XVI веком.

Таким образом ансамбль монастыря, дошедший до нашего времени, включает в себя постройки, преимущественно охватывающие XIV-XIX века: самая древняя конструкция - это нижний, пещерный храм в ансамбле двухнефной церкви в глубине двора (в прошлом она использовалась так же как Латинская часовня, от убранства которой фрагментарно сохранились фрески XV в.).

В 1571 году Кипр оказался под Османским владычеством. В отличие от других монастырей и церквей, этот разрушен не был. Более того, построенный изначально венецианцами, он, как предполагалось, должен был стать католическим, но пришедшие на остров турки передали монастырь православной общине острова. Мельница, вероятно, появилась в монастыре именно в период турецкого владычества.

Описание Пьетро делла Валле (1586-1652 гг.), побывавшего в ходе своих путешествий в Святой Земле, на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Индии; сделанное в 1625 году, в точности соответствует современному нам облику бывшего монастыря. Автор так же сообщает, что монастырь Айя-Напы владел большим количеством земель.

В 1668 г. монастырь стал мужским. Вообще, в разное время монастырь служил то мужской, то женской обителью. К слову, на Кипре женские монастыри всегда были более населенные, чем мужские.

В первой половине XVIII века на Кипре, как известно, четыре раза побывал знаменитый русский монах-путешественник Василий Григорович-Барский .

Он посетил около 60 монастырей, в то время существовавших на острове, и оставил их зарисовки и подробные описания.

Василий Григорович-Барский, согласно ряду источников, посетил обитель в день ее престольного праздника 11 ноября 1734 года. Он отмечал, как много народу собиралось в монастыре на празднования.

Примерно в середине XVIII века вблизи от обители был построен первый дом будущей деревни. А самыми первыми жителями поселения стали приезжие из Фессалоники (Греция), которые покинули свою родину из-за случившейся в тот год эпидемии чумы. Разумеется, свое будущее название Айя-Напа получила от монастыря.

Что примечательно, после 1758 года монахи там более не проживали. Позже, в 1813 году постройки монастыря были отремонтированы и укреплены, но ими монашеское сообщество более не владело, так что монастырская собственность была сдана в аренду местным фермерам и здания использовались для нужд сельской общины.

Начиная с 1878 года, когда Кипр находился под британским господством, церковь монастыря становится приходской церковью.

В 1950 году был проведен капитальный ремонт - необходимая мера для сохранения исторических зданий.

В это же время на архиепископский престол избирается бывший митрополит Китайский Макариос III (1913-1977 гг.). Возглавив Кипрскую Православную Церковь в те суровые для нее годы, Архиепископ развернул широкую деятельность по освобождению Кипра от колонизаторов. В воскресенье 13 января 1952 года был совершен молебен в храме Явленного Образа Божией Матери (Панагия Фанеромени, что в Никосии). В специально составленной Макариосом III к этому торжеству молитве призывалась помощь Божия кипрскому народу в его стремлении освободиться от оков и достигнуть долгожданной свободы. После молебна Архиепископом была произнесена патриотическая речь и зачитано постановление кипрского греческого Всенародного собрания, в котором выражалась решимость православных греков продолжать борьбу за свою независимость. 13 декабря 1959 г. Архиепископ Макариос был избран президентом, а 15 августа 1960 г., после провозглашения Кипра Республикой он принял дела.

В годы руководящей деятельности Макариоса III монастырь был им рекомендован как наиболее подходящее место для создания Экуменического Вселенского конференц-центра.

В период с 1978 по 2006 год в монастыре проходили конференции представителей христианских церквей Ближнего Востока. [экуменизм, от греческого οἰκουμένη - «мир, Вселенная» - движение за объединение различных христианских конфессий и вероучений. Тенденции зародились еще на христианском Востоке во времена Средневековья. Современное понятие было введено в обиход в 1937 году теологами Принстонской семинарии; с тех пор преобладающая роль, соответственно, принадлежит протестантам - Е.К-Т.] .

В 2007 году, после воссоздания Константийской и Аммохостской митрополии монастырь перешел под ее управление, и по инициативе Митрополита Василиоса (Караянниса) здесь была основана Культурная Академия Св. Епифания Кипрского.

Основная деятельность академии сегодня нацелена на развитие и поддержание богословских и исторических исследований, а также организацию тематических встреч и конференций.

Поскольку после 1970 года некогда рыбацкая деревня стала мощно разрастаться и превратилась сегодня в развитый туристический центр в восточной части Кипра, представители Кипрской церкви считают, что возродить монастырь невозможно из-за его «окружения» шумным и активно развивающимся районом вечерней и ночной жизни, и развлечений: так что он и в будущем станет действовать только как приходской храм «на базе» Музея.

Тем не менее монастырь известен своими фестивалями, проходящими в сентябре каждого года: эти мероприятия нацелены на сохранение и популяризацию у населения и туристов старых культурных традиций страны.

Масштабные реставрационные работы здесь проводились совсем недавно, в 2009-2012 годах. Надо отметить, что они все еще частично продолжаются наравне с проведением исследовательских изысканий и сегодня: некоторые из бывших келий и построек все еще закрыты для доступа широкой публики, однако можно увидеть, что за некоторыми дверями складированы еще неописанные и неизученные артефакты (в большую щель меж рассохшихся створок я, например, успела заметить среди прочих удивительной красоты и мастерства исполнения образцы древней резьбы по камню, очень развитому с древности в данном регионе: фрагменты капителий, навершия водостоков и прочее), - все в рамках программы по сотрудничеству Греция-Кипр: 2007-2013 гг.

Вообще данный Музей охватывает очень широкий спектр артефактов, обнаруженных как непосредственно в окрестностях обители, так и происходящих из других регионов Кипра. Это, по преимуществу, археологическая коллекция с акцентом на традиционную керамику, архитектурные объекты и иконы, преимущественно кипрского происхождения.

Что интересно: большая часть исторических экспонатов происходит из частной коллекции архиепископа Макариоса III, а иконы были перевезены из церквей и монастырей, в настоящее время находящихся на оккупированных Турцией территориях так называемого Северного Кипра.

Стоит так же сказать, что увеличившееся число жителей Айя-Напы вызвало необходимость строительства нового храма, что и было осуществлено в 1994 году. Новая церковь, построенная на площади Сеферис, всего в 50 м к юго-западу от стен монастыря, также посвящена Святой Богородице. Обе церкви празднуют 8 сентября, день праздника Рождества Девы Марии. Здесь проводятся ежедневные службы Кипрской православной церкви, есть возможность исповедоваться и причаститься.

Адрес Музея: ул. Архиепископу Макариу III, пл. Сефери, Айя-Напа
Открыт: летом (май-ноябрь) 08:00 – 16:30, зимой (ноябрь-май) 08:00 – 15:00; по выходным круглый год – до 16:00
Вход свободный, пожертвования приветствуются.
Телефон: +357 23722584
Дополнительно:

Монастырь Панагии Айя-Напа

История монастыря

Монастырь Айя-Напа находится в одноименной деревне в районе Фамагуста.

Деревня получила свое название от иконы Девы Марии Напы, что означает Пресвятая Леса и в сокращенном варианте была названа Айя Напа.

Существует достаточно доказательств, о том, когда монастырь был основан. Пещеры, тайник и колодец, все это свидетельствует о существовании христианской общины с момента византийской эпохи. Имя "Айя-Напа" упоминается впервые в 1366 году, но по имеющимся артефактам применялось к данной местности и ранее. Монастырь, так как он выглядит сегодня, был основан в 15 веке, когда Кипр был под суверенитетом венецианцев.

Предание гласит, что в IX веке, когда эти земли были покрыты густыми лесами, охотник случайно обнаружил икону Пресвятой Богородицы, излучавшую поток света. Согласно местного предания, в пещере, которая теперь стала церковью, чудотворная икона Пресвятой Богородицы была найдена охотником. Охотничья собака была первыой, увидевшей светящуюся икону и начала настойчиво лаять, призывая своего хозяина.

Значительное число верующих начали посещать святые места пещеры, как только они узнали об обнаружении иконы. По всей вероятности икона была спрятана в пещеру в период иконоборчества (7-8 века) и с тех пор таким образом была спасена. В 14-ом веке пещера была надстроена и таким образом был основан храм.

Еще одно предание повествует о том, что в этом месте укрылась дочь одной благородной аристократической венецианской семьи укрылась в пещере, из-за отказа ее родителей разрешить брак с человеокм незнатного происхождения. Рассказывается, что около 1500 года богатая венецианка построила на собственные средства церковь, склепы и мельницу. (Оливковая мельницу была, по всей видимости, установлена в монастыре в период турецкого правления). Таким образом постепенно образовался женсикй монастырь и римско-католическая часовня. В качестве римско-католической часовни служил правый придел храма непосредственно возле входа в него. Огромное дерево - сикомора - на монастырском дворе, которое находится рядом с резервуаром, как говорят, было посажено этой богатой венецианкой.

Незадолго до ее смерти был построен каменный куполообразный памятник-беседка. Внутри него, рядом с прохладой фонтана, она пожелал быть погребена.

В северной части двора расположен источник в форме головы дикого кабана. Над ним возвышается двухэтажное здание, в котором дочь венецианского аристократа проживала.

На холме к западу от церкви есть небольшая старинная церквушка на месте, где по преданию, Богородица когда-то прилегла отдохнуть.

В 1571 году Кипр перешел под господство Османской империи. Монастырь, к счастью, в отличие от других монастырей и церквей Кипра, не был разрушен. Описание Пьетро делла Валле, около 1625 г., в точности соответствует современному состоянию монастыря. От того же Пьетро делла Валле мы узнаем, что в те годы назавание "Айя-Напа" носил женский монастырь, которому принадлежало большое количество земли.

В разные периоды времени, монастырь был и мужским, и женским. Незадолго до 1668 года монастырь стал мужским, но по неизвестным причинам монахи более не проживади там на постоянной основе после 1758 года.

Изначально монастырь располагался в безлюдной местности. Примерно в середине 18-го века первый жилой дом был построен в деревне. Первыми жителями деревни были люди из греческого города Салоники (Фессалоники), которые покинули родину из-за эпидемии чумы. Два десятка лет спустя в 1813 году в соответствии с еще различимой надписью, монастырь был отремонтирован. Несмотря на это, монастырь не обладал организованной монашеской общиной и сдавал свое имущество и земельные владения в аренду местным крестьянам. Здания монастыря использовалось для различных нужд и потребностей местной общины.

После 1878 года когда Кипр перешел под британское господство, в монастыре проживают более монахи. К этому времени церковь монастыря стала приходским храмом деревни. В 1950 году капитальный ремонт проводился в целях сохранения исторических зданий.

Во времена архиепископа Макариоса III, монастырь был рекомендован как наиболее подходящий для образования Всемирного Центра Христианских Конференций. С 1978 по 2006 год монастырь был местом встреч Христианских Церквей Ближнего Востока. После воссоздания Святой Метрополии Константии Фамагусты (2007 г.), монастырь пришел под управлением Метрополии и по инициативе Его Высокопреосвященства Митрополита Константии г-на Вассилиоса была основана Культурная Академия Святого Епифания и сам монастырь является его центром. Задачей Академии является культивирование и развитие богословских и исторических исследований, а также организация встреч, совещаний, конференций и других массовых мероприятий. В стенах монастыря будет работать также Церковный музей.

Монастырь сегодня

Все большее число населения в поселке подняло вопрос о необходимости строительства новой церкви в 1990 году. Новый храм, построенный на юго-западу от монастыря, был также посвященный Богородице. Обе церкви отмечают храмовый праздник 8 сентября, в день праздника рождения Богородицы Maрии.

Ежедневно для преклонения перед ликом Божьей Матери, а также для того, чтобы опоясаться чудотворным плодотворным поясом Айя-Напы, в храм прибывают пары, которые являются бесплодными и женщины, которые испытывают трудности во время беременности. Монастырь представляет собой особое благочестивое место, где каждый с верою может найти утешение и духовное спокойствие. Пречистая Матерь нам ежедневно открывает свои объятия такие широкие и горячие, что они могут вместить каждого отчаявшегося и несчастного, для того, чтобы забрать наши заботы и неприятности, независимо от того, насколько серьезными они кажутся. Дева Мария заступается своими действенными повседневными мольбами за спасение душ наших.

Молитва Богородице

Богородице, Дево, радуйся!
Благодатная Марие, Господь с тобою!
Благословенны Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

В Айя-Напе также есть следующие церкви и часовни:
1) Святой Варвары
2) Святого Епифания
3) Святого Георгия
4) Святой Параскевы
5) Святых Тимофея и Мавры
6) Пророка Ильи
7) Апостола Андрея
8) Святого Прокофия

Адрес монастыря Ая-Напы / Address

Greek Orthodox Church of the Holy Virgin Mother of God
PO: 30655
5343 Ayia Napa ,Cyprus
Телефон / Telephones
Tel: +357-23721795
Fax: +357-23723866
Email: [email protected]



По благословению Высокопреосвященнейшего Доростольского митрополита Амвросия (БПЦ) и Костантийского митрополита Василия (Кипрская архиепископия) в Болгарию принесены для поклонения знаменитые святыни Кипра - чудотворная икона Богородицы (Virgin the Agia Napa ) и честный пояс Девы Марии (см. илл .). Впервые за свою историю святыни покинули Кипр, и 27 июня 2011 г. в 18 часов им было оказано чествование на торжественном архиерейском богослужении в присутствии Доростольского митрополита Амвросия, епархиального протосинкелла эконома Добри Чакова и кипрского духовенства в новопостроенном храме св. Георгия в болгарском городе Тервел. 28 июня в честь кипрских святынь будет совершено бдение в храме св. Димитрия с. Калипетрово, где будет также отмечаться годовщина создания Православного центра, носящего имя приснопоминаемого митрополита Илариона.

Более того, 28 июня в 13 часов в кафедральном соборе Силистры состоится торжественная встреча честных мощей св. Максима Исповедника, небесного покровителя этого храма на Дунае. Десница св. Максима Исповедника, хранящаяся в монастыре Св. Павла на Святой горе Афон, будет принесена в Болгарию в сопровождении святогорского монашества и афонского губернатора. 29 июня в 9 часов митрополит Амвросий в сослужении Агатонийского епископа Бориса, игумена Бачковского монастыря, и Девольского епископа Феодосия, викария Патриарха Максима, совершит Литургию в храме Силистры, где будут находится на поклонении честные мощи св. Максима Исповедника.

Для справки : монастырь Агиа-Напы на Кипре расположен в 45 км от города Ларнаки на Кипре. Первые упоминания об Агиа-Напе относятся ко второй половине XIV в. и принадлежат известному кипрскому хронисту Леонтиосу Махерасу, который упоминает это название под 1366 и 1376 гг. Слово «напе», в переводе с греческого означает «лесную долину». Монастырь был основан в XII в. на месте чудесного обретения Влахернской иконы Божией Матери.

Предполагают, что чудотворная икона «Агиа-Напы», как впоследствии ее стали называть, была сокрыта в пещере в период иконоборчества, сотрясавшего Византийскую империю с VII по VIII вв. Весть о чудесной находке молниеносно распространилась по всем окрестным деревням, и очень скоро пещера стала местом паломничества тысяч людей. Своды этой пещеры неоднократно служили надежным укрытием для местных жителей во время пиратских набегов на побережье острова, когда чужеземцы грабили, убивали и захватывали в рабство киприотов. Однажды, когда скрывающиеся от пиратов люди уже почти умирали от жажды, они с мольбой обратились к Богородице. И тут вновь случилось чудо, им явилась Дева Мария и указала на забивший в одном из углов их подземного укрытия источник пресной воды. Прошли столетия, но вода в нем не иссякла до сих пор.

После 1500 г. к почитаемой пещере, где сохранился источник, обретенный по молитвам Богородице, был пристроен монастырский храм и основан женский монастырь в честь иконы Богородицы Агиа-Напы. Самой большой святыней монастыря является катакомбная церковь Св. Фёклы. Известно, что Св. Фёкла - помощница от ожогов. По одной из местных легенд, во времена правления венецианцев (1489 - 1571 гг.) в монастыре появилась молодая женщина из знатной венецианской семьи, которая предпочла уединенную монастырскую жизнь замужеству с нелюбимым человеком. За ее счет началось обновление монастыря, были построены новые помещения. В центре двора находится восьмиугольный фиал, покрытый куполом, опирающимся на четыре колонны (см. илл .). Со стороны это сооружение напоминает своеобразную беседку. Фонтан украшают рельефы в виде гирлянд, человеческих лиц, ваз с цветами, животных. Предполагают, что и фонтан, и двухэтажное здание, расположенное рядом с северными воротами, были так же возведены благодаря этой женщине. Меньшее по размерам помещение немного западнее церкви в XVI в. служило католической часовней и сейчас принадлежит Всемирному совету церквей.

Вплоть до 1668 г. монастырь в Агиа-Напе был женским. Во времена венецианского господства на Кипре он часто упоминался как один из процветающих монастырей, владевших большой земельной собственностью. Затем он был преобразован в мужской монастырь, который функционировал до 1758 г., а затем почему-то был закрыт. Святая обитель вновь возродилась в 1800 г., но в ней жили всего лишь три монаха, старшего из которых звали Иоанникиосом. В 1813 г. монастырь Агиа-Напы вновь отреставрировали, о чем имеются письменные свидетельства. В 1950 г. здание было отреставрировано и с 1978 г. используется делегатами Вселенского Собора церквей Кипра и стран Ближнего Востока.

Точный год основания монастыря неизвестен. Пещера, тайник и источник свидетельствуют о существовании христианской общины с византийских времен. Имя «Айя Напа» упоминается впервые в 1366 г., но, по имеющимся данным, применялось к данной местности и ранее. Монастырь в его теперешней форме был основан в XV веке во времена венецианского правления на Кипре.


Фото: Википедия


Фото: mandalay.ru

По местному преданию, в пещере, где теперь располагается церковь, один охотник нашел чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Собака охотника первой заметила светящуюся икону и, остановившись перед ней, начала настойчиво лаять, привлекая внимание хозяина. Узнав об обнаружении иконы, многочисленные верующие начали посещать священное место в пещере. По всей вероятности, икона была помещена в пещеру в период иконоборчества (VII - VIII век н.э.) и благодаря этому была спасена. В XIV веке пещера была надстроена и таким образом был основан храм.


Фото: travelblog.org


Фото: fotki.yandex.ru

Другое предание повествует о том, что в этом месте укрылась дочь одной аристократической венецианской семьи из-за отказа родителей выдать её замуж за человека незнатного происхождения. Рассказывается, что около 1500 г. богатая венецианка построила на собственные средства церковь, склепы и мельницу. Таким образом постепенно образовался женский монастырь и римско-католическая часовня. В качестве римско-католической часовни служил правый придел храма непосредственно возле входа в него.


Фото: catalog.topcyprus.net


Фото: ferdibobel.livejournal.com

Огромное дерево сикомора на монастырском дворе, которое расположено возле резервуара с водой, по всей видимости, было посажено этой богатой венецианкой.


Фото: Википедия


Фото: travelblog.org


Фото: fotki.yandex.ru


Фото: mandalay.ru

Незадолго до её смерти был построен каменный куполообразный памятник-беседка. Внутри него, рядом с прохладой фонтана, она пожелала быть погребенной.


Фото: Википедия


Фото: mandalay.ru

В северной части двора расположен источник в форме головы дикого кабана. Над ним возвышается двухэтажное здание, в котором изначально проживала венецианка.

На холме к западу от церкви есть древняя церквушка на месте, где по преданию Богородица когда-то прилегла отдохнуть.

В 1571 г. Кипр перешел под господство Оттоманской Империи. Монастырь, к счастью, не был разрушен, как другие монастыри и церкви. Описание Пьетро дела Валле, около 1625 г., полностью соответствует современному состоянию монастыря. От того же рассказчика мы узнаем, что в те годы название «Айя Напа» носил женский монастырь, который обладал обширным недвижимым имуществом.

Монастырь стал мужским незадолго до 1668 г. По неизвестным причинам с 1758 г. монахи более не проживали там на постоянной основе.

Изначально монастырь располагался в незаселенной местности. В середине XVIII века был построен первый жилой дом в деревне. Первые жители деревни, происходившие из греческого города Салоники, покинули свою родину из-за эпидемии чумы. Два десятка лет спустя, в 1813 г., судя по сохранившейся еще различимой надписи, монастырь был отремонтирован. В то же время из-за отсутствия в монастыре своей братии монастырские земельные владения сдавались в аренду крестьянам окрестных местностей. Здания монастыря использовались для различных нужд местной общины.

После 1878 г., когда Кипр перешел под британское господство, монастырь совсем опустел. Церковь монастыря стала приходским храмом деревни. В 1950 г. потребовалась генеральная реконструкция для сохранения исторических зданий.

Во времена Архиепископа Макария III монастырь рекомендовался как наиболее подходящий для образования Всемирного Центра Христианских Конференций. 1978 до 2006 г. монастырь являлся местом встреч Христианских Церквей Среднего Востока. После воссоздания Святой Митрополии Константии Фамагусты (2007 г.) монастырь перешел под управление Митрополии и по инициативе Его Высокопреосвященства Митрополита Константии г-на Василиоса была основана Культурная Академия Святого Епифания с центром в монастыре. Задачей Академии является развитие богословских и исторических исследований, а также организация конференций и других массовых мероприятий. В стенах монастыря будет также функционировать Церковный музей.


Фото: ostrov-kipr.info


Фото: lidyura.ru

Увеличение численности населения деревни потребовало возведения новой церкви в 1990 г. Новый храм, построенный к юго-западу от монастыря, был также посвящен Богородице. Оба храма отмечают престольный праздник 8 сентября, в день Рождества Богородицы.

Ежедневно, чтобы приложиться к чудотворному образу Божьей Матери, помогающему в зачатии и деторождении, а также для того, чтобы опоясаться чудотворным плодотворным поясом Богородицы Айя Напы, в храм прибывают многочисленные бездетные пары и женщины, имеющие проблемную беременность. Монастырь представляет собой особое благочестивое место, где каждый может найти утешение и святую помощь, попросив заступничества у Пресвятой Богородицы.

Адрес монастыря:
Greek Orthodox Church of the Holy Virgin Mother of God
PO: 30655
5343 Ayia Napa ,Cyprus

Телефоны:
Tel: +357-23721795
Fax: +357-23723866

Курортный городок Айя Напа, прямо скажем, не богат на достопримечательности помимо моря. Но есть в нем одно интересное древнее место — монастырь Айя Напы. Среди суеты прибрежной и тусовочной жизни так приятно посетить этот умиротворяющий тихий древний уголок.

В центре Айя-Напы прямо перед площадью Сефери (Plateia Seferi) стоит средневековый православный монастырь Пресвятой Богородицы Агия Напы. Вход бесплатный.

лестница к монастырю от площади и древний сикомор

По легенде, в XI веке на месте города были дремучие леса. Однажды охотник пробирался сквозь заросли и увидел яркий поток света, бьющий из горной пещеры (или собака увидела свет и привела его к пещере). Охотник подошел к пещере и увидел икону Пресвятой Богородицы. По всей вероятности икона была спрятана кем-то из верующих, кто пытался защитить ее от рук вандалов во времена борьбы с христианскими иконами в VIII - IX веках.

Охотник подивился и рассказал об увиденном односельчанам. В пещеру стали приходить паломники. После своего чудесного обнаружения икону никогда не вынимали из пещеры. Ей дали название «Святая Богородица Агия-Напы», т. е. «Лесная», которое впоследствии было укорочено до «Агия-Напа».

икона Айя Напы

Рядом с пещерой обнаружили источник с очень чистой водой. Теперь на этом месте сооружен колодец, который до сих пор полон воды (святая вода из источника, разлитая в маленькие бутылочки, выставлена на входе в храм по 1 евро за штуку, можно испить из источника в виде самовара и самому).

В XIV веке рядом с источником построили небольшой храм. Он сохранился до наших дней.

церковь монастыря

В храме три зала. Самый древний — вырублен в пещере, византийского периода (969-1991 гг.), в него ведет отдельный вход.

церковь внутри, пещерный зал (византийский период, 969-1191 гг.)

второй зал венецианского периода (1478 — 1571 гг.), в него вход ведет с фасада церкви.

церковь внутри, «новый» зал (венецианский период, 1478-1571 гг.)

Третий зал периода крестовых походов (1192 — 1477 гг.), вход в него из второго зала.

церковь монастыря. Под круглой крышей — третий зал, периода крестовых походов

В XVI веке возвели двухэтажное здание, которое стоит рядом с северными воротами обители. Там жила легендарная создательница монастыря.

Во дворе монастыря есть восьмиугольный фонтан. Его построила в XVI веке богатая девушка из Фамагусты: родители сватали ее нелюбимому человеку (или не позволяли ей выйти замуж за любимого, под тем предлогом, что он не имел благородного происхождения), и она предпочла уйти в монастырь.

восьмиугольный фонтан

Здесь она стала аббатисой. Она также посадила сикомор, который растет там до сих пор. Это старейшее дерево округа Фамагусты.

древний сикомор

Кстати, про восьмиугольный фонтан, построенный венецианской девушкой, есть и такие сведения: внутри он выложен мрамором от детских саркофагов. Позднейшие культуры не стеснялись использовать в практических целях любые красивые предметы, оставшиеся от более ранних культур.

здание фонтана

Монастырь построен в виде квадрата, кельи монахов построены в толщине стен (это здание периода крестовых походов, 1192-1478 гг.).

Со стороны двора к стенам примыкает сводчатая галерея, пристроенная во времена Османского правления (1571 г. — конец 18 века).

сводчатая галерея

Со двора монастырь с восьмиугольным фонтаном, покрытым куполом, сильно напоминает мечети Каира.

двор монастыря

Во времена венецианского правления 1478-1571 монастырь был преобразован в католический, а церковь служила как католическим, так и православным монахам.

В XVI веке монастырь стал известен на весь Кипр. Он пользовался таким же почетом и славой, как и монастырь Киккос. Один из бастионов крепости Фамагусты назывался Агия Напа, потому что от него шла дорога к монастырю. Обитель была столь уважаема, что ее не осмелились разорить даже турки, захватившие остров в 1570 году. Турки передали обитель Кипрской православной церкви, и здесь три столетия находился мужской монастырь. В 1813 году обитель отреставрировали.
Монастырь был культурным центром для окрестных жителей. С 1790 года вокруг него стали селиться люди, и желающих жить возле обители было так много, что вскоре образовалась деревня.

южный вход в монастырь

Сейчас монастырь не действует, но в монастырской церкви всегда проводятся службы, и она открыта для паломников. В церкви монастыря можно поставить свечку, она (как и везде на Кипре) бесплатна, рядом можно оставить пожертвование.

С 1978 года здание монастыря используется делегатами Вселенского Собора церквей Кипра и стран Ближнего Востока.

Бурный рост городка обусловил строительство в 1994 году новой церкви, возведенной к юго-западу от монастыря. Новая церковь также носит название Святой Богородицы и 8 сентября каждого года отмечает вместе с монастырем день рождения Божией Матери.

новая церковь Айя Напы

Добраться до монастыря (для тех, кто не живет в пешей доступности) можно на автобусе 101 / 102 (это один и тот же маршрут, но туда и обратно он имеет разный номер), остановка «Центр» прямо напротив скульптуры «I love Agia Napa». Пешком можно дойти по улице, поднимающейся вверх от порта.

Кстати, рядом с лестницей к монастырю на площади разместился небольшой традиционный кипрский дом, гордо именующий себя , куда по пути также можно заглянуть.