Коллеги! В этом форуме мы обсуждаем и предлагаем интерактивные методики в музейной педагогике! Экскурсия в школьный музей "чемодан памяти" Гусева Е.М.,учитель истории.

Коллеги! В этом форуме мы обсуждаем и предлагаем интерактивные методики в музейной педагогике! Экскурсия в школьный музей
Коллеги! В этом форуме мы обсуждаем и предлагаем интерактивные методики в музейной педагогике! Экскурсия в школьный музей "чемодан памяти" Гусева Е.М.,учитель истории.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новогородская средняя общеобразовательная школа №3»

Экскурсия
в

чемодане

Паспорт проекта.

Название проекта: «Музей в чемодане»

Название образовательного учреждения (по уставу), в котором реализуется проект: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новогородская средняя общеобразовательная школа №3»

Адрес образовательного учреждения: 663803, Красноярский край, Иланский район, с. Новогородка, ул. Советская, 30

Осуществляется всеми участниками объединения «Наследие.

Финансовая поддержка проекта не потребуется, т.к. экспонаты необходимые для экскурсий хранятся в школьном музее.

2. Анализ ситуации. Постановка проблемы

Наша школа находится в 32 км. от районного центра. Не у всех жителей села есть возможность выехать, а тем более посетить музеи, театры. Связующим звеном сельского социума является школа. Тем более, что в нашей школе есть замечательный музей.

Учащиеся объединения «Наследие», участвующее в деятельности музея проводят для учащихся школы, ребят детского сада, жителей села и гостей экскурсии. За годы деятельности музея все экспонаты изучены и рассмотрены. Привычные экспонаты находящееся в стеллажах не вызывают у ребят должного интереса, прикоснуться к ним нельзя, тем самым понять для чего он предназначался, создать образ.

Поэтому перед нами встал вопрос, что – то нужно изменить? Совет музея остановился на создании проекта «Экскурсия в чемодане».

Для чего мы это делаем?

    Привлечь жителей села к деятельности музея.

    Внести новизну.

    Дать возможность участникам проекта ощутить присутствие прошлого в настоящем и будущем посредством общения его с культурным наследием.

Цель проекта : привлечение к деятельности музея через выход в социум.

Задачи проекта:

    Способствовать формированию ощущения присутствия прошлого в настоящем и будущем посредством общения с экспонатами.

    Провести экскурсии для тех, кто не может прийти к нам (пожилые жители села, инвалиды).

    Способствовать приобщению широкого круга детей и взрослых к сохранению исторической памяти.

Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта ожидается, что:

    Из пассивных слушателей, перейдут в активные, так как проект способствует развитию диалога с руководителем музея, экскурсоводом, музейным экспонатом, быть активными, самим принимать участие в исследованиях. Обязательным условием также является коллективный творческий характер вместе со сверстниками в неформальной обстановке.

    В основе проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, изучение культурного наследия, взаимодействие учащегося с материальными предметами школьного музея и т.д.

    Увеличится количество желающих посещать школьный музей;

В ходе реализации проекта, экскурсии будут проведены для всех учащихся школы (105), ребят и работников детского сада (27), всех организаций находящихся на территории поселения (сельский дом культуры, сельская библиотека, администрация села и колхоза, почта). Посещение пожилых жителей села и инвалидов. В целом в ходе проекта мы можем охватить более 400 человек.

План реализации

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Результат

Опрос посетителей музея о смене форм деятельности

Сентябрь 2013 года

Совет школьного музея

Выявление мнений посетителей о деятельности музея

Обработка опроса

Сентябрь 2013 года

Совет школьного музея

Смена экскурсионной работы (передвижная Экскурсия в чемодане)

Разработка планируемых экскурсий:

    Школьные принадлежности;

    Великая Отечественная война;

    Мой край (80 -летие);

    Сибирское рукоделие

Октябрь –декабрь 2013 года

С.В. Лецрих руководитель музея, Михайловская О.Н. школьный библиотекарь, Федорова Галина Владимировна библиотекарь СДК, экскурсоводы музея, совет музея

Собран материала для создания текста экскурсий. Обязательно введен элемент общения со слушателями (вопросы, загадки, ребусы, практические задания).

Отбор экспонатов необходимых для экскурсий, поиск чемодана.

Октябрь –декабрь 2013 года

С.В. Лецрих руководитель музея, совет музея

Отобраны экспонаты хранящиеся в музее для проведения экскурсий. Найден чемодан.

Подготовка экскурсий

Январь - февраль 2014 года

С.В. Лецрих руководитель музея, Талай И.В. учитель русского языка, экскурсоводы.

Проведена работа в подготовке

Экскурсоводов по темам экскурсий.

Выезд в районный музейный центр для работы с экскурсоводами.

Январь - февраль 2014 года

С.В. Лецрих руководитель музея, экскурсоводы музея.

Проведен мастер-класс экскурсоводов районного музейного центра.

Проведение экскурсий

Февраль – декабрь 2014 года

С.В. Лецрих руководитель музея, экскурсоводы.

Проведение экскурсий 1

Освещение реализации проекта в СМИ

В ходе проектной деятельности

С.В. Лецрих руководитель музея, совет музея, общественность

Выставление материала на школьном сайте, 2 опубликование в районной газете.

Создание альбома, стенда о деятельности проект

По мере реализации проекта

С.В. Лецрих руководитель музея, совет музея, Фризоргер В.В. учитель ИЗО.

Создание фото-альбомов, стендов по каждой теме экскурсий 3 .

Проведение опроса о проделанной работе

Декабрь 2014 года

Совет школьного музея

Оценка проекта

Ресурсы

Для реализации проекта большая часть ресурсов у нас имеется, а именно:

    Экспонаты

    Материал для экскурсий

    Экскурсоводы (имеющие опыт проведения экскурсий).

Нам необходимы кадровые ресурсы, для подготовки экскурсоводов, и дополнительного содержательного материала для экскурсий. Поэтому мы обращаемся за помощью к школьному и сельскому библиотекарю, а также учителю русского языка.

Для оформления стенда мы обращаемся к учителю ИЗО. Так же нам нужен чемодан в котором мы будем переносить экспонаты. Цифровой фотоаппарат нам предоставит школа. Фотографии распечатывает администрация сельского совета.

Оценка результатов

Оценка проекта будет осуществляться на основе анализа проведенного опроса, отзывов слушателей, мониторинга публикаций в СМИ.

Уникальность проекта в том, что теперь музей сам приходит в гости, наши экспонаты можно потрогать, узнать о них новое, придумать о нем сказку или рассказ, исследовать его.

Приложение №1

Результаты анкетирования о необходимости смене форм деятельности школьного музея

Анкетирование проводилось с учащимися, их родителями и учителями. Было опрошено более 130 человек

Анкета для выяснения необходимости проекта:

1. Как вы считаете, нужны ли нашему музею новые формы работы?

    Да, нужны. Время движется вперед, все меняется, музей так же должен меняться.

    Конечно.

    Хотелось бы новенького….

Были и ответы респондентов, которых устраивало все

2. Какие темы экскурсий вы бы хотели услышать

Самые популярные варианты ответов:

    О знаменитых людях села, края, тем более нам есть кем гордиться….

    О земляках – фронтовиках, чтобы современное поколение на забыло

    О нас, кто жил, живет и поднимет село

    О традициях сельчан

Приложение №2

Благодарной строкой о первой Экскурсии в чемодане:

«Экскурсия в чемодане мне понравилась. Интересно, что музей сам пришел к нам. Я узнал, как завязывался пионерский галстук и попробовал сам. Яблоков Федор »

«Спасибо экскурсоводам музея. Было интересно!. Теперь мы знаем почему один ластик стирает хорошо, а другой нет. 2 класс».

«Было приятно окунутся в атмосферу детства. Вспомнить школьные годы. Такие экскурсии необходимы, они дают возможность поближе рассмотреть, потрогать экспонат, использовать его на практике. В ходе экскурсии возникло много идей о том, что можно положить в данный чемодан! Спасибо ребятам и руководителю музея. Федорова Г.В. »

1 На данный момент проводится экскурсия по второй теме: Великая Отечественная война, первая тема: Школьные принадлежности - проведена.

2 Выставлен материал на школьном сайте, отправлена статья в районную газету.

3 По двум первым экскурсиям созданы фото- альбом и стенд.

«Голь на выдумки хитра». Эта пословица как никогда подходит для учителей, чей пыл и желание работать «на всю катушку» не расходятся с делом. Так получилось и в нашей средней 400 школе имени Александра Невского. Несмотря на то, что в школе уже 20 лет существует замечательный музей «Сыны Отечества», состоящий из двух залов – Александровского и Кавалерского, творческим и неординарным педагогам удалось воплотить в жизнь давнюю мечту создания мобильного музея – «Музей в чемодане». Отличие такого музея от стационарного тем, что экспонаты можно не только разглядывать, но и трогать, и даже примерять. Это повышает интерес учащихся, особенно начальной школы к изучаемым предметам. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.

Такой чемодан и оказался на антресоли одного из наших педагогов. Особая ценность этого чемодана оказалась в том, что он был выпущен в 1978 году на Усть-Фанерном комбинате, рядом с которым и располагается наша школа. Вот вам и история! И тут работа закипела! Первое, что пришло в голову, это создание экспозиции, посвященной ВОВ и приурочить её к 70-летию Великой Победы. Общими усилиями собрали предметы, так или иначе связанные с солдатскими боевыми буднями. Это и армейский котелок с флягой, солдатский вещмешок, тельняшка и гюйс, пилотка и солдатский письмо - треугольник. На такой экскурсии-проекте ребята узнали и о том, какие военные песни помогли людям не только выжить, но и победить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Голь на выдумки хитра». Эта пословица как никогда подходит для учителей, чей пыл и желание работать «на всю катушку» не расходятся с делом. Так получилось и в нашей средней 400 школе имени Александра Невского. Несмотря на то, что в школе уже 20 лет существует замечательный музей «Сыны Отечества», состоящий из двух залов – Александровского и Кавалерского, творческим и неординарным педагогам удалось воплотить в жизнь давнюю мечту создания мобильного музея – «Музей в чемодане». Отличие такого музея от стационарного тем, что экспонаты можно не только разглядывать, но и трогать, и даже примерять. Это повышает интерес учащихся, особенно начальной школы к изучаемым предметам. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически. А началось все с замечательного стихотворения Татьяны Лавровой «Ода о старом чемодане»

Где-то в дальнем углу антресолей

Дерматиновый, пылью покрытый,

Чемоданчик потертый, забытый.

В нем хранятся обрывки историй.

Такой чемодан и оказался на антресоли одного из наших педагогов. Особая ценность этого чемодана оказалась в том, что он был выпущен в 1978 году на Усть-Фанерном комбинате, рядом с которым и располагается наша школа. Вот вам и история! И тут работа закипела! Первое, что пришло в голову, это создание экспозиции, посвященной ВОВ и приурочить её к 70-летию Великой Победы. Общими усилиями собрали предметы, так или иначе связанные с солдатскими боевыми буднями. Это и армейский котелок с флягой, солдатский вещмешок, тельняшка и гюйс, пилотка и солдатский письмо - треугольник. На такой экскурсии-проекте ребята узнали и о том, какие военные песни помогли людям не только выжить, но и победить.

Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам). «Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности может быть использован для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, разных городах, образовательных учреждениях, детских садах и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.

Проект «Музей в Чемодане»,

посвященный 70-летию Великой Победы

Цели проекта - содействие в гражданско-патриотическом и нравственном воспитании учащихся .

Ход занятия:

I Орг. момент

II Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня стартует необычный проект, который называется «Музей в Чемодане». Это необычный мобильный музей, в который мы не только заглянем, но и познакомимся с его экспонатами. Необычность нашего музея в том, что он будет перемещаться из класса в класс, а его экспонаты можно будет потрогать и даже примерить. Сегодняшняя наша экспозиция посвящена ВОВ.

III Актуализация знаний.

  1. Вещевой мешок армейский с которым когда-то солдаты прошли не одну боевую схватку - очень простая, но при этом весьма функциональная деталь амуниции. На вид, вещмешок напоминает бесформенный рюкзак, изготовленный из плотной ткани расцветки хаки. Конструкция вещмешка была разработана еще для императорской армии России, и по сей день его модель не изменилась, она та же, что и была в 1800- 1917 годах. Позднее ее использовали солдаты и офицеры Красной армии во времена Великой Отечественной Войны. Простота и скорость изготовления этого вещмешка позволяла оснащать армию в полной мере. Горловина мешка закрывается с помощью лямок.
  2. Рассматривая форму матросов разных флотов, замечаешь, что все они имеют одну общую деталь – полосатую тельняшку . Как она появилась на флоте и почему полосатая? Слово «тельняшка» произошло от слова «тельник», нижняя рубашка на «голое» тело. История тельняшки увлекательна. Сине-белая полосатая роба стала частью обмундирования английских военных моряков в середине XVIII века, когда флот был ещё парусным. Забравшегося на мачту матроса прекрасно видели другие члены экипажа, но приближавшийся издалека неприятель его едва различал, - матрос сливался с белым парусом и синим небом. Кстати, российские матросы стали носить тельняшки с 1860-го года.
  3. Украшением рубахи флотского костюма является большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Функция полос: широко распространено мнение, будто они были введены в память о трех победах русского флота: у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м. Но оказывается, это не более чем красивая и высокопатриотичная легенда. На самом деле история такова. У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй – по две, и у третьей, особо приближенной Петру – по три полоски. Таким образом три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота. Форменный воротник также называют гюйсом.
  4. Парадная офицерская пилотка – слово пилотка произошло от слова «пилот» и ранее принадлежала летчикам. Похожие пилотки надевали летчики во время технического обслуживания самолета. Они защищали головы от падающей грязи и масла. Позднее пилотки стали неотъемлемой части форменного костюма моряков.
  5. Котелок армейский - удобный, легкий, овальной формы, которая позволяет компактно разместить котелок в вещмешке. Котелок солдатский применяется для приготовления пищи на огне, а также для ее хранения и транспортировки. Представляет собой емкость с овальным профилем дна, вогнутым с одной стороны. Крышка может быть использована как сковорода для разогревания в ней пищи и в качестве тарелки или кружки. Котелок снабжён рукоятью для подвешивания и переноски на поясе или рюкзаке, крышка закрывается на защелку. Изготовлен из пищевого алюминия и окрашен в цвет хаки. При раздаче пищи в полевых условиях (приготовлена на полевой кухне) повар первое блюдо наливает собственно в котелок, а второе блюдо и пайку хлеба накладывает в крышку.
  6. Следующий экспонат нашего музея необычен. Это противогаз. Он защищал война от химических отравляющих веществ, применяемый во время военных действий. Массово химическое оружие в годы Второй мировой не применялось. Исследователи говорят лишь о паре небольших эпизодов. Причин этому много. Отравляющие вещества не использовали, потому что применение газов не было высокоэффективным: на тот момент имелась масса средств защиты от химической атаки, поскольку массовый выпуск противогазов начался в 1941 году. Наполняя те же бомбы и снаряды ОВ, причем в большом количестве, войска понижали свою боевую мощь. При выбросе отравляющих газов должны быть благоприятные погодные условия. А это в свою очередь может вызвать затруднения, ведь атаку нужно производить в определенное время и в определенном направлении, а не тогда, когда создадутся нужные погодные условия. Боевое применение ОВ не могло вывести из строя военную технику, а лишь убивало людей. Другое же оружие было способно и выводить из строя технику, и было эффективно против людей, т.е. было универсальным по сравнению с химическим. К тому же главная цель боя ведь не в убийстве как можно большего числа людей, а в подчинении воли противника. Химическое оружие «не работало» в этом направлении. После выброса отравляющих веществ продвижение собственных войск затрудняется, а территория загрязняется. А ведь впоследствии немцы собирались заселять завоеванные территории. тем более не хотели отравлять родную землю.
  7. Сегодня в нашей экспозиции мы вспоминаем не только тех, кто погибал на полях битвы, но и о тех, кто жил и выживал в блокадном городе. Это дети блокадного Ленинграда. Из воспоминаний...Помню, как мама, когда она еще ходила, положив на стол три кусочка хлеба, резала каждый из них на три части и говорила: «Это - завтрак, это - обед, это - ужин». Кусочки были маленькие, а когда их делили на три части, то становились совсем крошечными. Мама учила меня, что хлеб нельзя откусывать, его надо отщипывать по крошке, класть в рот и не глотать сразу, а сосать. Теперь я думаю, что ей казалось, будто так наступает ощущение сытости. Завтрак, обед и ужин происходили в строго определенное время, ожидание которого, наверное, и составляло смысл всей моей детской жизни. От этой привычки - отщипывать кусочки и класть их в рот, а не откусывать хлеб - я не мог отвыкнуть очень долго, многие годы. Да и сейчас, по-моему, не избавился до конца. Иногда, когда у меня в руках хлеб, и я вдруг о чем-то глубоко задумаюсь, ловлю себя на том, что я отщипываю махонькие кусочки, механически кладу их в рот и сосу…Согласно положению «О знаке «Жителю блокадного Ленинграда», знак «Жителю блокадного Ленинграда» вручается прожившим не менее четырёх месяцев в Ленинграде в период блокады 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года ). Круглая латунная медаль диаметром 27,0 мм; на лицевой стороне - изображение разорванного кольца на фоне Главного Адмиралтейства, язык пламени, лавровая ветвь и надпись «900 дней - 900 ночей»; на оборотной - серп и молот и надпись «Жителю блокадного Ленинграда». Колодка прямоугольная металлическая, покрытая эмалью цвета ленты медали «За оборону Ленинграда» .
  8. В период войны существовала полевая почта по передаче «солдатских треугольников» их родным и была она для всех бесплатной. Полевые письма писали, как правило, в минуты затишья на листочках из обычной тетрадки, чаще всего химическим карандашом, смоченным слюной, на коленках, на пне, при свете лучины или луны. Текст писался от души и с новостью, что у солдата всё в порядке, что он живой. Написанные письма складывали по несложной схеме в «солдатский треугольник», указывали адрес назначения, вместо обратного адреса - номер воинской части, либо номер полевой почты. Далее все письма в холщовых мешках отправлялись на попутном транспорте в тыл. Все полевые письма читались военными цензорами, поэтому заклеивать их было запрещено. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому писали их очень часто. По статистике только одно из десяти, написанных солдатами за день писем, доходило до их родных. Получить солдатский «треугольник» было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись, так как в них присылались похоронки или извещения о том, что кто-то пропал без вести. Желающих работать почтальонами было мало, потому что необходимо было приносить людям как хорошие, так и плохие вести в конвертах. Полевые письма во время Великой Отечественной войны вселяли надежду на победу, на долгожданную встречу с близкими. Во многих семьях такие фронтовые треугольники до сих пор хранятся и перечитываются по много раз.
  9. И заканчиваем мы нашу экспозицию таким простым, но очень символичным предметом – синим платочком. Предположите, пожалуйста, какое отношение имеет этот предмет к ВОВ? «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками „Идет война народная, священная война“ в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки „Синенький скромный платочек“. Так и было. Более того - в солдатских окопах и землянках в короткие минуты отдыха пели не только прежний довоенный вариант „Синего платочка“. (использование видео)

Синенький скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты говорила,

Что не забудешь

Ласковых, радостных встреч.

Порой ночной

Мы распростились с тобой.

Нет прежних ночек,

Где ты, платочек,

Милый, желанный, родной?..

А на фронте про синий платочек удивительно душевно пела Клавдия Шульженко. Но все чаще и чаще мучило ее чувство: не те слова... В начале апреля сорок второго года, в последние дни существования Дороги жизни (машины уже шли по талой воде), певица со своими музыкантами приехала из блокадного Ленинграда в Волхов. После концерта познакомилась с сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта «В решающий бой» лейтенантом Михаилом Максимовым. Узнав, что ее собеседник пишет стихи, попросила: «Может, сложите новые слова «Синего платочка»? Песня очень популярна в народе, но сегодня требуются другие стихи - о нашей битве с фашизмом». И вот боевое задание: написать новые слова на старую мелодию. Стихи родились в ночь с 8 на 9 апреля, а 12-го Клавдия Шульженко в железнодорожном депо станции Волхов впервые пела:

Помню, как в памятный вечер

Падал платочек твой с плеч,

Как провожала

И обещала

Синий платочек сберечь.

И пусть со мной

Нет сегодня любимой, родной,

Знаю: с любовью

Ты к изголовью

Прячешь платок дорогой.

Успех превзошел все ожидания: и певицу и поэта наградили неслыханным по тем временам подарком - куском торта и стаканом клюквы.

Вскоре текст песни напечатали многие фронтовые газеты. «Синий платочек» появился на почтовой открытке, зазвучал с граммофонной пластинки. Ни одно выступление Шульженко без него уже не обходилось...

Письма твои получая,

И между строчек

Синий платочек

Снова встает предо мной.

И часто в бой

Провожает меня образ твой.

Чувствую рядом:

Любящим взглядом

Ты постоянно со мной.

Как-то после концерта в 4-м гвардейском истребительном полку ВВС Краснознаменного Балтийского флота летчик, гвардии капитан Василий Голубев, сказал певице: «Земной поклон за ваше искусство, за душевные песни... Ваш «Синий платочек», Клавдия Ивановна, будет с нами во всех боях, и первый же сбитый нами «юнкерс» или «мессер» мы посвятим вам». Ждать артистке пришлось недолго: на следующий день Голубев поджег фашистского стервятника. И снова немало повидавший автофургон с фронтовой концертной бригадой прибыл в расположение авиационной части, и снова звучал «Синий платочек», целых пять раз!

Сколько заветных платочков

Носим в шинелях с собой...

Нежные речи,

Девичьи плечи

Помним в страде боевой.

За них, родных,

Желанных, любимых таких,

Строчит пулеметчик -

За синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

IV Первичная проверка понимания

А сейчас я задам несколько вопросов и проверю, как внимательно вы слушали экскурсию.

1. Применялись ли во время ВОВ противогазы и почему?

2. Как называется нательная рубашка моряка? Почему она полосатая?

3. Почему солдатское письмо не заклеивали в конверт?

4.Что такое гюйс? Вспомните историю его появления.


Наталья Купаева

Вот уже не первый год мы сотрудничаем с Борским краеведческим музеем . Договариваемся о проведении тематических экскурсий, посещаем выставки. Но есть у нашего районного музея одна замечательная особенность, называется она "Музей в чемодане ". Работники музея не только встречают гостей в своих выставочных залах, но и делают выездные экскурсии, перевозя небольшие экспонаты в обыкновенном чемодане . Иногда чемодан (в зависимости от темы) заменяется на сундук. Так, например, когда темой недели была "Путешествие в прошлое", музей предложил стать нам археологами. Мы узнали, что такое "культурный слой" и как он образуется, какими инструментами производятся раскопки и многое другое. Ребятишки, как настоящие профессионалы, надев перчатки, кисточкой в коробке с песком "раскапывали" свои находки.



В следующий раз к нам приехал "Музей в сундуке ". И мы узнали историю старых вещей, узнали, как жили наши прапрабабушки и прапрадедушки, какую носили одежду и обувь, как устраивали свой быт.






Надеемся, что наше сотрудничество с музеем продолжится .

Управление образования Кобринского райисполкома ГУО «Повитьевский детский сад – средняя школа» Районный этап республиканского конкурса юных экскурсоводов музеев учреждений образования Номинация «Музей в чемодане» Тема: «Короб важен – прям раздут: шестеро седьмого ждут!»

Руководитель музея:

Гусева Е.М.,учитель истории


Цель: прививать учащимся интерес к предметам быта своего народа; воспитывать чувство гордости за свой народ

Что спрятано в коробе?

Короб – ёмкость для хранения продуктов,

изготавливался из соломы, лозы,

Экскурсионное занятие «Короб важен прям раздут: шестеро – седьмого ждут»


Старинные вещи заблудились и спрятались в коробе. Помогите вернуть предметы на свои места...

Этот короб непростой, он волшебный. И сегодня в нём находятся вещи, которые «заплутали» в избе, случайно в короб попали,и теперь не ведают, кто они, и для чего нужны людям.

Из далекой старины Эти вещи к нам пришли. Если в руки их возьмешь, И рассмотришь, то поймешь, Для чего они нужны. Чем полезны и важны Человеку раньше были, Что за службу сослужили.


Если открыть короб – вещи, предметы сами о себе заговорят. Но открыть его сможет тот, кто знает, сколько лет исполнится д. Повитье в 2013 году.

467(2013- 1546)


« Чтобы узнать, кого я прячу, вам нужно будет отгадать загадки...»

«Сядьте рядышком на лавку.

Вместе с вами я сижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей погляжу».


«В полотняной стране; По реке простыне...»

«В полотняной стране; По реке простыне Плывет пароход, То назад, то вперед, А за ним такая гладь, Ни морщинки не ви - и -дать...»


Вот неумёхи! Утюг это...

А загадка про –о –стенька – а -я...


«Вы пришли ко мне в гости, в избу. Я хотел сделать вам подарок. Подарить сундучок со сказками и платочек. А вот платочек не успел погладить. Вот сейчас наберу угли, положу их в утюг и поглажу...»

Угольный металлический утюг для глажки белья


«Я когда был моложе, был у меня другой утюг. Сплошное мучение... Бывало, постираешь одёжу, слегка её просушишь, а потом намотаешь на эту палку и вот гладишь рубелем...»

Рубель и валек - приспособления для

глажки белья


«Иди за него замуж, дочка, не упрямься, ведь в этом доме есть утюг...»

В прежние времена утюг стоил недешево и зачастую являлся не просто бытовым прибором, но и признаком достатка, благополучия семьи, элементом роскоши. Утюг в доме ставился на видное место, на вышитую или кружевную салфетку рядом с самоваром и с гордостью демонстрировался всем гостям. Учитывая это, мастера старались делать утюги нарядными и красивыми, украшая их фигурами животных, птиц, растительным орнаментом. Утюги передавались по наследству от матери к дочери, а иногда служили веским аргументом при сватовстве. «Иди за него замуж, дочка, не упрямься, ведь в этом доме есть утюг», наставляла мать свою дочь...


«Из липы свито дырявое корыто, Днем заперто, а ночью открыто. В лес идет – клетки кладет, Из леса идет – перекладывает»

Лапти -это повседневная обувь крестьян из лыка


. "Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей", - свидетельствовал известный писатель и этнограф С.Максимов.

  • «Правильно, это лапти. А как точно подмечено, что похожи – то они на корыто! В смекалке да наблюдательности не откажешь нашим предкам! Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть – головой, ушками называли веревочки, удерживающие лапоть на ноге. Днем лапти на ногах человека, значит, заперты. Ночью их снимали с ног – вот и открыты. След лаптей похож на клетки. В лес клетки направлены в одну сторону, а из леса в обратную. Вот такую удивительную обувь носили наши прабабушки и прадедушки в старину. Можно было купить её на ярмарке, но в каждой семье мужчины должны были уметь плести лапти, и мальчиков учили этому ремеслу с 6 лет. А плели лапти из лыка. Лыко – это полоски липовой или березовой коры. вот эти петельки, в которые продевались...»

Огня не страшится и воды не боится”

«Был я копан, был топтан, Был на пожаре, был на базаре. Сколько было сил, всю семью кормил. Сам терпел – ничего не ел. Сделался стар, пеленаться стал. А как пал, так и пропал. Выбросили за окно, и собакам не надобен...»

Горшок(ёмкость для приготовления каши, картошки, мяса в печи)


  • «Верно, из глины. Сначала глину надо было накопать, потом замесить. Глину мяли или топтали ногами, а потом на гончарном круге – кружале – изготавливали горшок, обжигали его в печи, затем на базаре продавали. Для семьи горшок был предметом первой необходимости. В нем варили и щи, и кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол... Когда горшок становился старым и давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям. Правда, в печь его уже не ставили. Ну, а если падал и разбивался, то черепки выбрасывали в окно . »

«У горшка есть брат – близнец, который никогда не бился...»

«Книзу узок, верх широк,

не кастрюля …

Был на базаре,

очутился на пожаре.

Огня не боится,

в нём каша томится»



У горшка и чугунка есть друг...

«В хлеву у быка копна на рогах,

Хвост у хозяйки в руках.

Не бык, а бодает, не ест, а хватает.

Что схватит, отдает, а сам в угол идет»


«Это ухват. Им хозяйка ставила в печь и горшок, и чугунок, вот и получалась копна на рогах. Длинная ручка была в руках у хозяйки, вот и хвост. Предмет назван по его функции: буквально – «то, с помощью чего ухватывают, берут»».

Ухват


«То, с помощью чего ухватывают, берут...».

«Ухват - устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Так как готовили в печи, где огонь был открыт, то нужно было быть осторожным, чтобы не обжечься»


«Вот так вещи жили –были...»

«Вот так вещи жили – были И хозяевам служили. А теперь они в музее, Чтобы мы на них смотрели И гордились стариной Так, как я и мы с тобой...»



  • 1. В каком году впервые упоминается наша деревня Повитье?
  • (1546г.)
  • 2.Для чего в быту использовали короба?
  • (ёмкость для хранения продуктов)
  • 3.Почему утюги назвали угольными?
  • (закладывались угольки для нагрева)
  • 4.Какие предметы служили для глажки белья до появления утюгов?
  • (валек и рубель)
  • 5.При помощи чего лапти не слетали с ног?
  • (тесёмка)
  • 6. Со скольких лет мальчиков учили плести лапти?
  • (с 6 лет)
  • 7.Чем отличаются горшки от чугунов?
  • (материалом изготовления)
  • 8.Для чего нужен ухват?
  • (для передвигания в печи горшков и чугунов)

«Но вот пришло время расставанья. До свиданья, до свиданья! Приходите в гости к нам. Рады мы всегда гостям»

Задачи:

обучающие

развивающие:

воспитательные:

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1929

ЮАО г. Москвы

Сценарий

внеурочного мероприятия по истории «Музей в чемодане»

V, X классы

Учитель истории

Перевертай А.А.

2016 год

Цель: создание условий для углубления знаний, полученных школьниками на уроках

Задачи:

обучающие

Создать условий для закрепления знаний по истории Средних веков;

Формировать умения синхронизировать исторические события;

Закрепить знание основных достижений культуры средневековья;

развивающие:

Создать условия для развития коммуникативных способностей;

Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков ставить цели, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи;

Продолжить работу по развитию монологической речи;

Развивать умение эффективной организации своей деятельности;

Развивать навыки коллективной творческой деятельности;

воспитательные:

Способствовать воспитанию активной жизненной позиции;

Способствовать развитию толерантности в общении;

Формировать уважительное к достижениям культуры;

«Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином»

(В. Ключевский).

«История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни»(Марк Туллий Цицерон)

Звучит средневековая музыка, на фоне средневекового замка стоят фигуры:

Богиня Клио

Фея

Прекрасная дама

Рыцарь

Фея (музыка затихает):

Мы приветствуем вас в средневековой гостиной и предлагаем прикоснуться к тайнам истории – увлекательной науки о прошлом и настоящем человечества. Не зная истории, трудно понять настоящее.

Венок на голове, и книга, и перо, старинный манускрипт
читать страницы прошлого лишь КЛИО суждено.

Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.

Клио.

Свидетельницей буду перед судом времен.

Хранительница лет, истории богиня,

Я рада видеть в гостиной тех,

Кто разгадать готов загадки Клио.

(Кладет саквояж на столик)

Звучит средневековая музыка. Рыцарь и Прекрасня дама выполняют несколько танцевальных движений.

Рыцарь

Средние века часто называют Темными веками, но на самом деле они были временем открытий и изобретений, которые и сейчас используются, а также временем, когда Запад перенимал многие достижения Востока.

Прекрасная дама

Я сгораю от любопытства. Давайте посмотрим, какие загадки приготовила для нас таинственная Клио!

Рыцарь

Песочные часы - один из важных приборов для учета времени на море. Предполагалось, что их использовали примерно с 11 века. Тем не менее, никаких подтверждений до 14 века не найдено. Изображение песочных часов появляется в картинах в 1328 году. Более ранние письменные свидетельства - это корабельные журналы. С 15 века песочные часы применяются очень широко - в морских путешествиях, в церкви, в производстве и даже в кулинарии.

Клио

Это был первое надежное и точное изобретение по измерению времени в Средние Века. Во время путешествия Фердинанда Магеллана вокруг света полагалось иметь 18 песочных часов на одном корабле. Была специальная должность для человека, который переворачивал песочные часы и замерял время для бортового журнала.

Фея

В 1268 году английский философ Роджер Бэкон написал об использовании линз для оптических целей. Увеличительные линзы, вставленные в оправы, использовались в то время для чтения и в Европе, и в Китае, что до сих пор порождает споры, где были изобретены очки на Западе или на Востока. В Европе первые очки появились в Италии.

Клио

В 1480 году Доменико Жиральдайо, изобразил Святого Иеронима за рабочим столом, с которого свисают очки. В итоге Святой Иероним стал покровителем создателей зрелищ. Самые ранние очки имели выпуклые линзы для дальнозорких. Вогнутые для близоруких впервые замечены на портрете Папы Льва Десятого кисти Рафаэля, сделанном в 1517 году.

Прекрасная дама

Кто изобрел механические часы неизвестно. Однако, первые такие устройства могли быть изобретены и использованы в монастырях, чтобы точно определять время, когда следует звоном колоколов созывать монахов на службу.

Клио

Первые механические часы, о которых известно точно, были большими, с тяжелым механизмом, который помещался в башне. Сейчас их называют башенными часами. На этих часах была только часовая стрелка. Самые старые из сохранившихся механических часов находятся в Англии, на соборе в Солсбери, и созданы в 1386 году. Часы, установленные в Руане, Франция, в 1389, до сих пор идут. А часы, сконструированные для собора в Уэльсе, сейчас хранятся в Музее Науки в Лондоне.

Рыцарь

А это что такое?

Клио

В 14 веке рост морской торговли и открытие, что чума завозится кораблями, которые возвращаются из Леванта, привели к введению карантина в Венеции. Карантин заключался в том, что прибывшие корабли изолировались на некоторый период до первых признаков болезни, если она была.

Фея

Изначально этот период составлял 30 дней и назывался трентиной, но затем его продлили до 40 дней, то есть до карантины. Выбор такого отрезка времени был символическим - именно столько Христос и Моисей провели в уединении в пустыне. В 1423 году в Венеции открыли первый лазаретто, карантинную станцию на острове неподалеку от города. Это делалось, чтобы исключить перенос чумы с людьми и товарами.

Клио

Венецианская система стала примером для остальных европейских стран, а также базой для распространенного карантинного контроля на несколько столетий.

Прекрасная дама

Этот предмет мне хорошо знаком. Без него обойтись невозможно! Утверждают, что впервые этот предмет описал францисканский монах в 13 веке.

Фея.

Без вилки тоже обойтись невозможно. Впервые вилка упоминается на Ближнем Востоке в IX веке.

Первоначально у вилки было только два зубца. Зубцы были прямыми, поэтому её можно было использовать только для нанизывания, а не зачерпывания пищи. В XI веке вилка была завезена из Византии в Италию. В Европе вилкой стали широко пользоваться к XIV веку, а в XVII веке вилка стала необходимым атрибутом на трапезах знати и купцов.

Клио.

В Северной Европе вилка появилась значительно позже. Впервые на английском языке она была описана в 17 веке. Интересно, что католическая церковь не приветствовала её использование, называя вилку «излишней роскошью». В России вилка появилась в 1606 году, и привезла её Марина Мнишек. На свадебном пиру в Кремле Марина с вилкой шокировала русское боярство и духовенство. Слово «вилка» окончательно вошло в русский язык лишь в XVIII веке, а до этого её называли «рогатиной» и «вильцами».

Рыцарь.

Эта вещица тоже всем известна

Появились она задолго до нашей эры, но использовалась только как украшение. Примерно в 12-13 веке о пуговицах вновь узнали в Европе, но теперь но теперь пуговицу застегивали в петли. В Средние века пуговицы стали настолько популярным аксессуаром, что по их количеству на одежде можно было судить о статусе владельца.

Клио. Например, на одном из нарядов французского короля Франциска I насчитывалось 13 600 пуговиц.

Рыцарь. А этот предмет мне незнаком.

Прекрасная дама

В 1498 в Китае появилась первая зубная щетка из щетины. Пётр I велел боярам чистить зубы толчёным мелом, нанесённым на влажную тряпочку. Магазинам города Провиденс, штата Род-Айленд, США, законом запрещено продавать зубные щётки в субботу.

Клио

Американская студентка запатентовала зубную щетку одноразового использования, которая может помочь в условиях отсутствия воды, зубной пасты и ополаскивателей. В апреле 2012 года это изобретение было запущено в производство несколькими фирмами в США.

(Звучит музыка)

Клио.

А теперь задание посложнее. Знаете ли вы, что такое анаграмма?

Фея.

Это - литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Клио.

В Средние века анаграммам приписывалось магическое действие. В XVIII-XIX веке среди естествоиспытателей было принято зашифровывать свои открытия в виде анаграмм, что служило двум целям: скрыть гипотезу до её окончательной проверки и утвердить авторство на открытие, когда оно будет подтверждено. Попробуй расшифровать анаграммы и назови изобретения средних веков.

Батлера (Арбалет)

Прекрасная дама.

Арбалеты были еще в Древней Греции в V веке до нашей эры. Греческий арбалет назывался брюшным луком. Во II веке до н. э. арбалеты были изобретены в Китае. Затем арбалеты упоминаются в Европе уже в эпоху крестовых походов. С X века арбалеты появляются в Южной Руси.

Окосел бузачето (Зубчатое колесо)

Это колесо с зубьями по его окружности, назначение зубьев – входить в зацепление с такими же зубьями на другом техническом устройстве; таким образом, может быть передана сила с одного устройства на другое

Тумох (Хомут)

Хому́т является важной составной частью конской упряжи. Он используется для распределения нагрузки на шею и плечи лошади и передачи усилия по перемещению того или иного сельскохозяйственного орудия, например, сохи, плуга...

Фея

Знаю: средних веков не погашено пламя,

Но в ладонях его так не просто сберечь.

Старый замок, и мост, и тяжелое знамя –

Знамя наших разлук и забывшихся встреч,

Ярких факелов свет в переходах старинных,

Шелест платья и взгляд – долгий взгляд за спиной,

Свет былой красоты с гобеленов старинных –

В этот вечер меня позовут за собой…