Малое освящение воды последование. Чинопоследования церкви

Малое освящение воды последование. Чинопоследования церкви

ЧИН ВЕЛИКОГО И МАЛОГО ВОДООСВЯЩЕНИЯ. ИСТОРИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ

Святая Церковь словом Божиим, молитвой и священнодействиями освящает не только самого человека, но и все то, чем человек пользуется на земле: воду, воздух и саму землю, различные предметы и вещи, необходимые для нашего существования и благополучия; она освящает и благословляет их благословением небесным - для сообщения чрез них благодати и благословения человеку.

Одно из величественнейших и умилительнейших священнодействий над стихиями есть освящение воды - стихии, столь необходимой для поддержания нашей жизни и для освящения разных предметов. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первобытную чистоту, низвести на нее благодать Святого Духа и благословение небесное, к освящению душ и телес всех, пользующихся ею, к отгнанию наветов всех видимых и невидимых врагов и ко всякой пользе для верующих.

Два евангельских события главным образом освятили воду: крещение Господа в струях Иорданских и возмущение воды от Ангела в Силоамской купели. В воспоминание этих событий в Православной Церкви соответственно установлено два водоосвящения: великое и малое водоосвящение.

Великое водоосвящение совершается исключительно в навечерие и в самый день праздника Богоявления. Водоосвящение называется великим по особой торжественности обряда и воспоминания крещения Господня.

Великое водоосвящение совершается в конце богослужения в навечерие праздника и в самый день праздника и в основном состоит из: пения стихир «Глас Господень на водах», чтения трех паремий, прокимна, Апостола и Евангелия, мирной ектении и освятительной молитвы с прошениями об освящении воды. И, наконец, - самого освящения воды с троекратным погружением святого креста и троекратным пением тропаря Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».

Малое водоосвящение положено совершать в начале каждого месяца. На этом основании оно совершается 1-го августа и поэтому иногда называется «августовским водоосвящением». Затем малое водоосвящение совершается в преполовение Пятидесятницы в воспоминание того, что Иисус Христос учил народ о воде живой, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 10). Оно совершается также пред литургией в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и кроплением святой воды. Наконец, оно может быть совершено по желанию каждого верующего во всякое время (на дому или в храме) в соединении с молебным пением.

Малое освящение воды, так же как и великое освящение воды, восходит к глубокой древности, к первым временам Церкви.

В Постановлениях апостольских установление водоосвящения приписывается евангелисту Матфею. По свидетельству Барония (за 132 год), древний обычай совершать малое освящение воды, существовавший со времен апостольских, утвержден как церковный чин Александром, епископом Римским, пострадавшим при императоре Адриане (117-138 гг.). Вальсамон, патриарх Антиохийский (XII в.) в толковании на 65 правило Трулльского Собора упоминает о малом водоосвящении как о древнем обычае и объясняет, что отцы этого Собора постановили совершать малое водоосвящение в начале каждого месяца в противодействие языческим суеверным обычаям в новомесячие, державшимся долгое время среди христиан.

Окончательное образование чина малого водоосвящения приписывается Константинопольскому патриарху Фотию, жившему в IX в.

ЧИН МАЛОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ

Чинопоследование малого освящения воды всецело направлено к тому, чтобы в освященной воде подать верующим благодать, избавляющую от скорбей и недугов телесных и душевных, бедствий внешних и внутренних, временных и вечных.

Малое водоосвящение по своему составу подобно утрене в соединении с литией.

После начального возгласа священника и обычных начальных молитв читается 142-й псалом, словами которого томящийся дух и унывающее сердце христианина возносят ко Господу молитву в чаянии благодатного избавления от зол внутренних и скорбных обстоятельств внешних.

После псалма поют «Бог Господь» и тропари Пресвятой Богородице как первой по Господе нашей Ходатаице и несомненной надежде всех отчаянных и погибающих.

Затем читается 50-й псалом и взамен канона поются тропари ко Пресвятой Богородице: «Еже радуйся ангелом приимшая...».

В этих тропарях (числом 34) содержится умилительное моление об избавлении нас «от всякия нужды и печали». Кроме молений к Богородице, воссылаются молитвы Архангелам и Ангелам, Крестителю Иоанну, апостолам, мученикам и бессребренникам.

К тропарям поются соответствующие припевы: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас» и др.

Если водоосвящение совершается во время молебна, то чин водоосвящения начинается (после чтения Евангелия) пением этих тропарей: «Еже радуйся» (начало чина водоосвящения опускается).

После пения этой первой группы тропарей диакон возглашает: «Господу помолимся».

Хор : «Господи, помилуй».

Священник : «Яко Свят еси, Боже наш…».

И после этого поются тропари: «Ныне наста время всех освящающее». Тропари заключаются пением Трисвятого. Во время пения этих тропарей совершается малое каждение храма или дома.

После пения тропарей произносится прокимен, читается Апостол (Евр. 2, 11-18) и Евангелие (Ин. 5, 1-4). В апостольском чтении возвещается о том, что Господь, освящающий всех, Сам был искушен, может и искушаемым помочь. В евангельском чтении повествуется об иерусалимской Овчей купели, в которой чудесно исцелялись больные при возмущении в ней воды от Ангела.

После Евангелия произносится мирная ектения, в которой воссылают прошения об освящении воды, чтобы она была целительна для душ и телес наших, и чтобы Господь пьющих эту воду и окропляющихся ею избавил от всякой скорби, гнева и нужды.

После ектении священник читает молитву об освящении воды. Эта молитва отличается от молитвы, читаемой при великом водоосвящении. В молитве малого водоосвящения Церковь, призывая в ходатайство Божию Матерь, Ангелов и святых, умоляет Господа, чтобы Он исцелил наши недуги душевные и телесные, даровал здравие и спасение Святейшему Патриарху, правящему епископу и всем православным христианам. При этом вода благословляется рукою священнодействующего. Затем священник трижды благословляет воду честным крестом, погружая его в воду, и при этом трижды поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...».

После этого священник окропляет храм (или дом) и людей, а хор в это время поет тропари: «Источник исцелений...».

Водоосвящение оканчивается литией: произносится сокращенная сугубая ектения и затем читается молитва, положенная на всенощном бдении на литии «Владыко Многомилостиве...», после которой бывает отпуст, дается крест для целования с окроплением святой водою.

Малое водоосвящение по своему построению и содержанию, как видим, отличается от великого водоосвящения. Последнее не имеет начального возгласа и обычного начала с чтением псалмов и пением «Бог Господь» и тропарей, заменяющих канон. Сходство только имеется со второй частью чина малого освящения воды, начиная со стихир: «Ныне наста время всех освящающее».

Но и в этой второй части стихиры и тропари на освящение воды разные. Так, например, при малом водоосвящении тропарь «Спаси, Господи…», при великом - «Во Иордане…».

Наконец, чин великого водоосвящения не имеет в конце литии.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ОСВЯЩЕННОЙ ВОДЫ

Вода, освященная в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой агиасмой, т. е. великой святыней, потому что чрез наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имеет важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются дома верующих в навечерие и праздник Богоявления; верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят ее в течение года, кропятся и знаменуются ею во здравие души и тела. Ее употребляет Церковь при освящении Мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.

Вода, освященная по чину малого водоосвящения, называется малой агиасмой, в отличие от великой агиасмы - воды святых Богоявлений, но употребление ее еще обширнее последней. Ее употребляет Церковь при совершении разного рода чинопоследований и освятительных молитв, как-то: при освящении храмов, жилищ и всего, что служит к поддержанию нашей телесной жизни, т. е. пищи и пития. Ее употребляет Церковь при совершении молебствий, которыми благословляются наши благие намерения, а именно: при освящении нового дома, при отправлении в путешествие, пред началом добрых дел. Во всех этих случаях совершается малое водоосвящение и кропление св. водою для ободрения и благодатного укрепления верующих на предлежащие им труды и подвиги. Наконец, малое водоосвящение совершается в тяжкие времена общественных и частных бедствий, потому что Церковь в освящаемой стихии желает преподать нам благодать, избавляющую от бед, болезней и скорбей. Малое водоосвящение совершается в дни храмовых праздников пред литургией, в знак возобновления неоскудевающей благодати, сообщенной храму при его освящении.

ЧИН ВЕЛИКОГО И МАЛОГО ВОДООСВЯЩЕНИЯ. ИСТОРИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ

Святая Церковь словом Божиим, молитвой и священнодействиями освящает не только самого человека, но и все то, чем человек пользуется на земле: воду, воздух и саму землю, различные предметы и вещи, необходимые для нашего существования и благополучия; она освящает и благословляет их благословением небесным — для сообщения чрез них благодати и благословения человеку.

Одно из величественнейших и умилительнейших священнодействий над стихиями есть освящение воды — стихии, столь необходимой для поддержания нашей жизни и для освящения разных предметов. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первобытную чистоту, низвести на нее благодать Святого Духа и благословение небесное, к освящению душ и телес всех, пользующихся ею, к отгнанию наветов всех видимых и невидимых врагов и ко всякой пользе для верующих.

Два евангельских события главным образом освятили воду: крещение Господа в струях Иорданских и возмущение воды от Ангела в Силоамской купели. В воспоминание этих событий в Православной Церкви соответственно установлено два водоосвящения: великое и малое водоосвящение.

Великое водоосвящение совершается исключительно в навечерие и в самый день праздника Богоявления. Водоосвящение называется великим по особой торжественности обряда и воспоминания крещения Господня.

Великое водоосвящение в основном состоит из: пения стихир «Глас Господень на водах», чтения трех паремий, прокимна, Апостола и Евангелия, мирной ектении и освятительной молитвы с прошениями об освящении воды. И, наконец, — самого освящения воды с троекратным погружением святого креста и троекратным пением тропаря Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».

Малое водоосвящение положено совершать в начале каждого месяца. На этом основании оно совершается 1-го августа и поэтому иногда называется «августовским водоосвящением». Затем малое водоосвящение совершается в преполовение Пятидесятницы в воспоминание того, что Иисус Христос учил народ о воде живой, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:10). Оно совершается также пред литургией в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и кроплением святой воды. Наконец, оно может быть совершено по желанию каждого верующего во всякое время (на дому или в храме) в соединении с молебным пением.

Малое освящение воды, так же как и великое освящение воды, восходит к глубокой древности, к первым временам Церкви.

В Постановлениях апостольских установление водоосвящения приписывается евангелисту Матфею. По свидетельству Барония (за 132 год), древний обычай совершать малое освящение воды, существовавший со времен апостольских, утвержден как церковный чин Александром, епископом Римским, пострадавшим при императоре Адриане (117—138 гг.). Вальсамон, патриарх Антиохийский (XII в.) в толковании на 65 правило Трулльского Собора упоминает о малом водоосвящении как о древнем обычае и объясняет, что отцы этого Собора постановили совершать малое водоосвящение в начале каждого месяца в противодействие языческим суеверным обычаям в новомесячие, державшимся долгое время среди христиан.

Окончательное образование чина малого водоосвящения приписывается Константинопольскому патриарху Фотию, жившему в IX в.

ЧИН МАЛОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ

Чинопоследование малого освящения воды всецело направлено к тому, чтобы в освященной воде подать верующим благодать, избавляющую от скорбей и недугов телесных и душевных, бедствий внешних и внутренних, временных и вечных.

Малое водоосвящение по своему составу подобно утрене в соединении с литией.

После начального возгласа священника и обычных начальных молитв читается 142-й псалом, словами которого томящийся дух и унывающее сердце христианина возносят ко Господу молитву в чаянии благодатного избавления от зол внутренних и скорбных обстоятельств внешних.

После псалма поют «Бог Господь» и тропари Пресвятой Богородице как первой по Господе нашей Ходатаице и несомненной надежде всех отчаянных и погибающих.

Затем читается 50-й псалом и взамен канона поются тропари ко Пресвятой Богородице: «Еже радуйся ангелом приимшая...».

В этих тропарях (числом 34) содержится умилительное моление об избавлении нас «от всякия нужды и печали». Кроме молений к Богородице, воссылаются молитвы Архангелам и Ангелам, Крестителю Иоанну, апостолам, мученикам и бессребренникам.

К тропарям поются соответствующие припевы: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас» и др.

Если водоосвящение совершается во время молебна, то чин водоосвящения начинается (после чтения Евангелия) пением этих тропарей: «Еже радуйся» (начало чина водоосвящения опускается).

После пения этой первой группы тропарей диакон возглашает: «Господу помолимся».

Хор : «Господи, помилуй».

Священник : «Яко Свят еси, Боже наш…».

И после этого поются тропари: Тропари заключаются пением Трисвятого. Во время пения этих тропарей совершается малое каждение храма или дома.

После пения тропарей произносится прокимен, читается Апостол (Евр. 2:11-18) и Евангелие (Ин. 5:1-4). В апостольском чтении возвещается о том, что Господь, освящающий всех, Сам был искушен, может и искушаемым помочь. В евангельском чтении повествуется об иерусалимской Овчей купели, в которой чудесно исцелялись больные при возмущении в ней воды от Ангела.

После Евангелия произносится мирная ектения, в которой воссылают прошения об освящении воды, чтобы она была целительна для душ и телес наших, и чтобы Господь пьющих эту воду и окропляющихся ею избавил от всякой скорби, гнева и нужды.

После ектении священник читает молитву об освящении воды. Эта молитва отличается от молитвы, читаемой при великом водоосвящении. В молитве малого водоосвящения Церковь, призывая в ходатайство Божию Матерь, Ангелов и святых, умоляет Господа, чтобы Он исцелил наши недуги душевные и телесные, даровал здравие и спасение Святейшему Патриарху, правящему епископу и всем православным христианам. При этом вода благословляется рукою священнодействующего. Затем священник трижды благословляет воду честным крестом, погружая его в воду, и при этом трижды поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...».

После этого священник окропляет храм (или дом) и людей, а хор в это время поет тропари: «Источник исцелений...».

Водоосвящение оканчивается литией: произносится сокращенная сугубая ектения и затем читается молитва, положенная на всенощном бдении на литии «Владыко Многомилостиве...», после которой бывает отпуст, дается крест для целования с окроплением святой водою.

Малое водоосвящение по своему построению и содержанию, как видим, отличается от великого водоосвящения. Последнее не имеет начального возгласа и обычного начала с чтением псалмов и пением «Бог Господь» и тропарей, заменяющих канон. Сходство только имеется со второй частью чина малого освящения воды, начиная со стихир: «Ныне наста время всех освящающее».

Но и в этой второй части стихиры и тропари на освящение воды разные. Так, например, при малом водоосвящении тропарь «Спаси, Господи…», при великом — «Во Иордане…».

Наконец, чин великого водоосвящения не имеет в конце литии.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ОСВЯЩЕННОЙ ВОДЫ

Вода, освященная в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой агиасмой , т. е. великой святыней, потому что чрез наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имеет важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются дома верующих в навечерие и праздник Богоявления; верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят ее в течение года, кропятся и знаменуются ею во здравие души и тела. Ее употребляет Церковь при освящении Мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.

Вода, освященная по чину малого водоосвящения, называется малой агиасмой , в отличие от великой агиасмы — воды святых Богоявлений, но употребление ее еще обширнее последней. Ее употребляет Церковь при совершении разного рода чинопоследований и освятительных молитв, как-то: при освящении храмов, жилищ и всего, что служит к поддержанию нашей телесной жизни, т. е. пищи и пития. Ее употребляет Церковь при совершении молебствий, которыми благословляются наши благие намерения, а именно: при освящении нового дома, при отправлении в путешествие, пред началом добрых дел. Во всех этих случаях совершается малое водоосвящение и кропление св. водою для ободрения и благодатного укрепления верующих на предлежащие им труды и подвиги. Наконец, малое водоосвящение совершается в тяжкие времена общественных и частных бедствий, потому что Церковь в освящаемой стихии желает преподать нам благодать, избавляющую от бед, болезней и скорбей. Малое водоосвящение совершается в дни храмовых праздников пред литургией, в знак возобновления неоскудевающей благодати, сообщенной храму при его освящении.

Гермоген Шиманский

Литургика: Таинства и обряды

Архиерейский и иерейский чины освящения называются «великим освящением» храма. Это освящение совершается не только над новопостроенным храмом, но и в тех случаях, когда по какой-либо причине оказывается поврежденным или передвинутым престол.

Если же престол не был сдвинут со своего места или поврежден, однако каким-то образом были нарушены неприкосновенность и святость престола, тогда, по благословению епископа, бывает особенное обновление храма молитвою и кроплением святой водой для того, чтобы, по словам Московского митрополита Киприана, совершалось «бессоблазненное священнослужение во храме». Это обновление храма называется «малым освящением» храма.

Малое освящение храма совершается, во-первых, в том случае, когда неосвященный человек коснется престола, его священной утвари и одежд (например, при угрозе пожара или другого бедствия). В Ветхом Завете Надав и Авиуд были наказаны смертью за то, что вложили в свои кадильницы чудный огонь (Лев. 10, 1). Оза поражен был смертью за прикосновение к Кивоту Завета (2 Цар. 6, 6-7). Как и в Ветхозаветной Церкви, в православном храме к престолу могут прикасаться только избранные (Лев. 10, 3).

При малом освящении обычно совершают молебное пение тому святому, во имя которого построен храм, т.е. поется канон храмового праздника. Молебен совершается посреди храма. После малого освящения воды читаются две «молитвы на обновление храма» (Требн. Больш., гл. 93), принятыми в чин малого освящения храма от Константинопольского Патриарха Каллиста, жившего в последней половине XIV столетия. Первая из этих молитв «Господи, Боже наш» - та же самая, которая читается и при первоначальном освящении храма.

Во-вторых, малое освящение храма совершают после осквернения храма от еретиков и язычников. Если вообще лицу непосвященному не разрешается по уставу Церкви входить в алтарь и особенно касаться святыни алтаря, то святыня тем более оскверняется от прикосновения еретиков и язычников (Числ. 3, 10, Пс. 78, 1), когда они насильственно овладевают храмом, попирают его ногами, прикасаются к его утвари, либо совершают в нем свое служение. В этом случае при освящении храма читаются особые молитвы «на отверзение храма» (Церкви, в которых запрещено служить, называются «заключенными», выражение «отверзать церковь» означает разрешить в ней священнодействовать), именно молитва «на от-верзение церкве, от еретиков осквернившияся» (Больш. Требн., гл. 41) и молитва «на отвержение храма, осквернившегося от языков, еще же и от еретиков» (Больш. Требн., гл. 41). Чин освящения храмов от осквернения еретиками и язычниками составлен святыми отцами Никифором Исповедником и Тарасием, патриархами Константинопольскими в VIII веке, поборниками Православия против иконоборцев.

В-третьих, малое освящение храма бывает после осквернения его насильственной смертью в нем человека или человеческой кровью, рождения или смерти в нем животного, по закону Моисееву нечистого и нежертвенного. Ибо смерть есть следствие греха, и рождение, как проводник греха, есть нечистое и оскверняющее (Числ. 19, Лев. 12). В Большом Требнике содержится особая молитва (гл. 42) «на отверзение храма, в нем же случится человеку умрети нуждно» (т.е. насильственною или внезапною смертью). Та же самая молитва читается, как сказано в Требнике, когда «церковь осквернится смертию или рождением в ней животного». Об этой молитве в Требнике сказано, что она «глаголется во входе прежде обычного», т.е. произносится при входе в храм прежде молитвословий, произносимых обычно священником при входе в храм перед совершением Литургии.

Святая Церковь всякое осквернение храма считает наказанием за грехи наши, а поэтому при обновлении храма просит помиловать нас и обновить дух наш.

Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви Пономарев Вячеслав

Малое освящение храма

Малое освящение храма

Малое освящение храма совершается в том случае, если в уже освященном храме проводились ремонтные работы или его незначительная перестройка. Обязательным условием совершения в этом случае именно малого освящения является неприкосновенность Престола (то есть если Престол при совершении работ не был передвинут или поврежден).

Малый чин освящения бывает до совершения Часов и последующей Божественной литургии. Посреди церкви совершают молебное пение тому, во имя кого храм построен: поется канон храмового праздника, совершается малое освящение воды и читаются две молитвы на обновление храма.

Затем предстоятель окропляет святой водой Престол со всех сторон, алтарь, иконостас и весь храм, а другой священнослужитель совершает каждение. После этого возглашается «Премудрость» и отпуст и начинается чтение Часов.

Особенности совершения чина малого освящения храма вследствие тяжелых обстоятельств следующие.

1. Если во время пожара, землетрясения или других стихийных бедствий руки непосвященных (то есть не священнослужителей) касались Престола, священных сосудов и одежд, – читаются особые молитвы, положенные в Требнике «на отве?рзение храма, осквернившагося от языков, еще же и от еретиков».

2. Если в храме скоропостижно умер человек или была пролита кровь в результате несчастного случая или насилия, – читают особую молитву «на отве?рзение храма».

3. Если храм осквернен рождением или смертью животного, священник при входе в церковь до обычных молитв читает молитву «на отве?рзение храма», положенную в предыдущем случае.

При закрытии храма по тем или иным причинам какого-либо чина не совершается. Единственное требование при этом – чтобы вся освященная утварь была перенесена в другой храм и не подверглась бы поруганию.

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Два перенесенных храма В 1813 г. швейцарский исследователь И.Л. Буркхардт обнаружил в 300 км к югу от Асуана необыкновенный ансамбль Абу-Симбела. Из-за строительства высотной Асуанской плотины большой храм Рамсеса II и малый храм Нефертари оказались под угрозой затопления.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Если позволительно сравнивать малое с великим С латинского: Si licet parva componere magnis [си лицет парва компонэрэ магнис].Из сборника «Буколики» римского поэта Вергилия (Публий Вергилий Марон, 70-19 до н. э.), который позже повторил эту фразу и в поэме «Георгики».Впоследствии этой

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

При согласии и малое растет, при раздорах и великое разрушается С латинского: Concordia parvae res crescunt, discordia maximae dilabuntur [конкордиа парвэ рэс крэскунт, дискордиа максимэ дилабунтур].Слова нумидийского царя Миципса (II в. до н.э.), которые приводит римский историк Саллюстий (86 - ок. 35 до

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Проклятые места планеты автора Подольский Юрий Федорович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Освящение новопостроенного или перестроенного храма По окончании постройки новой церкви или капитального ремонта существовавшей прежде положено произвести ее освящение. Освящение храма бывает двух видов.1. Полное (великое), изложенное в Требнике под названием «Чин

Из книги автора

Великое освящение храма архиереем Новопостроенный храм является «обыкновенным» зданием до того момента, как над ним не будет совершен обряд освящения. После совершенного чинопоследования храм приобретает новые качества, становится вместилищем величайшей святыни.К

Из книги автора

Освящение архиереем одних антиминсов Если архиерей по каким-либо причинам не может освятить храм, он освящает только антиминс или несколько антиминсов, если церковь имеет приделы. Впоследствии эти антиминсы отправляются в церковь, для которой они предназначены, а

Из книги автора

Освящение храма священником Если храм освящается священником, совершаемые при этом священнодействия почти не отличаются от тех, что бывают во время архиерейского чинопоследования обряда. Основные особенности таковы.1. Накануне дня освящения перед иконой Спасителя у

Из книги автора

Освящение колоколов Любое храмовое здание имеет либо колокольню, либо специальное место для размещения колоколов, собирающих христиан в храм на богослужения. В первой части справочника подробно говорилось о разновидностях колоколен и видах колоколов, используемых в

Из книги автора

Освящение церковных вещей и принадлежностей Новые вещи и принадлежности храма (дискос, Потир, звездица, лжица, покрова?, кивот для Святых Даров, илито?н, индития, священнические одежды, крест и многое другое) могут быть освящены отдельно от освящения всего храма. При этом

Из книги автора

Малое водоосвящение Если Великое водоосвящение совершается всего дважды в год, малое водоосвящение может совершаться почти круглогодично и в разных местах: в храме, в домах христиан или под открытым небом, когда это предусмотрено правилами.Церковью установлены дни, в

ПОСЛЕДОВАНИЕ МАЛОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ

Перед совершением водоосвящения ставится (посреди храма,) столик, (покрытый покрывалом), и на нем кладется святое Евангелие, и чистая вода в сосуде. Ставятся и два подсвечника с зажженными свечами, (кропило) небольшой пучок сухих веточек базилика и чистое белое полотенце. Священник же, облачившись в епитрахиль и фелонь, выходит из алтаря, держа в руках святой Крест с веточками базилика (для кропления). Впереди идет диакон с кадилом и два священосца со свечами. Став пред столиком, священник кладет на него Крест и, взяв кадило, кадит воду крестообразно и начинает обычно.

Диакон: Благослови, владыка!

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.

Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь.

Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3)

Псалом 142

Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему в истине Твоей, услышь меня в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих. Ибо враг стал преследовать душу мою, унизил до земли жизнь мою, посадил меня во тьме, как умерших от века. И уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце моё. Вспомнил я дни древние, размыслил о всех делах Твоих, о творениях рук Твоих размышлял. Простёр к Тебе руки мои; душа моя пред Тобою - как безводная земля. Скоро услышь меня, Господи, изнемог дух мой: не отврати лица Твоего от меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров. Дай мне услышать рано утром милость Твою, ибо я на Тебя уповаю; открой мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе вознёс я душу мою. Избавь меня от врагов моих, Господи, ибо к Тебе я прибег. Научи меня творить волю Твою, ибо Ты - Бог мой; Дух Твой благой поведёт меня в землю правды. Ради имени Твоего, Господи, Ты оживишь меня, по правде Твоей выведешь из печали душу мою, и по милости Твоей истребишь врагов моих, и погубишь всех теснящих душу мою, ибо я - раб Твой.

Затем поем на глас 4

Бог - Господь, и Он явился нам; благословен Грядущий во имя Господне.

Стих 1: Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Стих 2: Обступив, окружили меня, но я именем Господним воспротивился им.

Стих 3: Не умру, но буду жить и возвещу дела Господни.

Стих 4: Камень, который отвергли строители, он оказался во главе угла: от Господа это было, и дивно в очах наших. Пс 117:27а, 26а, 1, 11, 17, 22–23

И настоящие тропари, глас 4

К Богородице ныне усердно прибегнем / мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, / в покаянии взывая из глубины души: / «Владычица, помоги, над нами сжалившись, / поспеши, мы погибаем от множества согрешений! / Не отпусти Твоих рабов ни с чем: / ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!» (Дважды)

Слава, и ныне: Не прекратим никогда, мы, недостойные, / возвещать о могуществе Твоем, Богородица, / ибо если бы Ты не защищала нас Своими молитвами, / кто бы нас избавил от стольких бед, / кто бы сохранил нас доныне свободными? / Не отступим, Владычица, от Тебя, / ибо Ты всегда спасаешь рабов Твоих от всяких бедствий.

Псалом 50

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, - да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Ты окропишь меня иссопом - и буду очищен; омоешь меня - и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие - возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, - к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу - дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, - тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Затем поем следующие тропари, глас 6

«Радуйся» от Ангела принявшая / и родившая Создателя Своего! / Дева, спасай Тебя величающих. (2)

Воспеваем Сына Твоего, Богородица, / и взываем: «Пречистая Владычица, / от всякой беды избавь рабов Твоих!»

Царям, пророкам и Апостолом, / и мученикам Ты похвала, / и Заступница мiру, Всенепорочная.

Язык всех православных хвалит, и превозносит, / и славит пречистые роды Твои, / Мария, Божия Невеста!

Дай, Христе мой, и мне недостойному / долгов отпущение, прошу, / по ходатайствам Тебя родившей, как милосердный.

На Тебя я мои надежды возложил, Богородица, / спаси меня ходатайствами Твоими, / и даруй мне согрешений отпущение.

Оживи меня, жизни Подателя и Спасителя родившая, / спаси ходатайствами Твоими, / благословенная Надежда душ наших.

Создателя всех во чреве Твоем зачавшая, / Дева всенепорочная, / ходатайствами Твоими спаси души наши.

Богородица всеми воспеваемая, / словом выше слова Слово родившая, / моли Его спасти души наши.

Милостивым соделай Судию и Сына Твоего / ко мне, больше всякого человека согрешившему, / Твоими молитвами Владычица.

Как долгу возглашаем Тебе: «Радуйся», / Богородица чистая Приснодева, / молясь о спасении ходатайствами Твоими.

Избавь меня огня вечного, / и мук предстоящих мне Божия Родительница, / чтобы я блаженной именовал Тебя.

Не презри прошений Твоих рабов, / молимся Владычица всехвальная, / чтобы нам избавиться от всякой превратности.

От недугов и всяких болезней, / и от бед нас освободи, / к священному Твоему покрову прибегающих.

Необычайно чудо, / совершившееся в Тебе, Божия Родительница: / ибо ради нас подобно нам родился от Тебя / всех Создатель и Бог наш.

Храм Твой явился, Богородица, / недугов бесплатной лечебницей, / и для скорбящих душ утешением.

Пресвятая Богородица, Спасителя родившая! / спаси от бед, / и от всякого иного несчастья нужды рабов Твоих.

Избавь от всякой угрозы надвигающейся / рабов Твоих, Пресвятая Владычица, / и от всякого вреда душевного и телесного.

Спаси всех ходатайствами Твоими, / Дева Богородица, к Тебе прибегающих, / и избавь от всякого ннесчастья и скорби.

Кто, прибегающий в храм Твой, Богородица, / не получает скоро исцеления / душевного, а вместе и телесного, Пречистая?

Умоляемый всеми / святыми и вышними Полками, / смилуйся надо мною, Милосердный, / ради Родившей Тебя.

Пощади, Спаситель, души братьев наших, / умерших в надежде жизни, / и ослабь, отпусти им согрешения.

Радуйся умилостивление о мiре, Дева, / радуйся сосуд с манной божественной / и светильник Света, весь из золота, Божия Невеста.

Слава: Воспеваем Тебя, Бога, единого в Троице, / взывая гласом трисвятым, / о получении спасения умоляя.

И ныне: О Дева, родившая Спасителя, / и Владыку мiра и Господа, / моли Его спасти души наши.

Радуйся, гора; радуйся, терновый куст; / радуйся, врата; радуйся, лестница; / радуйся, божественная трапеза; / радуйся, всем помощь, Владычица!

По ходатайствам, Милостивый, Матери Твоей пречистой / и всех святых Твоих, / Твоя милости народу Твоему даруй.

Ходатайством славных Архангелов, и Ангелов, / и вышних полков, / рабов Твоих, Спаситель, надежно сохрани.

Ходатайством священного и славного Крестителя Твоего, / пророка и Предтечи, Христе Спаситель мой, / рабов Твоих сохрани.

Ходатайством славных Апостолов, и мучеников, / и всех святых Твоих, / Твои милости народу Твоему даруй.

Ходатайством славных бессребренников / рабов Твоих, Богородица, сохрани, / как защита мiра и утверждение.

Слава, Троичен: Отца и Сына славословим, / и Духа Святого, возглашая: / «Троица Святая, спаси души наши!»

И ныне, Богородичен: Неизреченно в дни последние зачавшая / и родившая Создателя Своего! / Дева, спасай Тебя величающих.

Таже: Милосердия двери отверзи нам, / благословенная Богородица, / дабы мы, надеясь на Тебя, не постыдились, / но избавились молитвами Твоими от бед, / ибо Ты - спасение рода христианского.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник: Ибо свят Ты, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Затем следующие тропари, глас 6

Ныне настало время всех освящающее, / и ожидает нас праведный Судия; / но обратись, душа к покаянию, / как блудница взывая со слезами: / «Господи, помилуй меня!»

Как дождь потоками в сей день / пролив источник исцелений / во всесвященном храме Девы, Христе, / Твоего благословения окроплением / Ты прогоняешь недуги немощных, / Врач душ и телес наших!

Ты родила, Дева, мужа не знавшая, / и Девою осталась, Матерь безбрачная, / Богородица Мария: Христа Бога нашего моли / о спасении нашем.

Всесвятая Богородица Дева, / рук наших дела исправь / и прощение согрешений наших испроси, / когда мы воспеваем ангельскую песнь:

Святой Боже, / Святой Крепкий, / Святой Бессмертный, / помилуй нас. (3)

Отпевшее же по обычаю, и по Трисвятом диакон глаголет: Будем внимать.

Священник: Мир всем.

Чтец: И духу твоему.

Прокимен, глас 3

Господь - просвещение моё и Спаситель мой: / кого убоюсь? Стих: Господь - защитник жизни моей: от кого устрашусь? Пс 26:1

Диакон: Премудрость.

Чтец: К Евреям послания святого апостола Павла чтение.

Диакон: Будем внимать.

Послание к Евреям, зачало 306

Братья, и Освящающий и освящаемые, все - от Одного: по этой причине Он не стыдится называть их братьями, говоря: «Возвещу имя Твоё братьям Моим; посреди собрания воспою Тебя». И еще: «Я буду уповать на Него». И еще: «Вот Я и дети, которых Мне дал Бог». Поэтому, как дети причастны крови и плоти, так и Он стал общником крови и плоти, чтобы чрез смерть упразднить имеющего власть над смертью, то есть диавола, и освободить всех тех, которые в страхе смерти были всю жизнь подвержены рабству. Ибо, несомненно, Он не природу ангелов принимает, но семя Авраамово принимает. Поэтому Он должен был во всем быть подобным братьям, чтобы стать милостивым и верным Первосвященником в служении пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Он пострадал, Сам быв искушён, то может искушаемым помочь. Евр 2:11–18

Священник: Мир тебе.

Чтец: И духу твоему.

Аллилуия, глас 6

Стих: Излило сердце моё слово благое.

Стих: Я изрекаю дела мои Царю. Пс 44:2а

Диакон: Дабы удостоиться нам услышать святое Евангелие, Господа Бога молим.

Хор: Господи, помилуй. (3)

Диакон: Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие.

Священник: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Священник: От Иоанна святого Евангелия чтение.

Хор:

Диакон: Будем внимать.

Евангелие от Иоанна, зачало 14б

В то время пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот водоем, называемый по–еврейски Вифезда, с пятью крытыми ходами. В них лежало множество больных: слепых, хромых, сухих, ожидающих движения воды. Ибо Ангел Господень, время от времени, сходил в водоем и возмущал воду, и первый, кто входил по возмущении воды, выздоравливал, каким бы ни был одержим недугом. Ин 5:1–4

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Великая ектения

Диакон: В мире Господу помолимся.

Хор на каждое прошение: Господи, помилуй.

О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.

(О святом храме сем и о всех , с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.)

О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем (высоко) преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе - имя) , почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся.

О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся.

О граде сем (или: о селении сем, или: о святой обители сей) , всяком граде и стране и о верою живущих в них Господу помолимся.

О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и о временах мирных Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, пленённых и о спасении их Господу помолимся.

Об освящении этой воды силой, и действием, и наитием Святого Духа Господу помолимся.

О пришествии на эту воду очистительного действия Сверх–существенной Троицы Господу помолимся.

Да будет эта вода целительной для душ и тел и от всякой враждебной силы защитой Господу помолимся.

О ниспослании ей благодати избавления, благословения Иордана Господу помолимся.

О всех, нуждающихся в помощи и заступлении от Бога Господу помолимся.

О просвещении нас светом познания силою Единосущной Троицы, Господу помолимся.

Дабы Господь Бог явил нас сынами и наследниками Царства Своего воды сей приобщением и окроплением, Господу помолимся.

О избавлении нас от всякой скорби, гнева, беды и нужды Господу помолимся.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Возглас: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Затем молитву сию

Господи, Боже наш, великий в Своем замысле и дивный в делах, всего творения [ как видимого, так и невидимого] Создатель, хранящий завет Твой и милость Твою к любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои, принимая проливаемые всеми в бедах жалобные слезы. Ведь ради этого пришел Ты в образе раба, не призраками нас устрашая, но истинное здравие телу подавая, и говоря: «Вот, ты стал здоров, больше не согрешай!» А также Ты из глины создал живые очи, и повелев умыться, вселение в них света устроил словом. Ты враждебных страстей утесы сотрясаешь, и жизни сей соленое море укротил, и успокоил скорбь несущие наслаждений волны: Сам, человеколюбивый Царь, давший нам облечься в светлую как снег одежду от воды и Духа, и через принятие этой воды и окропление ею Твое благословение нам ниспошли, скверну страстей очищающее. Да, [ Владыка] просим, посети нашу немощь, Благой, и исцели наши болезни душевные и телесные милостию Твоею: по ходатайствам всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, силою священного и животворящего Креста, заступлением святых Небесных Сил бесплотных, мольбами святого, славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых, славных и всехвальных Апостолов, (преподобных и богоносных отцов наших) святых отцов наших, великих иерархов и вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, святых отцов наших, Афанасия, Кирилла и [ Иоанна Милостивого] , патриархов Александрийских, Николая, архиепископа Мир Ликийских, и Спиридона Тримифунтского чудотворцев, (святых отцов наших, Мефодия и Кирилла, учителей славянских; святого равноапостольного великого князя Владимира; святых отцов наших и всероссийских чудотворцев Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена, Филарета, Иннокентия и Тихона), святых и славных великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия мvроточивого, [ Феодора Тирона и Феодора Стратилата; святых славных священномучеников Харалампия и Елевферия] ; святых, славных и победоносных мучеников; святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны; святых славных бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Мокия и Аникиты, Фалалея и Трифона; и святого (имя святого дня), чью память совершаем, и всех Твоих святых.

(Спаси, Господи, и помилуй великого господина и отца нашего (имя) , Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и преосвященнейшего епископа (или: архиепископа) (имя), [в обители же: и о игумене (или архимандрите) нашем (имя)] , даруй им душевное и телесное здравие, и к служащему Тебе этому христианскому народу во всем милостив будь.) Вспомни, Господи, всякое епископство православных, правильно преподающее слово Твоей истины, и весь священный и монашеский чин, и спасение их. Вспомни, Господи, ненавидящих и любящих нас, служащих братьев наших, предстоящих и по важным причинам отсутствующих, и поручивших нам, недостойным, молиться о них. Помяни, Господи, в плену и скорбях пребывающих братьев наших, и помилуй их [ и нас] по великой Твоей милости, от всякой беды избавляя.

Ибо Ты еси источник исцелений, Христе Боже наш и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Диакон: Главы ваши пред Господом приклоните.

Хор: Тебе, Господи.

Священник же читает молитву главоприклонения

Склони, Господи, ухо Твое, и услышь нас, во Иордане принять крещение благоволивший и освятивший воды! И благослови всех нас, склонением голов своих показывающих Тебе рабскую покорность, и удостой нас исполниться Твоего освящения через принятие этой воды и окропление ею , да будет она нам, Господи, во здравие души и тела.

Ибо Ты - освящение душ и тел наших, и Тебе славу, и благодарение, и поклонение воссылаем, со безначальным Твоим Отцом и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

И затем, держа священный Крест двумя руками, благословляет им воду крестообразно, и погружает его в воду трижды, с пением следующего тропаря:

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твоё, / победы верным над неприятелями даруя / и Крестом Твоим сохраняя Твой народ. (3)

И затем священник кропит освященной водой крестообразно, певцы же поют:

Тропарь глас 2:

Достойными Твоих даров / соделай нас, Богородица Дева, / не взирая на согрешения наши / и подавая исцеления / с верою принимающим благословение Твое, Пречистая.

Затем священник целует святой Крест, также как и все присутствующие. И окропляет он освященной водой народ, алтарь и весь храм (или дом).

В это время поют настоящий тропарь, глас 4:

Имея источник исцелений, святые бессребренники, / вы исцеления подаете всем нуждающимся, / как величайших дарований удостоенные / от неиссякаемого источника - Спасителя Христа. / Ибо возглашает к вам Господь, / как к равным ревностью Апостолам: / «Вот, Я дал вам власть над духами нечистыми, / чтобы их изгонять, / и врачевать всякую болезнь и всякую немощь!» / Потому, согласно повелениям Его доблестно пожив, / вы даром получили и даром подаете, / исцеляя страсти душ и тел наших.

Слава, и ныне, глас тот же: Приклонись к мольбам рабов Твоих, Всенепорочная, / прекращая беды, на нас восстающие, / от всякой скорби нас избавляя: / ибо Тебя одну как твердую и надежную опору мы имеем, / и в Тебе защиту обрели. / Да не постыдимся, Владычица, Тебя призывая! / Поспеши исполнить моление Тебе с верою взывающих: / «Радуйся, Владычица, всем помощь, / радость и покров и спасение душ наших!»

Владычица, прими прошения рабов Твоих, / и избавь нас от всякого несчастья и печали.

После же окропления произносится:

Ектения сугубая

Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Хор на каждое прошение: Господи, помилуй. (3)

Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем (высоко) преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе - имя) , и о всём во Христе братстве нашем.

Ещё молимся о Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её, да тихую и безмятежную жизнь проведём во всяком благочестии и чистоте.

Ещё молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих (имена тех, за кого служится молебен) , и всех православных христиан.

Ещё молимся о сохранении града нашего (или: села нашего; или: святой обители нашей;) , и святого храма сего и всякого города и страны от голода, мора, землетрясения, наводнения, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной войны; да будет милостив, благосклонен и снисходителен к нам благой и человеколюбивый Бог наш; да отвратит Он всякий гнев, на нас направленный, и избавит нас от угрожающего нам Своего праведного наказания, и помилует нас.

Господи, помилуй. (40)

[ Ещё молимся и о том, чтобы услышал Господь Бог глас моления нас, грешных, и помиловал нас.

Господи, помилуй. (3)]

Священник возглашает: Услышь нас Боже, Спаситель наш, надежда всех концов земли и тех, кто далеко в море, и милостив, милостив будь Владыка ко грехам нашим, и помилуй нас. Ибо Ты - милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Диакон : Главы наши пред Господом преклоним.

Хор: Тебе, Господи.

Все склоняют головы, священник же произносит молитву:

Владыка многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Боже наш! По ходатайствам всечистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, силою священного и животворящего Креста, заступлением святых Небесных Сил бесплотных, мольбами святого, славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых, славных и всехвальных Апостолов, святых, славных и победоносных мучеников, преподобных и богоносных отцов наших; святых отцов наших, великих иерархов и вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; святого отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей славянских; святого равноапостольного великого князя Владимира; святых отцов наших и всероссийских чудотворцев Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена, Филарета, Иннокентия и Тихона Московских, святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны, (святого храма и святых дня) , и всех Твоих святых благоприятной соделай молитву нашу, даруй нам прощение согрешений наших, покрой нас кровом крыл Твоих, отгони от нас всякого врага и неприятеля, умиротвори нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мiр Твой и спаси души наши, как благой и Человеколюбец.

Хор: Аминь.

Диакон: Премудрость.

[Священник: Пресвятая Богородица, спаси нас!]

Хор: Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога–Слово родившую, / истинную Богородицу - Тебя величаем.

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Надежда наша, слава Тебе.

Хор: Слава, и ныне, Господи, помилуй. (3) Благослови.

Священник произносит отпуст: (Воскресший из мёртвых,) Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных апостолов, (святых храма и дня - имена их), святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасёт нас, как благой и Человеколюбец.

Молитва иная над водою

Боже великий именем, Отче Господа нашего Иисуса Христа, один творящий чудеса, которым нет числа! Твой голос - на водах многих, увидев Тебя, воды убоялись и взволновались бездны и множество шума вод; пути Твои в - море, и стези в - водах многих, и следов Твоих не узнают. Ты крещением единородного Сына Твоего воплощенного, и сошествием на Него Пресвятого Духа в виде голубя, и Твоим отеческим гласом иорданские струи освятил. Ныне мы, недостойные рабы Твои, Тебя смиренно молим и умоляем: пошли благодать Пресвятого Духа на воду сию, и небесным Твоим благословением благослови, очисти и освяти ее; и даруй ей благодать и благословение Иордана, и силу, все скверны очищающую, и всякий недуг исцеляющую, и бесов и всех наветы и козни их прогоняющую. И соделай, чтобы она силою, действием и благодатию Пресвятого Духа, явилась для всех с верою пьющих ее, принимающих и окроплящихся ею рабов Твоих грехов прощением, освобождением от страстей, избавлением от всякого зла, умножением добродетелей, исцелением болезней; для домов и всякого места - освящением и благословением; губительных и всяких зловредных испарений отогнанием, и благодати Твоея приобретением.

Ибо Ты благословляешь и освящаешь все, Боже наш, и Тебе славу, благодарение и поклонение воссылаем, со единородным Твоим Сыном, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Из книги Записная книжка Дьявола автора ЛаВей Антон Шандор

Нагрудный Знак Хорошего Малого Человек - эгоистичное существо. Все его поступки эгоистичны. Человек не хочет помогать другим, однако, желает, чтобы другие думали о нем наоборот. В виду того, что эгоистичность родственна гордыне, а тщеславие есть дело рук Дьявола, первое

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 122: Омовение без малого осквернения. 158 (214). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение перед каждой молитвой».Он (также) сказал: «Мы же, как правило, молились, не совершая омовение

Из книги Достижение мира посредством внутреннего спокойствия автора Гьяцо Тензин

Начинаем с малого уровня Таким образом, ради всеобщего мира нам необходимо начать развивать мир в самих себе, затем в наших семьях и далее в наших деревнях и городах. К примеру, один мой друг в Мексике организовал в своем городе «Зону Мира». Он учредил ее благодаря тому, что

Из книги Классические тексты дзэн автора Маслов Алексей Александрович

Из книги Требник на русском языке автора Адаменко Василий Иванович

Порядок малого освящения воды. Посреди храма ставится покрытый столик и на нем сосуд с водой. Священник, облаченный в епитрахиль, поручи и фелонь, с крестом и Евангелием в руках, в предшествии диакона с кадилом и двух церковнослужителей со свечами, идет к столику, подойдя к

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Порядок великого освящения воды в праздник Св. Крещения Господня. После заамвонной молитвы все идут на место освящения воды, священник идет с крестом, а диакон с Евангелием и кадилом, в предшествии церковнослужителей со свечами.Народ поет следующие тропари 8 гл 1. Голос

Из книги Текст Требника на церковнославянском языке автора Автор неизвестен

Из книги Служебник автора Адаменко Василий Иванович

Последование малаго освящения воды Поставляется столец посреде церкве, паволокою покровенный, на обычном месте, и вода в сосуде: священник же взем епитрахиль и фелонь на ся, держа в руце честный крест с васильки, предыдущу ему диакону с кадильницею, и двема свещеносцема

Из книги ВЕЛЕС автора Черкасов Илья Геннадьевич

Из Чина малого освящения воды. Тропарь, гл. 4: «К Богородице прилежно ныне прибегнем мы, грешные и смиренные, и припадем к Ней, в раскаянии взывая из глубины души: Владычица, помоги, умилосердившись над нами; поспеши, мы погибаем от множества грехов. Не отпусти Твоих рабов ни

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Из слова малого о «Славянской и Российской Мифологии» А.С. Кайсарова (1-3). ВЕЛЕСЕ ЕСИ ВЕЩИЙ ВРАЗУМИ СЛОВО МОЛВИТИ СЛОВО МОЛВИТИ ТЕБЯ СЛАВИТИ ТЕБЯ СЛАВИТИ КОЩУНЫ ТВОРИТИ КОЩУНЫ ТВОРИТИ ВЕДЫ НЕ ИЗБЫТИ ВЕДЫ НЕ ИЗБЫТИ ТЕБЯ НЕ ЗАБЫТИ! ГОЙ! СЛАВА! 1. Ко главе «Волхов, или

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. (И стало так.) "да будет твердь..." Твердь - буквально с подлинника "распростертие", "покрышка", ибо таковой евреи представляли себе небесную атмосферу, окружающую земной шар, как это особенно ярко

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

9. Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. 9-10. Эти два стиха представляют собой Божественную клятву, данную в утверждение непреложности вышесказанного - о вечной милости Бога в

Из книги Двенадцать обыкновенных мужчин автора Мак-Артур Джон

3. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4. ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Здесь

Из книги О святой воде автора Плюснин Андрей И.

3. Андрей - апостол «малого»

Из книги автора

История освящения воды Христианской Церковью Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Сам Господь погрузился в Иордан и освятил все естество воды.Было время – до грехопадения, – когда все на земле было чисто и свято. И увидел Бог все, что Он

Из книги автора

Смысл освящения церковью воды Мы, люди падшие, всегда носим в себе семя прародительской греховной нечистоты и потому всегда можем грешить и грешим, и тем самым вносим в мир нечистоту и разрушение. Поэтому Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Свое