Ле Корбюзье. Афинская Хартия

Ле Корбюзье. Афинская Хартия

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии.
  2. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
  3. Развивать познавательную активность учащихся.
  4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

2. Рассмотрим на примерах нарушение экологического равновесия, причины его возникновения и последствия.

Экологическое равновесие между живой природой и неживой

Определим, как взаимосвязаны между собой живая и неживая природа. Слайд 5

По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было так? (Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду)

Как деревья давали реке воду? (Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки)

То есть происходил обмен: река питала растения, а растения - реку. И вот пришли люди и вырубили деревья. Что произойдет с рекой? (Не получая питания, река обмелеет и может совсем высохнуть)

Вывод: Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие.

Посмотрите, как все просто и как все сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями, и сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки”.

Посмотрите, как выглядит наша река Большой Иргиз. Слайд 6

Течет река издалека…
Как хорошо, когда река
И широка и глубока!
Над ней пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!

И, чтобы она осталась такой же красивой и полноводной, к ней надо относиться бережно.

Важно ли экологическое равновесие между живой и неживой природой? (Ответы детей)

3. Беседа “Экологическая пирамида”. Слайд 7

То же самое происходит и в пищевых связях между растениями и животными, между животными и животными. Давайте вспомним экологическую пирамиду.

Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке - множество желудей. Сова - это кто? (Хищник)

Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных.

А растениеядных животных - меньше, чем растений, которыми они питаются. Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки? (Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется много мышей)

А что произойдет, если сов будет очень много? (Они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста)

Вывод: Если в этой цепочке нарушить хотя бы одно звено - нарушится экологическое равновесие.

4. Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия.

Рассмотрим, важно ли равновесие между травоядными животными и хищниками

Послушаем сообщение о нарушении экологического равновесия между животными. Узнаем, чем полезны пауки. Приложение 3. Сообщение 1. Слайд 8

Если не будет пауков, что может произойти в природе? (Ответы детей)

К сожалению, ребята, проходя по лесу, часто нарочно обрывают паучьи сети, а увидев где-нибудь на дорожке бегущего паука, стараются его раздавить. Не надо! Пауки – это звено огромного и сложного животного мира, частью которого являемся мы сами. Все в этом мире заслуживает уважения. И пауки в том числе.

А сейчас послушаем сообщение обо всем известном насекомом. Слайд 9

Божья коровка – отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей (подсчитали ученые). Если человек начнет отлавливать божьих коровок за их красоту – будет распространяться тля, опасные насекомые – уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения.

- Как человек может нарушить экологическое равновесие?

Интересный материал нашёл в своем энциклопедическом словаре… (Имя ученика). Слайд 10

Нарушение экологического равновесия между животными

В районе станции Уваровка, под Москвой, в начале XX в. один помещик, чтобы увеличить в своих лесах численность дичи, на которую хотел охотиться, платил крестьянам премию за уничтожение хищных птиц. В результате резко сократилось поголовье рябчиков, тетеревов, глухарей. Хищники - естественные санитары. Уничтожая больных и слабых птиц, они препятствуют распространению среди них разных заболеваний, от которых погибает много птиц и их становиться меньше.

Здесь мы видим нарушение экологического равновесия между птицами.

Кто же нарушил это равновесие? К чему это привело? (Ответы детей)

Кто еще нашёл материал о нарушении экологического равновесия между животными? (Ответы детей)

1) Однажды рыбаки заметили, что в их улове стало попадаться много больных рыб. Причина оказалась простой: в реке выловили всех раков. А ведь раки уничтожают останки погибших животных, служат санитарами. И когда раков не стало, от погибших рыб заражались и здоровые... (Приложение 2. Рис.2.)

Кто нарушил равновесие в реке? К чему это может привести?

2) Очень бережно нужно относиться к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Эти животные не только интересны, но ещё и поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.. (Приложение 2. Рис.3.)

Какие животные поддерживают равновесие на лугу?

Работа по учебнику.

Прочитайте на стр. 142 в вашем учебнике под цифрой 4. Слайд 11

О каком происшествии в Австралии вы прочитали?

Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи? (В Австралии было нарушено экологическое равновесие между хищниками и травоядными животными.)

Важно ли экологическое равновесие между животными? (Ответы детей)

ФИЗМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.

5. Продолжение изучения темы урока.

1. Рассмотрим нарушение экологического равновесия между растениями

1) Рассказ ученика о нарушении равновесия между растениями. Слайд 12 . Рассказ о лесничем, который хотел навести порядок в лесу. (Приложение 3. Сообщение 2)

Здесь мы видим, как человек нарушает это равновесие.

Вырубка леса может привести к экологической катастрофе. Слайд 13

2) А сейчас послушаем рассказ о нарушениях экологической связи между грибами и деревьями. Слайд 14

Нужны ли лесу грибы (Приложение 3. Сообщение 3)

Нужны ли лесу грибы? Чем грибы помогли деревьям?

Важно ли экологическое равновесие? (Ответы детей)

2. Рассмотрим равновесие между животными и растениями.

1) По этому вопросу мы послушаем… (имя ученицы). Слайд 15

Рассказ о сойке и кедровке. (Приложение 3. Сообщение 4)

2) Кто приведет свои примеры нарушения равновесия между животными и растениями? (Ответы детей)

Вывод: Животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Нарушение равновесия между ними может привести к экологической проблеме.

6. Опираясь на свои знания и наблюдения, приведите примеры нарушения человеком экологического равновесия. (Ответы детей). Слайд 16

Сообщения учащихся:

1) Почему мутнеет вода в озере? (Приложение 3. Сообщение 5) Слайд 17

2) История о комарах и кошках. (Приложение 3. Сообщение 6) Слайд 18

ФИЗМИНУТКА. Слайд 19

Мы березку посадили,
Мы водой ее полили,
И березка подросла,
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила
И ребят поблагодарила.

Закрепление

Предлагаю объяснить такие экологические ситуации:

1) Некоторые промышленные предприятия спускают в водоемы отработанную неочищенную воду. Как это отразится на рыбном богатстве водоема? А на человеке? Слайд 20

2) Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых районах со скверами и парками? Слайд 21

3) Почему после уничтожения волков на Таймыре число больных оленей увеличилось во много раз? Слайд 22

Какой вы сделаете вывод из всего сказанного? Можно ли нарушать экологическое равновесие?

(Нельзя нарушать экологическое равновесие, это приводит к экологическим проблемам.)

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок

Почему важно экологическое равновесие?

Что делать, если экологическое равновесие уже нарушено? (Чтение отрывка из учебника с.142)

Выводы. Слайд 23

Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.

Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе, как одно зависит от другого. Тогда они смогут составлять достаточно точные экологические прогнозы и поступать так, чтобы не нарушать равновесия в природе.

Закончить наш урок мне хочется стихотворением Бориса Заходера “Про всех на свете”. (Читает подготовленный ученик). Слайд 24

Все-все на свете - на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны...
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд
Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки и мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц, только тогда Земля останется такой, как на ваших рисунках “Любимые уголки природы”.

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.

Домашнее задание

  1. Прочитать материал учебника на стр. 141, 142.
  2. Выполнить домашнее задание в тетради на печатной основе.

С развитием промышленности и современных технологий во всем мире остро стал вопрос нарушения экологического равновесия. Эта проблема достигла такого уровня, при котором решить ее практически невозможно. Многое из того, что было уничтожено, к сожалению уже не удастся восстановить.

Нарушение экологического равновесия между природными факторами и деятельностью человека - это Это означает, что баланс между окружающей средой и обществом нарушен. Такая ситуация может привести к гибели человечества.

Степень нарушения может быть разная. Загрязнение - это самый маленький урон, который был сделан окружающей среде. В этом случае, природа может сама справиться с проблемой. В течение определенного времени она восстановит баланс, при условии, что человечество перестанет наносит ей вред.

Вторая степень - нарушение экологического равновесия. Здесь биосфера утрачивает свою способность к самовосстановлению. Для того, чтобы баланс пришел в норму, необходимо вмешательство человека.

Последняя стадия - самая опасная, и называется предел, при котором, восстановить первозданную экосистему становиться невозможным. Это экологическая катастрофа, к которой приводят необдуманные действия человека и его непозволительное уничтожение окружающей природы. Этот факт уже имеет место в некоторых районах земного шара.

Нарушение экологического равновесия - причины и последствия

Причины нарушения экологического равновесия связаны с развитием науки и техники. Неэкономичная трата природных ресурсов, вырубка лесных массивов, загрязнение водоемов - это то, из-за чего происходит экологическая катастрофа. Нанося вред природе, человек подвергает опасности свое существование. Это порождает большие неприятности человечества: демографический кризис, голод, нехватка природных ископаемых и уничтожение окружающей среды. Необоснованная ведет к исчезновению животных и птиц. Это приводит к изменению экологического равновесия. Если человечество не станет восстанавливать уничтоженные насаждения и не займется охраной вымирающих животных, то это приведет и к гибели человечества. Пока что эти проблемы можно решить.

Нарушение экологического равновесия в городе самое масштабное. Строительство зданий и вырубка парков приводят к засорению окружающей среды. Большое количество транспорта и отсутствие зеленых насаждений способствуют накоплению смога и углекислого газа. Вследствие этого происходит рост количества больных людей среди городского населения.

Развитие промышленности привело к увеличению вредных выбросов в атмосферу. Не многие руководители предприятий и заводов заботятся о защите окружающей среды. При таком положении дел человечество ожидает экологическая катастрофа.

Сейчас во многих странах остро поднимают вопросы защиты окружающей среды. Руководители стран и экологические комитеты обеспокоены изменениями, происходящими в природе. Многие производители налаживают экологически чистое производство. Так, например, стали выпускать электромобили, абсолютно безопасные для окружающей среды. Особо важным моментом является переработка отходов. Этот вопрос нуждается в немедленном решении. Многие страны всерьез занялись утилизацией и переработкой отходов жизнедеятельности человека. Очистить планету от мусора - это один из путей восстановления баланса между природным миром и обществом.

Каждый человек в ответе за свои действия. Загрязняя окружающую среду, мы наносим в первую очередь вред собственной жизни. Если все люди будут соблюдать определенные правила, которые поспособствуют сохранению природы, то можно надеяться, что экологическая катастрофа перестанет быть угрозой человечеству.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Одно из хитроумных приспособлений, которым природа одарила кактусы, - колючки. (2) ______ они помогают растениям выжить в жарких и засушливых областях Южной и Северной Америки: острые и растопыренные колючки защищают растения от поедания животными, густые и плотно прилегающие - спасают от перепадов суточных температур, длинные и толстые - создают, подобно жалюзи, тень, а нектар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей. (3) Также колючки помогают кактусам переносить засуху, поскольку конденсируют пар и удерживают капельки росы и дождя.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Разные виды колючек защищают кактусы в жарких и засушливых областях Америки от животных и перепадов температур, создают тень и привлекают насекомых-опылителей, а также конденсируют водяной пар и удерживают влагу.

2. Острые и растопыренные колючки защищают растения от поедания животными, густые и плотно прилегающие спасают кактусы от перепадов суточных температур, длинные и толстые создают тень.

3. Защищая от животных и перепадов температур, создавая тень и привлекая насекомых-опылителей, конденсируя водяной пар и удерживая влагу, разные виды колючек помогают кактусам выжить в засушливых областях Америки.

4. Нектар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей, благодаря чему так много кактусов в жарких и засушливых областях Америки.

5. Колючки, являясь одним из хитроумных приспособлений, которым природа одарила кактусы, спасают эти растения от поедания животными, от перепадов температур, а также создают тень.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Следовательно

4. Иными словами

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЛАСТЬ, -и, ж.

1. Крупная административно-территориальная единица. Московская область.

2. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая область науки.

3. Часть страны, территории. Северные области Европы.

4. Отдельная часть организма. Боли в грудной области.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый

сОгнутый

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Все растущие вокруг кусты и ёлочки были в паутинках, и каждая паутинка была унизана крошечными ВОДЯНЫМИ жемчужинами.

2. В этом году сборная школы по футболу ВОСПОЛНИЛАСЬ двумя новыми игроками - учениками одиннадцатого класса.

3. Сначала необходимо ВЫДЕЛИТЬ заархивированный файл, а затем перейти в режим просмотра архива с помощью кнопки «просмотр».

4. Тяжёлые, ГЛИНИСТЫЕ почвы, пониженные участки рельефа, торфяники непригодны для выращивания войлочной вишни.

5. Скамейка - незаменимый атрибут в дизайнерском решении при оформлении территории, ведь на красивой, удобной, ДОБРОТНОЙ скамейке всегда приятно отдохнуть.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПЯТИСОТЫЙ посетитель

ГЛУБОЧАЙШИЙ в мире

БОЛЕЕ ШИРОКО

ИХНИЕ заботы

молодые ИНЖЕНЕРЫ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Создавая пейзажные зарисовки, художниками запечатлевается красота России. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Те, кто знает больше в силу своего образования или увлечённости, будет восполнять пробелы других. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Благодаря антибиотиков многие заболевания перестали быть смертельно опасными для человека. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Рука гравёра с инструментом, как правило, двигается мало: лежащая на специальной подушке, перемещается пластина. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

водор..cлевый

предпол..жение

подск..чить

соб..рательный

г..ристый

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..высил, пр..тушить

р..зойтись, от..брать

бе..шумный, во..петь

о..гибал, по..стеречь

пр..чал, пр..возмочь

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

расстра..ваться

пр..чудливый

опрометч..вый

устар..вать

вздраг..вать

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

разруш..нный

отча..шься

неумолка.. мый

выглаж..нный

рассерд..шься

12

Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Огромная по площади могущественная Римская империя, на территории которой в наши дни находится более тридцати государств, (не)могла существовать без дорог.

2. Работа Юрия Кнорозова о расшифровке письменности майя была настолько впечатляющей, что молодому учёному присвоили звание (не)кандидата, а сразу доктора наук.

3. (Не)смотря на препоны, из века в век печатная книга набирала силу: типографские станки совершенствовались, а бумага дешевела.

4. (Не)выходя из дома, сегодня можно записаться на приём к врачу в поликлинику, подать заявление на получение установленных законом пособий и компенсаций.

5. На столе лежали ещё (не)распечатанные письма.

13

Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1)(ПО)ВИДИМОМУ, человек с большим интересом и даже восторгом относится к бабочкам, ПОТОМУ(ЧТО) бабочки - настоящее чудо природы, может быть, одно из лучших её творений. 2)Современная европейская цивилизация зародилась и выросла (ВО)КРУГ Средиземного моря, и достаточно взглянуть на карту или на глобус, ЧТО(БЫ) понять: это уникальные места. 3)Древние римляне славились умением строить первоклассные дороги, (ПРИ)ЧЁМ делали их (НА)ВЕКА: часть дорожной сети, построенной ими два тысячелетия назад в Европе, использовалась по прямому назначению вплоть до начала XX века! 4)Архимед, (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, умел ценить красоту геометрических фигур и математических формул, ТАК(ЧТО) неслучайно не катапульта и не горящая галера украшают его могилу, а изображение шара, вписанного в цилиндр. 5)Созданию в теплице благоприятного для растений микроклимата (ВО)МНОГОМ способствует каменная стена дома, которая нагревается (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Известны многочисле(1)ые публикации о неожида(2)ом изобретении Дагера, которое было запатентова(3)о в Англии, Австрии и Германии, где открывались бесчисле(4)ые фотостудии и любители осваивали методику дагеротипии.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Интерьеры дворца украсили позолоченная резьба и лепнина причудливые зеркала расписные плафоны изразцовые печи.

2) Городская интеллигенция и работники музеев приложили немало усилий для сохранения старинной городской застройки а также памятников старины.

3) Древний Городец известен не столько почтенным возрастом жителей их отвагой и успехами здешних купцов и промышленников сколько мастерами-ремесленниками.

4) Художники Городца на гладко обструганных досках изображали всадников и кареты с барынями деревенских франтов и гарцующих лошадей волшебные цветы и сказочных птиц.

5) Современную Красную площадь невозможно представить без яркого нарядного девятиглавого Покровского собора.

16

Учёные считают, что обнаружены метеориты и астероиды (1) представляющие собой осколки (2) некогда существовавшей в солнечной системе крупной планеты (3) совершавшей своё движение (4) вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С помощью Академии наук Россия (1) поистине (2) осознала себя на всём пространстве от Петербурга до Камчатки, выяснила свою замечательную историю, упорядочила русский язык и создала свою (3) без сомнения (4) великую науку, поэзию и литературу.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Насыщенная деловая программа (1) в рамках (2) которой (3) были организованы семинары по актуальным вопросам обучения с использованием новейших технологий (4) по традиции сопровождала выставку компьютерной техники.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Для лодки существует некоторый предельный угол наклона (1) и (2) если вовремя лодку не выровнять (3) то она становится неуправляемой (4) что может привести к тяжёлым последствиям.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Драматург рассказал о новой постановке и о том, что развитии сюжета нас ожидает немало неожиданных сюрпризов.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)По возвращении из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне всякой древесной разностью, рябинами и калинами. (2)Одну рябинку, угнездившуюся возле обочины современной бетонной дороги, на крутом заносе давило колёсами машин, царапало, мяло. (З)Решил я её выкопать и увезти в свой одичавший огород.

(4)Осенью дело было. (5)На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятые розетки ягод. (6)Посаженная во дворе, под окном, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. (7)И каждое лето, каждую осень украшалась одной-двумя розетками, и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась - глаз не оторвать! (8) А коли осень тёплая выпадала, рябинка пробовала цвести по второму разу.

(9)Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте я посадил ещё четыре рябинки. (10)Эти пошли вширь. (11)Едва одну-две розетки ягод вымучат, зато уж зелень пышна на них, зато уж листья роями, этакие вальяжные барышни с городских угодий.

(12)А дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (13)Одной осенью особенно уж яркая на ней ягода выросла. (14)И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (15)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (16)Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили деревце, а на те, что из питомника, даже и не присели.

(17)Думал я, потом, когда корма меньше по лесам и садам останется, птицы непременно прилетят. (18)Нет, не прилетели. (19)В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинку-дичку и по-прежнему на те питомниковые деревца, лениво вымучивающие по несколько розеток, так ни разу и не позарились.

(20)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (21)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек. (22)Да и я однажды пощипал с розеток ярких плодов. (23)Крепки, терпки, тайгою отдают - не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таёжный сохранило.

(24)А вокруг рябины и под нею цветы растут - медуница-веснянка. (25)На голой ещё земле, после долгой зимы радует глаз. (26)Первое время густо её цвело по огороду, даже из гряд кое-где выпрастываются бархатные листья - и сразу цвесть, стебли множить. (27)Следом календула выходит и всё-то лето светится горячими угольями там и сям, овощи негде растить. (28)Тётка моя невоздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну по-чёрному бранить медуницу с календулой. (29)Я - доблестный хозяин - к тётке присоединился.

Прежде всего, общество в определённой мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Общество в ходе своей жизнедеятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью. Наконец, следует подчеркнуть, что общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Таким образом, воздействие общества на природу разнообразно не только по конкретному содержанию освоения богатств природы. Это воздействие разносторонне и по своей направленности на развитие природы: какие-то её возможности оно развивает и совершенствует, а какие-то разрушает. Одним словом, это воздействие представляет собой единство созидания и разрушения.

Сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности природы, неостановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой – это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке – новое сопротивление природы. Видимо,
в этом нарастании сопротивления природы и кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества.

Одним словом, природа в своём противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь – оно много «недоберёт» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберёт» в своем преобразовательном рвении, то, в конечном счете, также придёт к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.

В ХХ веке, в период научно-технической революции, масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу.

(По материалам интернет-издания)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие два проявления противоречивого воздействия общества на природу рассмотрены в тексте?
3. С какой целью общество изменяет природную среду? Как, по мнению автора, сопротивление природы воздействию человека связано с развитием общества?
4. Какие два барьера, по мнению автора, ставит перед человеком природа? Проиллюстрируйте примером авторский призыв к соблюдению меры
в преодолении этих барьеров.
5. Как автор оценивает результаты материальной деятельности человека в ХХ в.? С каким общественным процессом он связывает эти результаты? Используя факты общественной жизни, приведите аргумент, подтверждающий позицию автора.
6. Многие современные общественные деятели призывают общество изменить отношение к природе. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три возможных направления этого изменения.

Вариант № 3041198

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ответ:

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Акция, облигация, вексель, ценная бумага, чек.

Ответ:

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к политическим институтам.

2) парламентаризм

3) собственность

6) университет

Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Ответ:

Выберите верные суждения о формационном подходе к изучению общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Формационный подход к изучению общества был наиболее полно сформулирован К. Марксом и Ф. Энгельсом.

2) В рамках формационного подхода ведущая роль в развитии общества отводится идеологическим и культурным фактором.

3) Формационный подход описывает развитие общества как движение от более низкой к более высокой ступени.

4) Формационный подход предполагает всеобщий характер законов общественного развития.

5) Формационный подход делает акцент на уникальности и многообразии различных географических и исторических форм общества.

Ответ:

Установите соответствие между религиями и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В Г Д

Ответ:

В стране Z создан Центр изучения глобальных экологических проблем. Какие проблемы могут стать объектом изучения в данном центре? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) проблема «Север-Юг»

2) потепление климата

3) повышение уровня Мирового океана

4) распространение вируса СПИДа

5) озоновые дыры

6) глобальное перенаселение

Ответ:

Выберите верные суждения об экономических кризисах и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Экономический кризис является неотъемлемой частью экономического цикла.

2) Экономические кризисы характерны для всех типов экономик.

3) Экономический кризис характеризуется резким падением объёмов производства.

4) Экономический кризис характеризуется ростом безработицы и падением реальных доходов населения.

5) Экономический кризис всегда характеризуется высокой инфляцией.

Ответ:

Установите соответствие между объектами изучения экономической науки и её разделами.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

В стране Т преобладает интенсивный путь развития экономики. Какие факторы из перечисленных ниже указывают на это? Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) рост производительности труда

2) низкая инфляция

3) рост занятости

4) рост сбережений населения

5) увеличение доли высокотехнологичных товаров в экспорте

6) распространение ресурсосберегающих технологий

Ответ:

Ответ:

Выберите верные суждения о моральных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) В основе моральных норм лежат общественные представления о добре и зле.

2) Нормы морали складываются постепенно в процессе развития общества.

3) Нормы морали формализуются в нормативно-правовых актах.

4) Нормы морали различаются в разных социальных группах.

5) Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государственного принуждения.

Ответ:

Среди разных возрастных категорий населения страны Z был проведён социологический опрос на тему: «Каким социальным институтам Вы доверяете больше всего?» Его результаты отражены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Во всех возрастных группах школа пользуется наименьшим доверием.

2) Больше всего доверяют церкви представители старшей возрастной группы.

3) Уровень доверия к школе в средней возрастной группе выше, чем в других группах.

4) Семья пользуется наибольшим доверием во всех возрастных группах.

5) Уровень доверия к школе и церкви во всех возрастных группах примерно одинаков.

Ответ:

Выберите верные суждения о президентской республике и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Президент избирается парламентом.

2) Президент возглавляет исполнительную ветвь государственной власти.

3) Правительство несёт ответственность как перед президентом, так и перед парламентом.

4) Президент не имеет права вето в отношении законов, принятых парламентом.

5) Президент не обладает правом роспуска парламента.

Ответ:

Установите соответствие между полномочиями и органами государственной власти Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Партия N выступает за сохранение существующей политической системы и экономического уклада. Какие ещё положения программы партии N свидетельствуют о том, что она придерживается консервативной идеологии? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) активная внешняя политика

2) защита традиционных религиозных и национальных ценностей

3) снижение налогов на крупный бизнес

4) поддержка развития науки и образования

5) естественный характер социального неравенства

6) обеспечение прав и свобод человека и гражданина

Ответ:

Какие обязанности установлены для граждан Конституцией Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) платить законно установленные налоги и сборы

2) трудиться на благо общества

3) получать среднее общее образование

4) сохранять природу и окружающую среду

5) защищать Отечество

Ответ:

Выберите верные суждения о дисциплинарной ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Дисциплинарная ответственность возникает в случае нарушения работником трудовой дисциплины.

2) Совершение работником дисциплинарного проступка всегда влечёт за собой применение к нему мер дисциплинарной ответственности.

3) Наложение дисциплинарного взыскания всегда оформляется письменным приказом работодателя.

4) Работодатель может применять к работнику любые меры дисциплинарной ответственности, не запрещённые законом.

5) Работник может оспорить наложенное на него дисциплинарное взыскание.

Ответ:

Установите соответствие между юридическими фактами и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

В отношении Михаила Романова возбуждено уголовное дело по обвинению в причинении тяжкого вреда здоровью. При каких условиях Михаил НЕ подлежит уголовной ответственности? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Вред причинён в состоянии аффекта.

2) Вред причинён в состоянии необходимой обороны.

3) Вред причинён в состоянии крайней необходимости.

4) вред причинён в состоянии алкогольного опьянения

5) Вред причинён в состоянии невменяемости.

6) Вред причинён в силу стечения тяжёлых жизненных обстоятельств.

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Социальное ____________(А) характеризует различия в положении по отношению друг к другу людей и их объединений. Оно существовало в обществе на разных ступенях его развития, но для каждого периода были и определённые, присущие именно данной эпохе черты и признаки. Люди в обществе, как мы знаем из истории, не были равны по своему положению, всегда существовало разделение на богатых и бедных, уважаемых

и презираемых, достигших успеха и неудачников.

Для древнего и средневекового общества было характерно деление на ______________(Б), то есть группы людей, обладающих определёнными правами и _____________(В), передающимися по наследству. Некоторые из таких групп имели _____________(Г) - особые права, возвышающие этих людей и позволяющие им жить за счёт других. Примером может служить дворянство в Российской империи. И, напротив, подавляющее большинство людей в стране были лишены даже элементарных человеческих прав. Крепостные крестьяне являлись собственностью помещиков, их можно было продавать и покупать, причём даже детей отдельно от родителей.

С началом промышленной революции структура общества изменилась, основными социальными группами становятся ___________(Д). Новое деление осуществляется, прежде всего, по месту людей в экономической системе, по отношению к _______________(Е), по размеру получаемых ими доходов. Такая социальная принадлежность не передаётся по наследству, социальная мобильность никак не регламентируется, многое зависит от самого человека.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:


(К. С. Гаджиев )

Какие три цели государственного суверенитета указаны автором? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну цель государственного суверенитета, не указанную в тексте.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Какие три принципа суверенитета называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из названных принципов реализуется в деятельности государства.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

29.1 Философия: «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика». (Л. Фейербах)

29.2 Экономика: «Конкуренция - это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидов». (Ф. Хайек)

29.3 Социология, со­ци­аль­ная психология: «Личностью не родятся, личностью становятся». (А. Н. Леонтьев)

29.4 Политология: «Мораль без политики бесполезна. Политика без морали бесславна». (А. П. Сумароков)

29.5 Правоведение: «На суде исследуется не только то, что добыто на предварительном следствии, но и как оно добыто». (А. Ф. Кони)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.