"И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?" (по повести М.Ю.Лермонтова «Тамань» из романа "Герой нашего времени"). Урок "печорин и контрабандисты" Кто является в повести тамань честным контрабандистом

"И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?" (по повести М.Ю.Лермонтова «Тамань» из романа "Герой нашего времени"). Урок "печорин и контрабандисты" Кто является в повести тамань честным контрабандистом

Из истории работы над «Героем нашего вре­мени» известно, что все главы, составляющие ро­ман, создавались как отдельные произведения, первоначально не были связаны общим замыслом. Исследователи определяют жанр «Тамани» как но­веллу или очерк-новеллу. Вспомните жанровые признаки новеллы, отличающие ее от рассказа или повести. Можно ли считать «Тамань» новеллой? Дайте развернутый ответ.

Новелла отличается острым, часто па­радоксальным сюжетом, отточенностью композиции, неожиданной развязкой. «Тамань» правомерно относить к новелле, так как в ней названные признаки при­сутствуют. Так, к примеру, начало «Та­мань — самый скверный городишка из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдоба­вок меня хотели утопить» характерно для новеллы, так как в нем сконцентрированно все ее содержание. Дальнейшее повест­вование не только не добавляет чего-либо нового к намеченным здесь событиям, но одно из них даже отбрасывает («чуть не умер с голоду»), чтобы все внимание со­средоточить на другом («меня хотели уто­пить»). Совершенно неожиданно Печо­рин оказывается благодаря своему любо­пытству свидетелем странных занятий хозяев дома и решает найти разгадку. И это любопытство героя привело к ново­му, неожиданному сюжетному развитию новеллы. Начавшиеся было романтиче­ские отношения Печорина с ундиной, сви­дание в лодке приобрели совершенно нео­жиданное для читателя продолжение. Де­вушка попыталась устранить Печорина как свидетеля их занятий контрабандой. И возможность развития любовного сю­жета была полностью исключена. Особой остротой и напряженностью, характерной для новеллы, отличается сцена борьбы в лодке.

Печорин разгадал тайну контрабандис­тов, но от этой разгадки ему стало груст­но — он разрушил жизнь честных контрабандистов. Концовка новеллы нам также представляется неожиданной, но вытекающей из логики характера ге­роя. Активно и настойчиво пытаясь уз­нать, чем занимаются Янко, ундина, сле­пой мальчик, он вдруг потерял интерес к их жизни и завершил записи фразой: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офи­церу, да еще с подорожной по казенной надобности!»

Известнейший российский лингвист академик В. В. Виноградов, углубленно занимавшийся изучением языка и стиля художественных произведений, считал «Тамань» пограничным жанром «разбой­ничьей новеллы» и путевых заметок.

Как вы оцениваете поведение и личностные качества героя?

Печорин — человек противоречивый. Он смел, храбр, создает ситуацию риска. Он даже бравирует своей храбростью и ве­рой в рок. Он в Тамани оказался во власти неосознанного порыва и действовал им­пульсивно. Ему нужно было раскрыть тайну контрабандистов, и он в своем ри­ске идет на прямой разговор с ундиной и даже угрожает донести коменданту горо­да. Вместе с тем он не против завести и банальный роман с девушкой из просто­го люда и поступает доверчиво и неосмот­рительно. Принятые им меры безопас­ности оказываются слабыми и недейст­вующими. Однако Печорин сам понимает, что его роль в жизни людей, с которы­ми он встречается, большей частью отри­цательная. Окружающая жизнь в Тама­ни кажется ему скучной, неинтересной, и он начинает раскручивать опасную иг­ру, чтобы сделать эту жизнь ярче, ин­тереснее. Однако его намерения, дейст­вия — и он сам это понимает — по своему результату оказываются мелкими и нич­тожными. В этом суть противоречий характера умного, ироничного, одаренно­го, волевого, смелого и рискованного офицера Григория Александровича Печо­рина.

Можно ли обвинить Печорина в том, что он разрушил жизнь «честных контрабандистов»?

Он сам сделал этот вывод после того, как услышал сцену прощания Янко со слепым мальчиком. Плакал слепой, ос­тавшийся без средств к существованию, печальна судьба оставленной старухи, должен искать новые пути зарабатывать средства на жизнь Янко.

Произведение «Герой нашего времени» в ли­тературоведении считают реалистическим социаль­но-психологическим романом. Можно ли это ут­верждение целиком отнести к новелле «Тамань»? Какие социально-психологические проблемы в ней поставлены?

«Тамань» в большей степени является новеллой, сочетающей в себе романтиче­ское и реалистическое начала. Одна из ведущих социально-психологических проб­лем всего романа, и «Тамани» в частнос­ти, это проблема нравственной ответ­ственности человека за свои поступки и выбор жизненного пути, за свою судьбу. Другая проблема новеллы — жизнь «есте­ственного» человека и противоречие меж­ду миром «природных людей», в данном случае — контрабандистов, и людей циви­лизованного мира, которых представляет Печорин. Борьба этих двух начал в че­ловеке проявляется и в поведении Печо­рина, составляя его внутренние противо­речия.

Глава «Тамань» вошла в «Журнал Печорина». Восстанавливая хронологическую последовательность событий из жизни Печорина, следует начинать чтение романа «Герой нашего времени» с повести «Тамань», где Печорин рассказывает о случае, который с ним произошел, когда он впервые приехал из Петербурга на Кавказ. Затем следует повесть «Княжна Мери», где Печорин рассказывает о событиях, в которых он участвовал, приехав на воды в Пятигорск. Затем повесть «Бэла», события которой происходят в крепости, куда Печорин был сослан за дуэль с Грушницким.

Из крепости Печорин уезжал на некоторое время в казачью станицу и был свидетелем истории с офицером Byличем, описанной в новелле «Фаталист». Затем проходит пять лет. Печорин, выйдя в отставку, живет в Петербурге и, снова заскучав, едет в Персию. По пути он встречается с Максимом Максимычем. Их встреча описана в рассказе «Максим Максимыч». Из краткого предисловия к «Журналу Печорина» мы узнаем, что, возвращаясь из Персии, Печорин умер. Лермонтов отступил от такой хронологии и построил композицию романа таким образом, что сначала мы узнаем о Печорине из рассказов о нем Максима Максимыча и проезжего офицера, а потом уж из дневника «Журнал Печорина». Таким образом характер Печорина раскрывается в различных ситуациях, в столкновении с другими персонажами романа. И каждый раз открывается какая-то новая грань сложной и богатой натуры Печорина.

«Тамань» - третья по порядку повесть. Своей проблематикой и характером окружения героя как бы продолжает «Бэлу» и представляет собой запись об эпизоде из прошлого. Рассказ ведется от первого лица (Печорина). Описывая эпизод из жизни контрабандистов, Печорин о своих мыслях и переживаниях ничего не говорит. Внимание его сосредоточено на показе самих событий, их участников, обстановки. Создать таинственное и романтическое настроение повести помогает пейзаж. С удивительным мастерством Лермонтов описывает беспокойное море, луну, тучи. «Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, а внизу с беспрерывным рокотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля», - пишет Печорин. Вокруг него обстановка таинственности и неизвестности. Ночь, камышовая крыша и белые стены нового жилища, встреча со слепым мальчиком - все это настолько поражает воображение Печорина, что он долго не может уснуть на новом месте. Многое в поведении мальчика кажется непонятным и загадочным: как слепой так легко спускается по узкой крутой тропинке, как он чувствует взгляд человека. Неприятное впечатление на Печорина производит его едва приметная улыбка. Любопытство Печорина подстегивают и действия мальчика. Один, среди ночи, с каким-то узлом, он спускается к морю. Печорин стал наблюдать за ним, спрятавшись за выдавшеюся скалою. Он увидел, как к нему подошла белая женская фигура и заговорила с ним. Из разговора стало понятно, что они ждут Янко, который должен приплыть на лодке по бурному морю, минуя береговых сторожей. Он доставил на лодке какой-то груз. Взяв каждый по узлу, они пустились по берегу и исчезли из вида.

Что за люди живут на берегу? Какие загадки таит их необычное поведение? Эти вопросы не дают покоя Печорину, и он смело вторгается в неизведанное, смело бросается навстречу опасности. Печорин знакомится со старухой и ее дочерью. Услышав песню, Печорин поднял глаза и на кровле крыши увидел девушку в полосатом платье, с распущенными косами, настоящую русалку. Впоследствии он прозвал ее Ундиной. Она была необыкновенно хороша собой: «Необыкновенная гибкость стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно». Заговорив с этой девушкой, Печорин рассказал о ночной сцене на берегу, свидетелем которой он стал, и пригрозил донести обо всем коменданту. Это была большая неосторожность с его стороны, и он скоро раскаялся. Поэтическая девушка - «ундина», «настоящая русалка» - коварно заманивает Печорина в ловушку, намекая на любовь: «Она вскочила, обвила руками мою шею, и влажный, огненный поцелуй прозвучал на губах моих. В глазах потемнело, голова закружилась, я сжал ее в моих объятиях со всей силой юношеской страсти…» Ундина назначила Печорину свидание ночью на берегу. Забыв об осторожности, Печорин садится в лодку. Отплыв от берега на некоторое расстояние, девушка обняла Печорина, отстегнула пистолет и выбросила за борт. Печорин понял, что может погибнуть, так как не умел плавать. Это придало ему силы, и непродолжительная схватка закончилась тем, что он сбросил ее в волны. Надежда на любовь оказалась обманутой, свидание кончилось яростной борьбой за жизнь. Все это вызывает гнев Печорина, пострадавшего из-за своей наивности и доверчивости. Но, несмотря ни на что, ему удалось раскрыть тайну «мирных контрабандистов». Это приносит герою разочарование: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну». Вернувшись, Печорин обнаруживает, что в мешке слепой отнес на берег его вещи - шкатулку, шашку с серебряной оправой, дагестанский кинжал - подарок друга. «Не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила?» Утром Печорин уезжает в Геленджик.

Печорин понимает, что совершил ошибку, вторгшись в жизнь этих людей, и винит себя за вторжение в их круг, которое нарушило жизнь. Уезжают Янко и девушка, оставляя мальчика и старуху без средств к жизни. Печорин признается: «Что сталось со старухой и с бедным слепым - не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности».

«Тамань» поражает мастерским изображением характеров героев. Образ девушки-контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерны причудливая изменчивость настроения, «быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности». Ее речи загадочны и по форме близки к народным пословицам и поговоркам; ее песни, напоминающие народные, говорят о ее стремлении к буйной воле. В ней много жизненных сил, смелости, решительности, поэзии «дикой свободы». Богатая, своеобразная натура, полная таинственности, она как бы самой природой создана для вольной, полной риска жизни, которую она ведет. Не менее колоритен образ контрабандиста Янко, выписанный скупыми, но яркими штрихами. Он решителен и бесстрашен, не боится бури. Узнав о грозящей ему опасности, он покидает родные места, чтобы искать промысел в другом месте: «…а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!» Но в то же время Янко проявляет жестокость и скупость, оставляя слепого мальчика на берегу с несколькими монетами. Личность Печорина дополняется такими качествами, которые проявляются в минуты опасности: это смелость, решительность, готовность идти навстречу риску, сила воли.

В конце повести Печорин всматривается в белый парус, который мелькал между темных волн при свете месяца. Этот символический образ напоминает об одном из самых удивительных по красоте и самых глубоких по мысли лермонтовских стихотворений - «Белеет парус одинокий…». Такой же мятежной, беспокойной была жизнь главного героя - Печорина.

Контрабандист не может быть честным, потому что занимается противозаконными действиями. Почему Печорин называет контрабандистов честными? Ответ можно найти в главе «Тамань».

Григорий признается, что ему становится грустно в конце описания случившейся с ним истории в Тамани. Печорин видит, как плачет оставшийся один слепой мальчик. Янко и Ундина уносятся вдаль моря. За свой труд и преданность мальчишка получил монету на пряник. Читателю жалко слепого, страшно за Ундину, обидно за Печорина.

Сам Григорий понимает, что совершил. Он сравнивает себя с камнем, брошенным в гладкий источник. Эпитет гладкий соотносится с чистым, спокойным. Контрабандисты занимаются своим делом, чтобы выжить. Их убогое жилье доказывает нищету и скудность. «Мирный круг» состоит из нескольких человек, все они вызывают только жалость.

Осуждать можно Янко, но и его судьба незавидна: темной ночью мчаться по бушующему морю сможет не каждый. Что станет со старухой и слепым, где найдут они себе пропитание?

Честные контрабандисты «Герой нашего времени», честность, в данном случае, - это забота. Янко и Ундина пытались облегчить участь обездоленных. Печорин вмешивается в их жизнь и заставляет контрабандистов покинуть выбранный для жизни город. Они справятся и смогут найти себе новое пристанище, а слепой мальчишка вряд ли встретит таких же друзей. Единственный способ быть сытым разбивается о камень человеческой души, занятой поиском развлечений для своего ума.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

2 слайд

Описание слайда:

помочь учащимся проанализировать третью главу романа М.Ю.Лермонтова«Герой нашего времени»

3 слайд

Описание слайда:

Сколько повестей включает в себя роман «Герой нашего времени» ? Особенности композиции и жанра романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Последовательно ли развиваются описываемые события? В чём особенность композиции романа? Какой задаче подчинена нарушенная хронология романа? В чём заключается новаторство романа М.Ю.Лермонтова?

4 слайд

Описание слайда:

Возьмите повесть Лермонтова «Тамань», – в ней не найдёшь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом; какой чудный язык…! Д.В. Григорович Повесть М.Ю.Лермонтова «Тамань»

5 слайд

Описание слайда:

Повесть М.Ю.Лермонтова «Тамань» Повесть Лермонтова «Тамань» впервые была напечатана в 1840 г. во втором номере восьмого тома журнала «Отечественные записки» Кто является рассказчиком в повести «Тамань»? Рассказчик – Григорий Александрович Печорин. Мы читаем журнал Печорина – записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому столь открыт в их описании.

6 слайд

Описание слайда:

Повесть М.Ю.Лермонтова «Тамань» Смена рассказчика Печорин Максим Максимыч рассматривает события словно в перевёрнутый бинокль и показывает общий план событий. Как рассказчик Печорин имеет наибольшие преимущества, т.к. не просто знает о себе более других, но и способен осмыслить свои мысли, чувства и поступки Офицер-рассказчик приближает события, переводит с общего плана на более укрупнённый, но он мало знает

7 слайд

Описание слайда:

«Тамань –самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть –чуть не умер с голода, да ещё вдобавок меня хотели утопить» Повесть М.Ю.Лермонтова «Тамань» В каком состоянии находится Печорин, приехав в Тамань? Что будет делать обычный человек в минуты крайней физической усталости? Что делает Печорин, попав в «нехорошее» место? Почему? Поздняя ночь Стал требовать Три ночи не спал Измучился Стал сердиться Печорин раскладывает вещи…(?) Осматривает пристань..(?) Долго стоит на берегу..(?) Рассуждает о людях..(?) Разговаривает с мальчиком..(?) Берёт оружие..(?)

8 слайд

Описание слайда:

Попав в незнакомую обстановку и в чрезвычайные ситуации, Печорин допускает ошибки и просчёты. Какие? Как он выходит из затруднительных положений? Какие особенности личности Печорина проявляются в истории с «мирными контрабандистами»? Покажите исключительную наблюдательность Печорина, например, по отношению к слепому мальчику и девушке. К какому выводу приходит герой в конце повести? Как это его характеризует? Повесть М.Ю.Лермонтова «Тамань»

9 слайд

Описание слайда:

Какие черты характера проявляет Печорин в Тамани? Повесть М.Ю.Лермонтова «Тамань» Первая встреча со слепым мальчиком Наблюдение за девушкой и первый разговор с ней Сцена «очаровывания» Печорина ундиной Наблюдение за встречей слепого и Янко Интерес к человеку Интерес к необычному в человеке «Юношеская страсть» Грусть Интерес ко всему таинственному Решительность, смелость Активное начало заставляет идти на свидание Способность сострадать чужому горю

10 слайд

Описание слайда:

Два мира: Печорин и контрабандисты Повесть М.Ю.Лермонтова «Тамань» Печорина и контрабандистов объединяет тайна и стремление к ней. Наблюдая за плачущим мальчиком, Печорин понимает, что он так же одинок, как и слепой сирота. У него возникает ощущение единства чувств, переживаний, судеб. И Печорин, и другие герои повести не идеальны. Все они заражены пороками и страстями. Но Печорин не способен проникнуть в среду простых людей. Здесь он теряет свои интеллектуальные преимущества цивилизованного человека, он чужд естественному миру и жизни, полной опасностей.

11 слайд

Описание слайда:

«Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих?..», – восклицает Печорин… Действительно, активность Печорина направлена только на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру Он досадует на себя за то, что, вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире. Повесть М.Ю.Лермонтова «Тамань» Активность, направленная на себя, и ли активность для великой цели?

12 слайд

Описание слайда:

Как относятся к «нечистому» месту в городе? Почему Печорина оно не отталкивает, не пугает, а влечёт? Кто в повести «бросает вызов» Печорину? Что здесь за тайна? Почему Печорин говорит об увиденном ночью слепому и «ундине», но ничего не говорит своему денщику? Я решил твёрдо достать ключ к этой загадке»… Повесть М.Ю.Лермонтова «Тамань»

13 слайд

Описание слайда:

«И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошёл ко дну!» Герой прекрасно понимает, что грубо вторгся в чужую жизнь, нарушил её спокойное, медленное течение, принёс людям несчастье. Таким образом, Печорин чётко осознает свою роль в судьбах других людей. Мысли об этом тревожат его постоянно, но в этой повести они высказаны впервые. Кроме того, важен и нравственный результат этих размышлений. Печорин подтверждает догадку о своем полном равнодушии к несчастьям других людей: он не видит своей личной вины в случившемся, перекладывая всю ответственность на судьбу. Повесть М.Ю.Лермонтова «Тамань» И снова скука, равнодушие, разочарование...

14 слайд

Описание слайда:

Печорин и прошлое Печорин не желает вспоминать прошлое. Одинокий, тоскующий, озлобленный несчастьями, он хочет только одного – чтобы его оставили в покое, не терзали воспоминаниями, надеждами. Конечно, он помнит всё и страдает от воспоминаний. Печорин бежит не от Максима Максимыча, а от своих воспоминаний. Прошлое кажется ему недостойным внимания. И хотя он пишет, что его дневник будет для него «драгоценным воспоминанием», в настоящем он безразличен к участи своих записей. Печорин и настоящее Манера поведения Печорина рисует человека подавленного, ничего не ждущего от жизни. Встреча с Максимом Максимычем подчёркивает пропасть между ними – между простым человеком и дворянином. Кроме того, скука, присущая Печорину, возможно, свидетельствует о некотором его равнодушии к настоящей своей жизни. Жизнь его не имеет цели, он не видит выхода ни в настоящем, ни в будущем. В этом, как и во многом другом, Печорин типичен для своего времени. Повесть М.Ю.Лермонтова «Тамань» Печорин и время

Конспект урока по литературе в 9 классе «Печорин и контрабандисты»

Ход урока

1.Вступительная часть урока.

Слово учителя : Мы продолжаем изучать роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». На предыдущих уроках мы проанализировали повести «Бэла», «Максим Максимыч». Мы видели Печорина в столкновении с «дикаркой» Бэлой, горцами Азаматом и Казбичем, с «добрым» Максимом Максимычев. Лермонтов показывает, что Печорин превосходит их, способен подчинить их своей воле, или оказывается нравственно их благороднее

Чем отличается повествование в «Тамани» от повествования в «Бэле» и «Максим Максимыче»?

(В «Бэле» о Печорине рассказывает недалекий, непроницательный Максим Максимыч, а в повести «Максим Максимыч» -- странствующий офицер-объективно, сочувственно), а в «Тамани» начинает звучать трагическая исповедь героя.

Наша задача: проанализировать повесть «Тамань», понять внутренний мир героя, который здесь является повествователем, найти объяснение его поступкам, чувствам, которые им владеют, и ответить в конце урока на вопрос:

Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов?

2. Эвристическая беседа:

(Да. Динамичный сюжет. Похоже на детективную историю.)

Почему Печорин оказался в Тамани?

(Едет в действующий отряд по казенной надобности). Едет не по своей воле, а по казенной надобности.

Почему Печорин пишет: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городков России»? Разве есть подробное описание этого городка?

(Нет. Только вскользь упоминается о грязных переулках и ветхих заборах).

(А эпитет «скверный», наверное, отражает отношение Печорина к событиям, произошедшим в этом месте.)

А какие это события? Как Печорин об этом запишет в своем дневнике? Зачитайте.

(1. «Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить».

(2. «…слепой мальчик меня обокрал, а 18-летняя девушка чуть-чуть не утопила»)

Таким образом, иронизируя по поводу произошедшего, герой называет двух основных участников разыгравшейся драмы: слепой мальчик и девушка.

А действительно ли Тамань – «скверный городишко»? Прочитайте выразительно пейзажи. Отметьте центральные образы этих описаний. Что они придают повести? А что можно сказать о Печорине?

(Луна, месяц, тучи, беспокойное море. Это силы, наполняющие жизнью ночь. Пейзажи придают повести романтичность и таинственность. Печорин видит красоту природы и любит природу).

Как относятся к «нечистому» месту в городе?

(С предубеждением, со страхом, люди боятся: там живут «люди недобрые»)

А почему Печорина не отталкивает, не пугает «нечистое « место, а влечет? Почему его влекут люди в этом месте?

3. Групповая работа. Люди,живущие на берегу моря, отношение Печорина к ним.

Задания 1-2 группам. Рассказать о старухе и слепом мальчике.

    Устно нарисовать портреты героев в тот момент, когда Печорин смотрит на них.

    Каково первоначальное отношение Печорина к слепому мальчику и старухе7

    Как меняется отношение Печорина к этим персонажам в ходе повести?

Задания 3-4 группам. Рассказать о Янко и «ундине».

    Устно нарисуйте портреты героев в тот момент, когда Печорин смотрит на них.

    Каково первоначальное отношение Печорина к Янко и ундине?

    Подготовьте выразительное чтение по ролям диалога слепого и девушки, когда они на берегу моря ждут Янко.

    Почему Печорину эта «настоящая» русалка казалась «обворожительной, хотя « далеко была не красавица»?

    Как меняется ее облик в лодке, когда она хочет утопить Печорина? Мотивируйте выбор сравнений «…она, как змея, проскользнула между моими руками», «она, как кошка, вцепилась в мою одежду»…».

    Как изменилось отношение Печорина к этим персонажам в ходе повести?

4. Выступления групп.

Выводы:

    Слепой мальчик сначала вызвал предубеждение Печорина. Своей ловкостью он заставил подозревать в притворной слепоте. В конце повести Печорин называет его «бедным слепым» и показал его в искреннем горе.

    Янко предстает сильным и бесстрашным в ночь, когда Печорин с «невольным биением сердца» следит за «отважным пловцом». В конце повести Янко оказался беспощадно жестоким к мальчику, старухе. Он отступает перед угрозой возможного, как думает ундина, доноса властям. Трезвые замечания Янко об оплате за труды, о месте, где спрятаны богатые товары, его скупость в награде слепому рассеивают легендарное представление о «буйной головущке» За песенным образом оказалась реальная жизнь, суровая и даже прозаическая, хотя не лишенная привлекательности, силы и смелости.

    Ундина. Сначала – очень искреннее и страстное чувство к Янко. Образ девушки - контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерна переменчивость настроений, «быстрые переходы к полной неподвижности», «она пристально всматривалась вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то снова напевала песню». Ее речи загадочны, и по форме близки к народным пословицам и поговоркам; ее песни, напоминающие народные, говоря о ее стремлении к воле. В ундине много жизненных сил, смелости, решительности, поэзии «дикой свободы». Богатая, своеобразная натура, полная таинственности, она как бы самой природой создана для вольной, полной риска жизни, которую она ведет.

    Любуясь силой ловкостью, отвагой этих людей, Лермонтов, верный жизненной правде, отражает их скудный духовный мир. Их стремления и ежечасные заботы ограничиваются легкой наживой и обманом властей. Деньги определяют их взаимоотношения. Янко и девушка становятся жестокими, когда дело доходит до дележа краденого добра. Слепой получает от них только медную монету. А ненужной теперь старухе Янко приказывает передать, «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь».

5.Продолжение эвристической беседы. Как меняется отношение Печорина к контрабандистам? Почему интерес к ним, восхищение уступают место горечи?

Что заставило Печорина наблюдать ночью за мальчиком?

(Печорин еще наивен, доверчив, совершает ошибки, не видя, кто перед ним. Таинственность обстановки, интерес к новому для него кругу людей, жажда деятельности.)

Однако всё это не настолько его тревожит и захватывает, чтобы он забыл о том, что было в недавнем прошлом. Перечитайте отрывок:»Я завернулся в бурку…» О чем же думал Печорин? Что он вспоминал?

Как подействовало на него появление девушки?

Как подействовал на него пейзаж?

(Это средство характеристики героя. Пейзаж усиливает мотив одиночества)

Почему Печорин говорит о виденном ночью слепому и ундине и не сообщает об этом своему денщику?

(Необычные люди кажутся ему смелыми, непосредственными натурами. Он желает сблизиться с ними. Таинственность их поведения обещает увлекательные приключения.)

Почему Печорин пошел ночью за ундиной?

(«достать ключ этой загадки»)

Поверил ли он ее призывам?

(Нет. Впоследствии он сам скажет, что давно живет не сердцем, а головою. Собираясь на свидание с ундиной, он не забывает взять с собой пистолет, предупредить казака-денщика, чтобы тот, услышав выстрел, бежал на берег).

Отчего в Печорине родилось бешенство и он сбросил девушку в волны?

(Красавица наивно думала, что, очаровав Печорина, станет хозяйкой положения. Однако Печорин не таков, он знает цену женскому кокетству. И все же он смущается, по-настоящему волнуется, у него кружится голова, когда девушка целует его. С одной стороны, он называет ее поведение «комедией, а с другой- поддается ее обаянию Он способен глубоко чувствовать, переживать, но ни на минуту не перестает анализировать Теперь в лодке ему приходится бороться за свою жизнь, а девушке – за свою. Надежды на любовь обернулись враждебностью, свидание – схваткой. Именно эти превращения вызывают ярость Печорина, а не только стремление защищать свою жизнь).

Почему Печорину, видевшему прощание Янко со слепым, «стало грустно»?

(Развязка совсем не романтическая. Все герои живы. На произвол судьбы брошены полуглухая старуха, слепой мальчик. Печорин сочувственно рассказывает, как долго, долго плакал бедный слепой.)

В чем Печорин винит себя и почему называет контрабандистов «мирными»?

(Назвав контрабандистов мирными, Печорин уже отказывает им в исключительности и винит себя за вторжение в их круг, которое привело к нарушению их привычной жизни, а ему самому оказалось ненужным. Ирония Печорина над собой «И не смешно ли…» свидетельствует о том, что герой сознает напрасность своих поступков. Ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни сменяются попыткой отчуждения, равнодушия:»Что сталось со старухой…»).

Желания и реальные положения героя разделились, и это оказывается причиной горечи и самоиронии.

Каким показал себя Печорин в столкновении с контрабандистами?

(Он активный участник событий, стремится вмешаться в события, не довольствуется ролью пассивного созерцателя жизни)

О каких сторонах характера Печорина позволяет судить повесть «Тамань»?

(Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, самообладание, любовь к природе, наблюдательность).

Почему, имея такие возможности в характере, в поведении, Печорин не кажется счастливым?

Ни одно из действий Печорина, ни одно из проявлений его воли не имеет глубокой большой цели. Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Он ищет действия, но находит лишь подобие его и не получает ни счастья, ни радости. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит несчастье людям, с которыми он сталкивается. Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна, и Печорин несчастлив)

Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: «Бесцельны ли действия Печорина в «Тамани»?