Кондак что значит. Правильное чтение молебнов и акафистов святым

Кондак что значит. Правильное чтение молебнов и акафистов святым
Кондак что значит. Правильное чтение молебнов и акафистов святым

Священные церковные гимны, исполняемые во время религиозных праздников, были сложены давно, во времена первых христиан. Впоследствии их состав обогатился творениями талантливых священнослужителей, наделённых глубокой, искренней верой в Господа и поэтическим даром.

Знакомство с кондаками

Давайте разберёмся, кондак - что это такое? Так называли в Греции, точнее в Византийской империи, торжественные гимны, посвящённые Богородице, празднику Рождества Христова, различным святым. Церковные песни были, как правило, возвышенного, патетического содержания и прославляли то духовное лицо, о котором шла речь. Таким образом, кондак - что это? Хвалебная песнь религиозного содержания. Создавалась она по определённым правилам и имела строго регламентированную форму исполнения. Первые авторы пользовались силлабической системой стихосложения, добиваясь чёткого ритма в поэтическом тексте, чтобы его было легче и удобнее петь. Строфы должны были содержать поучения и наказы для паствы. Их произносил с амвона священник. А припев (рефрен) исполнялся хором певчих и народом, присутствующим в церкви.

Из истории термина

О том, как возник жанр кондак, что это такое, мы узнаём из древней христианской легенды. Некогда в Константинополе (5-6 века) при церкви Богоматери служил богобоязненный, искренне верующий человек по имени Роман. Был он настоящим праведником, чем заслужил уважение и доброе расположение тогдашнего патриарха Евфимия. И хотя у Романа ни слуха не было, ни голоса, патриарх именно его просил прислуживать ему на клиросе во время торжественных служб. Завистники постарались опозорить скромного пастора. Однако тот смиренно молился Господу и Богородице, и случилось чудо. Святая Дева явилась Роману и наделила его восхитительным голосом и стихотворным даром. Вдохновение снизошло на служителя Божия, и он сочинил первый в кондак. Что это, вы поймёте, прочитав известные строки торжественного гимна в честь Рождества, который начинается такими словами: «Дева днесь Пресущественнаго раждает…» Переведённый на языки всех народов, исповедовавших христианство, кондак стал образцом гимнотворчества. А сам Роман получил прозвище Сладкопевца, под таким именем и войдя в историю.

Кондак сегодня

Гимны, сочиняемые в православии по образцам святого Романа, носили первенствующий характер вплоть до 8 века. Они были длинными, в каждом примерно по 20-30 строф, разделённых припевами. Исполнение их во время служб занимало большое количество времени, что создавало некоторые неудобства. Поэтому примерно с 8 века на смену кондаку как жанру приходит канон. Однако это не значит, что гимны перестали звучать в и соборах. Они всё так же выполняли важную функцию прославления и чествования того праздника, для которого были написаны. Просто произошло некоторое видоизменение жанра. Значение слова "кондак" в современном богослужении таково: это 2 строфы торжественного песнопения, исполняемые вместе с икосами после канонов. Этот же термин используется для обозначения строф акафистов. Сейчас обычно поют полный кондак, только отпевая лиц духовного звания. В остальных же случаях ограничиваются его усечёнными, укороченными формами.

Благая весть

Праздник Благовещения - один из наиболее почитаемых в православии. Отмечается он Церковные службы в этот день проходят особенно радостно, приподнято, у прихожан в храмах просветлённые лица, и поистине ангельскими голосами звучит с клироса кондак Благовещения в честь Богородицы. Называется он «Взбранной воеводе…» и отличается трогательной красотой и умилением перед Великим Таинством. Ликованием и почтением, искренней надеждой исполнены слова кондака, в которых звучит просьба людская к Пречистой заступиться за нас, грешных. Помимо религиозного, произведения этого жанра имеют важное литературно-художественное значение.

Придя впервые в православный храм, многие задаются вопросом: что такое тропари? Слово «тропарь» в переводе с греческого языка означает "лад, мелодия, тон". Оно, как и многие другие, вошло в церковную жизнь русского народа. По большому счету, его можно отождествить с гимном, то есть с кратким песнопением, в котором заключается весь главный смысл христианского праздника.

Или, если праздничный день посвящается святому, то в тропаре концентрируются главные события в жизни праведника, преподобного или мученика. Часто в песнопении бывают обращения к святому, раскрываются его подвиги и так далее. Рассмотрим подробнее, что такое тропарь, кондак, канон и другие названия в церковнославянском языке.

Пасхальные тропари

Тропарь зачастую дополняет кондак. Кондак — это как его продолжение, которое еще глубже раскрывает данную тему. Например, если в праздничном Пасхальном тропаре поется о воскрешении Христа «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущем во гробех живот даровав!», то Пасхальный кондак подробнее рассказывает о том, как Господь вошел во гроб, воскрес как Победитель и женам-мироносицам сказал «Радуйтеся!», апостолам «мир даруяй, падшим подаяй воскресение!»

Воцерковленные люди наверняка на вечерней службе слышали примерно следующий возглас: «Глас первый. Господи воззвах к Тебе, услыши мя». Затем певчие начинают исполнять мелодичные напевы, которые называют стихирами. И согласно правилам, вечерня заканчивается вновь тропарем или же тропарным гласом, которых есть всего восемь.

Отличия тропарей от других песнопений

Что такое тропари, как отличить тропарные гласы от стихирных, ирмосных? Впервые придя на клирос, певчие не понимают значения этих песнопений. На самом деле тропари являются высшими из всех церковных произведений. С ними могут посоперничать лишь прокимны, которые исполняются перед чтением Апостола и Евангелия.

Поэтому тропари вместе с кондаками в ряду с другими песнопениями занимают почетное место. Тропарями открывается и заканчивается утреня и вечерня.

Значение слова «тропарь» можно также толковать «победный знак», «трофей». То есть они прославляют победу, например, Иисуса Христа над смертью для всех нас, победу мученика над язычеством, преподобного над страстями и так далее.

Впервые тропарные гласы стали петь в Египте и Малой Азии. Это произошло в IV и V веках от Рождества Христова. Каноны появились значительно позже — в VIII веке.

Как ни странно, но вопрос, что такое тропарь, еще не исчерпан. Значение этого слова у древних эллинов объяснялось как "лад, пение". Все их напевы - миксолидикийский, лидикийский и другие, назывались тропарями.

В церковнославянском уставе слово «тропарь» часто употребляют с другими словами-дополнениями, например, отпустительный тропарь. По сути, они являются собственно главными песнопениями, которыми заканчивается утреня и вечерня.

Тропари канона

Тропари канона — это песнопения, которые поются во время служения канона. То есть это то количество стихир, которые поются вместе с небольшими припевами.

Если в уставе Богослужебной книги указывается, что «тропари на Господи воззвах» глас такой-то, это обозначает, что стихиры на «Господи воззвах» следует петь определенным гласом. В церковном пении можно встретить еще такие названия, как седальны, ипакои, светильны. Все эти песнопения близки и по смыслу, и по мелодии к тропарям. Поэтому их часто объединяют в одно слово.

Необходимо знать, на какой слог ставится ударение в слове «тропарь». Это второй и буква А. Так как слово было заимствовано, то неудивительно, что многие ставят ударение на букву О. Но для тех, кто давно посещает церковь, хранит все ее устои и стремится к совершенству, непозволительно ошибаться в нем.

Разновидности тропарей

Рассмотрим, какие бывают тропари и кому посвящаются. Бывает, что в служебной книге или календаре стоит краткое слово: «Богородичен». Что оно означает? Это стихиры, седальны или тропари Божией Матери, посвящены ее подвигу и служению.

Если там стоит слово «Воскресны», то означает, что все песнопения после этого слова посвящаются Воскресению Господа Иисуса Христа.

Слово «Крестобогородичны» — это скорбь Пресвятой Богородицы о крестной смерти ее сына, Иисуса Христа.

«Крестовоскресны» — песнопения, воспевающие крестные страдания Господа и его воскресение. Такие песнопения исполняются после Воскресного канона и размещены они в Октоихе — специальной книге, где собраны все каноны и тропари, посвященные Воскресению.

Слово «Мученичны» обозначает песнопения, посвященные мученикам. Их можно найти как в Октоихе, так и в Триодях и Минеи. Чтобы их быстро найти, перед стихирами ставится слово «Мученичен».

Когда поются тропари по усопшим?

«Покаянны» — это особый вид песнопений, где главной темой является исповедание собственных грехов перед Богом.

По-другому их еще называют «умилительные». Найти их можно в Октоихе на службах понедельника и вторника. Великим постом исполняются три покаянных тропаря, единственные в своем роде.

«Мертвены» и «покойны» — это песнопения, которые содержат в себе молитвы об упокоении усопших. В службе погребения и в субботней службе Октоиха есть текст этих молитв.

Непорочны

«Тропари по Непорочных» — это песнопения, в которых вспоминается, как жены-мироносицы пришли ко гробу Господа и где они увидели ангела и услышали от него счастливую весть о воскресении его из гроба. Исполняются они на утрени во время полиелея.

Слово «Непорочны» пришло в церковнославянский язык от 17 кафизмы, которая открывается 118 псалмом. «Блажены непорочные в пути…» — так поется в псалме и по этому названию укрепилось слово «Непорочны». Во время полиелея данные тропари начинаются словами «Благословен еси Господи» и состоят из шести частей, каждая из которых отделяется припевом и возгласами: «Слава Отцу и Сына и Святому Духу» и «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».

В праздники вместо «Непорочных» поются перед иконой тропари «Величания». Также они исполняются, когда отпевают архиереев или священников, заслуживших любовь народа, своего прихода, ставших мучениками.

Один из самых известных тропарей, прославившийся настолько широко, что его переводили на все языки - это произведение "Свете Тихий", который поют на Всенощном бдении.

Гимнография (от греч. hymno - торжественная песнь и graphein - писание) - раздел литургики, изучающий богослужебные песнопения. Основными понятиями православной гимнографии являются формы богослужебных песнопений: Антифоны, Ипакои, Тропарь, Кондак, Акафист, Стихира, Канон, Ирмос, Катавасия, Акростих, Седален, Светилен, Прокимен, Аллилуарий, Причастен, Полиелей, Непорочны; а также три типа метрических (и мелодических) форм: Самоподобен, Самогласен, Подобен.

"Богословский подход к науке о богослужении, то есть стремление построить литургическое богословие и систематизировать богословские идеи нашего богослужения, обращают внимание, главным образом, на внутреннее содержание богослужебного материала. А так как он содержится преимущественно в богослужебных песнопениях или в гимнографии, то изучение этой последней представляет для литургиста особый интерес. Это изучение должно совершаться, конечно, в исторической перспективе, почему история песнопений, их развитие и прекращение тех или иных форм их, равно как и история песнопевцев, стоит в центре нашего внимания".

***

Аллилуиарий (греч. άλληλουιαριον от аллилуйя") - стихи псалмов, произносимые и воспеваемые на литургии после чтения Апостола в сопровождении пения "аллилуйя".

"Считаясь священнее Апостола, Евангелие должно иметь пред собою и превосходнейшее подготовление. Если на утрене таким подготовлением к нему служит прокимен, то на литургии, где последний предшествует Апостолу, Евангелие должно иметь пред собою что-нибудь более исключительное. Таким и является положенная пред литургийным Евангелием песнь аллилуиа. По Апокалипсису, это будет небесная песнь вечности...

***

Антифо́ны (от греч. άντί и φονέω, звук, голос, что означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора, букв. "противо-гласник") - древнее понятие литургической практики, отражающее способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов, когда они поются попеременно постишно двумя хорами.

Кроме этого значения, как способа пения, слово антифон используется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала.

Главные случаи употребления этого термина:

1. Антифоны Псалтири

2. Антифоны изобразительные или вседневные

3. Степенные антифоны

4. Праздничные антифоны...

***

Акафист - (греч. akathistos, от греческого а - отрицательная частица и kathizo - сажусь, гимн, при пении которого не сидят, "неседальная песнь") - особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов ("кондак" - краткая хвалебная песнь; "икос" - пространная песнь).

Икосы заканчиваются восклицанием "радуйся" а кондаки - "Аллилуйя" (на еврейском - "хвалите Бога"). При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия. Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия в 626 году.

***

Акростих (греч. aκρος - крайний, στaχος - стих, слав. краестрочие, краегранесие) - богослужебное песнопение, начальные буквы которого складываются в слова.

"Акростих или "краегранесие", "краестрочие" представляет собою характерную отличительную особенность нашей гимнографии, в частности, творчества канонов.

Акростих заимствован из нехристианской поэзии и очень древнего происхождения. Это - чисто внешнее, техническое украшение канона, или иной гимнографической поэмы. Он обычно, при сочетании начальных букв только ирмосов или только тропарей, или и ирмосов и тропарей вместе, дает какую-либо фразу, относящуюся к тому же празднуемому событию, или же очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона.

Не имея никакого богослужебного употребления и никак не выделяясь заметным образом для слуха молящихся, он, тем не менее, важен, как свидетельство о времени написания или же о самом поэте. Ясно, что "краегранесия" заметны и доступны только в греческом оригинале песнопений".

***

Глас - мотив (лад) в музыке Православной Церкви. Гласы делятся на 4 главных (прямых, или высоких) и 4 побочных (косвенных, или низких); вместе они образуют осмогласие - систему восьми гласов.

Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги).

***

Икос (в переводе с греч. – дом) - церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икосы вместе с кондаками составляют акафист.

Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак - тема, а икос - развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования.

Из составителей кондаков и икосов особенно известен Роман Сладкопевец, живший в V веке.

***

Ипакои (от греч. глагола ύπακούω - прислушиваться, отвечать, откликаться, быть послушным) - песнопение в виде припева или подпевания, которое слушают стоя, посвященное Воскресению Христову или событиям праздников.

Одно из древнейших церковных песнопений и один из древнейших гимнографических терминов в истории христианства.

"Происходя от глагола υπακούω, прислушиваться, иногда - отвечать, откликаться, это слово (кроме литургического языка употребляется только в Новом Завете в значении "послушание") в качестве литургического термина имеет значение "припев"...

***

Катавасия (греч. καταβασία - схождение, от глагола сходить, спускаться) - название ирмоса, который поется в окончании песни канона (после каждой, либо после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й).

Само название происходит от предписания Устава, где сказано, что для пения катавасии певцам двух хоров (клиросов) надо спуститься со своих мест и сойтись в середине храма...

***

Канон (греч. κανών, "правило, мерило, норма") - форма церковной молитвенной поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4 - 6) - тропарями. Пришел на смену кондаку в VIII веке . Канон сопоставляет ветхозаветные образы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета…

***

Кондак (греч. κόντάκιον от κοντός - палочка, на которую наматывался свиток пергамента) - небольшое песнопение (в одну-две строфы), в параллель тропарю раскрывающее сущность праздника.

В каноне помещается после 6-й песни и сопровождается икосом.

Древние кондаки - многострофные (ок. 20-30) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением. Первая строфа являлась вступлением, последняя - обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ.

Основоположником кондаков является Роман Сладкопевец (556г.), непревзойденный автор большинства кондаков...

***

Непорочны (греч. "Αμωμος) - понятие православной гимнографии, обозначающее важный для богослужения 118-й псалом по его словам "Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господни..."...

***

Полиелей (греч. πολυέλεοσ – многая милость, "многомилостивое" в древнерусских Уставах) - торжественное песнопение утрени, составленное из псалмов 134-го ("Хвалите имя Господне") и 135-го ("Исповедайтеся Госповеди").

Название восходит к частому повторению слов "Яко во век милость Его" в 135 псалме...

***

Прокимен (греч. προκείμενος - "предлагаемый вперед") – стих из псалмов, который чтец или диакон возглашает перед чтением Священного Писания – Апостола, Евангелия или паримий, - а хор вторит ему.

В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими.

"Прокимен - προκείμενος, предлежащий, т. е, стих псалма, предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием, например, в память апостолов...

***

Псалтирь (от греч. псалтирион, ψαλτήριον - название струнного музыкального инструмента) - книга, входящая в состав Библии, которая состоит из 150 песней или псалмов.

В Православной Церкви Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении...

***

Светилен (греч. φωταγωγικόν) - богослужебное песнопение, исполняемое в окончании утрени, после 9-й песни канона.

"Исполняемое по чину "Бог Господь" песнопение "Свят Господь" служит подготовлением к светильну, который занимает здесь, по 9-й песни канона, такое же положение, какое занимает по 3-й песни седален, а по 6-й кондак.

Если кондак превосходит торжественностью седален, то самое место светильна в заключении канона, после такой песни, как 9 песнь, заставляет ждать от него еще большей торжественности.

Светилен, действительно, занимает исключительное положение на богослужении. Это нигде более не повторяющаяся песнь утрени. Как показывает самое название его (светилен, φωταγωγικόν), он воспевает Бога как свет и Подателя света; так, светильны постной утрени все наполнены понятием свет...

***

Седален (греч. κάφισμα от глагола сидеть) - богослужебное песнопение, во время которого допускается сидеть.

"Седален, как показывает само наименование, есть песнопение, приуроченное для сидения верующих во время его исполнения. И действительно, в монастырях, при уставном исполнении богослужения, когда оно затягивается на несколько часов, отдых после долгого стояния необходим. Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся.

Исключением, правда, являются особые седальны, на которых "не седим, за еже кадити священнику св. алтарь, но стояще поем я". Это те седальны, которые поются на утрени Великого Пятка между чтениями 12 страстных Евангелий...

***

Стихира (греч. στιχηρά - "многостишие") - богослужебное песнопение, написанное стихотворным размером.

"Современный церковный устав знает несколько видов стихир, различая их по месту, занимаемому ими в круге суточного богослужения. Это:

1. Стихиры на "Господи воззвах",

2. Литийные стихиры,

3. Стихиры на стиховне,

4. Стихиры на "Хвалитех".

В древности под именем τά στιχηρά то есть βιβλία подразумевались учительные книги Ветхого Завета, написанные стихотворным размером; иногда так назывались ветхозаветные песни. Вероятно, что отдельные стихи этих песен и были первоначальных обликом стихир".

***

Тропарь (от греч. τροπάριον - тон, лад, мелодия, или трофей) - краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые).

Тропарь - одно из древнейших церковных песнопений, с которого христианская гимнография начала свое развитие.

Так же называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит канон, и, в некоторых случаях, другие краткие молитвословия...

Акафист - (в переводе с греч. - "неседальное пение") - молитвословие, состоящее из 1-го кондака, который поётся, и из 12 кондаков и икосов (поровну), которые читаются. Таким образом, акафисты состоят из 25 отдельных песнопений - 13 кондаков и 12 икосов. Из них 1-й кондак и все икосы оканчиваются восклицанием "радуйся"..., а 12 кондаков припевом "аллилуия". Происхождение слова "акафист" указывает на то, что означенные песнопения исполняются молящимися стоя.

Кондак - (в переводе с греч. - "домик")- краткая песнь в похвалу святого или праздника.

Икос - (в переводе с греч. - дом) - церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икосы вместе с кондаками составляют акафист. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак - тема, а икос - развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один. По изъяснению Марка Эфесского, икосы (с греч. "дом") получили своё название потому, что пелись в тех домах, где проводил ночи в молитве преп. Роман Сладкопевец, первый составитель икосов.

Канон - соединение многих священных песнопений (ирмосов и тропарей) в один стройный состав (нынешнюю форму приобрёл в VIII веке., благодаря Иоанну Дамаскину, составителю нескольких канонов для воскресной церковной службы). Канон обыкновенно состоит из 9 частей-песен, заключающих в себе каждая по 1 ирмосу и несколько тропарей. Представляя или прозаическую или стихотворную форму, каждый канон по содержанию своему выражает суть празднуемого события и внутреннее его значение. Каноны бывают полные (из 9 песен) и неполные - состоящие из одной, двух, трёх, четырёх песен. В таком случае канон надписывается так: двупесенец, трипесенец, четверопесенец.

Тропарь - краткая песнь, в коей прославляются дела Бога или святых Его. Это слово в обширном смысле означает всякое церковное песнопение, хотя бы оно и имело другое, отличное наименование. В теснейшем смысле тропарь есть песнопение, составленное в честь праздника или святого.

Ирмос - (от греч. "связываю", "соединяю") - так называется первый тропарь в ряду других тропарей, составляющих одну какую-либо песнь канона. Ирмос есть образец, по которому составлены все прочие тропари той же песни, так что все они сходствуют с ирмосом числом предложений и слов, напевом, а иногда и содержанием и самыми оборотами речи и потому составляют с ним одно целое, для которого ирмос служит связью. Зная напев ирмоса, всегда можно правильно петь все тропари, за ним следующие; посему ирмос полагается в начале всякой песни канона, чтобы по образцу его петь прочие тропари, составляющие песнь. В древности весь канон (т.е. как ирмосы, так и тропари) пелся; в настоящее же время обычай этот сохранился только при исполнении пасхального канона, во всех прочих канонах поются только ирмосы, а тропари вычитываются. Главные мысли и даже выражения ирмосов избраны большею частью из песен ветхозаветных, прославляющих события, которые были прообразами событий нового завета.

Объяснения взяты из "Полного церковно-славянского словаря" и "Полного православного богословского энциклопедического словаря"

Словом кондак (греч. κόντάκιον) сперва называли свертки пергамента с записями церковных песнопений; потом – краткую церковную песнь, заключающую в себе похвалу Господу Богу, Матери Божией или святому. Иногда кондак передает главное содержание церковного праздника. Название его связано с событием в жизни святого Романа Сладкопевца. Он был родом из Сирии, служил диаконом в Бейруте.

При императоре Анастасии I (491–518) прибыл в Константинополь, где со временем стал служить псаломщиком в кафедральном соборе Святой Софии. Сначала он ничем не выдавался. Отсутствие успехов его очень огорчало. Он горячо молился Пресвятой Богородице. Однажды после такой молитвы он увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ему свиток и велела его проглотить. Проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Икос (греч. oikos – дом) более пространно передает содержание кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает. Икос, в отличие от кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. радуйся) – приветствия «Радуйся», воспевающие того, кому посвящен акафист.

Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак – тема, а икос – развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования.

Акафист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” – краткая хвалебная песнь; “икос” – пространная песнь).

Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия.

Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.