Как попросить помощи у Бога в сложной ситуации, чтобы он услышал? Как молиться, чтобы Бог услышал нас.

Как попросить помощи у Бога в сложной ситуации, чтобы он услышал? Как молиться, чтобы Бог услышал нас.
Как попросить помощи у Бога в сложной ситуации, чтобы он услышал? Как молиться, чтобы Бог услышал нас.

Роман, Черкесск

Как правильно обращаться к Богу своими словами, без молитв?

Здравствуйте, батюшка. Посоветуйте, пожалуйста, хорошие книги, в которых учителя молитвы объясняют, как правильно обращаться к Богу. Иногда мне очень надо обратиться своими словами. Когда я хочу обратиться к Господу своими словами в молитве, мне кажется, я неправильно это делаю, неправильно думаю, излагаю мысли и боюсь, что Господь меня не слышит. Посоветуйте, пожалуйста, православную литературу, которая поможет ответить на мой вопрос.

Доброго! Возможно, Вам это покажется странным, но все, что я смогу подсказать, — это Евангелие! Господь, Сын и Слово Божие, Премудрость Божия, Сам говорит нам, как следует молиться: «Отче наш, Иже еси на Небеси, да Святится Имя Твое да Придет Царствие Твое, да будет Воля Твоя! Яко на небеси и на земли!» и далее по тексту (Мф.6.9-13). В этой молитве есть все, что необходимо просить для нашего Спасения.

Читая перед Святыми Образами или внутри своей души молитвы, Святыми Отцами, которые пришли к нам из глубины времен, вершин Христианского Богопочитания, мы, зная жизненное устроение каждого из составителей молитв, будь то пророк Давыд или Симеон Новый Богослов, святитель Василий Великий или преподобный Нил Сорский, знаем и подлинное расположение их душ к Богу, смирение перед Ним, принятие Его Воли, предпочтение Божественного плотскому.

Если уподобить человеческую душу и «производимые» ей молитвы к Всевышнему, музыкальному инструменту, то наши с Вами «пианины» звучат расстроено и раздолбано. Есть такая штука, камертон, он помогает настроиться на правильную тональность, так же и в духовном, т.е. молитве. Наши души нужно приводить в порядок постом и молитвами. В наших душах развал и беспорядок, в них нет «настроенности» на истинное покаяние, нет истинного принятия над собой и в себе Воли Божией.

Чтение Святого Писания, особенно продолжительное, чтение Псалтыря с покаянными молитвами, творение Исусовой молитвы, с осмысленностью и соучастием в этом нашей души, открывает нам Свет и Милость к нам грешным в каждом из моментов нашей жизни...
Если мы имеем желание молиться своими словами, Господь услышит нас в любом случае, то, что просим, что будет полезно для нас, нам будет. Если что-то не дается, особенно сразу, то давайте не обижаться: значит, пока не нужно или не полезно, или потом навредит.

Дай, Господи, нам смирения, разума духовного и Богоугодной молитвы!

Молятся практически все люди, которые верят в Бога. Но многим кажется, что их молитвы остаются неуслышанными.

Иисус учил нас не повторять в своих молитвах одних и тех же заученных фраз. Он говорил: «Когда молитесь, не повторяйте одно и то же» (Матфея 6:7). Если мы хотим, чтобы Бог нас услышал, нужно молиться так, как угодно ему. Для этого нам необходимо узнать, в чем состоит воля Бога, и молиться в согласии с ней. В 1 Иоанна 5:14 написано: «Чего бы мы ни просили по его [Бога] воле, он слышит нас».

Дорогие форумчане, как вы считаете, какие молитвы Бог слышит? Как к нему правильно обращаться? О чем можно, а о чем нельзя просить? Что можно говорить, а чего не…

Как часто Вам приходится обращаться к Богу на рабочем месте и в жизни? И …верят ли медики в Бога?

Все чаще приходится слышать от врачей:»Мы сделали все,что могли.Теперь надежда только на волю Божью.» И все начинают молиться за выздоровление …

Все чаще мы видим в больнице священника,стоящего у постели больного,исповедуя его…

Во дворе нашей больницы есть маленькая церквушка,где можно помолиться и поставить свечки за здравие больного…

Я думаю,все без исключения обращаются к Богу,особенно в критических ситуациях.

Несколько лет назад в одном и отделений нашей МСЧ была выделена комната для батюшки из нашего храма. Он приходил несколько раз в неделю и его приходы пользовались большой популярностью у бабулек. Но случился конфликт- бабушки вместо утренних процедур (сдачи анализов, инъекций инсулина) тянулись в эту…

Проповеди Как получить ответ на молитву

Норвал Хейз

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему нет ответа на ваши молитвы, даже если вы молитесь на протяжении нескольких месяцев, а то и лет?

Я сам не раз задумывался над этим. Обычно я говорил: «Я не понимаю Тебя, Иисус. Почему Ты не отвечаешь на мою молитву? Я должен это получить, но так не происходит. Почему же Ты не отвечаешь на мою молитву?» Однажды, когда я читал Библию, Господь начал объяснять мне это. Он начал раскрывать это послание перед моим мысленным взором. Сегодня я вижу это так ясно, как будто это всегда было частью меня.

Как обращаться к Богу

Часто в своих беседах вы употребляете слова: «обратиться к Богу», «обращенные христиане» и т. п.. Все христиане обращаются к Богу. Получается, что вы ломитесь в открытые двери. Когда молимся, мы все обращаемся к Богу, а не к сатане…

Из вашего письма я вижу, что по этому вопросу у нас разные понятия. По-вашему, каждый раз, когда человек произнесет: «О, Господи!» — он обращается к Богу. Но так бывает не всегда. Можно всю жизнь «обращаться» и умереть необращенным. Давайте, открыв Библию, вместе посмотрим, что имеет в виду Бог, когда говорит: «Ко Мне обратитесь, все концы земли» (Ис. 45:22).

Все люди по своей природе – грешники, богопротивники и «чада гнева», как говорит Писание, до тех пор, пока не обратятся к Богу за прощением, пока не покаются и не вступят с Ним в общение. Можно уйти от мира, отвернуться от идолов, иметь страх Божий и не быть обращенным. Обращенный христианин – это значит рожденный свыше. Как рожденное дитя сразу же проявляет признаки жизни, так и…

Всевидящий

Как вы думаете,просьбы обращённые к Богу имеют под собой реальную основу или это самообман и самовнушение?Были ли у вас случаи,когда что-то очень желанное исполнялось не смортя ни на что,именно благодаря обращению к Богу? Georgy

Конечно, такие случаи были и есть. В Бога можно верить или нет, это ничего не меняет. Он все равно есть. Потому что даже страшно себе представить, как мир мог возникнуть сам по себе, без вмешательства каких-то внешних сил. Это просто невозможно. Все мы живем по изначально заданной программе, и вся Вселенная существует по заданным конкретным законам. Кто-то же должен был все это создать и эти законы установить. А раз так, нам всегда есть на кого положиться и к кому обратиться за помощью. Иногда даже не нужно ничего просить, достаточно просто пожелать, чтобы твое желание сбылось….

В любом магической традиции не обходиться без определенных сил, которые покровительствуют традиции, практикам данной традиции. Это могут быть Боги, сущности либо духи, зависит от традиции.

Боги в рунической магии имеют место быть. Более того сама руническая магия и руны по сути является знаниями, которые когда то получил Один.
Работа с Богами конечно же не является обязательной, но как же далеко можно уйти не почитая Богов, не обращаясь к ним? Боги могут дать поддержку, наделить знаниями, силой, защитить, в некоторых случаях даже решить за нас наши проблемы. Работа с Богами всегда дает грандиозные результаты, а при регулярной работе ваша сила будет многократно увеличена, руны будут работать удивительно мощно, а результаты работы будут проявляться с удивительной быстротой. Вообще перспективы работы с Богами по истине безграничны.

Все дело в…

В большинстве мировых религий основная форма обращения к богу с просьбой - это молитва. Молитва — это, по сути, и есть горячая просьба, то есть мольба о помощи. Однако даже у истинно верующих людей часто возникают вопросы от том, как просить у бога помощи, и что именно можно у него просить? На эти вопросы мы и постараемся ответить.

Как правильно просить у бога помощи

Чтобы ваши мольбы к всевышнему были им услышаны, необходимо знать то, как просить помощи у бога правильно. Для этого необходимо соблюсти ряд условий. А именно:

Самое важное условие обращения к богу - это вера. Поэтому, перед тем как просить у бога помощи, необходимо быть точно уверенным в том, что что он есть. Вряд ли бог поможет тому, кто сомневается в его существовании. Верующий человек не обязательно должен быть прихожанином какой-то определенной церкви, достаточно, чтобы он имел в душе собственное представление о боге и верил в него. Обращаться к богу нужно в минуту душевного порыва, то есть…

Нравится ли Господу Богу
когда к Нему обращаются: «Господь» и «Бог»? вопрос задал Олег, г. Владивосток

Олег задал очень интересный вопрос. Мы часто не думаем о том, как и с какими словами обратиться к нашему Господу в молитве, а в церквах, обычно, на этом внимание не заостряется.
Нравится ли Богу то, как мы к нему обращаемся. И если нет, то как бы Он хотел, чтобы мы к Нему обращались?

Дело в том, что Священное Писание, раскрывая личность и характер Бога, открывает нам и Его имена. И там их столько много, что хватит на все случаи жизни. Например, обращаясь к Богу как к Творцу, мы можем называть его Элохим; обращаясь к Нему как к Целителю — Иегова Рафа; как к дающему мир — Иегова Шалом, и так далее.

Кроме того, в Библии есть удивительный стих:
Осия 2:16-17 «И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: ‘муж мой’, и не будешь более звать Меня: ‘Ваали’. И удалю имена Ваалов от уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их».

Человеческие цивилизации всегда поклонялись богам. Одному или нескольким, но непременно всесильным. Как правило, все божества, созданные людским воображением, обладали и обладают властным характером, а их отношение к человеку напрямую зависит не только от его поведения, но и от расположения духа самих богов. Вот почему искать помощи у бога, надеяться на его расположение – это древнейшая общечеловеческая традиция, вошедшая в неосознанную привычку. И хотя, понимая иллюзорность этих надежд, народная мудрость завещала нам, надеясь на Бога, не плошать и самим, стремление к защите и покровительству свыше сохранилось в нашем подсознании даже сегодня, в век научных экспериментов и технических достижений.

Между прочим, именно этот когнитивный прогресс не только не опроверг, но и подтвердил предположения о существовании некой высшей силы, способной влиять на происходящее в физическом мире. И укрепил веру тех людей, для которых вера в божественную поддержку всегда была непререкаемой….

Из книги «Секреты семейного счастья» В.Ф. Черепанова

О МОЛИТВЕ К БОГУ.

КАК НАДО ПРАВИЛЬНО МОЛИТЬСЯ.

Многие люди молятся Богу, молятся, бывает годами молятся – а Бог их не слышит! Не принимает их молитв и не исполняет, и потому ничего у этих людей в жизни — не меняется к лучшему. Почему? Да потому что эти люди не умеют молиться, либо они молятся небрежно, торопливо, чтобы только поскорей вычитать свое молитвенное правило и заняться какими-то своими делами.А главное, они Равнодушны к Богу и потому не хотят учиться по-настоящему молиться, чаще всего из-за своей лени, потому что чувствуют, что настоящая молитва – это большой труд. Не понимают они, что молитва – это удивительный и чудесный дар, который Господь подает только тем людям, которые стремятся к добру, стремятся быть хорошими людьми, стремятся жить честно, хорошо относиться ко всем людям и делать бескорыстно добрые дела, которые искали и нашли Бога, которые полюбили Бога, верят Ему, доверяют Ему,…

Обращение человека к Богу, и Бога - к человеку

Обращение человека к Богу, и Бога - к человеку

Ярослав Вязовский

“Обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: как нам обратиться? Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: чем обкрадываем мы Тебя? Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?”

Книга пророка Малахии 3:7-10.

Миссионерам часто приходиться говорить об обращении и призывать людей к обращению. Но что такое обращение? Мы, христиане, нередко употребляем слова, понятные нам, но не понятные нашим неверующим друзьям, и сами не всегда можем объяснить их. Как обратиться к Богу? Почему обращение важно? Что…

Очень часто случается так, что муж и жена по медицинским показателям здоровы, а беременность не наступает. Они ведут активный и правильный образ жизни, прекрасно питаются, не имеют вредных привычек, но семья долгое время остаётся неполноценной. Вот тогда женщины и задумываются о том, что не всегда физическое здоровье служит основой появления на свет малыша. Возможно, причиной бездетности является нецерковный брак, то есть, когда пара не венчана в церкви. А может, просто женщина не имеет духовного благословения с небес на рождение ребёнка. Вот тогда и возникают перед ней вопросы, какому же святому молиться, чтобы Бог послал детей.

Инстинкт материнства заложен с рождения в каждой женщине. У одних получается забеременеть сразу, а другие годами оббивают пороги центров и клиник в надежде зачать ребёнка. Сегодняшнее развитие медицины даёт возможность забеременеть с помощью экстракорпорального оплодотворения. Но не каждая женщина воспринимает и приемлет такой шанс. Не каждая может…

Как научиться обращаться к Богу? Читать молитвы по молитвослову, хотя бы даже и внимательно, — это ведь еще не значит обращаться к Нему. Очень часто ловишь себя на том, что просто их читаешь или, запомнив уже наизусть, произносишь, как некие монологи, но внутренне не адресуешь к Создателю. Потому и рассеян, и сердце холодно, и заставляешь себя подняться на молитву с трудом… Что надо сделать, чтоб молитва стала живой и горячей? Об этом мы беседуем с игуменом Нектарием (Морозовым).

— Отец Нектарий, обратиться к Богу — это ведь совсем не то, что к человеку? Когда мы обращаемся к человеку, у нас этой проблемы нет — мы видим перед собой человека, знаем цель своего обращения и обращаемся, и это представляется совершенно естественным. А вот к Богу — это всегда проблема, всегда та или иная трудность.

— Я не согласен с таким сравнением: к человеку обратиться — без проблем, а к Богу — проблема. Огромное количество людей, обращаясь к другим людям, делают это так, как на самом деле делать не стоит. И результаты такого обращения бывают достаточно плачевными. Иной человек, читая молитвы, полагает, что он молится, а на самом деле, как вы говорите, к Богу не обращается. Но бывает ведь и так, что человек обращается к человеку и говорит ему: мне от тебя нужно то-то и то-то. Но сердечного контакта между обратившимся и тем, к кому он обратился, не возникает. Человек, которого таким образом о чем-то просят, может это сделать только в силу своего христианского милосердия, добросердечия. А если он нашей просьбы не выполнил, то это в силу нашего жестокосердия. Нам нужно в равной мере учиться — и тому, как обращаться к Богу, и тому, как обращаться к человеку.

Прежде чем ответить на вопрос, как научиться обращаться к Богу и к людям, нужно сказать: человек может научиться только тому, чему он хочет научиться. Если желание есть, то особых сложностей не возникнет. Почему? Потому что если человек ощущает потребность в Боге, потребность в Его помощи, он будет искать способ эту помощь получить, милости Божией сподобиться. Каждый человек, который верит в Бога, знает, что у Бога можно просить помощи в молитве и что просить нужно так, чтобы собственное сердце откликалось. Так и происходит научение — человек сам, сердцем откликается на слова молитв. Вся суть в желании.

— В желании обратиться к Богу и обрести Его помощь?

— Конечно. Иногда происходит странная вещь: человек вроде бы верующий, православный, но, когда в его жизни что-то случается, не молится Богу, помощи Его не просит. Почему? Не по скромности, не по смирению. А потому, что ему как-то страшно вмешивать Бога в свои дела. Он хочет сам со своими делами разобраться. Худо-бедно, плохо, но — сам. Потому что вдруг Господь вмешается в его дела и сделает все совсем не так, как он сам хочет. Вот такой человек никогда не научится обращаться к Богу. Потому что для того, чтобы по-настоящему к Нему обратиться, нужно быть готовым принять Его волю о себе, какой бы она ни была. Любая молитва должна заканчиваться словами: впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42). Но вот это-то и не хочется говорить человеку, и он предпочитает подчас ничего не говорить.

Если же у человека есть желание исполнять волю Божию, если он нуждается в исполнении этой воли — что можно ему подсказать, как ему учиться обращаться к Богу, чтоб это было не формально, а от сердца? Наша жизнь состоит из ситуаций, в которых мы чувствуем свою человеческую недостаточность, неразумие, немощность, греховность. И каждая такая ситуация должна становиться поводом для обращения к Богу. Как говорил преподобный Никодим Святогорец: ты встал вечером молиться Богу, и ты должен вытеснить из своего сердца все, что тебя занимало в течение дня. Но если ты не смог все это вытеснить, не в силах оказался забыть все это ради молитвы, то преврати это все в повод для молитвы. Потому что если для тебя это важно, то это нельзя мимо Него пронести.

Сколько у нас случается всякого, в том числе и того, что нас ранит! Непредвиденные обстоятельства ломают наши планы, разрушают то дело, которым мы занимаемся, дело вроде бы хорошее и богоугодное; от этого страдают люди. Как с этим быть? Нужно сказать: Господи, то, что от меня зависит, я постараюсь сделать, а остальное в Твоих руках, как Тебе угодно, так и будет. И примириться с этим. Как говорил старец Паисий: прежде чем что-то сделать, я зажигаю лампадку и воздеваю руки к Богу, а потом делаю то, что в моих человеческих силах. Это очень хороший урок нам. Нужно делать все, от нас зависящее, но прежде, чем делать, обращаться к Богу. И предавать все Его воле и о прочем не беспокоиться. Когда у нас преобладает такое отношение ко всему происходящему с нами и к Богу — это означает, что ниточка (тоже выражение Паисия Святогорца) доверия связала нас с Ним. Но доверие приходит именно через молитву.

— Но чтобы в час скорби сказать «…не моя воля, но Твоя» — нужно подумать, что эта скорбь, эта боль на самом деле нам зачем-то нужна. Так я Вас понимаю?

— Как говорил преподобный Исаак Сирин, нет другого способа приблизиться к Богу, кроме как через скорби. В ровной, беспечальной, бесскорбной жизни не было бы тех моментов, которые заставят нас к Богу воззвать. Когда с нами что-то случается, это мобилизует нас, это все наши силы собирает. Святитель Феофан Затворник говорил: если ты молишься Богу, ты должен чувствовать в сердце своем некую «болячку», которая заставляет тебя свое сердце чувствовать, из его глубины взывать. А когда с нами что-то случается, эта болячка образуется сама собой. Боль наше внимание в сердце собирает, и мы молимся уже из сердца, а не откуда-то — невесть откуда.

Скорбь может приблизить нас к Богу, а может и оттолкнуть. Чтобы приблизиться, нужно сказать: Господи, мне плохо, мне больно, но если Ты мне это попустил, значит, мне это нужно, я благодарю Тебя. Если человек нашел в себе силы на это, он сделал огромный шаг вперед. Если же человек скажет иначе: «Да что же это такое, Господи, почему Ты так ко мне несправедлив!» — он сделает огромный шаг назад. По большому счету, нужно радоваться тем ранящим нас ситуациям, которые Господь нам Сам посылает и в которых мы можем Ему довериться. Нужно радоваться, что разыгралась буря и мы можем ступить за борт лодки и пойти по бурной воде — к Нему. Не было бы этой бури, мы не узнали бы, что это возможно. Хотя, конечно, любому из нас свойственно желать, чтоб погода на нашем море была хорошая.

— Значит, Гефсиманская молитва — это для нас для всех вечный образец?

— Да, и, следуя этому как образцу, нужно принять во внимание вот что: если Спаситель в Гефсиманском саду взывал к Богу трижды, борясь и орошая землю кровавым потом, то нам нужно взывать — не трижды, а триста, может быть, раз. Потому что наша борьба — это борьба с собственным нашим грехом, малодушием, леностью. Из этой борьбы нам нелегко выходить победителями. Но, выйдя, мы всегда становимся сильнее, потому что возрастаем в доверии к Богу. Один из древних святых говорил: если и небо приклонится к земле, мой ум не поколеблется. Таково было его доверие к Богу. Нам до такой меры далеко, но, шаг за шагом к этой мере приближаясь, можно стать очень сильным и счастливым человеком.

— Говорят, однако, что путь духовного возрастания — это бег вверх по эскалатору, идущему вниз. Стоит остановиться…

— Стоит человеку, навыкшему уже в покаянии и доверии к Богу, расслабиться, позволить себе жалобы и ропот — и вот, он стал слабее и неразумнее, чем был. Расслабился раз, другой, третий — и стал уже совершенно неразумным человеком, не понимающим путей Божиих и неспособным с ними примириться.

— Когда мы во власти какого-то острого переживания, когда мы в слезах, в состоянии крайнего эмоционального стресса, мы именно расслабляемся и зачастую совершенно не помним о Боге. Если мы способны-таки оглянуться на себя — хотя бы в силу того, что к вечерней молитве себя приучили и даже в этом состоянии не можем ее опустить, — мы осознаем, что все это время Бога для нас словно и не было. И очень трудно вновь собраться и к Нему вернуться.

— А на самом деле эта мучительная для нас ситуация имеет своей целью о Боге нам напомнить. В подобных случаях действительно бывает трудно справиться с возбужденными нервами. Но как оно возникает, нервное возбуждение? Оно имеет причину во множестве помыслов, которые у нас в голове толкаются и нас дергают туда-сюда. О том, какова бывает брань с помыслами даже у святых, говорит нам эпизод из жизни Макария Александрийского: его так измучил помысл куда-то непременно пойти, что он лег на пороге своей кельи и сказал: кто хочет, может понести меня, а сам я никуда не пойду. И лежал так до тех пор, пока не ушел помысл. Помыслы расшатывают нервную систему, а борьба с ними — это, во-первых, вопрос веры, а во-вторых, дисциплины. Дисциплина ведь во всем нужна. Если человек привык вставать вовремя, он будет вставать вовремя. Привык позволять себе полежать «пять минут», будет лежать час. Привык при любой приключившейся скорби говорить: Господи, да будет воля Твоя, благая прияхом, злых ли не стерпим (ср.: Иов 2, 10) , значит, так и будет говорить. А если человек сначала позволяет себе помалодушествовать, предается жалости к себе и лишь потом пытается взяться за себя, то, конечно, ему трудно будет справиться с собой.

— Стащило вниз, попробуй выберись теперь наверх…

— Да, я знаю это по собственному опыту, потому что меня тоже постоянно туда стаскивает. Эскалатор не просто вниз идет, он еще и очень быстро движется. Но бывают случаи, когда все же не даешь себя стащить.

— В течение всей нашей жизни, изо дня в день нашим вниманием владеет наша же собственная ситуация со всеми ее проблемами, радостями, надеждами, страхами… Мы обращены к себе, внутрь себя, может быть, а к Богу — лишь постольку, поскольку это имеет отношение к той же нашей ситуации. Когда нам плохо и страшно, мы готовы вскричать «Господи, помилуй!», когда нам что-то до зарезу надо, мы готовы это у Него просить, вымаливать, но постоянной обращенности ко Творцу у нас нет. Потому и не можем толком молиться… Как развернуть себя на некое количество градусов?

— Это верная мысль, к Богу нужно не просто обращаться время от времени, к Нему нужно постоянно самого себя разворачивать. Почему это так трудно? Трудно оставить все то, к чему обращен человек, за что он держится, что владеет его душой и вниманием. С чего начать? У Антония Великого есть хороший совет: прежде чем отходить ко сну, обязательно поблагодари Бога за все, что было в этот день. Даже если в этот день, по рассуждению человеческому, не было хорошего вообще ничего, а было только плохое. Все равно нужно поблагодарить Бога — сначала лишь устами, а следом за этой устной благодарностью — может быть, даже через силу произнесенной — появится осознание того, за что мы Бога благодарим. За то, что Он дал нам прожить еще этот день. За то, что, хотя мы и впадали в грехи, от многих иных грехов нас Господь сохранил. За то, что Он как-то меняет, образовывает, учит нашу душу. Только начни благодарить — и сердце подскажет за что. И с такой же благодарности Богу важно свой день начинать. Тогда не будет этого мгновенного погружения в собственные обстоятельства, проблемы, скорби — сразу после пробуждения. Тогда — открыл глаза, и первая твоя мысль не о будильнике, не о работе, не о деньгах, не о службе даже — потому что ведь мы умудряемся и в храм бежать, совершенно о Боге не думая, — а именно о Нем. Если человек навыкает, едва открыв глаза, сразу говорить: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты даешь мне еще один день», тогда со временем эти слова очень глубоко в сердце проникнут.

— И так возможно научиться все время видеть Бога, иначе говоря, реагировать на Него как на постоянно присутствующее в нашей жизни обстоятельство?

— Для того чтобы все время Его видеть, просто не надо от Него отворачиваться. Ведь в этом мире, в нашей жизни нет ничего такого, что не напоминало бы нам о Боге. Им мы живем, дышим и существуем. Если в какой-то момент Его воля, поддерживающая наше бытие, станет иной, мы перестанем существовать. Поэтому нет такого момента, в который у нас не было бы повода о Нем вспомнить.

Но сила памятования человека о Боге может быть различной. Это как отношения с человеком: когда-то они бывают ровными и привычными, а когда-то захватывают нас целиком. Очень важно, чтобы это чувство — что всё вокруг, всё, что с нами происходит, есть дело рук Божиих и Промысла Его о нас — присутствовало в нас постоянно. В нашей жизни нет ничего, что не имело бы отношения к Богу!

— Вы говорите: «Если есть желание, особых трудностей не будет», но как все же трудно, практически невозможно себя перестроить! У кого это получается? У Вас получается, например?

— Каждого из нас на пути духовном ждут маленькие открытия. И эти открытия свидетельствуют — не о преуспеянии, нет, но о том, что человек каким-то образом все же нащупывает для себя некий путь. Мы очень разные, и Господь, когда хочет чего-то от нас добиться, употребляет разные способы воздействия на наши души. Разные способы призвания. Каков был, например, способ призвания апостола Петра? Неожиданно богатый улов рыбы (см.: Лк. 5 , 4-7). А с апостолом Матфеем это произошло иначе (см.: Мф. 9 , 9). И с апостолом Павлом (см.: Деян. 9 , 3-9). К каждому сердцу Господь подбирает свой ключ. Вот и мы — каждый к своему сердцу — должны какие-то ключи подбирать. Потому что сердце каждого из нас — оно, с одной стороны, человеку принадлежит, а с другой — будто и не его, настолько не управляемо им.

Я, например, нашел для себя такой ключик: когда я оказываюсь в ситуации, которая для меня тяжела, которая может разрушить меня — и не только мою нервную систему, не только мою жизнь, но и — самое страшное — мои отношения с Богом, — я стараюсь представить себе последствия. Каким я стану, если я позволю этой ситуации себя преодолеть, если не найду в себе сил смириться с волей Божией и благодарить Его за все, что Он мне послал? Я останусь ни с чем. С истрепанными нервами, с разрушенной жизнью, с явными признаками моральной и интеллектуальной деградации. А главное — я окажусь в удалении от Бога. И как мне такому жить? Вот эта мысль об ужасе, в который я могу сам себя ввергнуть, — она помогает мне преодолеть мучительную ситуацию и жить, хотя не всегда помогает сразу.

— Скажите, в чем еще должен состоять наш труд? Мне кажется, что перестраивать нужно очень многое, например отношение к людям.

— С внешней стороны, все постигающие нас испытания приходят от людей. Господь устраивает нашу жизнь, но непосредственно создают наши жизненные обстоятельства все же люди. Иногда мы говорим себе так: «Да, конечно, я смиряюсь с тем, что мне Бог посылает, но вот именно с этим человеком я мира найти не могу, потому что он — орудие неправды». Но мы не должны так говорить на самом деле; в этом случае мы, по слову аввы Дорофея, становимся похожими на собаку, в которую бросили палку, а она, вместо того чтобы разобраться, откуда и почему эта палка прилетела, хватает ее и грызет как причину своей беды. А причина нашей беды — не человек и не Бог. Причина — это, с одной стороны, наша испорченность, с другой — испорченность окружающего нас мира. И это надо принимать — не как что-то, имеющее к нам лишь косвенное отношение, а как то, в чем мы непосредственно живем. Когда нас обвиняют, притесняют, как нам кажется, несправедливо, вспоминать заповедь о левой щеке (см.: Мф. 5 , 39), вспоминать те наши неправды, за которые нас никто не обличил и не наказал, которых, кроме нас и Бога, никто не знает. Да, можно сказать: это очень трудно, это сложно — жить так, как вы предлагаете сейчас. Но опыт показывает, что жить иначе, не делать всего этого — гораздо труднее.

— Молитвы, оставленные нам святыми отцами Церкви, — они как бы сшиты не по нашей мерке. Мы не испытываем того, что испытывали они, мы до этих переживаний просто не доросли. Знакомство с их наследием нам, безусловно, полезно, более того, необходимо: без этого маяка мы найти верный курс не сможем; но как нам молиться их словами? Как быть, если та или иная молитва не становится своей?

— Ребенок учит стихи Пушкина, или Тютчева, или Блока, не понимая их глубинного смысла; но, если он читает стихи с интересом и вниманием, душа его понемногу преображается, и постепенно он может прийти к пониманию поэзии. И со временем, может быть, поймет больше, чем Пушкин или Тютчев, бывает и такое. Нечто сродное можно сказать и о чтении молитв. Человек, читающий их внимательно, всегда найдет в них что-то, отвечающее его собственным внутренним запросам. Молясь по молитвослову, мы просим у Бога прощения, милости, и это вполне соответствует нашей мере. Но там же, действительно, есть вещи, которые нашу меру превосходят. Например: святые гораздо лучше нас видят собственную греховность, свое недостоинство и облекают это в такую словесную форму, что нам кажется — мы лучше их. Или: мы понимаем, что мы намного хуже, но скорбим оттого, что, в отличие от них, никак по-настоящему почувствовать это не можем. Но если человек молится внимательно и усердно, если он сообразует свою жизнь с молитвой, изменения в нем происходят. Человек вырастает — если не в меру святых, то, во всяком случае, в меру понимания, внутреннего принятия тех слов, с которыми они к Богу обращались. Молитва воспитывает человека.

Мы нередко исходим в своих рассуждениях из того, что святые — совсем не такие люди, как мы, куда нам до них. Это, с одной стороны, так; но душа человека, душа любого из нас изначально создана удивительно хорошей, чистой, светлой. И в ней — поскольку человек создан по образу и подобию Божию — все лучшее уже заключено. Да, она испорчена, искажена грехом. Но лучшее в ней все равно есть, и это лучшее, безусловно, способно откликаться на слова святых, жить этими словами и воспринимать их как свои. Наша душа похожа на измученного, забитого узника, а когда мы молимся, мы выпускаем ее на свободу. У нее есть крылья, и когда мы молимся, мы даем ей их расправить, и она снова получает возможность летать.

— Значит, нужно ждать и надеяться, что слова молитв, сложенных святыми отцами, станут когда-нибудь нашими?

— Ждать не надо. К этому надо идти каждый день. Это ведь как искорки — сегодня одна искорка блеснет и осветит нашу жизнь, завтра другая. Сегодня одно слово молитвы вдруг переживется сердцем как наше собственное, завтра другое. Просто нужно это помнить, не забывать случившихся уже озарений. Складывать этот опыт в своем сердце и дальше им жить. А еще важно — не бояться переживать то, что переживали святые. Человек нередко этого боится, потому что переживать это больно; сердце приходится глубоко раскрывать и обнажаться перед Богом и перед самим собой. Здесь необходим отказ от самозащиты, ощущение собственной беззащитности. Потому что только тогда, когда мы не защищаем себя сами, нас защищает наш Защитник.

— Но в повседневной своей жизни мы так привыкли защищаться, что расстаться с этой привычкой кажется невозможным.

— Да, человек — существо, зависимое от своих привычек, но привычки можно менять. Вредную привычку курить человек может сменить на полезную привычку — бегать по утрам. Привычки должны зависеть от человека, а не человек от привычек. Мы привыкли обижаться и страдать, если нам говорят какую-то неприятную правду о нас; а почему? Почему первично страдание, а не радость от того, что нам указали на что-то дурное в нас и тем самым помогли измениться? Молитва призвана изменить наше сердце, а защищая себя, мы сердце свое защищаем от нее. Здесь нужно выбирать и нужно знать, что зависит это не от возможности или невозможности, а от желания или нежелания. Есть, к примеру, такая вещь, как балет: можем мы с вами сделать то, что делают артисты балета на сцене? Вряд ли. А они ведь такие же люди, как и мы, просто они годами упражняли свое тело — потому, что хотели в балете танцевать. Мы призваны не тело упражнять, а душу, и если у нас это плохо получается, то только потому, что мы плохо хотим.

И еще один важный момент: не бояться правды окружающей нас жизни. Не прятаться, не бежать от нее, не приукрашивать, а иметь смелость встречать ее лицом к лицу — со всей ее болью, ужасом, тяжестью. И не ужасаться от этого, не изнемогать от этой боли, а принимать жизнь такой, как она есть. Только так относясь к жизни, можно увидеть человеческую боль и попытаться уврачевать ее. Только видя жизнь такой, как она есть, можно кому-то помочь и не пройти в конечном итоге мимо Христа. Нередко человек отказывается видеть жизнь такой, как она есть, и пытается формализовать ее. И тогда все становится формальностью, в том числе и отношение к Богу. В начале нашей беседы вы сравнивали отношение к Богу с отношением к человеку: а всегда ли мы к людям относимся не формально? Всегда ли мы готовы человека принять таким, каков он есть, принять в свое сердце, а не отвернуться от него? Как часто мы отворачиваемся от человека, потому что он боль какую-то нам причиняет — самим фактом своего существования! А закрывшись от человека, мы почти всегда закрываемся от Бога. А если мы однажды свое сердце для Него закрыли, оно не раскроется потом автоматически. Для того чтобы оно раскрылось, нужны будут особые усилия, труд покаяния. Почему преподобный Силуан Афонский говорил, что молиться за мир — это кровь проливать? Потому что для молитвы за мир надо такое сердце иметь — любящее, чувствующее, милующее. Вот почему старец Силуан плакал над змеей разрубленной, над летучей мышью, которую кипятком обварил случайно. Это трудно — так жить. Жить и плакать над чужою болью. С точки зрения современного человека такие слезы — признак расшатанной нервной системы, истеричности и т. п. А с точки зрения христианства это норма — такое отношение ко всему живому. Обнаженное.

Есть еще одно хорошее правило, правда, его не так легко соблюдать. Когда что-то случается такое, ранящее нас, когда мы вдруг о чем-то узнаем, не реагировать на это сразу, а сделать как бы шаг назад и дождаться, дать произошедшему отозваться в сердце, откликнуться — и реагировать уже после этого сердечного отклика. Ведь мы очень часто лишь по поверхности событий, явлений скользим, и это тоже мешает нам подлинной сердечной жизнью жить. А если человек не живет подлинной жизнью, то и молитва его не может быть подлинной.

Журнал «Православие и современность», № 29 (45)

Марина Бирюкова

Вопрос, на самом деле очень важный! Его задала Татьяна: Подскажите пожалуйста, как правильно просить и своего , ведь многие люди простят, и всю жизнь просят, но далеко не все их просьбы и молитвы исполняются. Почему одни молитвы Бог слышит и помогает исполнить, причём бывает, что почти мгновенно, а к другим молящимся небеса остаются равнодушны? И если есть какие-то правила – как правильно просить, чтобы тебя услышали?

Очень и очень правильные вопросы! Действительно, далеко не все молитвы исполняются именно так, как просят люди, и на это есть свои причины. Действительно, есть правила, которые нужно обязательно учитывать, когда вы о чём-то просите Высшие Силы. Постараюсь ответить развёрнуто, хотя о многом мы уже говорили в других статьях. Ссылки буду приводить в тексте.

Как правильно просить Бога, чтобы он услышал вас и помогал

Ещё раз повторюсь – Бог и Высшие Силы это не золотая рыбка и не джин из бутылки, и служить людям не является их задачей, исполняя все желания просящих (это было бы ужасно и губительно для человечества)! Высшие Силы реализуют Замыслы Творца, Волю Бога, хотите об этом знать больше – . Лучше всех, на мой взгляд, об этом сказала :

Я просила силы – и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.
Я просила мудрости – и Бог послал мне проблемы, над которыми нужно ломать голову.
Я просила мужества – и Бог послал мне опасности.
Я просила любви – и Бог послал несчастных, которые нуждаются в моей помощи.
Я просила благ – и Бог дал мне возможности.
Я не получила ничего из того, что хотела, но я получила все, что мне было нужно!
Бог услышал мои молитвы…

Но это не значит, что Бог и Высшие силы не будут помогать людям в достижении их целей и мечтаний. Конечно будут!

Нужно также отметить, что не всегда человеку, в исполнении его желаний помогают именно , Бог. Всё зависит от желаний (целей) и мотивов человека. Если цели достойны и мотивы чисты – помогать будут Силы Света. Если цели тёмные, разрушающие, или мотивы негативные, злые, корыстные (месть, обман, причинение вреда) – человек может получить помощь, но только от . И рассчитываться за такую помощь он будет своей душой и судьбой (рабством), и плюс за грехи ещё придётся ответить (испытываемые страдания).

Когда и почему Бог не станет помогать человеку в его просьбах?

1. Когда человек обращается к Богу и просит о чём-то недостойном: зла для кого-то, не заслуженных благ для себя, др.

2. Если человек не искренен в своих помыслах и молитвах. Например , человек прося о чём-то Бога, что-то обещает Ему в своих молитвах. Бог помогает ему, но человек свои обещания данные Богу выполнять не собирается.

3. Если человек торгуется с Богом, как на базаре и ставит Ему условия. Например: “Если ты Бог мне сделаешь то-то, или подаришь то-то – я тогда, так уж и быть, буду хорошей девочкой или мальчиком” . С Богом торговаться бесполезно, это гадкий подход использования Бога в своих мелких корыстных интересах. Все просьбы должны быть искренними и чистыми, и идти из самой глубины вашего .

4. Если человек нагло врёт – обещает и не делает, и так много раз. Например , приходит человек в церковь, просит что-то у Бога и обещает, что не будет злословить, будет работать, и т.д. А как только выходит из церкви сразу забывает о своих обещаниях, тут же обкладывает матом идущих на встречу, льёт грязь, и работать даже не собирается. Таких примеров хоть отбавляй.

5. Когда, например, вы просите за другого человека, а он этой помощи от Бога не заслуживает. Это не значит, что не нужно за него молиться, но это значит, что решение помогать или не помогать этому человеку – всегда остаётся за Богом, Ему виднее.

6. Если человек не то просит, т.е. его просьбы направлены не туда, вразрез Воле Бога. Например , вы просите Бога помочь вам поступить на юридический факультет, а у вас кармические задачи в сфере образования, и вам нужно поступать на педагогику. Или вы хотите уехать в Японию и просите об этом Высшие Силы, а Они для вас приготовили судьбу с переездом в Германию, например. В этом случае, сколько бы вы не просили чего-то “своего” – вы будете встречать препятствия, пока не поймёте, что пытаетесь идти не в ту сторону. Здесь, конечно, желательно получить помощь , в работе с которым можно узнать свои , и откорректировать свои планы в соответствие с Волей Высших Сил.

7. Когда вы чего-то хотите, просите об этом Бога, но предварительные условия для этого не выполнили. Например, человек просит исцелить его от какой-то болезни, а сам меняться не собирается. Как был озлобленный и обиженный на весь мир, так и продолжает злиться и обижаться, но при этом просит исцеления от рака, причина которого – накопленные им обиды. Пока он не осознает причину болезни и не начнёт работать над собой, выполняя все условия – особой помощи он не получит.

8. Самый наглый вариант. Когда человек чего-то просит, а сам для этого делать вообще ничего не собирается. Его “Дай” направленное к Богу – никому не интересно: дай принца (а сама замухрышка не ухоженная), дай денег (но работать не буду), дай красивое тело (но спортом заниматься не хочу) и т.д. Таких “Дай” каждый день к Богу направлено миллиарды, но таких наглецов и лентяев трудолюбивое Небо слушать никогда не будет.

Есть и другие причины, почему Бог не реагирует на просьбы, например неблагодарность, когда человек вечно недоволен тем, что получает и совершенно не ценит то, что уже имеет по жизни. Основные причины перечислены, хотя есть и другие.

Как правильно просить Бога чтобы Он помогал вам! Практические рекомендации

1. Просить только о достойном! Желать блага себе (прежде всего своей Душе), другим людям и этому миру. Злым – нужно желать справедливости (справедливого наказания Свыше), а не зла.

2. Мотивы, ваши помыслы – должны быть чистыми! Будьте искренними перед собой, ибо ни у кого не получиться обхитрить Бога. Спрашивайте себя – ради чего и ради кого вы просите что-либо у Бога? И честно отвечайте себе на этот вопрос. Дальше, находите для себя чистые бескорыстные мотивы.

3. Не торгуйтесь с Богом и будьте готовы принять любую Его Волю! Будьте готовы принять любой ответ Бога с благодарностью, это повысит ваши шансы в получении желаемого. Просите активно, но с внутренним перед Всемогуществом и Мудростью Бога.

4. Действуйте сами! “На Бога надейся, но сам не плошай” . Помните, Бог – помогает, но не делает вместо вас. Просите и делайте со своей стороны всё, что зависит от вас. Закон работает так – чем больше вы сами взяли ответственность за свою цель, тем большую помощь Свыше вы получаете. Бездельникам Бог не помогает. Они сначала должны захотеть победить свою лень и доказать, что достойны Его помощи.

5. Выполняйте данные Богу обещания! Если вы что-то пообещали Высшим Силам в своих молитвах – старайтесь всеми силами этому следовать! А лучше всегда записывайте то, что вы обещаете, чтобы не стать пустословом перед Богом. вам будет помогать максимально, если вы выполняете свои обязательства. Наивысшее покровительство Бога имеет всегда Человек Чести, а не обманщик!

6. Самые любимые просьбы Бога, которые нужно знать! Лучшее, что вы можете просить (что больше всего поощряется Высшими Силами): А) Наиболее эффективное Развитие для Своей души В) Понять и реализовать С) Познать Истину, узнать Правду D) Осознать и искупить свои Грехи Е) Воспитать в себе достойные личные качества (стать ответственным, сильным, достойным) F) Понять и реализовать свои и своё Предназначение G) Служить Богу и Обществу – принести наибольшее благо для этого мира. Другие.

Это те просьбы, в воплощении которых Бог максимально будет помогать человеку!

7. Будьте благодарны за всё, что вы уже имеете в жизни! За всё хорошее – благодарите! За все испытания и уроки в которых стали сильнее, мудрее – благодарите! В первую очередь Бог помогает благодарным! А у не благодарных и вечно недовольных – забирает то, что они не ценят.

Если у вас возникнут вопросы – !

Один человек на вопрос, как относятся к нему взрослые и дети, ответил: «Как к Богу. Когда им хорошо, забывают. Когда плохо, прибегают за помощью». Образное сравнение в полной мере отражает духовную составляющую большей части человечества. Дни благоденствия кажутся собственной заслугой, а трудности представляются неожиданными и несправедливыми. И молитва о помощи, возносимая к Небесному Отцу, наполняется детской обидой и укоризной. В ней есть жалоба на обстоятельства и окружающих, оправдание своих поступков, но, как правило, отсутствует: благодарность, смирение, покаяние и благоговение.

Молитвенный настрой

Нет сомнения в том, что Господь слышит, видит и знает все; сердце человека для Него - открытая книга. Он не может не услышать молитву, но может ее отвергнуть, если это просьба не о добром или наполнена суетой. Молитва с прошениями действенна в том случае, когда мысли и чувства находятся в гармонии, то есть, уста говорят от полноты сердца.

Правильно обращаться с молитвой к Господу о помощи, вовсе не означает выполнение определенного и обязательного ритуала с использованием религиозной атрибутики.

То, что действительно необходимо - это молитвенный настрой, который достигается:

  • временным, но полным абстрагированием от внешних и внутренних чувственных раздражителей;
  • осознанием своей греховности («нет праведного ни одного»);
  • пониманием справедливости всех случающихся в жизни событий, даже крайне неприятных;
  • полным сосредоточением на предмете мольбы и Том, Кому адресуется просьба;
  • верой в то, что Господь внимает просящему и всегда готов помочь.

Прежде чем о чем-то просить Бога, следует поблагодарить Его за все, что имеем, помолиться о прощении своих грехов и простить всех, от кого пришлось претерпеть обиду и несправедливость. «И прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам своим» - это слова из молитвы, которую дал Спаситель своим ученикам.

Нужно признать свое несовершенство и просить Господа явить Свою милость . Евангельская притча о мытаре и фарисее говорит, что первый, умаляющий себя и моливший о прощение, был оправдан, а слова второго, который и в благодарности своей Богу старался возвыситься над ближним, были отвергнуты.

Каждый пожинает плоды того, что в свое время посеял . Значит, все, что случается - заслуженно и справедливо. И молитва Богу о помощи - есть упование не на воздаяние, плод которого уже имеется, но на милость и милосердие.

Рассеянность в мыслях и чувствах на молитвенном предстоянии недопустима. Молитва - это прямое общение с Господом.

Нужно согласиться, что даже людей раздражает, если собеседник невнимателен, спонтанно переключается с одной темы на другую, ведет беспредметный разговор. Он становится попросту неинтересен.

Ходатай перед Богом

Верующие люди могут надеяться на действенность просительного обращения к Богу, как сказано в Писании, Он так возлюбил людей, что для их спасения принес в жертву Сына Своего. Двойственная природа Иисуса Христа, как Бога и Человека, укрепляет верующих в Него в этой надежде. Вознесшись к Отцу Небесному, Господь Иисус Христос стал для них Ходатаем и Заступником.

Молитва Иисусу Христу о помощи имеет большую силу и действенность:

  • как Бог Сын, Он представляет Божественное триединство (Святая Троица);
  • как человеку, ему близки все чувства и переживания людей.

Но молитва Господу Иисусу принесет плоды только при условии:

  1. Молящийся должен принять Его как Спасителя и Сына Божьего.
  2. Просящему необходимо чувствовать присутствие Христа в своем сердце. «Царствие Божие внутрь вас есть».
  3. Молитва должна быть наполнена искренней любовью и всепрощением.

Господь есть свет, и нет в Нем никакой тьмы . Любое лукавство и двоемыслие будет обличено и отвергнуто.

Постоянство в молитвенном прошении

Молитвы с просьбой о помощи могут иметь различную предметность:

  • укрепление брачных и семейных взаимоотношений;
  • материальное благополучие;
  • содействие в различных предприятиях и начинаниях;
  • облегчение душевных страданий и исцеление больных.

Если человек хочет, чтобы просьба к Богу была действенной, недостаточно помолиться один раз и дожидаться положительного результата.

Господь Иисус рассказал Своим ученикам притчу о бедной вдове, которая смогла своей неотступностью добиться справедливого решения даже от неправедного судьи. И уж тем более постоянство в молитве к Богу позволяет верующим надеяться на Его милость и благие даяния.

Если просьба о добром, то стоит ли смущаться настойчивости и страшиться наказания? Новый Завет открывает нам истину о том, что люди, даже будучи злы по своей природе, не дадут своему ребенку ядовитого скорпиона, если он попросит яйцо. Для Бога, все человечество - Его возлюбленные дети, в распоряжение которых Он отдал все свое творение.

Совместная молитва

Во сколько крат усиливается действие просительной молитвы в зависимости от количества просящих, прояснить невозможно. Вполне достаточно указания Иисуса Христа на обстоятельство, заключающееся в Его присутствии там, где двое или трое собрались во имя Его.

Христиане, совместно обращающиеся к Богу с общим прошением, могут быть уверены, что Сам Господь Иисус Христос донесет их просьбу Отцу Небесному и будет их Ходатаем.

Внимание, только СЕГОДНЯ!