Как называется праздничный колокольный. Из истории колоколов и колокольного звона

Как называется праздничный колокольный. Из истории колоколов и колокольного звона
Как называется праздничный колокольный. Из истории колоколов и колокольного звона

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый из них имеет свое название и значение.

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон.

Благовестом называются мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

Благовест,в свою очередь, бывает двух видов:

1. Обыкновенный или частый - производится самым большим колоколом;

2. Постный или редкий - производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.

Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол .

Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.

Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.

Он бывает нескольких видов:

1. Трезвон — это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.

Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.

В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

2. Двузвон — это звон во все колокола дважды, в два приема.

3. Перезвон — это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

4. Перебор — это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и заканчивая самым большим, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

БОУ «Андреевская ООШ»

Колокольные звоны

Журавлева Екатерина

Руководитель: ,

учитель музыки

учебный год

Краткая аннотация проекта

Актуальность проекта обусловлена необходимостью более глубокого изучения культурных традиций русского народа, воспитанию у детей музыкальной культуры, развитию музыкального слуха, а также повышением уровня исследовательской деятельности детей.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос:

Что такое колокольный звон?

Вопросы учебной темы:

1. Что такое колокольный звон?

2. Какие существуют виды колокольных звонов?

3. Какие бывают колокола?

4. Когда звонят колокола?

5. Работа звонницы и колокольни

6. Значение колокольных звонов

План проекта

Подготовительный этап:

· Подбор информационных ресурсов по теме проекта: энциклопедии, справочники, список научно-популярной и художественной литературы , Интернет-ресурсы

· Подготовка презентации для выявления представлений и интересов школьников

1 этап – Погружение в проект:

* Представление вводной презентации

* Выявление предварительных представлений по учебным вопросам

* Объявление о создании в группе выставки «Колокола»

2 этап – Организации деятельности:

* Совместное планирование исследования и оформления результатов. Выбор формы представления работы.

* Анализ проблемных вопросов по темам исследований, выдвижение гипотез, определение целей исследования

3 этап – Осуществление деятельности:

* Групповая работа по темам исследований: поиск, обсуждение полученной информации

* Представление промежуточных результатов

* Сбор разных видов колоколов для выставки

* Фотографирование детей за работой

4 этап – Презентация:

* Презентация итоговой работы

5 этап – Заключительный

* Подведение итогов работы над проектом.

Мы исследуем

Колокол по своей основной функции - музыкальный инструмент. Кроме того, это - памятник истории и материальной культуры, произведение художественного литья, памятник письменности, механическая система. Все эти аспекты должны стать объектом исследования соответствующих специалистов.

На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время бодрствовать и время спать, время веселью и время скорби. Они оповещали о грозящем стихийном бедствии и о приближении врага, они созывали мужчин для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстаниям в годы тирании. Звук вечевого колокола был сигналом к народным собраниям в древнерусских феодальных республиках Новгороде и Пскове,- недаром назвал «Колоколом» свой журнал, посвященный борьбе с самодержавием.

ВИДЫ КОЛОКОЛЬНЫХ ЗВОНОВ На сегодняшний день в христианском мире существуют три вида колокольного звона , каждый из которых предъявляет свои требования и к колоколам.

1. Православный звон - в его основе лежат ритм с присущей ему динамикой и взаимодействием тембров. Поэтому в колоколах ценится прежде всего благозвучие (благо-лепие) и богатство тембров, а абсолютное значение основного тона здесь роли не играет. Количество колоколов в звоннице обычно от 5 до 12. Звон осущест-вляется раскачкой языка, к которому предъявляются определенные требования. Благозвучие достигается грамотным подбором колоколов и мастерством звонаря.

2. Католический звон - в его основе лежат одиночные или двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил через ось вращения. Количество колоколов в звоннице обычно от 2 до 6. По традиции колокола подбираются или отливаются под определенный основной тон с ограниченным количеством обертонов. Отсюда звон сам по себе не так богат и зависит от количества колоколов, а также амплитуды их качания или скорости вращения, поэтому квалификация звонаря особого значения не имеет. В некоторых странах наравне с традиционным звоном практикуется и звон путем раскачки языка.

3. Кариольный звон - в его основе лежит исполнение звонарем мелодий по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 2 - 5 полных октав. Звон, как правило, осуществляется клавишным устройством (напоминающим клавиатуру органа). Оно приводит в движение языки или молотки колоколов через механические тяги или электромагнитные приводы. Колокола обычно подтачиваются точно в ноту, при этом стараются убрать лишние обертона и сократить время его звучания до 4 - 5 секунд, иначе это будет мешать исполнению мелодии. Если карильон оснастить автоматическим программным управлением в виде барабана или электромагнитного устройства, то он превращается в куранты.

В церкви различают 4 канонических звона : благовест, перебор, перезвон и трезвон.

Благовест - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале Богослужения. Этот звон также оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов.

Перебор - или погребальный (похоронный, проводной) звон выражает грусть и скорбь об усопшем и состоит из двух частей: непосредственно канонической (как такового перебора) и свободной (трезвона).

Перезвон - более сложный по сравнению с благовестом и перебором. Он состоит также из двух частей: канонической (т. е. самого перезвона) и свободной (трезвона). Классически перезвон представляет собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом "во вся"), и так повторяют много раз.

Трезвон - наиболее сложный по сравнению с другими каноническими звонами, но и является наиболее ярким в музыкальном отношении выражением колокольного звона, так как трезвон по своей форме не ограничен церковными уставами и поэтому различен как по составу используемых колоколов, так и имеет разнообразную форму исполнения, ритм, фактуру и инструментовку.

КАКИЕ БЫВАЮТ КОЛОКОЛА?

При многих церквах бывают обычно несколько колоколов, и они различаются между собой величиной и силой звука, и объединяются по этим признакам в три основные группы:

I группа - БАСОВЫЕ

Благовестник

Праздничный

Полиелейный

Воскресный

Постовой

II группа - ТЕНОРОВЫЕ И АЛЬТОВЫЕ (Подзвонные)

III группа - ТРИОЛЬНЫЕ (Зазвонные)

Во многих храмах различаются следующие колокола:

Праздничный

Воскресный

Полиелейный

Простодневный (будничный)

Малый (или пятый)

Колокола бывают разные. Церковные, музыкальные, для домашнего скота, колокольчики для выпускников, для Последнего звонка

https://pandia.ru/text/78/176/images/image005_102.jpg" alt="Колокола Тихвина" width="335" height="301">

https://pandia.ru/text/78/176/images/image007_95.gif" alt="Картинки" width="302" height="251 src=">

Лечение колокольным звоном" отмечает: "Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница , прекрасно исцеляются колокольным звоном.

Сделанные (но неоцененные государством) выводы были просто потрясающими. Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых нервных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессий и других психических заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный звон." Очень рекомендует целителям, да и всем людям, заботящимся о своем духовном благополучии использовать колокольный звон!

Вообще, замечено, когда в церкви регулярно используется колокол, то число прихожан увеличивается в 2-3 раза! Лечебное очищающее воздействие такой службы увеличивается тоже в разы!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ефименко по этнографии.., с. 168, 141

2. Израилев колокола и звоны. М., 1884.
3. Оловянишников колоколов и колокололитейное искусство. М., 1912, с. 42-43.

4. Смоленский Ст. О колокольном звоне в России.- Русская музыкальная газета, 1907, № 9-10, 4-11 марта, стб. 265.
5. Энциклопедический словарь юного музыканта. Москва Педагогика, 1985

Для православного человека храм Божий и колокольный звон — неразделимые понятия. Древняя русская традиция — снимать шапку, когда звонят колокола — говорит о том, что православный люд с большим благоговением относился к звону, который, по сути дела, представляет собой особый вид молитвы. Только эта молитва — благовест — начинается ещё задолго до богослужения, и её слышно за многие километры от храма. И как церковное пение пересекается с молитвами священника, так и православный звон символизирует важные моменты службы. И уж никакой крестный ход не обходится без колокольного звона.

Из истории колоколов

Колокол имеет очень интересную историю. Колокольчики, которые больше походили на бубенцы, были известны еще до Рождества Христова. Их носили на национальных костюмах во многих странах. Например, в древнем Израиле первосвященни-ки украшали свои одежды маленькими колокольчиками, которые являлись отличительными знаками определенных чинов.

Как му-зыкальный инструмент определенной канонической формы колокол появился к III веку. История его возникновения связана с именем святителя Павлина Милостивого , епископа Ноланского , память которого мы празднуем 5 февраля (23 января по ст. ст.). Жил он в итальянской провинции Кампана. Однажды возвращаясь домой после обхо-да своей паствы, он сильно притомился, прилег в поле и увидел во сне, как Ангел Божий играл на полевых колокольчиках. Это видение его настолько поразило, что он, по прибытии в свой го-род, попросил ремесленника изготовить ему из железа колокольчики наподобие тех, что видел во сне. Когда они были сделаны, оказалось, что у них было очень хорошее звучание. С тех пор на-чали изготавливать колокольчики самой разной формы и разме-ров, которые впоследствии увеличивались и привели к появле-нию церковных колоколов.

Изначально колокола отливали из самых разных металлов, но с течением времени сложился наиболее подходящий состав, который используется и сейчас: колокольная бронза (80% ме-ди и 20% олова). При таком составе звук у колокола получает-ся звонкий и певучий. Размеры колокола постепенно возраста-ли. Это было связано, в первую очередь, с мастерством колокололитейщиков. Процесс литья усложнялся и совершен-ствовался. Интересно отметить, что когда колокола перелива-ли, обязательно увеличивался их вес. Это связано с тем, что медь при переплавке теряет свои свойства, а олово выгорает, поэтому при каждой переплавке приходилось добавлять чис-той меди и олова, что увеличивало вес колокола как минимум на 20%.

А переливать колокола приходилось, поскольку у них тоже есть свой срок службы — обычно 100-200 лет. Срок служ-бы колокола зависит от многого: от качества литья, от звона-рей, от того, как аккуратно с колоколом обращаются. Большое количество колоколов разбилось только потому, что звонари не знали, как правильно звонить. И разбивались они чаше все-го в зимнее время — на морозе металл становится более хруп-ким, а в великий праздник так хочется позвонить погромче, вдарить в колокол посильнее!

Три жизни царь-колокола

Переливка колокола была таким же знаменательным событи-ем, как и отлитие нового. Ему часто давали новое имя, вешали на новое место, а если колокольня не позволяла, строили отдель-ную звонницу. Большие колокола лили прямо у храма, потому что их транспортировка была порой еще более сложной, чем са-ма отливка и поднятие на колокольню.

Московский Царь-колокол, можно сказать, имел несколько жизней. В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел отлить самый большой в мире «Успенский» колокол (первый наш Царь-колокол) весом 8000 пудов (128 тонн), который в 1654 году был подвешен и вскоре разбит. В 1655 году из него отлили «Большой Успенский» колокол (второй Царь-колокол) весом 10000 пудов (160 тонн). Он был подвешен в 1668 году на специально построенной звоннице, но во время пожара в 1701 году и этот колокол разбился.

В 1734-1735 годах завершила эпопею Царь-колоколов Анна Иоанновна, отлив колокол в 12000 пудов (около 200 тонн). Для дальнейшей очистки колокол подняли на деревянные стро-пила. Предполагалось построить для него специальную коло-кольню, так как он не влезал ни на колокольню Ивана Великого, ни на Успенскую звонницу.

Но вскоре в Кремле случился силь-ный пожар, и деревянная конструкция, на которой висел коло-кол, загорелась, колокол рухнул в яму. Испугавшись, что упав-шие на колокол горящие дрова могут его расплавить, народ стал поливать его водой. А после пожара обнаружилось, что от коло-кола отвалился кусок весом 11 тонн. Что послужило расколу ко-локола — его падение в яму (основание которой было каменис-тое) или температурные перепады при его поливании водой —неизвестно. Так ни разу и не позвонив, Царь-колокол пролежал в земле более ста лет. В 1836 году при Николае I Царь-колокол был поднят из земли и поставлен в Кремле на постамент, спро-ектированный итальянским инженером-ученым Монферраном.

Способы колокольного звона

Способов колокольного звона, характерных для нашей стра-ны, два: очепной и язычный. Особенность первого состоит в том, что колокол накрепко монтируют в подвижную ось, к кото-рой прикреплен рычаг (очеп) с привязанной к нему веревкой. Звонарь стоит на земле и тянет за нее, равномерно раскачивая колокол. Язык при этом остается свободным. При очепном способе звона можно использовать неболь-шие колокола. Если же вес колоколов достаточно большой, сис-тема их крепления усложняется, а большие нагрузки приводят к быстрому износу подвижных частей, а также разрушению са-мих стен колокольни.

Когда при царе Борисе Годунове отлили колокол в 1500 пу-дов (около 24 тонн) и подвесили его на специально построенной для этого звоннице, то чтобы раскачать его понадобилось сто че-ловек.

Звонница

Колокола на звоннице делятся на три группы: благовестники (самые тяжелые), которые управляются через педаль, а при очень большом весе второй человек раскачивает язык; ползвонные (средние по весу), которые соединены системой перетяжек с пультом управления и приводятся в действие левой рукой; зазвонные (самые маленькие), в которые обычно звонят трель пра-вой рукой.

Существует четыре вида православного звона: благовест (равномерные удары в самый большой колокол), перебор (пооче-редно ударяют в каждый колокол по одному разу от малого к большому, а затем во все сразу — удар «во вся», и так несколь-ко серий), перезвон (несколько серий поочередных однократных ударов в каждый колокол от большого к малому, затем — «во вся»), трезвон (самый богатый по ритму и композиции звон, в ко-тором задействованы все три группы колоколов). Перед началом богослужения положен благовест, затем трезвон, по окончании службы — трезвон. Благовест призывает христиан к богослуже-нию, а трезвон символизирует радость празднуемого события. Перебор положен во время похорон и символизирует собой жизнь человека: звук малых колоколов означает детство челове-ка и по возрастающей — его взросление, после чего удар «во вся» символизирует обрыв жизни. Перезвон (от большого к малому) символизирует истощение Христа во время крестных страданий, удар «во вся» символизирует Его крестную смерть. Перезвон по-ложен один раз в году — в Великий четверг вечером на выносе плащаницы.

Колокольный звон применялся на Руси не только во время празднования церковных служб. Колокола использовали для созывания народа на вече, оповещения об опасности или ненастье (пожар и т.д.), указания дороги заблудившимся путникам (ночью, в метель) или морякам (если храм стоял недалеко от моря), при-зыва на защиту Родины, при отправлении войска на войну, пра-зднования побед.

Полюбив колокольный звон, народ связывал с ним все свои торжественные и печальные события. Считалось, что колокол имеет какую-то чудесную силу, и его нередко отождествляли с живым существом. Об этом говорят и названия его основных ча-стей: язык, уши, маточник, плечо, тулово (или юбка). Интересно отметить, что в иностранных языках основные части колокола не имеют таких «живых» названий. Например, в английском или французском, язык называется ударником (молотком), маточник с ушами — короной, тулово и плечо — скатом.

Влияние колокольного звона на человека ещё очень мало изучено, но точно известно, что звон даже с физической точки зрения полезен для здоровья, так как исходящий от него (но неслышимый) ультразвук очищает воздух от микробов. Недаром в старину при эпидемиях и страшных морах полагалось неустанно звонить в колокола. И было замечено, что в тех сёлах, где была церковь и постоянно звонили в колокола, мор был значительно меньше, чем в тех местах, где не было храма. Колокольный звон может сильно влиять на душевное (психологическое) состояние человека. Ученые связывают это с существованием биорит-мов и резонансных частот для каждого органа. Обычно низкие частоты, характерные для больших колоколов, успокаивают человека, а высокие чаше всего возбуждают. Сегодня даже по-явились специальные методики использования колокольных зво-нов для лечения душевных расстройств. А утверждение о том, что все звонари — глухие, совершенно неправдоподобно. Пооб-щайтесь с любым звонарем со стажем, и он вам наверняка ска-жет, что никаких слуховых расстройств у него не наблюдается.

Русский народ нашел до-стойное выражение церковной идеи колокола в своих могу-чих, торжественных звонах, в своих высоких, своеобразных колокольнях; он любит колокол и почитает его. Это его зна-мя победное, его торжественное пред лицом всего мира ис-поведание лучших и заветнейших его упований, того, что ему всего дороже и священнее, чем он силен и непобедим.

По материалам журнала «Славянка»

Колокольный звон вызывает радостное удивление у каждого человека, независимо верующий он или нет. Переливы колоколов заставляют людей помимо воли обратить взгляд в сторону храма и улыбнуться.

Колокольня с несколькими певучими голосами - гордость каждого храма. Колокольный звон, обладающий целебной силой для православных душ, в зависимости от вида, «зовет» людей на служение, «поет» во время торжества и звучит, как набат, при опасности.

Услышав колокольный звон, нужно перекреститься и помолиться

В чем назначение церковных колоколов

В обустройстве христианского храма каждая вещь имеет свое назначение. Души православных христиан при слушании церковных переливов наполняются светом, радостью, миром, покоем. Когда колокола звучат, как набат, христиане знают, случилась беда.

Православный звон наполнен удивительной силой, обладающей способностью проникать в человеческие сердца . В церковных звуках и переливах русские православные люди научились отличать торжество, призыв и тревогу, слыша определенный звон.

Удивительное явление - при звучании колоколов, голуби, прообразы Духа Святого, не разлетаются, а наоборот, устремляются к храмам.

Слыша колокольные переливы, православный народ спешит на Богослужения, к которым их призывают ритмичные удары колокола. Весельем и радостью наполняют сердца верующих звуки, возвещающие о торжестве Церкви и праздничных служениях. Торжество и почитание вызывают перезвоны во время торжественных Богослужений.

Виды колокольного звона

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но и наполнением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид имеет название и значение.

Звонарем может быть только воцерковленный человек, обладающий определенными качествами:

  • внутренним чутьем;
  • чувством ритма;
  • знание звукового ряда;
  • знанием техники исполнения;
  • знанием Церковного устава.

Звонарь должен быть молитвенником и соблюдать посты, чтобы через переливы звуков донести до людей торжество Православия.

Звонарь рисует звуком, как художник красками

Слыша равномерные удары большого колокола, православные знают, что это благовест, призывающий к богослужению.

Чем значимее событие, тем большим выбирается Божий глас:

  1. Праздничный благовест звучит на Пасху или по особенным праздникам, для его звучания необходимо благословение настоятеля храма.
  2. Воскресный благовест звучит по воскресеньям, полиелейный - для проведения особенных служений.
  3. Ежедневные службы начинает будничный благовест, в Великий пост - постный.
  4. Набат возвещает беду, слава Богу, звучит крайне редко.

При поочередном многократном ударе по всем имеющимся в храме колоколам, перезвоне, возвещаются водосвятные молебны, Литургии, храмовые праздники.

При собственно колокольном звоне звонарь ударяет в два колокола.

Трезвон говорит сам за себя, в это время работают все колокола, большие и малые, каждый раз производит три удара с коротким перерывом. Низкие и звонкие звуки летят прямо в небо и души христиан, сообщая о начале Богослужения или окончании благовеста.

Утренний, монастырский исцеляющий от всех болезней звон

История появления колоколов

Первые упоминания о колокольчиках найдены в документах, которым более 6 тысяч лет. Прообразом дивного произведения является цветок колокольчик, чьи лепестки приходят в движении при малейшем дуновении ветра. Первой задачей колокольчиков было подать сигнал. Их надевали на домашних животных, вешали на двери.

Родиной первых литых звоночков считается Китай, где колокольчики используются в обрядах очищения. По легенде мастер никак не мог смешать нужные металлы для достижения нужного звука, все изделия либо давали трещины, либо не звучали. По совету монахов дочь мастера бросилась в расплавленный металл, и первый большой колокол «Прелестный цветок» зазвучал на весь Китай.

Египетские монахи первыми стали использовать колокольный звон для созыва христиан на служения.

Для сведения! Самое большое распространение на Руси церковные перезвоны приобрели в XVI столетии, превзойдя по весу все имеющиеся в европейских странах.

Божий глас стал элементом русской культуры. По поверью колокольные перезвоны отгоняют нечистую силу, поэтому во времена мора, нашествия врагов церковные звоны не умолкали.

Со временем появилась даже нотная грамота для игры на этих уникальных произведениях рук человеческих. В России часто устраивают фестивали колокольного звона, наполняя все вокруг Божьей славой.

Самый большой в мире Успенский колокол – «Царь-колокол»

Целебная сила колокольного звона

Учеными доказано, что колокольные перезвоны обладают целительной силой не только при очищении пространства от нечисти, но и при оздоровлении людей.

Удивительное открытие, сделанное исследователями, показывает, что церковные звуки распространяются в пространстве волнами в виде креста, оказывая положительное влияние на физическое, душевное и духовное состояние человека.

Неоднократно христиане отмечали выздоровление, избавление от родовых болезней после пребывания под покровом переливов Божьего гласа. Особенно колокольный звон обладает целительной силой при психо-эмоциональных заболеваниях.

Современные достижения позволяют слушать различные переливы церковной музыки в записи, находясь в помещении, тем самым очищая окружающее пространство от нечистой силы.

Совет! Включайте песни колокольных переливов и наслаждайтесь радостью и покоем в своем доме, не забывая, что звукотерапия длится не более получаса.

Колокольный звон. Очищение пространства и исцеление

По сложившимся церковным традициям, колокольный звон подразделяется на две большие группы: собственно звон и благовест.

Первый вид: собственно звон

Собственно звоном церковные служители называют колокольный звон, который производится при помощи всех имеющихся или нескольких церковных колоколов. Такой звон разделяют на несколько разновидностей:
- трезвон;
- двузвон;
- перезвон;
- перебор.

Трезвон совершается при помощи ударов во все . Такие удары осуществляют три раза в три приема. Сначала производят удары во все колокола, затем делают небольшой перерыв, потом опять удар и перерыв, затем опять удар и перерыв. Таким образом, колокольный звон происходит трижды.

При переборе после удара в большой колокол ударяют сразу во все колокола и так повторяют множество раз.

Двузвон – таким звоном называют удары, которые совершают дважды по всем колоколам. При этом звонят в колокола в два приема. Перезвон – это поочередное извлечение звука из колокола, которое начинается с самого большого и заканчивается маленьким.

Перебор представляет собой медленный звон по очереди в каждый колокол по 1 разу, начиная с наименьшего и заканчивая наиболее большим.

Второй вид колокольного звона: благовест

Благовестом церковные служители называют мерные удары в огромный колокол. Такой вид ударов очень хорошо слышно на большом расстоянии. Именно поэтому работники решили использовать этот колокольных звон для созыва народа на .

Благовестом такой звон называли потому, что с его помощью возвещается добрая, благая весть о начале богослужения.

Совершается благовест определенным образом. Сначала церковный служитель производит три медленных и протяжных удара, дожидаясь при этом затухания звука, а затем совершает более мерные удары. При этом ударные воздействия могут отличаться, в зависимости от размера самого колокола. Если он сравнительно большой, они производятся по всему диаметру колокола. Если же он не очень большой, язык колокола просто притягивают веревкой к его краю и при помощи положенной доски совершают удары нажимом ноги.

В свою очередь, благовест разделяется на несколько разновидностей:
- обыкновенный (частый) - такой звон производят при помощи самого большого колокола;
- (редкий) – такой звон выполняют при помощи маленького колокола во время Великого Поста.

Если при храме есть несколько больших колоколов, а это возможно при больших монастырях, кафедральных соборах, лаврах, то большие колокола в зависимости от их назначения разделяют на несколько видов:
- воскресный;
- праздничный;
- будничный (простодневный);
- полиелейный;
- малый.

Пара, которая решила пойти на совершение такого обряда, должна четко осознавать свои намерения и быть искренними друг с другом. Это довольно значимое и торжественное событие. Поэтому к нему следует подойти ответственно и подготовиться заранее, в том числе и морально.

Инструкция

Если у людей, собравшихся соединить друг друга узами брака, нет никаких препятствий провести обряд венчания, можно продолжить подготовку к нему и выбрать храм, в котором пройдет это событие. К выбору храма обычно приступают заблаговременно: за две-три недели до самого обряда. Это делается для того, чтобы служители располагали временем на объяснения процесса прохождения обряда венчания, определения места расположения приглашенных гостей, возможность съемки венчания на фотоаппараты и видеокамеры.

При организации данного мероприятия будет предоставлена возможность самой будущей супружеской паре выбрать себе священника, который проведет обряд. Выбор можно будет сделать из числа священнослужителей храма, в котором пройдет венчание, либо это может быть