Как складывается отношения в семье кабановых. Характеристика и образ кабановой кабанихи в пьесе островского гроза сочинение

Как складывается отношения в семье кабановых. Характеристика и образ кабановой кабанихи в пьесе островского гроза сочинение
Как складывается отношения в семье кабановых. Характеристика и образ кабановой кабанихи в пьесе островского гроза сочинение

Перечитала все посты, каменты, пересморела видеоролики, касающиеся трагедии семьи Кабановых и сделала неутешительные выводы. Несмотря на то, что о них пишут многочисленные друзья, приятели и просто знакомые, (в записях этих в основном предположения и беспочвенные догадки: возможно, она пила, возможно, он ее бил, не хотел работать),- очевидно и непререкаемо одно: многодетная, молодая семья стремилась к благополучию и стабильности и хваталась за все возможности, вплоть до игры в рулетку, занятия собственным ресторанным бизнесом, открытием заема денежных сумм под проценты. Имея квартиру, они не стали ее сдавать, но чтоб иметь достойный доход и приличный жизненный уровень, - продали и вложили всю сумму в дело, пользуясь правильным принципом: деньги должны работать. В ресторане, для поднятия популярности заведения - устраивались флешмобы с дорогой закуской, но халявным вином. Все это говорит о том, что пара имела хорошую перспективу благодяря смекалке и неуемной деятельности.. Пара не оставалась равнодушной к тому, что творится в стране, принимала участие в митингах и протестах.. при этом, имея троих детей, умудрялась содержать их и свой дом в порядке, изо всех сил стараясь создавать видимость благополучия.
Почему их жизнь пошла под откос и привела к полному краху? Почему развалился один бизнес, другой..
Сделаю небольшое отступление с яркой зарисовкой. Недавно мне пришлось разговаривать с одной дамой, в советское время - директором ресторана. Она поведала, что выйдя на пенсию, отыскала бывших сотрудниц, чтоб организовать свое дело и на паях открыть собственный ресторан. Коренная петербурженка, она была вынуждена брать помещение в СУБАРЕНДУ у кавказцев, т к никаких других помещений просто не было! Однако все организовали, пошла раскрутка, ресторан начал приносить прибыль. И тут началась свистопляска с арендой. Цена повышалась с каждым месяцем, пока заведение не пришлось закрыть..
Что произошло с бизнесом Кабановых? Об этом никто не пишет. Почему им, с их желанием, молодостью и энергией не удалось раскрутиться и выйти на стабильный уровень? Об этом остается лишь догадываться..
Не хочется верить в бессмысленную жестокость мужа Ирины, не укаладываются в голове многие факты:
1. Они прожили вместе не один год, однако не развелись..
2. Перенесли вдвоем много трудностей.
3. Судя по всему, у них были общие интересы, вкусы, взгляды, в т ч политические.
4. Они воспитывали двух общих детей и одного ребенка от первого брака Ирины.
5. В конце концов, изощренное убийство, тщательно продуманные шаги по заметанию следов.... и части трупа, оставленные в машине.. и безропотно предоставленные полиции улики - все это как-то не вяжется в единую картину.
И в заключение:
В сми, по ТВ, в инете нам бесконечно твердят: Хотите быть богатым? - ведите себя как богатые и обеспеченные, уверенные в себе люди. Именно так вели себя супруги Кабановы. Многочисленным друзьям и приятелям они казались вполне благополучными.. Занимают деньги и не отдают? Натура такая, подлая! И никому не пришло в голову, что семья по-настоящему бедствует и находится на грани катастрофы!

Образ «темного царства» в произведении «Гроза» воплощает провинциальный город Калинов. Бедняки в нем вынуждены круглосуточно работать, богатые люди предпочитают проводить время за высокими заборами и «поедом есть» всех, кто находится в состоянии зависимости от них. Нравы патриархального купечества олицетворяет семья Кабановых.

Марфу Игнатьевну, зажиточную купчиху, называют не иначе как «Кабаниха». Это прозвище создает впечатление чего-то неприятного. У героини нелегкий характер. Она деспотична, властолюбива. Кабаниха

Не признает ничего нового и верит в силу обрядов. Она по-своему любит детей, но считает их неспособными самостоятельно сделать выбор. Марфа Игнатьевна не терпит возражений. Сын Тихон пытается как можно чаще бывать вне дома, чтобы не испытывать на себе ее влияния, а дочь Варвара учится обманывать. Только Катерина, невестка Кабанихи, не может ни притворяться, ни куда-то уходить. Она верит в лучшее и не выносит жестоких нравов, царящих в семье.

Тихона читатели могут запомнить только как сына Кабанихи — именно такое описание дает ему автор в начале произведения. Герой обладает слабым характером. Его стремление уйти

Из-под контроля выражается в загулах вдали от дома. Тихон любит жену и не хочет причинять ей боль. Он находится не в ладах с собой и не может сделать выбор между властной матерью и Катериной. Кабанов выступает против Марфы Игнатьевны, когда становится уже поздно: его жена уходит из жизни.

Характер Варвары Кабановой можно описать ее именем: «варвар, чужеземец». Пока героине удается обманывать мать, она не вступает в открытый конфликт. «Лишь бы все шито да крыто было» — такое правило справедливо для дома Кабановых. Как только тайное становится явным, и Кабаниха пытается ограничить свободу дочери, Варвара сбегает. Можно не сомневаться, что ее умение приспосабливаться к обстоятельствам окажется полезным.

Катерина так и не смогла стать частью семьи Кабановых. Большую часть времени она проводит в воспоминаниях о прошлом. Молодая женщина мечтает летать, как птица, быть свободной. Ничто не в силах удержать ее в «темном царстве»: Борис не проходит испытание любовью, Тихон не смеет возразить матери… В жизни Катерины начинается гроза. Она умирает, оставшись гордой и независимой.

Таким образом, семья Кабановых в пьесе представлена несколькими характерными образами. Похожих людей можно найти в разных городах. Островский дает исчерпывающую характеристику патриархального мира и людей, которые в нем живут.

Сочинения по темам:

  1. Начало XIX века. Город Калинов, стоящий на крутом берегу Волги. В первом действии пьесы читатель видит общественный городской сад. Здесь...
  2. В драме «Гроза» молодое поколение представлено очень широко: это Катерина, ее муж Тихон, возлюбленный Борис, Варвара, Кудряш. Учитывая тему сочинения,...
  3. А. Н. Островский — великий русский драматург. Он первый в Русской литературе приоткрыл завесу над бытом купечества, показал бесправие женщины...
  4. Тихон и Борис стали теми мужчинами, которые предопределили судьбу главной героини пьесы Островского «Гроза » Катерины. Впервые Тихона Кабанова мы...

В образе Кабанихи - богатой купчихи приволжского города Калинова - Островский нарисовал типичный характер, сложившийся в среде русской буржуазии предреформенного периода. При этом Островский не только обличает социальный тип, нашедший отражение в образе Кабанихи, но и раскрывает несостоятельность принципов, защищаемых Кабанихой, неизбежность их гибели в конкретно-исторических условиях конца пятидесятых годов. Он показывает, как Кабаниха, глубоко убежденная, что на ней только «дом держится», последовательным осуществлением своих принципов способствует развалу своей семьи.


Показав омерзительную сущность Кабанихи, Островский одновременно наделил ее незаурядным умом и силой характера. Сопоставление ума с ограниченностью и искаженностью ее представлений и понятий дало возможность драматургу показать пагубное влияние темного царства не только на его жертвы, но и на хозяев, и тем увеличить обличительную силу драмы.
Кабаниха появляется впервые в пятом явлении первого действия в окружении всей семьи.


Островский выявляет ее характер - своеобразное сочетание ханжества, деспотизма, суровой жестокости и грубости, необузданного самодурства и мелочной придирчивости. На примере Кабанихи Островский с удивительным мастерством показывает, что значит «поедом есть», «как ржа железо точит».
С первых же реплик мы видим характерную для Кабанихи манеру -изводить домашних упреками. Цель упреков Кабанихи - довести домашних до такого состояния, чтобы они и подумать не смели о какой бы то ни было непокорности. Но упреки у Кабанихи носят несколько особый характер. Своеобразие их заключается, во-первых, в их полной необоснованности. В том, в чем упрекает своих домашних Кабаниха, они совершенно неповинны, и сама Кабаниха это прекрасно понимает; во-вторых, упреки часто нужны Кабанихе для того, чтобы, отталкиваясь от них, начать свои наставления, поэтому и поводы для них находятся самые неожиданные.


У Кабанихи есть излюбленные темы для упреков и наставлений. Прежде всего, это упреки в непочтительности детей по отношению к родителям и упреки Тихону в том, что он предпочитает жену матери, в том, что он хочет «своим умом жить». Все оправдания Тихона нисколько не помогают. Да Тихон на это и не надеется. Он прекрасно знает, что эти оправдания нужны Кабанихе как доказательство его полной покорности. Упрекая, Кабаниха зорко следит за своей жертвой. Малейшая оплошность, ответ не по той форме, которая требуется, вызывает ее жестокий удар. Так, на неосторожную реплику Тихона: «Зачем же ей бояться, с меня довольно, что она меня любит» - следует ее суровый окрик. Упрек переходит в угрозу. Но Кабаниха не только упрекает и угрожает, она наставляет. Любимая тема ее наставлений - «как надо жить», каков должен быть порядок в семье.


Кабаниха - ханжа. Ханжескую окраску ее речам придают, во-первых, ласкательные обращения: «мой друг», «мой милый» и т.д.; во-вторых, словосочетания, выражающие самоуничижение: «мать стара, глупа, ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас дураков взыскивать» в-третьих, ссылки на родительскую любовь: «ведь от любви родители и строги-то к вам, или «...да что же делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит»; в-четвертых, стремление представить себя несчастной: «Ну что же, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомните...»; в-пятых, наличие элементов церковного жаргона: «грех тяжелый», «разговор, близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь...»

Кабанихе свойственно не только ханжество, она - грубый жестокий деспот. «Что ты выскочила в глазах-то поюлить», или «Что ты сиротой-то прикидываешься», или «Да ты рехнулся, что ли», или «дурацкие мысли в голове держишь» и т.д.
Таким образом, на переплетении страшной грубости и елейного смирения строится речь Кабанихи.


Кабаниха с тупым фанатизмом поглощена соблюдением порядка, блюстительницей которого она является. Слово «порядок» в устах Кабанихи имеет свой определенный смысл. Это норма семейной жизни, это то, что признается правильным в темном царстве. Наставления, которые она дает Тихону относительно Катерины, выражают взгляды темного царства на положение невестки в семье.
Своими монологами Кабаниха неоднократно подчеркивает роль и значение старших в доме. «Хорошо еще у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы...» «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».


В 3-м действии пьесы Островский показывает Кабаниху в новом аспекте. Кабаниха дана вне семейного круга: со странницей Феклушей и с хозяином города Диким.
Разговор с Феклушей обнаруживает исключительное невежество, мракобесие и консерватизм Кабанихи; он же показывает, насколько высок авторитет странницы в ее глазах. Это единственное явление, где не Кабаниха ведет разговор, а где она только слушает и поддакивает, или подхватывает реплики Феклуши. Феклуша - единственный персонаж, в разговоре с которым Кабаниха говорит не свысока.


Таким образом, не только сами реплики и монологи Кабанихи раскрывают ее характер, но и то, как меняется Кабаниха в зависимости от того, с кем она разговаривает. Если по отношению к домашним Кабаниха груба, если ханжеский тон ее непрерывно чередуется с грубым окриком, если с Диким она говорит наставительным тоном, то с Феклушей она говорит степенно и ласково. Эта ласковость подчеркивается обращением «милая», «некуда вам торопиться, милая», «слышала я, милая» и т.д.


Следом за разговором с Феклушей идет сцена с Диким. В этом «состязании» самодуров преимущество остается на стороне Кабанихи. Она сильнее и умнее Дикого. Кажется невероятным, что Кабаниха, ко¬торая только что с полным доверием внимала нелепым россказням Феклуши, так умно рассуждает с Диким.
У Кабанихи искажены представления о жизни. Она невежественная, ограниченна, но умна. Она прекрасно понимает Дикого, она знает цену его силе. «А честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами», говорит Кабаниха, чем подчеркивается ее отношение к Дикому.


Об уме и знании людей своего круга свидетельствует и психологический анализ поведения Дикого, который делает Кабаниха. «Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно на своих кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не подойдет».
Для Кабанихи деньги - критерий и основа всего.
Жизнь Кабанихи уложена в рамки старого быта, где каждый поступок имеет свое рази навсегда установленное следствие, а проступок - наказание. Надо поступать так праведно, чтобы в любой момент быть готовой к смерти, т.е. готовой предстать перед богом, говорит религия. А праведная жизнь, по представлениям Кабанихи - это строгое соблю¬дение установленных обычаем и обрядом правил.

Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше контрастирует с мрачными реалиями России дореформенного периода. В эпицентре разворачивающейся драмы - конфликт между героиней, стремящейся отстоять свои человеческие права, и мира, в котором всем заправляют сильные, богатые и властные люди.

Катерина как воплощение чистой, сильной и светлой народной души

Уже с самых первых страниц произведения образ Катерины в пьесе «Гроза» не может не привлечь к себе внимания и не заставить проникнуться симпатией. Честность, способность глубоко чувствовать, искренность натуры и склонность к поэтичности - вот те черты, которые отличают саму Катерину от представителей «тёмного царства». В главной героине Островский постарался запечатлеть всю красоту народной простой души. Свои эмоции и переживания девушка выражает незатейливо и не использует искажённые слова и выражения, распространённые в купеческой среде. Это нетрудно заметить, сама речь Катерины больше напоминает мелодичный напев, она изобилует уменьшительно-ласкательными словами и выражениями: «солнышко», «травка», «дождичек». Невероятное чистосердечие героиня проявляет, рассказывая о своей вольной жизни в отеческом доме, среди икон, спокойных молитв и цветов, где она жила «точно птичка на воле».

Образ птицы - точное отображение душевного состояния героини

Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше перекликается с образом птицы, в народной поэзии символизирующим свободу. Беседуя с Варварой, она неоднократно обращается к этой аналогии и утверждает, что она - «вольная птица, что попала в железную клетку». В неволе ей тоскливо и тягостно.

Жизнь Катерины в доме Кабановых. Любовь Катерины и Бориса

В доме Кабановых Катерина, которой присущи мечтательность и романтичность, чувствует себя совершенно чужой. Унизительные упрёки свекрови, привыкшей держать всех домочадцев в страхе, атмосфера тирании, лжи и лицемерия угнетают девушку. Однако сама Катерина, являющаяся по натуре человеком сильным, цельным, знает, что терпению её есть предел: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Слова Варвары о том, что без обмана в этом доме не выжить, вызывают у Катерины резкое неприятие. Героиня противостоит «тёмному царству», его порядки не сломили в ней волю к жизни, счастью, не заставили её уподобиться другим жителям дома Кабановых и самой начать лицемерить и лгать на каждом шагу.

По-новому раскрывается образ Катерины в пьесе «Гроза», когда девушка делает попытку вырваться прочь из «опостылевшего» мира. Она не умеет и не желает любить так, как это делают жители «тёмного царства», ей важна свобода, открытость, «честное» счастье. В то время, как Борис убеждает её, что их любовь останется тайной, Катерина желает, чтобы об этом знали все, чтобы все видели. Тихону, своему мужу, однако пробудившееся в её сердце светлое чувство кажется ей И как раз в этот момент читатель сталкивается лицом к лицу с трагедией её страданиями и муками. С этого момента происходит конфликт Катерины не только с окружающим миром, но и с самой собой. Ей трудно сделать выбор между любовью и долгом, она силится запретить себе любить и быть счастливой. Однако борьба с собственными чувствами не по силам хрупкой Катерине.

Уклад и законы, царящие в окружающем девушку мире, давят на неё. Она стремится покаяться в содеянном, очистить свою душу. Увидев на стене в церкви картину «Страшный суд», Катерина не выдерживает, падает на колени и начинает прилюдно каяться в грехе. Однако даже это не приносит девушке желанного облегчения. Другие герои драмы «Гроза» Островского не способны поддержать её, даже любимый человек. На просьбы Катерины забрать её отсюда Борис отвечает отказом. Этот человек не является героем, он просто не способен защитить ни самого себя, ни возлюбленную.

Смерть Катерины - луч света, озаривший «тёмное царство»

Со всех сторон на Катерину обрушивается зло. Постоянная травля со стороны свекрови, метания между долгом и любовью - всё это в итоге приводит девушку к трагическому финалу. Успевшая за свою недолгую жизнь познать счастье и любовь, она просто не способна продолжать жить в доме Кабановых, где таких понятий вовсе не существует. Единственный выход видится ей в самоубийстве: будущее страшит Катерину, а могила воспринимается как спасение от мук душевных. Однако образ Катерины в драме «Гроза», несмотря ни на что, остаётся сильным - она не выбрала убогое существование в «клетке» и никому не позволила сломать свою живую душу.

Тем не менее смерть героини не была напрасной. Девушка одержала нравственную победу над «тёмным царством», ей удалось немного рассеять мрак в сердцах людей, побудить их к действию, раскрыть глаза. Жизнь самой героини стала «лучом света», полыхнувшим во мраке и надолго оставившим своё зарево над миром безумия и тьмы.