Карнакский храм. Египетская цивилизация

Карнакский храм. Египетская цивилизация
Карнакский храм. Египетская цивилизация

Во времена Древнего Египта на месте нынешней деревни Карнак, расположенной на восточном берегу Нила невдалеке от крупного административного центра Луксора, находился крупнейший город той эпохи Фивы. На протяжении нескольких столетий он являлся столицей всего государства. Именно здесь четыре тысячи лет назад началось строительство самого крупного храмового комплекса, известного сегодня как храм в Карнаке.

Величайший из богов Древнего Египтак

Прежде чем начать рассказ об этом уникальном сооружении, следует хотя бы кратко познакомиться с тем, ради кого тысячи рабов возводили его в течение нескольких столетий. Среди пантеона многочисленных египетских богов Амон занимал главенствующее положение. Он олицетворял собой солнце - то есть ту силу, которой была подчинена вся жизнь на берегах Нила.

Теплом своих лучей оно превращало зерно в полновесный колос, но оно же могло иссушить землю, оставив на месте цветущей нивы мёртвую пустыню. Каждое утро оно, юное и жгучее, восходило на небеса и, пройдя свой дневной путь, старело и в бессилии падало за горизонт, чтобы завтра начать всё сначала. Так же было предначертано и людям - в вечном круговороте жизни стареть, умирать и вновь возрождаться в своих детях.

Храм в Карнаке

Этому величайшему из богов были посвящены и Луксорский. Храм, о котором ведется наш рассказ, изначально состоял из трёх частей. Первая из них была посвящена ему самому, то есть великому и могучему богу Амону Ра, вторая - его жене Мут, покровительствовавшей всем царицам, которым суждено было осчастливить землю своим появлением на ней, и, наконец, третья - их сыну Хонсу. Таким образом, план храмового комплекса в Карнаке изначально демонстрировал ряд сооружений, расположенных на общей оси и предназначенных для поклонения этой священной триаде.

Четыре тысячи лет назад Фивы, являясь столицей Египта, были самым густонаселённым её городом, в котором проживало почти полмиллиона человек. Многочисленные и победоносные войны обеспечили его поступлением дани от покорённых народов и неисчислимыми толпами рабов. Неудивительно, что фараоны могли себе позволить затраты на строительство, колоссальное даже по нынешним меркам. И денег, и рабочих рук было в избытке.

Каменная летопись на берегу Нила

Возводился храм бога Амона в Карнаке в период с XVI по XI век до н. э., и все фараоны, правившие в эти века, старались увековечить в нём свои имена, сохранив о себе память. Тутмос I, например, возвёл многочисленные обелиски и статуи, изображавшие его в образе Не страдал излишней скромностью и его внук Тутмос III, построивший так называемый зал Анналов, на стенах которого были высечены рассказы о его блистательных военных победах. Он же прославил свои завоевания в Азии, возведя в северной части комплекса храм богини войны Сехмет.

Сценами из жизни фараонов покрыты и многочисленные колонны, украшающие Храм Амона Ра в Карнаке. История, охватывающая многие века жизни Древнего Египта, сохранена в этих каменных летописях. Кроме повелителей страны в их сюжетах важное место занимают жрецы, чьё влияние и значение в общественной жизни возрастало по мере расширения комплекса.

О пользе образования

Весьма любопытна в этом плане местная легенда, рассказывающая о том, как некий жрец дерзнул бороться за власть с самим фараоном. Он настолько преуспел в своём деле, что у владыки появились серьёзные опасения потерять трон. Не желая рисковать, он приказал воинам схватить жреца и как изменника придать смерти.

Но по стечению обстоятельств царская стража явилась в храм именно в тот день и час, когда должно было наступить солнечное затмение, о котором жрец, несомненно, знал, поскольку был, как и все его коллеги, отменным астрономом. Поднявшись в нужный момент на стену храма, он возвёл руки к небу, и на глазах у всех повелел солнцу скрыться, чтобы в наступившей тьме сгинули все его враги. Нетрудно представить реакцию собравшихся, когда вслед за его словами землю покрыл мрак. Кончилось тем, что просвещённый жрец занял место фараона, убитого в тот день толпой по его приказанию.

Фараоны - строители храма

Храм бога Амона в Карнаке был значительно расширен XIII веке до н. э. Его строителями в этот период стали фараон Сети I и его сын Рамсес II, своими деяниями заслуживший звания Великого. Они воздвигли на территории храмового комплекса Гипостильный зал, способный поразить своими размерами не только жителей тех давних времён, но наших современников. На площади пять тысяч квадратных метров шестнадцатью рядами были установлены сто тридцать четыре колонны, покрытые золотыми пластинами.

Труды царицы Хатшепсут

В XV веке до н. э. храм бога Амона в Карнаке значительно дополнила женщина-фараон по имени Хатшепсут. Продолжая дело своего отца Тутмоса II, она возвела в нём ряд пилонов - ворот в форме усечённой пирамиды, увеличила почти в полтора раза храм богини Мут, и построила отдельное святилище небесной барки Амона Ра, названное впоследствии Красной капеллой. На стенах этого сооружения, возведённого из чёрного и красного гранита, древними мастерами были высечены сцены её коронации.

Однако этому святилищу не суждено было дожить до наших дней. Спустя столетие оно было разрушено другим повелителем Египта - Аменхотепом III. Гранитные блоки, из которых оно состояло, использовались в качестве строительного материала для возведения других сооружений. И только значительно позже, в так называемый эллинистический период при Александре Македонском, святилище было воссоздано, но в значительно изменённом виде.

В годы правления Хатшепсут храм Амона Ра в Карнаке был украшен четырьмя монолитными каменными обелисками - самыми большими из существовавших в то время в Египте. Один из них сохранился до наших дней. Высеченный из красного гранита, он достигает в высоту тридцати метров.

В те же годы царица готовилась поразить мир ещё большим сооружением. При ней началось изготовление другого монолита, самого высокого за всю историю Древнего Египта. По замыслу создателей, он должен был подняться над землёй на сорок один метр и весить не менее тысячи двухсот тонн. Но эта работа по ряду причин так и не была завершена.

Дальнейшее строительство комплекса

На стыке XIV и XIII веков до н. э., уже при фараоне Хоремхебе, были выстроены ещё три пилона и появилась знаменитая аллея сфинксов. Правители следующей династии также немало потрудились. Храм бога Амона в Карнаке они соединили с берегом Нила дорогой, по обеим сторонам которой были установлены бараноголовые сфинксы. На территории комплекса они возвели ещё одну колоннаду, два новых пилона, и в довершение всего установили сами себе монументальные статуи.

Новогодняя молитва Амону

Со временем поклонение Амону приобрело характер общегосударственной религии. Ежегодно в августе, когда происходит разлив Нила, его статую торжественно выносили из храма и по аллее сфинксов в сопровождении многолюдной процессии доставляли в Луксор, где божество обновлялось вместе с землёй, возрождённой после долгих месяцев засухи.

Здесь сам фараон в молитве, обращённой к богам, и в первую очередь к великому Амону Ра, испрашивал их благословения в новом году. Завершив молитву, он выходил к народу, заполнившему всю прилегающую к храму территорию, и, стоя лицом к Нилу, они все вместе пели хвалебную песнь реке, столь щедро излившей свои воды на иссушенный солнцем Карнак.

Достопримечательность Египта - храм Амона Ра

Но прошли столетия, и мир изменил своё лицо. Ушли в прошлое но остались под палящим африканским солнцем памятники той эпохи бережно сохраняемые потомками их строителей. В 1979 году в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО появился и Карнакский Храм (Амон Ра). Описание, история и сегодняшний день этого уникального сооружения оказались под пристальным вниманием мировой общественности, и ежегодно привлекают к нему сотни тысяч туристов. Неудивительно, что доход, приносимый ими государству, является важной составляющей частью бюджета.

И хотя за долгие столетия среди прочих древностей Египта был разрушен и Храм бога Амона в Карнаке, отзывы посетивших его свидетельствуют, что даже в руинах он производит неизгладимое впечатление своим величием. На сайтах туристических компаний, осуществляющих туры в Египет, где побывавшие в этой удивительной стране делятся своими впечатлениями, неизменно появляются свидетельства восхищения вызванного столь грандиозным сооружением и тем колоссальным трудом, который был затрачен на его возведение.

Стоит ли удивляться тому, что этот храмовый комплекс входит в число наиболее популярных туристических маршрутов наших дней. Едва ли где-нибудь на свете можно найти хоть и на большом, но всё же ограниченном пространстве такое обилие исторических памятников, отстоящих друг от друга по времени их создания на десятки столетий. Кроме того, в последние годы на его территории ежедневно проводятся грандиозные шоу, включающие в себя световые и звуковые эффекты и рассказывающие об истории храма. Всё это делает его посещение необыкновенно интересным и запоминающимся.

Египет испокон веков притягивал людей своими загадками и хорошо сохранившимися историческими памятниками. Египет – это прекрасное место для путешествий! Бесконечно синее и прозрачное Красное море подарит несравненные морские пейзажи, а множество сооружений древности мировой истории приоткроют занавес в интересный древний мир Египта.

Наряду с экскурсиями на пирамиды Гизы жемчужиной египетских экскурсий является путешествие в Луксор, в котором расположены два знаменитых храма: Луксорский и Карнакский храмы. Луксор – это небольшой городок на восточном берегу Нила.

Стоит только оказаться в Луксоре, как перед глазами откроется прекрасный вид на храмы, но выделяться будет Карнакский храм своей масштабностью. Высота столбов, сохранившая цветная и позолоченная облицовка колонн, масштабность площади храма, жук-скарабей, пруд омовения заставят восхититься величеством сооружения, которое поистине является памятником под открытым небом.
В эпоху правления фараонов было принято возводить гигантские сооружения. Считалось, чем величественнее и масштабнее были постройки, тем большим авторитетом и могуществом мог пользоваться фараон. Храмовый комплекс в Карнаке содержит строения, которые возводились в течение не одного столетия различными правителями Египта.
Каждый фараон пытался преобразовать строительство храмов под себя, придавая больше пышности и блеска, превосходя предыдущего правителя. На протяжении 2000 лет происходили перестройки храмов, надписи заново переписывались под каждого нового фараона. В Древнем Египте храм служил главным святилищем во всю эпоху Нового Царства.


Карнакский храм представлен гигантским храмовым комплексом, состоящим из 33 храмов и залов. Раньше Карнакский и Луксорский храмы были соединены коридором Света, от которого сейчас осталась только аллея сфинксов с львиными телами и бараньими головами. Баран считался священным животным бога Амона. Поражает равное расстояние между сфинксами, это поистине уникально.

Все фараоны стремились перестроить храм под себя, но выдающими преобразователями навечно вписанными в историю Луксора были Тутмос I, Тутмос III, царица Хатшепсут, Аменхтеп III, Рамсесы I, II, III, Птолемеи, ливийские цари XXII.

Карнакские стены содержат фрагмент договора Рамсеса II и царя Хаттусили III, подписанный после битвы при Кадеше. Сначала договор был написан клинописью на серебряной табличке, но позже его перевели на египетский язык.


Все фараоны стремились вписать свое имя в историю храмового комплекса, тщательно удаляя предшествующее имя фараона. Всего фараонов в Египте было 134. Данное число считалось священным и означало на жреческом языке Египта «видимый мир». Карнакский храм соорудили как Божественный Дом, который использовался для посвящения новых приверженцев, которых также называют неофитами.

Долгое время Карнакский храм был погребен под огромным слоем песка. Его начали раскапывать только в XIX веке и до сих пор ведутся работы в этом месте. Пожалуй, колонный зал фараона Сети I в виде леса покрытых барельефами огромных столпов – это самое впечатляющее место в Карнакском Храме. Раньше огромные столпы были опорой для могучего свода, а на плоскости вершины любой колонны можно было разместить пятьдесят человек. Цветные барельефы во всю величину украшают 134 колонны, каждая из которых имеет шестнадцатиметровую высоту. Священный коридор достигается расположением колонн в 16 рядов, а барельефы содержат изображение, на котором можно увидеть восхождение фараона к Богам. Карнакский Храм выступает своеобразным временным лабиринтом, в котором хранятся загадки фараонов.


Как уже говорилось, каждый фараон стремился что-то привнести в строительство Карнака. Так, женщиной-фараоном была царица Хатшепсут, которая правила в Новом царстве. В Карнакском храме она организовала« Красное святилище », где была расположена ладья бога Амона, при помощи которой проводились церемонии. Хатшепсут велела установить гигантские розовые гранитные обелиски, соорудить VIII пилон для храма Амона и святилище Амона, храм богини Мут (супруга Амона) расширить. При Хатшепсут были возведены 2 обелиска в ее честь, достигающие тридцатиметровой высоты. Они располагались рядом с пилонами храма Амона-Ра и считались самими высокими постройками. Сейчас можно увидеть только один из этих обелисков.


В честь праздника хеб-сед (фараоны отмечали его на 30 год их правления и последующие каждые три года) был выстроен колонный зал празднеств Тутмоса III в отдаленном конце главной оси Храма. Архитектура Египта не видела ничего подобного по сравнению с колоннами зала в виде величественных шестов, зал предназначался для ритуалов посвящения в Жрецы Бога Амона. Есть помещение, которое находится в стороне главного зала, где можно увидеть на стенах рисунки, содержащие приношения Тутмоса III предкам.


Южная сторона от Карнакского храма располагает Священным озером или прудом омовения, на берегу которого находится колонна из гранита с масштабным жуком-скарабеем на пике. Жук-скарабей являлся священным для древних египтян, они дали ему название Хепри, которое в переводе означает «самовозникающий». В древние времена озеро использовалось для мистерий. Золотая ладья Амона вместе с лодками из его свиты проплывали по этому озеру.

Карнакский храм также являлся Домом Света, принадлежащим Амону-Ра. В Древнем Египте здесь располагался священный камень Ипет Соут («Матерь Вселенной»). В наше время можно увидеть алтарь, имеющий данное имя. Через этот алтарь пролегает Солнечная ось Храма, начало берет у аллеи Сфинксов.


И как видно по этим фотографиям сейчас Карнакский храм является одной из наиболее посещаемых достопримечательностей Египта.

У входа в храм - аллея сфинксов-баранов. Баран - одно из воплощений бога Амона, которому и посвящён Карнакский храмовый комплекс.


Пройдя по аллее сфинксов и минуя мощый пилон - попадаем на территорию храма.


Ширина этого входного недостроенного пилона - 130 метров.


У Пилона видна также вспомогательная конструкция из илового кирпича, по которой большие известняковые блоки поднимались наверх.


По правую руку от входа - ещё один ряд сфинксов - баранов


И под каждым - маленькая статуя фараона, мол фараон - под охраной бога Амона.


Ряд баранов продолжается до храма Рамсеса III.


У входа в храм статуя самого Рамсеса


А на стене остатки барельефа - как с благословения бога фараон наказывает врагов Египта.


По левую сторону от входа - часовня Сети II. В ней три входа в три святилища - богам Амону, его жене Мут и сыну Хонсу.


Вот так выглядит то что осталось от одного из святилищ.


В центре - остатки от некогда существовавшей колоннады.


За колоннадой, у второго пилона - огромная статуя фараона.

У фараона сбита часть лица, но ему ещё повезло.

От некоторых статуй остались только ноги...

А некоторым повезло чуть больше - они сохранились почти целиком.

Следом идёт мощный колонный зал.

Ранее над колоннами была крыша, но после упадка храма и землятрясения 27 года до нашей эры - крыша обвалилась и теперь колонны подпирают лишь небо.

Центральные 12 колонн имеют высоту 23 метра. Остальные чуть пониже.

Колонны покрыты барельефами с историческими и мифическими историями о жизни и подвигах фараонов.

Не является ли эта традиция предтечей росписей православных храмов сюжетами из Писания?









Выйдя из колонного зала и выйдя в один из проходов - минуем следующие залы и попадаем к пилону у которого находится целая группа статуй фараонов.




А на заднем плане - главный Египетский секрет строительства храмов;0)


Вообще полуразвалившиеся стены представляют собой своеобразный лабиринт.


То вдруг в проходе откроется вид на обелиск


То вновь возникнут уже знакомые головы фараонов.


Вертикалями Карнакского храма являются два обелиска. Один из них установила царица Хатшепсут - женщина-фараон.


Глядишь на обелиски - и сооружение выглядит вполне сохранившимся


А переводишь взгляд чуть левее - и создаётся ощущение будто перед тобой сплошные развалины.


От ещё одного обелиска, установленного Хатшепсут осталось лишь навершие, лежащее на земле.




А рядом - большой жук-скарабей на постаменте.

Жук был воплощением возрождения. Считалось что именно он катит Солнце на восход. Да и сам постоянно перерождается, появляясь из шара, который сам же катит.


Жук стоит почти на самом берегу священного озера


А вокруг - живописные Карнакские развалины


Экскурсовод даёт минут сорок на самостоятельный осмотр Карнакского храма и возвращение в автобус. Этого времени хватает лишь на то чтобы побродить по лабиринту храмовых построек и постараться повнимательнее их рассмотреть.

























У многих статуй сбиты лица. Частично это сделано ещё во времена фараонов. Частично уже после прихода мусульман в Египет.







А это - уцелевшая часть верхнего перекрытия, расписанная звёздами.


















На выходе из Карнакского храма видны более поздние святилища - исламские.









За сорок минут, оставленные экскурсоводом осмотреть всё не получилось, и уже чуть ли не бегом пришлось добираться в автобус. Тут невольно позавидуешь мирно отдыхающим под деревом местным жителям.

Фото: Мочалов Артём И Наталья Нагорская. © 2010 г.

Ансамбль Карнака, который греки называли Гермонфис .
Храм Амона в Карнаке
строился на протяжении многих веков — от Среднего царства до эпохи Птолемеев. Большая часть построек возведена в эпоху Нового царства.

В наше время вход на территорию храма начинается на древней пристани, от которой к первому пилону ведет аллея сфинксов (с телом льва и головой барана), созданная при Рамсесе II (XIX династия, Новое царство). Баран — священное животное бога Амона.


" Затаив дыханье, входим...

Однако и народищу тут! Стараясь не потеряться в толпах туристов, следуем за нашим гидом Мишелем, попутно одолевая его вопросами, на которые он, впрочем, охотно и интересно отвечаетКарнакский комплекс состоит из трех отдельных центров, каждый и которых окружен стеной из кирпича-сырца.


Самый большой из входящих в Карнак комплекс находится посредине, и занимает ок. 30 гектаров! - это самый древний храм Фив (древнее название Луксора) - святилище бога Амона. Слева от него - святилище Монту - бога войны. С другой стороны - святилище богини Мут, супруги Амона.


Гипостильный зал храма в Карнаке
принадлежит к вершинам мирового зодчества. Зал размером 103 м х 52 м насчитывает сто сорок четыре колонны.


Колонны, обрамляющие центральный проход, высотой свыше 20 м и диаметром около 3,5 м, имеют капители в виде раскрытых цветов папируса.

Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 кв. метра и отделаны листами золота.

Не существующие ныне потолки густо-синего цвета были украшены желтыми звездами и парящими священными коршунами. В древности между колоннами гипостильного зала стояли статуи царей и богов. Теперь между этими колоннами бродят туристы))

Карнакский комплекс включал еще священное озеро длиной 120 м,где жрецы совершали священные ночные обряды. Возле озера находится солнечное святилище Тахарки, в подземельях которого обнаружены рельефы, повествующие о ночном путешествии бога Солнца через иные миры и о его ежедневном возрождении в образе жука-скарабея Хефри.

Неподалеку от этого сооружения установлено колоссальное изображение жука-скарабея.

Вокруг этого скарабея туристы дружно ходят по часовой стрелке, загадав желание. Говорят, должно сбыться. Мы тоже включились в этот хоровод. Сбылось ли желание? Не скажу:-)

Обходим закоулки огромного храмового комплекса,

фотографируемся с декоративными аборигенами:


Рассматриваем сохранившиеся в веках изображения на стенах...
А вот интересная статуя, по поводу которой ведут спор египтологи:
Некоторые считают, что на ней изображен легендарный фараон-завоеватель Рамзес второй со своей дочерью, ставшей впоследствии его женой. Другие, говорят, что это верховный жрец Фив, в ногах которого женское изображение местного божества, покровителя этого деятеля.

По дороге была краткая стоянка возле колоссов Мнемнона


Справа - знаменитый колосс. Знаменит он тем, что ПОЕТ! Нет, не народные песни, конечно. Он издает жуткие завывающие звуки в ветренную погоду из-за трещин, которые за века образовались в этой огромной статуе. Впрочем, говорят, что после очередной реставрации трещины замазали цементом и колосс замолчал(((


….В Долине царей пекло - навскидку градусов 45 (после уточнения по термометру - оказывается всего-навсего около 40 - J . …

Вверх нас везут на смешных паровозиках, такие когда-то возили людей по ВВЦ…


Долина Царей или «долина царских гробниц Бибан эль-Мюлюка». Когда-то это было ущелье, затерянное среди нагромождения скал.

В знаменитой Долине царей в Лукосре 64 гробницы, почти все - царские. В отличие от фараонов Древнего царства, чья столица находилась в Мемфисе, фиванские фараоны времен Нового царства не строили пирамид.


История долины начинается с неожиданного решения фараона Тутмоса 1 отделить свою гробницу от заупокойного храма и похоронить свое тело в потайном месте. Это решение нарушило 1700-летнюю традицию. Зодчий фараона выдолбил для него могилу в виде колодца в этой уединенной долине. В погребальную камеру на дне колодца вела крутая лестница, высеченная в скале по плану, который впоследствии был принят всеми другими фараонами, погребенными в долине.

Гробницы вырублены в скалах, их старались как можно тщательнее скрыть от постороннего взгляда. Входы в гробницы засыпали крупными камнями, замуровывали. Но и это не уберегло гробницы от разорения. Все гробницы построены по схожему плану: наклонный коридор длиной до 200 м, круто уходящий вниз на глубину до 100 м и оканчивающийся тремя или четырьмя комнатами. Стены и потолки коридоров и комнат покрывают не потерявшие до наших дней своей яркости цветные рисунки, рассказывающие о жизни и подвигах покойного.

А на фото ниже - знаменитая "Книга мертвых" - этот своеобразные "путеводитель" для фараона для его странствий по загробной жизни, высечен на его саркофаге


Охранник


К сожалению, все гробницы оказались разграбленными еще в древности, и лишь гробница Тутанхамона была обнаружена английским археологом Говардом Картером в 1922 г. в полной сохранности.
Эту гробницу не разграбили, потому что очень уж она хитро была расположена - сбоку от большой гробницы Рамсеса.

Гробница Тутанхамона. Была обнаружена 4 ноября 1922 года Говардом Картером - гробница вошла в историю благодаря огромному количеству сокровищ, найденных в погребальной камере. Однако первооткрывателей гробницы больше всего среди всего этого великолепия поразил маленький веночек из сухих цветов -последнее трогательное прощание супруги юного фараона.
Гробница была настолько переполнена золотом, украшениями и прочими сокровищами, что исторически незначительный фараон, умерший в девятнадцатилетнем возрасте, стал сегодня чуть ли не самой значительной фигурой Древнего Египта. Как лаконично высказался Картер: "Единственным событием его жизни были смерть и погребение".
К сожалению, сейчас там уже ничего нет - все сокровища, включая знаменитую золотую маску хранятся в Каирском музее.

Быстро заезжаем к Храму Хатшепсут - идти внутрь уже не позволяет время.


Хатшепсут.
1200 лет спустя после Имхотепа в истории Египта появляется другой зодчий - Сенмут, создавший шедевр - храм Хатшепсут. Храм расположен в скальном амфитеатре в глубине долины, некогда посвященной богине Хатхор.

Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней в неповторимое целое. Храм расположен на трёх террасах, соединённых пандусами (наклонными площадками) и обрамлённых столбами и колоннами.


Чтобы посетить храм, нужно было пройти по аллее сфинксов, тянувшейся от берега Нила, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в облике Осириса; колонны, на капителях (верхних частях) которых была высечена голова богини Хатхор

росписи и раскрашенные рельефы (на многих из которых изображалось путешествие в далёкую страну Пунт). На просторных террасах располагались водоёмы, росли деревья, экзотические цветы, пели птицы.
Роскошное убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. После смерти царицы взошедший на престол законный наследник Тутмос III первым делом приказал истребить по всей стране все изображения своей предшественницы и стереть все надписи, где упоминалось ее имя. Все скульптуры храма были разбиты и зарыты неподалеку, где много столетий спустя, их и обнаружили археологи.

Возвращаемся в Луксор


Любуемся Луксорским храмом в вечернем эффектном освещении

Храмовый комплекс в Карнаке или Карнакский храм превосходит все остальные древнеегипетские памятники за исключением . Это жилище богов, построенное на гигантской скале, включает в себя три отдельных храмовых комплекса, самым величественным из которых является святилище Амона, принадлежавшее верховному богу Нового царства. На территории этого комплекса могут уместиться десять кафедральных соборов. Грандиозные размеры и сложность планировки ансамбля – результат строительных работ, продолжавшихся в течение тринадцати столетий. Основное ядро храма Амона сложилось при XII династии, и с того времени он расширялся в двух направлениях – в сторону реки и к храму Мут, в то время как храмовая ограда доходит до святилища Монту. Хотя Эхнатон отрёкся от веры в Амона, уничтожал его изображения и возвёл в Карнаке храм Атона, стараниями жречества статус-кво был восстановлен вскоре после смерти этого правителя.

В период расцвета Карнака его богатство было фантастическим. Перечень храмового имущества, относящийся ко времени правления Рамсеса III, включает 65 деревень, 433 сада, 421 662 головы скота, поля общей площадью 2395 квадратных километров, 46 строящихся объектов, 83 корабля и 81 322 работника, к которым отнесены также и рабы. Египтолог Т. Джеймс сравнил храм с индустриальным гигантом, «порождавшим массу деловой активности, второстепенной по отношению к культу, и плодившим огромную армию чиновников и работников». Однако простому люду было запрещено находиться внутри храмовой ограды, и никто, кроме фараона или его представителя, не мог войти в святилище Амона. Древние египтяне называли Карнакский храм Ипет-Исут – «совершеннейшее место».

Храмовый комплекс Карнака находится в 2,5 километрах севернее Луксора, его территория составляет около 100 акров. Легче всего попасть на территорию храма Амона (ежедневно, зимой – 6:00-17:30; летом – 6:00-18:30; 40 фунтов, для студентов – 20 фунтов; фотосъёмка со штативом – 20 фунтов), где по ночам устраивается светозвуковое шоу. Эта часть комплекса занимает площадь в 62 акра: для поверхностного знакомства с храмом потребуется как минимум два часа, а для более внимательного осмотра – три-четыре. Затенённых мест здесь очень мало, так что обязательно наденьте шляпу и возьмите с собой запас воды. Туристические группы обычно наводняют храм в первой половине дня. К вечеру народу становится значительно меньше, так что, если вы хорошо переносите жару, это лучшее время для посещения памятника.

В кафе у Священного озера подают чай и прохладительные напитки, туалеты находятся у зрительских трибун и возле музея. Для посещения музея на открытом воздухе требуется отдельный билет (20 фунтов), который следует купить в билетной кассе за пределами храмовой территории. Из города в Карнак можно попасть двумя путями: по набережной или по Шария эль-Карнак, трасса которой приблизительно совпадает с Аллеей сфинксов, некогда соединявшей Луксорский и Карнакский храмы, мимо ворот Эвергета II и храмовой ограды. В принципе до Карнака можно дойти пешком или доехать на велосипеде, но лучше поберечь силы для осмотра самого памятника. Самый дешёвый способ добраться в Карнак (и уехать обратно) – поехать на местном микроавтобусе (25 пиастров с человека).

Проходя через пилон, вы можете увидеть нанесённые высоко справа надписи: это топографы Наполеона зафиксировали численность населения Карнака и расстояние отсюда до других храмов Верхнего Египта. Передний двор – ещё одно позднее дополнение, включившее в себя три более древние постройки. В центре стоит единственная колонна с капителью в форме папируса, принадлежавшая колоннаде Тахарки (эфиопского царя XXV династии), называемой также «киоском Тахарки». Считается, что это был открытый павильон, где во время празднования Нового года ставили статую Амона для возрождающего воссоединения с солнцем. Слева находится так называемая «усыпальница Сети», сложенная из серого песчаника и розового гранита: на самом деле сюда ставили священные ладьи Амона, Мут и Хонсу.

  • Амон и фиванская триада

Первоначально Амон был одним из божеств гермопольской Великой восьмёрки. Возвышение его культа началось незадолго до наступления эпохи Среднего царства и было связано, по видимому, с поддержкой со стороны местных правителей, обладавших сильной властью в Первый переходный период. После изгнания гиксосов (около 1567 года до нашей эры) правители XVIII династии возвысили Амона до государственного божества и сделали Карнак его главным культовым центром в Египте.

Будучи «Незримым» (рядом с иероглифом, обозначавшим имя бога, египтяне не ставили обычный знак-детерминатив, а оставляли пустое пространство), Амон ассимилировал образы других богов. В результате сложились такие его ипостаси, как Амон-Ра (верховный бог-творец), Амон Мин («бык, удовлетворяющий коров») или Ауф-Ра с головой барана, оживляющий умерших во время плавания по подземному миру и сам возрождающийся как Хепри. Однако чаще всего Амон изображается в виде человека с рогами барана или короне шуги с двумя высокими перьями. Мут, супруга Амона, в додинастический период была местной богиней, а впоследствии стала ассоциироваться с Нехбет, покровительницей Верхнего Египта.

В начале правления XVIII династии она «сочеталась браком» с Амоном, полностью ассимилировала образ его прежней спутницы Амунет и стала Небесной госпожой. Обычно её изображали в сложном головном уборе, объединяющем крылья хищной птицы, урей и корону Двух Земель. Сын Амона и Мут Хоксу – «Странствующий» – путешествовал по ночному небу в облике Луны, изрекал пророчества и помогал Тоту, богу-писцу. Его изображали или с головой сокола, или в виде человека с «локоном юности». Карнак был самым крупным из храмов, посвящённых фиванской триаде богов.

  • От храма Рамсеса III до второго пилона

Первая действительно грандиозная постройка на вашем пути – это храм Рамсеса III, в котором тоже останавливалась процессия со священными ладьями фиванской триады. За его пилоном, украшенным с обеих сторон колоссами, расположен праздничный зал с осирическими пилястрами. За ними видны рельефы со сценами ежегодного празднества в честь Амона-Мина. За гипостилем в полумраке скрыты молельни. В посвятительной надписи можно прочесть следующие слова: «Я построил и одел его песчаником, привезя огромные двери из чистейшего золота; я наполнил его сокровищницы дарами, принесёнными моими руками».

Хотя колосс Рамсеса II из розового гранита, стоящий перед вторым пилоном, сразу притягивает к себе внимание, стоит пройти вдоль боковой стены храма и посмотреть на портик, который был сооружён царями XXII династии, происходившими из города Бубастис в Дельте. По дороге вы увидите несколько углублений в стене второго пилона: именно здесь Анри Кревье в 1820 году нашёл множество кусков рельефов и статуи из разрушенного храма Атона (в том числе и колоссы Эхнатона, теперь находящиеся в музеях и Луксора), которые при Хоремхебе использовались как заполняющий материал для строительства пилона.

Пройдя через портик, поверните налево, к рельефу Шешонка, увековечивающему триумфальные победы этого фараона XXII династии. Учёные традиционно отождествляют его с библейским Сусакимом (III Царств), в 925 год до нашей эры разграбившим Иерусалим, и устанавливают таким образом связь между древнеегипетской и ветхозаветной хронологией. Эта точка зрения была оспорена в книге Дэвида Рола A Test of Time. На рельефе фигура Шешонка практически неразличима, зато хорошо сохранилось изображение Амона, наблюдающего за сценой избиения палестинских пленников. Другие рельефы на стене лучше осмотреть после посещения Большого гипостиля.

Чтобы попасть в него, вернитесь во внутренний двор и пройдите через второй пилон – одно из нескольких весьма халтурных сооружений, начатых при Хоремхебе, последнем правителе XVIII династии. На внутренних стенах, сразу за входом, можно увидеть картуши Сети I, закончившего строительство, и двух Рамсесов – I и II, – которые приходились Сети соответственно отцом и сыном.

  • Большой Гипостиль в Карнаке

Большой гипостиль – гордость Карнака – выглядит как лес огромных колонн площадью в 6 квадратных километров. На этом пространстве уместились бы римский собор Святого Петра и вместе взятые. Величие постройки особенно ощутимо ранним утром или поздним вечером, когда диагональные тени усиливают эффект, производимый колоннами. В древние времена зал был перекрыт плитами из песчаника, полумрак помещения прорезали лучи солнца, проходившие сквозь окна над центральным нефом.

Возможно, гипостиль начинался как дорога для процессий, вдоль которой стояли 12 или 14 колонн высотой 23 метра и 15 метров в обхвате (полностью обхватить ствол колонны могут шесть человек, взявшихся за руки). К этим колоннам Сети I и Рамсес II добавили 122 меньших по размерам колонны, расположенных в несколько рядов, а также стены и крышу. Все колонны состоят из полубарабанов, скрепленных строительным раствором.

Колонны центрального прохода имеют капители в форме раскрывшихся цветов папируса, некогда они поддерживали приподнятую секцию перекрытия с верхним рядом окон (каменные решётки некоторых из них сохранились до сих пор). Колонны боковых крыльев имеют капители в форме бутонов папируса. На некоторых притолоках сохранилась краска, которой они были расписаны в древности. Рельефы изображают царя, приносящего жертвы богам фиванской триады, главным образом Амону. Последний часто изображается в состоянии возбуждения. Некоторые египтологи считают, что храмовые жрицы ублажали статую Амона эротическими ласками, а фараон обеспечивал плодородие египетской земли, изливая семя в воды Нила во время праздника Опет.

Культовые сцены похожего содержания украшают заднюю и боковые стены зала, рельефы демонстрируют два разных стиля в камнерезном искусстве. Сети украсил северное крыло гипостиля барельефами, Рамсес II выбрал для южного крыла менее дорогостоящую технику врезанного рельефа. Сравнить памятники двух типов можно на передней стене зала, где изображены практически симметричные сцены процессии с ладьёй Амона. В северном крыле, построенном при Сети, «рассказ» о процессии начинается на северной стене с изображения ладьи Амона, вначале скрытой под покровом, затем – явленной на обозрение. У дверного проёма изображён Тот, записывающий годы правления Сети на листьях священного дерева – персей. Пройдя через проём, вы увидите сцены битв Сети I: стёртые временем детали лучше всего разглядывать ранним утром или поздним вечером. Одни рельефы повествуют о взятии сирийского Кадеша (нижние ярусы) и победе Сети над ливийцами (выше).

В другом месте изображены походы против шасу в северной Палестине и штурм Па-Ханаана, который египтяне «разграбили, совершив бесчисленные злодеяния». Вернувшись в гипостиль, в южном крыле вы найдёте похожие рельефы, выполненные по приказу Рамсеса II. На них сохранились следы первоначальной раскраски. За сценами процессии изображён сам Рамсес, сидящий на троне между богинями Уаджит и Нехбет, в то время как Тот и Хор надевают на него царские короны. На внешней стене размещены батальные сцены с участием фараона, которые начинаются с изображения битвы при Кадеше (около 1300 год до нашей эры). Учёные считают, что сражение закончилось вничью, но сам Рамсес заявлял о полной победе над хеттами. Текст заключённого после битвы мирного договора (самый ранний из известных нам документов такого рода) высечен на внешней стене двора, где был найден тайник со статуями.

Этот памятник известен как «стена Аскалона» по одному из рельефов, обрамляющих текст. Второй, возможно, изображает битву с израильтянами. Д. Рол утверждает, что изображения вражеских колесниц в этой сцене противоречат принятой хронологии, поскольку израильтяне не знали их до времён Соломона, а правление Рамсеса, как принято считать, имело место несколькими столетиями раньше, во времена Моисея. Другие свидетельства «стены Аскалона», рельефы Шешонка и «стела Израиля» легли в основу предположений Д. Рола о том, что библейским Сусакимом был вовсе не Шешонк, а Рамсес II и, следовательно, в соотнесении библейской и древнеегипетской хронологии допущена ошибка на 300 лет из-за переоценки продолжительности Третьего переходного периода (династии ХХI-ХХV).

  • Пилоны и обелиски в Карнаке

За Большим гипостилем XIX династии расположен участок храмовой территории, застраивавшийся в правление XVIII династии. Третий пилон, образующий заднюю стену гипостиля, задумывался Аменхотепом III как монументальные ворота храма. Аменхотеп (как и впоследствии, через сорок лет, Хоремхеб) приказал разрушить более ранние постройки, чтобы использовать камень для забутовки пилона. Фрагменты блоков были извлечены из стен археологами, теперь они выставлены в музее под открытым небом. На дальней стене пилона можно увидеть два огромных рельефа с изображением священной ладьи Амона.

На узком пространстве между третьим и четвёртым пилонами некогда стояли четыре обелиска XVIII династии. Каменные основания, сохранившиеся возле третьего пилона, некогда принадлежали двум обелискам Тутмоса III, обломки которых разбросаны вокруг. Один из двух обелисков розового гранита, сооружённых при Тутмосе II, до сих пор стоит на своём месте. Его высота составляет 23 метра, вес предположительно оценивается в 143 тонны. В древности обелиск был украшен навершием из сверкающего электра, его грани покрыты великолепными рельефами, среди которых видны картуши Рамсеса IV и Рамсеса VI, присвоивших себе памятник.

Здесь вам лучше пройти через четвёртый пилон, не сворачивая пока во двор, где был найден тайник со статуями. За пилоном вы увидите множество колонн, которые, возможно, некогда образовывали второй гипостиль. Над ними возвышается высеченный из розового гранита обелиск Хатшепсут, знаменитой женщины-фараона. В ознаменование шестнадцатого года своего правления Хатшепсут приказала вырубить в каменоломнях Асуана два обелиска и установить их в Карнаке.

Работы были завершены за семь месяцев. Высота стоящего до сих пор обелиска – 27 метров, вес – 320 тонн. По всей его высоте высечена посвятительная надпись. Фрагменты второго обелиска, упавшего и разбившегося на части, разбросаны по территории храма. После смерти Хатшепсут к власти пришёл долго остававшийся в тени Тутмос III. Он приказал обить картуши царицы везде, где только можно, и закрыть стенами нижнюю часть обелисков, что и спасло их от дальнейшего разрушения в Амарнскую эпоху.

Верхнюю часть упавшего обелиска Хатшепсут можно увидеть возле святилища Осириса и Священного озера. По пути сюда вы увидите гранитный барельеф пятого пилона с изображением Аменхотепа II, который натягивает тетиву лука, стоя на колеснице. Постройку этого пилона, сложенного из известняка, приписывают Тутмосу I, отцу Хатшепсут. За ним расположен внутренний двор, украшенный колоннадой и осирическими статуями. Он был сооружён при одном из потомков Тутмоса I и, возможно, являлся частью большого внутреннего двора, окружавшего первоначальный храм эпохи Среднего царства.

Шестой пилон сильно разрушен, но стены по обе стороны от входа сохранились. Именно здесь находятся знаменитые «Анналы» Тутмоса III – списки народов, покорённых им: справа – названия нубийских племён, слева – азиатских. За перечнем азиатских народов следует текст, описывающий победу царя при Мегиддо в 1479 году до нашей эры. Тутмос не уничтожал своих врагов, а облагал их данью. Такой подход даёт нам право назвать его первым в мире империалистом.

  • Вокруг святилища

Территория за шестым пилоном чем дальше, тем больше сбивает посетителя с толку, но кое о чём можно говорить с полной определённостью. В самом начале стоят два квадратных в сечении геральдических столба, на передних гранях которых изображены лотос и папирус, священные растения Двух Земель, а на боковых – Амон, заключающий в объятия Тутмоса III. Слева стоят две колоссальные статуи Амона и Амунет, посвящённые в храм Тутанхамоном (который тоже изображён вместе с богами) после восстановления культа Амона. Здесь же находится статуя Аменхотепа II, сидящего на троне.

Далее расположено гранитное святилище, сооружённое Филиппом Арридеем, сводным братом Александра Македонского, на месте молельни эпохи XVIII династии, предназначенной для священной ладьи Амона (её пьедестал до сих пор находится in situ). Рельефы на внутренних стенах святилища изображают Филиппа, приносящего жертвы Амону в его разнообразных ипостасях, потолок помещения украшен звёздами. Внешние стены оформлены врезанными рельефами со сценами коронации, фигурами Тота, приветствующего правителя, и Амунет, вскармливающего младенца-царя грудью. Некоторые рельефы сохранили яркую раскраску.

Слева от святилища находится стена, на которой вырезан список побед Тутмоса III: этот фараон возвёл её, чтобы скрыть рельефы с изображением Хатшепсут, которые теперь перенесены в другое помещение. После продолжительной реставрации стена Хатшепсут теперь снова открыта. Тутмос заменил фигуры царицы на изображения жертвенных столов или букетов, а вместо её картушей приказал вырезать имена своего отца и деда. За этими памятниками находится центральный двор, расположенный, как принято считать, на месте первоначального храма Амона, построенного при XII династии. Алебастровые плиты его основания до сих пор видны между галькой, покрывающей двор.

Юбилейный храм Тутмоса III в Карнаке

В задней части этого двора высится юбилейный (хебседный) храм Тутмоса III, персональное культовое помещение на задворках святилища Амона. Подобно правителям Древнего царства, фиванские цари периодически обновляли свою мирскую и духовную власть с помощью ритуалов празднества хеб-сед. По обе стороны от входа в храм сохранились рельефы и повреждённые статуи Тутмоса в ритуальном одеянии. Повернув налево, вы попадёте в Праздничный зал с его своеобразными колоннами, похожими на шесты для навесов. Капители колонн окрашены в синий и белый цвета, балки с резными изображениями соколов и сов, знаками анх и другими символами тоже имеют яркую раскраску. В христианскую эпоху зал использовался под церковь, поэтому на некоторых столбах сохранились лики святых.

В небольшом помещении, примыкающем к залу с юго-запада, находится копия «Царского списка (оригинал хранится в Лувре), где изображён Тутмос, приносящий жертвы своим предшественникам-царям. Хатшепсут, как и следовало ожидать, из этого списка исключена. От помещений, находящихся за залом, остались в основном одни развалины. Так называемый ботанический сад представляет собой стены с раскрашенными рельефами, изображающими различные растения и животных, которых Тутмос встречал во время военных походов в Сирию. По другую сторону прохода сохранилось крытое помещение, украшенное изображениями Александра Македонского перед Амоном и другими богами. Святилище Сокара представляет собой миниатюрный храм в честь мемфисского бога мрака, соседствующий со святилищем Солнца (в настоящее время закрытым). Дальше идёт анфилада помещений, посвящённых Тутмосу.

  • Молельни (Внемлющего уха)

Простые жители Фив, которые не могли войти на священную территорию храма Амона и обратиться к богам фиванской триады, возносили молитвы божествам-посредникам. У этих богов более низкого ранга были свои святилища, известные как молельни «Внемлющего уха» (иногда они действительно украшались изображениями ушей). Эти святилища размещались в стене храмового комплекса и одной стороной выходили во внешний мир. Однако в Карнаке они постепенно становились всё менее доступными, а в конце концов оказались внутри существующей по сей день ограды комплекса. Сразу за хебседным храмом Тутмоса III находится несколько молелен, построенных этим же фараоном. Они сосредоточены вокруг большой алебастровой парной статуи, изображающей царя и Амона.

С обеих сторон от неё находятся постаменты ещё одной пары обелисков Хатшепсут, от которых больше ничего не осталось. Дальше к востоку расположены полуразрушенные залы и колоннады храма «Внемлющего уха», построенного Рамсесом II. За ним находится постамент самого высокого (31 метр) из известных нам обелисков, который при императоре Константине был перевезён в Рим и установлен в Большом цирке. Впоследствии обелиск перевезли на Латеранскую площадь, отсюда его название – Латеранский обелиск. Поскольку египтяне редко воздвигали одиночные обелиски, парой к этому памятнику, по-видимому, должен был служить незаконченный обелиск, который так и остался лежать в каменоломнях , после того как в камне обнаружилась трещина.

  • Вокруг Священного озера

От обелиска Хатшепсут или двора, где был найден тайник со статуями, можно прогуляться к Священному озеру Карнакского храма, которое выглядит не более святым, чем пруд в городском парке. На его дальнем берегу находятся зрительские трибуны, устроенные специально для светомузыкального шоу. Самая главная местная достопримечательность – затенённое (и дорогое) кафе, где можно передохнуть и попытаться представить, как это место выглядело в древние времена.

На восходе солнца жрецы Амона выпускали священных гусей из птичника, на месте которого теперь находится насыпь с южной стороны озера. Здесь, как и в Гермополе, гусь, или Великий Гоготун почитался как птица, снёсшая космическое яйцо на заре творения. Однако в Карнаке гусь был священной птицей Амона, а не Тота. В Поздний период фараон Тахарка соорудил здесь подземное святилище Осириса, символически объединив возрождение Осириса с восходом солнца. Стоящий поблизости гигантский скарабей – воплощение бога Хепри, возрождающегося солнца.

  • С севера на юг храмового комплекса в Карнаке

Постройки, расположенные на проходящей с севера на юг оси комплекса, не столь разнообразны, поэтому, если у вас мало времени, нет смысла идти дальше восьмого пилона. Попасть в эту часть храма, начинающуюся со двора, где был найден тайник, можно через ворота Рамсеса IX в южной части двора между третьим и четвёртым пилонами. Тайник со статуями был обнаружен в этом внутреннем дворе храма в начале XX столетия. Почти 17 тысяч бронзовых статуй и вотивных рельефов и 800 каменных скульптур, по-видимому, были спрятаны в ходе одной из «чисток» храмовых кладовых в эллинистические времена.

Великолепные скульптуры разных эпох (от Древнего царства до Позднего периода) хранятся теперь в музеях Каира и Луксора. В северо-западном углу двора находится рельеф со сценами военных подвигов Рамсеса и иероглифическим текстом, известным как поэма Пентаура. В противоположном углу двора находится надпись Мернептаха, состоящая из восьмидесяти строк, и копия стелы Израиля, оригинал которой находится в . В перечне покорённых народов встречается единственное древнеегипетское упоминание об Израиле – «Израиль пуст, нет семени его». Дэвид Рол утверждает, что текст стелы был неверно прочитан. По его мнению, надпись перечисляет достижения отца и деда Мернептаха – Рамсеса II и Сети I.

Седьмой пилон представляет собой ещё более наглядное доказательство сложности такой науки, как египтология. Он был сооружён Тутмосом III, однако примерно сто лет спустя правители XIX династии приписали строительство себе и приказали перебить царские картуши на косяках дверных проёмов. Перед пилоном стоят семь статуй фараонов Среднего царства, извлечённых из внутренних частей пилона. Дальше видны нижние части двух колоссов Тутмоса III. Восьмой пилон сейчас закрыт на реставрацию. Вы можете либо обойти его вокруг и издали взглянуть на четыре колосса, либо попробовать подойти поближе, заплатив бакшиш. Лучше всего сохранился колосс Аменхотепа I.

Далее, на противоположном конце безликого внутреннего двора, стоит девятый пилон – один из трёх, построенных Хоремхебом. Его внутренняя кладка состоит из фрагментов храма Атона, который сейчас восстанавливается. К восточной стене последнего внутреннего двора примыкает хебседный храм Аменхотепа II, выполнявший те же функции, что и храм Тутмоса III в главной части храма. Кирпичные дома деревни Карнак видны через проём десятого пилона, от которого некогда начиналась Аллея сфинксов, соединявшая храмы Амона и Мут.

Храмы Хонсу и Опет в Карнаке

В юго-западной части комплекса Амона находятся два храма меньшего размера, связанные с культом этого бога. Храм Хонсу был посвящён сыну Амона и Мут. В основной своей части он был сооружён при Рамсесе III и Рамсесе IV, некоторые дополнения были внесены при последующих царях. Храм хорошо сохранился, однако он довольно грубо отделан и плохо освещён внутри. На многих рельефах изображён Херихор, первый из фиванских верховных жрецов, правивших Верхним Египтом, после того как Рамессиды перенесли столицу в Дельту.

Смена власти отразилась также и на рельефах пилонов, где изображён Пинуджем, другой верховный жрец Амона, подносящий богам дары в облике царя. Рядом находится небольшой храм богини Опет, изображавшейся в облике гиппопотама и предположительно считавшейся матерью Осириса. Храм периодически закрывают, но если вам повезло, обязательно осмотрите рельефы, которые более изящны, чем в храме Хонсу. Они относятся к эллинистическому и римскому времени. Высокие ворота Эвергета I с карнизом, украшенным изображениями солнечного диска, были сооружены в эллинистическую эпоху. В настоящее время они закрыты.

  • Музей под открытым небом

В северной части священного участка Амона находится музей под открытым небом. Чтобы попасть в него, нужно купить отдельный билет (20 фунтов) перед входом в Карнакский комплекс. Главные достопримечательности музея – две ранние часовни для священных ладей, их восстановили из блоков, найденных внутри третьего пилона. К эпохе XII династии относится прекрасная Белая молельня, сплошь покрытая рельефами. Среди многочисленных изображений столба джед, знаков анх и прочих символов есть изображения Сенусерта I и Амона-Мина, которого легко узнать по фаллосу.

Более простая с виду Алебастровая молельня Аменхотепа I украшена вполне невинными сценами: фараон приносит дары Амону и его священной ладье. Во время осмотра вы пройдёте мимо блоков из Красной молельни Хатшепсут, которую археологи не смогли восстановить, поскольку каждая плита представляет собой законченный рельеф, а не часть большой композиции. В восстановлении молельни Тутмоса III египтологи преуспели больше. Обратите внимание также на гранитные статуи Сехмет из небольшого храма Птаха, расположенного у стены Карнакского храма. Сами развалины храма не стоят 300-метрового перехода по пересечённой местности, а лучшие статуи Сехмет перевезены в Луксорский музей.

Вконтакте

В древнем городе Фивы, более чем на 80 гектаров растянулся Карнакский храм. Его часто называют храмом, не понимая, что этот термин означает что-либо в единственном числе. Карнакский же храм в действительности является комплексом монументальных религиозных сооружений, расположенных вблизи реки Нил на территории современного города Луксор, построенного на месте древних Фив.

Мифы и факты

Легенда гласит, что храм Амона в Карнаке был домом священной статуи главнейшего божества. В августе, во время разлива Нила, начиналась пышная праздничная церемония: статую Амона выносили из храма и несли аллеей сфинксов в для обновления Бога-царя, вместе с обновлением земли после долгой засухи. Там фараон молился богам, прося благословения на новый год. Затем он выходил к народу, все становились лицом к Нилу и пели хвалу реке. Ликующие египтяне в лодках размахивали пальмовыми ветвями и горящими факелами. Затем статую Амона в золотой барке доставляли по священному озеру обратно в Карнакские внутренние палаты, пряча от непосвященных глаз.

В отличие от многих , Карнакский не был построен одним фараоном или даже в течение правления одной династии. Строительство началось в XVI веке до н.э. и продолжалось более 1300 лет. Около 30 фараонов внесли свой вклад в создание комплекса, добавив , пилоны, часовни и обелиски посвященные богам Фив.

Карнакский храм уникален не только среди египетских храмов. Это самое крупное древнее религиозное сооружение в мире, которое также считается крупнейшим музеем под открытым небом. Никогда еще священные храмы не достигали таких размеров, а убранство не отличалось такой пышностью. Только гипостильный зал Карнака размером 103 на 52 метра содержал 144 колонны высотой до 20 метров, которые не смогли бы обхватить пять человек! Громадный пилон у входа превосходил своим размахом все предыдущие: 156 метров в длину и 40 метров в высоту!

Что посмотреть

За аллеей сфинксов и первым пилоном находится храм Фиванской триады: Амона – бога солнца, его супруги Мут и их сына Хонсу – бога луны. У входа в гипостильный зал стоит колосс Рамзеса II, в ногах которого изображена одна из его дочерей. Барельефы зала повествуют о жизни и подвигах фараона.

В глубине Карнакского комплекса возвышается огромный 39-метровый обелиск из красного гранита. Второй обелиск не выдержал испытания временем и его обломки разбросаны вокруг.

Слева от южного двора находится священное озеро, в водах которого омывались жрецы перед совершением ритуалов. На берегу стоит огромный гранитный жук-скарабей, установленный Аменхотепом III. Египтяне верят, что если обойти вокруг этой статуи семь раз и дотронуться рукой, то загаданное желание обязательно сбудется.

В Карнакском храме каждый вечер проводится световое и звуковое шоу, в котором показана история Фив как религиозного центра Египта. Шоу проходит на нескольких языках. Проверьте расписание, когда будет представление на русском языке. Большая часть строений находится под открытым небом, в том числе музей, так что будьте готовы к открытому солнцу, пользуйтесь солнцезащитными кремами и не забудьте взять воду.

На противоположном берегу Нила находится - второй по величине храмовый комплекс Египта. Недалеко расположены и . А если останутся силы, рекомендую посетить - ворота в загробный мир, охраняющие самые загадочные тайны фараонов.

Карнакский храм (Karnak) открыт с 6.00 до 18.00 в летнее время и с 6.30 до 17.30 зимой.
Стоимость: 80 LE (около 8.3 €), студенты - 40 LE.
Как добраться: находится в 2 км от Луксора, откуда можно добраться на такси. В Луксор можно добраться на автобусе из Хургады, Макади-Бэй, Сафаги, Эль-Гуны, Эль-Кусейра (4-5 час.) Из Каира есть много речных круизов по Нилу с остановкой в Карнаке.