Гроза характеристика образа кабановой марфы игнатьевны. Дикой и Кабаниха (по пьесе А

Гроза характеристика образа кабановой марфы игнатьевны. Дикой и Кабаниха (по пьесе А
Гроза характеристика образа кабановой марфы игнатьевны. Дикой и Кабаниха (по пьесе А

Кабаниха, она же Марфа Игнатьевна Кабанова – центральная героиня пьесы Островского «Гроза», богатая купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины.

Кабаниха – человек очень сильный и властный. Она религиозна, однако в прощение и милосердие не верит. Эта героиня полностью погружена в земные дела и практичные интересы. В первую очередь ее интересует неукоснительное соблюдение патриархального порядка. От окружающих она требует обязательного выполнения обряда и чина. Чувства людей и эмоциональная сторона вопроса не вызывают у Кабанихи никакого интереса.

Кабаниха недовольна своей семьей, особенно сыном и невесткой.

Она постоянно пилит их, вмешивается в их дела, высказывает резкие замечания. Ей кажется, что сын в последнее время к ней охладел, а невестка и вовсе не внушает доверия своим поведением. Кабаниха уверена, что правильный семейный уклад основывается на страхе младшего поколения перед старшим, жены перед мужем. Она считает, что страх и приказ – это главные элементы семейной жизни, поэтому тираном себя не ощущает, ведь родители должны быть строги к детям, чтобы научить их добру. Однако Кабаниха чувствует, что хранителей старого уклада жизни становится все меньше, патриархальный строй постепенно разрушается, грядут новые изменения в жизни. Для Кабанихи это является трагедией. Она вовсе не самодурка и даже осуждает кума своего Дикого за его вспыльчивость. Такое своевольное поведение и бесконечные жалобы на домашних Кабаниха считает проявлением слабости характера. Она сама никогда не жалуется другим на свою семью. Кабаниха преданно чтит традиции предков, не размышляя о том, плохие они или хорошие. Она убеждена, что жить нужно так, как завещали отцы, это поможет сохранить мир и порядок на земле. В конце пьесы Кабаниха переживает личную трагедию: невестка публично сознается в своем грехе, сын прилюдно восстает против матери, а дочка убегает из дома. Мир Кабанихи рушится, и она гибнет вместе с ним.

Интересно то, что в пьесе четко прослеживается контрастное сопоставление Кабанихи и главной героини Катерины. Они обладают схожими чертами: обе принадлежат к патриархальному миру с его представлениями и жизненными ценностями, обе имеют необычайную силу в характере и являются максималистками. Героини не допускают возможности компромисса, в прощение и милосердие не верят, хотя обе религиозны. На этом их сходства исчерпываются, подчеркивая контрастность героинь и создавая возможность их сравнения. Катерина и Кабаниха – это два противоположных полюса патриархального мира. Кабаниха прикована к земле, она следит за выполнением порядка и соблюдением уклада во всех его мелочных проявлениях. Внутренняя суть человеческих отношений ее мало волнует. Катерина, наоборот, воплощает собой поэзию, мечтательность, одухотворенность, порыв и дух патриархального уклада жизни в его идеальном проявлении.

В пьесе Кабаниха характеризуется не только при помощи собственных высказываний и поступков, но и благодаря обсуждениям ее другими персонажами. Впервые о Кабанихе читатель узнает от нищей странницы Феклуши, которая благодарит купчиху за ее щедрость. Тут же звучит реплика Кулигина о том, что Кабаниха добра только к нищим, а домашних совсем заела. И только после этих ознакомительных характеристик появляется сама Кабаниха в окружении своей семьи. Читатель убеждается в том, что слова Кулигина имеют под собой правдивую основу. Купчиха пилит своих родных и придирается к ним по пустякам. Не смотря на кротость и искренность невестки, она выказывает ревностное недоброжелательство к ней, сына упрекает в равнодушии по отношению к матери. В то же время, Кабаниха, уверенная в своей правоте, чувствует, что патриархальный мир рушится. Ее апокалипсические ожидания выявляются во время диалога с Феклушей, Сначала Кабаниха еще бодрится и убеждает странницу, что в Калинове пока тишина и порядок. Но в конце разговора, наслушавшись будоражащих рассказов Феклуши, она уже не уверена, что этот порядок долго продержится.

Кабаниха – женщина властная и жестокая, полностью уверенная в своей правоте. Она считает, что поддержание старинного порядка и уклада жизни является гарантией защиты дома от внешнего хаоса. Поэтому управляет она своим хозяйством жестко и твердо, отказавшись от лишних эмоций, не ведая милости и обходясь без прощения. Любой намек на неподчинение со стороны своих домашних она стремится искоренить полностью, а за каждый проступок наказывает сурово и хладнокровно. Унижая и оскорбляя близких, она при этом благочестиво и уважительно относится к посторонним.

Образ Кабанихи монументален, он является живым воплощением «жестоких нравов». Героиня раскрывается в произведении как честная и страшная в строгой своей последовательности хранительница безблагодатного «закона», христианской любовью не просветленного. Она не вызывает жалости, но и осуждать ее сложно. Причиняя боль и страдания близким людям, она искренне уверена, что ее поведение абсолютно правильно и по-другому жить нельзя.

Меню статьи:

В литературе очень часто появляются образы исключительно негативные. В то время, когда в основном высказывается мнение о двойственности человеческой души и природы и наличии и положительной и отрицательной стороны личности, мастера художественного слова то и дело намеренно наделяют своих персонажей только плохими чертами характерами, исключая даже малейшие проявления положительного влияния деятельности героя.

В пьесе «Гроза» Островского одним из таких персонажей является Кабаниха.

Характеристика личности Кабанихи

Полное имя героини – Марфа Игнатьевна Кабанова, но в тексте ее чаще всего называют Кабанихой. Марфа Игнатьевна состоит в дружеских отношениях с Диким, также он является ее кумом. Стоит отметить, что такая дружба не удивительна, ведь оба персонажа очень похожи по характеру.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с в пьесе Островского “Гроза”.

Кабаниха – состоятельная купчиха. Ее положение в обществе подразумевало толерантное отношение к окружающим, но на самом деле повадки у нее совсем не дворянские. Кабаниха обладает твердым и непоколебимым характером. Она жестокая и грубая женщина.

Марфа Игнатьевна слишком консервативна, она «застряла» в прошлом времени и живет принципами и устоями давно минувшими, не понимая, что в мире произошли перемены и жить по-старому уже невозможно. Она считает, что мудрость человека определяется его возрастом – молодые люди априори не могут быть умными, это только прерогатива стариков: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают».

Кабаниха уверена, что дети обязательно должны кланяться в ноги своим родителям, а муж должен все время «приказывать» своей жене. Марфу Игнатьевну очень огорчает, когда эти нормы поведения не соблюдаются и думает, что это проблема невоспитанности молодого поколения: «Ничего-то не знают, никакого порядка».

Кабаниха привыкла играть на публику – она старается в глазах общества быть добродетельной и благородной женщиной, хотя на самом деле такой не является. Марфа Игнатьевна часто дает милостыню нищим, но делает это не по велению сердца, а для того, чтобы все думали, что она добрая и щедрая женщина.

Кабаниха очень набожная женщина, но, судя по всему, ее религиозность тоже напускная, так как несмотря ни на что, Кабаниха не придерживается законов Божьих и часто пренебрегает основными правилами поведения по отношению к другим людям.

Семья и отношение к родным

Сложность характера во всю силу проявляется по отношению к своим родным людям. В составе ее семьи три человека – сын, дочь и невестка. Со всеми ими у Кабанихи сложились крайне противоречивые отношения.

Все сложности и конфликты в семье связанные с авторитарным характером матери, ее консервативностью и особой любовью к скандалам.

Предлагаем вдумчивым читателям ознакомиться с в пьесе Островского “Гроза”.

Сын Кабанихи – Тихон – на момент повествования уже взрослый человек, он мог бы быть вполне самостоятельным, но мать не дает ему возможности это сделать. Женщина все время опекает сына и старается проконтролировать его каждый шаг, ссылаясь не некомпетентность Тихона. В результате

Кабаниха стала не просто давать советы сыну, а буквально жить вместо него: «поедом ест, проходу не дает».

Марфа Игнатьевна постоянно вмешивается в отношения сына и невестки и порой приказывает побить жену сына, ибо такой порядок: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала».

Тихон же, несмотря на свой возраст и убеждения в том, что такие грубые действия по отношению к жене не нужны, все же беспрекословно выполняет волю матери.

К молодой невестке Катерине у Кабанихи не лучшее отношение – она все время недовольна ней и всегда найдет, чем упрекнуть молодую девушку. Причина такого отношения кроется не в недобропорядочном отношении Катерины к Кабанихе или же не в не выполнении своих обязанностей со стороны Катерины, а в привычке Кабанихи всеми командовать и ревности, возникшей по отношению к невестке.

Кабаниха не может принять взрослость своего сына, ей обидно, что Тихон отдает предпочтение жене, а не своей матери.

Дочь Кабанихи Варвара не столь прямолинейна, она уже давно поняла, что отстоять свою позицию у нее никогда не получится: мать, которая по своей сути была домашним тираном, просто не выносила ничего подобного и не допускала никаких вольностей. Из этой ситуации девушка нашла только один выход – обманывать мать. Варвара всегда говорила то, что хотела услышать Марфа Игнатьевна, но поступала так, как ей хочется: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Такие действия внутри семьи со стороны Кабанихи стают причиной множества трагедий. Дочь ее Варвара сбегает из дому, чтобы никогда не появляться уже здесь – для девушки побег стал единственным спасением от домашнего тиранства матери. Тихон и Катерина, которые даже не задумывались о том, как возможно изменить их положение, а всего лишь заняли выжидательную позицию и молча терпели оскорбления и унижения со стороны матери, не смогли добиться успеха.

Катерина, изменив мужу, чтобы почувствовать себя счастливой, под давлением морали и стыда признается в своем поступке, а затем, но уже под давлением унижений Кабанихи, заканчивает жизнь самоубийством. Только лишь после смерти Катерины Тихон нашел в себе силы дать словесный отпор матери и упрекнуть ее в неправомерных действиях по отношению к своим близким: «Вы ее погубили! Вы! Вы!». Однако из-за мягкости характера Тихона вряд ли он сможет отстоять свою позицию до конца.

Отношение окружающих к Кабанихе

Несмотря на все старания убедить окружающих в том, что она добрая и хорошая женщина, у Марфы Игнатьевны это не получилось. Правда о ее склочном характере и любви к тирании все равно просочилась и окружающие периодически судачат об этом.

Основной обличительный массив информации о характере Кабанихи приходится на высказывания Кулигина и Кудряша. Кудряш обличает двойственность ее поведения. Марфа Игнатьевна живет «на показ людям» и «так как есть на самом деле». По мнению Кудряша, у Кабанихи все происходит «под видом благочестия».

Эту же тему развивает в своих рассказах и Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Таким образом, благодаря литературной мистификации у читателя есть возможность увидеть необычный образ, состоящий исключительно из негативных качеств характера. Кабаниха старается своими кардинальными поступками сохранить старый строй, который стремительно рушится, добиться положительного результата такими методами у нее не получается, но при этом Марфа Игнатьевна рушит судьбы своих детей, что выглядит крайне печально.

Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» является одним из основных отрицательных, образующих сюжет. Отсюда и глубина изображения его драматургом Островским. Сама пьеса показывает, как в недрах отжившего, но еще сильного патриархального общества поборники «темного царства» в самом зародыше душат едва проявившиеся ростки нового. При этом автор произведения изображает два типажа, поддерживающих основы старозаветного, основанного на догмах общества. Это вдовствующая зажиточная купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова, а также богатый купец Савел Прокофьич Дикой. Неудивительно, что они называют друг друга кумами.

Купчиха Кабанова как идеолог «темного царства»

Следует признать, что образ Кабанихи в пьесе «Гроза» в градации отрицательных образов занимает более значительную позицию, чем персонаж купца Дикого. В отличие от своего кума, угнетающего окружающих самыми примитивными способами (с помощью ругани, доходящей практически до побоев, унижения), Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, что такое «старина» и как ее следует защищать. Ее влияние на окружающих более тонко. Ведь по ходу прочтения драмы читатель видит не только сцены, где она безапелляционно поучает домашних, но и моменты, где она прикидывается «старой да глупой». Более того, купчиха Кабанова выступает в манипуляции своими ближними апологетом двойной морали, ханжества. И в этом смысле образ Кабанихи в пьесе «Гроза» является действительно классическим в русской литературе.

Стремление купчихи - подчинить ближних

Драматургу Островскому удалось одновременно глубоко и понятно для читателя показать, как в купчихе Кабановой уживается показная, неискренняя религиозность с абсолютно нехристианским, аморальным и корыстным стремлением - подчинить людей себе. Марфа Игнатьевна действительно ломает волю и характеры своих ближних, их жизненные устремления, давит настоящую, неподдельную духовность. Ей противостоит образ Катерины в пьесе Островского «Гроза», ее невестки.

Различное понимание старины Кабанихой и Катериной

Если быть точным, Катерина также является представителем патриархального общества. Эту мысль высказал актер и литературный критик Писарев в ответ на известную статью Николая Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Однако, если ее свекровь представляет собой «старину» мрачную, догматичную, подчиняющую людей и убивающую их устремления бессмысленными «нельзя» и поучениями «как должно быть», то Катерина, в отличие от нее, питает совершенно другие взгляды на «старину».

Для нее также существуют вековые традиции, однако они выражены совершенно в ином: в любви к окружающим и заботе о них, в по-детски восторженном отношении к окружающему миру, в умении видеть и воспринимать все хорошее вокруг, в инстинктивном неприятии мрачного догматизма, в милосердии. «Старина» для Катерины - красочна, романтична, поэтична, радостна. Таким образом, Катерина и Кабаниха персонализируют два противоположных аспекта русского патриархального крепостного общества - темного и светлого.

Психологический прессинг Кабанихи на Катерину

Трагический образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» неизменно вызывает сочувствие и симпатию читателя. Девушка попадает в семью Кабановых, выйдя замуж за Тихона, сына купчихи. До появления в доме Катерины ее будущая свекровь полностью навязала свою волю всем домашним: сыну и дочери Варваре. Причем, если Тихон морально сломлен окончательно и способен лишь следовать указаниям «маменьки», то Варвара лишь делает вид, что согласна, однако поступает всегда по-своему. Впрочем, под влиянием матери ее личность также деформировалась - девушка стала неискренней, двоедушной.

Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» антагонистичен к образу Катерины на протяжении всей пьесы. Не зря звучит упрек невестки, что свекровь ее «поедом ест». Кабаниха постоянно оскорбляет ее надуманными подозрениями. Выматывает душу бессмысленными принуждениями «поклониться мужу», «на носу зарубить». Причем купчиха апеллирует к принципам вполне благовидным: поддержанию порядка в семье; гармоничных (как принято в русской традиции) отношениях между родственниками; основах христианской веры. На деле же влияние Марфы Игнатьевны на Катерину сводится к принуждению - слепо следовать своим велениям. Кабаниха желает превратить ее в еще одну подданную своего домашнего «темного царства».

Немилосердие - общая черта Кабанихи и Дикого

Характеристика образа Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского показывает ее общую черту с образом купца Дикого, несмотря на их очевидные характерные различия. Это немилосердие к людям. Оба они относятся к своим ближним и к согражданам не по-христиански, потребительски.

Правда, Савел Прокофьич это делает в открытую, а Марфа Игнатьевна прибегает к мимикрии, имитируя христианские убеждения. В разговоре с ближними она предпочитает тактику "лучшая защита - нападение", обвинив их в несуществующих «грехах». Она даже не слышит обратные доводы со стороны детей и невестки. «Поверила бы… кабы своими ушами не слыхивала… каково почитание…» Не правда ли, очень удобная, практически «непробиваемая» позиция?

Характеристика и образ Кабанихи из пьесы «Гроза» А. Островского совмещает ханжество и жестокость. Ведь на самом же деле Кабаниха, исправно ходящая в церковь и не жалеющая милостыни нищим, оказывается жестокой и не способной простить покаявшуюся и признавшуюся в измене мужу Катерину. Более того, она дает указание лишенному собственной точки зрения сыну Тихону избить ее, что он и делает. Мотивируют они это, опять же, традициями.

Кабаниха способствовала суициду Катерины

Именно образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза», постоянно третируемой свекровью, лишенной всяческих прав и заступничества, придает трагизм пьесе Островского. Ни у кого из читателей не вызывает сомнения то, что ее самоубийство - результат неблагоприятного воздействия свекрови, постоянного унижения достоинства, угроз, жестокого обращения.

Ситуацию обостряет тот факт, что Катерина предварительно уже заявляла, что сведет счеты со своей несчастной жизнью. Марфа Игнатьевна, которая прекрасно была осведомлена о всем, что творится в доме, не могла этого не знать. Был ли прямой умысел со стороны свекрови таки довести невестку до самоубийства? Вряд ли. Скорее, Кабаниха мыслила ее «сломить», совершенно, как она уже это сделала со своим сыном. В результате рушится семья купчихи: дочь Варвара обвиняет ее в прямом способствовании трагедии и уходит из дома. Тихон впадает в запой…

Однако жестокосердная Марфа Игнатьевн не кается и после этого. Для нее «темное царство», манипулирование людьми важнее семьи, важнее морали. Такой вывод можно сделать из эпизода проявившегося ханжества Кабанихи даже в этой трагической обстановке. Купчиха привселюдно кланяется и благодарит людей, доставших тело покойной Катерины из Волги. Однако затем заявляет, что та не может быть прощена. Что может быть более антихристианским, чем не простить покойника? Это, пожалуй, может содеять только настоящий вероотступник.

Вместо заключения

Отрицательный характерный персонаж - купчиха Кабанова - раскрывается постепенно по ходу действия. Противостоит ли ему образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» в полной мере? Скорей всего, нет. Девушке нечего противопоставить удушающей атмосфере вокруг нее, она молит лишь о понимании. Она совершает ошибку. Мнимое освобождение от домашнего «темного царства» Кабановых - роман с Борисом - оказывается миражом. Катерина раскаивается. Казалось бы, мораль Кабанихи победила… Купчихе ничего не стоит превратить девушку в своего союзника. Для этого стоит лишь проявить милосердие. Однако, как говорится, привычка - вторая натура. Кабаниха, «оскорбившись», третирует уже безответную, униженную Катерину с удвоенной силой.

Суицид невестки приносит разрушительные последствия для семьи Марфы Игнатьевны. Мы наблюдаем теперь кризис и в послушной (до появления Катерины) семьи купчихи, которая распадается. Кабаниха уже не может эффективно защищать «старину». Из вышесказанного напрашивается вывод, что на рубеже XIX века уклад жизни российского общества неуклонно менялся.

Фактически, общество уже тогда требовало освободительного декрета, отменяющего крепостное право, позволяющего разночинцам поднять роль просвещения и социальных свобод.

Кабанова, или как ее называют – Кабаниха – одна из главных героинь в пьесе Островского «Гроза». Марфа Игнатьевна является богатой купчихой, а также вдовой. У нее двое детей: сын Тихон и дочь Варвара. В ее доме сын Тихон проживает вместе со своей женой Катериной.

Кабаниха представлена, как злая, завистливая и лицемерная женщина, которая ненавидит, казалось бы, всё вокруг себя. Ее любимое занятие - это читать морали сыну и дочери, а Катерин она вообще держит в страхе. Один ее вид грозен и бесстрашен.

Писатель не зря наделяет главу семейства таким странным прозвищем. Оно полностью передает характер героини. Оценив ее действия, можно с уверенностью назвать ее бессердечной.

Самым большим ее проступком является то, что сына своего она вырастила безвольным и бесхарактерным человеком. Он не может и шага ступить, не спросив ее. Таким образом, он не может и даже не пытается защитить свою жену от нападок свекрови. Со стороны же Кабанихи читатель видит обыкновенную ревность к собственному сыну.

Ее образ противоречив: она верит в Бога, но творит зло, подает милостыню, но обижает своих близких. Она умело играет на глазах окружающих: прикидывается непонимающей, называет себя старой и изможденной, но вместе с тем полна решимости поучать других.

Естественно, что образ Кабановой – это прототип Екатерины, ее противоположность. Хотя, общее между ними всё-таки есть. Они обе уважают старину, но понимают ее по-разному. Для свекрови старина – это то, что должно подчинять молодежь. Ее установка говорит о том, что старые люди должны приказывать, а молодые беспрекословно подчиняться. У Катерины же другие представления. Для нее старина – это любовь и забота к ближнему, это милосердие и сострадание не только в отношении пожилых людей, но и ко всем окружающим. Катерина является жертвой Кабанихи, которая терпит издевательства и ругань, в то время как Варвара лишь делает вид, что слушает мать, придерживаясь на самом деле только своих взглядов.

После прочтения пьесы читатель осознает, что именно Кабаниха способствовала гибели Катерины. Она угрожала, что сведет счеты со своей жизнью, явно убегая от нападков свекрови. Может, Кабаниха и не желала такой развязки, но желание сломить невестку в любом случае преобладало. Как итог, семья Кабановой рушится. Дочь обвинила мать в гибели Катерины и ушла из дома, Тихон же впадает в запой.

2 вариант

Всем нам известна драматическая пьеса Островского «Гроза», в которой есть интересная героиня – Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова).

Кабаниха представлена в образе богатой купчихи. Марфа Игнатьевна является давно овдовевшей женщиной.

Эту женщину можно охарактеризовать как любительницу показывать свою силу. Власть и сила духа – главные черты образа Кабанихи.

От всех Марфа Игнатьевна требует обязательного подчинения, в том числе и от родных. Она практически всегда недовольна ими. Ежедневно их ругает и воспитывает, особенно недовольна своим сыном и Катериной. От людей Кабаниха требует выполнять обряды и чины. Она считает, что семейный порядок важно поддерживать в страхе.

Кабаниха любит заниматься разными делами и основные интересы выражаются в выполнении установленных порядков.

Кабаниха и Катерина имеют небольшую схожесть в том, что обе не способны к примирению слабым чертам характера. Вторая схожесть выражается в религиозности, обе почитают её, при этом не веря в прощение. На этом схожесть черты характеров их заканчивается.

Различия в характерах выражаются тем, что она одухотворена и мечтательница, вторая любительница соблюдения порядков в мелочах. Для Катерины на первом месте стоит – любовь и воля, у Кабанихи – выполнение приказов.

Кабаниха чувствует себя блюстительницей порядка, считая, что с её кончиной в мире и дома наступит хаос. Никто не сомневается, что у барыни властный характер, который она периодическим всем показывает.

Сама Кабаниха, сколько бы не ругала своих детей за то, что они непослушны, никогда не жалуется на них. Поэтому, когда невестка открыто при людях признается, для нее это неприемлемо и оказывается страшным ударом по её самолюбию, к которому добавился бунт сына, кроме этих неприятностей добавляется еще одно – побег дочери из родного дома.

В окончание пьесы автор показывает крушение властного, на первый взгляд несокрушимого мира Кабанихи. Для нее страшный удар, что все вышло всё из - под контроля барыни. Разумеется, что читатель ей не сочувствует, потому что в этом её вина. Что заслужила, то и получила.

В заключение хочется отметить, что образ Марфы Игнатьевны олицетворяет патриархальный уклад жизни. Она утверждает, что не её дело хорошо это или плохо, но соблюдать его нужно.

Развязка пьесы трагична: Катерина погибает, сын бунтует, дочь убегает из дома. Со всеми происходящими событиями в пьесе мир Кабанихи рушится, вместе с ним и она.

Сочинение на тему Кабаниха

Одной из главных героинь в произведении «Гроза» является Марфа Игнатьевна Кабанова. В народе все ее называли Кабанихой. Богатая купчиха и вдова имела двоих детей, Варвару и Тихона, который имел в женах Екатерину. Она была типичным представителем старшего поколения, который любит давать наставления и читать нотации. Для нее самым главным приоритетом в жизни было соблюдать установленные в обществе обычаи и порядки. Она не любила своих детей, держала весь дом в страхе, и часто обижала людей.

Автор пьесы описывает свою героиню как грозную, строгую, злую, жестокую и бессердечную женщину. Она не пренебрегала тем, чтобы проявлять лицемерие. На людях она старалась вести себя порядочно. Помогала бедным, но в то же время обижала родных детей и свою невестку Екатерину. Она нередко уходила ото всех, чтобы помолиться Богу. Но это не помогало ей жить святой жизнью. Ее дети считали, что выжить в доме их матери можно только одним способом, научиться обманывать. Своего Сына Марфа Игнатьевна предпочитала держать в страхе. Часто ревновала его к молодой жене. В своих наставлениях она не раз повторяла, чтобы молодые люди уважали стариков. На самом деле она имела только себя. Ей не так важно было, чтобы слушались других. Просто ей нравилось держать всех в страхе и чувствовать, что она держит все в своих руках. Кабаниха строго соблюдала традиции и заставляла молодежь делать то же самое.

Героиня была весьма суровой женщиной. Часто можно было услышать, как она бранит и критикует всех вокруг. В ее характере можно было наблюдать деспотизм, который являлся результатом ее слепого доверия сложившимся обычаям. Суровость ее выражалась и в отношении к собственной невестке. Каждое слово Екатерины она обрывала и делала ядовитые замечания. Она осуждала невестку за то, что та ласково обращалась со своим мужем. По ее мнению, женщина должна бояться мужа настолько, чтобы чувствовать себя его рабою.

В итоге своим поведением и отношением к жизни Кабаниха задушила все живое вокруг себя. Дети ее были несчастны. Судьба каждого из них не является привлекательной для читателей. Возможно, каждый, кто читал пьесу, задумался, а стоит ли быть таким суровым почитателем придуманных человеком традиций.

Александр Николаевич Островский написал свою пьесу «Гроза» в 1859 году. В центре сюжета находится конфронтация между поколениями. Старшее поколение всегда держалось на старых нравах, опытах и обычаях. Они отказывались понимать молодых. А те, напротив, никогда не стремились следовать установленным веками традициям. Поэтому старшие пытались перевоспитать их волю Данная проблема, которую описал в своей пьесе Островский навсегда останется значимой, пока существуют отцы и дети. Родители желают, чтобы дети были похожи на них, и следовали их путями.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Тыбурция в повести В дурном обществе Короленко сочинение

    Произведение «В дурном обществе» было написано писателем в годы, которые он провел в ссылке, и сразу после издания, принесло автору небывалую славу. Герои повести имеют реальных прототипов

  • Образ и характеристика Барона в пьесе На дне Горького сочинение

    Барон – взрослый мужчина, один из жителей ночлежки, по совместительству работающий сутенёром. К такой жизни, по его словам, его привела череда несчастий, из-за которой он оказался без гроша

  • Сочинение Роль книги в жизни человека

    Книга играет немаловажную роль в жизни человека. Именно из книг мы черпаем самые необходимые знания, получаем важную информацию; иногда, просто прочитав книгу, получаешь небывалые впечатления, душевную теплоту, прекрасные жизненные уроки.

  • Дубровский и Троекуров сравнительная характеристика сочинение

    Дубровский и Троекуров – две личности, две человеческие судьбы, которых объединяет много общего. Например, тот факт, что они относятся к дворянскому роду и дореволюционной эпохи девятнадцатого столетия

  • Сочинение Мой родной русский язык рассуждение

    С древних времен, люди обмениваются мыслями, выражают свои эмоции и передают информацию не только жестами, но и при помощи языка. Ведь только человек может писать и читать, это и есть одно из главных отличий нас от животных

В образе Кабанихи - богатой купчихи приволжского города Калинова - Островский нарисовал типичный характер, сложившийся в среде русской буржуазии предреформенного периода. При этом Островский не только обличает социальный тип, нашедший отражение в образе Кабанихи, но и раскрывает несостоятельность принципов, защищаемых Кабанихой, неизбежность их гибели в конкретно-исторических условиях конца пятидесятых годов. Он показывает, как Кабаниха, глубоко убежденная, что на ней только «дом держится», последовательным осуществлением своих принципов способствует развалу своей семьи.


Показав омерзительную сущность Кабанихи, Островский одновременно наделил ее незаурядным умом и силой характера. Сопоставление ума с ограниченностью и искаженностью ее представлений и понятий дало возможность драматургу показать пагубное влияние темного царства не только на его жертвы, но и на хозяев, и тем увеличить обличительную силу драмы.
Кабаниха появляется впервые в пятом явлении первого действия в окружении всей семьи.


Островский выявляет ее характер - своеобразное сочетание ханжества, деспотизма, суровой жестокости и грубости, необузданного самодурства и мелочной придирчивости. На примере Кабанихи Островский с удивительным мастерством показывает, что значит «поедом есть», «как ржа железо точит».
С первых же реплик мы видим характерную для Кабанихи манеру -изводить домашних упреками. Цель упреков Кабанихи - довести домашних до такого состояния, чтобы они и подумать не смели о какой бы то ни было непокорности. Но упреки у Кабанихи носят несколько особый характер. Своеобразие их заключается, во-первых, в их полной необоснованности. В том, в чем упрекает своих домашних Кабаниха, они совершенно неповинны, и сама Кабаниха это прекрасно понимает; во-вторых, упреки часто нужны Кабанихе для того, чтобы, отталкиваясь от них, начать свои наставления, поэтому и поводы для них находятся самые неожиданные.


У Кабанихи есть излюбленные темы для упреков и наставлений. Прежде всего, это упреки в непочтительности детей по отношению к родителям и упреки Тихону в том, что он предпочитает жену матери, в том, что он хочет «своим умом жить». Все оправдания Тихона нисколько не помогают. Да Тихон на это и не надеется. Он прекрасно знает, что эти оправдания нужны Кабанихе как доказательство его полной покорности. Упрекая, Кабаниха зорко следит за своей жертвой. Малейшая оплошность, ответ не по той форме, которая требуется, вызывает ее жестокий удар. Так, на неосторожную реплику Тихона: «Зачем же ей бояться, с меня довольно, что она меня любит» - следует ее суровый окрик. Упрек переходит в угрозу. Но Кабаниха не только упрекает и угрожает, она наставляет. Любимая тема ее наставлений - «как надо жить», каков должен быть порядок в семье.


Кабаниха - ханжа. Ханжескую окраску ее речам придают, во-первых, ласкательные обращения: «мой друг», «мой милый» и т.д.; во-вторых, словосочетания, выражающие самоуничижение: «мать стара, глупа, ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас дураков взыскивать» в-третьих, ссылки на родительскую любовь: «ведь от любви родители и строги-то к вам, или «...да что же делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит»; в-четвертых, стремление представить себя несчастной: «Ну что же, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомните...»; в-пятых, наличие элементов церковного жаргона: «грех тяжелый», «разговор, близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь...»

Кабанихе свойственно не только ханжество, она - грубый жестокий деспот. «Что ты выскочила в глазах-то поюлить», или «Что ты сиротой-то прикидываешься», или «Да ты рехнулся, что ли», или «дурацкие мысли в голове держишь» и т.д.
Таким образом, на переплетении страшной грубости и елейного смирения строится речь Кабанихи.


Кабаниха с тупым фанатизмом поглощена соблюдением порядка, блюстительницей которого она является. Слово «порядок» в устах Кабанихи имеет свой определенный смысл. Это норма семейной жизни, это то, что признается правильным в темном царстве. Наставления, которые она дает Тихону относительно Катерины, выражают взгляды темного царства на положение невестки в семье.
Своими монологами Кабаниха неоднократно подчеркивает роль и значение старших в доме. «Хорошо еще у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы...» «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».


В 3-м действии пьесы Островский показывает Кабаниху в новом аспекте. Кабаниха дана вне семейного круга: со странницей Феклушей и с хозяином города Диким.
Разговор с Феклушей обнаруживает исключительное невежество, мракобесие и консерватизм Кабанихи; он же показывает, насколько высок авторитет странницы в ее глазах. Это единственное явление, где не Кабаниха ведет разговор, а где она только слушает и поддакивает, или подхватывает реплики Феклуши. Феклуша - единственный персонаж, в разговоре с которым Кабаниха говорит не свысока.


Таким образом, не только сами реплики и монологи Кабанихи раскрывают ее характер, но и то, как меняется Кабаниха в зависимости от того, с кем она разговаривает. Если по отношению к домашним Кабаниха груба, если ханжеский тон ее непрерывно чередуется с грубым окриком, если с Диким она говорит наставительным тоном, то с Феклушей она говорит степенно и ласково. Эта ласковость подчеркивается обращением «милая», «некуда вам торопиться, милая», «слышала я, милая» и т.д.


Следом за разговором с Феклушей идет сцена с Диким. В этом «состязании» самодуров преимущество остается на стороне Кабанихи. Она сильнее и умнее Дикого. Кажется невероятным, что Кабаниха, ко¬торая только что с полным доверием внимала нелепым россказням Феклуши, так умно рассуждает с Диким.
У Кабанихи искажены представления о жизни. Она невежественная, ограниченна, но умна. Она прекрасно понимает Дикого, она знает цену его силе. «А честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами», говорит Кабаниха, чем подчеркивается ее отношение к Дикому.


Об уме и знании людей своего круга свидетельствует и психологический анализ поведения Дикого, который делает Кабаниха. «Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно на своих кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не подойдет».
Для Кабанихи деньги - критерий и основа всего.
Жизнь Кабанихи уложена в рамки старого быта, где каждый поступок имеет свое рази навсегда установленное следствие, а проступок - наказание. Надо поступать так праведно, чтобы в любой момент быть готовой к смерти, т.е. готовой предстать перед богом, говорит религия. А праведная жизнь, по представлениям Кабанихи - это строгое соблю¬дение установленных обычаем и обрядом правил.