Красота спасет мир. "Красотою спасётся мир" Красотою мир спасется из какого произведения

Красота спасет мир.
Красота спасет мир. "Красотою спасётся мир" Красотою мир спасется из какого произведения

“…бронзовую руку у Ивана Сусанина отпилили и в кабак снесли; а в кабаке приняли!”
Ф.М. Достоевский. Дневник писателя. 1873 год.

Удивительно современен Достоевский! Как будто и не прошло более ста лет со времени опубликования его великих романов! То ли он так современен, то ли мы так мало изменились. Во всяком случае, многие идеи, владеющие нашими умами уже давно нашли отражение в произведениях Федора Михайловича. Воистину, "что делалось, то и будет делаться"! Лет десять назад наше общество грезило Америкой, - почитайте "Подростка " Достоевского. Сейчас у нас борьба с терроризмом, - о нравственных истоках этого явления изучаем "Бесов ". О месте России в мире и вхождении в Европу, - читаем "Дневник писателя ". Вам русскую национальную идею? Открываем "Братьев Карамазовых ". Говорят, есть люди, которые не читают Достоевского. Удивительно! Я бы таких в музее показывал по 20 копеек за штуку.

Ну, да ладно. А, теперь собственно "красота" против "красоты". В декабре 2005 года, подводя итоги традиционного новогоднего конкурса, мы :

"На торжественной церемонии присутствовал победитель прошлогоднего конкурса - некто Рябинин . В прошлом году именно он сообщил в редакцию первоначальный вариант фразы "Красота спасет мир " из романа Федора Михайловича Достоевского "Братья Карамазовы ". А именно - "Красота [лика Христова] спасет мир". В прошлом же году Валера Лукьянчиков сделал важное уточнение к формулировке этого вопроса. Оказывается, расхожая фраза "Красота спасет мир" в великом романе звучит несколько иначе - "Красотою мир спасется ". Только на первый взгляд эти фразы равнозначны. Вчитайтесь внимательнее и почувствуйте всю тонкость и выразительность русского языка! Валера признался, что воспользовался помощью жены, филолога по образованию. Тем не менее, поощрительный приз - шоколадка - нашел своего героя."

Так вот, оказывается, взыскуемая фраза присутствует и в романе Ф.М. Достоевского "Идиот " и именно в привычном нам виде "Красота спасет мир". Хотя здесь она звучит как бы на втором плане и не имеет такого великого значения как в "Братьях Карамазовых".

Ну, и в награду за ваше терпеливое внимание к русской классической литературе позвольте привести образец чистого юмора из романа Достоевского "Идиот", который (именно чистый юмор) не часто можно встретить в великих романах писателя:

"…пришел Коля и принес ежа. Все они стали смотреть ежа; на вопросы их Коля объяснил, что еж не его, а что он идет теперь вместе с товарищем, другим гимназистом, Костей Лебедевым, который остался на улице и стыдится войти, потому что несет топор; что и ежа, и топор они купили сейчас у встречного мужика. Ежа мужик продавал и взял за него пятьдесят копеек, а топор они уже сами уговорили его продать, потому что кстати, да и очень уж хороший топор. ... Но тут вдруг оказалось, что еж вовсе не их, а принадлежит какому-то третьему мальчику, Петрову, который дал им обоим денег, чтобы купили ему у какого-то четвертого мальчика историю Шлоссера, которую тот, нуждаясь в деньгах, выгодно продавал; что они пошли покупать Историю Шлоссера, но не утерпели и купили ежа, так что, стало быть, и еж, и топор принадлежат тому третьему мальчику, которому они их теперь и несут, вместо Истории Шлоссера."


Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещенную лунным светом долину, затопленную туманом.

Красиво было так, что он время от времени вздрагивал: не снится ли ему все это?

А комарики не уставали играть на своих скрипочках, лунные зайцы плясали, а собака выла.

«Расскажу - не поверят!» - подумал Ёжик, и стал смотреть еще внимательнее, чтобы запомнить до последней травинки всю красоту.

Сергей Козлов "Осенняя песня травы"

Электричка тронулась, мама достала из сумочки книгу. Она любила читать. Вдруг рядом сидевшая пожилая женщина сказала: А а теперь не читаю.
- Болят глаза?- поинтересовалась мама.
- Нет, хочу на красоту наглядеться. Осталось не много...

И вот я уже один словно взрослый езжу куда хочу в электричке, и тоже не могу наглядеться на красоту. И ещё вспоминаю фразу: Красотою спасётся мир из романа Федора Михайловича Достоевского "Братья Карамазовы", и не понятно мне почему её перевирают
говоря "Красота спасёт мир". Неужели не понимают, не чувствуют того, как меняется смысл.

Красота позволяет видеть себя так, как смотрящий способен видеть. У кого-то сердце замирает, а кого-то виды на рыбалку. И дело не в противопоставлении одному другого. И то и другое - разное видение на то, что есть красота. А красота независимо от нас одна, и неделима. Нет противостояния друг другу, одной красоты другой, а есть лишь способ отношения человека к единой красоте. И мир спасётся красотою, если правильно её поймёт.

Да, чуть не забыл. Может кому интересно про ёжика? Так вот, это здесь: http://ejik-land.ru/mist/page01.html
Удачи)))))).

Мяумыр Котафи. Ещё одна осень.


Понравилось: 1 пользователю

"Любимый и почитаемый Достоевским святитель Тихон Задонский писал: "Христос есть красота для человека".

С таким пониманием Достоевский не расходился никогда. "Христос - 1) красота, 2) нет лучше, 3) если так, то чудо, вот и вся вера…" - читаем в Записных тетрадях 1876–1877 годов, десятью годами позднее работы над «Идиотом». В убеждении этом писатель оставался постоянен.

Поэтому, когда в романе появился тезис "мир спасёт красота", - он был равнозначен повторению истины "Христос есть Спаситель мира".

Н. Лосский по поводу этой истины, усвояемой князю Мышкину, заметил: "Красота спасёт мир" - эта мысль принадлежит не только князю Мышкину ("Идиот"), но и самому Достоевскому.

(...) Совершенная красота, по мысли Лосского, состоит в душевной чистоте и полной преданности воле Божией.

Нельзя обойти вниманием самого контекста, в котором проявляется идея спасающей мир красоты: мысль эта отмечается как запрещённая для разговора:

"Слушайте, раз навсегда, - не вытерпела Аглая, - если вы заговорите о чём-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что "мир спасёт красота", то… я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но… предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза!"

Князь выполняет требование Аглаи и избирает для беседы тему противоположную: он начинает говорить об анти-красоте, несущей миру гибель. Ведь если Христос, Его образ есть красота, то безобразие есть не иное что, как отступление от Христа..."

Http://book.e-reading-lib.org/chapter.php/146236/118/Dunaev_-_Vera_v_gornile_Somneniii._Pravoslavie_i_russkaya_literatura_v_XVII-XX_vv.html

Ответить С цитатой В цитатник

Спасибо. Жаль я так не могу объяснить.
Но почему мне не нравиться фраза: "Красота спасёт мир" ?
Потому, что подразумевает ничего не делание. Можно сесть и ждать, когда Красота спасёт мир. Очень удобная позиция - никаких усилий не надо своих прикладывать, а только сесть сложа белые ручки и дождаться. Пусть Красота расстарается. Думаю, что это ложное понимание, извращённое.
Во фразе "Красотою спасётся мир" слышится участие самого человека, вдохновляемого Красотой, работающего ради Красоты, творящего красоту.
А извращенцу ничего не стоит нагадить, сломать..., а и придёт же Красота и спасёт всё равно. Так чего ради извращенцу напрягаться? Его усилия вроде бы как и не требуются.

Возможно, что я не прав. Но я к этому пришёл без наставников и книжек, просто размышляя и думая... И всё же думаю, что не ошибаюсь, считая, что участие самого человека в со-творчестве - одно из главных условий. Наблюдая, я пришёл к формулировке: то, что даром даётся - никогда не бережётся. Обратите внимание на то, как мы живём. Вот дали человеку 6 соток, и он их преобразил, вырастил сад, но загадил рядом лес. Состарился человек и уже не в состоянии поддерживать сад, но дети, получившие даром этот сад не хотят за ним ухаживать. И что же получается в итоге? Загаженный лес, и заросший сорняками погибающий сад, а всё вместе - это изувеченный мир, как проклятье для будущих поколений. Как можно будет любоваться лугом в росе, когда солнышко поднимается, если он загажен? Разве ради этого он был сотворён.

Ответить С цитатой
"Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной"
(Откр. 3:20).

Бог стучит, но ждет, пока мы сами отворим дверь.

Святой Макарий Великий раскрывает сотрудничество Бога и человека примером матери и младенца. Младенец хочет идти к матери, но не может стоять на ногах. Поэтому он движется, кричит, плачет, с усилием и воплем ищет ее. Радуясь желанию младенца, любящая мать сама подходит к нему и с нежностью берет его на руки. Так поступает и желающий единения с человеческой душой Бог.

Если мы хотим достигнуть полноты общения с Богом, то должны не только уповать на Божью помощь, но и сделать свою часть дела.
Мы, люди, наравне с Богом должны внести свой вклад в общее дело, хотя то, что делает Бог, неизмеримо важнее того, что делаем мы".

Http://azbyka.ru/dictionary/17/sinergiya-all.shtml

То, что делает Бог, неизмеримо важнее того, что делаем мы...
Может, поэтому фраза Достоевского о красоте построена именно так?

«Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа, - закричал он громко всем, - князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен. Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир? Мне это Коля пересказал... Вы ревностный христианин? Коля говорит, что вы сами себя называете христианином.
Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему».

“Красота спасет мир”… Высказывание, приписываемое Ф.М.Достоевскому, цитируется повсеместно – как обнадеживающее, как утешительное, просто как констатация факта. Столь универсально оно на первый взгляд. Вместе с тем, очевиден вопрос: а что имел в виду сам Достоевский? Которое из рассматриваемых значений ближе всего к авторскому замыслу? Если вдуматься, в каком контексте появляется такое высказывание? И в строгом смысле, принадлежат ли Достоевскому именно эти слова?

Похоже, мы имеем дело как раз с тем случаем, когда, в силу широты употребления и кажущейся очевидности авторства, к первоисточнику давно уже никто не обращается и не отсылает. Но давайте все же посмотрим, а как там, у классика?..
Начнем с того, что высказывания в привычном виде – то есть “красота спасет мир” – у Достоевского все-таки нет. Зато есть “мир спасет красота” – разница, на первый взгляд, не принципиальная. Однако обратимся к контексту. Эти слова произносит Аглая Епанчина, героиня романа “Идиот”, и произносит их, так сказать, в списке запрещенных тем: ” – Слушайте, раз навсегда, -не вытерпела наконец Аглая, – если вы заговорите о чем-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что “мир спасет красота”, то… я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но… предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза!” (“Идиот”, 4.4, гл.VI). Даже если предположить, что для Аглаи эти темы носят какой-то сокровенный характер, и именно поэтому говорить о красоте она не хочет, то согласитесь: предположить, что Достоевский отождествлял себя с Аглаей Епанчиной, как-то не получается.
Посмотрим, какие представления о красоте и ее силе Достоевский определил для других своих героев. Со слов Мити Карамазова складывается едва ли не обратная картина: “Красота – это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, и определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Иной высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы… Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота?.. Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы -сердца людей”, – (“Братья Карамазовы”, Кн.З, гл.III). В современной литературе и печати чаще всего цитируются лишь последние слова – о битве за человека. Между тем, размышления героя о красоте содомской и красоте вышней – это ключик к пониманию проблемы.
Как видно, противоречия здесь нет. Получается, что Достоевский совершенно четко разделяет красоту на высокую и низменную, то есть горнюю и земную. Человек соединяет в себе две эти противоположности, и в этом – опасность и ужас красоты. Часто земная красота, лишенная духовного начала, принимается за красоту истинную. Она несет в себе гибель, ведь в лучшем случае – она лишь отблеск горней красоты, а в худшем – от дьявола.
Вспомните слова Аглаи Епанчиной, когда она смотрит на портрет Настасьи Филипповны: “Такая красота – сила… с этакою красотой можно мир перевернуть!” (“Идиот”, 4.1, гл.VII) И что же, мир перевернулся? Князь Мышкин сходит с ума, Рогожин гибнет – нравственно и физически, сама Настасья Филипповна мертва, и тело ее – пристанище для мухи (любопытнейшая деталь!). Кого спасла такая красота и кого сделала счастливым?
В то же время Достоевский дает ясное указание на то, что для него истинная красота: “Мир станет красота Христова” (Бесы. Подготовительные материалы. Заметки. Характеристики. Планы сюжета. Диалоги. Июнь 1870 г. Продолжение фантастических страниц). Горняя красота есть красота Христа, Сын Божий отождествляется с красотой, подобно тому, как отождествляется со светом и истиной. Эта мысль часто встречается в учениях православных святых отцов. Скорее всего, от них Достоевский воспринял эту идею. В “Записной тетради 1876 1877 годов”, т.е. десятью годами раньше “Идиота”, он писал: “Христос – 1) красота, 2) нет лучше, 3) если так, то чудо, вот и вся вера…” (ЗТ-2, апрель 1876г.) Истинная красота в его понимании тождественна Богу. Другими словами, сказать “мир спасет красота” – все равно что сказать: “Христос есть Спаситель мира”.
По поводу истины о спасительной красоте философ-мыслитель Н.Лосский заметил: “Красота спасет мир” – эта мысль принадлежит не только князю Мышкину (“Идиот”) (еще одна ошибка! – A.M.), но и самому Достоевскому”. Видимо, с его легкой руки (точнее – пера) именно такая формулировка разлетелась по свету. Но как бы то ни было, Лосский также имеет в виду отнюдь не внешние формы. И если кто-то всерьез верит, что худосочный “эталон красоты” на длинных ногах может спасти мир, то это не имеет ничего общего с глубоким нравственным контекстом романов-притч Достоевского.

В Кронштадте начались факультативные занятия для педагогов и воспитателей "Воспитание на социокультурном опыте", которые ведет заведующая кафедрой истории педагогики Санкт-Петербургской Академии последипломного педагогического образования, профессор, доктор философских наук Марина Владимировна Захарченко. Она - автор свыше 60 статей и 3 монографий "Традиции в истории" (2002), "Христианство: духовная традиция в истории и культуре" (2002), "Образование и культура в перспективе традиций" (2007). Мы встретились с ней, чтобы подробнее узнать об этом курсе, о том, что нового в государственной политике в области образования, какой тип личности создает современная школа, какую роль играет традиция в образовании.

- Марина Владимировна, в чем задача курса, который начался 15 февраля?

Мы пригласили учителей школ и дошкольных учреждений Кронштадта, чтобы познакомить их с некоторыми новейшими тенденциями в системе образования России. В частности с теми, которые вызваны к жизни изменениями в новой редакции Закона об образовании, в котором появилась новые категории "духовно-нравственное развитие личности", "формирование духовно-нравственной личности". Второй важный момент - исполнение приоритетов доктрины образования, принятой в 2000 году, как план до 2025 года.

В ныне действующей доктрине существует следующая позиция: "Стратегические цели образования связаны со стратегическими целями развития страны". И далее эти цели перечисляются: преодоление социально-экономического и духовного кризиса; достижение высокого качества жизни народа; сохранение статуса России как великой державы в области культуры, образования и высоких технологий; обеспечение высокого социально-экономического и духовного развития.

Наш курс должен помочь педагогам понять педагогические методы, посредством которых можно реализовывать программы по духовно-нравственному просвещению. В других регионах России накоплено много опыта, мы хотим его изучать и осмысливать.

- Как Вы оцениваете состояние дел в духовно-нравственном воспитании молодежи?

Только что я приехала из Тюмени, где проходили Рождественские образовательные чтения (вслед за известными Международными Рождественскими чтениями в Москве). Что же там обсуждалось? Главной проблемой нашего общественного сознания сегодня является связь между категорией "духовное развитие" или "духовно-нравственное воспитание" и содержанием религиозной традиции. Ведь кто-то отождествляет духовно-нравственное воспитание с религиозным, кто-то - противопоставляет. Я полагаю, что отождествлять духовное воспитание с религиозным неправильно. Но и если будем игнорировать религиозную традицию, никакого духовного воспитания не получится.

- И что Вы предлагаете?

- Наша программа "Воспитание на социокультурном опыте" связана, на мой взгляд, с очень удачным решением, найденным в образовании, а именно - с программой "Истоки". Эта программа работает уже во многих регионах России, а начинали ее разрабатывать в Вологде. В "Истоках" очень хорошо реализована идея возвращения духовной традиции России в сферу образования.

Давайте вернемся к доктрине образования и вдумаемся в такую категорию, как "преодоление духовного кризиса". Попытаемся соотнести ее с целями образования. В доктрине цель образования определена как обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение и развитие отечественной культуры. Размышляя об этом, мы никак не можем пройти мимо того факта, что в 20-м веке в нашей культуре произошел серьезный разрыв с традицией. Причем нельзя сказать, что этот разрыв произошел естественным путем. Он произошел путем жестокого насилия не только революции, но и выполнением триединой задачи - индустриализации, коллективизации и культурной революции. В основном, мы знаем про политическую и социальную революцию. Но была еще и революция общественного сознания.

- Но в советское время говорили о хорошем, например, "семья - ячейка общества"?

- Да, но строили ее на других основаниях. В прошлом государство выполняло задачу построения общества без Бога. Поэтому само понятие духовности то исчезало, то появлялось. И связано оно было больше с представлениями о способностях человека творить произведения искусства, к примеру, музыку, живопись или наслаждаться ими. Понятие духовности отождествлялось с понятием вдохновения. Тем не менее, когда мы говорим о "высоком", мы употребляем слова, смысл которых раскрыт в религиозной традиции - добро, любовь, красота, истина, милосердие, служение...

- Кого же сегодня воспитывает школа?

- Проблематика воспитания сегодня как следует не осмыслена, и в определенной степени продолжает модели советского времени. Но живем мы уже в другое время.

Сегодня учителя жалуются, что они не могут больше воспитывать, потому что "за окном" дети сталкиваются с другим миром. И это является главной проблемой - противоречие ценностей в школе и "за окном". Отрицательную роль играет и телевизор. Сегодня образование не справляется с задачей воспитания личности.

Сердцевина личности - совесть. Сравним определение совести в словарях Даля и Ожегова. У Ожегова: "совесть - это соответствие поведения человека нормам, принятым в обществе". В советское время совесть означала: быть как все. Размышлений о природе добра и зла, о борьбе добра и зла в метафизическом смысле не было. К примеру, "Преступление и наказание" Достоевского, затрагивающее эту тему, трактовалось больше в социальном плане.

А понятие греха вообще было исключено из программ. Если оно появлялось, то снабжалось примечанием - "устар." (устаревшее). А у Даля: "совесть - тайник души человека, глубоко личностное чувство, невольная любовь к добру, стремление к истине и правде, стремление избегать зла". Здесь человек ставится выше любых общественных конвенций, что вполне соотносится с евангельским благовестием, когда одна человеческая душа дороже, чем весь мир.

Школа должна воспитывать волю к жизни на родной земле, пробуждать совесть как основу жизни. К сожалению, эта задача осознанно не ставится в современной школе. Отсюда и результат.

- А Церковь как раз пробуждает совесть.

- Возвращение к традиции означает возвращение к тому типу личности, который строил нашу культуру, нашу цивилизацию. Современной школе этот тип личности не известен. А вот в Церкви о нем знают. Поэтому сегодня важно отнестись к церковному опыту внимательно. И это, увы, один из камней преткновения.

В обращении к опыту Церкви нет никакого нарушения Конституции, так как оно не означает принуждение к исповеданию веры, определенной религии. Об этом очень красиво сказал философ Хомяков: "Церковь зовет свободных, и она хочет только свободных". Принудить к исполнению веры вообще нельзя, как нельзя заставить полюбить. Замуж выйти можно заставить, а полюбить - нет. Церковный опыт - более тысячи лет опыта нашего народа - разве можно это продолжать игнорировать? Мы уже пытались его игнорировать на протяжении 70 лет, и в итоге получили взрыв, последствия которого преодолеваем до сих пор.

Интересна статистика. В исследовании И.П. Рязанцева "Социология и религия" (МГУ) говорится, что у нас в России церковных православных людей - 8%, определяющих себя как православные - 55%, положительно относящихся к Русской Православной Церкви - 33%, отрицательно - только 4%. Я считаю, что 96% населения имеют полное право знать то, к чему они относятся положительно.

- Скажите, пожалуйста, были ли в истории России времена, когда система образования не имела недостатков, времена, которые другими словами можно назвать эталоном?

- Система образования всегда имеет недостатки, как вообще все в нашей жизни. Вопрос на самом деле в том, выполняет ли система образования свою цивилизационную миссию.

Периоды, когда система российского образования ее выполняла, были. Были успешные решения в 19-м веке, благодаря чему мы имеем образцы расцвета национального самосознания в пушкинский период и в начале ХХ века. Были успешные образцы и в советский период. Благодаря успехам в советское время, мы справились с некоторыми задачами технологической модернизации.

- Что такое православная цивилизация?

- Сегодня никто не будет спорить, что идет процесс глобализации. Этот процесс обладает рядом признаков: интенсификация общения на бытовом уровне; распространение одинаковых технологий (которые формируются и на Западе, и на Востоке); интенсификация взаимодействия культур; миграция рабочей силы и так далее.

Но очень хитро выносится за скобки одна тема: глобализация раскалывает людей на два типа - успешных и не успешных. Жизненной целью становится умение "успеть вскочить в уходящий поезд". Создается ситуация соперничества за место под солнцем, за комфорт жизни и прочее.

Серьезные аналитики заметили, что процесс глобализации имеет интересную направленность - универсальная цивилизация, которая по идее должна быть целью глобализации, не формируется.

После разрушения мировой системы противостояния двух супердержав, одной из которых были мы, формируется цивилизационная структура мира. Страны начинают объединяться в некоторые крупные сообщества по культурно-историческому признаку. И определяются категорией религиозной традиции. Говорят: западноевропейская цивилизация, исламская цивилизация, православная цивилизация, дальневосточная цивилизация.

Оказывается, мир интенсивного общения не приводит к сглаживанию различий. Сегодня, когда Европа принимает огромное количество мигрантов из исламского мира, да и Россия тоже, мы видим, что они не ассимилируются. Более того, не хотят этого делать.

Внутри исламской цивилизации действует мощный механизм, когда мусульмане в другой стране продолжают продвигать свою культурную стратегию.

А мы упорно продолжаем изучать не культуру России, а культуру противления. Мы продолжаем игнорировать правду о своей культуре. Ведь на самом деле Достоевский сказал, что не просто красота, а красота Христова спасет мир! Вот так, выкинули одно слово и перевернули тем самым все с ног на голову.

Поэтому я не побоюсь сказать: сегодня в образовании мы как раз постоянно нарушаем Конституцию, когда под видом светскости навязываем либо атеистическую, либо либеральную идеологию. А по Конституции у нас плюрализм идеологий.

И наша задача не сформировать какую-то доморощенную идеологию на псевдоправославной почве и навязать ее в качестве обязательной. Это будет совершенно неверно! Мы говорим о том, что мы должны вернуться к отечественной традиции, мы обязаны знать хотя бы основы православной культуры, которая формировала культуру нашей цивилизации на протяжении многих веков.
Беседовала Ольга СПЕШИЛОВА
Фото автора
Впервые опубликовано в газете "Кронштадтский вестник" N 6 от 15 февраля 2008 года

Миф о красоте подобен мифу о взрослении: кто-то живёт им (или ради него), кто-то - прямо в нём, отчасти реализованном, но при этом гонится за большим, а кто-то со стороны видит в цели этой погони всего лишь иллюзию - совокупность переживаемых категорий мысли, в силу их образности принимаемых людьми за подлинную действительность. Хотя почему «всего лишь миф» - если это продукт массового сознания, если он символически выражен в элементах окружающего мира, если он может выступать инструментом манипулирования объектами желания сильными (экономически и политически) мира сего?
Миф представляет собой смысловую повествовательную структуру, объясняющую происхождение явлений окружающего социального мира и ценностных ориентиров. Так, в древнегреческом обществе мифы примитивно объясняли людям природные явления и мироустройство с точки зрения расположения, настроения богов. Мифы вырастают из архетипов, то есть примитивных коллективных представлений, в случае с Древней Грецией - это идея выражена в антропоморфизме сил природы. Здесь важно отметить, что люди не воспринимали существование богов времени, грома, виноделия именно как миф; миф виден лишь со стороны, в сопоставлении с реальным миром (относительно объективном, потому что объективное - это тоже понятие дискурсивное): так, развив научное мышление и начав объяснять всё с помощью логики, физики, биологии и прочих наук, люди поняли, что воля Кроноса, Зевса, Диониса не влияет на миропорядок (тем более, социальный порядок) - однако люди не освободились от влияния мифов и по сей день. Более того, мифотворчество и сегодня активно применяется в качестве посредника социальной коммуникации, инструмента легитимации власти и манипуляции массовым сознанием. Одним из наиболее широко распространённых современных мифов, проникнувшим, пожалуй, если не во все, то в подавляющее большинство сфер жизни, является миф о красоте.

Испокон веков в обществе бытует элементарное представление о том, что красота является гендерной особенностью женщин, хотя дискурс красоты касался и мужской половины человечества, о чём свидетельствуют разнообразие женской и мужской моды в разные исторические эпохи, равенство полов в распределении ресурсов поддержания красоты (лечебной и декоративной косметики, масел и парфюмерии, занятий спортом и посещения бань) в древних цивилизациях, и современная индустрия даже сугубо мужских товаров не игнорирует их эстетический аспект. Такая область научной философской дисциплины, как эстетика, зародившаяся в античную эпоху, направлена на изучение форм прекрасного как одной из важнейших категорий общественного сознания, иными словами, дискурс о красоте занимает немаловажное место в общественном сознании.

Итак, миф о красоте поддерживается всеми сферами общественной жизни. В первую очередь, это сфера бизнеса, использующая различные инструменты и методы по продвижению товара, представляя его как красивый или способствующий конструированию «красивого образа». Так, реклама, распространяя идеальный образ (а это тоже миф или, по Веберу, «идеальный тип», то есть недостижимая утопия и, вероятно, потому столь желанная), имидж товара в качестве «нормативной» модели, стимулирует спрос на определённый материализованный и символизированный образ. В дискурсе современного западного общества в качестве красивого мифологизируется следование моде в потреблении определённого образа жизни (говоря «красивая жизнь», подразумевают не только высшую должность в крупной престижной фирме, но и соответствующий образ потребления и стиль организации жизни) и материальных предметов; путешествия, косметические и иные услуги, занятия спортом во имя поддержания худобы (уже даже не стройности); коммуникация и власть, знания и определённый тип мышления, навязанный культурой капиталистического общества. И реклама способствует потреблению различных товаров и услуг для достижения и поддержания этого мифа о ценности красивого образа. Кстати, некоторые общественные нормы находят своё отражения в материальных элементах окружающей среды: в узких проходах между турникетами в метро (я недавно видела, как очень тучный мужчина еле прошёл там боком), в слишком высоких для некоторых людей барных стойках, в конструкции тренажёров (в мой спортивный зал ходит низкорослый человек, который на беговой дорожке еле дотягивается до кнопок управления) и автомобилей.

Сфера искусства вовлечена в изображение, конструирование и воспроизводство красоты и гармонии. Кинематограф способствует не только распространению, но и конструированию мифа о красоте. Главные герои диснеевских и многих других мультфильмов - молодые, стройные, привлекательные девушки, наделённые некоторым особенным качеством (добродушием, великолепным голосом, популярностью среди противоположного пола, взаимной любовью к животным, хозяйственностью, волшебной силой) - без которых они были бы посредственными и незаметными в массе себе подобных. По Жижеку, «лживый голливудский марксизм» активно навязывает в качестве «идеального типа» героя, ведущего богемный образ жизни, зарабатывающего кучу денег и при этом лицемерно проповедующего левые идеи, презирающего пассивность масс, любящего вставить в подходящий момент яркую фразу (которая обязательно станет афоризмом) и преуспевающего в любовных похождениях. И реальным «пассивным массам» ничего не остаётся, кроме как «заглотить наживку» и слепо поддаться принудительной силе идеологии и общественным нормам (вроде «одеваясь как попало, ты показываешь не только неуважение к себе, но и к другим людям, которые встретят тебя на своём пути»). Живопись менее способствует созданию дискурса красоты: напротив, это довольно обособленный и самоценный жанр искусства, который сам скорее подвержен давлению со стороны общественности. Примером может послужить общественный скандал вокруг появления картины Эдуарда Мане «Олимпия» (1863 года) в силу: манеры письма, пренебрегшей традиции этого изобразительного жанра; символического имени героини, ассоциировавшегося тогда с публичными женщинами, что подкрепляется цветком в волосах в качестве афродизиака и изображением чернокожей служанки, держащей цветы как дар от «поклонника». Кроме того, на примере отношения к живописи можно проиллюстрировать факт трансформации представлений о красоте: изображения «аппетитных форм» женщин, которые ранее казались идеалом красоты, сегодня не воспринимаются в категориях эстетики и эротики, максимум - миловидности. Интересно, что если на Западе представления о полноте как символе достатка, здоровья и плодородия (а потому красоты) изжили себя, то во многих восточных странах (Индия, Непал и арабские страны) до сих пор ценят женщин именно дородной внешности, крупного телосложения.

Эдуард Мане «Олимпия» (1863 год)

Не могу не заметить противоречия между двумя основными задачами искусства и литературы: с одной стороны, мифологическая сторона искусства направлена на достижение гармонии, баланса, равновесия с миром (в силу устранения информационной и мировоззренческой неопределённости), с другой - благодаря мифологическому образу, создаваемому в искусстве, человек удовлетворяет потребность «уйти» от реальности. Вероятно, предполагается, что человек, «сбегая» от себя или «сбегая» от повседневности - познаёт и свою внутреннюю сущность (и конструирует внешний образ), и свои коммуникативные взаимодействия с окружающим, прежде всего, социальным, миром. Среди наиболее распространённых мифов, способствующих самопрезентации и налаживанию социальной коммуникации, можно выделить следующие:
· Миф о волшебном предмете, способном изменить ход привычных событий, выступая, например, лифтом социальной мобильности. Так, благодаря чудесной находке волшебной лампы Аладдин, происходивший из низшего общественного слоя, становится принцем (правда, не без труда).
· Миф о благородном герое, побеждающего злого героя, присутствует в огромном количестве сказок по всему миру, в высоком искусстве, в кинематографе, рекламе. Причём обязательно, чтобы внешний облик героев соответствовал их образам протагониста и антагониста: главный герой сказки Шарля Перро «Красавица и Чудовище», превращённый в ужасного минотавра за нанесённую волшебнице обиду, смог снять с себя чары и превратиться в прекрасного принца снова лишь благодаря победе в его сердце добрых чувств над плохими. Пример с принцессой Фионой из мультфильма «Шрек» (мораль: «Не родись красивым, а найди себе такого же урода, как ты сам») является исключением жертвы красоте в пользу красоты душевной, благородных чувств.
· Миф о превращении благородных качеств (в данном дискурсе это красота) в ресурсы социального успеха: так, девушки, не обременённые интеллектом, преуспевают в модельном бизнесе. Последнее время на телеэкранах и в глянцевых журналах всё большее распространение находят фотографии «красоток», чьи совершенно пустые глаза симулируют наличие хоть каких-то мыслей в голове. По Бодрийяру, симулякром называется сокрытие чего-то отсутствующего; в нашем же случае симулякром является выражение мыслей на лице сегодняшних моделей, застывших с каменными лицами, зачастую в образе чем-то напуганных растрёпанных нерях (о, мода, куда несешься ты!).
· Миф о «новом начале»: рекламные кампании фитнес-клубов и магазинов одежды предлагают начать «новую жизнь» не с понедельника, а с себя (то есть не ждать чуда, а сделать первый шаг для достижения цели - красоты, например, купив новое платье или абонемент в бассейн, чтобы в это платье «влезть»). Конструированию образа нового себя способствуют стилисты и имиджмейкеры (дающие заодно советы по приобретению других «необходимых» товаров и услуг для подкрепления нового имиджа), мастера тату и парикмахеры, а также фотографы, способные за пару часов штамповки однообразных снимков запечатлеть человека особенно красивым (то есть заранее подготовленным к фотосессии). Моментальное запечатлевание себя нашло широкое распространение в массовом феномене селфи-дурочек в социальной сети Instagram. Ах, как субъективно, ах, как ненаучно. И даже здесь придать особый шарм повседневному виду можно благодаря встроенным в телефоны (или покупаемым за символическую цену) фильтрам, приложениям и стикерам. Так, феномен селфи способствует восприятию жизни как смене впечатлений, воплощённых в моментальных снимках.
· Миф о добром и всемогущем «властителе», которым может выступать «эксперт» или «право имеющий». В качестве таких «экспертов» можно назвать врачей, практикующих в различных отраслях медицины, так или иначе связанных с созданием красоты и поддержанием её (здесь я подразумеваю, в частности, практикующих медицину не в традиционном её понимании: пластических хирургов, косметологов, стоматологов).
· Миф о фортуне: гадкого утёнка по имени Лесли Хорнби случайное стечение обстоятельств свело с парикмахером Найджелом Дэвисом, который разглядел в ней потенциал. В результате тощая девушка небольшого роста во времена, когда в моде были пышные формы, стала всемирно известной моделью Твигги, чьё имя стало брендом, а миллионы девушек начали худеть до измождения (Ранее я писала, что совпадения являются лишь частью жизненной «программы», то есть встреча была скорее предписана жизненными колеями молодых людей. Подробней об индивидуальной жизненной колее можно прочитать в статье "Жилищный вопрос, или Кот в социальном пространстве": ).

· Миф о скрытых способностях говорит сам за себя. Будет безыскусно, если я приведу пример из тех же диснеевских мультфильмов, ибо он будет чересчур наивным. Вот пример неочевидный: несколько лет назад вышел малобюджетный фильм «СчастливоСпасибоЕщёПожалуйста». Герой Джоша Рэднора (в главной роли) встречает девушку. Она джазовая певица. Герой до последнего тянул, боялся услышать её исполнение. Боялся, что, если она посредственна, если у неё никудышный голос, если он в ней разочаруется - всё (то есть первое романтическое впечатление о девушке) полетит к чертям. Потому что о таких вещах врать не стоит. Не помню, как этот сюжет развивался (в фильме несколько историй, в которых, скорее, завязка важна), но кончилось всё тем, что главный герой, переступив через собственные предубеждения, страхи и стереотипы (может, скрывающиеся за этими словами эгоизм, гордость и высокомерие, кто знает), пошёл в бар или кафе, где выступала девушка. Он увидел, как она подошла к микрофону, изящная, красиво одетая, ухоженная (она его не сразу заметила - в зале темно, а на сцене прожектор светит обычно прямо в глаза артистам). Блики в камере режиссёра от попадающего света; начинает играть музыка (или сначала безмолвие - не так уж важно; всё равно всё внимание героя, слушателей, зрителей фильма приковано к девушке), героиня открывает рот - и герой замирает от восхищения. Он понимает, что окончательно и бесповоротно влюблён в эту девушку. Она замечает его, прощает мысленно все обиды, продолжает петь. Титры.
· Миф «всё будет хорошо»: в эпоху русско-французских войн против Наполеона погибли сотни тысяч человек, но роман «Война и Мир» кончается на счастливой ноте начала новой жизни и крепкой семьи. Интересно, что одним из рабочих названий романа было «Всё хорошо, что хорошо кончается».
· Миф о встрече порядочной Женщиной достойного Мужчины - он часто связан с другими мифами. Так устроено, что «крайней» из десяти девчонок, среди которых надо каким-то образом «распределить» девять ребят, традиционно оказывается наименее красивая. Зато умная и потому способная сделать карьеру, опираясь на свои таланты.

Любопытная сюжетная находка: в одном аниме два главных героя создавали мангу (это массовая форма японского литературного и изобразительного искусства с богатой историей, разнообразием жанров, тематик и целевых читательских аудиторий), и одна из написанных/нарисованных ими историй происходила в мире, где всё оценивается властью, знаниями и красотой. Я не помню, как выглядит этот мир, потому опишу его, опираясь на воображение. Обладая властью, человек может позволить себе молодое и здоровое тело, красивых женщин, престижное образование, право вмешательства в научные технологии и любые другие сферы жизни (достаточно вспомнить гангстера Джаббу Хатта из вселенной «Звёздных Войн» Джорджа Лукаса). Красивым людям за различные услуги платят информацией и, например, продажные женщины могут выменять семейные тайны и секреты об изменах влиятельных политиков и бизнесменов на ту же красоту - то есть получить доступ к фитнес-клубам, салонам красоты и модным магазинам, находящимся во власти этих политиков и бизнесменов (в качестве примера могу привести героя вселенной «Игры престолов» Петира Бейлиша, казначея в королевском Малом совете, имеющего несколько борделей и множество полезных знакомств). Умному человеку не составляет труда, соблазнив красивую женщину, выведать тайны сильных мира сего - то есть тоже одновременно разнообразить коллекцию своих знаний, эстетизировать собственную жизнь и, пусть грязным способом, но подняться по карьерной лестнице, а то и «заработать» место в государственном или административном аппарате (так, Джеймс Бонд, используя гибкий ум, с лёгкостью может, очаровав женщину влиятельного человека, выведать слабое место в любой засекреченной информации и неприступной крепости). На мой взгляд, хоть это и игра воображения, но такая модель реально существовала и существует до сих пор в нашем обществе - иными словами, красота выступает одним из важнейших ресурсов и жизненных благ (или средств и целей) человеческой цивилизации.

И ещё слово об искусстве. Устойчивое выражение «красота спасёт мир» - это искажённая ироничная фраза Ипполита Терентьева, героя романа Достоевского «Идиот»: «Красотою мир спасётся». Любопытно, что Ипполит повторил эту фразу за князем Мышкиным, переврав изначальный смысл, вложенный князем в слово «красота» - совокупность положительных нравственных качеств человека. Достоевский не ошибся - ошибаются интерпретаторы: мир и правда нуждается в красоте, то только в красоте внутреннего мира человека. Причём каждого человека.

Иными словами, красота и есть миф, и субъективное понимание красоты является лишь индивидуализированным представлением, навязанным обществом. В отличие от такой красоты, на мой взгляд (который тоже сформирован под воздействием различных занимаемых мной социокультурных полей), красота внутренняя мифом не является. Всё это сказано к тому, что вы не станете красивыми внешне (физически и социально), пока деньги, время и силы не станут ресурсом для потребления фитнес-клубов и спа-центров, диетических продуктов и соответствующих медицинских препаратов, утягивающих колготок и белья с push -up объёмом, спортивной одежды и декоративной косметики, услуг пластической хирургии и косметологии. Если говорить у же, вы не станете красивыми, пока окружающие вас люди не будут воспринимать вас красивыми, то есть пока вы не будете представлять себя другим как красивых. Что важнее - вы не станете красивыми, пока сами себя не почувствуете красивыми.

И да, в отличие от этого, взрослыми вы никогда не станете.