Кони в картинах молодых современных художников. Лошади в живописи разных художников

Кони в картинах молодых современных художников. Лошади в живописи разных художников
Кони в картинах молодых современных художников. Лошади в живописи разных художников

Бывший студент одного из орловских вузов заочно поступил в Московскую академию художеств им. Сурикова. Вот как это было. Привожу переписку. Текст и пунктуация авторские.

Дорогие коллеги!

Высылаю вам свой рисунок. Помогите, пожалуйста, нарисовать нормальную лошадь, я столько времени убил а всё равно получается это у***ще с человечьими ногами. Погибает ведь нормальный рисунок!

Дорогой Андрей,

в вашем рисунке чувствуется истинный талант, талант хлебороба или наладчика линий высоковольтных передач. Ваш рисунок и письмо вывешены у нас в галерее. Ржём все. Спасибо огромное. Если есть ещё рисунки, немедленно высылайте.

Со слезами на глазах,

проф. А. Бичуков.


Дорогие коллеги!

Честно сказать, не ожидал такой легкомысленности от столь уважаемых мужей. По-моему, смеяться здесь не над чем, коллега просит вас о помощи, что тут смешного? Я, блин, три часа потратил на этих *******ых лошадей…хрен нарисуешь, но некоторые ошибки я все-таки подправил: у коней задние ноги коленками -назад!!!

Дорогой Андрюша!

Вы скоро доконаете старого больного человека. Мне нельзя так много смеяться, вы снова попали в точку, ваш второй рисунок снова в галерее и собирает толпы народу. Вы срываете занятия, профессора не могут сдержаться и прыскают при одном упоминании о конях. Клодт, если вы знаете кто это; впрочем это не важно, он тоже много времени уделял коням, так вот покойный Клодт в настоящее время, по всей видимости, так бешено вращается, что центробежная сила задевает и меня. Андрюшечка ответьте нам, пожалуйста, на вопрос: какому городу земля русская обязана рождением такого самородка? Какой садист перебил лошади задние конечности, или, может быть, она их сама повредила, прыгая с дерева на первом рисунке? Кто пересадил в сущности худенькой и безобидной лошадке слоновьи булдыжки и собачью голову? И что это торчит у коня, извините, из попы?

Практически ослепший от слёз умиления

проф. А. Бичуков.


Дорогие коллеги!

Хотя я уже лично стал сомневаться в вашей доброте, по-моему, вы там самодовольные стариканы консерваторы, которые только и умеют, что насмехаться, а вот чтобы поддержать русскую школу живописи, представителем которой я являюсь, тут вас нет.Несмотря ни на что, я всё-таки сам добился своего, и в конце концов у меня получились две замечательные лошади. Только в одном я с вами согласился: «то, что торчит у коня, извините из попы» (это, кстати хвост и неплохой), действительно должно быть повыше, а то похоже, что лошадка, не буду просить у вас прощения, скажу как есть, ***т, я нормально отношусь к конструктивной критике.

Дорогой Андрюшенька!

И в мыслях не было над вами насмехаться, напротив, вся академия ждет не дождется писем от вас, все заходят спрашивают, нет ли от вас известий. Вот и в этот раз вы не подвели, говоря вашим языком, «русская школа живописи» вновь дала всем про*****ся, так сказать, показала всем этим лотрекам, монам, пикассам, где кони пасутся. К слову, если у вас есть наброски с другими животными, шлите всенепременно, вы, как я понимаю, анималист. Чудо, а не лошадки, снова в галерею, только опять не поймите превратно и не обижайтесь, можно вам задать ещё нескольно вопросов, только ради удовлетворения своего и не только своего любопытства? Всем это очень интересно. Почему первая лошадка такая длинная, может быть, это безумный профессор вколол ей вытяжку из спинного мозга таксы, и почему у этой бедной лошадки только две ноги? За что второй лошадке так искалечили задние ноги? Похоже лошака, которую вы присылали ранее, ещё раз спрыгнула с дерева. И что это за странные утюжки у всех коней на ногах?

Искренний поклонник вашего

блестящего таланта

«Я ищу бесконечность, Вдохновенных идей. Настоящая вечность – Звёзды в гривах коней.» (Вера Вдовина) Ни одно животное за всю историю существования людей не имело столько значения для человека, как лошадь. И ни одно не было так быстро и бесславно сброшено со счетов истории. Кто они, современные кони? Это единицы породистых рысаков, выращенных для ск

ачек, для услаждения взора избранных. А где же те миллионы гривастых и незаменимых – в яблоках, каурых, гнедых – где они? Канули в вечность, остались за кадром. А ведь среди одомашненных человеком животных трудно найти более умное и красивое существо, чем конь. Помните песню Михаила Боярского: «От прадеда пахло ромашкой и мятой. Я пахну бензиновым синим огнём». В этом разделе, друзья, мы с удовольствием показываем вам лучшие картины с лошадьми известных и малознакомых художников. Лошади на картинах предстанут перед вами во всём своём великолепии. Вот, взгляните, табун коней на картине мчится через поле, впереди – вожак. Вот лошадь просто пасётся перед домом под мелким летним дождиком. Капли стекают по тёплому крупу. Лошадь отдыхает: она знает, что сейчас выйдет хозяин и вновь впереди – увлекательное путешествие. Вот репродукция картины с русской тройкой. Какой русский не любит быстрой езды?! Эх, залётные, мчите седоков в край мечты! А на другой картине конь обнимается с котом – они друзья. Почему нет? Это картина о дружбе. Выбирая лошадь на картине для своего дома, вы голосуете в первую очередь за красоту, за изящество, за лиловый мир в выразительных конских глазах.

Как много в мире талантливых людей — артистов, певцов, художников, поэтов… А знаете ли вы, что есть в мире конь по имени Чолла, который пишет картины? Нет? Тогда предлагаем вам ознакомиться с таким удивительным явлением, как рисующий конь.

Мустанг Чолла родился в штате Невада в 1985 году. Из-за резкого нрава хозяева долго не могли его приручить, даже использовали «мешок на голову», после чего животное получило травму. Будучи в пятилетнем возрасте, Чоллу выкупила одна балерина.

Талант художника в Чолле был замечен после покраски забора, тем самым очень удивив работников ранчо. После этого хозяйка Рене купила ему мольберт и набор красок, чему он очень обрадовался и немедленно принялся за создание художеств. Он брал кисть в зубы, макал в краску и просто с удовольствием создавал картины.

Рисунки Чоллы были выставлены в местных галереях и выставках США, пока хозяйка не отправила одну из его работ (The Big Red Buck , 2004) на конкурс Mogliano Veneto, Италия. Смущенное жюри признало, что «конкурс открыт для всех» и приняло заявку коня об участии.

С тех пор к этой лошади пришла невиданная многим современным художникам слава.