Коварство и любовь с козловским боярской. Так сервируют зло

Коварство и любовь с козловским боярской. Так сервируют зло
Коварство и любовь с козловским боярской. Так сервируют зло

КОВАРСТВО И ЛЮБОВЬ

по трагедии Фридриха Шиллера

Перевод: Н.Любимова
Постановка: Льва Додина (Малый Драматический Театр Санкт-Петербурга)
Художник: Александр Боровский
Художник по свету: Дамир Исмагилов
Режиссер: Валерий Галендеев
Спектакль ведет: помощник режиссера Наталья Рудыка
В спектакле использованы тексты Ж.-Ж.Руссо и О.Бисмарка и музыка Людвига ван Бетховена
Продолжительность: 2 часа 20 минут
Премьера 28 сентября 2012 года

Роль Данилы: Фердинанд

АКТЁРЫ И РОЛИ:
Президент фон Вальтер при дворе немецкого герцога - Игорь Иванов, Олег Дмитриев
Фердинанд, его сын, майор - Данила Козловский
Леди Мильфорд, фаворитка герцога - Ксения Раппопорт
Вурм, личный секретарь президента - Игорь Черневич
Миллер, учитель музыки - Александр Завьялов
Его жена - Татьяна Шестакова
Луиза, его дочь - Елизавета Боярская, Екатерина Тарасова
Окружение Президента: Данил Мухин, Станислав Ткаченко, Артур Козин, Станислав Никольский, Анатолий Колибянов, Владимир Захарьев, Леонид Луценко

СЮЖЕТ:
Германия, XVIII век. Сын президента фон Вальтера - Фердинанд влюблен в дочь простого музыканта Луизу Миллер. На руку Луизы претендует и секретарь президента - Вурм, но сердце девушки принадлежит Фердинанду. Вурм сообщает президенту об увлечении его сына дочерью мещанина. Известие секретаря заставляет фон Вальтера поскорее женить сына на леди Мильфорд, фаворитке герцога. Однако Фердинанд непреклонен и заявляет, что женится только на Луизе. Выход из сложившейся ситуации президенту подсказывает Вурм, предложив сыграть на чувстве ревности Фердинанда, подбросив ему записку, написанную Луизой к вымышленному возлюбленному. Это должно склонить Фердинанда к женитьбе на леди Мильфорд. Вурм вынуждает Луизу оговорить себя в глазах возлюбленного, написав своей рукой письмо под диктовку Вурма. Письмо попадает к Фердинанду, Луиза не отрицает, что оно написано её рукой. В отчаянии Фердинанд добавляет яд в лимонад, пьёт сам и даёт выпить Луизе. Перед смертью Луиза признаётся, что написала записку по приказу президента, чтобы спасти своего отца от тюрьмы. Фердинанд в ужасе, но уже поздно...

НАГРАДЫ СПЕКТАКЛЯ:
. Театральная премия "Золотой софит"
. Национальная театральная премия "Золотая маска" - 2014


Фото
Автопросмотр фото

Рассказ поклонницы Данилы Козловского

Итак хочу рассказать о том, как я побывала в Санкт-Петербурге на спектакле "Коварство и любовь".

Когда летишь в самолете, невольно думаешь о том, что небо похоже на теплое одеяло, укрывающее тебя от одного города и открывающее перед тобой другой, тихий, манящий, яркий, играющий, духовный. Тот город, которому ты посвятил 8 лет своей жизни и остался с ним навсегда! Тот город, возвращаясь в который, понимаешь, что ты дома, и душа твоя принадлежит ему. Тот город, где тебя ждут встречи и беседы на личные и не очень темы с твоей душой!

Питер... как много в этих 5 буквах, которые скрывают многообразие всех красок и высот простоты людских отношений, массовости Невского, тишины переулков. Именно здесь меня и ожидало действо под названием "Коварство и Любовь", которое необходимо выпить до дна, отравиться этим духом и быть самой счастливой на свете!

Питер был светел, но прохладен. Его многогранные улицы ловили меня своей изящностью и покоем, и мне хотелось дышать, жить, смотреть, бежать, да все, что угодно! Эмоции переполняли!

Вечер... Графский переулок - место встречи с Надеждой, которая вручила мне заветный билет, и моему счастью не было предела!

И вот он. Театр! Скажите мне, что за метаморфоза: даже если ты уже здесь бывал, то когда входишь в стены театра, то он вновь открывает тебе что-то новое, неизведанное, и понимаешь, что здесь впервые! Различные лица зрителей, почти камерная обстановка зала, ожидание выхода актеров... Все слилось в единый порыв, и стук сердца бился в унисон атмосфере.

Погас свет... И у тебя внутри растет ожидание чуда, явственно подтверждающееся появлением актеров на сцене. Как мне хотелось аплодировать, когда Данила, проехав по столу, буквально сливается с губами Лизы, не нарушив при этом тонкую нить нежности и радости встречи! Как прекрасен этот момент! У меня улетучились мысли и слова. Полное погружение в действо - это уже чудо! Это талант! А как прекрасен дуэт Козловский - Раппопорот! Та вопиющая ложь, которая доводит до "почти истерики" Фердинанда и почти приближает леди Милфорд к заветной цели! Как все прожито, прочувствовано, сыграно!

Тяжкая развязка возвращает тебя в реальность. И когда он подносит бокал к губам, хочется сказать: "Нет... подожди... все можно исправить"... А исправить ничего нельзя! И сказать это хочется только из желания остановить следующую смерть.

Слезы по щекам - символ признания таланта актера. И не важно - слезы это радости, печали, грусти, разочарования... Значит сыграно правильно и донесено до души!

Преклоняюсь перед талантом всей труппы и Львом Абрамовичем! Низкий поклон и пожелание успеха и роста!

PS. Конечно, у служебного входа все ждали Данилу. Я ушла за цветами, так как не успела купить их до спектакля. Когда вернулась, то увидела всего трёх девочек, которые сказали, что Данила уже ушел. Да как ушел! Оказывается, что одна "дамочка", подхватив его под руку, громко спросила: "Можно с вами сфотографироваться, а?" И Данила, выскользнув из ее объятий, сказал: "Простите, мне пора!" и откланялся. Было грустно это слышать. И больно от того, что еще многие не понимают уровня интеллигентности и воспитанности этого человека.

Букет вручила Ксении Раппопорт. И фото на память.

Спасибо, Питер! Спасибо, МДТ! Спасибо, Надя!

Жду июнь и "Вишнёвый сад"... Обязательно!

...следить за действием, благодаря фирменной режиссуре Додина, завораживающе интересно. Додин, режиссер-минималист бруковских традиций, разворачивает перед нами пустую, залитую бронзовым светом сцену (художник по свету Дамир Исмагилов) с величественной черной задней стеной, рассеченной вертикальными золотистыми балками дерева (художник Александр Боровский) – подобно тому, как рассечены в этой пьесе семейные и любовные узы. Додин высвечивает сердце пьесы неожиданной кодой. Его спектакль о последствиях политической тирании моментально катапультирует нас в наше настоящее. Как-то в интервью Додин сказал: «Великая литература бездонна. Она непознаваема, как жизнь.» Благодаря этому режиссеру-визионеру и его острому предупреждению, теперь и мы это понимаем (если еще не поняли).
Чувственность спектакля пульсирует громче, чем скрипят жернова старой пьесы. В этой постановке страсть - к добру, к худу ли – всегда налицо. Согласно завораживающей концепции Додина, любовь и страсть могут служить единственным противовесом всему злу вымышленного Шиллером мира – как, видимо, и злу современного нам мрачного мира.

Love and Intrigue

Спектакль идет без антракта и достигает леденящего душу пика через два чарующих часа. Господин Додин сервирует банкет, достойный Тантала, царя из греческой мифологии, который, как известно, принес своего сына в жертву богам.

The New-York Times

Pulled Apart by ‘Love and Intrigue’

Laura Collins-Hughes

Додин не объясняет, а показывает, не добавляет от себя, а высвечивает, не демонстрирует себя, но незримо присутствует везде в этом спектакле монументальной интенсивности и кристальной ясности.

«La Repubblica»
(«Ля Република»)

Шиллер Додина: совершенство

Сара Кьяппори

Смею полагать, что если вы сначала прочитаете пьесу, а потом посмотрите спектакль Льва Додина с его актерами Малого Драматического Театра из Петербурга, то вы получите дивный опыт (я это прилагательное никогда не использую): может быть менее чистый, чем просто посмотреть спектакль, но более захватывающий и поучительный. Вы снова поймете, чем может быть театр.

«Коррьере делла Сера»

Драма Шиллера. Обреченная любовь Додина – дивный удар в сердце

Франко Корделли

Не прибегая ни к каким лобовым методам насильственного «осовременивания» классики, Додин возвращает тексту трагедии современное дыхание. Так что даже финальные строки Бисмарка кажутся взятыми из передовиц сегодняшних газет <…>

"Новые Известия"

Государство требует жертвоприношений

Ольга Егошина

Честное слово: никогда не предполагала, что шиллеровским «аршином» можно так измерить современную Россию, как это сделал Лев Додин, поставив на сцене петербургского Малого драматического «Коварство и любовь».

Новая газета

Так сервируют зло

Марина Токарева

Но при всем трагизме у Льва Додина получился удивительно жизнеутверждающий спектакль. Жизнь на земле продолжается вне зависимости, хотим мы этого или нет. Смерть - это то, в чем живые люди не участвуют. Будут банкеты, будут танцы, будут красиво одетые люди. Не важно, что они оставили за кулисами. Так было, есть и будет. Это не плохо и не хорошо. Это так.

Невское время

Финал достигает шекспировских высот

Катерина Павлюченко

Додин пошёл против моды, сохранив форму и идею трагедии о любви, попавшей под жернова государства и власти. Спектакль передаёт объём шиллеровской трагедии, в которой главное – слово, философский смысл и эмоциональная насыщенность которого не потеряла своей силы.

Этот драматический спектакль для тех, кто соскучился по высокой классике. Сюжет драмы «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера, написанной в XVIII веке, заключается в том, что Президент фон Вальтер, исходя из личных политических амбиций, решил женить своего сына Фердинанда на фаворитке герцога леди Мильфорд. Уверенный в своей могущественной власти, Президент и не ожидал, что встретит непобедимое сопротивление Фердинанда, истинной возлюбленной которого является девушка из бедного сословия, Луиза. Молодая пара готова бороться за свои чувства несмотря на родительский гнев, но выжить ей становится все сложнее, пока вокруг нее плетутся коварные интриги со стороны окружения Президента и леди Мильфорд. Сценическая композиция и постановка Льва Додина расширяют рамки пьесы, позволяя зрителю заглянуть в потаенные места души героев, где все реакции обнажены. Извечные темы власти и любви, долга и чести, разума и чувства не смогут оставить равнодушным ни одного зрителя. Трагическая развязка этой любовной драмы под стать таким шедеврам в истории мирового театра, как «Ромео и Джульетта», «Тристан и Изольда», но здесь она еще отягощена трагической виной главного героя.

Коварство этой постановки в том, что все составляющие ее ингредиенты - прекрасны, а получившийся продукт (то есть, театральное впечатление) оставил желать лучшего. Конечно, ни в коем случае, нельзя отнести спектакль «Коварство и любовь» МДТ в постановке художественного руководителя театра, знаменитого режиссера Льва Додина, к некачественным или плохим. Просто ожидание от всех слагаемых намного превысило само событие, а каждый приезд театра Додина в Москву, конечно, событие.

Вот вам, впечатление совершенно конкретное

На протяжении всего спектакля, а это - два с половиной часа (без антракта) на лицах зрителей не дрогнул ни один мускул. Лишь в финале на поклонах раздались бурные аплодисменты и крики: «Браво!», а поклонники Данилы Козловского и Ксении Раппопорт принялись засыпать их цветами. Я сама –поклонница Ксении, и она меня порадовала: каждый ее выход на сцену служил немалым утешением. Жаль, что не было Лизы Боярской (роль Луизы исполняет с ней в очередь Екатерина Тарасова), возможно, концепция спектакля меня убедила бы в том, о чем пойдет речь ниже.

В тот день, старина Фридрих Иоганнович Шиллер порядком меня утомил, даже раздражил, а великий Лев Абрамович Додин ввел в некий ступор: зачем сегодня (ну, хорошо, пять лет назад) нужно было браться за старомодную трагедию немецкого философа-романтика и идеалиста? Чтобы еще раз доказать, что власть и политика – грязное дело, растаптывающее чистые души?

Спасибо режиссеру, хотя бы за то, что он сократил пьесу почти в два раза, иначе ее вообще мало бы кто выдержал, несмотря на наличие на сцене звезд первой величины.

Мне всегда интересно настроение публики: так вот, во время показа зал был тих и равнодушен. Сухой холод со сцены будто передавался залу, и лично я, если бы не блистательная, живая Ксения Раппопорт, в конец окоченела бы к финалу.

Действие пьесы происходит в трех домах:

Дом Президента фон Вальтера при дворе немецкого герцога (Игорь Иванов), отца главного героя - майора Фердинанда (Данила Козловский);

Дом леди Мильфорд, фаворитки герцога (Ксения Раппопорт);

Дом учителя музыки Миллера (Сергей Курышев), отца главной героини Луизы (Екатерина Тарасова).

При этом разнообразии мест сценография Александра Боровского скупо и незатейливо отображает пустоту, периодически заполняемую темными деревянными столами, которые вносили-уносили-переставляли шестеро невозмутимых мужчин в строгих костюмах, изображающих, как отмечено в Программке, «окружение Президента».

Неторопливо и скучно (весь первый акт) юные влюбленные, они же - главные герои - Луиза и Фердинанд, целуются на столе. Непонятно, чем уж так пленила богатого наследника бледная вялая девушка, не обладающая ничем особенным, кроме стройной фигурки. Ах да, честностью и невинностью, но мы же примерно догадываемся о дворцовых интригах и нравах?

Отец Фердинанда - Президент, лепящий сыну блестящую карьеру (в 20 лет мальчик – уже майор), планирует женить его на красавице - леди Мильфорд. Это, конечно, в интересах власти. Фердинад строптиво отказывается: его личные планы связаны с Луизой. Правда, невнятно, на какие шиши молодой дворянин, умеющий лишь бряцать оружием, собирается кормить будущее семейство? Больше он ничего не умеет, даже на флейте играть, а ведь именно за этим он пришел в дом учителя музыки.

Папаша Президент дальновиден и вездесущ – почти всегда лично присутствует на сцене. Коварный властитель, руля судьбами, шлет строптивца к блистательной миледи. И тут все оживляются: героиня Ксении Раппопорт столь же обворожительна и неотразима, сколь хитра и умна. Каждый жест и реплика вызывали эмоции, были убедительны, разгоняя пафос и скуку происходящего. Миледи для майора слишком шикарна. Она легко укрощает его негодование, помноженное на юношеский максимализм. Удивительно, каким непостижимым образом Фердинанду удается сохранить верность своей простушке Луизе. Слова клятвы связывают влюбленных, как клей «момент» - стекло, на этом держится хрупкий мир.

Помимо простушки, некоторую досаду вызывают ее провинциальные (в самом дурном смысле слова) родители. Будь юноша поумней, он бы насторожился: от таких генов никуда потом не денешься…


События разворачиваются таким образом, что, время от времени, хочется воскликнуть: «не верю!». В самом деле, вместо того, чтобы одним щелчком убрать мешающую высочайшим планам никому неизвестную, ничего не значащую семейку (мог бы запросто сгноить в тюрьме при его-то власти), президент принимает хитрый план старого секретаря Вурма (Игорь Черневич), безответно влюбленного в Луизу (тоже верится с трудом). Вурм склоняет девушку, во имя спасения родителей, адресовать ему влюбленную записку. Рассчитывая на жгучую ревность красавца Фердинанда, секретарь уверен, что тот отвергнет изменницу. Ну, и… развязка понятна всем, кроме тех, кто ее завязал.

Любовные страдания-клятвы-слезы-горячечные мысли о самоубийстве – сей набор для молодых. Старикам он не по зубам, и какая практическая польза от обещаний и клятв, не говоря уж о честном слове?

По ходу действия возникает необъяснимое нелогичное разрешение (коварство?) президента фон Вальтера сыну - жениться на бедняжке, но поздно. Яд уже влит, никакие чистосердечные признания ничего не изменят: кровь бурлит, мешая мыслительному процессу.

Развязка сильно затянута. Ни единого зрительского вздоха, когда Луиза, наконец, выпивает отравленный любимым лимонад. Пока «окружение Президента», не спеша, заставляет столы массивными подсвечниками (то ли для предстоящей свадьбы, то ли – для поминок), главные действующие лица, застывая в страшно неудобных позах, уходят в небытие.

Мне тоже было страшно неудобно - отсидела ногу: какое коварство - два с половиной часа без антракта. Думаю, не одна я злорадно торопила приближение финала.

фотографии с официального сайта театра МДТ

спектакль Льва Додина "Коварство и любовь" МДТ, Ксения Раппопорт, Данила Козловский