Как создать мультфильм?
Как создать мультфильм?
В наши дни волшебство мультипликации доступно каждому пользователю персонального компьютера. Конечно, создать в одиночку полнометражный мультфильм в духе ведущих анимационных студий мира не удастся, но нарисовать небольшой ролик вполне по силам даже не профессионалу. Для этого достаточно освоить одну из специальных программ.
Anime Studio Pro
Для знакомства с мультипликацией отлично подходит Anime Studio Pro. Она позволяет создавать довольно качественные мультфильмы на компьютере в кратчайшие сроки без утомительной прорисовки каждого кадра. Здесь даже не обязательно рисовать персонажей с нуля. Достаточно воспользоваться предустановленной библиотекой объектов, оснащенных «костями». Это значительно упрощает их передвижение и видоизменение. Скачать программу можно как на сайте производителя, так и на стороннем ресурсе .
Пример
Для наглядности процесса используем в качестве персонажа заготовку из библиотеки (например, Aya). Создадим простой ролик, где девушка будет махать рукой. Для начала:
- запускаем программу;
- создаем новый проект (нажимаем клавиши «Ctrl» и «N»);
- в панели «Библиотека» нажимаем на вкладку «Файлы персонажа»;
- находим в дереве (разворачиваем ссылку «Version 5») персонаж «Aya»;
- дважды кликаем по персонажу;
- в открывшемся окне ставим птичку напротив строки «Aya_Front»;
- нажимаем кнопку «OK».
Наш первый кадр представляет собой стоящую девушку. Чтобы в следующих кадрах ее рука начала подъем вверх (на исходную для приветственных помахиваний точку), потребуется:
- установить курсор (красная черта) на временной шкале (например, на цифре 24 - в зависимости от удаления от начала будет определяться время и плавность подъема руки);
- выбрать в левой панели инструмент «Вращать кость»;
- захватить правую плечевую «кость» девушки (она подкрасится красным);
- переместить ее вверх так, чтобы она стала перпендикулярно шее;
- захватить «кость» предплечья этой же руки;
- установить ее параллельно шее.
Благодаря этому девушка плавно поднимет руку и согнет ее в локте. Чтобы прорисовать помахивание, достаточно:
- установить курсор на временной шкале на цифре 33 (выбирается в зависимости от желаемого уровня плавности и быстроты взмахов);
- захватить «кость» предплечья;
- установить курсор на временной шкале на цифре 42 (так амплитуда взмахов будет равна 9 кадрам);
- захватить «кость» предплечья;
- наклонить ее влево (почти до полного разгибания руки);
- установить курсор на временной шкале на цифре 51;
- захватить «кость» предплечья;
- наклонить ее вправо (почти до головы);
- установить курсор на временной шкале на цифре 60;
- захватывая попеременно то плечевую, то предплечевую «кости», опустить всю руку вдоль туловища.
Таким образом можно заставить персонажа двигать и другими конечностями. В дальнейшем можно научиться самостоятельно рисовать объекты, оснащать их костями и многое другое.
- нажать клавиши «Ctrl» и «E»;
- выбрать в открывшемся окне тип и параметры сжатия будущего ролика;
- нажать кнопку «OK»;
- выбрать место и имя для сохранения ролика.
Если возможностей Anime Studio Pro окажется недостаточно, можно освоить другой инструмент для создания анимации (например, Macromedia Flash).
Дополнительная информация о мультипликации представлена в наших статьях.