Лечебный эффект вольфганга моцарта. «Эффект Моцарта»: воздействие музыки на развитие ребенка

Лечебный эффект вольфганга моцарта. «Эффект Моцарта»: воздействие музыки на развитие ребенка
Лечебный эффект вольфганга моцарта. «Эффект Моцарта»: воздействие музыки на развитие ребенка

Рада встрече с вами, дорогие друзья!

О силе музыки известно достаточно давно, она может влиять на настроение, вызывать разные эмоции. Для каждого человека есть своя «идеальная» мелодия, и музыкальные предпочтения разнятся у всех.

Эстетическое удовольствие – это не единственный плюс музыкальных произведений. Существуют мелодии, которые способны не только поднимать настроение, но и улучшать умственные способности, заставляют мозг работать эффективнее.

Особой силой обладают классические произведения, а понятие эффект Моцарта изучается до сих пор. Гипотеза о том, что музыка великого композитора вызывает усиленную работу мозга.

А в детском возрасте способствует образованию новых синапсов или связей в головном мозге продолжает исследоваться учёными и в наши дни. Эффект Моцарта для детей обладает доказанной эффективностью.

В чём же заключается чудодейственный эффект?

Проводя различные исследования, учёными было обнаружено, что например, крысы, которым включали музыку Моцарта, проходили извилистый лабиринт лучше своих собратьев, которые жили в тишине.

А студенты университета справились с тестированием успешнее, чем их однокурсники, которые слушали популярные песни, либо находились в тишине.

Во время изучения мозга магнитным резонансом было обнаружено, что отдельные участки головного мозга реагируют на музыкальное сопровождение, но только произведения Моцарта вызывали реакцию всего мозга.

Удивительно, но факт заключается в том, что «эффект Моцарта» существует и позволяет родителям с ранних лет использовать данный дополнительный способ для успешного развития детей.

Некоторые исследователи делают предположения, что столько уникальная особенность именно этих мелодий вытекает из того, что сам композитор начал свою карьеру очень рано, уже в возрасте 4 лет Моцарт начал сочинять. Возможно, что на каком-то интуитивном уровне он создал произведения, которые по своим частотам и ритмам совпадают с биоритмами человеческого мозга.

Польза для будущих мам

Популярные предлагают начинать процесс игрового обучения с пелёнок, то есть как можно раньше. «Эффект Моцарта» сможет помочь мамам приступить к развитию малыша ещё в момент его нахождения в утробе.

Уже достаточно давно известен тот факт, что находясь в животике у мамы, малыш может воспринимать слова, обращённые к нему, легко перенимает эмоции мамы и, конечно, слышит окружающие звуки.

Прослушивание произведения Моцарта в период беременности становится прекрасным началом для успешного развития карапуза и расслабления самой женщины.

В этот момент малыш, скорее всего, будет живо откликаться шевелениями. Подобное времяпрепровождение обязательно отзовётся пользой в будущем.

Существует мнение, что та музыка, которую кроха часто слушал, находясь в утробе матери в жизни станет для него успокаивающей. Музыкальные паузы беременная может устраивать в любое комфортное время, устроившись поудобнее и наслаждаться прекрасными звуками, которые окажут благотворное влияние и на её организм, и на развитие малыша.

В странах Европы практикуется и прослушивание классических произведений в роддомах, что, конечно же, положительно сказывается на состоянии матерей и малышей.

Польза для карапузов

Сила музыки проявляется и в лечебных свойствах. Практика применения музыкальных композиций автора в период восстановления новорождённых после родовой травмы, кесарево сечения, тяжёлых родов или вследствие недоношенности было замечено, что восстановительный процесс проходил быстрее.

Подобные выводы были сделаны на основе показаний приборов, которые отслеживают процессы жизнедеятельности крох, проходящих реабилитацию по той или иной причине.

Помня об исследованиях, которые проводились многими учёными можно сказать, что прослушивание произведений Моцарта полезно начинать как можно раньше, ведь, как известно развитие мозга человека активно происходит до трёх летнего возраста.


На что влияет музыка Моцарта

Учёные утверждают, что музыка действительно влияет на развитие детей. На что именно влияет подобное прослушивание произведений Моцарта:

  1. Помимо очевидной пользы в виде улучшения слуха, благотворно сказывается на будущих речевых способностях.
  2. Активно задействует участки мозга маленького человека, отвечающие за его творческий потенциал, то есть, возможно, затронет именно тот участок, который в будущем подарит ему определённый талант или навык.
  3. Детки легче успокаиваются под именно эти авторские мелодии, так как они очень близки к тембру человеческого голоса.
  4. Активность мозга усиливается, во время прослушивания, «включаются» весь головной мозг и даже те участки, которые не подвластны другим произведениям.

Слушать композиции можно в любое время. Опираться стоит лишь на собственные ощущения и настроение крохи, ведь положительные эмоции принесут ещё большую продуктивность.

Определённо не следует заниматься этим круглосуточно, достаточным будет включения мелодий во время кормления, игр. Особенно интересным процесс станет, если мама и малыш потанцуют под музыку или сделают её фоном своих игровых занятий.

Резюмируем

Можно с уверенностью утверждать, что «эффект Моцарта» — это не миф, он действительно существует. Изучение происходит и в наши дни, но уже сейчас каждая мама может воспользоваться таким прекрасным «инструментом» как музыка, чтобы помочь своему малышу расти и развиваться в полной мере.

Конечно, ни один исследователь или педагог не утверждает, что если ребёнок вырос без музыкального сопровождения, он не станет успешным, талантливым или потеряет что-то в своём развитии – нет.

Практически все навыки человек может развивать самостоятельно, как в детском, так и уже в сознательном возрасте, если имеет достаточное упорство, желание трудится в том направлении, которое выбрал.

Музыка великого гения может стать прекрасным полезным и приятным дополнением. Прослушивание композиций Моцарта не гарантирует невероятного результата в обучении и не сделает ребёнка вундеркиндом, но, возможно, поможет ему раскрыть большее количество ресурсов для дальнейшего успешного их применения.

Это действие не займёт много времени и не потребует практически никаких усилий со стороны, поэтому, почему бы не воспользоваться случаем и не насладиться удивительным эффектом прямо сейчас.

Надеюсь статья оказалась для Вас полезной.

Наслаждайтесь музыкой и будьте счастливы!

Пишите комментарии и подписывайтесь на новые статьи блога.

Исследования показывают, что музыка Моцарта усиливает мозговую активность. Послушав произведения великого композитора, люди, отвечающие на IQ-тест, демонстрируют заметное повышение интеллекта.

Особые свойства музыки Моцарта впервые привлекли общественное внимание благодаря новаторским исследованиям в Калифорнийском университете в начале 1990-х годов прошлого века. В центре нейробиологии города Ирвин, который занимается изучением процессов педагогики и памяти, группа исследователей начала изучать воздействие музыки Моцарта на студентов и подростков. Френсис X. Раушер, доктор философии, и ее коллеги провели исследование, в котором выпускники университета с факультета психологии тестировались на индекс пространственного интеллекта (по стандартной интеллектуальной шкале Стэнфор-да-Бине). Результат оказался на 8-9 пунктов выше у испытуемых, которые прослушивали в течение десяти минут «Сонату для двух фортепиано ре-мажор» Моцарта. Несмотря на то что эффект от прослушивания музыки продолжался всего десять - пятнадцать минут, группа доктора Раушер сделала вывод о том, что взаимосвязь между музыкой и пространственным мышлением настолько сильна, что даже простое прослушивание музыки может дать значительный эффект.

Сила музыки Моцарта

«Музыка Моцарта способна "разогревать мозги", - предположил Гордон Шоу, физик-теоретик и один из исследователей, после того как были объявлены результаты. - Мы предполагаем, что сложная музыка возбуждает столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими как математика и шахматы. И наоборот, простая и монотонная навязчивая музыка может дать противоположный эффект».

У Моцарта необыкновенная музыка - не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная, и очаровательная в своей простоте. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали - "Эффект Моцарта".

Популярный французский актер Жерар Депардье испытал его в полной мере. Дело в том, что приехавший покорять Париж юный Жеже, плохо владел... французским и к тому же заикался. Известный врач Альфред Томатис посоветовал Жерару каждый день по два часа как минимум... слушать Моцарта! "Волшебная флейта" и в самом деле может творить чудеса - через несколько месяцев Депардье говорил, как пел.

Уникальность и необыкновенная сила музыки Моцарта, скорее всего, объясняются его жизнью, в особенности обстоятельствами, которые сопровождали его появление на свет. Моцарт был зачат в редкой среде. Его предродовым существованием было ежедневное погружение в мир музыки. В доме звучала скрипка отца, который, безусловно, оказал колоссальное влияние на развитие нервной системы и пробуждение космических ритмов еще в утробе матери. Его отец был капельмейстером, дирижером хоровых и музыкальных капелл в Зальцбурге, а его мать, дочь музыканта, сыграла колоссальную роль в его музыкальном развитии. Она пела песни и серенады еще на этапе беременности. Моцарт родился буквально вылепленным из музыки.

Эксперименты по изучению феномена основаны на предположении, что музыка оказывает влияние на мозг на анатомическом уровне, делает его подвижнее. Для детей она может оказывать сильнейшее влияние на формирование нейронных сетей и умственное развитие ребенка.

Из результатов исследований были сделаны далеко идущие выводы, особенно в отношении воспитания детей, первые три года жизни которых считаются определяющими для их будущего интеллекта.

Многочисленные противники, пытаясь экспериментально доказать, что никакого "эффекта Моцарта" не существует, регулярно приходят к выводу об ошибочности своих суждений.

Недавно еще один скептик изменил свое мнение насчет музыки Моцарта. Эрик Сайгел из колледжа Элмхерста в Иллинойсе воспользовался для этого тестом на пространственное мышление. Испытуемые должны были посмотреть на две буквы Е, одна из которых вращалась под углом по отношению к другой. И чем больше угол, тем труднее было определить, одинаковые буквы или разные. Миллисекунды, затраченные испытуемым на сравнение букв, и были той мерой, которой определялся уровень пространственного мышления субъекта. К удивлению Сайгеля, те испытуемые, которые перед тестом слушали Моцарта, определяли буквы гораздо точнее.

Исследователи сделали вывод, что вне зависимости от вкусов или предыдущего опыта слушателей, музыка Моцарта неизменно производила на них успокаивающее действие, улучшала пространственное восприятие и возможность более ясно и четко выразить себя в процессе общения. Доказано, что ритмы, мелодии и высокие частоты музыки Моцарта стимулируют и загружают творческие и мотивационные области головного мозга.

Гений Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбург. Музыкальный гений Моцарта проявился уже в раннем детстве, Он написал свою первую симфонию, когда ему еще не было 10 лет, а первую успешную оперу - к 12 годам. За короткую жизнь (Моцарт умер в возрасте 35 лет) композитор создал 40 симфоний, 22 оперы и еще более пятисот произведений в других жанрах. 10 из 35 лет жизни он провел, путешествуя по более чем 200 городам Европы.

За свою недолгую жизнь Вольфганг Амадей Моцарт создал сотни сольных и оркестровых музыкальных произведений, вдохновивших Бетховена, Вагнера и других композиторов.

"Моцарт - это что-то непостижимое в музыке, - сказал Гете своему другу Иоганну-Петеру Эккерману, - это - образ, который воплощает демона: настолько манящий, что каждый стремится к нему, и настолько великий, что никто не может его достичь".

Слушание музыки Моцарта усиливает нашу мозговую активность. Послушав Моцарта, люди, отвечающие на стандартный IQ-тест, демонстрируют повышение интеллекта. Это обнаруженное некоторыми учёными явление получило название "Эффект Моцарта“ . Из него были тотчас сделаны далеко идущие выводы, особенно в отношении воспитания детей, первые три года жизни которых были провозглашены определяющими для их будущего интеллекта.

Эта теория получила такой сильный общественный резонанс, что компакт-диски Моцарта, с соответствующими рекомендациями родителей, попали в самое начало списков бестселлеров, а губернатор американского штата Джорджия преподносил моцартовский компакт-диск каждой новой матери в своём штате.

Правда, возбуждение несколько улеглось после того, как некоторые скептики попытались проверить „эффект Моцарта“ и не получили предсказанного результата. Что же касается детей, то в своей книге авторитетный специалист по исследованию мозга и познания Джона Бруера показывает, что „миф о первых трёх годах“ жизни не имеет оснований и человеческий мозг продолжает изменяться и учиться в течение всей жизни.

Тем не менее интригующая гипотеза о влиянии музыки на мозговую активность не только сохраняет хождение, но в последние годы даже получила целый ряд новых веских свидетельств, как субъективных, так и объективных.

Что же здесь правда, что просто ложь, а что - статистика?

Впервые на эту идею натолкнулись более десяти лет назад нейробиолог Гордон Шоу из Калифорнийского университета (США) и его аспирант Ленг во время первых попыток моделировать работу мозга на компьютере.

Известно, что различные группы нервных клеток в мозгу совершают разного рода мыслительные операции. Шоу и Ленг создавали в компьютере модели некой такой группы „клеток“ (на самом деле - электронных блоков) и проверяли, что будет, если менять пути соединения этих „клеток“ друг с другом.

Они обнаружили, что каждая схема соединений, то есть каждая очередная „сеть“, образованная одними и теми же клетками, порождает выходные сигналы иной формы и ритма. Однажды им пришло в голову преобразовать эти выходные сигналы в звуковые. К их величайшему удивлению оказалось, что все эти сигналы имели некий музыкальный характер, то есть напоминали некую музыку, и более того - при каждом изменении путей соединения клеток в сеть характер этой „музыки“ менялся: иногда она напоминала медитативные мелодии типа „Нью Эйдж“, иногда - восточные мотивы, а то и классическую музыку.

Но если совершение мыслительных операций в мозгу имеет „музыкальный“ характер, подумал Гордон Шоу, то не может ли быть так, что и музыка, в свою очередь, способна влиять на мыслительную деятельность, возбуждая те или иные нейронные сети?

Поскольку эти сети образуются в детском возрасте, Шоу решил использовать для проверки своей гипотезы произведения Моцарта, который, как известно, начал сочинять музыку в возрасте четырёх лет. Если что и может повлиять на врождённую нейронную структуру, рассуждал учёный, то это должна быть детская музыка Моцарта.

Гордон Шоу и его коллега психолог Френсис Раушер решили использовать для эксперимента стандартный IQ-тест, чтобы проверить, может ли музыка Моцарта стимулировать способность к мысленному манипулированию геометрическими формами.

Умение представлять в воображении разные стереоскопические предметы при изменении их положения в пространстве (например, повороте вокруг своей оси) необходимо в ряде точных наук, например, в математике.

По окончании теста студенты были разделены на три группы. Студенты первой группы 10 минут сидели в полной тишине, вторая группа всё это время слушала записанный на плёнку рассказ или повторяющуюся примитивную музыку; студенты третьей группы слушали фортепианную сонату Моцарта.

После этого все участники эксперимента повторили тест. И вот результаты. В то время как первая группа улучшила свои результаты на 14, а вторая - на 11 процентов, моцартовская группа правильно предсказала на 62 процента больше форм, чем в первом тесте.

Другая сотрудница Гордона Шоу, Жюльен Джонсон из Института старения мозга в Калифорнийском университете, провела тот же тест со складыванием бумаги и вырезанием фигур среди альцхаймеровских больных, у которых часто ослаблено пространственное представление.

В предварительном эксперименте один из больных после получения десятиминутной „дозы“ Моцарта улучшил свои результаты на три-четыре правильных ответа (из восьми возможных). Тишина или популярная музыка тридцатых годов не давали такого эффекта.

Однако эксперимент Шоу и Раушер вызвал критику со стороны других исследователей. Кеннет Стил, психолог из университета штата Северная Каролина (США), сообщил, что он повторил этот тест среди 125 человек, но не обнаружил признаков влияния музыки Моцарта на испытуемых.

Другой психолог, Кристофер Чабрис из Гарварда, исследовал группу, содержавшую 714 участников. По его словам, анализ результатов тестирования также не выявил никакой пользы от слушания музыки. Чабрис высказал предположение, что действительной причиной лучшего выполнения задачи в эксперименте Шоу-Раушер было возбуждение, вызванное удовольствием от музыки Моцарта, а не изменения, произведённые ею в нервных сетях. При повышенном настроении люди лучше работают - это всем известно.

С другой стороны, некоторые скептики после более близкого знакомства с вопросом изменили своё отношение к эффекту Моцарта. Так, Луиз Хетланд из Гарвардского педагогического колледжа обработала весь объём полученных на данный момент результатов тестирований, в сумме включавших 1014 человек.

Полученные ею результаты были, естественно, более достоверны. Она нашла, что слушатели Моцарта обгоняли другие группы в исполнении поставленной задачи чаще, чем это могло быть объяснено чистой случайностью. При этом обнаруженный ею эффект был значительно слабее, чем у Шоу и Раушер. Но и этот небольшой эффект, по мнению Хетланд, производит значительное впечатление.

Для проверки своих предположений Раушер поставила специальный опыт над крысами, которые заведомо не обладают эмоциональной реакцией на музыку. Группа из 30 крыс была помещена в помещение, где в течение двух с лишним месяцев по 12 часов подряд звучала моцартовская соната до-мажор.

Оказалось, что после этого крысы пробегали лабиринт в среднем на 27 процентов быстрее и с меньшим на 37 процентов количеством ошибок, чем другие 80 крыс, развивавшиеся среди случайного шума или в тишине. По мнению Раушер, этот эксперимент подтверждает нейрологический, а не эмоциональный характер эффекта Моцарта.

Правда, Кеннета Стила (который, кстати, является специалистом по обучению животных) эти данные не убедили. Крысы должны реагировать на крысиный писк, а не на человеческую музыку, считает он.

С точки зрения современной эволюционной или психологической теории нет никаких причин, по которым крысиные мозги должны реагировать на Моцарта так же, как человеческие.

Раушер соглашается с тем, что, возможно, музыка может просто обеспечивать подопытным крысам более стимулирующую обстановку. Сейчас она начала новую серию опытов, в которой собирается сравнить крыс, посаженных на жёсткую моцартовскую „диету“, с их собратьями в других клетках, тоже получающими стимулирование, но в виде социальных контактов и крысиных „игрушек“, а не музыки.

Были получены и другие свидетельства воздействия моцартовской музыки на мозг. Нейролог из Медицинского центра при Университете штата Иллинойс (США) Джон Хьюс провел эксперимент на 36 тяжёлых эпилептических больных, которые страдали от почти постоянных припадков.

В процессе наблюдения за больными учёный включал музыку Моцарта и сравнивал энцефалограмму мозга до и во время воздействия музыки. У 29 больных из этой группы волны мозговой активности, возникающие во время приступа, становились слабее и реже вскоре после включения музыки.

„Скептики могут критиковать исследования, проведенные с помощью тестов IQ,- говорит Хьюс,- но здесь результаты объективны, они зафиксированы на бумаге: вы можете посчитать количество и амплитуду электрических волн, возбуждающих мозг, и наблюдать их уменьшение во время слушания Моцарта“.

Интересно отметить, что когда вместо Моцарта эти же больные слушали музыку некоторых других композиторов, популярные ритмы тридцатых годов или полную тишину, у них не наблюдалось никакого улучшения.

И это приводит к интригующему вопросу: почему именно Моцарт? Почему не Сальери, а также не Бах, Шопен или многие другие? Как мы уже упоминали в начале статьи, Гордон Шоу первым обратился к музыке этого композитора потому, что Моцарт начал сочинять свою музыку в раннем детском возрасте и поэтому она могла быть по своим ритмическим свойствам ближе к тем процессам, что происходят при возникновении нейронных сетей в детском мозгу. Но не нашли ли учёные другие, более объективные объяснения этого странного явления? Оказывается, такие объяснения существуют.

Тот же Гордон Шоу и его коллега из Лос-Анджелесского отделения Калифорнийского университета нейробиолог Марк Боднер использовали сканирование мозга с помощью магнитного резонанса (MRI), чтобы получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют на слушание музыки Моцарта, Бетховена („Элизе“) и поп-музыки тридцатых годов. Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры мозга (центр слуха), который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами, и иногда возбуждали части мозга, связанные с эмоциями.

Но только музыка Моцарта активизировала все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в моторной координации, зрении и высших процессах сознания и могут играть роль в пространственном мышлении.

В чём причина такого различия? Определенный свет на эту проблему могут пролить исследования уже упомянутого нейролога Джона Хьюса в сотрудничестве с музыковедами. Учёные проанализировали сотни музыкальных произведений Моцарта, Шопена и 55 других композиторов.

Результаты они представили в виде таблицы, в которой указывалось, как часто поднимаются и опускаются волны громкости музыкального звучания, продолжающиеся 10 секунд и более. Анализ показал, что более примитивная поп-музыка располагается в самом низу этой шкалы, в то время как Моцарт занимает в два-три раза более высокое место.

По предсказанию Хьюса, самую сильную реакцию в мозгу должны вызывать последовательности волн, повторяющихся каждые 20–30 секунд. Это предсказание основано на том, что многие функции центральной нервной системы также имеют цикличность в 30 секунд (такова, например, периодичность волн активности нейронных сетей).

Оказалось, что из всех проанализированных видов музыки именно в моцартовской пики громкости с частотой, наиболее близкой к 30 секундам, повторяются чаще, чем во всех остальных. Может быть, возникающий эффект можно сравнить с резонансом? На следующем этапе своей работы доктор Хьюс собирается проверить, действительно ли выбранные в соответствии с этим предсказанием отрывки музыки оказывают самый сильный эффект на мозг.

Но вернёмся к тем экспериментам, которые демонстрируют описанное выше позитивное воздействие музыки Моцарта на здоровых и больных людей. Все обнаруженные при этом улучшения имели кратковременный характер. С другой стороны, во всех этих экспериментах участвовали взрослые люди с уже сформировавшимся мозгом.

На этом основании некоторые исследователи высказали предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными сетями, слушание Моцарта может вызвать не только кратковременное, но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности. Такого мнения придерживается, в частности, психолог Френсис Раушер.

И действительно, Раушер как будто бы обнаружила такое влияние в процессе пятилетнего наблюдения за детьми. У детей, получавших уроки музыки в течение двух лет, улучшились способности к пространственному мышлению, причем этот эффект не исчезал со временем.

Раушер высказала предположение, что музыка может оказывать структурное влияние на образование нейронных цепей в детском мозгу. Из чего следовало, что музыкальное воздействие в детстве может дать человеку интеллектуальные преимущества во взрослом состоянии.

Изучение моцартовского эффекта на детях и другие эксперименты по воздействию на развитие детского мозга дали толчок широкому распространению в американском обществе идей так называемого детского детерминизма - теории, согласно которой первые три года жизни являются определяющими для умственного формирования ребенка. Родителей учили заботиться об образовании нейронных сетей в мозгу ребенка уже в самом раннем возрасте.

Начало этой новой кампании положил Роб Рейнер в книге под названием „Я ваш ребёнок“. Первые годы жизни остаются навсегда, сообщал он читателям. И это потому, что именно в первые годы жизни детский мозг образует триллионы синапсов (связей, соединяющих мозговые нервные клетки).

Следовательно, стимулирующие условия развития в раннем детском возрасте, до окончательного формирования мозговых структур, являются критичными для образования синапсов и тем самым для формирования умственных, музыкальных и артистических способностей.

Детский сад - это уже слишком поздно. Иначе говоря, согласно этой идее, наша судьба зависит не от генов и даже не от воспоминаний счастливого детства, а от тех первых трёх лет жизни, когда, предположительно, образуются нейронные сети в мозгу. Любая колыбельная песня, гульканье или ладушки вызывают вспышки вдоль нейронных путей, образуя базу для того, что впоследствии может стать талантом к искусству или любовью к футболу.

Не удивительно, что, получив такую информацию, миллионы родителей впали в панику. Подумать только, если вы пропустите критический младенческий возраст, пригодный для стимулирования интеллекта, ваш ребёнок может никогда не попасть в Гарвард! И вы будете в этом виноваты!

Подробной и последовательной критике „Мифа первых трёх лет“ посвятил свою одноимённую книгу Джон Бруер, президент Фонда Мак-Доннелла в Сан-Луисе (американский штат Миссури). Этот фонд финансирует исследования в области нейрологии и познания.

Бруер детально и последовательно проанализировал те аспекты развития детского мозга, которые уже были и ещё не были изучены исследователями, освещая при этом связи между исследованием, политическими соображениями и социальной политикой.

Прежде всего, он предостерегает от нежелательных последствий неоправданного шума, который окружает исследования „эффекта Моцарта“, и вообще от преувеличений, неизбежно сопровождающихся искажением того, что нейрологам сегодня известно о развитии мозга.

Шумиха вокруг „первых трёх лет“ заставляет родителей и работников образования уделять несоразмерно большое внимание тем „правильным“ условиям, стимулирующим развитие ребенка до трёхлетнего возраста, которые якобы обеспечат его дальнейшее интеллектуальное развитие.

Бруер утверждает, что „детский детерминизм“ основан на необоснованно расширенной интерпретации результатов определённых исследований головного мозга, на сильно завышенной оценке их значимости не только со стороны учёных, но и в особенности со стороны энтузиастов детского образования и их сторонников.

Одним из главных обоснований „детского детерминизма“ являются исследования, показывающие, что большинство нейронных соединений, или синапсов образуется в мозгу ребенка до трёхлетнего возраста.

Действительно, младенец рождается с относительно небольшим количеством синапсов, их количество резко увеличивается примерно до трёхлетнего возраста, затем уменьшается и к четырём-пяти годам стабилизируется, больше уже не меняясь на протяжении жизни человека. Эта картина не вызывает разногласий. Но „мифотворцы“ настаивают на том, что стимулирование образования синапсов, причём только в период их роста, закладывает основу интеллектуальных способностей на всю жизнь.

Такая интерпретация, говорит Бруер, представляется весьма сомнительной. Во-первых, нет никаких свидетельств того, что наличие большего количества синапсов улучшает способности к обучению.

Более того, повышенное количество синапсов может привести к затруднениям в обучении. Такое явление было обнаружено при изучении определённого синдрома, вызываемого наследственно передаваемым дефектом Х-хромосомы, который сопровождается психической неполноценностью и увеличенным количеством синапсов в мозгу.

Вдобавок к этому хорошо известно, что юность - возраст, когда количество синапсов уже неизменно,- является самым главным периодом для обучения и формирования характера и поведения. Сторонники „мифа трёх лет“ ссылаются также на то, что у лабораторных крысят, вырастающих в благоприятной обстановке, площадь коры головного мозга больше, чем у тех, кто развивался в скудных условиях.

Исследователи обнаружили также, что у таких крыс каждый нейрон имеет на 25 процентов больше синаптических связей. Эти данные не вызывают сомнений, но чуть более глубокий их анализ показывает, что значительные изменения в крысиных мозгах происходят в основном в зрительной зоне, которая не связана непосредственно с обучением. Таким образом, выводы о явной зависимости между синапсами и способностями являются, как минимум, слишком упрощенными.

Это утверждение находит своё обоснование в недавних замечательных открытиях нейробиологов, которые экспериментально обнаружили, что, вопреки прежним представлениям об окончательном формировании мозга в детском возрасте, мозг развивается в течение всей жизни, постоянно образуя новые нервные клетки.

Эта пластичность мозга обеспечивает нам возможность учиться в любом возрасте. Это не значит, конечно, что тяжёлые длительные лишения в раннем возрасте не окажут отрицательного воздействия на интеллект. Но долговременные наблюдения показали, что со временем даже и такое неблагоприятное начало может быть во многом скомпенсировано.

В вопросе о детском воспитании особое место занимает изучение языков. Большинство людей могут выучить языки и совершенствоваться в них в любом возрасте. Но детские годы считаются критичными для овладения вторым языком без акцента.

Новые исследования показывают, что от того, в каком возрасте человек учил язык, зависит, в каком регионе мозга он будет „храниться“. Впервые исследователи натолкнулись на эту мысль при работе с больными, перенёсшими частичный паралич мозга.

Характерен случай, происшедший с пациенткой североитальянской больницы. Больная Е. все свои 68 лет жизни говорила на родном североитальянском веронезском диалекте, очень отличающемся от стандартного итальянского - её второго языка, который она изучала в школе, но почти никогда не использовала. В результате инсульта больная лишилась речи и в течение двух недель не произнесла ни слова.

Потом дар речи вернулся к ней. Казалось, произошло полное восстановление. Но пришедшие навестить её родственники были поражены тем, что она отвечает им на своём втором, полузабытом, стандартном итальянском языке. На родном веронезском диалекте, на котором она говорила каждый день всю жизнь, она не могла произнести ни одной фразы, хотя и понимала обращавшихся к ней. Дело обстояло так, словно после того как болезнь „стёрла“ участок мозга, где был „записан“ родной, веронезский диалект, в работу вступил какой-то другой участок, вернувший в память давно забытый второй язык.

Этот и подобные случаи дали учёным основание предположить, что родной и выученный языки хранятся в разных участках мозга. При этом у истинно двуязычных людей, которые в детстве начали говорить на двух языках одновременно, схема их хранения в памяти отлична от хранения языков у тех людей, которые начали учить язык в возрасте после десяти лет.

Исследователи предполагают, что основы организации этих схем закладываются у детей очень рано, ещё до того, как они начинают говорить. Изучив, что происходит при этом в мозгу, учёные надеются объяснить, почему дети усваивают язык настолько лучше, чем взрослые. И, может быть, найти способ преодоления этого ограничения.

Дети могут воспринимать любой язык потому, что они различают любые звуки. Новорождённый ребёнок имеет неограниченный потенциал для восприятия языка. Дети могут освоить любой язык, на котором с ними говорят, и, в отличие от взрослых, различать любые звуки. Так, шестимесячный японский ребёнок ясно слышит разницу между звуками „р“ и „л“, в то время как взрослые японцы не различают эти звуки. И те звуки, которые ребёнок слышит регулярно, каким-то образом закрепляются в памяти, а остальные - стираются.

Мария Чеор из отдела исследования познавательных способностей мозга при Хельсинкском университете получила первые нейрофизиологические свидетельства того, что нейронные пути для восприятия звуков, специфичных для каждого языка, закладываются в возрасте до одного года.

Она измеряла активность слухового отдела мозговой коры с помощью электродов, прикладываемых к черепу. У шестимесячного ребёнка на фонограмме ясно различались все звуки, в то время как у годовалого некоторые различия стирались и воспринимались лишь звуки, характерные для того языка, который он слышал вокруг себя, то есть его родного языка.

Это наблюдение показывает, что ранний период (и даже, как видим, не до трёх лет, а до одного года), действительно, является критичным для восприятия языка, особенно его фонетических структур, которые составляют главный этап в изучении языка.

Короче говоря, после достижения десяти лет вы никогда не будете говорить на новом языке так же, как на родном. Правило это, однако, не абсолютно. Ведь мы знаем взрослых людей, которые в совершенстве овладели иностранными языками и даже говорят без акцента.

Сейчас нам достаточно заключить, что, как показывают новейшие эксперименты, языковые - а также некоторые визуальные - способности человека действительно формируются в некий „критический“ период раннего детства.

Но от этого до „мифа первых трёх лет“, как справедливо утверждает Джон Бруер, дистанция огромного размера.

Ал. Бухбиндер

Как создаются мифы? Можно ли монетизировать миф? Разбор полетов на примере мифа об «Эффекте Моцарта».
Зарождение мифа:

В 50-е годы прошлого столетия французский врач Альфред А. Томатис выдвинул гипотезу о возможности воздействия на мозг человека через его слух. Он предположил, что плавные тридцатисекундные переходы от «forte» (громко) к «piano»(тихо), которые Моцарт использовал в своих произведениях, совпадают с биоритмами в полушариях головного мозга. В 1991 году вышла его книга «Почему Моцарт?». В ней он сделал предположение, что музыка способна развивать и лечить мозг. Именно в этой книге он ввел понятие «Эффект Моцарта».

Признание мифа реальностью:

В 1993 году исследователи Френсис Раушер и Дэвид Шоу из Колумбийского университета изучили влияние музыки Моцарта на пространственное мышление человека. Они проиграли несколько сонат Моцарта группе испытуемых, после чего попросили их пройти стандартный тест на пространственное мышление. Результаты теста показали улучшение пространственного мышления, т.е. повышение концентрации внимания и скорости решения предложенных задач. Но этот эффект сохранялся только на протяжении 15 минут. Результаты этого исследования были опубликованы журналом Nature. При этом исследователи не делали никаких заявлений об улучшении показателя IQ в целом.

Популяризация мифа

Хотя исследование Раушера и Шоу показало лишь кратковременное улучшение пространственного мышления, их результаты были истолкованы общественностью и СМИ как «улучшение работы мозга в целом». В 1994 году музыкальный обозреватель Алекс Росс написал в New York Times статью под названием: «исследователи установили, что прослушивание Моцарта на самом деле делает вас умнее». А в 1997 году о результатах исследования
Раушера и Шоу упомянула газета Boston Globe.

Монетизация мифа:

В 1997 вышла книга Дона Кэмпбелла «Эффект Моцарта: сила музыки – исцелит тело, укрепит ум и раскроет творческий дух». В своей книге он утверждал, что прослушивание музыки Моцарта (особенно фортепианных концертов) не только улучшает работу мозга и делает человека умнее, но и оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние. Вслед за первой книгой, он тут же написал и вторую – «Эффект Моцарта для детей». В этой книге он рекомендовал проигрывать классическую музыку младенцам для улучшения их умственного развития. Свои высказывания, ссылаясь на исследование Раушера и Шоу, Кэмпбелл представлял как уже доказанные научные факты

По сути, он утверждал, что произведения Моцарта – волшебные «таблетки от всего». Они могут быть использованы для снятия стресса и депрессии, для расслабления и улучшения памяти, для лечения дислексии, аутизма и других психических и физических расстройств. Кроме того, он уверял, что точно знает, какие произведения Моцарта необходимо слушать для: «глубокого отдыха и омоложения», «развития интеллекта и обучения», «развития творчества и воображения». Одновременно с выходом книг он выпустил коллекцию аудиодисков с «правильной» подборкой произведений Моцарта.

В результате Кэмпбеллом был создана новый рынок, эксплуатирующий веру потребителей в существование «универсального лекарства». Товаром на рынке стали книги и сборники музыки, изданные вначале Кэмпбеллом, а потом – и его последователями.

Тяжелая артиллерия:

13 января 1998 года Зел Миллер, кандидат на пост губернатора штата Джорджии (США), в своем выступлении перед избирателями, заявил, что его проект бюджета штата будет включать в себя $105.000 в год для обеспечения каждого ребенка, родившегося в штате, кассетой или диском с записью классической музыки.

Опровержение мифа:

В 1999 году две группы исследователей подняли вопрос: существует ли «Эффект Моцарта» на самом деле? В статье «Прелюдия или Реквием по «Эффекту Моцарта», на основе анализа результатов нескольких исследований, Чабрис сообщил: «любое улучшение пространственного мышления, приписываемое «Эффекту Моцарта» слишком мало и не отражает изменения в IQ или способности логически мыслить в целом. Тем не менее, такое улучшение может помочь решить одну конкретную задачу. Но это связано с обычным явлением в нейропсихологии – возбудителями удовольствия и «Эффект Моцарта» здесь не при чем».

Правительство Германии, в свою очередь, также провело специальное исследование, посвященное изучению «Эффекта Моцарта». В своём докладе они сделали вывод: «...прослушивание Моцарта или любой другой музыки, которая вам нравится – не сделает вас умнее…»

Френсис Раушер, чьи результаты были опубликованы в журнале Nature и с кого, собственно, все началось, был одним из первых исследователей, отрицающих влияние музыки Моцарта на улучшения работы мозга в целом. В 1999 году в ответ на очередную статью об «Эффекте Моцарта», он написал: «Результаты нашего исследования о влиянии сонаты Моцарта К.448 на пространственно-временное выполнение задачи, вызвали не только большой интерес, но и несколько заблуждений…».

Миф умер, да здравствуй миф.

Несмотря на то, что существование «Эффекта Моцарта» в научной среде было опровергнуто достаточно давно, созданный Кэмпбеллом рынок, не только до сих пор жив, но и успешно развивается.

По запросу «Эффект Моцарта» поисковые системы выдают множество предложений купить книги и диски. На сайтах для будущих мам можно не только купить подборку дисков с «Эффектом Моцарта», но и записаться на семинар по этой теме. «Опытные психологи», за умеренную плату, предлагают свои услуги по подбору индивидуальных музыкальных программ для расслабления, улучшения памяти и лечения психических расстройств.

http://professionali.ru/Blogs/Post/22869024/

«Музыка способствует повышению концентрации, усиливает способность к интуитивному мышлению.»

Дон Кэмпбел

В середине прошлого века французский ученый и отоларинголог Альфред Томатис доказал: для крохи обладает магическими свойствами. Он дает ребенку чувство защищенности и уверенности, помогает расти и развиваться. Но что делать, если рядом нет родителей? В качестве заменителя Томатис предложил музыку Амадея Моцарта.

Фото © photo7ob.com

«Этот композитор — прекрасная мать. За 50 лет практики я перебрал большое количество композиторов. До сих пор продолжаю испытывать новые формы и виды музыкального искусства, такие как хоровое пение, народная музыка, классические произведения. Но сила Моцарта, особенно его скрипичных концертов, оказывает наиболее целительный эффект на человеческий организм.»
Альфред Томатис

Позднее исследования Томатиса подтвердили американские ученые. В конце прошлого века ученый Дон Кэмпбел такое целебное воздействие классики назвал эффектом Моцарта.

Почему же Моцарт?

Ученые пришли к выводу, что музыка Моцарта наилучшим образом подходит для малышей, и связывают это с тем, что сам композитор начал писать музыку в 4 года. В музыке Амадея Моцарта присутствуют плавные 20-30-секундные чередования «громко-тихо», а также много звуков высокой частоты, обладающих лечебным эффектом. Они развивают мышление и память, тренируют микроскопические мышцы среднего уха и нормализуют работу всего организма.

Музыка Моцарта способна оказать позитивное воздействие на любого человека. Однако в случае со взрослыми эффект длится всего лишь несколько минут. Психика детей гораздо восприимчивее. Некоторые ученые говорят даже о структурных изменениях мозга под влиянием классики. Так, американские психотерапевты в течение 5 лет вели наблюдения за маленькими детьми. Оказалось, что у малышей, которые 2 года посещали занятия музыкой, улучшились интеллектуальные способности и пространственное мышление.




Фото © pk.kiev.ua

Какими же целебными свойствами обладает классическая музыка?

3. Повышает интеллект и улучшает память.

Произведения Моцарта и других композиторов эпохи барокко увеличивают концентрацию внимания и успеваемость. Они активизируют оба полушария мозга, что способствует легкому и быстрому усвоению материала. Во время занятий хорошо устраивать 10-минутные музыкальные паузы, что поможет ребенку расслабиться. Психотерапевты также советуют записать ребенка в музыкальную школу — игра на любом инструменте улучшает память и развивает интеллект.

4. Успокаивает, способствует засыпанию.

На большинство взрослых длительное прослушивание произведения Баха действует как снотворное. успокаивает нервную систему, снижает давление, нормализует работу внутренних органов. В качестве снотворного малышам подойдет как классика, так и фольклор. Ребенку необходим Ваш голос: он успокаивает, дарит чувство защищенности. И в этом случае неважно, что Вы будете напевать: народную песню или произведения Моцарта.

А Вы знаете, что. ..

В детстве Жерар Депардье страдал от сильнейшего заикания. Его вылечил Альфред Томатис, который прописал будущему актеру слушать Моцарта 2 часа в день несколько месяцев подряд.