Группа «Пятница» готовит второй реюнион и новый альбом. Группа «Пятница» готовит второй реюнион и новый альбом 5 nizza состав группы

Группа «Пятница» готовит второй реюнион и новый альбом. Группа «Пятница» готовит второй реюнион и новый альбом 5 nizza состав группы

This site requires Javascript to function properly - please enable Javascript in your browser

2015-11-29
по: showbizby
Опубликовано в:

Сергей Бабкин, участник дуэта «Пятница», рассказал, порталу segodnya.ua, как выступал на «Новогодних огоньках» с Меньшиковым, как Миронов играл с ним на саксофоне, как повлияла на него жена и каким будет новый альбом.

- Сергей, уже совсем скоро "Пятница" даст два больших концерта - в Киеве и во Львове: большие концертные площадки, каждая вмещает около 10 тысяч человек. Волнуетесь?

Для больших групп выступление на крупных площадках - это очень большой шаг, а для нас - тем более. Подготовка у нас происходит, как обычно: дней за пять до концерта мы собираемся с Андреем, два дня полностью прогоняем программу в зале, потом еще два дня - в студии. Все вспомнили - можно выступать. По поводу того, сможем ли собрать толпу, размышления, конечно, есть. Но, с другой стороны, в мае мы выступали в Киеве в большом клубе и собрали семь тысяч человек. Мандража какого-то нет - как по мне, это все надуманные чувства. Ведь если делаешь то, что тебе в кайф, сам от этого прешься, по большому счету тебе все равно, сколько людей тебя слышат - хоть пять тысяч, хоть пять человек.

- Вы говорили, что новая "Пятница" – это совершенно другая группа, нежели была до распада. А в чем именно выражается эта разница?

Во всем, ведь и мной, и Андреем прожито 10 лет. Они были разными - веселыми, экспериментальными, странными. Они прошли не просто так, а изменили нас, взгляд на окружающий мир, на то, чем ты дорожишь. И я уверен, что изменились мы в лучшую сторону. Как минимум стали мудрее и глубже смотреть на вещи. Не думаю, что сейчас мы бы написали такую песню, как "Натяни на голову г**дон" или "Ты кидал". Нет - мы, конечно, сможем, но это будет неестественно, показушная фигня. Но при этом драйв не потерян, гитарные рифы с нами, в программе достаточно фанка, хип-хопа, совсем чуть-чуть рэгги. И лирика, естественно! По поводу новенького: у нас уже есть наброски для восьми композиций, одну вот записали в Штатах, когда выступали с концертами. И видео к ней скоро будет.

- На подходе ваш новый альбом, и хочется поинтересоваться: задумывались ли вы над проблемой пиратства в Украине? Как будете продавать свой сборник?

В первую очередь, это проблема нашего общества, которая берет свои корни в раннем детстве - эти все "халявы", которые нам привил "совок". Но мы от него постепенно, к счастью, избавляемся и приходим к какому-то нормальному европейскому обществу, в котором каждый человек уважает труд другого. Если ты хочешь песню, то покупаешь ее. Очень надеюсь, что поговорка "На халяву и уксус сладкий" очень скоро перестанет быть актуальной. Мы представим свой альбом на iTunes и, может быть, в ограниченном количестве на виниле - для коллекционеров. Еще мы думаем о том, на каком носителе его лучше продавать, чтобы он был небольшой, его было легко подключить к чему-то и тут же прослушать. Может, это будет флешка, но вряд ли диск.

- Вернемся к истокам "Пятницы": вы помните, какие цели ставили перед собой с Андреем, когда только начинали свои первые репетиции - мечтали о славе, наградах?

Обо всем этом мы даже не думали, серьезно. Ни о куче денег, ни о собственных студиях, "Грэмми" там всяких... Изначально нам просто нравилось то, что мы делаем. Мы баловались, мы купались в этом, мы шутили и радовались тому, что у нас получается. Мы видели реакцию друзей, а потом совершенно незнакомых людей, и понимали, что, оказывается, это может нравиться не только нам. Ведь это был наш мирок, в котором мы варились и крутились. Как-то так сложилось, что каждый вечер, когда мы выбирались в город вечером гулять, я всегда брал с собой гитару, чтобы можно было где-то присесть, поиграть, настроение и себе, и людям поднять. Вокруг нас собиралась молодежь, все останавливались, слушали... Если верить в судьбу, то, мне кажется, мы занимаемся нужным делом. Знаете, часто говорят фразу: "Попал в нужное время в нужное место". Звучит она как-то завистливо, порой даже словно какое-то оправдание отсутствию собственных результатов. На самом деле все мы оказываемся в нужное время там, где надо, просто многие не замечают этого.

- Сейчас вы ориентируетесь на публику? Какой потенциальный слушатель "Пятницы" - подростки, молодежь, взрослые?

Честно говоря, особо не анализировали. На наших концертах мы видели как школьников, так и дам 50+, которые ловили кайф не меньше, чем молодежь. Недавно ко мне подошел 17-летний парень и сказал, что слушает нас со времен наших первых альбомов. А я думаю: это ж сколько ему было, если только с тех пор, как мы распались, прошло уже лет 10? Наверное, все дело в наших текстах - нет какого-то ограничения "16+".

- Недавно вы со своей супругой Снежаной сыграли в фильме "Довженко. Одесский рассвет". Каково было примерить образ Александра Петровича?

Это громко звучит - "сыграл", ведь фильм, к сожалению, короткометражный, поэтому это нельзя назвать какой-то большой актерской работой. Я вообще его называю научно-популярным фильмом. Такой можно показывать в школах, чтобы ученики знали, кто такой Александр Петрович Довженко. Я бы очень хотел его сыграть, показать прежде всего как человека, а не режиссера. Ведь всегда интересно, что скрывается за такими монументальными личностями - как они завтракают, выносят мусор, идут на пробежку, радуются, грустят, переживают за близких им людей. Пока я только прикоснулся к костюму Довженко, а не стал им в той мере, в которой бы мне хотелось (смеется). Я вообще люблю байопики, к примеру, о Сергее Есенине - 14-серийный фильм смотрел дважды. Мне сложно оценивать фильм по качеству его сложения, но мне был интересен сам человек, как он жил, в кого влюблялся, кого терял. Еще "Игра в имитацию" с Камбербэтчем мне понравилась.

- Также вы снялись в "Дне радио" - в качестве самого себя, исполняли песню в радиоформате. Чем запомнились эти съемки?

К сожалению, из-за того, что прошло семь лет, многие детали я забыл. Но четко помню, какой у меня был восторг - это же Москва, большое кино снимают! Миша Козырев меня пригласил, сказал, какие еще исполнители там будут - и я стал себе рисовать такую картинку: закрытое пространство, актеры, "Чайф", " " - и мы там с моим напарником Сережей Савенко. Супер просто! А на деле все оказалось проще: мы приехали, записали все под фонограмму и уехали. Потом они все как-то красиво сделали. Конечный итог, смонтированный фильм, полностью я и не видел. Скажу и по своему опыту, и по опыту многих актеров - редко получается, что смотришь свои фильмы. Я вот "Отторжение", где у меня была главная роль, так ни разу от начала до конца и не посмотрел. Да и альбомы свои не слушаю и считаю, что это вполне нормально.

- Мало кто знает об этом, но у "Пятницы" мог быть дуэт с певицей . Это правда?

Да, была такая история - лет 10 назад. Анжелике очень понравилась песня "Весна", и она сказала, что хочет ее исполнить. Записала, прислала, мы послушали - нам очень понравилось. А потом у кого-то появилась идея выступить в новогодней передаче дуэтом: она будет петь, а я - играть на гитаре. Но почему-то не сложилось, хотя, мне кажется, получилось бы интересно. Я знаю, что очень любит нашу группу, часто в соцсетях пишет что-то хорошее. Это приятно.

- Ваша группа совершенно не ассоциируется с участниками различных концертных ТВ-солянок в стиле "Голубого огонька". Поэтому многие удивились, когда узнали, что "Пятница" приняла участие в передаче "Новогодняя ночь с Олегом Меньшиковым"...

Это был очень крутой опыт! Я обожаю Олега Меньшикова - для меня как для актера он профи с большой буквы. И потому, когда нам позвонили и сказали: "А не хотите в его передаче поучаствовать?" - какие тут могли быть размышления? После того как мы согласились, нам сказали выбрать себе артиста, с которым хотим петь в дуэте, и мы тут же выбрали Евгения Миронова, ведь он один из моих любимейших актеров. Более того, он тоже очень музыкальный: он как раз тогда играл на саксофоне в спектакле "Гамлет" тему "Can’t Buy Me Love". Так и вопрос с песней решился: мы сделали кавер на эту композицию, и Миронов играл на саксе. Это была какая-то фантастика! Каждое утро мы просыпались, приезжали на репетицию на студию, прогоняли несколько раз песню, общались. Иногда мы опаздывали, и Женя очень негодовал, ведь он, в отличие от нас с Андреем, более пунктуальный (смеется). С Олегом и Женей общаться мне понравилось даже больше, чем работать.

- Несколько лет назад Святослав Вакарчук представил альбом "Брюссель", над записью которого работали известные украинские музыканты - вы, бывший басист " " Петр Чернявский. Многие отмечают, что работать с Вакарчуком интересно, но очень непросто. А какие у вас остались воспоминания после совместной записи?

Как говорят, Бог любит троицу - это и о моем знакомстве со Славком. Оно шло в три этапа. Как-то еще до распада мы играли один из первых концертов. Тогда к нам в гримерку зашел и сказал: "Классно у вас получается, а не хотите еще добавить перкуссию?" Мы ответили, что нам больше нравится только гитарное сопровождение. Во второй раз мельком пересеклись уже года через три после этого. А в третий он мне сам позвонил. Я тогда был в Харькове, и он мне рассказал по поводу своего проекта "Брюссель", говорит: "Я хочу тебя пригласить в него в качестве энергии". А когда он сказал, что я ему нужен как гитарист - я еще больше присел (смеется). Но я благодарен судьбе и Богу за то, что участвовал во всем этом. Сначала мы репетировали в Киеве, потом поехали записываться в Бельгию, потом были концерты по Украине - обалденные воспоминания, самые яркие и красочные. Поэтому ничего кроме того, что мне понравилось работать со Славком, сказать не могу. Он такой себе электровоз, двигатель, главарь. Благодаря ему я познакомился со всей бандой "Океанов" - в частности, с Милошем Еличем, который потом продюсировал мой альбом "Сергевна". И если Вакарчук запланирует еще что-нибудь в таком роде и надумает пригласить меня туда - я всеми частями тела "за".

- Во всех своих интервью отмечаете, что вы - прежде всего актер, а потом уже музыкант. Параллельно с музыкальной карьерой вы не прекращаете играть в театре. Сейчас вы играете в театре "Прекрасные цветы", который показывает спектакли в непривычном пока для украинского театрала жанре - эксцентричной пантомимы. Как реагируют зрители?

Когда я ушел из харьковского "Театра 19" и перешел в "Прекрасные цветы", меня именно это и зацепило - то, что спектакли абсолютно немые и сюжет, эмоции и диалоги нужно передавать одной лишь пластикой тела. Пару лет назад мы сделали спектакль "Жир" и поехали с ним на фестиваль в Коста-Рику. Играли два дня в огромном театре, зал был полный, и люди там смеялись так, как у нас не смеются. Сейчас мы показываем спектакль "Дракула" тоже абсолютно без слов. И, действительно, отзывы получали разные. Но при этом я отметил другое: я во многих постановках играл, ведь более 10 лет проработал в театре, но впервые со времени участия в пластических постановках были случаи, когда зрители за время спектакля ни разу не зааплодировали. Не потому, что не за что, а потому, что некогда - каждое новое действие вытекает из предыдущего, и так до самого конца.

- Вы с женой Снежаной и живете, и работаете вместе - она помогает вам с делами, вы играете в одних спектаклях. Насколько сложно уживаться двум людям искусства под одной крышей?

Как и у всяких людей, даже очень любящих друг друга, у нас иногда происходят какие-то дрязги. Нам повезло в том, что мы с ней на равных - у нас нет такого, что кто-то любит, а кто-то позволяет себя любить. Когда ссоримся - на уступки идем оба. У каждого есть свои амбиции, но мы прежде всего семья и очень этим дорожим.

- Сергей, вы из семьи военных - ваш отец полковник, старший брат - майор. А как у вас с военным делом?

В армии не служил, но в детстве отец часто брал с собой на работу в военное училище. И все это знаю изнутри - проходная, казармы, кабинет отца, присяги, парады. Видел, как отдает честь дневальный "на тумбочке". Бывало, что сидел в кабинах самолетов, ездил на полигон на боевые учения. И полевую кухню познал в полной мере - ел перловку из солдатской миски. Стрелял из автомата Калашникова, швырял гранаты из окопа в каске и знаю, как свистят осколки над головой. Конечно же, собирал гильзы, пули, что застревали в песке, и тащил домой. Короче, делал почти все - разве что не прыгал с парашютом и не ездил в танке. Так что я не профан в этом деле.

- Многие музыканты не скрывают, что часто перед концертом согреваются рюмкой-другой коньяка. Как у вас обстоит с алкоголем - нужен ли он вам для творчества?

Да, и у меня такое было - лет восемь назад. Я пил, и очень страшно, не останавливал себя никогда. И перед концертом - да что уж там, и во время концерта - мог потянуть чего-то. В театре, правда, все было строго: перед и во время спектаклей - ни капли. Зато после них все время с ребятами оставались, кутили. Но когда в моей жизни появилась Снежка - я не пью вообще, ни капли. Понимаю сейчас, что если бы не встретил этого человека, все могло бы очень печально закончиться. Ведь я знаю себя - никогда не чувствую меры, не ощущаю риска. А Снежана меня чувствует как никто, она нашла ко мне все ключики, и я безмерно ей за это благодарен. Курю пока еще, но и эту привычку собираюсь бросить.

About

Биография

5’Nizza (читается «Пятница») - харьковский музыкальный дуэт, исполняющий песни в стиле рэгги и фанк, существовавший с 2000 по 2007 год и воссоединившийся в 2015-ом. Группа исполняла песни в стиле регги с элементами хип-хопа, фанка и ска. Единственных и постоянных участники группы «5’Nizza» – Сергей Бабкин и Андрей Запорожец. Они познакомились и подружились в 1994 году в Харьковском лицее...

Биография

5’Nizza (читается «Пятница») - харьковский музыкальный дуэт, исполняющий песни в стиле рэгги и фанк, существовавший с 2000 по 2007 год и воссоединившийся в 2015-ом. Группа исполняла песни в стиле регги с элементами хип-хопа, фанка и ска.

Единственных и постоянных участники группы «5’Nizza» – Сергей Бабкин и Андрей Запорожец. Они познакомились и подружились в 1994 году в Харьковском лицее искусств № 133, куда Сергей перешёл в 10-м классе. По окончанию лицея Андрей поступил в мединститут, а Сергей – на театральное отделение Университета искусств. Однако друзья продолжали общаться и вместе сочинять песни. К 2000-му году у них уже была небольшая программа и придуманное название – «5’Nizza».

Первые выступления у дуэта произошли летом 2002-го года на фестивале «КаZантип». Выступления находили чрезвычайно живой отклик у публики. Сразу после фестиваля «Пятницу» пригласили с концертами в Москву, где они вскоре произвели настоящий фурор.

На одной из местных студий за 30 долларов был записан первый, неофициально изданный, альбом. В считанные недели он разошелся через пиратскую сеть огромным тиражом. Немного поздней был записан второй, уже официальный, альбом с теми же композициями, к которым было добавлено несколько бонус-треков.

Популярность группы «5’nizza» росла с феноменальной скоростью. Скоро выяснилось, что дуэт на пространстве СНГ в состоянии собирать полные злы практически любой величины. Начались беспрерывные длинные гастрольные туры. При этом Сергей Бабкин успевал сочетать концерты с активной работой в харьковском театре «Театр 19».

В 2004 году музыканты записали второй официальный альбом, который, правда, не вызвал былого ажиотажа, начался подбор материала для третьего диска, который так и не вышел. В процессе его записи мнения участников группы Сергея Бабкина и Андрея Запорожца кардинально разошлись. Начав добавлять другие музыкальные инструменты, «5’nizza» стала терять свой фирменный саунд – при этом разрушалась сама концепция группы. В конечной итоге было принято решение что «5’Nizza» останется в истории как акустический дуэт с двумя альбомами, а новый материал станет сольным проектом Андрея Запорожца. Музыканты расстались, договорившись о том, что каждый займется сольной музыкальной карьерой. При этом Андрей Запорожец организовал проект «Sunsay» и сделал ряд успешный записей, Сергей Бабкин выступал с сольными концертами. Однако порознь музыканты не смоли добиться такого ошеломляющего успеха, который имел дуэт «5’Nizza».

,
(6.04.2017),
(23.04.2018)
(Телепрограмма, 27.07.2018).

Интернет:

Первая встреча основателей, единственных и постоянных участников группы — Сергея Бабкина и Андрея Запорожца — состоялась в Харьковском лицее искусств № 133, куда Сергей перешёл в 10 м классе. Там ребята и сдружились на почве общих музыкальных интересов. По окончании школы Андрей поступил в мединститут, Сергей — в университет искусств, театральное отделение. Оба частенько навещали своих друзей в тамошнем общежитии. В том же общежитии группа исполняла свои первые песни на совместных акустических сейшнах с группой Оркестр Че. Годом создания группы можно считать 2000, когда было придумано название и совместно написаны первые песни.

Летом 2002-го ребята отправились на КаZантип, где их живые пляжные выступления вызвали заметный интерес жителей Z-республики. Именно тогда «Пятницу» приметил лидер группы «W.K.?» — Эдик Шумейко («ШУМ») — у которого на Казантипе проходили выступления. Он-то и предложил ребятам съездить в Москву с несколькими концертами. 5"nizza приняли приглашение и уже на втором-третьем концерте в Москве клуб ломился от слушателей.

На одной из местных студий за 30$ был записан первый, неофициально изданный, альбом. Конечно, делать такую запись без издателя было ошибкой, в считанные недели она была распродана через пиратскую сеть огромными тиражами. Немного поздней был записан второй, уже официальный, альбом с теми же композициями, плюс парочка бонус-треков. Зимой на финском заливе в Питере был снят клип на песню «Зима», который так и не увидел свет — ребятам работа не понравилась. Затем последовал клип на песню «Солдат», к тому времени находящейся в активной ротации на радио. Также было снято видео на песню «Ямайка».

Группа 5’NIZZA

Популярность группы росла стремительными темпами, за Москвой последовали другие города, многотысячные площадки. В 2004 году музыканты записали второй официальный альбом, который, правда, не вызвал былого ажиотажа. Затем был снят и представлен клип «Новый день» на песню из последнего альбома. После чего начался сбор материала для третьей, последней, так и не изданной пластинки. Всё это время группа не прекращала свою гастрольную деятельность. По общим меркам, выступления проходили не так часто так как Сергей активно занят в харьковском театре «Театр 19».

В 2007 году, в процессе записи третьего официального альбома мнения и желания участников группы Сергея Бабкина и Андрея Запорожца разошлись. Изначально планировалось разнообразить звучание, добавив в каждую композицию альбома по одному инструменту. Но собралась команда, в ходе экспериментов всё пошло не так как планировалось. Были записаны первые композиции совместно со всей музыкальной командой. В итоге гитара, некогда заменявшая все инструменты, ушла на второй план, а вместе с ней и Сергей Бабкин, что противоречило концепции группы. Пропало фирменное "пятничное" звучание, да и песни другие, тогда Андрей писал их сам. Было принято решение что 5`NIZZA останется в истории как акустический дуэт с двумя альбомами, а новый материал станет сольным проектом Андрея Запорожца. Тем более, что группа планировала сделать третий альбом последним. Однако, некоторые гитарные проигрыши и бэк-вокальные партии Сергея Бабкина на альбоме всё-таки есть. Проект получил название SunSay.

Несмотря ни на что, 18 января 2008 года в честь дня рождения Михаила Кабанова (участника группы Оркестр Че, друзей 5’nizza) Sun’ом и Сергеем был дан маленький незапланированный концерт группы. Возможно когда-нибудь это повторится. Но о продолжении творческой деятельности — песнях, создании чего-то нового — участники не говорят.

Стиль/Звучание

Группа исполняла песни, сочетающие различные жанры (регги, рэп, фанк, рок, ска и другие). Большинство композиций написаны на русском языке, однако в репертуаре группы присутствуют песни и на украинском языке, местами композиции дополнены строчками на английском.
Андрей Запорожец (Sun) — вокал
Сергей Бабкин (ОтецРодНой) — вокал, акустическая гитара, имитация инструментов голосом (битбокс, вокальная перкуссия).

В написании песен принимали участие оба музыканта.

Творчество группы «5nizza» знакомо многим меломанам. Русский напор, латинская страсть, загадочные нотки аутентичности покорили сердца тысяч поклонников. Эксперты не раз пытались классифицировать музыку известного коллектива - «reggae», «latino», «hop», «mock». Композиции Сергея Бабкина и Андрея Запорожца не укладываются в общепризнанные рамки. Они сочетают в себе фрагменты разных направлений, но звучат необычно и самобытно.

В конце 90-х, когда музыканты начинали создавать свои произведения, никто не предполагал, что уже через несколько лет аккорды композиций молодых парней из Харькова будут разучивать тысячи поклонников «свободной» музыки.

Старт творческой карьере «5nizza» дал фестиваль в Казантипе. Дальше были сотни концертов и яркие композиции. « », « », « » взрывали чаты. Два официальных альбома «Пятница» и «О 5» разошлись большими тиражами. Не меньшей популярностью пользуется сборник «Анплаггед», официальная презентация которого так и не состоялась.

Мое знакомство с коллективом могло бы произойти то ли весной 2003, то ли осенью 2002 в одном из московских клубов, в который мы с друзьями случайно зашли. Просидев практически весь концерт группы 5nizza в соседнем зале, я так и не услышал ни одной их песни (а ведь счастье было так возможно). По-настоящему полюбил коллектив уже летом 2003, когда в моей музыкальной группе песня "Ты кидал " повторялась если не каждый час, то не менее 1 раза в день точно:) После такого мозгожевательства пришлось послушать и весь альбом целиком - понравилось.

Историю коллектива я знаю достаточно смутно, поэтому предоставляю слово Википедии, где про 5nizza все очень хорошо написано.

Первая встреча основателей, единственных и постоянных участников группы - Сергея Бабкина и Андрея Запорожца - состоялась в Харьковском лицее искусств № 133, куда Сергей перешёл в 10 м классе. Там ребята и сдружились на почве общих музыкальных интересов. По окончании школы Андрей поступил в мединститут, Сергей - в университет искусств, театральное отделение. Оба частенько навещали своих друзей в тамошнем общежитии. В том же общежитии группа исполняла свои первые песни на совместных акустических сейшнах с группой Оркестр Че. Годом создания группы можно считать 2000, когда было придумано название и совместно написаны первые песни.

Летом 2002-го ребята отправились на КаZантип, где их живые пляжные выступления вызвали заметный интерес жителей Z-республики. Именно тогда «Пятницу» приметил лидер группы «W.K.?» - Эдик Шумейко («ШУМ») - у которого на Казантипе проходили выступления. Он-то и предложил ребятам съездить в Москву с несколькими концертами. 5"nizza приняли приглашение и уже на втором-третьем концерте в Москве клуб ломился от слушателей.

На одной из местных студий за 30$ был записан первый, неофициально изданный, альбом. Конечно, делать такую запись без издателя было ошибкой, в считанные недели она была распродана через пиратскую сеть огромными тиражами. Немного поздней был записан второй, уже официальный, альбом с теми же композициями, плюс парочка бонус-треков. Зимой на финском заливе в Питере был снят клип на песню «Зима», который так и не увидел свет - ребятам работа не понравилась. Затем последовал клип на песню «Солдат», к тому времени находящейся в активной ротации на радио. Также было снято видео на песню «Ямайка».

Популярность группы росла стремительными темпами, за Москвой последовали другие города, многотысячные площадки. В 2004 году музыканты записали второй официальный альбом, который, правда, не вызвал былого ажиотажа. Затем был снят и представлен клип «Новый день» на песню из последнего альбома. После чего начался сбор материала для третьей, последней, так и не изданной пластинки. Всё это время группа не прекращала свою гастрольную деятельность. По общим меркам, выступления проходили не так часто так как Сергей активно занят в харьковском театре «Театр 19».

В 2007 году, в процессе записи третьего официального альбома мнения и желания участников группы Сергея Бабкина и Андрея Запорожца разошлись. Изначально планировалось разнообразить звучание, добавив в каждую композицию альбома по одному инструменту. Но собралась команда, в ходе экспериментов всё пошло не так как планировалось. Были записаны первые композиции совместно со всей музыкальной командой. В итоге гитара, некогда заменявшая все инструменты, ушла на второй план, а вместе с ней и Сергей Бабкин, что противоречило концепции группы. Пропало фирменное "пятничное" звучание, да и песни другие, тогда Андрей писал их сам. Было принято решение что 5`NIZZA останется в истории как акустический дуэт с двумя альбомами, а новый материал станет сольным проектом Андрея Запорожца. Тем более, что группа планировала сделать третий альбом последним. Однако, некоторые гитарные проигрыши и бэк-вокальные партии Сергея Бабкина на альбоме всё-таки есть. Проект получил название SunSay.

Несмотря ни на что, 18 января 2008 года в честь дня рождения Михаила Кабанова (участника группы Оркестр Че, друзей 5’nizza) Sun’ом и Сергеем был дан маленький незапланированный концерт группы. Возможно когда-нибудь это повторится. Но о продолжении творческой деятельности - песнях, создании чего-то нового - участники не говорят.