История мгту им н.э.баумана. Стечкин борис сергеевич Борис стечкин

История мгту им н.э.баумана. Стечкин борис сергеевич Борис стечкин

Борис Сергеевич Стечкин (1891-1969) - советский учёный и конструктор в области тепловых и авиационных двигателей, академик АН СССР с 1953 года (член-корреспондент с 1946 года), Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957) и Сталинской (1946) премий.

Биография

Родился 24 июля (5 августа) 1891 года в деревне Труфаново Алексинского уезда Тульской губернии (ныне городского округа Тула) в дворянской семье Стечкиных.

Среднее образование получил в Орловском кадетском корпусе, которое окончил в 1908 году. По окончании корпуса поступил на механический факультет Императорского Московского технического училища. В это время там преподавал профессор Н. Е. Жуковский, и Стечкин стал членом его авиационного кружка. Во время обучения Стечкин также работал в качестве инженера и конструктора; совместно с В. П. Ветчинкиным он рассчитывал для П. Н. Нестерова его знаменитую «мёртвую петлю».

Чтобы продолжать работу с Жуковским, подал прошение о продлении обучения в училище и учился там до 1918 года.

С 1915 по 1917 год Стечкин совместно с А. А. Микулиным работал в лаборатории по военным изобретениям Н. Н. Лебеденко. Там они создали прицел для бомбометания с легендарного «Ильи Муромца». Также в процессе работы над проектом «Царь-танка» создали свой первый мотор АМБС-1 (сокращение от Александр Микулин и Борис Стечкин). Двигатель имел выдающиеся по тем временам характеристики и конструкторские решения (например, впрыск топлива в цилиндры), но был изготовлен из некачественных материалов и проработал всего несколько минут, после чего его шатуны погнулись. События 1917 года в России и прекращение финансирования остановили доработку этого двигателя, но опыт пригодился и Стечкину, и Микулину, который стал впоследствии ведущим конструктором поршневых авиационных двигателей в СССР.

Окончил училище в 1918 году. По представлению Жуковского остался работать на кафедре для подготовки к званию профессора. В 1921 году Б. С. Стечкин избран профессором.

В 1920-х годах Стечкин стал одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения, вносившим заметный вклад в теорию поршневых двигателей внутреннего сгорания. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» он опубликовал статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые сформулировал принципы, ставшие основополагающими в этой отрасли техники.

Б. С. Стечкин является автором многих теоретических работ и практических методик тепловых и газодинамических расчётов тепловых двигателей и лопаточных машин. В то же время он проявил себя и как значительный конструктор-практик. С 1931 по 1933 год в конструкторском бюро под его руководством были спроектированы, построены и успешно прошли стендовые испытания быстроходные авиационные дизели ЯГГ, ПГЕ и КОДЖУ, была завершена работа над тысячесильным ФЭД-8. Хотя эти двигатели и не пошли в серийное производство, заложенные в них на стадии проектирования прогрессивные идеи стали фундаментом для создания под руководством Стечкина и при его участии в 1933-1937 годах двух оригинальных авиационных дизелей.

Работая в различных научных и конструкторских организациях, Б. С. Стечкин тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники, в том числе: с Н. Е. Жуковским, Ф. А. Цандером, С. П. Королёвым, А. Н. Туполевым, А. А. Микулиным и другими.

Принимал активное участие в создании целого ряда ведущих научно-исследовательских центров по изучению проблем авиации и ракетостроения, в том числе: ЦАГИ, ВВИА имени Жуковского, Института двигателей АН СССР (1951), первым директором которого он являлся. В начале 1930 года стал заместителем директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения (впоследствии ЦИАМ).

Значительную часть научной деятельности Б. С. Стечкина составляла преподавательская работа. Он был профессором МВТУ (1921-1927), МАИ (1933-1937), ВВИА имени Н. Е. Жуковского (1921-1954), МАДИ (1954-1969).

Выдающийся русский, советский ученый в области тепловых и авиационных двигателей, академик АН СССР с 1953г., член-корреспондент с 1946 г.


Б.С. Стечкин родился 5 августа 1891 г. в с. Труфаново Тульской губернии в дворянской семье. Среднее образование он получил в Орловском кадетском корпусе (1908), по окончании которого поступил на механический факультет Высшего технического училища в Москве, которое закончил в 1918 г. Профессор Н.Е. Ж

уковский обратил внимание на способного студента и пригласил его работать на кафедре после окончания МВТУ. В 1921 году Стечкин избирается профессором.

В 20-е годы Стечкин становится одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения, вносит заметный вклад в теорию п

оршневых двигателей внутреннего сгорания. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» он публикует статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые формулируются принципы, ставшие основополагающими в этой отрасли техники. Б.С. Стечкин является автором многих теоретических работ и практи

ческих методик тепловых и газодинамических расчётов тепловых двигателей и лопаточных машин.

Работая в различных научных и конструкторских организациях, Б.С. Стечкин тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники, в том числе: с Н.Е. Жуковским, Ф.А. Цандером, С.П. Королёвы

м, А.Н. Туполевым, А.А. Микулиным, и др.

В начале 1930 года стал зам. директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения (впоследствии ЦИАМ). Арестован 20 октября 1930 года по делу Промпартии.

Б.С. Стечкин принимал активное участие в создании целого ряда ведущих научно-и

сследовательских центров по изучению проблем авиации и ракетостроения, в том числе: ЦАГИ, ВВИА им. Жуковского, Института двигателей АН СССР, первым директором которого он являлся.

Значительную часть научной деятельности Б.С. Стечкина составляла преподавательская работа. Он был профессором МВТУ (1

921-27), МАИ (1933-37), ВВИА им Жуковского (1921-1954), МАДИ (1954-1969).

Несмотря на свои достижения, Стечкин дважды пострадал от сталинских репрессий: в 1930-1933 и 1937-1943 годах находился в заключении, работая при этом в специальном техническом бюро. Это помешало поступлению в МГУ его сына -

С. Б. Стечкина - впоследствии ставшего профессором этого университета. Стечкин упомянут в романе А.И. Солженицина «В круге первом», а также в книге воспоминаний Л. Кербера «Туполевская шарага».. В 1943 году Стечкин был освобожден после личной просьбы А. А. Микулина Сталину.

За свою научную и инж

енерную деятельность Б.С. Стечкин был удостоен многих правительственных наград: Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957 г.) и Сталинской премии (1946 г.), награждён 2-мя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.

Сын Бориса Сергеевича Стечкина - Стечкин, Сергей Борисович, математик, профессор МГУ.

Внук Бориса Сергеевича Стечкина - Стечкин, Борис Сергеевич, математик, сотрудник МИАН, академик Академии космонавтики.

Племянник Бориса Сергеевича Стечкина (старшего) - Стечкин, Игорь Яковлевич, изобре


Родился 5 августа 1891 года в селе Труфаново Тульской губернии ,
в дворянской семье.

Отец - Сергей Яковлевич Соломин (Стечкин) ( 1864 - 1913 ) был одним
из первых русских писателей
, целиком посвятивших своё творчество
научной фантастике
.

Мать - Мария Егоровна Стечкина - дочь профессора МГУ Н.А. Шилова стала
земским фельдшером
. Погибла в 1942 году от рук фашистских захватчиков .

Среднее образование он получил в 1908 году в Орловском кадетском корпусе ,
по окончании которого поступил на Механический факультет Высшего
технического училища
в Москве , которое закончил в 1918 году.

Со студенческих лет , по совету своего двоюродного дяди ,
профессора Николая Егоровича Жуковского , он обратился к изучению
в опросов теории двигателей , работая на кафедре после окончания МВТУ .
В 1921 году Борис Сергеевич Стечкин с тановится Профессором .

В 1920-е годы Б.С. Стечкин становится одним из наиболее авторитетных
специалистов
в ССС Р в области авиамоторостроения , внёс заметный вклад
в теорию поршневых двигателей внутреннего сгорания .

В 1929 году в журнале "Техника Воздушного Флота" он публикует статью
"Теория воздушного реактивного двигателя"
, где впервые формулируются принципы , ставшие основополагающими в этой отрасли техники .

Б.С. Стечкин
является автором многих теоретических работ и практических методик тепловых и газодинамических расчётов тепловых двигателей и лопаточных машин .

Работая в различных научных и конструкторских организациях , Борис Сергеевич
тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники ,
в том числе с
Н.Е. Жуковским, Ф.А. Цандером , С.П. Королёвым , А.Н. Туполевым ,
А.А. Микулиным
и др угими .

В начале 1930 года стал заместителем директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения ( впоследствии ЦИАМ ) .

Несмотря на все свои заслуги перед страной , Стечкин дважды подвергся
сталинским репрессиям
.
В первый раз он был арестован 20 октября 1930 года по делу Промпартии ,
приговорён к трём годам тюремного заключения , но, благодаря вмешательству
Академика
С.А. Чаплыгина , освобождён досрочно в конце 1931 года в связи
с пересмотром дела .

Во второй раз он был арестован в декабре 1937 года .
Во время следствия в одной камере с ним сидел Валентин Петрович Глушко ,
будущий Академик и выдающийся конструктор ракетных двигателей .
Именно Стечкин (уже имевший опыт отсидки ) посоветовал
Глушко подать
прошение об использовании его как специалиста
, тем самым спас его
от безвестного пропадания в лагерях .

До 1943 года Борис Сергеевич находился в заключении , работая в спецтюрьме
НКВД ЦКБ-29
(т.н. "Туполевская шарага" ) .
Это помешало поступлению в Московский Государственный университет
его сына - Сергея Борисовича Стечкина - впоследствии ставшего
Профессором этого университета
.

Этот период жизни Б.С. Стечкина затронут в романе А.И. Солженицына
"В круге первом"
, а также в книге воспоминаний Л. Кербера
"Туполевская шарага"
.

В 1943 году Б.С. Стечкин был освобождён по ходатайству А.А. Микулина перед
И.В. Сталиным , в связи с созданием завода опытных образцов авиадвигателей ,
на роль научного руководителя которого Микулин предлагал кандидатуру
Бориса Сергеевича Стечкина
.
Начиная с 1943 года он являлся заместителем Главного конструктора
Опытного Конструкторского бюро Центрального
института
авиационного машиностроения по научной части.

Б.С. Стечкин принимал активное участие в создании целого ряда ведущих
научно-исследовательских центров
по изучению проблем авиации и
ракетостроения
, в том числе Центрального Аэрогидродинамического Института ,
Военно-воздушной инженерной Академии имени Н.Е. Жуковского
,
Института двигателей Академии наук СССР ,
первым директором которого он являлся .

Значительную часть научной деятельности Б.С. Стечкина составляла
преподавательская работа .
Он был Профессором Московского высшего технического училища
(
в 1921-1927 годах ) , Московского Авиационного института ( в 1933-1937 годах ) ,
Военно-воздушной инженерной Академии имени Н.Е. Жуковского
(
в 1921-1954 годах ) , Московского автодорожного института (в 1954-1969 годах ) .

С 1963 года и до конца жизни Борис Сергеевич Стечкин работал научным консультантом по перспективным двигателям в ОКБ-1 под руководством С.П. Королёва ,
заботясь как истинный патриот о будущих высоких достижениях
советской космонавтики
.

Он был организатором работ работ по созданию плазменных и ионных электрореактивных двигательных установок для космических полетов .

***
Сын Б.С. Стечкина - Стечкин Сергей Борисович (1920 - 1995 ) - математик ,
Профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова ,
Доктор физико-математических наук .

Внук Б.С. Стечкина - Стечкин Борис Сергеевич (род. в 1950 году ) - математик , сотрудник Математического института Российской Академии наук ,
Академик Академии космонавтики.

Племянник
Б.С. Стечкина - Стечкин Игорь Яковлевич (1922 - 2001 ) -
Лауреат Сталинской премии
, Заслуженный конструктор
Российской федерации
, изобретатель , конструктор стрелкового оружия ,
создатель автоматического пистолета.

Зять Б.С. Стечкина - Веденов Александр Алексеевич (1933 - 2008 ) -
Лауреат Государственной премии СССР ,
член-корреспондент Российской Академии наук ,
Д ействительный член Российской Академии естественных наук ,
Главный научный сотрудник Отделения перспективных
исследований ИЗМИРАН,
Профессор кафедры молекулярной биофизики МФТИ
,
учёный в области области теоретической физики , статистической физики ,
физики плазмы, квантовой электроники , физики твёрдого тела
и молекулярной биофизики ,
Научный сотрудник
Института Атомной энергии имени И.В. Курчатова .
Н аграды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1961 года
"За выдающиеся заслуги в деле развития гидроаэромеханики и теплотехники
и в связи с семидесятилетием со дня рождения"
Академику
Борису Сергеевичу Стечкину было присвоено звание
Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и
Золотой медали "Серп и Молот" .

В 1946 году он был удостоен Сталинской премии .
а в 1957 году - Ленинской премии .

Награждён двумя орденами Ленина ,
орденами Трудового Красного Знамени , Красной Звезды ,
медалями "За доблестный труд" , "За победу над Германией" ,
"800 лет Москвы" .

Б.С. Стечкин родился 5 августа 1891 г. в с. Труфаново Тульской губернии в дворянской семье. По окончании Орловского кадетского корпуса в 1908 г. поступает на механическое отделение Высшего технического училища в Москве, где встретился с двоюродным братом своего отца - известным российским ученым Н.Е.Жуковским. Именно в этот году профессор Жуковский начинает читать в ИМТУ курс «Воздухоплавание» и создает знаменитый воздухоплавательный кружок, в котором начали свою научную и инженерную деятельность ныне всемирно известные авиационные конструкторы: А.Н.Туполев, А.А.Архангельский, П.О.Сухой, Б.Н.Юрьев, А.А.Микулин, В.П.Ветчинкин и другие.

Стечкин один из самых активных членов этого кружка. Кроме того, в течение нескольких лет он совмещает учебу с работой механика и инструктора по авиационным моторам на авиационных курсах Управления воздушного флота, организованных при ИМТУ Жуковским. В 1918 г. Борис Сергеевич закончил МВТУ и получает диплом инженера-механика. По просьбе Н.Е. Жуковского - «отца русской авиации» был оставлен при училище для занятий авиационными моторами.

В том же году под руководством Жуковского создаётся Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) и Стечкин переходит туда начальником винтомоторного отдела. Отдел работал над созданием высотных двигателей, повышением их мощности и экономичности, проводил опыты по исследованию камеры сгорания двигателя, изучал детонацию двигателя и её подавление. Сотрудники отдела создали винт с изменяющимся во время полёта углом лопастей. Для исследования процессов, происходящих в двигателе в разных режимах работы, Стечкин предложил построить камеру низкого давления и разработал её проект. Это была первая такая камера в стране. Впоследствии она работала в Центральном институте авиационного моторостроения и принесла немало пользы при исследовании высотных свойств двигателей.

Уже в 20-е годы Стечкин становится известным специалистом, ученым широкого профиля в области моторостроения, механики. Работая заместителем директора ЦАГИ, Борис Сергеевич одновременно читал лекции в МВТУ, где в 1921г. его утверждают в звании профессора. Н.Е. Жуковский в последние годы своей жизни поручил ему чтение лекций в МВТУ и в Институте инженеров Красного Воздушного Флота им. Н.Е.Жуковского (Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е.Жуковского) одним из организаторов которого он был.

В 1930 году под лозунгами борьбы со лжеспециалистами он был осужден на три года, в конце 1931 г. освобожден и позже реабилитирован. Но, находясь в заключении, он продолжал работать специальным консультантом по различным проектам, разработкам, наброскам.

В 1930 г. на базе отдела авиационных моторов НАМИ и винтомоторного отдела ЦАГИ был организован Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), в котором Борис Сергеевич с 1935 г. занял должность заместителя директора по научной работе. Работу в ЦИАМе он успешно совмещал с активной научно-педагогической деятельностью в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, в которой с 1932 г. он руководил кафедрой теории авиационных двигателей. Преподавал и в Московском авиационном институте (1933-37).

В декабре 1937 года по клеветническому обвинению Стечкин вновь был арестован. Находясь в заключении, работал в специальном ЦКБ-29 ("Особое техническое бюро НКВД СССР"), впоследствии получившим название "Туполевская шарага". В войну техническое бюро перевели из Москвы в Казань. Там он работает над авиационными дизелями. Под руководством Стечкина был спроектирован и построен первый осевой компрессор для наддува авиационного дизеля М-30. Кроме того, внепланово он продолжает заниматься реактивным движением и зимой 1941/42 года он создаёт пульсирующий прямоточный воздушно-реактивный двигатель, получивший название «УС» (ускоритель Стечкина).

В 1943 г. по решению Государственного комитета обороны было образовано новое ОКБ по разработке авиационных двигателей, которое возглавил А.А.Микулин. По его настоятельной и мотивированной просьбе Б.С.Стечкин после шестилетнего заключения возвращается в Москву и приступает к работе в качестве заместителя Генерального конструктора по науке ОКБ А.А.Микулина. Одновременно с основной работой командование ВВС поручило Б.С.Стечкину организацию в академии им. Н.Е. Жуковского кафедры «Теории лопаточных машин и реактивных двигателей», начальником которой он был с1943г. по 1954г. вплоть до назначения заведующим лабораторией двигателей АН СССР (1954-1961), преобразованной в 1961 г. . в Институт двигателей АН СССР, которым Борис Сергеевич руководил в 1961-62 г. Одновременно с 1954 работал профессором Московского автомобильно-дорожного института.

Б.С. Стечкин еще с 1915 г. начал заниматься теорией авиационных двигателей. Он является одним из создателей теории теплового и газодинамического расчёта авиационных двигателей и методики построения наземных и высотных характеристик двигателей; им выведен ряд универсальных формул для расчета поршневых авиационных двигателей по расходу воздуха, а также для определения коэффициента наполнения и индикаторного коэффициента полезного действия. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» опубликовал статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые изложил теорию воздушно-реактивных двигателей, имевшую основополагающее значение для последующего развития реактивной авиации и ракетной техники.
В 1946 году Б.С. Стечкин был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. В 1947 году его избрали действительным членом Академии артиллерийских наук. 23 октября 1953 года Борис Сергеевич был избран академиком Академии наук СССР. Лауреат Государственной премии СССР (1946), Ленинской премии (1957). За образцовое выполнение заданий правительства и внедрение в серийное производство авиационных моторов награждён 2 орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и другими медалями. Работы Стечкина в области моторостроения способствовали укреплению обороноспособности страны. В последние годы жизни (1963–1969) Борис Сергеевич был научным руководителем отдела в КБ С.П. Королева, принимал участие в создании космических кораблей.