Конспект урока "логические операция и логические элементы". Конспект урока по информатике на тему "основные логические операции" Технологическая карта урока
Цели: знакомство обучающихся с основными логическими операциями: инверсией, дизъюнкцией, конъюнкцией, импликацией и эквивалентностью; развитие аналитического критического мышления; воспитание таких базовых качеств личности, как коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: приложение «Логические операции» (Приложение 1 )
Стадия «Вызов»
Актуализация ранее изученного материала:
– Вспомните, что такое алгебра логики? /Аппарат, который позволяет
выполнять действия над высказываниями
/
– Что такое высказывание? /Предложение, относительно которого имеет смысл
говорить истинно оно или ложно
/
Приём «Верные и неверные утверждения» (на партах бланки для ответов )
– Перед вами бланки:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
– Я буду зачитывать утверждения. Вы должны поставить знак «+», если считаете, что утверждение верное, и знак «-», если считаете, что утверждение неверное.
- Любое логическое выражение либо истинно, либо ложно.
- Сложное логическое выражение содержит высказывания, объединенные какой-то одной логической операцией.
- Истинность сложного высказывания можно определить, зная истинность или ложность входящих в него высказываний.
- Результатом операции отрицания над высказыванием «Пушкин – не гениальный русский поэт» является высказывание «Пушкин – гениальный русский поэт».
- Высказывание «4 – простое число» истинно. Высказывание «4 – не простое число» ложно.
- Высказывание «Тигр – это полосатый зверь или домашнее животное», полученное при помощи логического сложения, истинно.
- Высказывание «Январь – последний зимний месяц и в нем всегда 31 день», полученное при помощи логического умножения, истинно.
- Высказывание «День сменяет ночь тогда и только тогда, когда солнце скрывается за горизонтом» получено при помощи операции логического равенства.
- Высказывание «Если число Х делится на 3, то оно делится и на 9», образованное при помощи операции логического следования, является истинным.
- Даны высказывания «Учитель должен быть умным» и «Учитель должен быть справедливым». Объединение этих высказываний при помощи логической операции конъюнкции означает, что учитель должен быть одновременно и умным, и справедливым.
– Что у вас получилось? Аргументируйте свой ответ (ситуация с
противоречивыми мнениями обучающихся
).
– Мы проверим правильность ваших мнений чуть позже. Отложите бланки в сторону.
– Определите тему урока, исходя из предложенных высказываний. /Логические
операции
/
– Что нового мы узнаем на уроке? /Познакомимся
операциями
логики
/
Стадия «Осмысление»
Чтобы проверить правильность ваших ответов, запустите приложение «Логические операции» и ознакомьтесь с его содержанием.
– О каких логических операциях идет речь? /Инверсия , дизъюнкция , конъюнкция , импликация и эквивалентность /
Приём «Сводная таблица»
На доске таблица:
Линия сравнения | Логическая операция 1 | Логическая операция 2 | Логическая операция 3 | Логическая операция 4 | Логическая операция 5 |
– Выделите линии для сравнения перечисленных вами логических операций.
В ходе коллективного обсуждения выделены следующие линии: название, обозначение, союз, истинность результата операции, таблица истинности. На доске таблица с заполненными линиями сравнения и логическими операциями:
Линия сравнения | Инверсия | Конъюнкция | Дизъюнкция | Импликация | Эквивалентность |
Название | |||||
Обозначение | |||||
Союз | |||||
Истинность результата операции | |||||
Таблица истинности |
– Заполните сводную таблицу, используя приложение «Логические операции», самостоятельно (работа в группах).
Представление группами заполненных сводных таблиц и коллективное обсуждение. В итоге обсуждения сводная таблица имеет следующий вид:
– Итак, мы заполнили сводную таблицу, отражающую основную информацию о логических операциях. Чем характеризуется каждая логическая операция? /Названием, обозначением, союзом, условием истинности логической операции и таблицей истинности /
– Используя данные сводной таблицы, приведите примеры сложных высказываний, образованных с помощью логических операций над простыми высказываниями /ответы обучающихся /.
Стадия «Рефлексия»
– Какова тема нашего урока? /Логические операции /
– О каких логических операциях вы узнали на уроке? /Инверсия , дизъюнкция , конъюнкция , импликация и эквивалентность /
– Дано высказывание «В библиотеке можно взять книгу или встретить знакомого». В результате какой операции было получено данное высказывание? /Дизъюнкция /
– Даны высказывания «Идёт дождь» и «На улице сыро». Какое высказывание получится, если применить логическую операцию импликация?/Если идет дождь, то на улице сыро /
– Определите истинность следующего высказывания «С помощью компьютера нельзя обработать информацию тогда и только тогда, когда он не включен (примечание: компьютер не включен)» /Истинно /
– Вернемся к утверждениям и оценим их достоверность, используя полученную на уроке информацию (коллективный анализ высказываний и определение их достоверности )
Правильно заполненный бланк:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
+ | - | + | + | - | + | - | + | - | + |
– Выполните следующее задание: постройте таблицу истинности для логического выражения (ситуация затруднения, так как обучающиеся не умеют строить таблицы истинности для логических выражений такого вида ).
– А как выполнить это задание, мы узнаем, изучив материал, на следующем уроке.
– Домашнее задание: составить синквейн к понятию «операция» (имеется в виду логическая). На следующем уроке мы выслушаем составленные вами синквейны и проанализируем их, выбрав лучшие.
Пример синквейна, созданного обучающимся, к следующему уроку:
Операция
Логическая, необходимая
Превращает, объединяет, создает
…нужна любому специалисту, будь он математик, медик, биолог (Н.К. Анохин)
Действие.
Оценивание деятельности обучающихся на уроке.
Тема: Логические операции и логические элементы.
Цель: сформировать у учащихся понятия: логические величины, логические операции, научить строить таблицы истинности, сформировать представление об устройствах элементной базы компьютера
Метод: рассказ, беседа, решение задач
Технология: личностно-ориентированная
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, информационный лист
Ход урока:
1. Организационный момент.
- приветствие учащихся
- проверка готовности к уроку.
2. Постановка целей урока:
- как человек мыслит? Какая наука изучает формы и методы человеческого мышления?
- арифметическое умножение и логическое умножение. В чем сходство и различие?
- что такое умозаключение?
3. Изложение нового материала
Логические операции
Логическая переменная- это простое высказывание, содержащее только одну мысль.
Ее символическое обозначение- латинская буква (А, В, Х, Y,…). Значением логической переменной могут быть только константы ИСТИНА или ЛОЖЬ. (1 и 0).
Составное высказывание- логическая функция, которая содержит несколько простых мыслей, соединенных между собой с помощью логических операций.
Логические операции- логическое действие.
ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ
Конъюнкция Дизъюнкция Инверсия
Конъюнкция
(от лат.- связываю) Дизъюнкция
(от лат. различаю)
Инверсия
(от лат. –переворачиваю)
Название Логическое умножение Логическое сложение отрицание
Обозначение А& В, А В А v В, А+В А, Ā
Союз в естественном языке А и В А или В Не А
Примеры:
А= «Число 10-четное»
В= «Число 10-отрицательное» «Число 10 четное и отрицательное»-ЛОЖЬ «Число 10-четное или отрицательное»- ИСТИНА «Неверно, что число 10-четное»-ЛОЖЬ
«Неверно, что число 10-отрицательное»-ИСТИНА
Таблица истинности А В А& В А В А v В А А
0 0 0 0 0 0 0 1
0 1 0 0 1 1
1 0 0 1 0 1 1 0
1 1 1 1 1 1
Таблица истинности- это таблица, в которой по действиям показано, какие значения принимает логическое выражение при всех возможных наборах его переменных.
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ТАБЛИЦ ИСТИННОСТИ:
1. Выяснить количество строк в таблице (2n,n- количество переменных)
2. Выяснить количество столбцов= количество переменных + количество логических операций
3. Установить последовательность выполнения логических операций
4. Построить таблицу, указывая названия столбцов и возможные наборы значений исходных логических переменных.
5. Заполнить таблицу истинности по столбцам.
Задание: Составить таблицу истинности для выражения F=(А v В)& (А v В)
А В А v В А В А v В (А v В)& (А v В)
0 0 0 1 1 1 0
0 1 1 1 0 1 1
1 0 1 0 1 1 1
1 1 1 0 0 0 0
Логические элементы
Элементы, реализующие базовые логические операции, называются базовыми логическими элементами или вентилями и характеризуются они не состоянием контактов, а наличием сигналов на входе и выходе элемента.
Логические элементы
КОНЪЮНКЦИЯ ДИЗЪЮНКЦИЯ ИНВЕРСИЯ
конъюнктор дизъюнктор инвертор
А В Результат А В Результат А Результат
1 1 1 1 1 1 1 0
0 0 0 1 0 1
0 1 0 0 1 1 0 1
1 0 0 0 0 0
А
А&В
В
А
АvВ
В
А А
Над возможностью применения логики в технике ученые и инженеры задумывались уже давно. Если рассмотреть микросхему при сильном увеличении она поразит нас своей стройной архитектурой. С точки зрения логики электрический ток либо течет, либо не течет.
ПРАВИЛО ПОСТРОЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ:
1. Определить число логических переменных
2. Определить количество базовых логических операций и их порядок
3. Изобразить для каждой логической операции соответствующий ей вентиль
4. Соединить вентили в порядке выполнения логических операций.
4. Закрепление изученного материала
Задание 2. Найдите значение логических выражений:
А) F=(0v0)v(1v1) (ответ 1)
В) F=(1v1)v(1v0) (ответ 1)
С) F=(0&0)&(1&1) (ответ 0)
Задание 3: составьте таблицы истинности для следующих логических выражений.
1) F=(XvY)&(XvY)
2) F=(XvY) v (X&Y)
5. Итог урока. Оценить работу класса, учащихся отличившихся на уроке.
Урок по теме: «Основы логики. Алгебра высказываний».
Цели урока : познакомить детей с формами мышления, сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины, логические операции; создать условия для развития познавательного интереса учащихся, способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления; способствовать воспитанию умения выслушивать мнение других, работать в коллективе.
Ход урока.
I. Сообщение темы и целей урока.
Как человек мыслит? Что в нашей речи является высказыванием, а что – нет? В чем сходство и различие в арифметическом умножении и логическом умножении, познакомимся с основными логическими выражениями и операциями, узнаем некоторые составляющие нашего мышления.
II. Объяснение нового материала.
1. В основе современной логики лежат учения, созданные еще древнегреческими мыслителями, хотя первые учения о формах и способах мышления возникли в Древнем Китае и Индии. Основоположником формальной логики является Аристотель, который впервые отделил логические формы мышления от его содержания.
Логика- это наука о формах и способах мышления. Это учение о способах рассуждений и доказательств. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Мышление всегда осуществляется через понятия, высказывания и умозаключения.
Понятие- это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других. Пример: прямоугольник, проливной дождь, компьютер.
Высказывание - это формулировка своего понимания окружающего мира. Высказывание является повествовательным предложением, в котором что-либо утверждается или отрицается.
По поводу высказывания можно сказать, истинно оно или ложно. Истинным будет высказывание, в котором связь понятий правильно отражает свойства и отношения реальных вещей. Ложным высказывание будет в том случае, когда оно противоречит реальной действительности.
Пример: истинное высказывание: «Буква «а» - гласная», ложное высказывание: «Компьютер был изобретен в середине XIX века».
Пример.Какие из предложений являются высказываниями? Определите их истинность.
1.Какой длины эта лента? 2.Прослушайте сообщение.
3.Делайте утреннюю зарядку! 4.Назовите устройство ввода информации.
5. Кто отсутствует? 6.Париж - столица Англии. (ЛОЖЬ)
7. Число 11 является простым. (ИСТИНА) 8. 4 + 5=10. (ЛОЖЬ)
9. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 10. Сложите числа 2 и 5.
11.Некоторые медведи живут на севере. (ИСТИНА) 12. Все медведи - бурые. (ЛОЖЬ)
13.Чему равно расстояние от Москвы до Ленинграда.
Умозаключение
- это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение (знание или вывод).
2. Логические выражения и операции
Алгебра - это наука об общих операциях, аналогичных сложению и умножению, которые выполняются не только над числами, но и над другими математическими объектами, в том числе и над высказываниями. Такая алгебра называется алгеброй логики. Алгебра логики отвлекается от смысловой содержательности высказываний и принимает во внимание только истинность или ложность высказывания.
Можно определить понятия логической переменной, логической функции и логической операции.
Логическая переменная - это простое высказывание, содержащее только одну мысль. Ее символическое обозначение - латинская буква. Значением логической переменной могут быть только константы ИСТИНА и ЛОЖЬ (1 и 0).
Составное высказывание - логическая функция, которая содержит несколько простых мыслей, соединенных между собой с помощью логических операций. Ее символическое обозначение - F(A,B,...). На основании простых высказываний могут быть построены составные высказывания.
Логические операции - логическое действие.
Существуют три базовые логические операции - конъюнкция, дизъюнкция и отрицание и дополнительные - импликация и эквивалентность.
В алгебре логики высказывания обозначаются именами логических переменных (А, В, С), которые могут принимать значения истина (1) или ложь (0).
Истина, ложь – логические константы.
Логическое выражение
– простое или сложное высказывание. Сложное высказывание строится из простых с помощью логических операции.
Логические операции.
Конъюнкция (логическое умножение) – соединение двух логических выражений (высказываний) с помощью союза И. Эта операция обозначается символами & и ∧.
А – У меня есть знания для сдачи зачета.
В – У меня есть желание для сдачи зачета.
A&B – У меня есть знания и желание для сдачи зачета.
Вывод: Логическая операция конъюнкция истинна только в том случае, если оба простых высказывания истинны, в противном случае она ложна.
Рассмотрим таблицу истинности для данной логической операции.
Обозначим через A - летом я поеду в лагерь, B – летом я поеду в к бабушке.
AVB - Летом я поеду в лагерь или поеду к бабушке.
Вывод: логическая операция дизъюнкция ложна, если оба простых высказывания ложны. В остальных случаях она истинна
Вывод: если исходное выражение истинно, то результат его отрицания будет ложным, и наоборот, если исходное выражение ложно, то оно будет истинным.
АВ равносильно V В . Доказать.
Логическое равенство (эквивалентность) : тогда и только тогда, когда …; знаки , . Таблица истинности:
АВ равносильно (A V ) & ( V B ) или (&) V (A & B ).
Доказать 1-е алгебраически на доске. Доказать 2-е с помощью электронных таблиц самостоятельно.
Последовательность выполнения операций:
отрицание, конъюнкция, дизъюнкция,
импликация, эквивалентность.
Кроме того, на порядок выполнения операции влияют скобки, которые можно использовать в логических формулах.
I II . Закрепление изученного материала.
Пример 1. Из двух простых высказываний постройте сложное высказывание, используя логические операции И, ИЛИ.
Все ученики изучают математику. Все ученики изучают литературу.
Все ученики изучают математику и литературу.
Синий кубик меньше красного. Синий меньше зеленого.
В кабинете есть учебники. В кабинете есть справочники.
Пример 2.
Вычислить значение логической формулы: не Х и У или Х и Z, если логические переменные имеют следующие значения: Х=0, У=1, Z=1
Решение. Отметим цифрами сверху порядок выполнения операций в выражении:
1. не 0=1
2. 1 и 1= 1
3. 0 и 1 =0
4. 1 или 0 =1 ответ: 1
Пример 3. Определите истинность формулы не Р или Q и не Р
Пример 4. Записать в виде логического выражения следующее высказывание: «Летом Петя поедет в деревню и, если будет хорошая погода, то он пойдет на рыбалку».
1. Разобьем составное высказывание на простые высказывания: «Петя поедет в деревню», «Будет хорошая погода», «Он пойдет на рыбалку».
Обозначим их через логические переменные: А = Петя поедет в деревню;В = Будет хорошая погода;С = Он пойдет на рыбалку.
2. Запишем высказывание в виде логического выражения, учитывая порядок действий. Если необходимо, расставим скобки:F = A& (B+C).
Пример 5. .Запишите следующие высказывания в виде логических выражений.
1.Число 17 нечетное и двузначное.
2.Неверно, что корова - хищное животное.
Пример 6. Составьте и запишите истинные сложные высказывания из простых с использованием логических операций.
1.Неверно, что 10Y5 и Z(ответ:(Y 5) & (Z
2.Z является min(Z,Y) (ответ: Z
3.А является max(A,B,C) (ответ: (АВ)&(АС)).
4.Любое из чисел X,Y,Z положительно (ответ: (X0)v(Y0)v(Z0).
5.Любое из чисел X,Y,Z отрицательно (ответ: (X
6.Хотя бы одно из чисел K,L,M не отрицательно (ответ: (К 0) v (I 0) v(M О))
7.Хотя бы одно из чисел X,Y,Z не меньше 12 (ответ: (X 12) v(Y 12) v (Z 12))
8.Все числа X,Y,Z равны 12 (ответ: (X=12)&(Y=12)&(Z=12)).
9.Если X делится на 9, то X делится и на 3 ((X делится на 9)→(X делится на 3)).
10. Если X делится на 2, то оно четное ((X делится на 2)→(X - четное)).
I V. Подведение итога урока, в ыставление оценок.
V. Домашнее задание выучить основные определения по тетради, знать обозначения.
Урок по информатике: Логические операции
Цели : Познакомить с основными логическими операциями: .
Задачи :
- Сформировать у учащихся понятие “логическая операция»;
- Способствовать формированию логического мышления, интереса к изучаемому материалу.
Ожидаемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- логические операции: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность ;
- таблицы истинности логических операций;
- обозначение логических операций;
- приоритет логических операций.
Учащиеся должны уметь:
- определить порядок действий при вычислении значения логического выражения;
- конструировать простые и сложные высказывания .
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изложение нового материала.
В алгебре высказываний над высказываниями можно производить логические операции, в результате которых получаются новые, составные (сложные) высказывания.
Опр.1 Логическая операция - способ построения сложного высказывания из данных высказываний, при котором значение истинности сложного высказывания полностью определяется значениями истинности исходных высказываний.
Рассмотрим три базовых логических операций - инверсию, конъюнкцию, дизъюнкцию и дополнительные - импликацию и эквивалентность.
Логическая операция | Название | Обозначение знаками | Таблица истинности | Определение |
|||||||||||||||
Инверсия | Логическое отрицание |
| Инверсия логической переменной истина, если переменная ложна, и, наоборот, инверсия ложна, если переменная истинна. |
||||||||||||||||
Конъюнкция | Логическое умножение |
| Конъюнкция двух логических переменных истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания, истинны |
||||||||||||||||
Дизъюнкция | Логическое сложение |
| Дизъюнкция двух логических переменных ложна тогда и только тогда, когда оба высказывания ложны. |
||||||||||||||||
Импликация | Логическое следование | А
- условие В - следствие |
| Импликация двух логических переменных ложна тогда и только тогда, когда из истинного основания следует ложное следствие |
|||||||||||||||
Эквивалентность | Логическое равенство |
| Эквивалентность двух логических переменных истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания одновременно либо ложны, либо истинны |
Упражнение 1. Даны два простых высказывания:
А= “Щука – рыба”;
В=“Ворона - певчая птица”.
Составьте из них все возможные составные (сложные) высказывания и определите их истинность.
При вычислении значения логического выражения (формулы) логические операции вычисляются в определенном порядке, согласно их приоритету:
- инверсия
- конъюнкция
- дизъюнкция
- импликация и эквивалентность
Операции одного приоритета выполняются слева направо. Для изменения порядка действий используются скобки.
Например: дана формула .
Порядок вычисления:
Инверсия
- конъюнкция
- дизъюнкция
- импликация
- эквивалентность.
Упражнение 2.
Дана формула . Определите порядок вычисления.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Среди следующих высказываний укажите составные, выделите в них простые, обозначьте их каждое из них буквой. Запишите с помощью логических операций каждое составное высказывание.
- Число 456 трехзначное и четное.
- Неверно, что Солнце движется вокруг Земли.
- Число делится на 9 тогда и только тогда, когда сумма его цифр делится на 9.
- Луна - спутник Земли.
- На уроке химии ученики выполняли лабораторную работу, и результаты исследований записывали в тетрадь.
- Если число оканчивается на 0, то оно делится на 10.
- Чтобы погода была солнечной, достаточно, чтобы не было ни ветра, ни дождя.
- Если у меня будет свободное время и не будет дождя, тоя не буду писать сочинения, а пойду на дискотеку.
- Если человек с детства и юности своей не давал нервам властвовать над собой, то они не привыкнут раздражаться, и будут ему послушны.
2. Постройте отрицания следующих высказываний.
- На улице сухо.
- Сегодня выходной день.
- Ваня не был готов сегодня к урокам.
- Неверно, что число 3 не является делителем числа 198.
- Некоторые млекопитающие не живут на суше.
- Неверно, что число 17 - простое.
3. Из каждых трех выберите пару высказываний, являющихся отрицаниями друг друга.
- “Луна - спутник Земли”, “Неверно, что Луна спутник Земли”, “Неверно, что Луна не является спутником Земли”;
- “2007 2008”, “2007 ? 2008”;
- “Прямая а перпендикулярна прямой с”; “Прямая а не параллельна прямой с”; “Прямая а не пересекается с прямой с”.
4. По данным формам сложных высказываний запишите высказывания на русском языке.
5. Найдите значения логических выражений:
6. Даны два высказывания: А = “2 х 2 = 4”, В = “2 х 2 = 5”. Очевидно, что А=1, В=0. Какие из высказываний истинны?
7. Даны простые высказывания: А= {15>13}, В={4=5}, C= {7
8. При каких значениях числа Х логическое выражение не ((Х>15) или (Х
- ложь,
- истинна.
9. Какие из высказываний А, В должны быть истинны и какие ложны, чтобы было ложное высказывание ?
V. Итог урока.
Обобщить пройденный материал, оценить работу активных учеников.
VI. Домашнее задание.
1. Выучить определения, знать обозначения.
2. Даны высказывания:
А = {На улице светит солнце},
В = {На улице дождь},
С = {На улице пасмурная погода},
D = {На улице идет снег}.
Составьте два сложных высказывания, одно из которых в любой ситуации всегда будет ложным, а другое истинным.
3. Запишите сложное высказывание , значения А, В, С возьмите из предыдущего задания.