Корабли 1.7 10. Ships — мод на плавающие корабли

Корабли 1.7 10. Ships — мод на плавающие корабли
Данный мод подарит вам уникальную возможность – создавать воздушные и морские корабли из обычных блоков. Соберите судно, установите штурвал и отправляйтесь в далекое плавание!

Особенности:

Блоки и :

Штурвал

Блок, превращающий ваше сооружение в корабль. Поместите его на один из блоков судна и щёлкните ПКМ , чтобы начать движение.

Приборная доска

Стандартная версия данного блока имеет 2 указателя: компас, всегда направленный на север, и спидометр.

Вот как они выглядят в действии:


Рецепт:

Расширенная версия предназначена для воздушных кораблей и имеет 2 дополнительных индикатора: вертикальный спидометр и индикатор высоты.

Изображение приборной доски:


Рецепт:

Поплавок

Который можно добавить к водному судну для повышения его плавучести. Чем больше на корабле поплавков, тем выше над водой держится корпус.

Воздушный шар

Без этого блока не построить воздушное судно. Корабль должен на 40% состоять из воздушных шаров для того, чтобы подняться в воздух. Это значение можно изменить в файле конфигурации.


Рецепт:

Вместо белого (обычного), можно использовать так-же цветную шерсть:



Контейнер

Контейнер устанавливается на любом из блоков корабля. Используется с целью транспортировки животных.

Двигатель на пару

Двигатель, который увеличивает скорость передвижения вашего корабля. Для взаимодействия с ним используйте ПКМ .

Пассажирское сиденье

С ним вы сможете прокатить на своем корабле другого игрока. Для этого достаточно щёлкнуть по сиденью ПКМ .

Береговой буфер

Используйте этот блок при создании портов. Его особенность – он никогда не присоединяется к блокам корабля.


Рецепт:

Судно:

Сбор корабля

Корабль строится так же, как и любое другое сооружение Майнкрафта. Далее к нему присоединяется штурвал, по которому игрок щёлкает ПКМ. Перед ним открывается следующий интерфейс:

  • Rename: кнопка переименования корабля

  • Compile: анализ всех примыкающих блоков и превращение их в один целый корабль с последующим сохранением в памяти штурвала

  • Undo: отмена последней компиляции

  • Mount: начало управления кораблём
При компиляции не учитываются следующие блоки:
  • земля
  • трава
  • песок
  • гравий
  • глина
  • кувшинка
  • высокая трава
  • адский камень
  • песок души
Этот список можно отредактировать в файле конфигурации.

При декомпиляции, следующие блоки мира будут удалены при контакте с кораблем:

  • высокая трава
Этот список также можно отредактировать.

Управление

Контроль осуществляется с помощью клавиш движения и не зависит от направления камеры. Стандартный режим управления можно включить, установив в файле конфигурации значение 0 в строчке control_type.

Прочие клавиши:

  • X: набрать высоту

  • Z: опуститься

  • C: тормоз

  • = (знак равенства): автоматическое выравнивание корабля вдоль схемы мира

  • \: декомпиляция корабля

  • K: меню судна
Команды:
  • /as или /ashelp или /as? : отображения всех команд мода

  • /asinfo : информация о корабле

  • /asdismount : выйти из режима управления кораблём. Опция overwrite позволяет при этом декомпилировать корабль, удалив мешающиеся блоки мира

  • /asalign : автоматическое выравнивание судна

  • /asdestroy [радиус] : уничтожение ближайшего корабля в заданном радиусе