Хронологические рамки перестройки. Ссср в период «перестройки

Хронологические рамки перестройки. Ссср в период «перестройки
Хронологические рамки перестройки. Ссср в период «перестройки

Мнения экспертов о причинах Перестройки во многом разнятся, однако специалисты сходятся в одном - необходимость перемен назрела задолго до начала горбачевских реформ. Далеко не все согласны с тем, что инициатором Перестройки был Горбачев. С точки зрения некоторых, он был лишь пешкой в руках западных элит.

Довершить начатое

По словам бывшего советского премьера Николая Рыжкова, впервые идея Перестройки возникла у Юрия Андропова. Советский лидер заявлял, что в экономике накопились принципиальные проблемы, которые нужно неотложно решать. Однако смерть Генсека прервала его начинания.
Одним из первых веяний Перестройки стало омоложение советского Политбюро. Немощные партийные старцы стали постепенно уступать место молодым, энергичным кадрам, в числе которых и пришел главный идеолог перемен Горбачев. Однако первое время новый Генсек не помышлял о глобальных изменениях.
В апреле 1985 года на Пленуме ЦК КПСС Горбачев подтвердил преемственность курса партии и ее генеральной линии, направленной «на совершенствование общества развитого социализма». Генсек то ли правда верил, то ли кривил душой, что наша страна «совершила восхождение к вершинам экономического и социального прогресса, где человек труда стал хозяином страны, творцом своей судьбы».

Историк Владимир Поцелуев уверен, что подобные слова были рассчитаны на пока еще сильное консервативное окружение. Зная истинное состояние советского общества, Горбачев тем не менее осторожно внедрял идею небольших экономических преобразований. Он по-прежнему оперировал старыми номенклатурными тезисами, вроде таких, как: «Основное содержание современной эпохи - переход от капитализма к социализму и коммунизму».
С другой стороны, Горбачев действительно верил в то, что реформы могут не только устранить дисбаланс в советском обществе, но и вывести его на новый виток социального процветания. Так, идеологи Перестройки, обсуждая план развития страны на ближайшие 15 лет, собирались предоставить каждой семье отдельную квартиру или дом, что явилось бы ярким показателем роста благосостояния советских людей.
Горбачев был решительно настроен использовать достижения научно-технической революции для приведения форм социалистического хозяйствования «в соответствие с современными условиями и потребностями». Он заявлял, что страна должна добиться «существенного ускорения социально-экономического прогресса. Другого пути просто нет».
Известно, что мысль о проведении шоковой социально-экономической терапии у Горбачева возникла ещё в 1987 году, т.е. за пять лет до того, как ее применили Ельцин и Гайдар. Однако в конце 1980-х это предложение за рамки ближнего круга не вышло и не получило широкой огласки.

Политика гласности

Одной из целей горбачевской Перестройки было достижение определенной степени открытости руководства перед народом. На январском пленуме 1987 года Генсек провозгласил политику гласности, о которой так много говорил секретарям обкомов партии. «Люди, трудовой народ, должны хорошо знать, что происходит в стране, какие трудности, какие проблемы возникают в работе», – подчеркивал Горбачев.
Сам Генсек в отличие от прошлых советских руководителей смело выходил в народ, говорил о текущих проблемах в стране, рассказывал о планах и перспективах, охотно вступал с собеседниками в дискуссии. Бывший соратник Горбачева Рыжков относился к такой открытости скептически. Он отмечал, что Горбачева больше интересовала не страна, а как он сам выглядит на ее фоне.
Тем не менее политика гласности дала свои плоды. Процесс критического переосмысления прошлого затронул практически все общественные сферы. Катализатором гласности стали кинофильмы «Агония» Элема Климова и «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, романы «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова и «Белые одежды» Владимира Дудинцева.
Одним из проявлений гласности было обретение свобод, немыслимых в «эпоху застоя». Стало возможным открытое высказывание своего мнения, публикация запрещенной в СССР литературы, возвращение диссидентов. В апреле 1988 года Горбачев принял в Кремле патриарха Московского и всея Руси Пимена, что стало поворотным моментом в решении вопросов о возвращении Церкви ее имущества и о принятии закона о свободе вероисповеданий (опубликован в 1990 г.).

Кризис власти

По мнению историка Дмитрия Волкогонова, Перестройка и последовавший за ней крах СССР были предрешены. По его словам, последний «вождь» Советского Союза лишь «рельефно очертил конец тоталитарной системы», начало которой положил Ленин. Таким образом, для Волкогонова «трагизм советской истории», заключительным этапом которой стала Перестройка, завершившаяся в свою очередь развалом страны, был «предопределен ленинским экспериментом».
Некоторые исследователи видят в Перестройке «посткоммунистическую трансформацию», которая по всем признакам напоминает классические революции. Так, Ирина Стародубровская и Владимир Мау в книге «Великие революции: От Кромвеля до Путина» сравнивают горбачевские преобразования с социалистической революцией 1917 года, утверждая, что они по внешним параметрам не имеют принципиальных различий.

Кризис власти, согласно многим социологам, стал едва ли не важнейшей причиной, побудившей новое руководство страны к коренной перестройке партийных структур. Последовавший за этим распад системы, с точки зрения одних, был обусловлен стечением субъективных факторов и непониманием партийными руководителями сути советской системы. Другие же уверяют, что попытки сохранения советского устройства были изначально обречены на провал, поскольку КПСС, «узурпировав власть», превратилась «в тормоз общественного развития», и потому сошла с исторической арены. Иными словами, уже никто и ничто не могло спасти СССР от катастрофы.
Академик Татьяна Заславкая считала, что Горбачев припозднился с реформами. Страну еще можно было удержать на плаву, будь эти преобразования осуществлены раньше. К середине 1980-х, по ее мнению, советская система уже успела выработать все свои социальные ресурсы, а потому была обречена.

Вперед, к капитализму!

Как отмечает историк Александр Барсенков, в основе предпосылок горбачевских реформ лежали технологические нововведения, появившиеся в развитых странах и ознаменовавшие вступление мировой цивилизации в новую эру. Эти новые веяния требовали от советского руководства поиска «адекватной реакции» на происходящее, чтобы окончательно не отстать от передовой общественности.
Многие историки обращали внимание на то, что первоначально перемены происходили на политической базе, разработанной в начале 1980-х, и только после увеличения количества экономических проблем советское руководство взяло курс на «приоритетное преобразование».

Ряд других исследователей усматривают суть Перестройки в переходе от планово-централизованной экономики к капиталистическим отношениям. По их мнению, транснациональные корпорации уже к середине 1990-х стали создавать новый мировой правопорядок. Их целью было сохранение контроля над природными ресурсами и сосредоточение их в руках промышленно-финансовой элиты мира. Советская партийная верхушка не осталась в стороне от этих процессов.
Существует еще более смелое предположение о том, что Перестройка была задумана при активном участии Всемирного банка и предусматривала: на первом этапе первоначальное накопление капиталов путем тотальной распродажи национальных богатств и дефицитных товаров, на втором – захват земли и производства. Именно тогда социальное положение людей в СССР стало определяться толщиной кармана.
Отдельные экономисты полагают, что Перестройка и последующие реформы 1990-х годов не привели к капитализму, а лишь помогли «феодализировать страну, передав все прошлые «социалистические завоевания» узкой прослойке высшего номенклатурного клана».

Диверсия Запада

Зарубежные эксперты часто указывают на многоплановость Перестройки в СССР. С точки зрения испанского социолога Мануэля Кастельса, она имела четыре вектора. Первый –«освобождение стран советской империи» в Восточной Европе и окончание холодной войны; второй – экономическая реформа; третий – постепенная либерализация общественного мнения и средств массовой информации; четвертый – «контролируемая» демократизация и децентрализация коммунистической системы. Все это не могло не привести к расшатыванию основ советской государственной структуры, что, по словам некоторых российских экспертов, было выгодно Западу.


Согласно одной из конспирологических версий, распад СССР был результатом информационно-психологической войны, ведущейся США против Советского Союза. Большая роль в этом процессе, исходя из утверждений конспирологов, отводилась пятой колонне – отдельным идеологам СССР, которые «превратили научный коммунизм в пародию на науку» и черной краской «замазали советское прошлое страны». Чтобы развалить важнейшее звено управления государством – КПСС, пятая колонна провела интенсивную кампанию по дискредитации партии, а «группировка Горбачева» организовала «массовую смену кадров», расставив своих людей на ключевые посты во всех органах власти.

Публицист Леонид Шелепин подчеркивает, что с разрушением КПСС началось создание сетевой структуры демократов при активном участии Запада. После расчленения страны ее богатства перешли в руки «ничтожной группы олигархов», а основная масса населения оказалась «на грани выживания». Таким образом, итогом Перестройки стала насильственно навязанная социально-политическая система, «имитирующая западную».

Введение 2

1.Перестройка в СССР. Основные события. 3

2. Россия в период перестройки 3

3.Общественная жизнь и культура в период Перестройки. 8

4. Экономика Сибири в перестроечный период 12

Заключение 18

Библиографический список 21

Введение

Понятие “перестройка” весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Я понимаю под словом “перестройка” как совокуп­ность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов.

В середине 80-х руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событи­ями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России.

Актуальность темы работы: несомненно, тема Перестройки в СССР будет актуальна еще и не год и не два, потому что последствия данного шага правительства, в то время еще советского, сказывается и в настоящее время. До сих пор еще идут дискуссии и споры о том, необходимо было так кардинально менять курс страны: экономический и политический, были ли положительные результаты, или это только негативно сказалось на ситуации в стране.

Целью данной работы явилось изучение Перестройки как исторического этапа в жизни русского народа.

Задачи работы:

Перечислить основные этапы Перестройки;

Проанализировать политическую и экономическую ситуацию в стране;

Рассказать о культурной и общественной жизни того периода;

Рассказать о Сибири в эпоху Перестройки.

1.Перестройка в ссср. Основные события.

В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев, «Сухой закон», в конце 80-х гг. - начало падения производства, инфляция, всеобщий дефицит).

В январе 1987 г. на пленуме ЦК - провозглашение политики «гласности».

1988 г. - по решению Политбюро ЦК КПСС создана Комиссия по изучению сталинских репрессий.

Июнь 1988 г. - XIX конференция КПСС (начало реформы политической системы СССР, закон о кооперации).

Февраль 1989 г. - вывод войск из Афганистана.

Май 1989 г. - I съезд народных депутатов (резкая политическая поляризация, формирование противоборствующих течений).

Март 1990 г. - III съезд Советов (избрание Горбачева президентом СССР, отмена 6-й статьи Конституции о руководящей роли КПСС).

Август 1991 г . – путч.

2. Россия в период перестройки

В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев, который взял курс на изменение политической и экономической системы СССР.

Отставание от США в гонке космических вооружений, неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу “звездных войн” убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно.

Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему (существующая вполне устраивала правящие верхи). Систему эту стремились лишь приспособить к новым международным условиям.

В первоначальном проекте перестройки во главу угла ставилась технология, а не человек, которому отводилась непонятная роль “человеческого фактора”.

Причины наступившего кризиса в экономике надо искать в уродливой структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале перестройки.

На XVII Съезде КПСС вопрос ставился правильно: повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий фактор. Но как добиться поставленной цели? Горбачев избрал вполне Марксистский метод - метод проб и ошибок.

Сначала было “ускорение”- наивная попытка с помощью идеологических заклинаний и призывов к “каждому на своем рабочем месте” заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Но одними уговорами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные государственные капиталовложения в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась.

Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом из-за нехватки производственных площадей. А то, что удалось смонтировать, давало отказы. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья.

Наконец, поняли, что при отсутствии стимулов у производителей ничего в экономике не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в наличном обращении.

Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения.

Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыграло с ней плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали в экономику инфляционные деньги. Раздутый платежеспособный спрос начал потихоньку раздавливать и торговлю, и потребительский сектор промышленности.

Потери народного хозяйства от реформ Горбачева росли. Второе дыхание к социализму так и не пришло - началась агония

К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономиического рынка (преобладал первый), имели почти законченный (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализм. Господствовала идеальная для бюрократического капитализма форма - лжегосударственная форма деятельности частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской форм правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.

За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля над народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного роста доходов населения и другие популистские меры в экономике - все это привело к нарастанию в течение 1990 – 1991 гг. экономического кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой.

В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии - КПСС, сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны.

К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20 %. Дефицит государственного бюджета, превышение государственных расходов над доходами, составлял от 20 % до 30 % валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50 % в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Важным элементом структуры отечественной экономики является завышенный уровень занятости по сравнению с его нормальной величиной. Отсюда искусственное и весьма существенное занижение уровня производительности труда и соответственно еще большая напряженность на потребительском рынке. Ярким примером этого положения служит ситуация, возникшая в 1991году, когда 12% падение ВНП за 9 месяцев практически не сопровождалось сокращением численности занятых, а происходило только за счет снижения производительности труда. Разрыв между фактической эффективной занятостью нарастал и покрывался с помощью единственно возможного средства-инфляции в обеих ее формах - дефицита и роста цен. Дальнейшее нарастание этого разрыва формирует еще один фактор темпа роста инфляции, с которым необходимо считаться.

Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль над ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.

Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25 – 30 % от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.

Для чего нужна была перестройка номенклатуре и что в действительности она получила?

Наиболее активной частью либерально-демократической интеллигенции в большинстве своем были люди, связанные с властью.

Массовые отряды собственно номенклатуры вполне спокойно и достаточно сочувственно отнеслись к «антикоммунистической революции». Поэтому она и произошла так легко, бескровно, в то же время осталась «половинчатой», а для многих обернулась обманом их социальных ожиданий и надежд.

Совершенно очевидным стал характер номенклатурно-антиноменклатурной революции, когда все увидели, что именно номенклатура прежде других обогатилась в ходе раздела собственности.

Сегодня налицо последствия выбора, сделанного в начале девяностых годов нынешнего столетия. Страна развалена. Этнические споры, территориальные претензии, вооруженные столкновения и полномасштабные войны стали кошмарной реальностью сегодняшнего дня. Всего же за годы горбачевской «перестройки» и ельцинских реформ (1985 – 1995 гг.) на территории СССР возникло более 240 кровавых конфликтов и войн, общее число жертв которых составило полмиллиона человек.

В 1990 – 1991 годах у нас, безусловно, произошла мировая геополитическая катастрофа. Она была неожиданной для большинства советских людей.

В середине 80-х гг. СССР оказался в глубоком экономическом, социальном и политическом кризисе. Остро встала необходимость обновления всех сторон общественной жизни, экономических основ, политического устройства, духовной сферы. Эти изменения могли начаться только при условии прихода к власти политиков новой формации.

В марте 1985 г. (после смерти К.У. Черненко) на внеочередном Пленуме ЦК Генеральным секретарем КПСС избрали самого молодого члена политического руководства - М.С. Горбачева . Он не стремился к смене общественно-политического строя, считая, что социализм не исчерпал своих возможностей. На апрельском Пленуме 1985 г. Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны.

Предусматривались меры технического перевооружения тяжелой промышленности и активизации «человеческого фактора». Расширялись права предприятий, вводились элементы хозрасчета, материальная заинтересованность. Для повышения качества продукции осуществлялся его контроль со стороны государства. Приоритет отдавался развитию социальной сферы. Разрешалась индивидуальная и кооперативная деятельность. На селе было признано равенство всех форм хозяйствования - совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств.

Обновилось Политбюро (ряд его членов - приверженцев брежневской политики - был выведен из его состава). При этом Политбюро разделилось на соратников , партократов-обновленцев и реформаторов.

Во внешней политике Горбачеву удалось провести новую концепцию. Отказавшись от идеи классовой борьбы, он завоевал симпатии мировой общественности, выдвинув положение о взаимосвязи всех мировых явлений.

Однако у высшего руководства не было ясности о глубине и масштабности наступившего кризиса. Не приносили результатов кампании по борьбе с пьянством и нетрудовыми доходами.

Провал экономики обострил кризис в общественно-политической и духовной сферах. В среде интеллигенции господствовали диссидентские настроения. Видя, как партия теряет свои позиции, руководство КПСС начало либеральные преобразования в идеологической области.

Горбачев признал возможность каждого члена общества иметь собственные идейные установки и принципы и излагать их в средствах массовой информации. Благодаря политике гласности смягчилась цензура над средствами массовой информации, была разрешена публикация ранее запрещенной литературы, открыт доступ в архивы, ликвидированы спецхраны в библиотеках. Из ссылки был возвращен лидер правозащитников А.Д. Сахаров.

Попытка модернизации социализма успеха не имела. Первый этап реформ вызвал лишь кратковременное оживление в экономике. Но в 1988 г. началось падение производства в сельском хозяйстве и промышленности.

Кремлевское руководство подверглось критике как со стороны ортодоксально-марксистского крыла КПСС, так и со стороны либералов-реформаторов. О недовольстве горбачевской политикой высказывались лидеры союзных республик.

К 1990 г. стало ясно, что идея перестройки себя исчерпала. Разрешенная и поощряемая частная инициатива превратилась в кампанию по отмыванию денег, появилось огромное количество некачественных товаров.

Гласность обернулась развенчанием КПСС, падением ее авторитета и, как следствие, появлением партий антикоммунистического толка, развитием националистических движений. Центральная власть стала терять возможность управления страной. Назревал политический кризис.

Политическая реформа 1988 г. стала попыткой придать импульс перестройке. Новым высшим органом законодательной власти был утвержден Съезд народных депутатов СССР. Из числа депутатов сформировались Верховные Советы СССР и республик. В марте 1989 г. Председателем Верховного Совета СССР стал М.С. Горбачев.

Перестройка (1985-1991) в СССР была масштабным явлением в политической, экономической и общественной жизни государства. Одни люди считают, что её проведение было попыткой предотвратить распад страны, другие, наоборот, думают, что она подтолкнула Союз к развалу. Давайте выясним, что же представляла собой перестройка в СССР (1985-1991). Кратко попробуем охарактеризовать её причины и последствия.

Предыстория

Итак, с чего началась перестройка в СССР (1985-1991)? Причины, этапы и последствия мы изучим несколько позже. Сейчас мы остановимся на тех процессах, которые предшествовали данному периоду в отечественной истории.

Как и практически все явления в нашей жизни, перестройка 1985-1991 в СССР имеет свою предысторию. Показатели благосостояния населения в 70-х годах прошлого века достигли в стране невиданного до тех пор уровня. Вместе с тем нужно отметить, что как раз к этому отрезку времени относится значительное снижение темпов экономического роста, за что в будущем весь этот период с легкой руки М. С. Горбачева получил название «эпохи застоя».

Ещё одним негативным явлением являлся довольно частый дефицит товаров, причиной возникновения которого исследователи называют недостатки плановой экономики.

В значительной мере нивелировать замедление промышленного развития помогал экспорт нефти и газа. Как раз в тот период СССР стал одним из крупнейших в мире экспортеров данных природных ресурсов, чему способствовала разработка новых месторождений. В то же время увеличение доли нефти и газа в ВВП страны ставило экономические показатели СССР в значительную зависимость от мировых цен на эти ресурсы.

Но очень высокая стоимость нефти (из-за эмбарго арабских государств на поставки «черного золота» в страны Запада) помогала сгладить большинство отрицательных явлений в экономике СССР. Благосостояние населения страны постоянно повышалось, и большинство простых граждан даже помыслить не могли, что вскоре все может измениться. Да еще так круто...

Вместе с тем руководство страны во главе с Леонидом Ильичом Брежневым не могло или не желало фундаментально что-то менять в управлении экономикой. Высокие показатели только прикрывали гнойник экономических проблем, скопившихся в СССР, который грозил прорваться в любой момент, стоит только измениться внешним или внутренним условиям.

Именно изменение этих условий привело к тому процессу, который ныне известен как Перестройка в СССР 1985-1991 гг.

Операция в Афганистане и санкции против СССР

В 1979 году СССР начал военную операцию в Афганистане, которая официально преподносилась как интернациональная помощь братскому народу. Введение советских войск в Афганистан не было одобрено Советом безопасности ООН, что послужило для США предлогом применить ряд экономических мер против Союза, носивших санкционный характер, и склонить к поддержанию некоторых из них страны Западной Европы.

Правда, несмотря на все старания, у правительства Соединенных Штатов не получилось добиться у европейских государств заморозки строительства масштабного газопровода Уренгой - Ужгород. Но и те санкции, которые были введены, смогли нанести значительный урон экономике СССР. Да и сама война в Афганистане тоже требовала немалых материальных затрат, а также способствовала повышению уровня недовольства населения.

Именно эти события стали первыми предвестниками экономического краха СССР, но только войны и санкций было явно мало, чтобы увидеть всю непрочность экономического базиса Страны Советов.

Падение цен на нефть

Пока стоимость нефти держалась в пределах 100 долларов за баррель, Советский Союз мог не сильно обращать внимание на санкции западных государств. Начиная с 80-х годов наметился существенный спад в мировой экономике, что способствовало падению стоимости нефти из-за снижения уровня спроса. К тому же в 1983 году отказались от фиксированных расценок на данный ресурс, а Саудовская Аравия значительно нарастила объемы добычи сырья. Это способствовало лишь дальнейшему продолжению обвала цен на «черное золото». Если в 1979 году за баррель нефти просили $104, то в 1986 году эти цифры упали до $30, то есть стоимость снизилась почти в 3,5 раза.

Это не могло положительно отразиться на экономике СССР, которая ещё в брежневские времена попала в значительную зависимость от экспорта нефти. В комплексе с санкциями США и других западных стран, а также с изъянами неэффективной системы управления резкое падение стоимости «черного золота» могло привести к краху всей экономики страны.

Новое руководство СССР во главе с М. С. Горбачевым, который стал лидером государства в 1985 году, понимало, что нужно существенно менять структуру управления экономикой, а также проводить реформы во всех сферах жизни страны. Именно попытка внедрения этих реформ и привела к возникновению такого явления, как перестройка (1985-1991) в СССР.

Причины перестройки

В чем же конкретно состояли причины перестройки в СССР (1985-1991)? Кратко остановимся на них ниже.

Главной причиной, подтолкнувшей руководство страны задуматься о необходимости существенных перемен - как в экономике, так и в общественно-политическом укладе в целом - стало понимание того, что в существующих условиях стране грозит экономический коллапс или, в лучшем случае, значительный спад по всем показателям. О реальности распада СССР в 1985 году, естественно, никто среди лидеров страны даже не думал.

Основными факторами, которые послужили толчком к пониманию всей глубины назревших экономических, управленческих и социальных проблем, стали:

  1. Военная операция в Афганистане.
  2. Введение санкционных мер против СССР.
  3. Падение цены на нефть.
  4. Несовершенство системы управления.

Это и были основные причины Перестройки в СССР 1985-1991 гг.

Старт перестройки

Как же началась перестройка 1985-1991 в СССР?

Как было сказано выше, изначально мало кто думал, что те негативные факторы, которые существовали в экономике и общественной жизни СССР, могут реально привести к развалу страны, поэтому изначально перестройка планировалась как исправление отдельных недостатков системы.

Началом перестройки можно считать март 1985 года, когда генсеком КПСС партийное руководство избрало сравнительно молодого и перспективного члена политбюро Михаила Сергеевича Горбачева. На тот момент ему было 54 года, что для многих покажется не так уж и мало, но по сравнению с предыдущими лидерами страны он был действительно молод. Так, Л. И. Брежнев стал генсеком в 59 лет и находился на данном посту до самой свой смерти, настигшей его в 75 лет. Занимавшие после него фактически важнейший в стране государственный пост Ю. Андропов и К. Черненко стали генеральными секретарями в 68 и в 73 года соответственно, но смогли прожить лишь чуть более года каждый после прихода к власти.

Данное положение вещей говорило о значительном застое кадров в высших эшелонах партии. Назначение Генеральным секретарем такого относительно молодого и нового в партийном руководстве человека, как Михаил Горбачев, должно было в некоторой мере повлиять на решение данной проблемы.

Горбачев сразу дал понять, что собирается проводить целый ряд изменений в различных сферах деятельности в стране. Правда, тогда ещё не было ясно, насколько далеко это все зайдет.

В апреле 1985 года генсек заявил о необходимости проведения ускорения экономического развития СССР. Именно термином «ускорение» чаще всего назывался первый этап перестройки, продлившийся до 1987 года и не предполагавший фундаментальных перемен в системе. В его задачи входило лишь введение некоторых административных реформ. Также ускорение предполагало увеличение темпов развития машиностроения и тяжелой промышленности. Но в итоге действия правительства не дали желаемого результата.

В мае 1985 года Горбачев заявил, что всем пора перестраиваться. Именно от этого заявления и произошел термин «перестройка», но его введение в широкое употребление относится к более позднему периоду.

I этап перестройки

Первым этапом перестройки, который ещё назывался «ускорением», можно считать время с 1985 по 1987 годы. Как говорилось выше, все нововведения тогда носили в основном административный характер. Тогда же, в 1985 году, была начата антиалкогольная кампания, целью которой ставилось снижение уровня алкоголизма в стране, достигшего критической отметки. Но в ходе этой кампании был предпринят ряд непопулярных в народе мероприятий, которые можно считать «перегибами». В частности, было уничтожено огромное количество виноградных насаждений, был введен фактический запрет на наличие алкогольных напитков на семейных и других торжествах, которые проводили члены партии. Кроме того, антиалкогольная кампания привела к дефициту спиртных напитков в магазинах и существенному увеличению их стоимости.

На первом этапе также декларировалось проведение борьбы с коррупцией и нетрудовыми доходами граждан. К положительным моментам этого периода нужно отнести значительное вливание в партийное руководство новых кадров, которые желали осуществлять действительно значимые реформы. Среди этих людей можно выделить Б. Ельцина и

Чернобыльская трагедия, которая произошла в 1986 году, продемонстрировала неспособность существующей системы не только предотвратить катастрофу, но и эффективно бороться с её последствиями. Аварийная ситуация на Чернобыльской АЭС несколько дней скрывалась властями, что подвергало опасности миллионы людей, проживающих вблизи зоны катастрофы. Это говорило о том, что руководство страны действует старыми методами, что, естественно, не нравилось населению.

Кроме того, проводившиеся до тех пор реформы показали свою неэффективность, так как экономические показатели продолжали падать, а в обществе все больше росло недовольство политикой руководства. Данный факт способствовал осознанию Горбачевым и некоторыми другими представителями партийной верхушки того факта, что полумерами не обойтись, а нужно проводить кардинальные реформы, чтобы спасти положение.

Цели перестройки

Описанное выше положение вещей способствовало тому, что руководство страны не сразу смогло определить конкретные цели перестройки в СССР (1985-1991). Таблица, расположенная ниже, кратко характеризует их.

Главной же целью, которая стояла перед СССР в годы перестройки 1985-1991 годов, являлось создание эффективно работающего механизма управления государством путем системных реформ.

II этап

Именно вышеописанные задачи были базовыми для руководства СССР в период перестройки 1985-1991 гг. на втором этапе этого процесса, началом которого можно считать 1987 год.

Именно в это время была существенно смягчена цензура, что выражалось в так называемой политике гласности. Она предусматривала допустимость обсуждения в обществе тем, которые ранее либо замалчивались, либо находились под запретом. было существенным шагом к демократизации системы, но в то же время имело и ряд негативных последствий. Поток открытой информации, к которому общество, находившееся десятки лет за «железным занавесом», было просто не готово, способствовал коренному пересмотру идеалов коммунизма, идеологическому и нравственному разложению, возникновению националистических и сепаратистских настроений в стране. В частности, в 1988 году начался межэтнический вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе.

Также было разрешено ведение некоторых видов индивидуальной предпринимательской деятельности, в частности, в форме кооперативов.

Во внешней политике СССР пошел на значительные уступки США в надежде на снятие санкций. Довольно частыми были встречи Горбачева с американским президентом Рейганом, в ходе которых были достигнуты договоренности о разоружении. В 1989 года из Афганистана были окончательно выведены советские войска.

Но нужно отметить, что на втором этапе перестройки так и не были достигнуты поставленные задачи построения демократического социализма.

Перестройка на III этапе

Третий этап перестройки, начавшийся со второй половины 1989 года, ознаменовался тем, что процессы, происходившие в стране, стали выходить из-под контроля центральной власти. Теперь уже она вынуждена была под них только подстраиваться.

По стране прошел Республиканские власти провозгласили приоритет местных законов и постановлений перед всесоюзными, если они конфликтовали между собой. А в марте 1990 года Литва заявила о выходе из состава Советского Союза.

В 1990 году была введена президентская должность, на которую депутаты избрали Михаила Горбачева. В дальнейшем планировалось проводить избрание президента путем всенародного прямого голосования.

Вместе с тем стало понятно, что прежний формат взаимоотношений между республиками СССР поддерживаться больше не может. Планировалось реорганизовать его в «мягкую федерацию» под названием года, сторонники которого желали консервации старой системы, поставил крест на данной идее.

Постперестройка

После подавления путча большинство республик СССР заявили о выходе из его состава и провозгласили независимость. И какой результат? К чему привела перестройка? прошли в неудачных стараниях стабилизировать ситуацию в стране. Осенью 1991 года была произведена попытка преобразования бывшей супердержавы в конфедерацию ССГ, закончившаяся провалом.

Главной задачей, стоявшей на четвертом этапе перестройки, который ещё называют постперестройкой, являлась ликвидация СССР и оформление взаимоотношений между республиками бывшего Союза. Эта цель фактически была достигнута в Беловежской пуще на встрече лидеров России, Украины и Беларуси. Позже к беловежским договоренностям присоединилось и большинство других республик.

К концу 1991 года СССР уже даже формально перестал существовать.

Итоги

Мы изучили процессы, протекавшие в СССР в период перестройки (1985-1991), кратко остановились на причинах и этапах этого явления. Теперь настало время поговорить об итогах.

Прежде всего нужно сказать о крахе, который потерпела перестройка в СССР (1985-1991). Итоги как для руководящих кругов, так и для страны в целом были неутешительные. Страна распалась на ряд независимых государств, в некоторых из них начались вооруженные конфликты, произошло катастрофическое снижение экономических показателей, полностью была дискредитирована коммунистическая идея, а КПСС была ликвидирована.

Главные же цели, которые ставила перестройка, так и не были достигнуты. Наоборот, положение ещё больше усугубилось. Единственные позитивные моменты можно увидеть только в демократизации общества и в зарождении рыночных отношений. СССР в период перестройки 1985-1991 годов являл собой государство, не способное противостоять внешним и внутренним вызовам.


Введение

1Причины и цели перестройки

2Этапы перестройки

Глава 2. Итоги перестройки

1 Распад СССР

2 Причины неудачи модернизации

Заключение


Введение


К середине 1980-х гг. советская система управления оказалась в состоянии острейшего системного кризиса. Одной из основных причин кризиса было превращение партийного аппарата в некий привилегированный слой общества. Правящая верхушка проповедовала двойную мораль, что дискредитировало ее в глазах народа. Народное доверие к властям и существующей политической системе резко падало.

В условиях однопартийной системы, выборы в органы власти носили чисто формальный характер, являлись безальтернативными и в конечном счете, служили только прикрытием для сохранения номенклатурного принципа подбора и расстановки кадров. Выборы в члены районных, областных (краевых), республиканских комитетов партии и на съезды КПСС, происходили путем выборов делегатов от первичных организаций по спущенному сверху, заранее утвержденному списку. Отсутствие информации и какого-либо контроля вело к ухудшению состояния партийно-государственного аппарата и вызывало все большее народное недовольство.

История и итоги перестройки в СССР 1985-1991 гг. сегодня не утратила своей остроты, поскольку, являясь частью истории нашей страны, она накладывает отпечаток на нынешнее положение дел во внутренней и внешней политике России. Актуальность изучения причин неудачи модернизации страны незадолго до распада СССР заключается в том, что это время глобальных перемен в жизни общества, затронувшее не просто одну страну, а содружество народов, огромную державу. События тех дней по-прежнему вызывают много споров и порождают множество исследований.

Целью данной работы является анализ причин неудавшейся перестройки СССР в 1985-1991 гг.

Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:

.Рассмотреть причины и цели перестройки

.Выделить этапы перестройки

.Проанализировать события, приведшие к распаду СССР

.Проанализировать причины неудачи модернизации

Объектом исследования являются общественные отношения, существовавшие в период перестроечных реформ, а предметом - период перестройки в СССР.


Глава 1. Причины перестройки в СССР


1.1Причины и цели перестройки


Усиливавшаяся в конце 1970-х - начале 1980-х гг. консервация политических и государственных структур делала очевидной неспособность руководства страны вывести общество из кризиса, который приобретал системный характер. Во всех сферах жизни общества нарастали негативные явления, сопровождавшиеся равнодушием, социальной апатией граждан. Одной из главных причин растущего политического отчуждения являлся утвердившийся в эпоху Сталина и реанимированный в годы застоя командно-административный стиль руководства.

Кроме того, в стране существовал и экономический кризис. Сельское хозяйство находилось в разрушенном состоянии, промышленность не развивалась, поскольку большая часть усилий государственной власти была направлена на поддержание «гонки вооружений» во внешней политике. Страны социализма зависели от дотаций Советского Союза, то есть крах страны все приближался. Это время называют периодом «застоя».

Также были сопутствующие предпосылки и причины перестройки в СССР: старение советской элиты, средний возраст которой был в пределах 70 лет; молодое население страны испытывало большое недоверие к властям, то есть кризис наблюдался и в идеологической сфере. В этой ситуации настоятельной становилась смена отжившего свой век хозяйственного механизма, самих методов управления страной и обществом. В то же время все меньше людей верили в истинность декларируемых властью коммунистических ценностей. О кризисном состоянии общества свидетельствовали и зарождение и развитие диссидентского движения во всех регионах СССР, по сути, представлявшего начало формирования элементов «антисистемы» в рамках существующей политической системы.

Все эти факторы привели к осознанию перемен, необходимых для дальнейшего развития советского общества, ставший генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 года М. С. Горбачев олицетворял эти перемены.

февраля 1984 г. умер Ю. В. Андропов, руководивший страной неполные 15 месяцев. И хотя его меры по преодолению кризиса власти в стране народ встречал с одобрением, поскольку все устали от чиновничьего произвола и хотели видеть перемены, результатов они не приносили.

После смерти Андропова главой КПСС, а затем и государства стал 73-летний К.У. Черненко, с назначением которого стареющая номенклатура связывала надежды на спасение существующей системы и сохранение своих позиций во властных структурах. Однако, как показали дальнейшие события, старый и больной руководитель партии и государства не годился для этой роли. Не только в обществе, но и в самом партийном руководстве росло осознание необходимости радикальной перестройки управления государством и обществом.

Черненко умер в марте 1985 г. На состоявшемся 11 марта Пленуме ЦК КПСС, новым Генеральным секретарем ЦК был избран М. С. Горбачев, быстро выдвинувшийся на вершину партийной пирамиды и занимавший к этому времени положение второго человека в партии. Его непродолжительное по историческим меркам руководство страной (менее 7 лет) не только отличалось невероятным по своему драматизму развитием событий, но и знаменовало собой последний, завершающий этап советской государственности.

Цели правительством в проведении перестройки ставились масштабные. Во-первых, в планы руководства входило обновление производственной базы страны в техническом плане. Предполагалось модернизировать производство и увеличить выпуск машин и оборудования, однако, не за счет улучшения работы предприятий, а за счет ужесточения трудовой дисциплины, введения государственного контроля качества выпускаемой продукции.

Во-вторых, на новый уровень планировалось перевести и экономические отношения внутри Союза. В середине 1990-х гг. руководство страны приняло решение ввести понятие частной собственности на средства производства. Предусматривалось и серьезное изменение инвестиционной политики: сокращение дорогостоящего капитального строительства и ускорение технического перевооружения предприятий.

Однако, все это не было подкреплено какой бы то ни было программой конкретных преобразований, и результаты таких действий будут рассмотрены ниже.


1.2Этапы перестройки


Изменения во всех сферах жизни общества изначально планировалось провести за шесть лет в три этапа. В основу реформ Горбачева были положены три основных лозунга: «гласность», «ускорение», «перестройка». Был провозглашен основной курс движения - на ускорение социально-экономического развития страны.

Для решения этой задачи необходимо было сломать механизм торможения (еще одно новое выражение, вошедшее в обиход после выступлений М.С. Горбачева); создать надежный механизм ускорения. Главный замысел - соединить научно-техническую революцию с плановой экономикой и привести в действие весь потенциал социализма. Цель ускорения виделась в том, чтобы обеспечить материально и духовно богатую, социально динамичную жизнь советских людей, еще полнее и ярче раскрыть возможности и преимущества цивилизации исторически нового типа. Основная ставка делалась на человеческий фактор, живое творчество масс, развитие демократии, социалистическое самоуправление, новые принципы выдвижения руководителей, расширение гласности, новое политическое мышление. Предполагалось на этой основе быстро переломить неблагоприятные тенденции в экономике и, опираясь, как утверждалось в официальных документах, на возможности и преимущества социализма, ускорить социально-экономическое развитие страны, придать экономике должный динамизм, открыть простор заложенным в самом характере советского строя инициативе и творчеству. По расчетам реформаторов к 2000 г. Советский Союз должен был догнать Соединенные Штаты по уровню промышленного производства. Ставилась задача к концу столетия увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала и его качественном преобразовании.

Суть ускорения была озвучена на апрельском пленуме ЦК (Центрального Комитета) КПСС (Коммунистической партии Советского Союза) в 1985 году. Ускорение понималось как большая интеграция науки и техники, децентрализация управления в экономике, развитие частного сектора экономики при господстве пока что государственного сектора. В сущности же, речь шла о замене командно-административной системы хозяйствования смешанной. В результате ускорения появились законы «Об общих началах предпринимательства в СССР», «О кооперативах», «О государственном предприятии». Однако к ожидаемому эффекту эти меры не привели.

Главным тормозом обновления были объявлены консервативные кадры, противящиеся переменам. Поэтому новое руководство начало свою политику перестройки со смены кадров. В 1985-1986 гг. произошло обновление всех руководящих партийных структур, как на центральном, так и на местном уровне. Вопросы кадровой политики партии стали предметом специального обсуждения на состоявшемся в январе 1987 г. пленуме ЦК КПСС, признавшем необходимым обновление партийно-государственных кадров в целях ускорения реформ. Из Политбюро были удалены наиболее консервативно настроенные элементы, связанные с брежневскими временами: Н. А. Тихонов, В. В. Гришин, Д. А. Кунаев, А. А. Громыко, Г. А. Алиев и др. В дальнейшем по мере возникновения первых трудностей в реформировании общества критика «консерваторов» усилилась. В целом за 1985-1990 гг. было заменено 85% руководящих работников ЦК КПСС (для сравнения: в 1934-1939 гг., в годы массовых чисток, обновление ЦК партии составило 77%), на республиканском уровне - до 70%.

То, что выбранный курс на ускорение не приносит ожидаемых результатов, стало ясно уже к 1987 году, поэтому на следующем пленуме ЦК КПСС в январе 1987 г. Горбачев объявил новую задачу - начать более широкую по своему охвату сфер жизни общества перестройку. Немаловажными факторами, тормозившими проведение реформы, являлись преобладавшее в широких массах негативное отношение к частному предпринимательству, а также активное противодействие переменам со стороны консервативных кругов в руководстве КПСС, обвинявших Горбачева в «предательстве дела социализма», «реставрации капитализма», с чем лидер правящей Коммунистической партии не мог не считаться. В значительной мере именно этим объясняются непоследовательность и половинчатость большинства преобразований, начатых в экономике в первые годы перестройки. Принимались решения, однако их выполнение либо затягивалось, либо откладывалось на длительное время.

Первоначально под перестройкой понималось проведение комплекса экономических и политических мероприятий, направленных на слом экономического механизма торможения и создание механизма ускорения; социалистическое самоуправление масс, социалистическую предприимчивость и полный хозрасчет; решительный поворот к науке; приоритет социальной сферы; социальную справедливость и избавление общества от искажений социалистической морали. Образно задача перестройки определялась несколько непонятно для граждан: строительство «социализма с человеческим лицом».

В результате неудавшихся реформ в политической и духовной сфере жизни общества основной идеей становится гласность, что проявилось в ослаблении цензуры, в легализации (законности) плюрализма, когда в политике стали признаваться альтернативные, другие точки зрения на развитие СССР. Стало возможно беспрепятственное обсуждение политической, социально-экономической и культурной жизни страны. Следствием гласности стало появление множества партий-однодневок, альтернативных изданий и пр.

Гласность привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. Возобновившаяся, по инициативе нового руководства, под флагом восстановления ленинских положений о социализме, критика сталинизма переросла в критику порожденной им командно-административной системы и социализма в целом. Обнаружились и усиливались кризисы модернизации страны «вдогонку», через которые уже не раз проходила Россия: кризис легитимности, кризис идентичности, кризис участия и др. Развернувшиеся в стране дискуссии по различным вопросам обновления общества вели к политизации и идеологической поляризации все более широких слоев населения. Обострились межнациональные противоречия, увеличилось число межэтнических конфликтов, основу которых по большей части составляла борьба за власть, сопровождавшаяся непомерными амбициями региональных элит и нагнетанием национальных страстей.

В хозяйственной сфере жизни общества одним из методов перестройки стало внедрение «экономических методов управления» и переход предприятий на полный хозрасчет и самофинансирование. Стало возможным для предприятий выбирать, как расходовать полученную прибыль, оставшуюся после расчетов с государством. У них была возможность действовать согласно двум моделям хозрасчета. В случае одной из них, прибыль могла формироваться после выплаты работникам заработной платы по нормативам. В этом случае величина прибыли влияла на размер только премий работникам. При использовании второй модели зарплата работников напрямую зависела от размера полученной прибыли.

Кроме того, имело место радикальное изменение всей структуры хозяйственного управления - ликвидировано переходное звено между министерством и предприятием, а также реорганизована сама структура и количество министерств. Так, в ноябре 1985 г. были упразднены шесть сельскохозяйственных ведомств и учрежден Госагропром СССР. Дальнейшие преобразования в этой системе получили название «министерская чехарда», когда министерства и ведомства то объединялись или упразднялись, то вновь создавались. В конце концов, в 1986 г. стало понятно, что аппарат хозяйственного управления в стране недееспособен.

В июне 1990 г. Верховным Советом СССР было принято прогрессивное для того времени постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Однако реализация намеченных в нем мероприятий и принятых в связи с этим законов, предусматривавших перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, откладывалась до 1991 г., а сам перевод всего лишь 20% предприятий на аренду был растянут до 1995 г.

Все это не только не способствовало решению задачи «ускорения», которая вскоре была заменена лозунгом «сильной социальной политики», но и вело к углублению экономического кризиса. Уже с 1988 г. наблюдалось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, в промышленности спад начался с 1989 г. По официальным данным, дефицит бюджета в 1989 г. превысил 100 млрд. руб. (11% валового национального продукта). Золотой запас сократился в 1991 г. в десять раз по сравнению с 1985 г., что связано было с растущей зависимостью страны от закупок продовольствия за рубежом. Все это происходило на фоне резкого ухудшения условий жизни основных масс населения.

Начало политической реформе было положено проходившей 28 июня - 1 июля 1988 г. XIX Всесоюзной конференцией КПСС, принявшей развернутую программу демократизации общественно-политической жизни страны. В качестве первоочередной меры, с целью восстановления полновластия советов, было решено провести перераспределение властных функций от исполнительных органов (аппарата исполкомов) к выборным представительным, от партийных структур - к советским. Для того чтобы сделать этот переход как можно безболезненнее, предлагалось на первом этапе совместить посты партийных и советских руководителей (первого секретаря и председателя совета) сверху донизу. В рамках концепции «социалистического правового государства» впервые акцентировалось внимание на необходимости разделения властей, началось формирование «советского парламентаризма». С этой целью, по предложению Горбачева, должна была быть восстановлена (по образцу Конституции 1918 г.) двухуровневая система представительных органов. Создавался новый высший орган власти - Съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет, избираемый путем тайного голосования из депутатов Съезда, превращался в своего рода постоянно действующий «парламент». Одновременно вносились изменения в избирательное законодательство: выборы должны были проводиться на альтернативной основе, 1/3 депутатского корпуса формировалась от общественных организаций. Изменялись функции Президиума Верховного Совета: он лишался каких-либо правотворческих полномочий. Предлагалось также нововведение, связанное с открытым формированием правительства. Совершенно новым для советской политической системы было создание такого демократического учреждения, как Комитет конституционного надзора, который должен был следить за соблюдением Конституции страны.

марта 1989 г. были проведены выборы народных депутатов СССР, впервые проходившие в обстановке открытой конкурентной борьбы кандидатов, в условиях бурного роста политической активности населения (почти 90% избирателей, включенных в списки, пришли на избирательные участки). На I Съезде народных депутатов СССР, открывшем свою работу 25 мая 1989 г., Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. На втором этапе политической реформы началось создание новых структур органов власти и управления в республиках, краях и областях, городах и районах. Весной 1990 г. состоялись выборы делегатов Съезда народных депутатов РСФСР. Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б. Н. Ельцин. 12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о суверенитете РСФСР.

Выборы в новые органы власти коренным образом изменили политическую ситуацию в стране. Партия стала утрачивать инициативу в преобразовании общества, которая постепенно переходила к сторонникам более радикальных перемен, получившим значительное число мандатов в новых органах власти. На Съезде народных депутатов, а затем в Верховном Совете СССР начинает формироваться первая парламентская оппозиция. В частности, была образована Межрегиональная депутатская группа, лидеры которой - известные общественные политические деятели (Ю. Афанасьев, Б. Ельцин, В. Пальм, Г. Попов, А. Сахаров) выдвигали в качестве основных положений программы преобразований: признание частной собственности, проведение децентрализации управления, расширение экономической самостоятельности республик и повышение их суверенитета, и ряд других.

Одним из главных пунктов, объединявших нараставшую оппозицию правящей партии, было требование отмены ст. 6 Конституции, закреплявшей монопольное положение КПСС в обществе. В самой партии начинают формироваться политические платформы, значительно отличавшиеся по своим позициям от официальной линии партийного руководства.

В январе 1990 г. по инициативе ряда партклубов и парторганизаций, собравшихся на конференцию в Москве, была создана «Демократическая платформа в КПСС», выступившая за коренную реформу КПСС и преобразование ее в демократическую парламентскую партию. На преобразовании Компартии из государственно-хозяйственного органа в политическую организацию настаивала также оформившая накануне последнего в истории партии XXVIII съезда КПСС (июль 1990 г.) «Марксистская платформа», подвергшая резкой критике «казарменно-коммунистическую модель КПСС». После съезда «Демократическая платформа» заявила о своем выходе из КПСС, положив тем самым начало распада партии. После этого выход из партии приобрел массовый характер. Одновременно с этим происходила консолидация консервативных сил в КПСС, выступавших с резким осуждением «оппортунистической» линии Горбачева в вопросах партийного руководства. В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло достаточно традиционалистскую позицию и находилось в жесткой оппозиции к Генеральному секретарю ЦК КПСС.

В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе, что и привело к расколу КПСС на ряд партий. Заметную роль в политической жизни страны с первых дней создания играли Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ) и Российская партия коммунистов (РКП). Оформилась Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). На начальном этапе деятельности все они видели свою главную задачу в возврате к коммунистической идеологии (с учетом происшедших в стране перемен), а также в усилении роли государства в экономической жизни.

Развитие демократических процессов способствовало созданию и росту новых общественных организаций, движений и инициатив, положило начало становлению многопартийности. Первой партией, объявившей себя оппозиционной по отношению к КПСС, был образовавшийся в мае 1988 г. «Демократический союз», одним из лидеров которого стала В. Новодворская. Тогда же возникают народные фронты в Прибалтике, являвшиеся первыми независимыми массовыми организациями. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. «Демократическая партия России» (лидер Н. Травкин). На начало 1991 г. Министерство юстиции СССР зарегистрировало 312 общественных объединений. В целом по стране возникло более 10 тыс. самодеятельных объединений и организаций, более 20 партий различного толка - от социал-демократических до христианских и монархических.

Также в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов СССР было принято решение о введении принципиально нового для России поста Президента СССР. 14 марта был принят Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесение изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». Одновременно с введением института президентства, воспринятого позднее многими республиками и автономиями, отменялась ст. 6 Конституции. Согласно Закону Президент, являвшийся главой государства, избирался не прямым голосованием, а на заседании Съезда народных депутатов. Им мог стать любой гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Был предусмотрен пост вице-президента, который избирался вместе с Президентом по его предложению и выполнял по поручению Президента отдельные его функции, замещал Президента в его отсутствие или в случае невозможности осуществления им своих обязанностей. Первым (и последним) Президентом СССР был избран Горбачев, вице-президентом - Г. И. Янаев.


Глава 2. Итоги перестройки


1 Распад СССР

перестройка советский распад

После выборов народных депутатов РСФСР (весна 1990 г.) и принятия Декларации о суверенитете РСФСР стали ухудшаться отношения между союзным и российским руководством. Введение института Президента, по замыслу авторов реформы, призвано было стабилизировать ситуацию в стране, создать основу для формирования в СССР правового государства, в котором нет места для монополии одной партии, и обеспечивается равенство всех перед законом. Вместе с тем установление сильной президентской власти, опиравшейся на волеизъявление народа в лице его представителей в парламенте, давало возможность Горбачеву в известной мере освободиться от опеки со стороны партаппарата, значительная часть которого не разделяла политику Генерального секретаря.

Однако, как показали дальнейшие события, введение института президентства не только не стабилизировало обстановку в стране, но еще больше ее усложнило, поскольку новый институт президентства, предусматривающий наличие разделения властей, плохо сочетался с сохранявшимся всевластием советов. По мнению исследователей, впоследствии именно это противоречие определило острый характер политической борьбы в стране.

К этому времени, предельной остроты достигли межнациональные противоречия. В феврале 1991 г., на всенародном референдуме в Литве, большая часть населения высказалась за «независимость» и строительство демократического государства, положив начало «параду суверенитетов». В ответ на это Пленум ЦК КПСС осудил события в Прибалтике как «антикоммунистическую истерию, разжигаемую врагами перестройки». Одновременно была предпринята попытка силовыми методами восстановить прежнюю власть в прибалтийских республиках. В ответ на эти действия председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР.

Учитывая обострение межнациональных противоречий и усиление центробежных сил в Союзе, IV Съезд народных депутатов СССР 25 декабря 1990 г. принял постановление о проведении 17 марта 1991 г. всенародного референдума по вопросу о сохранении СССР. Против проведения такого референдума выступили Грузия, Армения, Молдавия, республики Прибалтики. Из 147 млн. граждан СССР, участвовавших в референдуме, 112 млн. высказались за необходимость сохранения Союза как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой в полной мере будут гарантироваться права и свободы человека любой национальности.

К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняли законы о суверенитете, что заставило Горбачева ускорить разработку нового союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа 1991 г. Однако в союзном руководстве возобладали консервативные силы, стремившиеся сорвать подписание договора и восстановить Советский Союз в его прежнем виде.

В отсутствие президента Горбачева, который был фактически блокирован в своей крымской резиденции - Форосе, в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Первым шагом ГКЧП, в который вошли вице-президент Г.И. Янаев (назначенный исполнять обязанности Президента СССР), премьер В.С. Павлов, министр обороны маршал Д.Т. Язов, Председатель КГБ В.А. Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго и др., стал отказ от подписания союзного договора. В Москве было введено военное положение. Указами ГКЧП было объявлено о расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г., приостанавливалась деятельность оппозиционных партий и движений, вводился жесткий контроль над средствами массовой информации. Президент России Б.Н. Ельцин и поддержавшее его руководство России (глава правительства И. С. Силаев, первый заместитель Председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатов) отказались подчиниться ГКЧП, выступив с обращением к гражданам, в котором действия ГКЧП осуждались как реакционный, антиконституционный переворот, а сам ГКЧП был объявлен противозаконным.

По их призыву тысячи москвичей заняли оборону вокруг здания Верховного Совета России. 21 августа путч был подавлен, а его организаторы арестованы. Вернувшийся в Москву в тот же день Горбачев, спустя три дня выступил с заявлением о сложении с себя функций Генерального секретаря ПК КПСС.

После августовских событий 1991 г. судьба Союза была решена. Большинство республик отказались от подписания союзного договора. Последние месяцы 1991 года стали временем окончательного распада СССР. Был распущен съезд народных депутатов, радикально реформирован Верховный Совет, ликвидировано большинство союзных министерств. Высшим органом стал Государственный Совет СССР, в который вошли президент СССР и главы союзных республик. Первым решением госсовета стало признание независимости Литвы, Латвии и Эстонии. 11 марта 1990 года Литва первой из союзных республик провозгласила независимость и выход из Советского Союза. 1 декабря на Украине был проведён референдум, и большинство высказалось о независимости республики. 7-8 декабря 1991 года президенты России и Украины Ельцин и Кравчук и председатель Верховного Совета Белоруссии Шушкевич, встретившись в Беловежской пуще, объявили о прекращении существования СССР и образования в составе трёх республик Содружества Независимых Государств СНГ. В дальнейшем в СНГ вошли все бывшие республики СССР, за исключением прибалтийских.

Распад СССР произошел 6 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ - Содружества Независимых Государств (без Грузии и Прибалтики). Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать.


2.2 Причины неудачи модернизации


Несмотря на всю его популярность, Горбачева часто критиковали за слишком высокую цену, которую пришлось заплатить стране за перестроечные реформы: слишком большие уступки и масштабное разоружение, на которые он пошел в результате новых советско-американских отношений, а также его политика невмешательства в дела стран социалистической Европы.

Рассмотрим, что явилось причиной неудач внутри страны. Экономические реформы не принесли желаемых результатов, и кризис в стране не пошел на убыль. Рабочие требовали повышения заработной платы и улучшения условий труда. Правительство же в ответ выпускало в обращение все больше денег, что только усиливало рост цен. Так, товары, продаваемые в государственных магазинах, быстро исчезали с полок и продавались уже спекулянтами по завышенным ценам. В Москве впервые после Великой отечественной войны были введены карточки на питание.

Внешний долг СССР также увеличивался, став втрое больше, чем был до перестройки. Ситуация с экономическим спадом, к тому же, усугублялась политическим напряжением между социалистическими силами и движениями, поддерживавшими принципы капитализма.

Возникали межнациональные столкновения среди представителей разных республик СССР, между тем, кто поддерживал идею СССР, и теми, кто выступал за создание независимых государств. Последних становилось все больше, что, в конце концов, и стало одной из причин распада СССР. Впрочем, такой исход был заложен еще большевиками в самом начале организации СССР - в советской идеологии было четко прописано право народов на самоопределение вплоть до отсоединения.

С распадом же КПСС тот мощный институт, объединявший все властные структуры СССР, исчез; Совет депутатов не мог выполнять те цементирующие функции, поскольку являлся только лишь сверхструктурой, не имевшей влияния в провинции. Собственно, как и Президент СССР не имел их, так как его избирал все тот же Совет депутатов.

Бомба замедленного действия, заложенная под государственную систему России еще во времена создания Советского Союза, после перестройки готова была разорваться. Те централизованные властные структуры, имевшие под собой базу из коллективных отношений, заложенных еще во времена Российской империи и усиленных во время существования Советского Союза, на рубеже 80-90-х гг. стали терять свою силу. В неудачах перестройки и в развале СССР также сыграли свою роль и экономический кризис, и крах властных структур, разрушение советской идеологии, отсутствие четких целей в политике и как следствие - растерянность широких масс населения, не понимающих, как действовать в критических ситуациях.

Кроме всего этого, не было тех, кто был заинтересован в сохранении СССР, в особенности после путча 1991 года. Республиканские правительства хотели кардинального перераспределения власти в свою пользу задолго до августа 1991, поскольку за ними стояли местные политики. И после путча одни объявили своим девизом независимость, что бы получить власть, другие же - чтобы ее сохранить. Никто особо не заботился ни об объективных интересах простых людей, об улучшении их уровня жизни, ни о способах выхода из экономического кризиса, ни о неизбежности национальных конфликтов вплоть до гражданской войны. Республиканские властные структуры были заинтересованы лишь в упразднении Совета депутатов и поста президента СССР. Последней каплей стали события осень 1991 г., на которых и закончилась 69-летняя история СССР.


Заключение


В моей работе была цель проанализировать причины неудавшейся модернизации СССР в ходе перестройки.

В первой главе рассмотрены причины и цели перестройки. Так, было выяснено, что необходимость перемен в государстве возникла в результате возраставшего в начале 1980-х гг. недоверия населения СССР к руководству, идеологический кризис. Правящая верхушка образовала закрытый институт с почти наследственными правами, существовала только одна партия коммунистов, а выборы проводились фактически только на первом уровне. Кроме того, в экономической сфере наблюдался так называемый «застой». Все это способствовало появлению новых политических деятелей и новых идей по управлению страной.

Во втором пункте первой главы были обозначены основные этапы и направления перестройки, начатой М.С. Горбачевым. Перемены происходили во всех сферах жизни общества - в политической, культурной, экономической. Основными лозунгами программы перестройки стали - ускорение социально-экономического развития, гласность, демократизация.

Во второй главе проанализированы события, приведшие к распаду СССР и причины неудач перестройки.

Основной причиной распада СССР можно считать разгоревшуюся национальную рознь между союзными республиками. В то время, как власть держащие стремились к ее сохранению и приумножению, забывая об интересах народа, движение за независимость и отделение усиливалось.

В целом же, реформы 1980-х годов не увенчались успехом из-за их неподготовленности, непоследовательности, отсутствия чёткой стратегии, несогласованности изменений в экономике и политике.

Список литературы и источников


1.Боффа Дж. История Советского Союза - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2007. - 603 с.

2.Боханов А.Н., Горинов М.М. и др. История России с древнейших времен до конца XX века. - Книга 3. - М.: АСТ, 2001. - 348 с.

.Загладин Н.В. История Отечества. - М., Русское слово, 2003.

.Игнатов В.Г. (отв. ред.) История государственного управления России. Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 608 с.

.История государственного управления в России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504) / Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 319 с.

.История государственного управления: учебник для бакалавров / Н.А. Омельченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт. 2013. - 575 с. - Серия: Бакалавр. Углубленный курс.

.История России. IX-XX вв. / Под ред. М.М. Шумилова, СП. Рябинкина. - СПб.: Нева, 1997. - 608 с.

.История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. - М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - 608 с.: ил.

9.Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книга вторая. От Великой победы до наших дней. - М., Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2002.- 768 с.

10.Терещенко Ю.Я. История России XX-XXI вв. - М., 2004.

.Хозяйственные реформы в России (IX-XX): Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Романова, А.Н. Марковой. М.: Экономическое образование, 1993.