Куприн олеся тема и идея произведения. А

Куприн олеся тема и идея произведения. А

«Олеся» – история трагической любви молодого барина и простой девушки Олеси, которая с самого начала была обречена на печальный конец.

Краткое содержание «Олеся» для читательского дневника

Время и место сюжета

Действие повести происходит в конце XIX века в деревне Переброд Волынской губернии, на окраине Полесья.

Главные герои

Иван Тимофеевич - молодой барин, добрый, отзывчивый, чуткий молодой человек, без предрассудков.

Олеся - красивая, открытая, добрая девушка, необразованная, считающая себя колдуньей.

Мануйлиха - бабушка Олеси, замкнутая, недоверчивая женщина, которую местные жители считали злой ведьмой.

Ярмола - слуга молодого барина.

Сюжет

Повествование ведется от лица молодого барина Ивана Тимофеевича, писателя, которого судьба забросила в глухую деревушку на окраине Полесья. Единственным его развлечением была охота, да попытки обучить грамоте своего слугу Ярмолу. От него же барин узнал, что неподалеку живет самая настоящая ведьма. Ярмола рассказал, как в селе невесть откуда появилась женщина по имени Мануйлиха, но вскоре она была изгнана за свою связь с нечистой силой.

Вскоре Ивану довелось лично познакомиться с таинственной колдуньей. Заблудившись в лесу во время охоты, он набрел на избушку, хозяйкой которой оказалась та самая Мануйлиха. Иван попросил ее погадать, но в самый разгар гадания появилась внучка колдуньи - молодая темноволосая красавица Олеся.

В мыслях Ивана прочно засел образ красивой девушки и, как только просохли дороги, он вновь отправился к избушке Мануйлихи. Барин попросил Олесю погадать ему, и девушка призналась, что уже дважды раскидывала на него карты. Она рассказала, что молодому человеку выпадает великая любовь, но сам он принесет много горя той, кто его полюбит.

С этого дня Иван стал частым гостем в лесной избушке. Его привлекала не только красота Олеси, но и ее пытливый, самобытный ум и чистая душа. Постепенно между молодыми людьми возникло чувство глубокой привязанности.

Однажды Иван застал Мануйлиху и ее внучку очень расстроенными - местный урядник, угрожая тюрьмой, приказал им покинуть избушку в течение суток. Барину удалось задобрить урядника, и тот пообещал оставить в покое женщин, которых ненавидели и боялись местные жители.

Олеся поначалу пыталась уйти от судьбы, но когда поняла, что это невозможно, призналась в любви Ивану. Ее чувства были взаимны, однако девушку все еще мучили дурные предчувствия после гадания. Герой хотел жениться на своей возлюбленной и увезти ее с собой, однако Олеся отказалась - она не хотела портить жизнь молодому, образованному барину из знатной семьи.

Однажды Олеся назначила Ивану встречу в церкви, но тот задержался по делам службы, и опоздал. Он узнал, что местные женщины, увидев молодую колдунью в церкви, до полусмерти избили ее. Чудом вырвавшись, Олеся прокляла их и убежала. Иван бросился в лесную избушку. Олеся, охваченная лихорадкой, сообщила, что ей с бабкой нельзя здесь больше оставаться, и она видит Ивана в последний раз.

Той же ночью на деревню обрушился сильный град, который побил весь урожай у селян. Утром Ярмола разбудил барина и настоял на том, чтобы тот как можно быстрее покинул деревню. Местные жители не сомневались, что град был наслан колдуньями из мести. Желая предупредить Олесю об опасности, Иван помчался в избу, но застал лишь следы поспешного бегства и красные бусы Олеси - единственно напоминание о ее безграничной любви…

Вывод и свое мнение

Автору удалось провести четкую грань между детьми природы - Олесей и ее бабушкой, и людьми, испорченными цивилизацией. Открытая, прямолинейная, не признающая условности Олеся уж слишком не похожа была на простых селянок, которые и возненавидели ее за это. Она не вписывалась в общество, но была невероятно гармонична в условиях дикой природы. Яркой вспышкой озарила ее жизнь любовь к Ивану, но в дальнейшем она была обречена на одиночество.

Главная мысль

Человек становится искренним, открытым, настоящим только на лоне природы, вдали от цивилизации и предрассудков.

Авторские афоризмы

«…разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильней…»

«…человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная…»

«…Судьбу нельзя два раза пытать… Не годится… Она узнает, подслушает… Судьба не любит, когда ее спрашивают. Оттого все ворожки несчастные…»

Толкование непонятных слов

Полесовщик – лесной сторож, лесничий.

Паныч – молодой барин, барчук.

Крепостничество – крестьянская зависимость от помещика, государства.

Облобызать – поцеловать, расцеловать.

Половицы – доски, часть деревянного пола.

Новые слова

Ксендз – польский католический священнослужитель.

Карболка – бесцветная, прозрачная жидкость, обладающая своеобразным запахом, сильный антисептик.

Браконьер – человек, занимающийся недозволенной охотой на чужой земле.

Тест по повести

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1252.


1) Проблема толерантности \ жестокости.

Местные крестьяне считают Олесю и ее бабку Мануйлиху колдуньями, поэтому жители деревни готовы обвинить их во всех своих бедах. Однажды людская ненависть заставила их уйти с насиженного места, и теперь у Олеси единственное желание, чтобы их оставили в покое.

2) Проблема одиночества.

Олесю и ее бабку Мануйлиху местные жители не принимают в свои ряды, считая их колдуньями. Из-за этого бедные женщины вынуждены жить в избушке, которая находится в лесу, подальше от деревни и ее жителей.

3) Проблема трагической любви.

Иван Тимофеевич, нерешительный и осторожный, не может пойти против правил своей среды. Он не умеет заботиться о других. Однажды он ставит Олесю перед выбором между собой и ее бабушкой. то приводит к необходимости девушки и ее родственницы покинуть деревню, ибо им грозит опасность со стороны местных жителей.

4) Проблема влияния красоты природы на человека.

Олеся выросла в гармонии с природой. Благодаря этому в ней развиты различные таланты, например, врачевание. Она обладает не только физической, но и духовной красотой. Жизнь в уединении с природой наделила девушку любознательностью. Город и цивилизация являются воплощением человеческих пороков для Олеси.

5)Проблема образования.

Полесовщик Ярмола хорош в ведении хозяйства, но грамоте не обучен. По его словам, грамотных людей в деревне нет. Ярмола просит Ивана Тимофеевича обучить его письму, чтобы уметь расписаться за всю деревню в случае необходимости.

Обновлено: 2018-03-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Александр Иванович Куприн - замечательный мастер слова. Он сумел отразить в своем творчестве самые сильные, возвышенные и тонкие человеческие переживания. Любовь - это прекрасное чувство, которым проверяется человек, как лакмусовой бумагой. Способностью глубоко и искренне любить обладают далеко не многие. Это удел сильных натур. Именно такие люди привлекают внимание писателя. Люди гармоничные, живущие в ладу с собой и природой, являются идеалом писателя, именно такую героиню он выводит в повести “Олеся”.

Простая полесская девушка живет в окружении природы. Она слушает звуки и шорохи, “понимает” голоса животных, вполне счастлива своей жизнью и свободой. Она самодостаточна. Ей хватает того круга общения, который у нее есть. Окружающий ее лес Олеся знает и понимает, она читает природу как загадочную и интересную книгу. “Обеими руками она бережно поддерживала полосатый передник, из которого выглядывали три крошечных птичьих головки с красными шейками и черными блестящими глазенками. - Смотри, бабушка, зяблики опять за мною увязались, - воскликнула она, громко смеясь, - посмотри, какие смешные... голодные совсем. А у меня, как нарочно, хлеба с собой не было”.

А вот столкновение с миром людей несет Олесе, похоже, одни невзгоды и переживания. Местные крестьяне считают Олесю и ее бабку Мануйлиху колдуньями. Они готовы обвинить во всех бедах этих бедных женщин. Однажды людская злоба уже согнала их с насиженного места, и теперь у Олеси единственное желание, чтобы их оставили в покое:

Как бы нас с бабкой вовсе в покое оставили, так лучше было бы, а то...

Но жестокий мир людей не знает пощады. Олеся по-своему умна и прозорлива. Она прекрасно знает, что несет ей встреча с городским жителем, “панычем Иваном”. Любовь - прекрасное и возвышенное чувство - оборачивается гибелью для этой “дочери природы”. Она не вписывается в окружающий мир злобы и зависти, корысти и лицемерия.

Необычность героини, ее красота и независимость внушают окружающим людям ненависть, страх, злобу. Все свои несчастья и беды крестьяне готовы вымещать на Олесе и Мануйлихе. Их безотчетный страх перед “ведьмами”, коими они считают бедных женщин, подогревается безнаказанностью за расправу над ними. Приход Олеси в церковь - это не вызов селу, а желание примириться с окружающим миром людей, понять тех, среди которых живет ее возлюбленный. Ненависть толпы родила ответную. Олеся грозит селянам, избившим и оскорбившим ее: - Хорошо же!.. Вы еще у меня вспомните это! Вы еще все наплачетесь досыта!

Теперь примирения быть не может. Правота оказалась на стороне сильных. Олеся - хрупкий и прекрасный цветок, которому суждено погибнуть в этом жестоком мире.

В повести “Олеся” Куприн показал неизбежность столкновения и гибели естественного и хрупкого мира гармонии, когда он соприкасается с жестокой реальностью.

Олеся - «цельная, самобытная , свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины», а Иван Тимофеевич - «человек хотя добрый, но только слабый». Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич - образованный человек, писатель, приехавший в Полесье «наблюдать нравы», а Олеся - «ведьмака», необразованная девушка, выросшая в лесу.Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга. Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина. Ее любовь вызывает у меня восхищение, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически.

А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось: побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не ходила в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…» Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь мешала ему жениться на ней: «Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса».

Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича - это трагедия людей, которые «выломились» из своей социальной среды. Трагична судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей. И, как известно люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто от них отличается. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.

Нельзя не сказать также о литературном мастерстве А. И. Куприна. Перед нами картины природы, портреты, внутренний мир героев, характеры, настроения -все это глубоко поразило меня. Повесть «Олеся» - это гимн прекрасному первозданному чувству любви и олицетворение самого прекрасного и дорогого, что может быть в жизни любого из нас.

В конце девятнадцатого века А.И. Куприн был управляющим имением в Волынской губернии. Под впечатление от прекрасных пейзажей того края и от драматической судьбы его жителей, он написал цикл рассказов. Украшением этого сборника стала повесть «Олеся», рассказывающая о природе и настоящей любви.

Повесть «Олеся» - одно из первых произведений Александра Ивановича Куприна. Оно поражает своей глубиной образов и необычным сюжетным поворотом. Эта повесть уносит читателя в конец девятнадцатого века, когда старый уклад русской жизни столкнулся с необычайным техническим прогрессом.

Произведение начинается с описания природы края, куда по делам имения приехал главный герой Иван Тимофеевич. На улице зима: метели сменяют оттепели. Уклад жителей Полесья кажется Ивану, привыкшему к городской суете, необычным: в деревни до сих пор царит атмосфера суеверных страхов и боязнь нововведении. Время как будто остановилось в этом селении. Неудивительно, что именно здесь главный герой встретил колдунью Олесю. Их любовь изначально обречена: слишком разные герои предстают перед читателем. Олеся – полесская красавица, гордая и решительная. Во имя любви она готова пойти на многое. Олеся лишена хитрости и корысти, ей чуждо себялюбие. Иван Тимофеевич же наоборот неспособен на принятие судьбоносных решений, в повести он предстает как человек несмелый, неуверенный в своих поступках. Он до конца не представляет своей жизни с Олесей, как с супругой.

С самого начала Олеся, обладающая даром предвиденья, чувствует неизбежность трагического конца их любви. Но она готова принять всю тяжесть обстоятельств. Любовь дарит ей уверенность в собственные силы, помогает выстоять все тяжести и невзгоды. Стоит заметить, что в образе лесной колдуньи Олеси А. И. Куприн воплотил свой идеал женщины: решительной и мужественной, бесстрашной и искренне любящей.

Фоном отношений двух главных героев повести стала природа: она зеркально отражает чувства Олеси и Ивана Тимофеевича. Их жизнь на мгновение превращается в сказку, но только на мгновение. Кульминацией повести становится приход Олеси в деревенскую церковь, откуда местные жители прогоняют ее. Ночью этого же дня разгорается страшная гроза: сильный град уничтожил половину урожая. На фоне этих событий, Олеся с бабушкой понимаю, что суеверные селяне непременно обвинят в этом их. Поэтому они решают уйти.

Последний разговор Олеси с Иваном происходит в избушке в лесу. Олеся не говорит ему, куда уходит и просит, чтобы он не искал ее. В память о себе девушка дарит Ивану нитку красных кораллов.

Повесть заставляет задуматься о том, что такое любовь в понимании людей, на что способен во имя нее человек. Любовь Олеси – это самопожертвование, именно ее любовь, как мне кажется, достойна восхищения и уважения. Что же касается Ивана Тимофеевича, то малодушие этого героя, забавляет усомниться в искренности его чувств. Ведь если ты действительно кого-нибудь любишь, то разве позволишь, чтобы любимый человек страдал.

Краткий анализ рассказа Куприна Олеся для 11 класса

Произведение «Олеся» было написано Куприным, когда к людям, занимающимся лечением травами, относились с опаской. И хотя многие к ним приходили лечиться, в свой круг православных крестьян особо не пускали, считая колдунами, во всех своих бедах обвиняя их. Так получилось и с девушкой Олесей и ее бабушкой Мануйлихой.

Олеся выросла среди леса, познала много тайн связанных с травами, научилась гадать, заговаривать болезни. Девушка выросла бескорыстная, открытая, рассудительная. Она просто не могла не понравиться Ивану. Все способствовало завязыванию их отношений, которые переросли в любовь. Сама природа помогала развиваться любовным событиям, светило солнышко, ветерок играл листвой, вокруг щебетали птицы.

Иван Тимофеевич, наивный молодой человек, встретив непосредственную Олесю, решил ее подчинить себе. Это просматривается в том, как он ее уговаривает посетить церковь. На что девушка соглашается, зная, что это делать нельзя. Уговаривает ее уехать с ним и выйти за него замуж. Он даже о бабушке подумал, если она не захочет жить с нами, в городе есть богадельни. Для Олеси такое положение вещей совершенно неприемлемо это предательство по отношению к близкому человеку. Она выросла в гармонии с природой и для нее многие вещи цивилизации непонятны. Несмотря на то, что молодые люди встречаются и на первый взгляд у них все хорошо, Олеся не доверяет своим чувствам. Гадая на картах, она видит, что продолжения их отношений не будет. Иван никогда не сможет ее понять и принять такой, какая она есть, а общество, в котором он живет тем более. Такие, как Иван Тимофеевич любят подчинять себе, но не у всех это получается и скорее они сами идут на поводу обстоятельств.

Олеся и ее бабушка принимают мудрое решение, чтобы не ломать свою жизнь и Ивана Тимофеевича тайно покидают насиженное место. Людям из разных социальных групп трудно найти общий язык еще труднее влиться в новую среду. На протяжении всего произведения автор показывает насколько разные эти двое влюбленных. Единственно, что их связывает это любовь. У Олеси она чистая и бескорыстная, у Ивана эгоистичная. На противопоставлении двух личностей и построено все произведение.

Анализ повести для 11 класса

Несколько интересных сочинений

    С самого рождения начинается обучение человека. У кого-то оно длится до конца жизни. Есть разные способы обучения, но часто для этого мы используем книги. Ведь книга – это наш главный источник знаний.

  • Анализ романа Новь Тургенева

    Это произведение Тургенев напрямую связал с происшествием студенческого «хождения в народ», которые происходили в семидесятых годах восемнадцатого века. Пусть действие романа разворачиваются в шестидесятых годах

  • Сочинение Человек хозяин своей страны 4 класс

    Каждый рождающийся ребёнок, автоматически становиться гражданином своего государства, на территории которого он родился. Другой вопрос, как родители оформят это гражданство. Ребёнок ступает в период младенчества, мама ведёт тщательный уход за ним

  • Анализ сказки Либерал Салтыкова-Щедрина сочинение

    Основным персонажем произведения является представитель либеральных взглядов, представленный писателем в образе безымянного интеллигента.

  • Анализ рассказа Лескова Запечатленный ангел

Сочинение


«Олеся»

В 1897 году Куприн служил в Ро-венском уезде Волынской губернии управляющим имением. Писателю открылись изумительная природа Полесского края и драматические судьбы его жителей. На основе увиденного он создал цикл «Полесских рассказов», в который вошла и «Олеся» - повесть о природе и любви.

Повесть начинается с описания живописного уголка, где герой пробыл полгода. Он рассказывает о необщительности полесских крестьян, о следах польского владычества, об обычаях и суевериях. В мире, стоящем на пороге XX века с его стремительным развитием естественных наук, техники и социальных преобразований, сохранились традиционные представления о добре и зле, о любви и ненависти, о врагах и друзьях. Порой герою кажется, что он попал в какой-то заповедный мир, в котором время остановилось. Здесь люди верят не только в Бога, но и в чертей, леших, водяных. Пространство делится на своё - чистое, христианское - и языческое: в нём обитают злые силы, способные принести горе и болезни. Все эти зарисовки необходимы для того, чтобы ввести читателя в атмосферу полесских мест и объяснить причину негативного отношения крестьян к роману героя с «колдуньей».

Природа с её красотой и очарованием, с её просветляющим воздействием на душу человека определяет весь колорит повести. Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчёркивает отрешённость от мира. Встречи героя с Олесей происходят зимой и весной, когда обновлённая природа, оживший лес пробуждают чувства в душе двух людей. В красоте Олеси, в гордой силе, исходящей от неё, воплощается сила и прелесть окружающего мира. От величия первозданной природы этого края неотделима прекрасная героиня, имя которой словно перекликается со словами «лес» и «Полесье».

Куприн набрасывает портрет, в котором причудливо соединяются земные и возвышенные начала: «Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати - двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом гоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом».

Куприну удалось ярко воплотить идеал естественного человека, свободного, самобытного и цельного, живущего в ладу и гармонии с природой, «выросшего в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки», который близок толстовским традициям.

Избранник героини Иван Тимофеевич, по-своему гуманный и добрый, образованный и интеллигентный, наделён «ленивым» сердцем. Гадая своему суженому, Олеся говорит: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь».

И вот такие разные люди полюбили друг друга: «Взошёл месяц, и его сияние причудливо пёстро и таинственно расцветило лес... И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастием и жутким безмолвием леса». Великолепная природа с её переливом красок вторит героям, будто заворожённая красотой юности. Но лесная сказка завершается трагически. И не только потому, что в светлый мир Олеси врывается жестокость и подлость окружающею мира. Писатель ставит вопрос более масштабно: смогла бы эта девушка, дитя природы, свободная от всех условностей, жить в иной среде? Тема разделённой любви сменяется в повести другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна - темой недостижимого счастья.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся») Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси) Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна ("Олеся") Человек и природа в творчестве Куприна Тема любви в повести А. И. Куприна «Олеся» Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся» Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна "Олеся" Сочинение по повести А.И. Куприна "Олеся" Сочинение по повести А. И. Куприна "Олеся" Образ Олеси в одноименной повести Куприна