Как создать мультфильм?

Как создать мультфильм?
Как создать мультфильм?

Как создать мультфильм?



В наши дни волшебство мультипликации доступно каждому пользователю персонального компьютера. Конечно, создать в одиночку полнометражный мультфильм в духе ведущих анимационных студий мира не удастся, но нарисовать небольшой ролик вполне по силам даже не профессионалу. Для этого достаточно освоить одну из специальных программ.

Anime Studio Pro

Для знакомства с мультипликацией отлично подходит Anime Studio Pro. Она позволяет создавать довольно качественные мультфильмы на компьютере в кратчайшие сроки без утомительной прорисовки каждого кадра. Здесь даже не обязательно рисовать персонажей с нуля. Достаточно воспользоваться предустановленной библиотекой объектов, оснащенных «костями». Это значительно упрощает их передвижение и видоизменение. Скачать программу можно как на сайте производителя, так и на стороннем ресурсе .

Пример

Для наглядности процесса используем в качестве персонажа заготовку из библиотеки (например, Aya). Создадим простой ролик, где девушка будет махать рукой. Для начала:

  1. запускаем программу;
  2. создаем новый проект (нажимаем клавиши «Ctrl» и «N»);
  3. в панели «Библиотека» нажимаем на вкладку «Файлы персонажа»;
  4. находим в дереве (разворачиваем ссылку «Version 5») персонаж «Aya»;
  5. дважды кликаем по персонажу;
  6. в открывшемся окне ставим птичку напротив строки «Aya_Front»;
  7. нажимаем кнопку «OK».

Наш первый кадр представляет собой стоящую девушку. Чтобы в следующих кадрах ее рука начала подъем вверх (на исходную для приветственных помахиваний точку), потребуется:

  1. установить курсор (красная черта) на временной шкале (например, на цифре 24 - в зависимости от удаления от начала будет определяться время и плавность подъема руки);
  2. выбрать в левой панели инструмент «Вращать кость»;
  3. захватить правую плечевую «кость» девушки (она подкрасится красным);
  4. переместить ее вверх так, чтобы она стала перпендикулярно шее;
  5. захватить «кость» предплечья этой же руки;
  6. установить ее параллельно шее.

Благодаря этому девушка плавно поднимет руку и согнет ее в локте. Чтобы прорисовать помахивание, достаточно:

  1. установить курсор на временной шкале на цифре 33 (выбирается в зависимости от желаемого уровня плавности и быстроты взмахов);
  2. захватить «кость» предплечья;
  3. установить курсор на временной шкале на цифре 42 (так амплитуда взмахов будет равна 9 кадрам);
  4. захватить «кость» предплечья;
  5. наклонить ее влево (почти до полного разгибания руки);
  6. установить курсор на временной шкале на цифре 51;
  7. захватить «кость» предплечья;
  8. наклонить ее вправо (почти до головы);
  9. установить курсор на временной шкале на цифре 60;
  10. захватывая попеременно то плечевую, то предплечевую «кости», опустить всю руку вдоль туловища.

Таким образом можно заставить персонажа двигать и другими конечностями. В дальнейшем можно научиться самостоятельно рисовать объекты, оснащать их костями и многое другое.

  1. нажать клавиши «Ctrl» и «E»;
  2. выбрать в открывшемся окне тип и параметры сжатия будущего ролика;
  3. нажать кнопку «OK»;
  4. выбрать место и имя для сохранения ролика.

Если возможностей Anime Studio Pro окажется недостаточно, можно освоить другой инструмент для создания анимации (например, Macromedia Flash).

Дополнительная информация о мультипликации представлена в наших статьях.