Конспект бедные люди. Урок по литературе на тему Ф.М

Конспект бедные люди. Урок по литературе на тему Ф.М

Уроки 105–106 ВСТРЕЧА С Ф. М. ДОСТОЕВСКИМ, МЫСЛИТЕЛЕМ, ХУДОЖНИКОМ И ЧЕЛОВЕКОМ (ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА)

30.03.2013 16305 0

Уроки 105–106
Встреча с Ф. М. Достоевским,
мыслителем, художником и человеком
(Очерк жизни и творчества)

Цели : углубить представление учащихся о Достоевском, мыслителе, писателе и человеке; пробудить интерес к его творчеству; выяснить, чем вызван громадный интерес к романам Достоевского в наше время.

Наглядные пособия : портрет писателя, альбом Ф. М. Достоевского.

Ход уроков

Эпиграф к урокам :

Я скажу вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения. Каких страшных мучений стоило и стоит теперь эта жажда верить.

Ф. М. Достоевский

I. Вступительное слово учителя.

Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского

Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) – выдающийся писатель-мыслитель, талантливый журналист и публицист. Художник К. Трутовский оставил нам портрет Достоевского: высокий лоб, широко расставленные глаза, правильной формы губы и нос, негустые волосы светлого цвета и едва заметная борода. Решительный взмах темных бровей – и выражение лица грустное, разочарованное, немного суровое и одновременно сочувственное.

Э. М. Румянцева: «В Достоевском, действительно, сочетались самые противоречивые качества: доверчивость и простота – с болезненной мнительностью, замкнутость – с искренностью и откровенностью, сердечность и участие – с отчужденностью, принимаемые подчас за высокомерие, неудержимая страстность – с непроницаемостью, серьезность – с легкомыслием».

Жизнь, личность и творчество писателя сложны и полны драматизма.

II. Беседа с учащимися о жизни и личности Ф. М. Достоевского.

Вопросы.

1. Расскажите об основных событиях и впечатлениях детства и юности Достоевского, повлиявших на формирование его мировоззрения.

2. Какую роль в жизни писателя сыграло знакомство с В. Г. Белинским? Что взволновало великого критика в романе Достоевского «Бедные люди»? (Роман «Бедные люди» (1845) был прочитан Григоровичем и Некрасовым. «Вдруг звонок, чрезвычайно меня удививший, и вот Григорович и Некрасов бросаются обнимать меня, в совершенном восторге, и оба чуть сами не плачут», – вспоминал Достоевский. Вскоре рукопись прочитал В. Г. Белинский. «Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали!.. Вам правда открыта и возвещена как художнику… Цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем », – повторял Белинский начинающему писателю. Критик нашел, что роман «весь, в целом, – превосходен», что в нем заключена «страшная простота и истина» .

В романе «Бедные люди» Достоевский раскрыл сложный, богатый духовный мир человека «маленького», униженного и оскорбленного, задавленного жизнью. «Ведь это тоже люди, ваши братья!» Герои романа Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди изумительной душевной чистоты.)

3. Какие идеи объединяли людей в кружке М. В. Петрашевского? За что и как были наказаны петрашевцы? (С 1847 г. Достоевский стал посещать «пятницы» М. Петрашевского – социалиста-утописта. Петрашевцы мечтали о свободе, о социальной справедливости всех людей. Достоевский высказывался за немедленную отмену крепостного права в России.

В апреле 1849 г. писатель прочитал на собрании запрещенное «Письмо Белинского к Гоголю», исполненное, как сказано в донесении провокатора Антонелли, «дерзкого вольнодумства».

Достоевского вместе с другими петрашевцами арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Восемь месяцев рассматривалось дело арестованных. Все были поражены жестокостью приговора: «подвергнуть смертной казни расстрелянием» . Церемония казни состоялась 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге. «Момент этот был ужасен», – писал один из петрашевцев Д. Ахшарумов. Но через несколько минут был зачитан другой приговор, по которому «…возвещалось дарование Государем императором жизни и, взамен смертной казни, каждому по виновности, особое наказание». Достоевский был осужден на 4 года каторги в Сибири.

Из письма Ф. М. Достоевского брату Михаилу: «…Брат! я не уныл и не упал духом… Через четыре года будет облегчение судьбы… Как оглянусь на прошедшее да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неумении жить… так кровью обливается сердце мое. Жизнь – дар, жизнь – счастье, каждая минута могла быть веком счастья… Брат! Клянусь тебе, что я не потеряю надежду и сохраню дух мой и сердце в чистоте. Я перерожусь к лучшему. Вот вся моя надежда, все утешение мое» .)

4. Какую роль в жизни Достоевского сыграла встреча с декабристами?(В Тобольске, в пересыльной тюрьме писатель и его единомышленники прожили 6 дней. Им помогали жены декабристов – Ж. А. Муравьева, П. Е. Анненкова и Н. Д. Фонвизина. Они ободряли ссыльных, помогали с продуктами и одеждой, каждого оделили Евангелием – единственной книгой, разрешенной в остроге. Путешествие под конвоем было трудным. Ф. Достоевский вспоминал: «Я промерзал до сердца».)

5. Как изменились взгляды и идеи Достоевского после каторги? (На каторге писатель «узнал» русский народ. «И в каторге между разбойниками, я, в четыре года, отличил наконец людей. Поверишь ли, – писал Достоевский брату, – есть характеры глубокие, сильные, прекрасные… Я сжился с ними и потому, кажется, знаю их порядочно… Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, как, может быть, не многие знают его».

Достоевский увидел на каторге всю меру страдания простого человека, его бесправное положение, покорность. Возродить Россию, спасти угнетенный народ можно, лишь возвратившись «к высшим духовным ценностям добра, любви и милосердия, известным еще с библейских времен» . Объединить людей может христианская религия с ее идеями братства и взаимного сострадания. «Верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа», – говорил Достоевский. Вера в существование нравственного начала посреди всеобщего хаоса и беззакония помогла писателю перенести муки каторги.

Писатель отрицательно относился к революционному движению, не разделял взглядов революционеров-демократов на будущность России.)

6. Расскажите о публицистической деятельности Ф. Достоевского.
(Издание журналов «Время», 1861–1863 гг., «Эпоха», 1864–1865 гг., «Гражданин», 1873 г.)

7. В чем причины огромной популярности Достоевского в наше время?

III. Краткий пересказ содержания романов Ф. М. Достоевского.

1. «Униженные и оскорбленные» (1861)

Рассказ об Иване Петровиче, о том, как он написал повесть о бедном чиновнике. Это личная исповедь Достоевского, его воспоминания о начале своего творческого пути, неутихающая боль за униженного и поруганного человека.

2. «Записки из Мертвого дома» (1859–1861)

Произведение написано после каторги, откуда писатель вернулся примиренным с жизнью. Впервые в литературе Достоевский показал миру жизнь заключенных. Воры, насильники, убийцы, фальшивомонетчики… «Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу», – мрачно говорили каторжники. Но даже в закоренелых преступниках Достоевский сумел найти что-то человеческое. По мнению А. И. Герцена, «Записки…» – «страшная книга».

3. «Преступление и наказание» (1866)

Герой романа мучается при виде преступлений, безнаказанно совершающихся у него на глазах. Остаться пассивным, безучастным Раскольников не может. И вот у него появляется мысль, осуществление которой требует переступить через закон.

Писатель в мельчайших подробностях описывает сцену убийства, а также исследует психологию убийцы.

4. «Идиот» (1868)

Это книга о прекрасном человеке князе Мышкине, оказавшемся в мире, где царит беспредел, культ денег, где люди не знают жалости, не понимают добро. Князь готов помочь страждущим. Но, к сожалению, ничего не может сделать; он бессилен перед окружающим злом.

В романе поставлен «вопрос о спасении мира верой, красотой, любовью, но ответ на него звучит утопично, неубедительно».

5. «Братья Карамазовы» (1879–1880)

з адумывались как серия романов, но Достоевским был написан только первый. Роман «Братья Карамазовы» – это, по словам литературоведа С. В. Белова , духовная биография писателя, его идейный и жизненный путь от атеизма в кружке Петрашевского (Иван Карамазов) до верующего человека (Алеша Карамазов). Но творческая и жизненная биография Достоевского становится историей человеческой личности вообще, вселенской и всечеловеческой судьбой.

В центре романа – семья Карамазовых, в которой царят ненависть и вражда между Федором Карамазовым и его сыновьями. В убийстве главы семьи повинны и Дмитрий, и Иван, и Алеша, хотя непосредственный исполнитель – Смердяков. Иван проповедовал атеизм; Смердяков решил, что все ему позволено; Дмитрий тоже виноват, он в порыве ненависти к отцу был на грани преступления. Алеша же знал о готовящемся преступлении, но ничего не предпринял. Преступление Карамазовых-детей влечет за собой общее наказание…

В итоге – три брата «через страдание возрождаются к новой жизни».

6. Романы Ф. М. Достоевского «Бесы» (1871–1872),
«Подросток» (1875)

Произведения Достоевского отличает острая злободневность, они наполнены болью и состраданием к человеку, к его истерзанной, искалеченной судьбе.

Домашнее задание.

1. Чтение романа «Преступление и наказание», часть 1.

2. Устно ответить на вопросы :

1) Какими вы видите улицы Петербурга?

2) Расскажите о людях, которых встречал Раскольников.

3) Где живут герои Достоевского? (Раскольников, Мармеладовы.)

4) Зачитайте описание природы. Какова роль пейзажа?

5) Каково значение цвета в произведении Достоевского? (При ответе использовать цитаты.)

Урок-исследование

По теме «Что же, что же делать?»

(по роману Ф.М.Достоевского «Бедные люди»)

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, иллюстрации к роману, текст романа.

Цель урока:

Знакомство с текстом Достоевского «Бедные люди»;

Развитие навыков аналитического чтения, выразительного чтения;

Воспитание в учащихся чувства сострадания, гуманного отношения к окружающим.

Ход урока

На прошлом уроке мы ознакомились с биографией и особенностями творчества великого русского писателя-реалиста Ф.М. Достоевского, который наряду с Пушкиным, Гоголем, Тургеневым, Толстым, Гончаровым и другими представителями критического реализма завоевывает мировое признание и оказывает большое воздействие на развитие русской и европейской литератур.

  1. Что же сделало его популярным?
  2. Почему его произведения волновали и продолжают волновать читателей сегодня?

Возможно, частичным ответом на вопрос является наше знакомство с его романом «Бедные люди».

Тема нашего сегодняшнего урока «Что же, что же делать?»

Таким вопросом задавались многие литературные герои писателя. Сам же Федор Михайлович тоже ищет ответ на этот мучительный вопрос «Что же, что же делать?», чтобы в мире не было страданий, боли, жестокости и угнетения человеческой личности. Его книги нельзя читать спокойно, без духовного напряжения, его жестокий реализм захватывает, пугает, поражает...

По мнению поэта Д. Мережковского, «книги Достоевского нельзя читать, их надо пережить, выстрадать, чтобы понять и потом они уже не забываются». А физик Альберт Энштейн утверждал, что он дает ему больше, чем любой мыслитель.

(Слова проецируются на слайде)

«В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит неумолчно, взывая к человечности и гуманизму», - так считает русскоязычный писатель Ч. Айтматов.

Горький утверждал: «Толстой и Достоевский — два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы».

Запишите эти высказывания в тетрадь.

  1. Какое из них мы могли бы взять в качестве эпиграфа к уроку?

Ответить на данный вопрос мы сможем несколько позже.

Как отнеслись современники писателя к роману?

  1. Роман имел необыкновенный успех еще до его публикования.

Такой триумф дебютанта был незаурядным событием в истории русской литературы.

По мнению Некрасова, в лице Достоевского новый Гоголь явился.

Известный литературный критик Белинский считал, что «роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него никому не снилось».

  1. Обращаясь к Достоевскому, вопрошал: «Да вы понимаете ль сами-то что вы такое написали!... осмыслили вы сами-то всю эту страшнуюправду, на какую вы нам указали?

Вот служение художника истине! Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась, как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим художником». Эти слова критика оказались пророческими.

В письме к брату Михаилу Достоевский рассказывает о своем успехе: «... Никогда, я думаю, слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное».

Чем объяснить такой успех романа?

(Следуют ответы учащихся)

Какое впечатление произвел роман на вас?

(Следуют ответы учащихся)

Предметом изображения писателя становится маленький человек, его внутренний мир.

Дается определение «маленького человека»

Какие писателю 19 века обратились к теме «маленького человека» в своих проиведениях

«Станционный смотритель А,С Пушкин.

«Шинель» -

Почему повесть о человеке названа «Шинель»?

  1. Вещь заменила человека

Мундир заменил личность, чин заменил человека.

Ценность человека определяется по формальным признакам, по внешним данным — одежде, чину, дому... Но иначе быть не может: такова суть государственного устройства.

Таким образом, Достоевский в своем романе продолжает традиции русской литературы в изображении «маленького человека», неслучайно сам автор утверждает, что «все мы вышли из «Шинели» Гоголя.»

Один из рецензентов романа Константин Аксаков считал, что произведение Достоевского написано решительно под влиянием Гоголя и, следовательно, ничего нового автор «Бедных людей» не привнес в изображение «маленького человека».

Согласны ли вы с этим мнением?

  1. Нет, так как Достоевский показал внутренний мир героев, их душевные переживания, способность к состраданию, готовность прийти на помощь, тогда как у Гоголя Н.В. Акакий Акакиевич одинок, очень замкнут.

Что нового привнес в раскрытие данной темы Достоевский?

  1. Герои говорят о себе сами, в письмах.

Для чего нужно было героям романа переписываться, ведь они живут в одном дворе, даже видят друг друга в окно. Зачем же надо было писать?

  1. Достоевский боится, что его встречи с девушкой дадут повод для сплетен и пересудов.
  2. Чтобы показать внутренний мир героев, ведь герои говорят в письмах о себе сами.
  3. «маленький человек» сам поверяет нам свои переживания и думы?

Это письма — исповеди, письма — признания, письма — откровения.

(высвечивается слайд с определением «эпистолярная форма»)

Какими же предоставлены герои романа Достоевского Варенька Доброселова и Макар Девушкин

Инсценирование

Всего героями написано 55 писем, полных страдания, горя, надежд на лучшее «Что же, что делать?», чтобы хоть что-то к лучшему изменилось в жизни героев.

О чем же письма М. Девушкина и каким предстает он в этих письмах?

Очень хорошо характеризует героев их речь.

Что мы можем сказать о речи М. Девушкина?

Почему Достоевский не принял упреков Белинского в неумении «одолеть препятствия со стороны языка и формы»?

Многие обвиняли Достоевского в многословии главного героя, в косноязычии, на что автор ответил … Им невдогад, что говорит Девушкин, а не я и что Девушкин иначе говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет» Современный лингвист Виноградов отметил эту манеру, как достоинство произведения: «Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями».

Переход к Вареньке Доброселовой

Вывод. Впервые в романе Достоевского показана жизнь маленьких людей изнутри раскрыта так правдиво и подробно. Убедительно показано внутреннее богатство «маленького человека», красота, высокая культура чувств. Любовь к Вареньке выпрямляет его, в нем происходит настящий переворот: « и я обрел душевный покой и узнал, что я не хуже других, что только так, не блещу ничем. Лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек.»

Так Достоевский показал нам, как много прекрасного, благородного и светлого лежит в самой ограниченной человеческой натуре.

Заключение.

Что же делать?

Для себя Достоевский решил этот вопрос таким образом:

Старался выразить тайну человеческой души.

А как вы бы ответили на этот вопрос, прозвучавший в начале уолка?

Домашнее задание.

Подготовить сообщения «Двойники М. Девушкина»

Традиции и новаторство Достоевского в романе «Бедные люди»


Класс: 10

Цель:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.М.Достовевского;
  • развивать монологическую речь учащихся;
  • продолжать работу по воспитанию интереса к русской литературе.

Оборудование: выставка, портрет, презентация, медиапроектор, компьютер.

Запись на доске:

  • “Новый Гоголь явился!” (Н.А. Некрасов)
  • “...Скажем только, что это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей...” (В.Г.Белинский)
  • “В произведениях г.Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке....” (Н.А.Добролюбов)

Эпиграф: Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим как человек к человеку.

Номер урока в теме: 1.

Тип урока – вводный.

Форма проведения – литературная гостиная с элементами театрализации.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Достоевского читает весь мир, впечатление от его романов огромно и неоднозначно. Достоевский сложен и противоречив. Он – величайший писатель-реалист, знаток жизни, гуманист, страстный обличитель социального зла, лжи и лицемерия. Всю свою сознательную жизнь писатель был озабочен судьбой своего народа и человечества.

Он всегда стоял особняком в русской литературе, оставаясь не вполне понятным и оцененным.

Достоевского по праву называют “самым трудным в мире классиком”. Чтобы понять этого писателя, надо узнать логику его мышления, строй его понятий и терминов. Многое у Достоевского “не как у людей”. Он стремился к обособленной оригинальности.

Откуда же, из каких корней возрос этот гений?

Какими были детство и юность писателя?

1 -й ученик:

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в семье врача Мариинской больницы для бедных, в Москве, на Божедомке. Семья жила во флигеле при больнице. Это было импозантное здание дворцового типа, но внутреннее убранство казенной квартиры коллежского советника, штаб-лекаря, было весьма скромным.

Семья со временем разрослась до 9 человек, но ютилась в двух комнатах с передней и отдельной кухней.

Была ли семья бедной? Ведь бедность – основной мотив всех рассказов о детстве Достоевского. Судите сами: отец дослужился до личного дворянства, имел частную практику, содержал прислугу: няню, двух горничных, кухарку, кучера, лакея. При рождении детей нанимали кормилиц, держали четырёх лошадей.

Мать писателя происходила из богатого купеческого рода Нечаевых, имела множество братьев и сестер, которые впоследствии помогали воспитывать детей.: Михаила, Федора, Варвару, Андрея, Веру, Любовь, Николая, Александру. Люба умерла во младенчестве, остальные дети, кроме Михаила и Федора, прожили заурядной жизнью, даже не догадываясь, каким гениальным был Федор.

2 -й ученик:

Отношения в семье строились на полном подчинении воле и капризам мужа, отца.

Михаил Андреевич Достоевский, отец писателя, по всем воспоминаниям, был вспыльчивым, мнительным и строптивым скопидомом. Он пересчитывал тряпки за прачкой, приходил в бешенство, не досчитываясь серебряной ложечки в буфете; постоянно изводил жену придирками, ревностью, подозрениями.

Мать писателя, умершая в феврале 1837 года, была совсем другой: веселая, общительная, хозяйственная, ухватистая, вся в купеческую родню.

До наших дней дошла переписка супругов Достоевских. Она не блещет грамотностью, но вся пронизана какой-то пряничной, приторной нежностью.

И это не могло пройти для Достоевского бесследно. Для писателя вопрос семейных отношений - вопрос громадной важности: все его романы построены на судьбах семьи, на показе развала современной ему семьи.

Учитель: А каково же влияние семьи на самого писателя? Как он воспитывался, к чему приучался в детстве и юности?

3 -й ученик:

Исследователи жизни и творчества Достоевского отмечают, что домашнее воспитание будущего писателя велось правильно и систематично: он знал французский и немецкий языки, отец обучал его даже латыни.

В раннем детстве у Достоевского, как и у Пушкина, была своя “няня” Алена Фроловна. Она рассказывала мальчику о сказочной жар-птице, о подвигах Алеши Поповича, о Синей Бороде. Потом началось самостоятельное чтение. Писателя особенно поразила книга “104 священных истории Ветхого и Нового Завета”. Все литературные новинки были в поле его зрения: прославленные тогда русские исторические романы “Юрий Милославский” Загоскина; “Ледяной дом” Лажечникова; “Стрельцы” Масальского; “Семейство Холмских” Бегичева.

Но на первом месте были Пушкин и Гоголь. Смерть Пушкина поразила Достоевского как личное горе, ведь он любил в поэте все, а особенно его жизнелюбие и гуманизм.

Больше всего привлекали Достоевского “Песни западных славян”. Он прекрасно читал стихотворения и прозу Пушкина своим тихим проникновенным голосом, чаруя слушателей мелодикой стиха. Ф.М.Достоевский, можно сказать, “поклонялся” глубине и изяществу “Евгения Онегина”

Учитель: Если бы не болезнь и кончина “маменьки”, Федор и Михаил Достоевские объявили бы в семье траур по Пушкину. Раздумья о любимом писателе прошли через всю нелегкую жизнь Достоевского. Поэтому возможность выступить на открытии памятника А.С.Пушкина в Москве писатель считал огромной радостью и великой честью, размышлял о том, что же такое ПУШКИН для России и мира.

4 -й ученик: Памятник скульптора А.М. Опекушина был открыт 6 июня 1880 года в Москве на краю Тверского бульвара. А 8 июня в зале благородного собрания Федор Михайлович произнес свою речь. Волнуясь и как-то сутулясь, он поднялся на кафедру и начал читать как-то медленно и неуверенно. Но постепенно его голос окреп, вдохновленная приподнятость мыслей словно сделала его выше, расправила плечи, зажгла огнем темные глаза.

Достоевский говорил о трех периодах творчества Пушкина, между которыми, однако, “нет твердых границ”, причем, отмечал писатель, последний период творчества Пушкина – всечеловеческий. Писатель считал, что среди мировых литературных гениев не было ни одного, который бы обладал такой способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. Но основной смысл речи сводился к призванию всех к единению и братству. Свою речь Федор Михайлович закончил словами: “Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному, но всечеловечески – братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено, вижу следы его в нашей истории, в наших даровитых людях, в художественном гении Пушкина”.

5-й ученик: Но великое служение России пером художника особенно поразила его в Гоголе. С приходом Гоголя в литературе свершилось чудо: писатель заговорил о русской жизни такими близкими, проникновенными словами, заставил взглянуть на себя по-новому, так что жизнь показалась совсем не изведанной бездной.

Учитель: Но детство человека не бесконечно, наступает момент, когда он должен покинуть отчий дом, чтобы получить профессию и создать свой дом, свою семью. Настало такое время и для Достоевского.

6 -й ученик:

Сначала братья Федор и Михаил учились в первоклассном Московском пансионе Леонтия Чершака, о котором позднее вспоминали с благодарностью, т.к. пансион отличался строгой дисциплиной, богатой учебной программой, образованными преподавателями. Образование в пансионе пробуждало самостоятельную мысль учеников. Но ничего специфически писательского у Достоевского пока не видно. По окончании пансиона он поступил в главное инженерное училище в Петербурге. Видимо, такой выбор сделан по воле отца, который хотел, чтобы его дети были прочно обеспечены, а окончание училище давало офицерский чин. В училище преобладали шагистика, топография, фортификация, точные науки, и здесь у Достоевского случился первый приступ эпилепсии. В училище писатель жил какой-то внутренней жизнью, напряженной, скрытой от других. Он отличался религиозностью. Был нелюдим, имел мало друзей.

Вся эта внутренняя работа не могла остаться невостребованной. К 1845 году Достоевский полностью перечитал Шиллера, увлекся Бальзаком и здесь-то увидел основную концепцию своего творчества: реализм, разнообразие стихий жизни. Это в глазах писателя объединяло Бальзака, Пушкина и Гоголя.

7 -й ученик:

В 1845 году Достоевский вошел в русскую литературу, не робко, как новый ученик, а смело, веско, сказав свое, новое, слово. Это был роман “Бедные люди”. Сразу после выхода романа в свет о Достоевском заговорили как о крупнейшем писателе натуральной школы. В это время литература переживала период замечательного расцвета.

Все в первом романе было в духе “натуральной школы”: и название, и герои, и пафос отстаивания человеческих прав. По мнению Белинского, это была первая попытка социального романа в русской литературе. И действительно, социальность романа выступала в заострении вопроса о сословном неравенстве, в показе изгоев общества. полных внутреннего достоинства и душевной деликатности. Именно таковы Макар Девушкин и Варенька Добросёлова. Они не мечтают ни о каких благодетелях, ни о каких спасителях, а живут сами по себе. Но реальность врывается в их узкий мирок и всё ломает, они вынуждены расстаться.

Поразительно то, что свой первый роман Достоевский написал в эпистолярном жанре. Эта форма в литературе считалась аристократической, изысканной. И вдруг Достоевский “потратил” эту форму на обрисовку внутреннего мира “простого чиновника и падшей девицы”. А ведь, в сущности, Достоевский продолжил традицию высоких и чистых чувств. Но, с точки зрения укоренившейся морали и “приличий”. этот мир бедных героев казался вызывающим. И эту же линию Достоевский продолжил в повести “Белые ночи”.

8 -й ученик:

Боль о человеке... Для творчества Достоевского, для его гуманизма трудно найти более точную и емкую формулу. “Белые ночи” - сентиментальный роман из воспоминаний мечтателя. Начнем со слова “мечтатель”, так называет себя сам герой. От чего же он прячется? От других людей, от их любопытных взглядов. Для него всегда существует водораздел: мечтатель и остальные.

Но что означает прибавка “сентиментальный роман”? Это не просто роман, а сентиментальный, т.е. овеянный поэзией сердечного чувства, размывающий контуры реальных событий. И тут мы обращаемся к словам самого заголовка – “Белые ночи”.

Обратим внимание, что все действие романа происходит ночью. В нем даже нет привычного деления на главы, а есть ночи: ночь первая, ночь вторая... всего 4 ночи. Скупа, лаконична и ночная декорация: только набережная канала, на которой встретились мечтатель и Настенька; скамейка, на которой они сидели. Вначале оба героя равны, равны своим несчастьем, одиночеством, бедностью. Выходит, что несчастье их сближает. А счастье – счастье, ее встреча с возлюбленным – разъединяет. Получается, что даже пережитое в эти Белые ночи – все это было не его. Мечтатель понял, что даже эта самая нежность ее, ее забота, ее любовь – были не что иное, как радость о скором свидании с другим, желание повязать свое счастье”. Таков всеобъемлющий гуманизм Достоевского: писатель исполнен “боли о человеке всяком – бедном, неудачливом, забытом – и заставляет разделить эту боль нас, читателей”.

Но Достоевский не ограничился только одним сентиментальным направлением. За 3 года он создает вслед за “Бедными людьми” и “Белыми ночами” 6 произведений. Среди них “Неточка Незванова”, “Двойник”, “Хозяйка”. В этих произведениях то “среда” господствует над личностью, то прослеживаются попытки бунта личности за свои права, то герои одержимы какой-либо идеей. Собственно, на этом закончился первый этап литературного творчества Достоевского. И виной тому или причиной стала общественно-политическая деятельность писателя. Новая идеология – социализм – привлекла писателя проповедью лучшего будущего для человечества, проповедью равенства, эмансипации женщины, критики буржуазной цивилизации.

1 -й ученик:

Именно идеология социализма приводит Федора Михайловича в различные кружки и политические общества, но с сентября 1848 года он останавливает свой выбор на кружке Михаила Васильевича Петрашевского, регулярно посещал его “пятницы”. “Петрашевцы” были идейными наследниками декабристов, но общество уже не состояло из одних дворян, здесь были и разночинцы. “Петрашевцы” были арестованы, даже не начав действовать, а лишь составив “заговор идей”.

Но Достоевский по своим убеждениям никогда не был революционером, в его сознании преобладают истины Евангелия, и социализм он принял как ветвь христианства. “Пятницы” Петрашевского привели Достоевского к аресту и приговору к смертной казни. Но затем в числе других писатель был помилован и получил 4 года каторги и поселение в Сибири. Приговор был оглашен 22 декабря 1849 года, а 23 января 1850 года Достоевский по этапу был доставлен в Омск, каторжный острог. В книге “Записки из мертвого дома” он подробно описал жизнь каторжан. Пребывание на каторге, а затем служба рядовым внесли определенные изменения в мировоззрение писателя. В 1858 году Достоевский, дослужившийся до прапорщика, подает в отставку “по болезни”. Годом ранее он был восстановлен в гражданских правах, и ему было возвращено потомственное дворянство.

Хотя в чем-то Достоевский и отказался от своих прежних идей, но он остался верен одной главной идее – идее правды жизни. Во 2-й половине 19 века в русской литературе стал преобладать жанр романа. Достоевский- романист наряду с Толстым занял одно из первых мест в русской литературе. В своих романах он показывал безгранично богатый жизненный материал. Затрагивал такие стороны общественной и социальной жизни, мимо которых проходили другие писатели-романисты. И сила таланта Достоевского проявилась в изображении современной ему мятущейся личности, в критике неустроенности современного общества.

В 60-70 -е годы 19 века писатель создает “свои великие романы”: “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Подросток”, “Братья Карамазовы”.

2 -й ученик:

Путь Достоевского к роману “Преступление и наказание” был долгим. Задуман он был еще в начале 50-х годов. Тягостный и мучительный 1864 год дает писателю обильный материал для задуманного произведения. После смерти брата Федор Михайлович оказывается в страшной нужде, над ним нависает угроза долговой тюрьмы. Весь год писатель был вынужден обращаться к петербургским ростовщикам. Не жалея здоровья, просиживал за работой до 6 часов утра, пытаясь спасти общее с братом детище – журнал “Эпоха”. Достоевский все же не может выбиться из нужды и доводит сумму своего долга до 25 тысяч рублей. Он перестает бороться за журнал и возвращается к своему основному делу – писательскому ремеслу.

Основной вариант романа сложился к осени 1865 года. Но он разрастался, становился объемнее и сложнее. Кажется, работа над романом вот-вот успешно закончится, и вдруг осенью 1866 года Достоевский опять попадает в исключительно трудные обстоятельства: он вынужден одновременно с работой над “Преступлением и наказанием” напряженно работать и над другим романом - “Игрок”. Дело в том, что по контракту с издателем Стелловским он должен был представить новый роман к 1 ноября. Поэтому лишь в ноябре 1866 года Достоевский диктует последнюю, шестую, часть романа и эпилог “Преступления и наказания”, которые печатаются в декабрьском номере журнала “Русский вестник”. И только в марте 1867 года роман “Преступление и наказание” выходит отдельным изданием.

Выходу романа предшествовали многие трудности: и финансовые, и психологические, и нравственные искания не оставляли писателя. Но основной проблемой стала нехватка времени для написания очередного произведения по кабальному договору. И в это труднейшее для писателя время судьба в лице Милюкова и профессора стенографии Ольховского преподнесла Фёдору Михайловичу, наверное,самый щедрый подарок -знакомство с главным человеком всей его жизни, и писательской, и человеческой. Предлагаем вашему вниманию небольшой фрагмент, рассказывающий эту трогательную историю.(см. Приложение 1 ).

Еще два романа выходят в свет после “Преступления и наказания”, это “Подросток” и “Идиот”. И все эти годы в душе и в мыслях писателя зреет замысел нового романа, романа-дилогии, объединяющего в себе прошлое и будущее.

3 -й ученик: “Братья Карамазовы” - последний, итоговый, самый великий роман Достоевского. В его основу положена драматическая интрига – убийство лица, явившегося средоточием страстей. Убийство из ненависти и мести, из-за денег, из-за ревности. Чисто житейская основа придает естественность интриге, полноту и убедительность мотивировкам.

“Братья Карамазовы” - самый сложный и самый понятный по сюжету роман Достоевского. Семейное начало, обычно обнаруживавшееся в романах писателя и оказывавшееся на периферии, здесь положено в основу повествования. Действие развивается стремительно, все роли обозначаются сразу. Роман органичен, ясен, национальная русская стихия господствует во всех его клеточках.

Новым словом в художественном повествовании явились сцены народных страданий, взятые с натуры. В основу сюжета положена слышанная Достоевским на каторге история заключенного в Омском остроге отставного поручика Ильинского, “отцеубийцы из дворян”. Ильинский был осужден ошибочно, убийцей был его младший брат, желавший единолично получить наследство. Роман опирается на многое из того, что автор наблюдал в жизни или разузнавал специально. Достоевский писал иногда в жару личных переживаний: у него умер сын Алеша трех лет, и он назвал Алешей одного из героев романа.

В “Братьях Карамазовых” поставлен вопрос о смысле бытия. Эту проблему обсуждали все герои романа. Писатель приходит к выводу, что ни одна существовавшая в мире система государственного устройства не защищает права каждого человека. Спасение только в обновлении самого человека. Старец Зосима говорил: “Будут братьями, будет и братство”. Это – выражение основного жизненного принципа писателя. В учении Достоевского, конечно, много спорного и неверного, но общий вывод – смысл жизни в том, чтобы знать, зачем жить.

А жить надо, по Достоевскому, чтобы был мир между людьми, во имя их процветания, совершенствования. Сами братья из семейства Карамазовых разбились в разные стороны. Но принцип “братства” остался и завещан писателем будущему.

Думаю, что пришло время подвести итоги нашего знакомства с писателем и его творчеством. Каждый из вас, готовясь к уроку, узнавал какую-либо грань этой великой и неоднозначной личности. Дома вы напишете сочинение-миниатюру “Достоевский, каким я вижу его.”.

Также напоминаю, что вы получали заранее задания по группам к роману “Преступление и наказание”:

  • 1 группа -Петербург Пушкина
  • 2 группа - Петербург Гоголя
  • 3 группа - Петербург Достоевского.

Всем спасибо, жду вас на следующем уроке.

P.S. Презентацию каждый учитель создает в соответствии со своими задачами, у меня она служила иллюстративным материалом к выступлениям учащихся, включала в себя портреты Ф.М.Достоевского разных авторов, различные фото, иллюстрации к произведениям писателя, фрагменты кинофильмов.

Роман Достоевского “Бедные люди” изучается на уроках литературы в 9 классе. Такое глубокое произведение требует серьёзного анализа и разностороннего подхода, а также грамотной подготовки перед прочтением и осмыслением. Информация, которую содержит наша статья поможет разобраться в тонкостях литературного анализа и авторского замысла. Полный и краткий анализ произведения представлен ниже.

Краткий анализ

Год написания – В мае 1845 года Достоевский закончил работу над романом.

История создания – автор реализовал свою давнюю мечту “дать право слова” тем, кто в жизни находится за чертой сытой успешной жизни. Чуть более года он работал над романом, использовав в качестве прототипов героев своих родственников, знакомых, позаимствовав картины природы из воспоминаний детства.

Тема – тема “маленького человека”, нищета, одиночество, несправедливость.

Композиция – письмо о истории переписки. Роман, состоящий из писем главных героев, последнее из которых пишет Варвара в день своей свадьбы.

Жанр – эпистолярный роман.

Направление – между романтизмом и реализмом (сентиментализм).

История создания

Роман “Бедные люди” был задуман ещё задолго до того, как увидел свет. Прототипами персонажей стали родственники и знакомые Достоевского, тогда ещё неизвестного публике, начинающего писателя. В своей жизни Фёдор Михайлович видел много людей нуждающихся, бедных и голодающих. Его отец работал врачом, и их семья снимала жильё в том же здании, где была больница.

Будучи ребёнком Достоевский запомнил множество историй тех людей, которые оказались в нищете. В юные годы автор активно интересовался жизнью людей, опустившихся на самое дно, живущих в трущобах Петербурга.

Несоответствие богатого духовного мира и внешней тягостной нищеты породило желание написать серьёзное произведение, в котором раскрылись бы характеры и проблемы людей, живущих на грани бедности. В 1844 году Достоевский оставляет работу (чертёжника) и пробует себя в роли писателя. Новая стезя даётся молодому таланту с трудом, поэтому он прерывает работу над книгой и берётся за перевод бальзаковской “Евгении Гранде”.

Произведение Бальзака вдохновляет Достоевского и он с новой силой берётся за творчество. Весной 1845 года автор заканчивает работу над “Бедными людьми”. Это первое серьёзное произведение Достоевского, которое было встречено более чем благосклонно критикой и читателями. Стоит отметить тот факт, что в течение 3-4 лет автор правил свой роман, учитывая замечания критиков. В 1846 году роман был издан в “Петербургском сборнике”. В своих творческих записях в период работы над произведением Достоевский указал роль образа автора в произведении: не проявляя “рожи автора” дать слово героям. У него действительно получилось изобразить реальность глазами самих героев.

Существует версия, которая дополняет основную историю создания и делает её более поэтичной. Однажды Ф. М. Достоевский возвращался домой вдоль набережной Невы, и вдруг на него снизошло озарение. Он увидел окружающую картину совершенно другими глазами, глазами тех, кто обездолен, кто не уверен в завтрашнем дне, чей мир холоден и неуютен. Это понимание другой стороны жизни настолько впечатлило писателя, что он взялся за работу над романом.

Тема

Достоевский раскрыл тему жизни людей , которые в силу обстоятельств, вынуждены ограничивать себя во всем. В русской литературе это тема “маленького человека” (в данном случае – “маленьких людей”), которые несмотря на жалкую жизнь любят, мыслят, мечтают, совершают высокодуховные поступки.

Основная мысль романа в том, что бедные люди достойны сострадания, участия и справедливости по отношению к ним, чего не было и не могло быть в современной автору России. Непроглядная нищета, безысходность, невозможность что-то изменить – то, чем проникнуто всё повествование. Автор сделал акцент на том, что при всей тяжести обстоятельств люди чувствуют, живут, страдают, имеют высокие устремления, духовно богаты и горды. Проблематика романа настолько широка, что он стал вровень с работами классиков, несмотря на неопытность писателя.

Стремление писателя через внутренний мир персонажей показать не только бедность материальную, но и бедное, загнанное положение человека, который стесняется сам себя, не уважает, не считает себя достойным быть счастливым. В этом заключена идея и смысл названия произведения. Главная героиня Варвара Добросёлова, загнанная жизнью в угол, приходит к выводу, что ей нужно выйти замуж за человека, который когда-то погубил её честь. Ситуация, в которую ставит автор своих персонажей настолько трагична, что послевкусие отчаяния не покидает читателя после прочтения романа.

Композиция

На композицию романа оказало влияние западной литературы, многие моменты в книге перекликаются с произведениями Бальзака, Руссо, Гёте. Главной композиционной особенностью в романе является тот факт, что по сути это письмо о истории в письмах. Форма письма становится и композиционной формой и сюжетом. На первый план выходит внутренний мир пишущего (Варвары и Макара), а не события, происходящие вокруг. Этот гениальный приём сделал произведение Достоевского бессмертным, прославил его, как самобытного гениального писателя.

Главные герои

Жанр

Роман в письмах, эпистолярный роман, роман-диалог. В романе “Бедные люди” анализ жанровых особенностей так же важен, как и смысловой стороны произведения. Эпистолярный жанр достиг своего расцвета в западной литературе, в русской – именно Достоевский стал его мастером. Несмотря на то, что это первый из романов писателя, он очень гармонично сложен в системе “форма-содержание”.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 83.

Тема: Ф.М. Достоевский. «Бедные люди». Своеобразие жанра романа в письмах. Новаторство трактовки темы «маленького человека».

Цель:

Продолжить знакомство учащихся с творчеством Ф.М. Достоевского; познакомить с романом «Бедные люди»; показать особенности жанра романа в письмах;

Развивать аналитическое мышление, речь, память;

Воспитывать культуру чтения; умение понимать других людей, сострадать и сочувствовать.

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, презентация, высказывание Ф.М. Достоевского.

Ход урока

I . Организационный этап.

II . Актуализация знаний.

    Прием «Мозговой штурм».

«Маленький человек». Это какой человек?

бесправный

несчастный

униженный

бедный

Маленький человек

обиженный

забитый

задавленный

обездоленный

оскорблённый

Целеполагание.

2. Обмен впечатлениями от прочитанного романа.

Какое впечатление произвел на вас первый роман Федора Михайловича Достоевского?

Что вам понравилось в этом романе?

Что в нем показалось для вас новым, необычным?

Какие вопросы он вызвал у вас?

А теперь вспомните, пожалуйста, как называется направление в искусстве и литературе ХIХ века, для которого характерно «изображение типической личности в типических обстоятельствах»:

а) сентиментализм; б) романтизм; в) реализм; г) классицизм?

III . Формирование новых понятий и способов действия.

1. Сообщение учащегося.

Учащийся, получивший специальное задание, делает сообщение о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского (презентация).

2. Беседа.

Запись на доске:

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» Ф.М. Достоевский.

Прочтите высказывание, записанное на доске. В этой фразе воплощен главный жизненный и творческий принцип великого писателя, иначе говоря, его кредо.

Теперь, когда вы прочли роман «Бедные люди» и познакомились с высказыванием великого писателя о своем художественном кредо, попробуйте определить, какова же главная тема творчества этого автора? Человек и его внутренний мир.

Эта черта станет определяющей у Достоевского и будет именоваться психологизмом .

Роман «Бедные люди» стал громким литературным дебютом писателя. Автор изобразил особый тип человека, открытый в свое время Пушкиным и Гоголем и обозначенный в названии романа. Иногда такой типаж называют еще «маленьким человеком».

Восторг был всеобщим, никому не известный молодой писатель стал одним из участников «натуральной школы», а его произведение открывало ее второй альманах «Петербургский сборник», изданный в 1846 году. Властитель дум В.Г. Белинский после прочтения романа в волнении спрашивал его автора: «Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?» «Это была самая восхитительная минута в моей жизни», - признался позднее Ф.М. Достоевский.

А как вы думаете, почему роман снискал славу еще до выхода в свет?

Его тема взволновала читателей насущными проблемами современности.

Какой тип героя изображен в нем? Маленький человек.

Вы правы. Это и стало причиной оглушительного успеха уже первого романа Ф.М. Достоевского. Вот как сказал об этом В.Г. Белинский: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»

2. Исследовательская работа . Работа в группе.

Докажите или оспорьте данный тезис: «Тема «маленького человека» была выстрадана русской литературой первой половины ХIХ века».

Ученики приводят примеры из произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, посвященных этой теме. Выступление спикера от каждой группы. Оценивание.

3. Беседа

Какие черты традиции и новаторства присутствуют в образе Девушкина?

В чем смысл заглавия?

Словарная работа

Эпистолярный роман или роман в письмах - разновидность романа, представляющая собой цикл писем одного или нескольких героев. В письмах выражены душевные переживания героев, отражена их внутренняя эволюция. Жанр возник в XVII веке, но стал популярным в литературе XVIII века, особенно в творчестве писателей-сентименталистов. В литературе романтизма развитие жанра продолжилось. Эпистолярный роман бытует и в наши дни.

Как особенности жанра передают идейное содержание?

Каковы главные черты образа Макара Девушкина?

Определите степень новаторства писателя в изображении «маленького человека».

Известный литературовед М.М. Бахтин в своей работе «Проблемы поэтики Достоевского» так писал о новаторстве писателя в изображении «маленького человека»: «В гоголевском мире автор «Бедных людей» произвел «коперниковский переворот», сделав предметом изображения не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка».

IV . Применение. Формирование умений и навыков.

1. Работа в группах.

1 группа. Условия жизни героев романа. Составить синквейн.
Вывод: у героев романа бедные, нищенские условия жизни.
2 группа. Люди, с которыми встречаются наши герои.
Задание: Рассказать о героях, чьи судьбы описывают в письмах герои романа. Составить синквейн.
Вывод: кругом нищета, доводящая людей до смерти. Эти люди вызывают жалость в Вареньке и Девушкине.
3 группа. Описание Петербурга. Пейзаж.
Задание: найти описание природы, Петербурга, обратить внимание на то, какие цвета использует Достоевский. Составить синквейн.
Вывод: описание пейзажа, Петербурга построено на контрастах. Эти описания помогают понять внутренний мир героев.
4 группа. Образ Макара Девушкина и Варвары. Составить синквейн.
Выступает спикер от каждой группы. Оценивание.

Скажите, есть ли в нашей жизни «маленькие люди»?

Взгляд Достоевского на «маленького человека» заключается в том, что он изобразил пробуждение человеческой личности, протест против обезличивания человека. Достоевский – писатель психологический.

2. Тест по роману «Бедные люди» Ф. Достоевского (индивидуально)

1. Достоевский в разработке темы «маленького человека» продолжает традиции

А) Тургенева и Пушкина; Б) Пушкина и Лермонтова;

В) Пушкина и Гоголя; г) Радищева и Толстого; д) Карамзина и Гоголя.

2. «Крестным отцом» Достоевского в литературе, дав высокую оценку его роману «Бедные люди», стал:

А) В.Белинский Б) Н.Гоголь В) А.Пушкин г) Л.Толстой д) Н Чернышевский.

3. Назовите первое произведение Достоевского.

А) «Белые ночи» б) «Преступление и наказание» в) «Бедные люди» г) «Бесы» д) «Записки из подполья»

4. Укажите форму написания романа «Бедные люди»

5. Макару Девушкину

А) 18 лет б) 24 года в) 35 лет г) 40 лет д) 47 лет

6. О ком пишет Девушкин: «Такой седенький, маленький; ходит в таком засаленном платье, что больно смотреть… коленки у него дрожат, руки дрожат… Семейства у него – жена и трое детей»?

А) Емельян Иванович б) Горшков. В) Покровский г) Быков д) Ратазяев.

А) «Пиковую даму» Пушкина б) «Повести Белкина» Пушкина в) «Ревизора» Гоголя г) «Бедную Лизу» Карамзина д) «Недоросль» Фонвизина.

8. О ком мы узнаем из письма Вареньки: «Тут он объявил мне, что ищет руки моей, что долгом своим почитает возвратить мне четь, что он богат, что он увезет меня после свадьбы в свою степную деревнюю»?

А) О Емельяне Ивановиче б) О Покровском В) О Горшкове г) О Быкове д) О Ратазяеве.

9. Назовите роман Ф. Достоевского.

А) «Воскресение» б) «Анна Каренина» в) «Отцы и дети» г) «Преступление и наказание» д) «Обломов».

Самопроверка. Ответы: 1. в 2. а 3. в 4. в 5. д 6. б 7. б 8.г 9. г

Формативное оценивание деятельности на уроке оценщиком

ФИО учеников

_____

_____

_____

_______

________

Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности

Предлагает идеи

Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию)

Помогает участникам группы

Внимательно слушает и задает вопросы

Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры)

Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании

Общий балл

V . Итоги урока. Этап рефлексии.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания…

5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел…

9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую…

13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…

VI . Этап информации о домашнем задании.

Творческое задание.

1. Напишите письмо другу с впечатлениями о «Бедных людях» и героях романа.

2. Создайте эссе «Мое любимое письмо в «Бедных людях».

3. В какой жизненной ситуации я почувствовал себя «маленьким человеком»?