Ложь во спасение. Билеты на спектакль «Ложь во спасение Ложь во спасение спектакль актеры

Ложь во спасение. Билеты на спектакль «Ложь во спасение Ложь во спасение спектакль актеры
Ложь во спасение. Билеты на спектакль «Ложь во спасение Ложь во спасение спектакль актеры

Сценическая версия Глеба Панфилова по мотивам произведения известного испанского драматурга Алехандро Касоны «Деревья умирают стоя». Спектакль Ложь во спасение в Ленкоме является одной из лучших инсценировок этого легендарного произведения.

Сюжет следующий: дед выгнал из дома внука, тот попал в тюрьму. Чтобы не расстраивать бабушку, дед пишет ей липовые письма от имени внука — мол, все у него хорошо. Финал, разумеется, трагичен.
Глеб Панфилов изменил название, и этим нововведения не ограничились: в пьесе поубавилось действующих лиц, поменялся финал, и... появился телеоператор. Все происходящее он снимает на камеру, а четыре больших экрана на сцене демонстрируют залу крупные планы. Даже тем, кто сидит на последнем ряду, во всех деталях видно, как меняется выражение лица Инны Чуриковой или Викора Ракова, прекрасных артистов, играющих супружескую пару преклонных лет. Когда-то их единственный внук сбился с пути, став негодяем, и дед выгнал его из дома. 20 лет бабушка ждала весточки, но тщетно. Чтобы спасти жену от тоски, супруг (сеньор Бальбоа) начинает слать ей фальшивые письма, в которых внук жив-здоров, весел-счастлив и даже женат. Маленькая ложь превращается в большую — главный герой нанимает актера, чтобы предъявить жене внука. Стараниями Глеба Панфилова всё это происходит в наше время.

Описание


«Ложь во спасение» - спектакль по пьесе испанского драматурга Алехандро Касоны «Деревья умирают стоя» (1949) . Пьеса неоднократно ставилась на отечественной сцене. 22 сентября 2012 года премьера состоялась в театре «Ленком». Режиссер и постановщик спектакля - Глеб Панфилов . Он изменил название пьесы, дописал несколько сцен и разместил в зале четыре больших экрана. Все происходящее на сцене снимается на камеру (по сюжету это условие одного из героев) и выводится на экраны. Зрители могут видеть все действо крупным планом, отмечая малейшие нюансы актерской игры.

События происходят в Барселоне. Именно там находится дом пожилой четы Бальбоа (роли супругов Бальбоа исполняют Инна Чурикова и Виктор Раков). Согласно сюжету, более 20 лет назад их единственный внук за неблаговидный проступок был изгнан из дома. Пожилая сеньора скучает по внуку. Чтобы ее утешить, супруг пишет письма от его имени, а потом и вовсе нанимает актеров, которые должны сыграть роли внука и его жены, приехавших в гости к бабушке. Когда настоящий внук постучит в дверь, требуя наследство, окажется, что пожилая дама давно уже догадалась, что перед ней разыгрывается спектакль, но готова подыграть. Она поняла, какая репутация у ее настоящего внука, и отказывается дать ему денег. На этом заканчивается пьеса. Глеб Панфилов дописал другой финал.

Пьеса А. Касоны считается комедией, но Панфилов явно сместил акцент в сторону мелодрамы. Если бы не финальные сцены, можно было бы порассуждать о том, что ложь бывает спасением. Режиссер дает однозначный ответ: нет, не бывает.

Это спектакль, в котором вымысел и реальность в жизни героев переплетаются, при этом возникает много комических эпизодов. Спектакль о вере, надежде, любви. В спектакле помимо И. Чуриковой и В. Ракова играют Эстер Ламзина, Сергей Александров, Анна Зайкова, Елена Степанова, Виталий Боровик, Игорь Коняхин, Ирина Серова, Ксения Бабуркина и Алексей Поляков.

Нельзя не сказать об оформлении сцены: очень красивые в реалистическом стиле декорации помогают лучше погрузиться в атмосферу происходящего. Так же отмечается хорошее музыкальное сопровождение спектакля.

Спектакль длится два часа 50 минут с одним антрактом, но смотрится на одном дыхании. Слезы и неподдельный восторг зала после финальных сцен говорят о многом. Приглашаем всех на «Ложь во спасение»!!

Продолжительность спектакля - два часа 50 минут с одним антрактом.
Премьера спектакля состоялась 22 сентября 2012 года.

Увидеть игру Инны Михайловны в Ленкоме можно в двух спектаклях - «Ложь во спасение» и «Аквитанская львица», оба – сценические версии мужа примы - Глеба Панфилова.
В необходимости прикоснуться к творчеству несравненной актрисы, 32 года не играющей, живущей на сцене Ленкома, никого убеждать не надо. О ней только с придыханием: легендарная, несравненная, непревзойдённая. Народная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР и России, офицер ордена Искусств и литературы (Франция), обладательница «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля (1984) в категории «Лучшая женская роль» за фильм «Военно-полевой роман». Но это не тот случай, когда овации после окончания спектакля становятся только знаком уважения, зрительским орденом «за заслуги», это – благодарность за игру без тени поблажки себе.
«Ложь во спасение» создана словно бы специально для демонстрации всего актерского диапазона Чуриковой. Да хотя почему словно бы – выбор Панфилова не случаен: он любуется своей музой, предлагая ей коронную партию.
Эухения или бабушка, как называют героиню Чуриковой, 20 лет назад потеряла внука. Ее муж, сеньор Бальбоа, застал его, 13 летнего мальчишку, за очередной попыткой воровства и выгнал из дома. Они больше не виделись и, казалось, жизнь кончилась. Но пару лет назад бабушка получила первое из сотни писем, где рассказывалось, что внук, Маурисьо, стал архитектором, объездил весь мир, встретил чудесную девушку и женился на ней. Вслед за внуком бабушка изучала по картам леса и перелески Канады, осваивала архитектуру. И вот, телеграмма, он приедет в гости! Как же изменился, но искорки в глазах остались прежними – родными! Неделя радости, счастья, но снова приходит телеграмма – их вызывают назад, в Канаду. Ничего не поделать – надо ехать. И как некстати этот докучливый незнакомец, который пришел так некстати… да это ведь мой мальчик… Маурисьо.
Для зрителя история начинается в офисе странной компании, куда по приглашению попадает девушка Марта, которую, предвосхищая события, будем звать Изабеллой (Анна Зайкова) и сеньор Бальбоа (Виктор Раков), с необычной просьбой. Первую директор, будущий Маурисьо (Игорь Коняхин) приглашает на работу, а предложение второго – принимает. Мы узнаем, что в благотворительный фонд, который помогает не финансами, а делами, сеньор Бальбоа пришёл с такой историей: 20 лет назад выгнал из дома внука-подростка, поймав его за попыткой воровства, и с тех пор его жена, Эухения, гаснет. Сеньор переживал за жену годами, а затем стал писать ей письма от лица внука, сделав его успешным архитектором, путешественником, наконец, мужем. И вот бабушка получает телеграмму о скором визите от внука. Настоящего внука. Который, как все думают, погиб во время крушения лайнера. Вот сеньор Бальбоа и просит директора сыграть роль своего внука перед бабушкой, а Марта по мнение обоих сгодится в качестве невестки.
Бабушка счастлива, она души не чает в Маурисьо и его Жене. Идиллию семейного воссоединения разрушит реальный внук, который выжил. Антипод выдуманного, реальный Маурисьо приехал ради денег, которые он надеется получить от продажи дома.
Но Панфилов пошел дальше, вместо драмы от Касоны, зритель ленкома получил мелодраму: после ухода от бабушки реальный Маурисьо гибнет от удара ножом, по всей видимости, одного из своих дружков. Бабушка патетически восклицает, что и зря выбрала «внука со всеми удобствами». И сразу после, в традиции американских горок, – подъем из пучины резонерства на высоту невыразимо пронзительного последнего танца с внуком, закончив который, партнеры вместе уходят в темноту кулис.
Окончится все аплодисментами, переходящими в овации. Зрительские глаза заблестят от восторга и слез, даже галерка не будет стремиться скорее протиснуться к гардеробу.
Когда эмоции улеглись, возникли 4 главный вопроса к спектаклю.
Зачем осовременили пьесу? Это не обусловлено необходимостью сделать пьесу более актуальной – сюжет вневременной. Хотя эффект, от соединения театра и кино, полученный благодаря оператору, который вел прямую трансляцию на экраны, получился довольно интересным. «Мы просто снимаем реалити-шоу, ведь именно от спонсоров фонд получает деньги для благих дел» обернулось реальным добрым делом для зрителей, в том числе, сидящих на балконе – они видели крупные планы, превосходно отыгранные Чуриковой и Раковым, но не осиленные молодым поколением. Но сама трансляция – в плюс.
Игра Анны Зайковой (Изабелла) и Игоря Коняхина (Маурисьо) – постмодерн? Актеры изображают актеров, играющих роли, и поэтому так проигрывают? Пластика, интонации, голос – на фоне старшего поколения слишком очевидно слабо.
Зачем убили внука? Не дать бабушке, вслед за литературным первоисточником, выбрать внука по душе: поддержать иллюзию того, что другой ей ничего не сказал, сделать вид, что она верит игре актеров, которые сами хотят стать больше чем актерами? Наша бабушка раскается, признается в своей слабости. Кстати, настоящий Маурисьо у Панфилова - жертва обстоятельств, который и деньги хотел взять для того, чтобы помочь кому-то. Персонаж, который стал более многомерным, лишил этой же многомерности финал. Кстати, о финале.
К чему был финальный монолог лже-Маурисьо, про необходимость выбирать неприукрашенное, мол реально только реальное? Карл! Это мораль быстрого приготовления и усвоения здесь явно лишняя.
Спектакль, во время которого, не обращаешь внимание на ерзающего соседа или чувство голода или усталости – хороший. Когда вспоминаешь истории своей жизни, людей, которых, кажется, забыл. Благодаря Инне Михайловне или не только, «Ложь во спасение» – такой.

В Ленкоме состоялась премьера нового спектакля Глеба Панфилова с Инной Чуриковой в главной роли.

«Ложь во спасение. Источник: «Ложь во спасение.

Киномэтр Глеб Панфилов как будто заново влюбился в театр. Теперь что ни год, то новая постановка. 85-й, юбилейный сезон Ленком открыл премьерой « ». Спектакль, прямо скажем, не самый лучший, но в нем (как и в «Аквитанской львице») блистает Инна Чурикова. И снова в образе выдающейся женщины. Даже если вы не большой поклонник мелодрамы, ее игру пропускать не стоит.

В основе нового спектакля лежит очень популярная в нашей стране пьеса испанского драматурга Алехандро Касоны «Деревья умирают стоя». Панфилов изменил название, и этим нововведения не ограничились: в пьесе поубавилось действующих лиц, поменялся финал, и... появился телеоператор. Все происходящее он снимает на камеру, а четыре больших экрана на сцене демонстрируют залу крупные планы. Киноприемы здесь вроде бы и не к месту, но они на ура воспринимаются публикой. Даже тем, кто сидит на последнем ряду, во всех деталях видно, как меняется выражение лица Инны Чуриковой или Викора Ракова. Прекрасные артисты, эти двое играют супружескую пару преклонных лет. Когда-то их единственный внук сбился с пути, став негодяем, и дед выгнал его из дома. 20 лет бабушка ждала весточки, но тщетно. Чтобы спасти жену от тоски, супруг (сеньор Бальбоа) начинает слать ей фальшивые письма, в которых внук жив-здоров, весел-счастлив и даже женат. Маленькая ложь превращается в большую — главный герой нанимает актера, чтобы предъявить жене внука. Стараниями Глеба Панфилова всё это происходит в наше время — иначе не объяснить половину первого акта, когда сцена превращается в пафосный офис лже-фирмы с жуткой секретаршей-душеприказчицей.

Здесь вовсю торгуют сказками для взрослых. Очень может быть, что и детей крадут в этих целях (по крайней мере, диалоги действующих лиц на это намекают). Очевидно, что режиссер, выбрав такое место действия для завязки, намекнул зрителю, что «дело дурно пахнет». В финале обошлось без намеков, — объявляется «плохой» внук с требованием отдать ему причитающееся наследство. После того, как во всем разобравшаяся бабушка его выгоняет, происходит убийство (героя, по всей видимости, отправляют на тот свет члены бандитской группировки). Бабушка склоняется над распростертым телом настоящего родственника, целует, обнимает, и, все простив, умирает вместе с ним. В пьесе Касоны ни одной из этих смертей не было. Видимо, режиссер усилил мелодраматичный эффект с целью доказать, что ложь — это всегда плохо. Если отбросить рассуждения о чувстве меры, то ему это вполне удалось — публика достала платки.

Повторюсь — смотреть на эту семейную историю было бы совсем необязательно, если бы не Чурикова. Роль бабушки целиком и полностью её. Даже если учесть, что эта роль во многом вторична — ведь и Филумена Мартурано из спектакля «Город миллионеров», и Алиенора Аквитанская из «Львицы» по сути точно такие же. Сильные, дерзкие женщины, со стальными нервами и глубоко запрятанной сентиментальностью. Они все «умирают стоя». И все верят в ложь во спасение.

Московский государственный театр «Ленком» вот уже более 85 лет радует зрителей своими неординарными постановками, многие из которых признаны настоящими шедеврами советского и российского театрального искусства.

Открытие очередного юбилейного сезона ознаменовалось премьерой спектакля Глеба Панфилова «Ложь во спасение». «Ленком», отзывы о посещении которого чаще всего бывают положительными, и на этот раз не разочаровал театралов, тем более что на сцене блистали самые известные его звезды. Даже те, кто не раз видел постановки по мотивам драмы А. Касоны «Деревья умирают стоя», утверждают, что открыли его для себя с совершенно новой стороны. Чем же так покорил зрителей спектакль?

«Ленком». «Ложь во спасение»: сюжет

Глеб Панфилов изменил не только название спектакля, но и дописал несколько сцен. Все события разворачиваются вокруг престарелой супружеской пары. У них есть единственный внук, который когда-то совершил серьезный проступок, за что был выгнан дедом из дома. С тех пор прошло более 20 лет, но бабушка продолжает ждать вестей от внука, уехавшего в Канаду. Со временем женщина тоскует все больше, и супруг — сеньор Бальбоа — начинает присылать ей фальшивые письма. В них он расписывать счастливую жизнь внука, который получил образование, женился и достиг больших успехов. Более того, опасаясь, что его ложь во спасение будет раскрыта, дед нанимает актеров, которые должны изобразить внука и его супругу, приехавших в гости к любимой бабушке.

Таким образом, в спектакле появляется новая сцена в офисе, где торгуют «сказками для взрослых» и можно заказать исполнителей на любую роль.

В финале появляется настоящий «плохой» внук, требующий отдать ему наследство. Бабушка понимает, что к чему, и выгоняет его. Молодого человека убивают неизвестные, скорее всего, из-за темных делишек, которыми он занимался за океаном. Престарелая сеньора Бальбоа, склонившись над телом родственника, прощает его и умирает вместе с ним.

В оригинальной пьесе Касоны таких трагических сцен нет. Однако Панфилов, скорее всего, решил усилить мелодраматический эффект, чтобы доказать, что ложь — это всегда плохо.

Инна Чурикова

Ее творческий и супружеский тандем с имеет долгую и успешную историю. Поэтому неудивительно, что спектакль («Ленком») «Ложь во спасение» создавался именно под сыгравшую в театре им. Ленинского комсомола множество интересных ролей.

Предыдущей значимой работой актрисы был образ Алиеноры Аквитанской, который, по мнению критиков, ей, несомненно, удался. Роль Эухены Бальбоа также можно отнести к числу ее творческих достижений. Достаточно сказать, что, когда обсуждается постановка «Ложь во спасение» («Ленком»), отзывы прежде всего говорят о великолепной игре Чуриковой. Особенно большое впечатление на зрителей производит последний монолог Эухены, который она произносит перед смертью. Чуриковой удается настолько живо изобразить страдание бабушки, увидевшей, как умирает ее внук, что многие из присутствующих в зале едва сдерживают слезы. И это происходит практически на каждом спектакле!

Виктор Раков

Чем еще интересен «Ложь во спасение» (спектакль)? «Ленком» (отзывы многих известных артистов позволяют говорить об этом со всей уверенностью) для многих открыл дверь в новую жизнь, полную перипетий, драматических событий и волнительных любовных переживаний, коими так богата сцена... Рассматриваемая нами постановка стала еще одним достижением Виктора Викторовича, известного зрителям по многочисленным ролям в кино и в театре. По крайней мере, так считают критики и большая часть театралов. Он составляет достойную пару Инне Чуриковой и заставляет поверить в настоящую, высокую любовь между синьорой и синьором Бальбоа, которая оправдывает даже ложь.

Заняв Ракова в спектакле, Панфилов придал своему детищу большую современность, так как его «старики» моложавы и совсем не похожи на деда и бабку, которых обычно представляли зрителям другие режиссеры, ставившие произведение Алехандро Касоны.

Исполнители ролей второго плана

Хотите увидеть молодых актеров театра «Ленком»? «Ложь во спасение», отзывы о котором касаются также и их игры, предоставит вам такую возможность. В спектакле заняты Эстер Ламзина, Сергей Александров, Анна Зайкова, Виталий Боровик, Игорь Коняхин, Ирина Серова, Алексей Поляков и Ксения Бабуркина. Некоторые из них сравнительно недавно пришли в «Ленком». «Ложь во спасение» (отзывы критиков об этой постановке большей частью положительные) стала для них прекрасной возможностью сыграть вместе с великой Чуриковой, однако такое партнерство способен выдержать далеко не каждый, даже именитый артист! Поэтому неудивительно, что многие зрители были разочарованы работой молодежи. В то же время как удачные были отмечены образы секретарши и жены «внука».

Декорации и оформление

Действие спектакля происходит в Барселоне. Именно там находится дом синьоров Бальбоа. Хороший вкус во всем всегда являлся визитной карточкой театра «Ленком». «Ложь во спасение» (отзывы см. ниже) — это спектакль, декорации которого вызывают восхищение. Они выполнены в традиционном стиле и заставляют зрителя почувствовать себя участниками сценического действа. Кроме того, Панфилов разместил в зале 4 экрана для демонстрации крупных планов. Таким образом, даже с последних рядов можно наблюдать за мимикой героев и видеть происходящее на сцене в мельчайших подробностях.

Спектакль («Ленком») «Ложь во спасение»: отзывы зрителей

Московский зритель избалован хорошими постановками. Да и гости столицы, решившие побывать в театре, всегда ожидают увидеть шедевр, поэтому предъявляют повышенные требования к спектаклям, на которые покупают билет.

Если учесть также, что у каждого зрителя свое представление о прекрасном, а пьеса «Деревья умирают стоя» в России ставилась десятки раз, то понятно, что нельзя ожидать однозначных отзывов.

Что касается молодежи, занятой в постановке, то зрители считают, что это не лучшая смена для ветеранов, которыми гордится «Ленком».

«Ложь во спасение» (отзывы о спектакле встречаются диаметрально противоположные) все же стоит посмотреть, хотя бы для того, чтобы оценить новаторские приемы Глеба Панфилова, привнесенные им с киноплощадки.