Мини-музей часов в нашем детском саду. Детско-родительский творческий проект

Мини-музей часов в нашем детском саду. Детско-родительский творческий проект

татьяна величко
Проектмини-музея «Время и мы»

Проект мини – музея

«Время и мы »

1. Визитка музея

2. Пояснительная записка

3. Сведения об участниках проекта

4. Цели и задачи проекта

5. Паспортные данные музея

6. План реализации проекта , работы по созданию мини – музея

7. Тематический план образовательной деятельности в мини – музее

8. Интеграция музейной педагогики в ДОУ

9. Перспективы развития мини – музея в ДОУ

Визитка музея.

Хотим представить вам музей

Замечательных вещей

Эти вещи без сомненья

Всем нужны без исключенья

Время катит чередом ,

Час за часом, день за днем.

Чтобы нам везде успеть,

Нужно в часики глядеть.

На свете много механизмов

Их всех зараз не перечесть,

Но мы сегодня постараемся

Вас в историю увлечь

Устал однажды человек

По солнцу время мерить

И по воде не каждый мог

Обеда час проверить

Да и петух, хоть не всегда

Но мог проспать рассвет.

Сгорала на столе свеча,

А новой больше нет.

И как же быть и как узнать,

Что время есть , что время спать

И вот однажды один мудрец

Придумал схему, наконец,

Собрав детали воедино,

Шепнули часики вот так-

ТИК-ТАК, ТИК-ТАК.

Музей не просто дом вещей,

Музей хранитель тайн

И чтобы всё успеть скорей

Ты время соблюдай !

Пояснительная записка.

Музейная педагогика

Понятие "музейная педагогика", появившееся в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.

Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Часы - это предмет, который необходим нам постоянно. Для одних людей это настенные электронные устройства, другие обходятся мобильным телефоном, третьи носят элегантные часы. Но представить себе жизнь без них невозможно.

История часов измеряется столетиями. Это устройство в течение веков меняло и свой внешний облик, и само содержание. Лунные и водяные, солнечные и свечные, масляные и песочные. Каких только модификаций измерители времени не увидели в далекой древности! Когда появились самые первые, безусловно, сказать точно нельзя. Но доподлинно известно, что уже 4 тысячи лет назад они существовали повсеместно. Чтобы просмотреть смену часов, в нашем дошкольном учреждении создан и используется мини – музей «Время и мы » .

Почему мы назвали мини – музей, конечно потому, что в условиях детского сада невозможно создать музей в реальном его масштабе. И ещё само название мини в нашем случае отражает и возраст детей, и размеры, количество экспонатов, и определённую ограниченность тематики.

В создании мини – музея принимали участие и родители воспитанников. Тесная взаимосвязь с родителями является очень важным условием в воспитании и прикосновении к изучению исторических моментов создания часов.

Участники проекта .

Педагоги ДОУ : Величко Т. Г., Горбанёва Е. А., Константинова В. П., Осипова В. И., Лохмотова Н. П., Ханиян Л. П.

Родители и дети сада приняли активное участие в создании мини – музея, сборе и оформлении экспонатов, а также проведении праздников, экскурсий, викторин.

Классификация проекта :

По доминирующему виду проектной деятельности – комбинированный (исследовательский, творческий)

По составу участников – групповой

По продолжительности – долгосрочный (1 год)

Цель проекта :

Формирование представления у детей о музее, развитие речи дошкольников, Развитие интереса к понятию "время " через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени . Знакомство детей с историей возникновения часов, с разными видами часов.

Задачи проекта :

1. Развивать математические представления детей старшего дошкольного возраста.

2. Обобщить представления детей младшего дошкольного возраста о характерных признаках времени года .

3. Формировать навыки детей в экспериментально – опытнической деятельности (в живой и не живой природе.)

4. Формировать у детей умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

В основу решения этих задач положены следующие принципы.

* принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

* принцип опоры на интересы ребёнка;

* принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

* принцип наглядности;

* принцип систематичности и последовательности;

* принцип сотрудничества и взаимоуважения;

* принцип связи обучения с жизнью.

Паспортные данные музея.

Характер мини – музея исторический.

Визитная карточка мини – музея «Время и мы »

Перечень экспонатов.

1. Макет «Солнышко»

2. Макет «Вязаный Петух»

3. Макет «Цветочные часы»

4. Макет «Водяные часы»

5. Макет «Огненные часы»

6. «Песочные часы»

7. «Маятниковые часы»

8. «Карманные часы»

9. «Наручные часы»

10. «Механические часы»

11. «Лунный календарь»

12. Макет

13. Макет «Фазы луны»

14. Смена картин по сезонам

15. Табель - календарь

16. Отрывной календарь

17. Перекидной календарь

18. Настольный календарь

19. Настенный календарь

20. Природный календарь

21. Спил дерева

План реализации проекта .

Этапы развития Содержание работы Сроки Ответственный

Первый этап

подготовительный 1)Определить тематику и названия мини – музея коллективу ДОУ совместно с родителями

Сентябрь Воспитатели :

Величко Т. Г. ,

Ханиян Л. П.

2)Определить место для мини – музея

3)Создать оптимальные условия для хранения и

использования музейных экспонатов

4)Определить варианты участия в создании мини – музея родителей и детей

Второй этап

практический 1)Оформление визитной карточки мини – музея

Октябрь - ноябрь Воспитатели :

Величко Т. Г., Горбанёва Е. А., Константинова В. П., Осипова В. И., Лохмотова Н. П. ,

Ханиян Л. П.

2)Подбор описания экспонатов

3) Разработка перспективного планирования мини – музея

4)Разработка ознакомительной экскурсии и конспектов занятий, дидактических игр по мини - музею

5)Разработка досугов, викторин, развлечений по мини – музею

6)Сбор и классификация экспонатов для мини – музея, изготовление макетов В течении года Педагоги,

родители

Третий этап заключительный этап с перспективой на будущее 1)Представить на педагогическом совете разработанные алгоритмы создания мини – музея по выработанной теме Декабрь - май Воспитатель :

Величко Т. Г.

2)Продолжать привлекать родителей в оформлении мини – музея (приобрести часы с кукушкой) Воспитатели :

Горбанёва Е. А., Константинова В. П., Осипова В. И., Лохмотова Н. П. ,

Ханиян Л. П.

3)Продолжать накапливать материалы (экспонаты, дидактические игры, конспекты занятий, развлечения и т. д.) по выработанной тематике Педагоги,

родители

4)Подготовить и провести презентацию продукта проекта

Оценка полученных результатов (мониторинг, выводы) Май Воспитатель :

Величко Т. Г.

План образовательной деятельности

в мини - музее.

Месяц НОД, тема Программное содержание Предварительная работа

Сентябрь Тема : «Знакомство с мини - музеем» Познакомить детей со значением слова «музей» . Закрепить какие бывают музеи. Правила поведения в музее, обращение с экспонатами. Учить детей беречь вещи т. к. завтра они будут историей, а история это и есть музей Рассмотреть иллюстрации музеев. Если есть возможность сходить в музей с родителями. Прочитать литературу, в которой описываются экспонаты

Октябрь Тема : «Из истории часов» Познакомить детей с историей часов. Подвести к пониманию их значения и функции. Закрепить умение выделять особенности предметов, форму, размер, части. Развивать творческое воображение и логическое мышление детей. Учить беречь время . Пройтись по территории детского сада и обратить внимание на то, какие есть в группах часы. Дать задание на дом нарисовать те часы, которые имеются у вас дома.

Ноябрь Тема : Часы «Горящая свеча» Продолжать развивать познавательный интерес. Учить задавать вопросы, определять время одного деления на свече, за которое оно сгорит. Высказывать простейшие аргументированные суждения. Развивать любознательность Понаблюдать за огнём. Рассмотреть иллюстрации, как добывали огонь наши предки. Провести опыт со свечой.

Декабрь Тема : «Время и мы » Познакомить детей с циферблатом, минутными стрелками и секундной. Учить детей беречь время . Развивать наблюдательность, логическое мышление и речь детей. Рассмотреть циферблаты разных часов. Понаблюдать за стрелками. Сколько раз оббегает круг секундная стрелка в минуту. Загадать загадки о времени , часах. Поговорить о поговорках : «Счастливые часов не наблюдают» ; «Делу время , а потехе час»

Январь Тема : «Умная Неделя» Познакомит детей с неделей, что в неделе семь дней. Учить детей слушать рассказ, отвечать на вопросы, громко строить предложения. Последовательно строить свой рассказ. Воспитывать чувство прекрасного, гуманное отношение природе. Загадывание загадок. Чтение сказки «Как портной шил платье для луны»

Февраль Тема : «Красавица Луна» Продолжать знакомить детей с неделей. Познакомить с фазами луны, частями суток. Вращением земли вокруг своей оси воспитывать интерес к изменениям в природе. Формировать у детей математические представления. Дома с родителями провести наблюдения за луной в течении месяца. Сделать зарисовки. Прочитать сказку : «Как портной шил платье для месяца»

Март Тема : «Братья месяцы» Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках времён года : изменением образа жизни животных и птиц. Формировать представления детей о том, что в году четыре времени года , по з месяца в каждом. Запомнить названия месяцев. Чтение сказки : «Двенадцать месяцев» , «Старик годовик» , «Синичкин календарь» , «О чем говорили месяцы?» . Рассмотреть иллюстрации с временами года .

Апрель Тема : «Вращение Земли вокруг солнца» » Познакомить детей с планетой Земля, Солнце. Закрепить и уточнить знания детей более длинного отрезка времени годом ; что вращение Земли вокруг Солнца меняют на земле времена года . Дать представление о Солнце, как о самой яркой звезде. Воспитывать любовь к планете Земля. Загадывание загадок. Чтение сказки : «У Солнышка в гостях» . Рассматривание макета земли – ГЛОБУС.

Интеграция музейной педагогики в ДОУ

ОРГАНИЗОВАННАЯ ФОРМА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ В МИНИ –МУЗЕЕ «ВРЕМЯ И МЫ » НОД

1. Познание (математика)

2. Познание (природный мир)

3. Коммуникация (развитие речи)

4. Познание (конструирование)

5. Художественное творчество (аппликация, рисование)

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Экспериментирование

2. Проектирование

3. Развлечения, досуги, викторины

4. Детские творческие выставки

5. Создание экспонатов от каждой семьи

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Игровая

2. Предметная

3. Театрализованная

4. Творческая

5. Поисковая

6. Общение

7. Рассматривание фотографий, иллюстраций

Выводы :

Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея : суть, предмет, информацию, изображение и т. д.

Думаем, вы согласитесь с тем, что мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми, в данном случае, работы по воспитанию духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру России.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Перспективы развития мини – музея.

Для дальнейшего формирования у детей мы планируем продолжить накапливать материал – экспонаты, дидактические игры. На участке предполагаем, изготовить солнечные часы, на клумбе посадить цветочные часы.

Для закрепления полученных знаний у нас имеются дидактические игры «Мои первые часы» , «Все о времени » , «Цветочные часы» , «Времена года »

В 2016 году в ДОУ №17 «Волшебный замок» был создан мини-музей

«Тик-так ходики»

Силами педагогов и родителей были собраны экспонаты для нашего музея: разные виды часов. Основная идея — показать, какими разными бывают часы, познакомить ребят с их историей.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини - музее не только можно, но и нужно. Разрешается менять, переставлять экспонаты, брать в руки, рассматривать.

В обычном музее ребёнок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но его семья.

Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные часы. Ведь любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

С древнейших времен люди пытались осмыслить суть времени. В древние времена даже астрономы не могли определить маленькие промежутки времени, и их наблюдения велись с точностью лишь до одной четверти часа; а теперь все самые обыкновенные люди, в самых обычных житейских ситуациях считают время минутами, а подчас и секундами.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ

Есть и солнечные часы - всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит, а по небу солнышко бежит!
Они бывают на площадях, на лужайке, в саду - у солнышка на виду!

Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Человек заметил: солнце по небу идёт, а тень от дерева за солнышком тянется, по земле движется. Так солнце подсказало человеку, что можно сделать солнечные часы.

Человек вкопал в землю столб, вокруг начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце вставало, а тень от столба медленно двигалась по кругу. Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог.

ЧАСЫ-ПЕТУХ

Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат «ку - ка - ре - ку!».

Человек заметил, что петушок по утрам и вечерам поет примерно в одно и то же время. Да не один раз, а целых три. Первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще и не показалась, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договорится и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится - раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест. А если нет петуха? Как узнать время ночью, когда нет солнца и звезды не светят в пасмурную погоду?

И придумал человек часы более надежные: они и с жердочки не свалятся и лиса их не унесет.

ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ

Люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи - только ночью, а днем всегда закрыты.

Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.



Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы - цветы. Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.

Цветочные часы есть и в Липецке.


ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ

Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ

Часы бывают наручными.

Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Женские часы Детские часы Мужские часы

ЧАСЫ-БУДИЛЬНИК

Будильник - это те же часы, в заданный момент времени подающие звуковой или световой сигнал. Они умеют командовать: пора вставать.

Самый первый будильник придумал ученый философ Платон для своих ленивых учеников две тысячи пятьсот лет назад. Он ставил три таза один под другим.

В верхний таз, самый большой, он наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в тот, который стоял ниже, и в конце концов переливалась через край в третий таз. А третий таз был непростой. Из него выходила узкая трубка. Это была флейта, на которой играл металлический флейтист. Когда вода попадала в нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки - флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.

А вот китайцы, изобрели свой будильник. Из опилок и смолы они лепили длинные, тонкие палочки на тонких нитях привешивали металлические шарики. Перед тем, как лечь спать, будильник «заводили» - поджигали смоляные палочки. Они медленно горели, а в назначенное время нити, державшие шарики, сгорали, и со звоном падали в металлическую тарелку. От грохота спящий в миг просыпался.

НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными.


НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ

Часы, висящие на стене, — называют настенными.

А есть часы настенные -
Чинные, степенные!
Не убегают,
не отстают!
вовремя бьют!
Маятник: туда - сюда…
Сегодня, завтра и всегда!

НАПОЛЬНЫЕ ЧАСЫ

Напольные часы - это часы, стоящие на полу.

Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем.

ЧАСЫ С КУКУШКОЙ

В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется «кукушка». Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: «Ку-ку, ку-ку», напоминая нам о том, который сейчас час.

УЛИЧНЫЕ ЧАСЫ

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные.

БАШЕННЫЕ ЧАСЫ

Создание в группе мини-музея "Часов и календарей" прекрасный способ привлечь внимание и заинтересовать воспитанников. Деятельность мини-музея позволяет расширить кругозор детей и даёт возможность обогатить представления дошкольников о времени. Кроме того, экспонаты мини-музея обогащают предметно пространственную развивающую среду новыми формами работы с детьми, создают благоприятные условия для усвоения воспитанниками чёткого представления о времени.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 комбинированного вида» Руководитель мини-музея воспитатель Захарова Е.А.

Идея создания в группе мини-музея «Часов и календарей» возникла не случайно. Дело в том, что дети от природы – прирожденные маленькие исследователи окружающего мира. От того насколько активно ребёнок будет проявлять интерес к окружающему, зависит развитие его познавательной, интеллектуальной активности и любознательности, восприятие учебного материала в целом. Средства музейной педагогики помогают нам привлечь внимание и заинтересовать воспитанников. Кроме того, создание в ДОУ мини-музея в настоящее время актуально, поскольку расширяет кругозор детей, даёт возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, помогает формированию проектно-исследовательских умений и навыков. А также обогащает предметно-пространственную развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. Важная особенность мини-музея заключается в том, что его создание происходит при участии детей и тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Дети могут принимать участие в обсуждении тематики мини-музея, приносить из дома экспонаты. Экспонаты мини-музея используются для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. А любой предмет мини-музея может стать темой для интересного разговора. Время – это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Ориентировка во времени жизненно необходима дошкольнику в будущем. Но категория времени не дана уму ребёнка изначально. Представление о нём возникает в процессе жизни на основе личного опыта. А специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Деятельность мини-музея «Часов и календарей» делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создаёт благоприятные условия для усвоения воспитанниками чёткого представления о времени.

Создание специальных условий для развития интереса к понятию «время» через отдельные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени. Формирование у воспитанников представлений о музее. Формирование представлений о времени и способах его измерения. Знакомство воспитанников с историей возникновения часов и календарей, с различными их видами. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. Вовлечение родителей и детей в поисково-исследовательскую деятельность, сбор информации по данной теме, экспонатов для мини-музея. Формирование у воспитанников привычки рационального использования времени. Обогащение предметно-пространственной развивающей среды группы.

Принцип доступности знаний и представлений об окружающем мире. Принцип индивидуальной направленности (основанного на личностно-ориентированном подходе к каждому ребёнку, с учётом возрастных и психофизиологических особенностей). Принцип сочетания обучающего компонента с развивающим. Принцип прочности усвоения знаний (реализующийся за счёт подбора интересного и разнообразного материала). Принцип интеграции работы с различными направлениями развития детей (познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное). Принцип наглядности (тщательного отбора материала, обусловленного возрастными возможностями детей). Принцип соединения обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности. Принцип мотивации (поддержания у детей интереса к изучаемому материалу). Принцип сотрудничества и взаимодействия с семьями воспитанников.

Музейный материал В экспозиции мини-музея собраны предметы прошлых лет (часы, календари, плакаты, панно). Оформление мини-музея Музейные экспонаты данной коллекции располагаются на горизонтальных и на вертикальных поверхностях: столе, стене и полке; находятся в свободном доступе. Экспонаты можно переставлять, брать в руки и рассматривать. Коллекция постоянно пополняется. Коллекция мини-музея Экспонатами являются часы (настольные, наручные, будильники, часы-сковорода, электронные, часы-украшения, песочные и другие); календари (отрывные, перекидные, карманные, настенные), самодельное панно – календарь; плакаты - времена года и месяцы, «Моя неделя», части суток, «Календарь гномов». Есть экспонаты часов, изготовленные детьми и их родителями.

Проведение экскурсий на тему: «Путешествие в страну точного времени», «Какие бывают часы (календари)?», «Необычные часы (календари)» и др. Организация коммуникативной, познавательной (ФЭМП), познавательно-исследовательской деятельности с элементами игры, направленной на развитие: представлений о времени, его текучести, периодичности, необратимости; чувства времени, внимания, памяти, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Творческие задания: составление рассказов о часах (календарях), сделанных своими руками и принесённых на выставку. Исследовательская деятельность: создание моделей водяных, солнечных часов, знакомство с секундомером и песочными часами (измерение временных отрезков – секунд, минут). Игры-развлечения: «Расставь цифры на часах», «Впиши пропущенные цифры» и др. Игры-путешествия: «Как люди придумали часы?», «Какими раньше были часы?», «Как возникла семидневная неделя?», «Древние календари», «Главные часы России», «Знаменитые часы разных городов». Интеллектуально-творческие игры: «Как определить, сколько времени?» и др. Продуктивная деятельность: изготовление коллажей, рисунков, поделок, аппликаций часов и календарей: «Часы исполнения желаний», «Календарь дней рождения детей группы», «Календарь праздников в детском саду» и др.


Проект в детском саду «Удивительный мир часов» (6-7 лет)


Варшавская Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ № 54 «Веснушки», г. Междуреченск, Кемеровская обл.
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям детских учреждений и просто любознательным.
Пояснительная записка: Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что мой проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательное!
Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Для детей 6- 7 лет (подготовительная группа)
Вид проекта - исследовательско -творческий, групповой.
Продолжительность - среднепродолжительный (апрель 2015 год)
Участники - дети 6- 7 лет
Проблема, её актуальность:
Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках программы «Детство» в разделе формирование элементарных математических представлений. Главная цель-дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень. Мой рассказ вызвал интерес у детей- они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов».
Прогнозируемый результат реализации проекта:
- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были: солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
- используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;
- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный
Цель: Определить основные направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».
- Изучение научной литературы по данному вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Изготовление альбома «Виды часов».
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).

2 этап- основной
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
- Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «По часовой стрелек и против часовой стрелки», «Какие бывают часы?», «Пространство и время», «что такое время?».
- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)» , «Самые известные часы в мире».
- Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин) , «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени», С.Маршак «Мы в часы мячом попали», Н.Чупрунова «Всю ночь часы стучат», Ю.Мориц «Шли часы через дорогу», сборник Т. Вишняковой «Часы-будильник», О.Подтуркина «Часы», И.Фомичёва «Солнечные часы», А. Прохоров «Весёлые часики», А.Мальгинова «Часы для Биби», М.Манакова «Мой день».
- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».
- Книжка с наклейками «Время», С.Гаврина.
- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
- Рисование часов «Настенные часы с кукушкой», «Часы такие разные и нужные».
- Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография), «Часы-солнышко» (тестопластика).
- Конструирование из природного материала «Настенные часы» (коллективная).
- Аппликация «Наручные часы».
- Дидактическая игры: «Путешествие в страну часов», «Всё о времени», «Часы», «Успей вовремя», «Тик-так», «Поможем Элли вернуться домой», «Назови предыдущее и последущее число», «Назови сутки», «Мои первые часы» , «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время).
- Создание альбома «Часы» , «Самые известные часы в мире».
-НОД «Социализация» с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов»
- НОД. Развитие речи на тему: «Удивительный мир часов. Знакомство с часами», «Мы живём по часам», « Какие бывают часы?».
- НОД. Математическое развитие «Волшебные часы», «Знакомство с часами», «Определение времени по часам».
- Создание презентации «Путешествие в прошлое часов»
- Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов
- Экскурсии: «Магазин часов», «Часовая мастерская».
- Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки).
- Просьба принести для мини-музея группы «Мир часов» интересные экспонаты.
- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов)
- Консультации для родителей «Какие бывают часы?», «Прочитайте детям», «Мои первые часы», «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста», «Как наблюдать часы, не будучи несчастными», «Отмечаем день часов».
3 этап- заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта.
- Создание мини- музея «Мир часов»
- Создание коллекции современных часов (наручные)
- Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы».
- Создание альбома «Часы»
- Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов», «Цветочные часы».
- Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.
- Подборка энциклопедий «Часы».
- Подборка детских книг о часах и времени.

Информационное обеспечение проекта:
Рекомендации, консультации для родителей, стихи, загадки, конспекты занятий, альбомы для рассматривания, дидактические игры, книги, энциклопедии.
При создании мини- музея «Мир часов» перед собой поставила следующие задачи:
-формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;
- формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
- формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;
- формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);
-пробуждать интерес детей к истории родного края через историческое и культурное наследие;
-дать элементарные знания об окружающем.
заинтересованность родителей совместным с детьми посещением музеев;

Используемая литература
1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991
3. Гризик.Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995
4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара.: Издательство «Учебная литература», 2000
6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара.: Издательство «Учебная литература»,2004
7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43
8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10
9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006

Фотоматериал:











МБДОУ Воротынский детский сад № 2 «Светлячок»

Проект мини-музея
«Мир времени»

Педагог:

Гурьянова Е.Ю

Воротынец, 2014г.

Содержание

1.Паспортные данные мини-музея

2.Положения

3.Приказ

4.Аспекты музейной деятельности

5.План работы по созданию музея

6.Характеристика мини-музея

7.Тематический план проведения занятий в мини-музее

8.Перспектива развития мини-музея

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТА

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)

Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.

«Человек, который понапрасну теряет время замечает, как стареет.» Е.Шварц.

Актуальность

С понятием «время», «часы», мы сталкиваемся ежедневно. Умение следить за течением времени в процессе деятельности, рационально его использовать-важные качества личности, вот почему уже в дошкольном возрасте, детей необходимо начать учить самим ориентироваться во времени.

В процессе бесед с детьми было выявлено, что у детей недостаточно знаний о времени, часах. Формирование представлений о времени у дошкольников-процесс сложный, требующий систематичной последовательной работы и творческого подхода.

Осваивая вместе с детьми временные категории, мы стремимся к тому, чтобы работа по формированию чувства времени сделала наших детей более любознательными, нацелила их на творчество, подтолкнула к исследованию.

Создание мини-музея является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

Тема проекта: «Мир времени», возникла в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду», образовательная область «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений: ориентировка во времени).

Цели проекта: Расширять представления о «чувствах времени», создавать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей и детей.

Задачи:

1.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков, интереса к коллекционированию;

2.Формирование представления о музее. Как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;

3.Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;

4. Знакомить детей с часами, формировать и обогащать знания о времени, его периодичности, сменяемости и в тоже время необратимости в играх;

5.Развитие творческого и логического мышления, воображения;

6.Включать родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме, развивать познавательную активность детей.

7.Воспитание у детей бережного отношения к экспонатам и их пополнение.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

1.Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

2.Принцип опоры на интересы ребёнка;

3. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

4.Принцип наглядности;

5.Принцип последовательности;

6.Принцип сотрудничества и взаимоотношения.

Разделы и экспонаты:

В мини-музее представлены экспонаты: настенные часы, будильники, наручные, книги, д/игры, часы, сделанные родителями совместно с детьми, альбомы.

Совет музея:

Площадь, занятая под экспозицию: экспонаты располагаются на стене, столе в групповой комнате.

Руководитель музея: Гурьянова Елена Юрьевна-воспитатель подготовительной группы.

Структура управления музеем:

Руководитель музея, координирует. Контролирует работу в музее.

Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Его помещение разделено визуально на 2 зоны. Первая зона расположена на стене. Она представлена настенными часами. Вторая зона расположилась на стене и шкафу. Здесь представлены наручные часы, будильники, песочные часы, дидактические игры, альбомы и книги.

Все экспонаты были собраны и подарены детскому саду родителями, воспитателями, специалистами.

Этапы организации проекта:

1.Подготовительный этап

2.Практический этап

3.Заключительный этап

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всем взрослым хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора - одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и

возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он -- соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

    музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

    является действительным модулем развивающей предметной: среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

    способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

    помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

    мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

Формы деятельности:

    фондовая;

    поисковая;

    экспозиционная;

    познавательная.

Педсовет.

Выбор темы и название: «Музей времени». Выбор места (групповая комната). Определение содержания экспозиции, родительские собрания, анкетирование, наблюдения, чтение книг, беседы.

Подбор экспонатов. Выдвижение гипотез. Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея.

Разработка форм работы с экспозициями. Разработка ознакомительной экскурсии. Планирование организации поисково-познавательной деятельности.

Сентябр2014г.

Октябрь-ноябрь 2014г.

1.Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

3. Выбор инициативной группы.

Практический этап

Сбор информации из разных источников. Сбор и изготовление экспонатов. Оформление выставки. Определение темы и содержания экскурсии: а) составление плана экскурсии;

б) Целенаправленный показ экспозиции, общая экскурсия. В0общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы. Индивидуальная работа с детьми (подготовка экскурсоводов).

Декабрь 2014г.

Январь-Февраль 2015г.

Создание мини-музея «Мир времени».

Заключительный этап

Обобщение и систематизация полученных знаний. Заседание инициативной группы. Рассказ друзьям и родителям группы. Посещение музея школы, музеев других групп детского сада. Участие в смотре-конкурса мини-музеев детского сада.

Май 2015г. В течении года.

Дети-экскурсоводы проводят экскурсии в мини-музее.

Предполагаемый результат

Дети приобретут полезный для них опыт. Произойдёт обобщение детских представлений о времени, окружающем мире, начнут определять и чувствовать определённые отрезки времени, определять время по часам. В процессе проекта будут созданы условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей.

Дети познакомятся с новой для них формой работы –мини-музей. В процессе проекта будет воспитываться бережное отношение к экспонатам.

Перспективное планирование работы музея

1.Экскурсии, просветительская работа;

2. Театрализованные досуги;

3.Мастер-классы, семинары;

4.Обмен опытом;

5.Работа с родителями;

6.Пополнение музея экспонатами;

7.Составление альбома участников, создание мини-музея и капитала экспонатов.

Беседы: «Что я знаю о часах», «Какие бывают часы».

Цикл рассказов для детей: «Живые часы», «Часы –свечи».

Чтение художественной литературы: «Тик-так» Анофриев, «Без четверти шесть».

НОД Рисование. Тема: «Настенные часы с кукушкой».

Учить детей называть разные кусочки времени. Знакомить с часами. Дать понятие о музее, как о хранилище времени, развивать способность понимать ценность времени в жизни человека.

Закреплять умение выделять особенности часов (циферблат, стрелки). Развивать воображение.

Октябрь

Беседы: «Что мы делаем в разное время?» «Что случится, если часы будут идти по-разному?»

Цикл рассказов: «Солнечные часы или часы на небе», «Что мы делаем в разное время?» Чтение художественной литературы «В гостях у гнома» Т. И. Ерофеева, «Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин.

«Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром», «Формирование элементарных математических представлений»)

НОД «История часов».

Д/и «Каждому предмету своё место», «Путешествие в страну часов».

Рассматривание энциклопедии «Как работают вещи» (Про часы).

Развивать интерес детей, любознательность, познавательную мотивацию и воображение.

Учить внимательно слушать произведения о часах, развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Воспитывать интерес к истории предметов, дружеские взаимоотношения между детьми. Познакомить с историей часов. Вызвать интерес к понятию «время». Закреплять названия и последовательность дней недели.

Учить узнавать знакомые предметы среди других, развивать внимание, память.

Ноябрь

Беседы: «Часы моей бабушки», «Современные часы».

Цикл рассказов для детей: «Часы без стрелок» (песочные часы), «Механические часы».

Чтение художественной литературы: «Мы в часы мячом попали» С.Маршак, «Всю ночь часть стучат» Н.Чупрунова.

«Художественно-эстетическое развитие». Аппликация. НОД. Тема; «Московские куранты».

Опыты-экспериментирование: Изготовление солнечных, песочных, водяных часов.

«Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром). НОД Тема: «Путешествие в прошлое часов».

Дать детям знания о часах прошлого и современных часах.

Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Учить передавать характерные особенности строения, формы, цвета Спасской башни с курантами.

Воспитывать самостоятельность, развивать исследовательский интерес и любознательность.

Формировать временные представления: «прошлое», «настоящее», «будующее».

Декабрь

Цикл рассказов для детей: «Живые барометры» (цветочные), «Самые известные часы в мире».

Чтение художественной литературы: «Шли часы через дорогу» Ю. Мориц, стихи: «Который час» В.Суслов, «Часы» И.Змай.

Беседа «День и ночь.

Д/игра «Назови соседей».

Мастер-класс для родителей по изготовлению часов.

«Художественно-эстетическое развитие», Лепка. Тема: «Весёлые будильнички».

Открытие музея часов (с последующим пополнением экспозиции).

Систематизировать знания о сутках.

Способствовать установлению творческого взаимодействия родителей и детей в процессе совместной продуктивной деятельности.

Развивать творчество детей. Закрепить приёмы лепки (раскатывание, примазывание).

Январь

Д/игры: «Успей вовремя», «Тик-так», «Назови предыдущее и последующее число».

Пальчиковая гимнастика «Долго мы часы заводим».

Знакомство с пословицами, поговорками, загадками.

Просмотр кинофильма «Сказка о потерянном времени».

Сюжетно-ролевые игры: «Фабрика часов», «Магазин часов».

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Беседа «Времена года».

Чтение художественной литературы: «Почему солнце и месяц не дружат».

«Художественно-эстетическое развитие». Рисование. Тема: «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».

Развитие мелкой моторики рук.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры.

Продолжать формировать представления о временных отношениях в пределах год.

Развивать желание выразить в продуктивной деятельности полученные знания.

Февраль

Чтение художественной литературы: «Лесные часы», «Часы с боем» С. Жупанин.

Д\И «Назови сутки», «Мои первые часы». Создание проблемной ситуации «Что будет, если часы остановятся?»

«Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) Тема: «Волшебные часы».

Создание презентации «Путешествие в прошлое часов». Просмотр.

«Художественно-эстетическое развитие» Лепка. Тема: «Необыкновенные часы».

Просмотр мультфильмов: «Путешествие в страну великанов», «Паровозик из Ромашкова».

Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через коллективную работу.

Способствовать развитию логического мышления, через решения математических задач.

Обобщить и закрепить знания детей о часах, их назначении. Продолжать формировать умение определять время по часам, с точностью до 1 часа.

Продолжать учить создавать модели функциональных предметов (корпус, циферблат). Закрепить приёмы лепки.

Март

Чтение художественной литературы «Солнечные часы» И. Фомичёва, «Часы» О. Подтуркина.

Разучивание утренней гимнастики «Бой часов».

«Художественно-эстетическое развитие» (Прикладное творчество). Тема: «Изготовление бумажных макетов циферблата часов».

Прослушивание аудиозаписи «Часики» В.Гаврилина.

Сюжетно-ролевая игры: «Магазин часов», «Часовая мастерская».

Раскрашивание раскрасок с изображением часов.

Развивать двигательные навыки и умения.

Продолжать учить вырезать круг, изготавливать подвижные стрелки на циферблате.

Закрепление знаний о функциях магазина.

Закрепить умение аккуратно закрашивать раскраски.

Апрель

Д/и «Мой день», «Учим время», «О чём нам солнце говорит».

Создание альбома «Часы», «Самые известные часы в мире».

«Познавательное развитие» (Ознакомление с предметным окружением). Тема: «Экскурсия в музей часов».

Досуг «Путешествие в мир часов».

«Художественно-эстетическое развитие» (Прикладное творчество). Тема: «Настенные часы».

Систематизировать знания о различных видах часов, их роли в жизни человека.

Закрепить знание детей об истории часов.

Закрепить умения детей выделять особенности (циферблат, стрелки). Развивать воображение, творчество).

Май

Составление пазлов «Часы».

Слушание мелодий на часах.

Игра-драмматизация «Часы с кукушкой» С.Прокофьевой.

Самостоятельная деятельность детей в мини-музее.

Развивать зрительное восприятие детей.

Сотрудничество с семьёй по проекту музей «Мир времени»

3

Участие в сборе экспонатов

Вовлечь родителей в сбор экспонатов для музея «Мир времени», их размещение.

Семинар-практикум «Мини-музей «Мир времени». Мастер-класс по изготовлению часов.

Познакомить родителей с задачами организованного в группе мини-музея «Мир времени». Отметить важность этой темы. Формировать знания. Умения, практические навыки по изготовлению часов.

Рассматривание иллюстраций. Ознакомление с приёмами изготовления.

Памятка для родителей «Учим определять время по часам».

Дать знания родителей о том, в какой последовательности знакомить детей с ориентировкой во времени, с часами.

Развлечение «История часов. Или какие бывают часы»,

Вовлечь родителей в познавательный диалог с детьми. Направить игровую инициативу взрослых на познание интересов ребёнка.

Театр, конкурсы, викторины сюрпризный момент.

Значение и использование мини-музея «Мир времени».

Мини-музей в нашей группе позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.

1) Реализация проекта началась с опроса детей, чтобы выявить уровень знаний детей о времени. Для этого были созданы специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительность различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно сделать за эти отрезки времени;

2) Детям давались знания временных эталонов, они учились пользоваться часами, уточняли знания о почасовом распорядке жизни в детском саду. Для просвещения родителей проведено собрание, оформили выставку рисунков «Часы прошлого и настоящего». Родители приняли участие в конкурсе «Весь день по часам». Экспонаты музея используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Любой предмет мини-музея стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы. Работа будет продолжаться дальше.