Гроза островский действующие лица описание. Главные герои “Грозы” Островского

Гроза островский действующие лица описание. Главные герои “Грозы” Островского
Гроза островский действующие лица описание. Главные герои “Грозы” Островского

Предлагаем вашему вниманию список главных героев пьесы Островского «Гроза».

Савел Прокофьевич Дико й – купец, значительное лицо в городе. Ругатель, пронзительный мужик, так характеризуют его те, кто лично знаком с ним. Очень уж не любит он давать деньги. Кто бы ни попросил у него денег, он непременно старается обругать. Тиранит своего племянника Бориса, и не собирается выплатить ему и его сестре деньги из наследства.

Борис Григорьевич , племянник его, молодой человек, порядочно образованный. Любит Катерину искренне, всей душой. Но ничего самостоятельно решить не способен. Нет в нем мужской инициативности, силы. Плывет по течению. Послали его в Сибирь, он и поехал, хотя в принципе мог отказаться. Борис признался Кулигину, что терпит причуды дяди ради сестры, надеясь, что тот хоть что-то выплатит из завещания бабушки на приданное ей.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова – жесткая, даже жестокая женщина. Держит под каблуком все семейство. При народе держится благочестиво. Придерживается домостроевских обычаев в искаженной по своим понятиям форме. Но домашних тиранит почем зря.

Тихон Иваныч Кабанов , ее сын – маменькин сынок. Тихий, забитый мужичонка, ничего не способный решить самостоятельно. Тихон любит жену, но свои чувства к ней боится проявлять, чтобы лишни раз мать не злить. Жизнь в доме с матерью ему невмоготу, и он был рад уехать на 2 недели. Когда Катерина покаялась, он просил жену, чтобы только не при матери. Понимал, за ее грех мать не только Катерину, но и его самого заклюет. Сам он готов простить жену за это чувство к другому. Побил ее слегка, да только потому, что мать велела. И только над трупом жены бросает упрек матери в том, что это она погубила Катерину.

Катерина — жена Тихона. Главная героиня «Грозы». Получила хорошее, благочестивое воспитание. Богобоязненная. Даже горожане заметили, что когда она молится, от нее словно свет исходит, настолько умиротворенной она становится в момент молитвы. Катерина призналась Варваре, что тайком любит другого мужчину. Варвара устроила Катерине свидание, и все 10 дней, пока Тихон был в отъезде, встречалась с возлюбленным. Катерина понимала, что это тяжкий грех, и поэтому в первый же лень по приезду покаялась перед мужем. К покаянию ее подтолкнула разыгравшаяся гроза, старая полусумасшедшая барыня, пугавшая всех и вся геенной огненной. Она жалеет Бориса и Тихона, и во всем случившемся винит только себя. В конце пьесы она бросается в омут и погибает, хотя самоубийство – это самый тяжкий грех в христианстве.

Варвара – сестра Тихона. Бойкая девица, с хитрецой в отличие от Тихона не прогибается перед матерью. Ее жизненное кредо: делай что хочешь, только бы шито да крыто было. Тайком от матери встречается по ночам с Кудряшом. Она же и устроила свидание Катерины с Борисом. В конце, когда ее стали запирать под замок, сбегает из дома с Кудряшом.

Кулигин – мещанин, часовщик, механик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Неслучайно Островский дал этому герою фамилию, созвучную с известным механиком – Кулибиным.

Ваня Кудряш , – молодой человек, конторщик Дикова, дружок Варвары, веселый парень, жизнерадостный, любит петь.

Второстепенные герои «Грозы»:

Шапкин , мещанин.

Феклуша , странница.

Глаша , девка в доме Кабановой – Глаша скрывала все проделки Варвары, поддерживала ее.

Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая — пугает всех горожан страшным судом.

Городские жители обоего пола.

Пьеса «Гроза» - самое известное творение Александра Николаевича Островского. Каждый герой этого произведения - неповторимая личность, занимающая свое место в системе персонажей. Примечательной в связи с этим является характеристика Тихона. «Гроза», пьеса, основной конфликт которой строится на противостоянии сильных и слабых, интересна своими угнетенными героями, в их число входит и наш персонаж.

Пьеса «Гроза»

Пьеса была написана в 1859 году. Место действия - вымышленный город Калинов, который стоит на берегу Волги. Время действия - лето, все произведение охватывает 12 дней.

По своему жанру «Гроза» относится к социально-бытовой драме. Островский много внимания уделил описанию бытового уклада города, персонажи произведения вступают в конфликт с устоявшимися порядками, давно себя изжившими, и деспотизмом старшего поколения. Разумеется, основной протест выражает Катерина (главная героиня), но не последнее место в бунте занимает и ее муж, что подтверждает характеристика Тихона.

«Гроза» - произведение, рассказывающее о человеческой свободе, о желании вырваться из оков устаревших догм, религиозного авторитаризма. И все это изображается на фоне неудавшейся любви главной героини.

Система образов

Система образов в пьесе построена на противопоставлении самодуров, привыкших всеми командовать (Кабаниха, Дикой), и молодежи, желающей наконец-то обрести свободу и жить своим умом. Возглавляет второй лагерь Катерина, только у нее хватает смелости на открытое противостояние. Однако и другие молодые персонажи стремятся избавиться от ига обветшалых и бессмысленных правил. Но есть и те, кто смирился, и не последним среди них выступает муж Катерины (ниже представлена подробная характеристика Тихона).

«Гроза» рисует мир «темного царства», только сами герои могут его разрушить или погибнуть, как Катерина, непонятые и отвергнутые. Оказывается, что захватившие власть самодуры и их законы слишком сильны, и любой бунт против них приводит к трагедии.

Тихон: характеристика

«Гроза» - произведение, где нет сильных мужских персонажей (за исключение Дикого). Так, Тихон Кабанов предстает лишь безвольным, слабым и запуганным матерью человеком, неспособным защитить любимую женщину. Характеристика Тихона из пьесы "Гроза" показывает, что этот герой - жертва «темного царства», у него не хватает решимости жить своим умом. Что бы он ни делал и куда бы ни отправился - все происходит по воле матери.

Еще в детстве Тихон привык следовать приказам Кабанихи, и эта привычка сохранилась в нем и в зрелые годы. Причем так въелась эта необходимость подчиняться, что даже мысль об ослушании ввергает его в ужас. Вот что он сам говорит по этому поводу: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить».

Характеристика Тихона («Гроза») говорит об этом персонаже как о человеке, готовом сносить все издевки и грубости своей матери. И единственное, на что он отваживается, - желание вырваться из дома, чтобы покутить. Это единственно доступная ему свобода и освобождение.

Катерина и Тихон: характеристика

«Гроза» - пьеса, где одной из основных сюжетных линий является любовная, но насколько близка она нашему герою? Да, Тихон любит свою жену, но по-своему, не так, как желала бы Кабаниха. Он ласков с ней, не желает властвовать над девушкой, запугивать ее. Однако Тихон совсем не понимает Катерину и ее душевных страданий. Его мягкость пагубно влияет и на героиню. Будь Тихон немного мужественнее и обладай хоть какой-нибудь волей и способность к борьбе, Катерине не понадобилось бы искать всего этого на стороне - в Борисе.

Характеристика Тихона из пьесы «Гроза» выставляет его в совершенно неприглядном свете. Несмотря на то что он отнесся к измене жены спокойно, он не в силах защитить ее ни от матери, ни от других представителей «темного царства». Он оставляет Катерину одну, несмотря на свою любовь к ней. Невмешательство этого персонажа во многом стало причиной финальной трагедии. Только осознав, что потерял возлюбленную, Тихон отваживается на открытый бунт против своей матери. Он обвиняет ее в гибели девушки, уже не опасаясь ее самодурства и власти над ним.

Образы Тихона и Бориса

Сравнительная характеристика Бориса и Тихона («Гроза») позволяет сделать вывод, что они во многом схожи, некоторые литературоведы даже называют их героями-двойниками. Итак, что же в них общего, а чем они отличны?

Не найдя необходимой поддержки и понимания у Тихона, Катерина обращается к Борису. Что же в нем так привлекло героиню? В первую очередь он отличается от других жителей города: образован, окончил академию, одевается на европейский манер. Но это лишь внешняя сторона, а что внутри? В ходе повествования выясняется, что он зависит от Дикого точно так же, как Тихон от Кабанихи. Борис безволен и бесхарактерен. Он говорит, что держит его лишь наследство, лишившись которого его сестра станет бесприданницей. Но все это кажется отговоркой: слишком покорно он сносит все унижения дяди. Борис искренне влюбляется в Катерину, но его не заботит, что эта любовь погубит замужнюю женщину. Он, как и Тихон, беспокоится только о себе. На словах оба этих героя сочувствуют главной героине, но у них не хватает силы духа, чтобы помочь ей, защитить.

События в драме А. Н. Островского ” Гроза ” разворачиваются на побережье Волги, в вымышленном городе Калинове. В произведении дан перечень действующих лиц и их краткие характеристики, но их все же недостаточно для того, чтобы лучше понять мир каждого персонажа и раскрыть конфликт пьесы в целом. Главных героев “Грозы” Островского не так много.

Катерина, девушка, главная героиня пьесы. Она довольно молода, ее рано отдали замуж. Воспитывалась Катя в точности по традициям домостроя: главными качествами жены были уважение и покорность

своему супругу. Поначалу Катя старалась полюбить Тихона, но ничего, кроме жалости, не могла к нему испытать. При этом девушка старалась поддерживать своего мужа, помогать ему и не упрекать его. Катерину можно назвать самым скромным, но при этом самым сильным персонажем “Грозы”. Действительно, внешне сила характера Кати не проявляется. На первый взгляд эта девушка слаба и молчалива, кажется, будто ее легко сломить. Но это совсем не так. Катерина единственная в семье, которая противостоит нападкам Кабанихи.
Именно противостоит, а не игнорирует их, как Варвара. Конфликт несет скорее внутренний характер. Ведь Кабаниха побаивается, что Катя может повлиять на ее сына, после чего Тихон перестанет подчиняться воли матери.

Катя хочет летать, часто сравнивает себя с птицей. Она в буквальном смысле задыхается в “темном царстве” Калинова. Влюбившись в приезжего молодого человека, Катя создала себе идеальный образ любви и возможного освобождения. К сожалению, ее представления имели мало общего с реальностью. Жизнь девушки завершилась трагично.

Островский в “Грозе” главным героем делает не только Катерину. Образу Кати противопоставлен образ Марфы Игнатьевны. Женщина, которая держит в страхе и напряжении всю семью, не вызывает уважения. Кабаниха сильна и деспотична. Скорее всего, “бразды правления” она приняла после смерти мужа. Хотя вероятнее, что и в замужестве Кабаниха не отличалась покорностью. Больше всех от нее доставалось Кате, невестке. Именно Кабаниха косвенно виновна в гибели Катерины.

Варвара – дочь Кабанихи. Несмотря на то что она за столько лет научилось изворотливости и лжи, читатель все равно симпатизирует ей. Варвара хорошая девушка. Удивительно, но обман и хитрость не делают ее похожей на остальных жителей города. Она поступает так, как ей нравится и живет как ей захочется. Варвара не боится гнева матери, поскольку та для нее не авторитет.

Тихон Кабанов полностью соответствует своему имени. Он тихий, слабый, незаметный. Тихон не может защитить свою жену от матери, поскольку сам находиться под сильным влиянием Кабанихи. Его бунт в итоге оказывается наиболее значительным. Ведь именно слова, а не побег Варвары заставляют читателей задуматься обо всем трагизме ситуации.

Кулигина автор характеризует как механика-самоучку. Этот персонаж является своеобразным экскурсоводом.
В первом действии он будто водит нас по Калинову, рассказывая о его нравах, о семьях, которые тут живут, о социальной обстановке. Кулигин, кажется, знает все обо всех. Его оценки других очень точны. Сам Кулигин добрый человек, который привык жить по устоявшимся правилам. Он постоянно мечтает о всеобщем благе, о перпету-мобиле, о громоотводе, о честном труде. К несчастью, его мечтам не суждено реализоваться.

У Дикого есть приказчик, Кудряш. Этот персонаж интересен тем, что не боится купца и может ему высказать то, что о нем думает. При этом Кудряш так же, как и Дикой, во всем старается найти выгоду. Его можно охарактеризовать как простого человека.

Борис приезжает в Калинов по делам: ему нужно срочно наладить отношения с Диким, ведь только в этом случае он сможет получить законно завещанные ему деньги. Однако ни Борис, ни Дикой не хотят даже видеть друг друга. Изначально Борис кажется читателям таким, как Катя, честным и справедливым. В последних сценах это опровергается: Борис не способен решиться на серьезный шаг, взять на себя ответственность, он попросту сбегает, оставляя Катю в одиночестве.

Одними из героев “Грозы” являются странница и служанка. Феклуша и Глаша показаны как типичные обитатели города Калинова. Их темнота и необразованность искренне поражает. Их суждения абсурдны, а кругозор очень узок. Женщины судят о морали и нравственности по каким-то извращенным, искаженным понятиям. “Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для ради скорости” – так Феклуша отзывается о прогрессе и реформах, а “огненным змием” женщина называет автомобиль. Таким людям чуждо понятие прогресс и культура, ведь им удобно жить в придуманном ограниченном мире спокойствия и размеренности.

В этой статье дана краткая характеристика героев пьесы “Гроза”, для более глубокого понимания рекомендуем ознакомиться с тематическими статьями о каждом персонаже “Грозы” на нашем сайте.


Другие работы по этой теме:

  1. “Герой”, “действующее лицо”, “персонаж” – такие, казалось бы, похожие определение. Однако в сфере литературоведения эти понятия различаются. “Персонажем” может быть как и эпизодически появляющийся образ,...
  2. Образ грозы в пьесе Островского ” Гроза ” символичен и многозначен. Он включает в себя несколько смыслов, которые сочетаются и дополняют друг друга, позволяя показать...
  3. Вопрос о жанрах всегда был достаточно резонансным в среде литературоведов и критиков. Споры вокруг того, к какому жанру отнести то или иное произведение, порождали множество...
  4. План Персонажи Конфликт Критика Островский писал драму ” Гроза ” под впечатлением от экспедиции по городам Поволжья. Неудивительно, что в тексте произведения отразились не только...
  5. План Идейный смысл произведения Характеристика главных героев Взаимоотношение персонажей Идейный смысл произведения Рассказ “Ионыч”, написанный Антоном Павловичем Чеховым относится к позднему периоду творчества автора. Для...
  6. Еще сравнительно недавно было распространено мнение, что знаменитая пьеса Островского интересна для нас всего лишь тем, что является иллюстрацией к определенному этапу исторического развития России,...

Без сомнения, «Гроза» (1859) является вершиной драматургии Александра Островского. Автор показывает на примере семейных отношений важнейшие изменения в общественно-политической жизни России. Именно поэтому его творение нуждается в подробном анализе.

Процесс создания пьесы «Гроза» многими нитями связан с прошедшими периодами в творчестве Островского. Автора привлекает та же проблематика, что и в “москвитянинских” пьесах, но образ семьи получает другое толкование (в новинку было отрицание застоя патриархальной жизни и гнета Домостроя). Появление светлого, доброго начала, естественной героини – это новшество в творчестве автора.

Первые мысли и наброски «Грозы» появились летом 1859 года, а уже в начале октября у писателя было четкое представление всей картины. На произведение сильно повлияло путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.

Город Калинов – это собирательный образ разных приволжских городов, одновременно похожих друг на друга, но имеющих свои отличительные черты. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и специфики поведения жителей вносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».

Смысл названия

Гроза – это не только разгул стихии, но и символ краха и очищения застойной атмосферы провинциального городка, где правили средневековые порядки Кабанихи и Дикого. Таков смысл заглавия пьесы. Со смертью Катерины, произошедшей во время грозы, терпение многих людей исчерпывается: Тихон восстает против тирании матери, Варвара сбегает, Кулигин открыто винит обитателей города в случившемся.

Впервые о грозе заговорил Тихон во время церемонии прощания: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Под этим словом он подразумевал гнетущую атмосферу своего дома, где правит бал деспотичная мать. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. Самодур понимает это явление, как кару за свои грехи, он боится поплатиться за несправедливое отношение к людям. Кабаниха солидарна с ним. Наказание за грех в громе и молниях видит и Катерина, совесть которой тоже не чиста. Праведный Божий гнев – такова еще одна роль грозы в пьесе Островского. И только Кулигин понимает, что в данном природном явлении можно найти лишь вспышку электричества, но его передовым взглядам пока не ужиться в городе, нуждающемся в очищении. Если вам понадобится больше информации о роли и значении грозы, можете прочитать на эту тему.

Жанр и направление

«Гроза» — это драма, по мнению А. Островского. Данный жанр определяет тяжелый, серьезный, часто бытовой сюжет, приближенный к реальности. Некоторые рецензенты упомянули более точную формулировку: бытовая трагедия.

Если говорить о направлении, то эта пьеса абсолютно реалистична. Главным показателем этого, пожалуй, является описание нравов, повадок и бытовых аспектов существования жителей провинциальных приволжских городов (подробное описание ). Автор придает этому большое значение, тщательно обрисовывая реалии жизни героев и их образы.

Композиция

  1. Экспозиция: Островский рисует образ города и даже мира, в котором живут герои и развернутся будущие события.
  2. Далее следует завязка конфликта Катерины с новой семьей и обществом в целом и внутреннего конфликта (диалог Катерины и Варвары).
  3. После завязки мы видим развитие действия, в ходе которого герои стремятся разрешить конфликт.
  4. Ближе к финалу конфликт доходит до момента, когда проблемы требуют срочного разрешения. Кульминация — последний монолог Катерины в 5 действии.
  5. Вслед за ней – развязка, которая показывает неразрешимость конфликта на примере гибели Катерины.
  6. Конфликт

    В «Грозе» можно выделить несколько конфликтов:

    1. Во-первых, это противоборство между самодурами (Дикой, Кабаниха) и жертвами (Катерина, Тихон, Борис и др.). Это конфликт между двумя мировоззрениями – старым и новым, отживающим и свободолюбивым характерами. Этот конфликт освещен .
    2. С другой стороны, действие существует благодаря конфликту психологическому, то есть внутреннему – в душе Катерины.
    3. Социальный конфликт дал начало всем предыдущим: Островский начинает свое произведение с брака обедневшей дворянки и купца. Данная тенденция широко распространилась во времена автора. Правящее аристократическое сословие начало терять власть, беднея и разоряясь из-за праздности, расточительности и коммерческой безграмотности. Зато купцы набирали обороты за счет беспринципности, напористости, деловой хватки и кумовства. Тогда одни решили поправить дела за счет других: дворяне выдавали утонченных и образованных дочерей за грубых, невежественных, но богатых сыновей из купеческой гильдии. Из-за этого несоответствия брак Катерины и Тихона изначально обречен на провал.

    Суть

    Воспитанная в лучших традициях аристократизма, дворянка Катерина по настоянию родителей вышла замуж за неотесанного и мягкотелого пьяницу Тихона, который принадлежал к богатому купеческому роду. Его мать притесняет невестку, навязывая той фальшивые и нелепые порядки Домостроя: рыдать напоказ перед отъездом мужа, унижаться перед нам на людях и т.д. Молодая героиня находит сочувствия у дочери Кабанихи, Варвары, которая учит новую родственницу скрывать свои мысли и чувства, тайком приобретая радости жизни. Во время отъезда мужа Катерина влюбляется и начинает встречаться с племянником Дикого, Борисом. Но их свидания заканчиваются разлукой, ведь женщина не хочет скрываться, ей хочется сбежать с любимым в Сибирь. Но герой не может рисковать, взяв ее с собой. В результате она все равно кается приехавшему мужу и свекрови в грехах, получает суровое наказание от Кабанихи. Понимая, что совесть и домашний гнёт не позволяют ей жить дальше, она бросается в Волгу. После ее смерти молодое поколение бунтует: Тихон упрекает мать, Варвара сбегает с Кудряшом и т.д.

    В пьесе Островского соединены особенности и противоречия, все плюсы и минусы крепостнической России XIX века. Городок Калинов — это собирательный образ, упрощенная модель российского общества, подробно описанная . Смотря на эту модель, мы видим «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных». Автор показывает, что устаревшее мировоззрение только мешает. Оно портит сначала взаимоотношения в семье, а позже и не дает городам и всей стране развиваться.

    Главные герои и их характеристика

    В произведении есть четкая система персонажей, в которую вписываются образы героев.

    1. Во-первых, это угнетатели. Дикой является типичным самодуром и богатым купцом. От его оскорблений родственники разбегаются по углам. К слугам Дикой относится жестоко. Все знают, что угодить ему невозможно. Кабанова является воплощением патриархального уклада жизни, устаревшего Домостроя. Богатая купчиха, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама четко им следует. Мы описали их подробнее в этом .
    2. Во-вторых, приспособившиеся. Тихон – это слабый человек, который любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от гнета матери. Он не поддерживает старые порядки и традиции, но не видит смысла идти против системы. Таков и Борис, который терпит происки своего богатого дяди. Раскрытию их образов посвящено данное . Варвара - дочь Кабанихи. Она берет свое обманом, проживая двойную жизнь. Днем она формально подчиняется условностям, ночью гуляет с Кудряшом. Лживость, изворотливость и хитрость не портят ее веселого, авантюрного нрава: она также добра и отзывчива к Катерине, нежна и заботлива по отношению к любимому. Характеристике этой девушки посвящено целое .
    3. Катерина стоит особняком, характеристика героини отличается ото всех. Это молодая интеллигентная дворянка, которую родители окружали пониманием, заботой и вниманием. Поэтому девушка привыкла к свободе мысли и слова. Но в браке она столкнулась с жестокостью, грубостью и унижением. Сначала она пробовала смириться, полюбить Тихона и его семью, но ничего не вышло: натура Катерины противилась этому неестественному союзу. Затем она примерила роль лицемерной маски, у которой есть тайная жизнь. Ей это тоже не подошло, ведь героиня отличается прямотой, совестью и честностью. В итоге от безысходности она решила пойти на бунт, признав грех и совершив затем более страшный – самоубийство. Подробнее об образе Катерины мы написали в посвященном ей .
    4. Кулигин – тоже особенный герой. Он выражает авторскую позицию, внося в архаичный мир толику прогрессивности. Герой – механик-самоучка, он образован и умен, в отличие от суеверных обитателей Калинова. О его роли в пьесе и характере мы тоже сочинили краткое .
    5. Темы

  • Основная тема произведения – быт и нравы Калинова (ей мы посвятили отдельное ). Автор описывает захолустную провинцию, чтобы показать людям, что не нужно цепляться за пережитки прошлого, надо понимать настоящее и думать о будущем. А обитатели приволжского городка застыли вне времени, их жизнь однообразна, фальшива и пуста. Ее портят и тормозят в развитии суеверия, консервативность, а также нежелание самодуров меняться к лучшему. Такая Россия так и будет прозябать в нищете и невежестве.
  • Также важными темами здесь являются любовь и семья, так как по ходу повествования поднимаются проблемы воспитания и конфликт поколений. Влияние семьи на определенных героев очень важно (Катерина – отражение воспитания ее родителей, а Тихон вырос таким бесхарактерным из-за тирании матери).
  • Тема греха и покаяния. Героиня оступилась, но вовремя осознала свою ошибку, решив исправиться и покаяться в содеянном. С точки зрения христианской философии, это высоконравственное решение, которое возвышает и оправдывает Катерину. Если вас заинтересовала эта тема, прочитайте наше о ней.

Проблематика

Социальный конфликт влечет за собой общественные и личные проблемы.

  1. Островский, во-первых, обличает самодурство как психологическое явление в образах Дикого и Кабановой. Эти люди играли с судьбами подчиненных, затаптывая проявления их индивидуальности и свободы. Ии-за их невежества и деспотизма молодое поколение становится таким же порочным и бесполезным, как то, что уже отжило свое.
  2. Во-вторых, автор осуждает слабость, повиновение и эгоизм с помощью образов Тихона, Бориса и Варвары. Своим поведением они лишь потворствуют тирании хозяев жизни, хотя могли бы сообща переломить ситуацию в свою пользу.
  3. Проблему противоречивого русского характера , переданного в образе Катерины, можно назвать личной, хоть и навеянной глобальными потрясениями. Глубоко религиозная женщина в поиске и обретении себя идет на измену, а потом и на самоубийство, что противоречит всем христианским канонам.
  4. Нравственные проблемы связаны с любовью и преданностью, воспитанием и тиранией, грехом и покаянием. Герои не могут отличить одно от другого, эти понятия причудливо переплетаются между собой. Катерина, например, вынуждена выбирать между верностью и любовью, а Кабаниха не видит разницы между ролью матери и властью догматика, ею движут благие намерения, но воплощает она их во вред всем.
  5. Трагедия совести немало важна. Например, Тихон должен был принять решение – защищать жену от нападок матери или нет. Катерина также шла на сделку с совестью, когда сближалась с Борисом. Об этом вы можете узнать больше .
  6. Невежество. Жители Калинова глупы и не образованы, верят гадалкам и странницам, а не ученым и профессионалам своего дела. Их мировоззрение обращено в прошлое, они не стремятся к лучшей жизни, поэтому нечего удивляться дикости нравов и показному ханжеству главных персон города.

Смысл

Автор убежден, что стремление к свободе естественно, несмотря на определенные неудачи в жизни, а самодурство и ханжество губят страну и талантливых людей в ней. Поэтому свою независимость, тягу к знаниям, красоте и духовности необходимо отстаивать, иначе старые порядки никуда не денутся, их фальшь просто охватит новое поколение и заставит играть по своим правилам. Эта идея находит отражение в позиции Кулигина, своеобразного голоса Островского.

Авторская позиция в пьесе выражена четко. Мы понимаем, что Кабаниха, хотя она сохраняет традиции, не права, так же, как не права и бунтующая Катерина. Однако у Катерины был потенциал, был ум, была чистота помыслов, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться, сбросив с себя оковы невежества и самодурства. Еще больше о смысл драмы вы можете узнать в на эту тему.

Критика

«Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о ней с противоположных позиций писали Николай Добролюбов (статья «Луч света в тёмном царстве»), Дмитрий Писарев (статья «Мотивы русской драмы») и Аполлон Григорьев.

И. А. Гончаров высоко оценил пьесу и выразил свое мнение в одноименной критической статье:

В той же драме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерною художественною, полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Действие пьесы «Гроза» происходит в вымышленном городке Калинове, который является собирательным образом всех провинциальных городков того времени.
Главных героев пьесы «Гроза» не так много, о каждом нужно сказать отдельно.

Катерина – молодая женщина, выданная замуж без любви, «в чужую сторону», богобоязненная и благочестивая. В родительском доме Катерина росла в любви и заботе, молилась и радовалась жизни. Замужество же для неё оказалось тяжким испытанием, которому противится её кроткая душа. Но, несмотря на внешнюю робость и покорность, в душе у Катерины кипят страсти, когда она влюбляется в чужого мужчину.

Тихон – муж Катерины, добрый и мягкий человек, жену свою любит, жалеет её, но, как и все домашние, подчиняется своей матери. Пойти против воли «маменьки» он не решается всю пьесу, так же, как и открыто сказать жене о своей любви, поскольку мать запрещает подобное, дабы жену не разбаловать.

Кабаниха – вдова помещика Кабанова, мать Тихона, свекровь Катерины. Деспотичная женщина, во власти которой находится весь дом, без её ведома никто и шагу ступить не смеет, боясь проклятия. По словам одного из героев пьесы, Кудряша, Кабаниха – «ханжа, нищим подаёт, а домашних поедом ест» Именно она указывает Тихону и Катерине, как надо строить свою семейную жизнь в лучших традициях «Домостроя».

Варвара – сестра Тихона, незамужняя девушка. В отличие от брата, маменьке подчиняется только для виду, сама же по ночам тайком бегает на свидания, подбивая на это и Катерину. Её принцип – грешить можно, если никто не видит, а то так и просидишь всю жизнь возле маменьки.

Помещик Дикой – персонаж эпизодический, но олицетворяющий образ «самодура», т.е. власть имущего, который уверен, что деньги дают право творить всё, что душе угодно.

Борис – племянник Дикого, приехавший в надежде получить свою долю наследства, влюбляется в Катерину, но малодушно сбегает, бросив соблазнённую им женщину.

Кроме того, участвуют Кудряш – приказчик Дикого. Кулигин – изобретатель-самоучка, постоянно пытается внедрить в жизнь сонного городка что-то новое, но вынужден просить денег на изобретения у Дикого. Тот же, в свою очередь, будучи представителем «отцов», уверен в бесполезности затей Кулигина.

Все фамилии и имена в пьесе – «говорящие», они рассказывают о характере своих «хозяев» лучше любых поступков.

Сама живо показывает противостояние «стариков» и «молодых». Первые активно сопротивляются всяческим нововведениям, сетуя, что молодёжь забыла наказы предков, не хочет жить «как положено». Вторые же, в свою очередь, пытаются освободиться от гнета родительских наказов, понимают, что жизнь идёт вперёд, меняется.

Но не все решаются идти наперекор родительской воле, кто-то – из-за боязни потерять наследство. Кто-то – привыкнув во всём слушаться родителей.

На фоне цветущего самодурства и домостроевских заветов расцветает запретная любовь Катерины и Бориса. Молодые люди тянутся друг к другу, но Катерина замужем, а Борис во всём зависит от своего дяди.

Тяжёлая атмосфера города Калинова, давление злой свекрови, начавшаяся гроза вынуждают Катерину, мучимую угрызениями совести из-за измены мужу, во всём признаться принародно. Кабаниха ликует – она оказалась права, советуя Тихону держать жену «в строгости». Тихон боится маменьку, но и совет её побить жену, чтобы знала, для него немыслим.

Объяснение Бориса и Катерины ещё больше усугубляет положение несчастной женщины. Теперь ей предстоит жить вдали от любимого, с мужем, который знает об её измене, с его матерью, которая теперь точно изведёт невестку. Богобоязненность Катерины приводит её к мысли, что жить более незачем, женщина кидается с обрыва в реку.

Лишь потеряв любимую женщину, Тихон осознаёт, как много она для него значила. Теперь ему придётся всю жизнь жить с пониманием, что его чёрствость и покорность матери-тирану привела к такому финалу. Последними словами пьесы становятся слова Тихона, произнесённые над телом погибшей жены: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем на свете остался жить да мучиться!»