Как был прибит иисус к кресту. Почему нельзя носить крест распятие? Распятие (Крест) - обозначение символов
"Крест - хранитель всей Вселенной. Крест - красота Церкви, Крест - царей держава, Крест - верным утверждение, Крест - ангелом слава, Крест - бесом язва..."
Так как время поста приближает нас к неделе Крестопоклоной, считаем необходимым разъяснить значения символов, которыми обычно надписывают Распятие Христа (Православный Крест).
В этом исследовании будет предпринята попытка определить, поддерживается ли эта дата информацией, найденной в Библии. Прежде чем приступать к каким-либо подробным расчетам, нам сначала нужно установить, что Библия учит в отношении времени распятия Иисуса. Мы можем установить три важных факта из Библии.
Следующий вопрос, с которым мы сталкиваемся, - это именно то, как определить начало нового года и нового месяца, учитывая приведенную выше информацию о весеннем равноденствии и лунном союзе. Ниже приведено краткое описание методов, используемых для определения нового года и нового месяца.
Во времена римского владычества распятие считалось самой позорной и мучительной казнью. Однако Христос, проливший Свою кровь и принявший мучение на Кресте во искупление грехов всего рода человеческого, превратил тем самым крест в символ спасения и вечной жизни (Мф. XXVII, 31-56; Мк. XV, 20-41; Лк. XXIII, 26-49; Ин. XIX, 16-37). И в то же время, только Крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу умереть с распростертыми руками, призывающими "все концы земли" (кстати, раскрытые ладони - признак именно православного варианта Распятия, но об этом ниже).
Новый год: есть две разные идеи, когда начинается новый год. Первый утверждает, что новый год начинается с первого лунного соединения после весеннего равноденствия. Второй утверждает, что он начинается с лунной связи, ближайшей к весеннему равноденствию.
Новый месяц: есть две разные идеи, когда начинается новый месяц. Первый утверждает, что новый месяц начинается в тот же день, следующий за лунным соединением. Второй утверждает, что он начинается на следующий день после соединения луны плюс 24 часа. Как видно, определение нового года и нового месяца не является очевидным, и возможны различные методы. Итак, какие методы мы должны использовать? К сожалению, Библия не обращается к этим тонким моментам напрямую. Если вы ищете в Интернете, а также в еврейской и христианской истории, вы найдете много мнений, но очень мало, если какое-либо библейское обоснование для окончательно выбранных методов. выбирается простой подход, который должен проверять каждую комбинацию нового года и нового месяца, и посмотреть, какие из них удовлетворяют библейскую информацию о распятии нашего Господа Иисуса Христа.
У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием вины. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI, а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»).
Ниже приведен краткий обзор каждой из этих возможностей. Метод 1: Новый год, используя соединение после равноденствия и новый месяц, начинающийся сразу же после лунного соединения. Способ 2: Новый год с использованием связи после равноденствия и нового месяца, следующего за лунным соединением плюс 24 часа.
Метод 3: Новый год с использованием ближайшей лунной связи и нового месяца, начинающегося сразу же после лунной связи. Метод 4: Новый год с использованием ближайшего лунного соединения и нового месяца, следующего за лунным соединением плюс 24 часа. В приведенном ниже анализе используется каждый из четырех приведенных выше методов, чтобы определить, какой день недели соответствует 14-му дню 1-го месяца Библейского календаря. Если этот критерий не соблюден, то мы точно знаем, что конкретный метод не является библейским.
Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.
Возвышение, на котором стоит Крест, символизирует гору Голгофу, на которой произошло Распятие. Сокращение "ГГ" означает "гора Голгофа", а "МЛБР" - "место лобное рай бысть". В символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом. По преданию на Голгофе, считаемой центром Земли, был погребен первый человек Адам. "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы...". "ГА" - глава Адама.
Ниже приведены результаты анализа для каждого из четырех методов. Способ 1. Способ 2. Способ 3. Способ 4. Здесь, в Луки 3, мы находим, что Библия датирует начало служения Иоанна Крестителя. И именно в это время Иисус начал свое служение сразу после крещения Иоанном Крестителем.
Результаты приведены ниже. Прежде чем углубиться в это, мы сможем более точно определить самую раннюю дату начала служения Иисуса, если мы знаем точные даты, которые соответствуют 15-му году Тиберия Цезаря. Итак, теперь мы должны определить минимальную продолжительность служения Иисуса!
Буквы "К" и "Т" слева и справа от Креста обозначают страстные орудия: копье и трость. Сами орудия обычно изображаются вдоль Креста. "Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его" (Ин. XIX, 34). "Но один из воинов копием пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Ин. XIX, 34). Распятие и смерть Иисуса сопровождались грозными явлениями: землетрясение, громы и молнии, померкшее солнце, багровая луна. Солнце и луну также иногда включают в композицию Распятия - по сторонам большей перекладины. "Солнце преложися во тму, и луна в кровь претворися...".
Определение минимальной длины служения Иисуса. Из Евангелия от Иоанна можно определить минимальную продолжительность служения Иисуса. Следует учитывать следующие события. Затем Иисус вернулся в Галилею какое-то время, но затем снова вернулся в Иерусалим, чтобы отпраздновать еще один праздник. Позже Иисус возвращается в Иерусалим на праздник кущей, где Иисус остается зимой и праздником Посвящения. После этого Иисус проводит время в Вифании и Ефреме, прежде чем придет последний раз в Иерусалим для Пасхи, на которой он был распят.
Таким образом, мы можем установить минимальную продолжительность служения Иисуса как та, которая охватывает как минимум 3 Пасхи. Другие возможные годы могут быть исключены на основании либо не удовлетворения распятия на Пасху в пятницу, либо слишком раннего, чтобы обеспечить достаточную продолжительность для служения Иисуса. Также было показано, что подходящим методом определения нового года является использование луны которое происходит ближе всего к весеннему равноденствию, и что первый день нового месяца - это тот, который следует за лунным соединением плюс 24 часа.
Христос изображается с кресчатым нимбом, на котором пишутся три греческие буквы, означающие "истинно Сущий", как Бог сказал Моисею "Аз есмь Сый" (Я есть Сущий) (Исх. III, 14). Над большей перекладиной пишется сокращенно, со знаками сокращения - титлами, имя Спасителя "IC XC" - Иисус Христос, ниже перекладины добавляется: "НИКА" (греч. - Победитель).
Страдание - неотъемлемый аспект человеческой жизни в современном мире. Страдание, несчастье и трагический опыт раскрывают уязвимый характер человеческой жизни; это позволяет нам признать наши ограничения как человеческие существа, так и нашу зависимость от других и Бога для поддержания жизни. Страдание может привести людей к отчаянию, страданиям и самоуверенности или к трансцендентности через надежду и веру, доверяя благосклонности Бога и Его заветным отношениям со Своим народом.
У людей есть сильный инстинкт, чтобы искать причину их страданий. Эти вопросы возникают из каждого человеческого переживания страдания. Необходимость поиска причин страданий глубоко укоренилась в нас. Иногда мы находим ответ и изменяем наше поведение в свете плохих переживаний. Но иногда причины выходят за рамки наших знаний или контроля, и поиск ведет к усилению разочарования, неуместной вины или обвинению других. Тем не менее, нам трудно принять, что мы никогда не узнаем истинной причины наших страданий.
Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века. Интересно сравнить и различия в изображении Распятия в Западной (Католической) и Восточной (Православной) Церкви. Католическое Распятие часто предельно исторично, натуралистично. Распятый изображается провисшим на руках, Распятие передает мученические страдания и крестную смерть Христа. Начиная с XV в. в Европе широко распространяются откровения Бригитты Шведской (1303-1373), которой открылось, что "...когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты... Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты...".
Мы возмущаемся необъяснимой тайной, особенно когда мы чувствуем себя беспомощными и онемевшими перед лицом бессмысленных страданий. Таким образом, наш поиск смысла и объяснений использует все наши рациональные возможности для поиска понятных причин необъяснимого.
Каждое действие и любое размышление о страданиях и смерти должны начинаться с справедливости в отношении человеческого опыта. Не все страдания бессмысленны. Страдание может быть возможностью для созревания; повод направить свою жизнь к важному. Тем не менее страдания, которые чаще всего встречаются, являются мертвыми, варварскими и бессмысленными. Конкретный опыт человеческих страданий продолжает призывать к ответу, продолжает поднимать вопрос о его значимости или, альтернативно, его бессмысленности.
Древнерусские образы Распятия строги, даже скупы в проявлении чувств. Христос изображается не только Живым, Воскресшим, но и Царствующим Спасителем и Вседержителем. Христос - Царь Славы, Христос - Победитель держит и призывает в Свои объятия всю Вселенную. Именно поэтому Иисус Христос на православном Распятии изображается обязательно с раскрытыми ладонями. Пришедшие к началу XVII в. с запада сюжетные мотивы католического Распятия вызвали бурные обсуждения и вскоре были осуждены.
Незаслуженное страдание делает страдание невыносимым в мире, который не управляется иррациональной судьбой, а праведным и могущественным Богом. В Священном Писании мы находим множественные ответы и интерпретации того, что означает страдание в теоцентрической структуре действительности. Все они, однако, заслуживают понимания и могут помочь справиться с нашими собственными страданиями и с другими. Тем не менее, ни один из этих подходов не является полностью удовлетворительным. Каждый из них - полезный ресурс, чтобы справляться со страданиями, так как избежать страдания, пока мы живем в истории, невозможно.
Большие многофигурные композиции Распятия - тема для отдельного рассмотрения. Можно упомянуть только о некоторых вариантах изображения. Распятию предстоят чаще всего Богоматерь и Иоанн Богослов, в более сложных композициях добавляются плачущие жены и сотник Лонгин. Над Крестом часто изображают двух плачущих ангелов. Могут изображаться и воины с тростью и копьем, на переднем плане иногда показаны воины, по жребию разыгрывающие одежды Распятого. Отдельный иконографический вариант композиции - т. н. "Распятие с разбойниками", в котором изображены три фигуры, распятые на крестах. По обеим сторонам от Христа - два разбойника, один с опущенной головой, другой - с повернутой к Христу, тот самый благоразумный разбойник, которому Господь обещал Царствие Небесное.
Страдание - это не проблема, а непостижимая, теоретически непонятная тайна. Мы не должны пытаться объяснять страдания или строить теории о причинах страданий в мире и систематических объяснениях, которые стремятся примирить невинные страдания с верой в хорошего и могущественного Бога. Проникающее присутствие бессмысленных страданий в мире выходит за рамки любой рациональной системы. Вспомните, как Достоевский в своей книге «Братья Карамазовы» был охвачен ужасом в созерцании картины страдания по всему миру, особенно страдания невинных и маленьких детей.
"Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения" - свидетельствует 73-е правило Трульского собора (691 г.). Каждый, с верой взирающий на Крест, получает спасение и защиту. Крест вздымается от земли в небо. Это мост, соединяющий землю с Царствием Небесным. Человек может подняться от своей земной греховной, суетной, тщеславной жизни в это Царствие, в вечность. Поднимут человека вера и Новый Завет с Богом.
Единственный ответ, который может дать Алеша, - это образ Распятого: он может простить всех; Он может примирить всех, потому что Он измерил глубину наших страданий, нашего одиночества и нашей боли. В Распятом Христе Бог не остается дальним зрителем незаслуженных страданий невинных, но Он участвует в их страданиях через Крест и возводит надежды на жизнь всех страдающих людей через Воскресение. Когда вы сталкиваетесь с тайной зла и страданий, история Иисуса как истории Бога является единственным адекватным ответом.
Человеческий поиск смысла и надежды в трагических ситуациях страдания, от смерти Христа и Воскресения зависит от силы жизни, необходимой для пропитания. Таким образом, как христиане, мы не спорим о страданиях, а рассказываем историю. Страдания и смерть Иисуса были результатом его общественного служения, его проповеди и воплощения царствования Бога. Смерть Иисуса не может быть изолированным актом искупления, отделенным от того, что произошло в Его жизни. Распятие Иисуса было неотъемлемым историческим следствием как Его послания, так и Его образа жизни.
Используемые материалы:
Филатов В. В. Словарь изографа. Библиотека клирика.-М. Православное издательство "Лествица", 2000. -256 с.
Иконы в храме и в вашем доме. Д. Басов, С. Басов. -СПб.: Изд-во "А.В.К.-Тимошка", 2001. - 160 с., ил.
Райгородский Л. Д. Беседы о русских иконах.-СПб.:"Глаголъ", 1996.- 116 с.: ил.
Некоторые разделы не доступны для Гостей нашего форума. Доступ ко всем разделам автоматически открывается после регистрации.
Скрыть объявлениеКрест является спасительным только в свете того, что Бог совершил в Воскресении. Распятие Иисуса должно рассматриваться как окончательное выражение человеческого отказа от спасения от Бога, предлагаемого в Иисусе. Бог, который по Левиту «отвращает человеческие жертвы», не поставил Иисуса на Крест. Хотя Бог всегда приходит к власти, божественная сила не знает силы, даже против тех, кто распял Христа. Но Царство Божье все еще приходит, несмотря на человеческое злоупотребление властью и человеческое отвержение Божьей любви.
Тот факт, что Иисус на последнем ужине с Его учениками в последний раз предлагал чашу Своим ученикам, надеясь, что Он будет пить ее заново во время правления Бога, свидетельствует о доверии Иисуса к Его общению с Богом и Его учениками был сильнее смерти. Крик Иисуса о заброске: «Боже мой, Боже мой, зачем ты меня покинул», взятый из вводной строки Псалом 22, следует толковать в свете всего псалма. Прочитайте в целом, этот псалом - это молитва тоски, а также признание веры в Бога. И это завершается выражением хвалы и благодарения за избавление от Бога.
УВАЖАЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ И ГОСТИ ФОРУМА "ЧАРОДОРО"! ПРОСЬБА ПРИНЯТЬ К СВЕДЕНИЮ, ЧТО ВСЕ МЕТОДИКИ, СТАТЬИ, ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ ВЫЛОЖЕНЫ ДЛЯ ВАС В ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ,ПРИ ПРАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИК, ОБРЯДОВ И РИТУАЛОВ, ВЫ ВОЗЛАГАЕТЕ ВСЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ НА СЕБЯ.
Скрыть объявление