Картины рериха в частных музеях. Николай Рерих: от балета до Шамбалы

Картины рериха в частных музеях. Николай Рерих: от балета до Шамбалы
Картины рериха в частных музеях. Николай Рерих: от балета до Шамбалы

Вот уже несколько недель в Усадьбе Лопухиных открыта выставка 31 картины из коллекции музея Востока, кстати, являющихся также собственностью Общественного Музея им. Рериха МЦР, много лет незаконно удерживаемой ими.

Сегодня в этом фоторепортаже мы хотим показать всем посетителям портала, во что превратились картины на государственном, так сказать, хранении в ГМВ. Эта печальная фотоэкскурсия будет сопровождаться записями очевидцев, посетивших эту выставку и запечатлевших увиденное там безобразие.

Подобная выставка без всяких слов говорит о том, кому именно нельзя доверять народное достояние. Захватчики и их помощники много лет кричали о том, что все передано Рерихами народу, а значит должно принадлежать государству. Кратко напомним еще раз о том, что С.Н. Рерих, передавал все наследие при условии, что оно будет находиться именно в Общественном музее.

Но подойдем к этому вопросу с другой стороны. А разве мы все, написавшие тысячи писем с просьбой о помощи МЦР, так и оставшиеся безответными, не имеем отношения к российскому народу? Государство — это не чиновники, они всего лишь государственный аппарат, так называемые «слуги народа». Государство — это народ нашей страны, а значит и мы с вами.

Посмотрите сколько организаций подписали Открытое письмо Президенту (крик о помощи) — 163 организации. Эти подписи собирались в т. ч. и на нашем портале, на них никто не настаивал, никто насильно никого не принуждал присылать их к нам. Мы же открыли возможность подписи тоже только по собственной инициативе, потому что понимали, что многие просто не знают куда и как (особенно теперь) можно направить свой голос в защиту МЦР.

Вот так грубо, по-бандитски перечеркнуть 26 лет прекрасной плодотворной работы, в результате которой был создан Музей, ставшей одной из ярчайших жемчужин культуры России — разве это все во имя и на пользу Государства?

Ну а пока нет ответа на этот вопрос, вернемся к качеству «ответственного государственного» хранения наших картин. А перед этим вспомним, как в МЦР реставрировались и восстанавливались картины еще в добрые времена. Такой картиной является, например, портрет Е.И. Рерих кисти С.Н. Рериха. А позже, уже в 2016 году мы всем миром собирали средства на восстановление последнего прижизненного портрета Н.К. Рериха. И собрали нужную сумму, портрет был возвращен буквально из небытия. И тем более горько до слез, что этому портрету нужна была адаптация, но тут набежали захватчики, отключили все системы, и что теперь стало с этим портретом, что происходит с другими картинами, что ранее были обласканы отвечающими за хранение сотрудниками — мы можем только догадываться.

С.Н. Рерих. Портрет Е. И. Рерих (2). 1937

С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха. Холст. Масло.

В этом фоторепортаже представлено 6 картин, о состоянии остальных, особенно тех, что лежат в т.н. запасниках ГМВ, остается только тревожно догадываться. Но даже те 6 картин из 31, размещенных на выставке — согласитесь, это уже немало. Возникает закономерный вопрос — для чего захватывать такое наследие, если с тем что прихвачено много лет назад, было не управиться?

Татьяна Бойкова

* * *


С. Н. Рерих, Молчание, 1964




Осыпается краска


С. Н. Рерих. Канченджанга. Белая цитадель, 1954




Травмированная картина с глубокой вмятиной посередине,

сильно осыпавшийся слой темперы, не говоря о плачевном состоянии рам.

Израненные картины С. Н. Рериха из запасников музея Востока, которые по завещанию С. Н. Рериха должны принадлежать Международному Центру Рерихов. Государственный музей так «заботится» о шедеврах мирового искусства. (22.03.2018г. Ирина Шмигельская. Латвия.)

С. Н. Рерих, Канченджанга. Тайный час, 1955





На картине масса царапин

На открывшейся выставке в захваченном здании МЦР продемонстрировано, что Наследие С.Н. Рериха после хранения в музее Востока погибает. Варвары не позаботились о должном хранении. Пока чиновники пытались все годы деятельности МЦР отобрать здание и картины, а в это время... картины всемирно известного художника С.Н. Рериха в результате недостойного их хранения требуют срочной реставрации. Осыпающаяся темпера, следы грязных рук, вмятина. Канченджанга. Ясно видим осыпающуюся темперу. В результате недопустимого хранения эта работа требует срочной реставрации. SOS! (25.03.2018г. Ольга Антонова. Кемерово)

С. Н. Рерих, Священная флейта 3, 1955





Царапины и грязные пятна

* * *


С.Н. Рерих. Канченджунга (Канченджанга. Вечер).1954




Грязные пятна, сильно осыпающаяся темпера.

Украденное у МЦР наследие Рерихов медленно погибает в стенах музея Востока.

На открывшейся выставке (сложно назвать это выставкой) в захваченном здании МЦР представлено часть картин С.Н. Рериха, эти картины находились долгие годы в Музее Востока в своё время переданные им на временное хранение так и не возращенные истинному владельцу т.е. МЦР Они удерживались Музеем Востока незаконно. И вот сейчас мы вынуждены с болью в сердце видеть не халатность, а преступное отношение к наследию, видим, что происходит с картинами после их длительного "плена" в музее Востока. Картины погибают. Варвары не позаботились о должном хранении тех картин, которые они "приватизировали". Тем не менее чиновникам мало того, что держали незаконно эти картины. они все годы атаковали плодотворно работающий культурный и научный центр (Международного центра Рериха), вели атаку на МЦР и усадьбу в которой музей находился, усадьбу, восстановленную из руин общественностью без помощи государства. Теперь мы видим, что те, давно пленённые картины всемирно известного художника Святослава Николаевича. Рериха, в результате недостойного хранения требуют срочной реставрации. Осыпающаяся темпера, следы грязных рук, вмятины и царапины. И у музея Востока, вместе с Министерством культуры хватает наглости, и уверенности в безнаказанности демонстрировать своё преступное отношение к хранению и сбережению народного достояния. А о чём говорят события по захвату усадьбы Лопухиных вместе со всем уникальным наследием в 2017 году??? Все захваченные, вооруженной "гвардией" и вывезенные картины, всё бесценное наследие семьи Рерихов "уплыло" в неизвестном направлении. ГДЕ, всё наследие, вывезенное из музея? "История умалчивает". Всё покрыто мраком. Можно только предполагать, как Минкульт распорядился имуществом — СТУЧИМ, КРИЧИМ, ПИШЕМ, ЗВОНИМ и Т И Ш И Н А!!! (23.03.2018г. Наталья Еремина. Рига, Латвия)

Каждый, кому не безразличен духовный мир стран Азии и философские течения Востока, должен был хотя бы слышать фамилию Рерих. Художник-философ Николай Константинович Рерих за свою долгую и насыщенную событиями жизнь совершил настоящий переворот в культурном мировоззрении не только России, но и других стран мира.

Личность и самого Николая Константиновича, и его семья овеяны таинственной мистической аурой открывшегося им знания, а картины живописца пропитаны духом мудрости и вечности, имея свойство не только показывать прошлое, но и заглядывать в будущее.

О его существовании знают немногие, хотя он находится в самом центре Москвы в старинной усадьбе Лопухиных (Малый Знаменский пер., 3/5). Там в 1993 году состоялась первая экспозиция картин и личных вещей Рериха. Свою деятельность музей начал после многолетней «войны» за наследие семьи художника. Затрагивались интересы государства, чиновники и другие частные лица боролись за имущество Рерихов, и поэтому музей до сих пор испытывает сложности: сказываются последствия этого противостояния.

Но, несмотря на долгие тяжбы, сотрудникам Центра Рерихов удалось создать в его стенах атмосферу, которая настраивает посетителей на восприятие и понимание работ и учения Николая Константиновича. Ведь ключевым элементом наследия Рерихов является именно учение «Агни-йога» или «Живая Этика». Новая система мировоззрения, указывающая на связь человечества с бесконечным космосом, взгляды на культурную и политическую эволюцию человека через посылаемое свыше знание сформировалась через общение с Учителями Индии. «Живая Этика» по-новому трактовала символы буддизма и традиционных верований народов Азии. Шамбала, карма, Матерь Мира – эти образы регулярно появлялись в восточных сериях картин Николая Рериха.

В первом же зале музея вас буквально погружают в мир символов учения художника. Этот эффект создает серия работ Нины Волковой, прослеживающих этапы «космической» эволюции человека. Картины выполнены в золотых тонах и апеллируют к античным и религиозным мифам. И хотя это авторская трактовка учения Рериха, она позволяет настроиться на правильное восприятие работ художника.

Следующие экспонаты музея знакомят вас со становлением великого художника, не только как человека, но и как философа. Переходя из Петербургского зала в Русский, можно увидеть всю историю семьи Рерихов и путь ее представителей в искусстве.

А Зал Живой Этики знакомит посетителей с духовным становлением семьи. В нем представлены полотна с изображениями ярчайших деятелей духовного мира, а также эпизоды из их жизни. Центром зала является стенд с бюстами людей, которых, согласно Живой Этике, называли «Вестниками Космической эволюции». Это выдающиеся деятели разных этапов истории развития человечества: Иисус Христос, Жанна Д"Арк, Энштейн и даже Циолковский.

К этому залу примыкает Зал Учителей, духовных наставников и мудрецов Индии. Это наглядно демонстрирует, что Рерихи были не только художниками, но и последователями древнего учения, которое пронесли по всему миру во время своих путешествий, экспедиций и выставок.

Но их философия была гораздо шире – она не только преодолела границы между государствами, но и покорила космическое пространство. Это хорошо видно в Зале Знамени Мира. Знамя Мира - символ не только духовный, но и вполне материальный.



Ведь он стал гербом Пакта Рериха, первого международно-правового акта, декларирующего охрану культурных ценностей. Начинание было поддержано многими государствами и возвело личность Рериха в ранг мирового масштаба.

Центр-музей им. Н.К. Рериха сегодня открывает посетителям двери не только в дом искусства великого художника и его семьи, но и в храм науки и учения, преодолевшего мировое и временное пространство.

Картины Николая и Святослава Рерихов, изъятые из Международного центра Рерихов 7 марта, переданы Музею Востока. Пока данное учреждение выступает в роли склада для хранения вещдоков. Дело в том, что вывезенные из МЦР работы, по мнению следствия, были подарены центру владельцем канувшего в лету Мастер-Банка Борисом Булочником, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Напомним, именно для Музея Востока Минкульт «отжимает» занимаемую Центром Рерихов усадьбу Лопухиных на протяжении многих лет.

7 марта многочисленный женский коллектив Международного центра Рерихов оказался буквально ошарашен «подарком», который был преподнесен Министерством культуры и правоохранителями. Рабочий день начался для них с закрытых дверей, охраняемых бойцами ОМОНа. Пока у входа на территорию центра скапливались возмущенные сотрудники, которым не предоставили абсолютно никакой информации, и представители СМИ, в самом здании усадьбы Лопухиных происходило, без преувеличения, варварское изъятие экспонатов.

Позже стало известно, что следственные действия в МЦР проходили в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении Бориса Булочника , который в свое время был крупнейшим меценатом Центра Рерихов, являясь владельцем закрытого в 2013 году Мастер-Банка. Следствие считает, что картины были куплены якобы на украденные банкиром деньги. В самом Центре Рерихов к подозрениям следствия относятся, мягко говоря, скептически.

Вице-президент МЦР Александр Стеценко :

«У нас был меценат Борис Ильич Булочник. Никаких счетов Мастер-банк нам не перечислял. А выносили картины, подаренные с 2002 года. И следователи заявляли, что это было куплено на ворованные деньги. Каким образом? 17 лет назад Булочник покупал картины за рубежом, возвращал на родину, в Россию».

Министерство культуры «открещивается» от событий, произошедших в Центре Рерихов, заявляя, что представители ведомства присутствовали при изъятии исключительно в роли «экспертов». Но нельзя забывать, что Минкульт на протяжении многих лет пытается буквально выгнать коллектив МЦР из усадьбы Лопухиных (отреставрированной, между прочим, без участия этого самого Минкульта) и передать историческое здание , а заодно и бесценное наследие Рерихов , подведомственному Музею Востока. Позже стало известно, что вывезенные из Центра Рерихов картины оказались именно в этом музее, который пока что стал временным складом для хранения вещдоков. Всего было изъято около 200 экспонатов (картины и рисунки) . Руководству МЦР запретили оглашать конкретные наименования, по их словам в Музей Востока отправились не все картины, подаренные Булочником, но при этом были изъяты труды, которые не имеют отношения к меценату.

«Нам были переданы на хранение в качестве вещественного доказательства около 50 упаковок. Сколько там картин я не могу сказать, так как мы не имеем права их распечатывать», - цитирует слова генерального директора Музея Востока Александра Седова агентство ТАСС.

Любопытно, что именно 7 марта Арбитражный суд Москвы отказал в заявлении Государственного музея Востока об ускорении рассмотрения его иска о выселении Международного Центра Рерихов из строений 4 и 7 усадьбы Лопухиных, в которых располагается общественный Музей имени Н.К. Рериха.

Это не культурно

О произошедшем 7 марта трудно говорить без таких терминов, как «дикость», «варварство» и «позор». А как иначе назвать ситуацию, когда «эксперты» из Минкульта в сопровождении бойцов ОМОНа (как рассказал Александр Стеценко, в руках одного из них он видел топор, видимо, для сбивания замков) , не дожидаясь приезда юриста МЦР, блокируют работу учреждения, заставляя работников «сидеть тихо»? Разве не дико без какого-либо объяснения причин не пропускать пришедших на работу людей, для которых Центр Рерихов стал вторым домом, можно сказать, смыслом жизни? Возможно, автор этих строк излишне впечатлительный человек, но видя опустошенные взгляды женщин-сотрудниц Центра, получивших такой «подарок» к 8 марта, становится не только больно, но и во многом стыдно. Искренне желаю работникам других учреждений культуры, меценатом которых являлся Борис Булочник , никогда не столкнуться с таким же отношением.

О том, что творилось внутри музея, где в течение нескольких часов хозяйничали ОМОНовцы и те же «эксперты», подробно рассказало руководство МЦР в ходе пресс-конференции.

Остроты этой ситуации придает и тот факт, что совсем необязательно было устраивать «маски-шоу» в промозглый предпраздничный день. Вот, что нам рассказал первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Павел Журавихин :

«В действиях правоохранителей нет совершенно никакой логики. И речь идет не только в целом об абсурдности ситуации с бывшим меценатом. Дело в том, что с нами уже возникала почти такая же история, - представители МВД в рамках того же уголовного дела приехали и сообщили о присвоении некоторым картинам статуса вещественного доказательства. В тот раз мы подписали бумагу о том, что обязуемся не совершать никаких действий с указанными картинами и всё, никакого изъятия не произошло. Мы строго выполнили это предписание. Зачем надо было в этот раз действовать иначе – остается только догадываться».

По его словам, нет никаких подтверждений квалификации людей, которые изымали картины. Более того, глубокие сомнения вызывают условия, в которых была произведена транспортировка, - «это был самый обыкновенный небольшой фургон, а не специальный транспорт, соответствующий перевозке такого груза» . Напомним, речь идет о бесценных картинах великого Николая Рериха!

История не закончена

Понятно, что Центр Рерихов не опустит руки и продолжит отстаивать свой Музей, впереди еще не один суд . Пока остается только пожелать мужества и стойкости коллективу, который буквально с первых дней существования Международного центра Рерихов отстаивает право сохранения общественного статуса наследия наших великих соотечественников. Если кто не знает, Святослав Рерих в конце 80-х прямо указывал, что наследие его семьи передается в Россию на условии, что картины и другие произведения искусства будут храниться и выставляться в Музее, имеющем Общественный статус. То есть его работа не должна зависеть от каких бы то ни было ведомственных барьеров, характеризующих, к сожалению, все без исключения отечественные министерства.

«Произошедший во вторник инцидент вписывается в широкую кампанию, развернутую Министерством культуры и Музеем Востока против нашего общественного Музея. Мы уже привыкли к внеплановым проверкам, которых только в 2016 году со стороны Минкульта было 17, к глупым обвинениям в экстремизме, которые, разумеется, не нашли подтверждения… Наследие Рерихов должно быть общественным достоянием, чтобы каждый гражданин страны чувствовал к нему сопричастность, как считал Святослав Рерих, а не уделом чиновников», – заключил Павел Журавихин .

Как долго Музей Востока будет играть роль «временного склада вещдоков» - неизвестно. Весьма вероятно, что своеобразным эндшпилем этой партии, развязанной, по всей видимости, Министерством культуры, станет незаметное исчезновение «временного» статуса, и картины останутся в Музее Востока с молчаливого согласия общества. Будет уместным напомнить призыв самого Николая Константиновича Рериха в его послании «Друзьям Знамени Мира».

«… никакие указы не создадут культуру и не защитят ее, если общественность будет безразлична и бездеятельна. Культура есть выражение всего народа. Защита и возвышение ее есть всенародная обязанность» .

Н.К.Рерих (Друзьям Знамени Мира, 1947 год)

Откуда Рерих в Загребе?

В 1932 году из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке партия картин отправилась в мировое турне (Рига, Загреб, Белград, Буэнос-Айрес, Прага). В программе деятельности знаменитого музея был прописан пункт об обязательных выставках картин художника в разных частях света.

В Загреб картины Рериха прибыли в 1933 году, и тогда была организована постоянная выставка полотен в музее Югославской Академии наук. В 1934 году 24 из них перешли в Белградский музей принца Павла, а 10 были отданы в музей Moderna galerija в Загребе на хранение. Среди них оказались Ашрам (1931), Приказ Учителя (1931), Тибетский стан (1931) , Путь в Кайлас (1931), Идолы (1910), Паранирвана Paranirvana (1926), Утрення процессия (1931), Канченджанга (1924), Обитель Учителя (1931), Ташидинг (1924). Эта акция была проведена в связи с возможным прибытием в Загреб самого Николая Рериха, избранного в почётные члены Югославской Академии Наук ещё в 1930 г.

Ненужное наследство


Фото: из каталога музея Moderna galerija. Канченджанга (1924)

Николай Рерих свои картины никогда не передавал в дар, но щедро делился ими для временного экспонирования. Однако бывает, что время и исторические события грубо нарушают волю человека. Именно так и случилось с "загребской" коллекцией, которая так и осталась в городе из-за Второй мировой войны. В то время вопросами возвращения полотен Рериху, жившему уже в Индии, никто не имел возможности заниматься.

В 1947 году художник умирает. Его семья, помнящая о застрявшей в Загребе коллекции, никак не может найти верные решения по её возвращению. Рерихи мечтали вернуть картины, но очень не хотели, чтобы полотна попали в Нью-Йорк. Сын художника, Святослав Рерих пишет к матери, Елене Рерих, что теперь картины отца находятся в музейном складе в Загребе и их не выставляют: "Это узнали мои знакомые, которые ездили в Югославию. Но надо быть очень осторожными, чтобы не привлечь происки американских захватчиков. Пусть так лежит, пока не придумаем конкретные шаги...". (Л. Сорокина. Семья Рерихов, с. 350).

Увы, никто так и не смог найти верных решений, и картины по сей день томятся в запасниках Moderna galerija . Время от времени, согласно музейному плану работы, их выставляют, выпускают каталог, а потом снова убирают в тень.

Когда увидят настоящий свет картины Рериха в Загребе?



Фото: из каталога музея Moderna galerija. Ташидинг (1924)

И по сей день картины великого русского художника, кавалера Югославского ордена Св. Саввы и члена Югославской Академии наук находятся в запасниках Moderna galerija . Их хранителем является музейный советник госпожа Даяна Власавлевич. Она хорошо знает цену картинам Рериха и сожалеет о нынешних условиях их содержания. Кроме того, в частной беседе она выразила сожаление о том, что Moderna galerija ведёт сотрудничество с Нью-Йоркским музеем и некоторыми другими, но ни с одним из русских музеев в связи с рериховским собранием в рабочих контактах не состоит. С согласия и поддержки госпожи Даяны Власавлевич в марте 2015 года стараниями некоторых русских энтузиастов, живущих в Загребе, был установлен контакт с сотрудниками Рериховского отдела Музея Востока в Москве, которые с готовностью откликнулись на призыв о сотрудничестве. Заведующий отделом "Наследие Рерихов" Музея Востока Владимир Росов и сам всерьёз заинтересовался загребской коллекцией Рериха и других заразил, например, специалистов из Италии и Швейцарии. Однако хорватская сторона в одностороннем порядке без объяснения причин отказалась от своей же инициативы и закрылась для сотрудничества с российскими специалистами.


Фото: из каталога музея Moderna galerija. Тибетский стан (1931)

Между тем, "загребские" картины, уникальны. Да, их немного, но разворот сюжета, порою не раз повторенного мастером позднее, размер полотен, их цветовая гамма и композиционные вариации позволяют знатокам творчества Николая Рериха говорить о том, что все эти картины бесценны и, безусловно, стоят того, чтобы быть помещёнными на постоянную экспозицию, оценёнными и включенными в каталоги его работ. На данный момент в каталоге картин Николая Рериха из десяти "загребских" полотен значатся семь: "Ашрам" , "Идолы", "Путь в Кайлас" , "Паранирвана", "Ташидинг" и "Приказ Учителя" .

И всё-таки, дело не пропало. Как известно из интервью от 16 июля 2016 года с главой дипломатической миссии Хорватии в России Игорем Показом, на высоком уровне ведутся "переговоры о проведении выставки из более чем десяти работ Николая Рериха, которые находятся в Загребе и никогда прежде не выставлялись в России... Однако этот проект пришлось временно приостановить из-за недостаточных финансовых возможностей".

Добавим, что этот проект не только временно остановленный, но и не доведённый до сведения музейщиков в качестве предполагаемого.

И всё-таки будем надеяться, что не на словах, а на деле в Хорватии хотят, чтобы "в России лучше знали культуру Хорватии, а в Хорватии - культуру России", а картины Николая Рериха все-таки побывали на родине своего создателя и были выставлены для обозрения всем желающим увидеть их воочию, почувствовать их энергию, оценить фактуру мазка, игру цвета и света...