Миф деревянный конь смотреть. Троянский конь: значение фразеологизма

Миф деревянный конь смотреть. Троянский конь: значение фразеологизма
Миф деревянный конь смотреть. Троянский конь: значение фразеологизма

Фразеологизмы играют важную роль в современном языке, поскольку они позволяют передать смысл того или иного предложения более ярким метафоричным языком. Например, многие слышали такое словосочетание, как Значение фразеологизма понятно далеко не всем, поскольку истоки его смысла лежат еще в мифе.

Исторические корни современного языка

Как известно, большинство афоризмов имеет исторические корни. Что-то связано с мифологией, что-то с историей, но в любом случае знать свои корни и корни своего языка просто необходимо. Это позволяет видеть современный язык сквозь прошлое, за счет чего происходит его обогащение. Так, выражение «троянский конь» пришло к нам еще из эпохи Троянской войны.

Троя: причины распрей между троянцами и греками

Историятроянскогоконяполна загадок, и чтобы понять ее, нужно немного рассказать о самом городе Троя. Народное сказание говорит о том, что будущая война за город разгорелась из конфликта Париса и Менелая из-за прекрасной Елены, которая была женой последнего. Согласно легенде Парис ее обольстил, и она решила уплыть вместе с ним. Такой поступок Менелай расценил как похищение и решил, что это достаточный повод для объявления войны. Однако Троя была хорошо и надежно укреплена, поэтому захватить город грекам долгое время не удавалось. Они, впрочем, ограничивались тем, что опустошали окрестности и предпринимали походы на близлежащие города. Согласно легенде, греки хотели завладеть Троей, но физическими силами справиться не могли. Тогда Одиссею приходит в голову интересная мысль: он предложил соорудить огромного деревянного коня.

Хитрость Одиссея

Легенда говорит о том, что троянцы с немалым удивлением наблюдали за тем, как греки возводили деревянного коня. Греки же сочинили историю, что будто бы созданный ими троянский конь сможет защитить город от греческих набегов. Именно поэтому сегодня крылатое выражение «троянский конь» означает подарок, дар, который был преподнесен с целью обмана. Но троянцы поверили в эту историю и даже захотели ввести коня в город. Но были и противники этого решения, которые призывали бросить конструкцию в воду или сжечь ее. Однако вскоре в городе появился жрец, который рассказал, что греки создали коня в честь богини Афины, чтобы искупить грех многолетнего кровопролития. Якобы после этого из моря выползли два змея, которые задушили жреца и его сыновей. Троянцы посчитали, что все эти события - предзнаменования свыше, и решили вкатить коня в город.

Начало падения Трои

Согласно археологическим и историческим подтверждениям все-таки на самом деле существовал троянский конь. Значение фразеологизма, однако, не понять, если не вдуматься в суть легенды. Итак, коня ввезли в город. И в ночь после этого скоропалительного решения Синон выпустил из полости коня спрятавшихся воинов, которые быстро перебили спящую стражу и открыли городские ворота. Народ, который крепко спал после празднеств, даже не оказал сопротивления. Несколько троянцев ворвались во дворец, чтобы спасти царя. Но великан Неоптолем все же смог разбить парадную дверь топором и убил царя Приама. Так закончилась великая история великой Трои.

До сих пор не определили, сколько воинов находилось в троянском коне. В одних источниках говорится о том, что там прятались 50 человек, в других речь ведется о 20-23 воинах. Но суть от этого не меняется: продуманная конструкция в виде коня просто не вызвала каких-либо сомнений у троянцев, что и стало причиной их гибели. Сейчас принято считать, что миф о троянском коне - это аллегория которая когда-то была применена ахейцами.

Символы и аллегории

Примечательно, но конь как существо издревле является символом рождения и смерти. Так, ахейцы создавали свою лошадь из еловых веток, при этом полость конструкции оставалась пустой. Многие исследователи сходятся во мнении, что это символ рождения нового. То есть получалось, что троянский конь принес смерть защитникам города и в то же время стал символом рождения чего-то нового для многих народов.

Кстати, примерно в это же время в Средиземноморье происходят события, очень важные для истории. Началось великое переселение народов, когда из северных стран на Балканы двинулись различные племена - дорийцы, варвары. Именно это привело к уничтожению древней микенской цивилизации. Греция сможет возродиться спустя несколько столетий, при этом разрушения, которые пришлись на это государство, быль столь масштабными, что вся додорийская история просто осталась в легендах.

конь?

Сегодня очень часто мы употребляем такой фразеологизм, как "троянский конь". уже давно стало нарицательным. Так мы называем какие-то подарки, которые преподносятся с целью обмануть или погубить. Многие исследователи задавались вопросом о том, почему именно конь стал причиной крушения Трои. Но можно отметить одно: ахейцы знали, как заинтересовать троянцев. Они понимали, что для снятия осады с города нужно удивить местных жителей чем-то особенным, чтобы они доверились и открыли ворота.

Конечно, преподнесение троянского коня как дара богов сыграло решающую роль, поскольку в те времена пренебрегать священным даром считалось оскорблением божества. А, как известно, шутить с разгневанными богами очень и очень опасно. Так и получилось, что грамотная надпись на деревянной статуе (напомним, на боку коня было написано, что это подарок богини Афины) привела к тому, что троянцам пришлось забрать этот сомнительный подарок в свой город.

Достояние Трои

Итак, троянский конь (значение фразеологизма мы уже описали) стал главной причиной краха Троянского царства. Из истории известно, что Троя славилась своими лошадьми, именно в этот город съезжались торговцы со всего мира, именно на этот город чаще всего совершались набеги. Например, в одной легенде говорится о том, что троянский царь Дардан владел табуном великолепных коней, которые произошли от бога северного ветра Борея. Да и вообще, лошадь всегда считалась самым близким к человеку животным: ее брали на войну, ее использовали в земледельческих трудах. Поэтому появление перед городскими воротами Трои именно лошади местные жители и не могли не оценить как дар богов. Таким образом, не зная, кто такой троянский конь, значение фразеологизма понять не так легко.

И поэтому совсем не случайно, что Троя, которая держала оборону в течение 10 лет, пала именно по вине коня. Конечно, всему виной и хитрость ахейцев, которые смогли найти слабое место и выбрали для этого своеобразного магического перевозчика в лице деревянного коня. Примечательно, что по археологическим данным Троя была всего лишь небольшой крепостью. Но при этом с целью захватить ее отправлялись целые армии из сотен кораблей.

Современная трактовка

Сегодня этим понятием в переносном смысле обозначается и вредоносная программа, которую распространяют сами люди. Причем название свое вирус получил в честь мифологического троянского коня, поскольку большинство вирусных программ действуют аналогичным образом: они маскируются под безвредные и даже полезные программы и приложения, которые пользователь запускает на своем компьютере. При всей простоте вируса его сложность заключается в том, что трудно распознать в нем его предназначение. Например, самые примитивные модификации могут стереть полностью содержимое диска при загрузке, а некоторые программы умеют встраиваться в определенные приложения на ПК.

План Одиссея. Наступили последние дни Трои, но не догадывались об этом троянцы. Наоборот, гибель славнейших греческих героев придала им мужества. И не знали они, что уже придумал хитроумный Одиссей, как погубить их город.

Встали однажды утром троянцы, пришли на городские стены и не поверили своим глазам: пуст греческий лагерь. Ни одного воина не осталось на равнине под Троей, ни одного корабля на морской глади! Радостно высыпали они из города на берег: кончилась осада, позади остались все бедствия! Посреди греческого лагеря увидели троянцы огромного деревянного коня. Не могли они понять, что за сооружение перед ними; одни советовали отнести коня в город, другие — утопить его в море. Подошел тут к спорящим жрец Аполлона Лаокоон и стал убеждать их уничтожить коня, говоря, что неспроста он оставлен. В доказательство схватил жрец копье и метнул в деревянного коня; содрогнулся конь от удара, грозно зазвенело внутри него оружие. Но помрачили боги разум троянцев, ничего они не услышали. В это время троянские пастухи привели связанного пленника. Он рассказал, что родом он грек и зовут его Синон. “Задумал погубить меня Одиссей, и перед отплытием уговорил греков, чтобы принесли меня в жертву бессмертным богам. Удалось мне бежать, долго скитался я в зарослях, пока не покинул берег последний греческий воин. А коня оставили греки здесь, чтобы умилостивить грозную Афину Палладу. Будет он могучей защитой Трои, если внесут его в город”.

Поверили троянцы Синону, освободили его. Тут еще одно чудо, явленное Афиной, увидели троянцы. Показались на море два чудовищных змея. Быстро плыли они к берегу, извиваясь бесчисленными кольцами. Пламенем сверкали их глаза. Выползли они на берег, бросились на Лаокоона и его двух сыновей, обвили их, терзали ядовитыми зубами их тела. Все глубже проникал яд в кровь несчастных, в страшных мучениях умирали они. Так погиб Лаокоон, хотевший вопреки воле богов спасти родину. Змеи же, совершив ужасное деяние, скрылись под щитом Афины Паллады.

Гибель Лаокоона еще больше убедила троянцев в том, что нужно ввезти деревянного коня в город. Разобрали они часть городской стены, и с ликованием, пением, музыкой потащили коня канатами в Трою. В ужас пришла вещая Кассандра, увидев коня, но, как всегда, лишь смеялись троянцы над ее словами.

Синон действует. Наступила ночь. Спокойно спали троянцы. И тогда-то Синон выпустил из коня укрытых в нем воинов во главе с Одиссеем. Рассыпались они по улицам города, а Синон развел большой костер у стен Трои; заметили огонь греки на кораблях: они не уплыли, а спрятались неподалеку, у одного из островов. Повернули они к берегу, высадились и через разобранную стену легко вошли в город.

Последняя битва. Жестокая битва началась на улицах Трои, чем могли защищались троянцы от греков: бросали с крыш камни, горящие головни. Пылали дома, кровавым заревом освещая гибнущую Трою. Никого не щадили греки, кровью были залиты улицы города. Пал в своем дворце старый Приам, не под силу ему было сражаться с молодыми героями, один за другим погибли все его сыновья; даже маленького сына Гектора не пощадили победители: вырвали его из рук Андромахи и сбросили на камни с высоких стен Трои.

Долго пылала Троя. Высоко к небу поднимались клубы дыма. Зарево освещало ночное небо, и по этому зареву узнавали соседние народы, что погиб самый могущественный в Азии город.

167. Деревянный конь

Тем временем Афина внушила Прилу, сыну Гермеса, мысль о том, что в Трою можно проникнуть с помощью деревянного коня, и мастер Эпей, сын Панопея, фокиец из Парнаса, вызвался построить такого коня с помощью Афины. Впоследствии, понятно, Одиссей присвоил все заслуги себе 1 .

b. Эпей привел с Киклад к Трое тридцать кораблей. В доме Атрея ему принадлежала должность водоноса, что отображено на фризе храма Аполлона в Карфее. И хотя он был умелым кулачным бойцом и искусным ремесленником, но родился трусом. Так наказали боги его отца за нарушение клятвы - Панопей ложно поклялся именем Афины не прикасаться к тафосской добыче, доставшейся Амфитриону. С тех пор трусость Эпея вошла в поговорку 2 .

c . Эпей построил огромного пустотелого коня, использовав еловые доски, а сбоку предусмотрел откидную дверцу. С другого бока были вырезаны большие буквы, означавшие, что конь посвящается Афине: «В благодарность за будущее благополучное возвращение домой греки посвящают этот дар богине» 3 . Одиссей уговорил самых храбрых греков надеть все доспехи и по веревочной лестнице забраться через откидную дверцу внутрь коня. Количество воинов внутри коня называют по-разному: двадцать три, тридцать, даже пятьдесят и, что вообще невероятно, три тысячи. Среди них были Менелай, Одиссей, Диомед, Сфенел, Акамант, Фоант и Неоптолем. Угрозами и посулами удалось уговорить присоединиться к отряду и Эпея. Он поднялся последним, поднял после себя лестницу и, поскольку лишь ему был известен секрет двери, сел рядом с запором 4 .

d. Ночью оставшиеся с Агамемноном греки выполнили все, что им велел Одиссей, а именно: сожгли свой лагерь, вышли в море и затаились у берегов Тенедоса и Калиднийских островов в ожидании вечера. Лишь племянник Одиссея Синон, внук Автолика, не уплыл с ними, чтобы было кому разжечь сигнальный огонь для возвращающихся кораблей 5 .

e . На рассвете троянские лазутчики сообщили, что греческий лагерь полностью сгорел, а сами греки ушли, оставив на берегу огромного коня. Приам с несколькими сыновьями отправился туда, чтобы убедиться во всем самому, и, когда они стояли, пораженные зрелищем, Тимоэт нарушил молчание. «Раз это дар Афине, - сказал он, - предлагаю взять его в город и установить в посвященной богине цитадели». «Ни за что! - вскричал Капис. - Афина слишком долго благоволила грекам. Мы должны или тут же сжечь коня или взломать его и посмотреть, что внутри». Приам поддержал Тимоэта. «Мы поставим коня на катки, - сказал он, - никто не смеет осквернять собственность Афины». Конь оказался слишком большим и не мог пройти в ворота. Даже когда разобрали часть стены, он четыре раза застревал. С невероятным трудом троянцы втащили коня в город, из соображений безопасности заложив снова проход в стене. Вокруг коня еще раз возник жаркий спор, когда Кассандра объявила, что в коне прячутся вооруженные люди. Ее поддержал ясновидец Лаокоон, сын Антенора, которого по ошибке иногда называют братом Анхиса. С криком: «Глупцы, не верьте грекам, дары приносящим!» - он бросил в коня свое копье и оно, дрожа, вонзилось ему в бок, отчего оружие внутри коня зазвенело. Раздались крики: «Разрушить его!» «Сбросить со стены!» Но сторонники Приама стояли на своем: «Пусть останется» 6 .

f . Споры стихли с приходом закованного Синона, которого привели двое троянских воинов. При допросе он показал, что Одиссей долгое время пытался уничтожить его за то, что он знает тайну убийства Паламеда. Греки, продолжал он, действительно устали от войны и давно бы уже отплыли домой, если бы им не мешала погода. Аполлон посоветовал им умилостивить ветры кровавой жертвой, как тогда, когда они долго не могли отплыть из Авлиды. «После этого, - продолжил Синон, - Одиссей поставил перед всеми Калхаса и потребовал, чтобы тот назвал имя жертвы. Калхас не стал сразу давать ответ, а удалился на десять дней, после чего, бесспорно подкупленный Одиссеем, вошел туда, где заседал Совет и указал на меня. Все присутствовавшие приветствовали его слова, поскольку каждый с облегчением вздохнул, узнав, что не стал «козлом отпущения», а меня заключили в колодки. Неожиданно подул благоприятный ветер, все поспешили на корабли и при всеобщей суматохе я сумел бежать».

g. Так удалось провести Приама, который принял Синона за жертву и велел снять с него колодки. «А теперь расскажи нам про этого коня», - ласково спросил он. Синон объяснил, что греки лишились поддержки Афины, от которой они зависели, после того как Одиссей и Диомед похитили Палладий из ее храма. Как только они принесли статую в лагерь, пламя трижды охватило ее, а на членах появился пот - знак гнева богини. После этого Калхас посоветовал Агамемнону отплыть домой и собрать в Греции новое войско, получив более благоприятные предзнаменования, а коня оставить как умилостивительный дар Афине. «Почему коня сделали таким большим»? - вопрошал Приам. Синон, хорошо наученный Одиссеем, ответил: «Чтобы не дать вам втащить его в город. Калхас предсказал, что если вы презреете эту священную статую, Афина уничтожит вас, но если статуя окажется в Трое, то вам удастся объединить все силы Азии, вторгнуться в Грецию и покорить Микены» 7 .

i . Лаокоон удалился, чтобы найти жертву и подготовить алтарь, а в это время Аполлон, предупреждая Трою об ожидающей ее печальной судьбе, послал двух огромных морских змей. Змеи приплыли к Трое со стороны Тенедоса 9 и Камеднийских островов.

Они выбрались на берег и, обвившись вокруг сыновей-близнецов Лаокоона, по имени Антиф и Фимбрей (которого кое-кто называет Меланфом), раздавили их. Поспешившего к ним на помощь Лаокоона ждал такой же страшный конец. После этого змеи вползли в храм Афины, одна обвилась вокруг ног богини, а другая спряталась под ее эгидой. Некоторые, правда, говорят, что только один сын Лаокоона погиб, причем не у алтаря Посейдона, а в храме Аполлона Фимбрейского. Есть и такие, кто считает, что сам Лаокоон избежал смерти 10 .

j . Этот ужасный знак убедил троянцев в том, что Синон говорил правду. Приам ошибочно решил, что Лаокоона наказали за то, что он вонзил копье в деревянного коня, даже не подумав, что причиной могло стать оскорбление, нанесенное жрецом Аполлону. Он тут же посвятил коня Афине, и, хотя все люди Энея в тревоге вернулись к своим очагам на горе Ида, почти все троянцы Приама решили пирами и весельем отпраздновать победу. Женщины собирали цветы по берегам, плели из них гирлянды и украшали гриву коня, а около его копыт выложили целый ковер из роз 11 .

k . Тем временем греки, сидевшие внутри коня, дрожали от страха, а Эпей с испугу тихо плакал. Только Неоптолем не выказывал никаких чувств - даже тогда, когда копье Лаокоона пробило доску рядом с его головой. Время от времени он просил Одиссея, поставленного во главе отряда, дать знак к нападению, угрожающе сжимая копье и меч. Но Одиссей не соглашался. Вечером Елена вышла из дворца и трижды обошла вокруг коня, поглаживая его бока и, словно желая позабавить гулявшего с ней Деифоба, стала дразнить спрятавшихся греков, подражая голосам каждой из их жен по очереди. Менелай и Диомед, сидевшие на корточках в середине коня рядом с Одиссеем, уже были готовы выскочить из коня, услышав свои имена, но Одиссей удержал их, а когда Антикл собирался уже было ответить, зажал ему рот ладонью, а некоторые даже говорят, что задушил его 12 .

l . Ночью, устав от пиров и веселья, троянцы, наконец, угомонились и крепко уснули. Тишину не нарушал даже лай собак. Лишь Елена лежала с открытыми глазами, а над ее спальней, как сигнал грекам, горела яркая круглая лампа. В полночь, как раз перед тем, как полной луне появиться на небе - это было седьмое полнолуние в том году, - Синон выбрался из города и зажег сигнальный огонь на могиле Ахилла, а Антенор стал размахивать факелом 13 .

Агамемнон ответил на эти сигналы, запалив сосновые щепки, заранее приготовленные на палубе его корабля, который уже был всего в нескольких полетах стрелы от берега. Без промедления весь флот направился к берегу. Антенор, осторожно приблизившись к коню, тихим голосом сообщил, что все идет нормально, и Одиссей приказал Эпею открыть дверцу коня 14 .

m. Эхион, сын Портея, выпрыгнул первым, упал и сломал себе шею. Остальные спустились по припасенной Эпеем веревочной лестнице. Часть воинов побежали к городским воротам, чтобы открыть их для приближавшихся греков, остальные перебили сонную стражу цитадели и дворца. Но Менелай мог думать только о Елене и сразу побежал к ее дому 15 .

1 Гигин. Мифы 108; Цец. Схолии к Ликофрону 219 и сл.; Аполлодор. Эпитома V.14.

2 Еврипид. Троянки 10; Диктис Критский I.17; Стесихор. Цит. по: Евстафий. Epeius к Гомеру с. 1323; Атеней X. с. 457; Гомер. Илиада XXIII.665; Цец. Цит. соч. 930; Гесихий под словом Комментарии.

3 Гомер. Одиссея VIII.493; Аполлодор. V.14-15.

4 Цец. Цит. соч. и События после Гомера (Posthomerica). 641-650; Квинт Смирнский. События после Гомера XII. 314-315; Аполлодор. Цит. соч. V. 14; Малая Илиада. Цит. по: Аполлодор. Цит. соч.; Гигин. Цит. соч.

5 Аполлодор. Цит. соч. V.14-15; Цец. Цит. соч. 344.

6 Вергилий. Энеида II.13-249; Лесх Митиленский. Малая Илиада; Цец. Цит. соч. 347; Аполлодор. Цит. соч. V.16-17; Гигин. Цит. соч. 135.

7 Вергилий. Цит. соч.

8 Эвфорион. Цит. по: Сервий. Комментарии к «Энеиде» Вергилия II.201; Гигин. Цит. соч.; Вергилий. Цит. соч.

9 Аполлодор. Цит. соч. V.18; Гигин. Цит. соч.; Цец. Цит. соч.; Лисимах. Цит. по: Сервий. Комментарии к «Энеиде» Вергилия II.211.

10 Сервий. Цит. соч.; Гигин. Цит. соч.; Квинт Смирнский. События после Гомера XII.444-497; Арктин Милетский. Разрушение Илиона; Цец. Цит. соч.; Вергилий. Цит. соч.

11 Гомер. Одиссея VIII.504 и сл.; Аполлодор. Цит. соч. V.16-17; Арктин Милетский. Цит. соч.; Лесх Митиленский. Цит. соч.; Трифиодор. Взятие Трои 316 и сл. и 340-344.

12 Гомер. Цит. соч. XI.523-532 и IV.271-289; Трифиодор. Цит. соч. 463-490.

13 Трифиодор. Цит. соч. 487-521; Сервий. Цит. соч. II.255; Лесх Митиленский. Цит. соч. Цит. по: Цец. Цит. соч. 344; Аполлодор, Цит. соч. V.19.

14 Вергилий. Энеида II.256 и сл.; Гигин. Цит. соч. 108; Аполлодор. Цит. соч. V.20; Цец. Цит. соч. 340.

15 Аполлодор. Цит. соч.

* * *

1. Комментаторы Гомера, жившие в классическую эпоху, были разочарованы историей с деревянным конем. Поэтому каждый из них стремился понять ее по-своему: это была стенобитная машина греков в форме коня (Павсаний I.23.10); Антенор провел греков в Трою через ход, на двери которого была нарисована лошадь; лошадь была знаком, с помощью которого греки отличали себя от противника в сумерках и всеобщей панике; когда Троя пала, оракулы запретили грабить дома, на которых была нарисована лошадь, благодаря чему остался цел дом Антенора; Троя пала в результате атаки кавалерии; наконец, греки, спалив свой лагерь, спрятались на горе Гиппий («конская»).

2. Можно вполне допустить, что при нападении на Трою была использована башня на колесах, обитая мокрыми конскими шкурами для защиты от стрел. С ее помощью удалось разрушить часто упоминаемую слабую часть стены, т.е. западную, построенную Эаком (см. 158.8). Однако это вряд ли объясняет легенду, согласно которой предводители греков спрятались в «чреве» коня. Возможно, Гомериды придумали этот ход, чтобы объяснить уже не воспринимаемое священное изображение с обнесенным стенами городом, царицей, ритуальным собранием и царем-жрецом, изображенным в момент нового рождения - появляющимся головой вперед из кобылы, которая была священным животным как троянцев (см. 48.3), так и Эакидов (см. 81.4). Деревянная кобыла, сделанная из еловых досок (известно, что ель была деревом, символизировавшим рождение (см. 51.5)), могла иметь обрядовое значение, как, например, деревянная корова, с помощью которой совершался священный брак между Миносом и Пасифаей (см. 88. y). Не навеяна ли борьба между Одиссеем и Антиклом изображением близнецов, ссорящихся в чреве матери (см. 73.1)?

3. Сюжет с сыном или сыновьями Лаокоона напоминает рассказ о том, как Геракл задушил двух змей (см. 119.2). Согласно некоторым вариантам, братья умерли в храме Аполлона, а сам Лаокоон, как и Амфитрион, сумел благополучно бежать. Не исключено, что мы опять встречаем сюжет со змеями, которые вылизывают мальчикам уши, чтобы наделить их даром пророчества. Антиф очевидно означает «пророк», т.е. тот, кто «говорит вместо» бога.

4. На уровне богов эта война велась между троянской морской богиней Афродитой и греческим морским богом Посейдоном (см. 169.1). Вот почему Приам уничтожает жрецов Посейдона.

5. После падения Трои сюжет с «потеющими» статуями встречается довольно часто. Этот предупреждающий сигнал сначала переняли боги римлян, а позднее вытеснившие их католические святые.

6. В древнейших произведениях репутацию Эпея как храбреца стали иронически применять к хвастунам. Известно, что от хвастовства до трусости один шаг (см. 88.10).

Поводом к Троянской войне послужил спор трех богинь: Геры, Афины и Афродиты, которым подбросила яблоко с надписью «Прекраснейшей» дочь Ночи Эрида. Парис из троих выбрал Афродиту, которая стала его покровительницей. Но затем Парис приплыл на корабле в Грецию, остановился в Спарте в доме Менелая и, воспользовавшись его отсутствием, украл его жену прекрасную Елену и увез с собой в Трою. При поддержке своего брата Агамемнона Менелай собрал большое войско, которое и отправилось на покорение Трои и освобождение Елены.

Десять лет вели военные действия греки против троянцев и не могли покорить осажденный город. Тогда хитроумный Одиссей предложил взять его обманом: соорудить огромного деревянного коня, в котором могли бы поместиться самые сильные и отважные воины. Оставить его перед воротами Трои, а всему войску уплыть на кораблях подальше от берега. Пусть троянцы думают, что осада снята, и греки ушли навсегда, а этот деревянный конь как бы подарок от них. Когда троянцы ввезут коня в город, то ночью воины выберутся из него, перебьют стражу, откроют городские ворота, и прибывшие ночью войска греков войдут в город.

Не все поддержали план Одиссея. Многие вожди сомневались, что троянцы настолько наивны, что поверят в бескорыстный «подарок» греков. Но так как других планов не было, решили попробовать. Знаменитый художник Эпей нарисовал эскиз боевого коня, а воины стали сооружать его больших размеров. Конь получился гигантским. Внутрь вошли самые лучшие воины. Входное отверстие незаметно заделали. После этого греки свернули свой лагерь и ушли к кораблям. Наблюдавшие за ними со стен троянцы недоумевали. Неужели они сняли осаду, зачем оставили тогда коня?

Троянцы открыли ворота и увидели, что греки действительно покинули свой лагерь. Их корабли исчезли с горизонта. Они с интересом рассматривали гигантского коня, пытаясь понять, с какой целью изготовили его греки. Они начали спорить. Одни предлагали ввезти его в город, другие, среди них жрец Лаокоон, были убеждены, что это военная хитрость греков и коня надо сжечь. Лаокоон даже бросил в коня копье, и там послышался звук, напоминавший бряцание оружия.

Но троянцы, обрадованные снятием осады, его уже не слушали. Их внимание привлекли два плывших по морю змея. Они выползли на берег рядом с Лаокооном и его двумя сыновьями, которые собирались принести жертвоприношение, и внезапно обвились вокруг них. Все троянцы в страхе разбежались. Не смог Лаокоон справиться со змеями, они кусали его, душили. Лаокоон вместе с детьми обессилел и упал бездыханным. А змеи, совершив свое дело, уползли в море.

Троянцы посчитали, что Лаокоон своим подозрением рассердил богиню Афину, и она наслала на него змей. Они смело вкатили коня в город и закрыли ворота.

Поздно ночью греки выбрались из нутра коня, открыли ворота и впустили греческое войско, которое уже стояло под стенами города. И сразу запылали дома, целые улицы оказались в огне. Греки никого не щадили. Разбуженные троянцы пытались сопротивляться. Но было уже поздно. Греки захватили дворец, убили царя Приама. Менелаю удалось отыскать свою жену Елену. Он взял ее за руку и отвел на корабль. Греки оставили город в огне пожарищ. Троя практически перестала существовать.

О великой и кровопролитной войне и о том, как тридцать бойцов решили исход битвы, приключившийся 1193 году до н.э. мы узнали благодаря поэме Гомера «Илиада». Это история о наивности защитников и коварстве нападающих.

Миф о Трое

Троянский царевич Парис влюбился в прекрасную Елену - жену спартанского царя Менелая. Ему удалось уговорить красавицу на побег и воспользовавшись отсутствием Менелая, влюбленная пара отплыла в Трою. Оскорбленный Менелай вместе со своим братом Агамемноном, собрав огромное войско, поспешил за беглецами.

Десять лет длилась кровопролитная война между спартанцами и троянцами. Великие воины сошлись в битве, их имена навсегда вошли в историю - Аххилес, Гектор, Патрокл и др.

Крепкие стены города были неприступны для греков. Тогда Одиссей, царь Итаки, придумал одну хитрость - соорудить огромную статую коня, полую внутри, в которую заберутся воины. Но как заставить троянцев протащить статую через неприступные стены города? И это предусмотрел хитрый грек.

Падение Трои

Утром, троянцы обнаружили у стен города огромную статую коня с надписью, гласившую, что сей конь построен в честь богини Афины и пока он будет стоять, греки на троянцев не нападут. Сами же греки сняли свой лагерь и отправили корабли домой. В этом троянцев смог убедить двоюродный брат Одиссея Синон, якобы перешедший на их сторону. Тем не менее, вокруг коня споры не утихали, Кассандра заявила, что в статуе коня воины, но ей не поверили. Жрец Лаоокон бросил в статую копье, воскликнув «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Однако позже, по легенде, он и его два сына оказались задушенными морскими змеями, что стало знаком троянцев втащить таки статую в город.

Жители города закатили пир в честь окончания войны, многочисленная охрана также поддалась празднику. Поэтому выбравшиеся из статуи греки беспрепятственно смогли открыть ворота города и впустить армию соотечественников. Елену вернули мужу, а город был сожжен дотла.

А был ли конь?

О существовании Троянского коня и месте нахождении Трои историки спорят по сей день.

В своей книге «Описание Греции» римский ученый и путешественник Павсаний, живший примерно во II веке н.э., пишет, что Конь существовал, однако это была не статуя, а таран, отбитый троянцами у греков. Троянцы увезли его в город, дабы греки не рушили стены города, однако горожане в суматохе не заметили спрятавшихся воинов.

Существует также иная версия. В то далекое время о гребцах, находящихся в трюме корабля говорилось, что им тяжело, как в брюхе у лошади. Не исключено, что «конем» Гомер назвал корабль, в котором затаились воины Одиссея.

Если верить описаниям Гомера, Троянский Конь был шириной около 3-х метров и высотой 7,6 метров. Построенная по описанию в наши дни модель весила примерно две тонны, вместить она могла не больше двадцати мужчин среднего телосложения.

Для того чтобы затащить эту конструкцию понадобилось бы сорок человек и на подготовительные работы ушло бы несколько дней, так что воинам, спрятавшимся в коне пришлось бы совсем не сладко.

О догадках ученых, новых исследованиях в области изучения Троянской войны телеканал National Geographic в 2011 году снял фильм, в котором историки и археологи попробуют разобраться где находилась Троя? Существовал ли Троянский Конь? И, наконец, существовала ли Прекрасная Елена?

Фильм о Трое канала National Geographic

Троя в кино

Существует много постановок о Троянской войне. Самой последней экранизацией является фильм «Троя», снятый в 2004 году американским режиссером Вольфангом Петерсеном. Герои «Илиады» вновь сойдутся в смертельной схватке, а древние события заиграют новыми красками. Но то, что эта экранизация последняя, вовсе не значит, что остальные значительно хуже. Например, в фильме “Элен Троянская” сцена с конём тоже очень впечатляющая.

Сцена фильма “Элен Троянская” (видео)

Не глядя на то, правда или вымысел в «Илиаде» Гомера, поэма прекрасна и поучительна. Она дала пищу режиссерам всего мира и пищу для размышлений многим военным стратегам. Так, во времена Второй Мировой войны советские солдаты неоднократно использовали похожую тактику.