Гранатовый браслет аргумент разум. Сочинение "Гранатовый браслет": история о возвышенном чувстве

Гранатовый браслет аргумент разум. Сочинение
Гранатовый браслет аргумент разум. Сочинение "Гранатовый браслет": история о возвышенном чувстве

­Разум и чувства

Повесть Александра Куприна “Гранатовый браслет” давно и заслуженно заняла свое место на полках русской литературы. Эта история любви, которая поражает своей глубиной и эмоциональностью. Путем изображения чувств Г. С. Желткова, автор старается дать ответ на вопрос, волнующий всех людей во все времена, что же такое любовь. Так получились, что чувства этого бедного чиновника безответны, но он от них не отказался и продолжал освещать ими путь своей возлюбленной. Вера Шеина замужняя дама, которая давно не испытывает к Мужу

ничего, кроме дружеских чувств и благодарности. Эта героиня только создает видимость идиллии в семейной жизни. На самом же деле, в душе она глубоко несчастна.

Об истинности чувств Желткова ей ничего не известно. Все, что она знает о робком “телеграфисте”, это то, что он оказывает ей редкие и скромные знаки внимания вот уже на протяжении восьми лет. Желтков повстречал любовь всей своей жизни во время одного циркового представления. С тех пор, все его мысли и мечты заняты только княгиней Шеиной. Семья Веры только посмеивается над письмами тайного поклонник, считая его сумасшедшим. Автор наглядно показывает всю трагичность ситуации. На самом деле, судить человека, умеющего по-настоящему любить, берутся люди, у которых в жизни не было и слабого намека на любовь. Все члены семьи Веры Николаевны несчастливы в личном плане. Ни ее сестра, ни ее Брат никогда не любили.

При этом Анна Николаевна замужем за человеком довольно богатым. Даже то, что он в высшей степени глуп, не остановило ее, так как дама руководствовалась разумом и исключительно личной выгодой. Николай Николаевич, человек жестких правил, занимающий высокое положение в обществе. Он гордится своей карьерой и внешним благополучием, о чувствах совсем не умеет говорить, никогда не был женат и не собирался. Не намного счастливее семья Шеиных, в которой сестра князя – вдова, а сам Василий Львович принимает сострадание жены за любовь. Опять же Вера Николаевна выбирает такую позицию из соображений личной выгоды.

На мой взгляд, если бы Желткова и его чувства осуждали не такие люди, как Шеины-Тугановские, возможно, все сложилось бы иначе. Единственный гость Веры, заслуживающий уважения, это пожилой генерал Аносов. Он прошел непростой жизненный путь и умел отличить искренние чувства от лживых. Он первым предположил, что жизнь Веры “пересекла именно такая любовь, о которой грезят и на которую больше неспособны мужчины”. По сути, Желтков был самым счастливым человеком среди всех этих “разумных” персонажей. Он умел жить, полагаясь на свои чувства. К сожалению, его любовь оказалась смертельной, но он не считает это наказанием, поскольку весь смысл его жизни заключался в любви к Вере. Его любовь настоящая и самоотверженная.


Другие работы по этой теме:

  1. Любовь Желткова Когда читатель открывает произведение Куприна “Гранатовый браслет”, он даже не подозревает, что ему посчастливится прочитать повесть о любви. Куприн написал множество произведений о...
  2. ­Настоящая любовь Во все времена тема любви волновала людей искусства. Поэты посвящали ей объемные стихи, писатели – целые романы, художники – красочные картины, а музыканты...
  3. ­Всегда ли любовь делает человека счастливым Любовь – удивительное чувство, во все времена вдохновлявшее на подвиги и великие свершения. Но всегда ли она делает человека...
  4. В рассказе встречается такая фраза: “Великая любовь случается раз в тысячу лет”. Я согласна с этим утверждением и, думаю, что оно является основной мыслью рассказа....
  5. ­Безответная любовь Произведениям замечательного русского писателя А. И. Куприна суждена долгая жизнь, так как темы, которые он в них поднимал, всегда были актуальны и волнительны....
  6. ­Что важнее – любить или быть любимым? Когда-то великий русский классик И. А. Бунин сказал: “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”.­...
  7. ­Какие качества раскрывает в человеке любовь Тема любви во все времена волновала писателей и поэтов. Это неудивительно, потому что любовь – это самое сильное чувство,...
  8. Что это было любовь или сумасшествие? Отношения Желткова к Вере Николаевне всегда вызывали множество споров и толков у людей и критиков. Что это было? Сумасшествие...

«Разум и чувство»

Официальный комментарий:

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Афоризмы и высказывания известных людей:

Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. М.М. Пришвин

Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным. Лукреций

Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом. Карл Маркс

Никакому воображению не придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце. Ф. Ларошфуко

Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить. У. Шекспир

Диалектическое единство разума и чувства – центральная проблема множества художественных произведений мировой и русской литературы. Писатели, изображая мир человеческих интенций, страстей, поступков, суждений, так или иначе касаются этих двух категорий. Человеческая натура так устроена, что борьба разума и чувства неизбежно порождает внутренний конфликт личности, а значит, и дает плодородную почву для работы писателей – художников душ человеческих.

Список литературы по направлению «Разум и чувство»

    А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

    Л.Н. Толстой «Война и мир»

    А.Н. Островский «Гроза»

    А.М. Горький «На дне»

    А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    И.С. Тургенев «Отцы и дети»

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    Ги де Мопассан «Ожерелье»

    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    Н.М. Карамзин «Бедная Лиза

    А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

МАТЕРИАЛЫ к литературным аргументам.

( Введение )

Что такое любовь? Каждый человек ответит на этот вопрос по-своему. Для меня любовь-это желание всегда находиться рядом, несмотря на ссоры, проблемы, обиды и недопонимание, стремление найти компромисс, умение прощать и поддержать в трудной ситуации. Великое счастье, если любовь взаимна. Но в жизни бывают ситуации, когда возникает безответное чувство. Неразделённая любовь приносит большие страдания человеку. Но самое страшное, когда безответное чувство становится неподвластным разуму и приводит к непоправимой трагедии. (69 слов)

(Аргумент)

Любовь - вечная тема мировой художественной литературы. Многие авторы описывают это великое чувство в своих произведениях. И хочется вспомнить замечательный рассказ Куприна «Гранатовый браслет». На первых страницах произведения нам раскрывается жизнь семьи Шеиных. Любви в супружеской паре уже нет, и Вера Николаевна разочаровывается в своём браке. Она чувствует уныние в душе. Мы можем только догадываться что ей, как и любой женщине, хочется внимания, ласки, заботы. К сожалению, главная героиня не понимает, что всё это совсем рядом. Мелкий чиновник, Георгий Желтков, уже восемь лет любит Веру Николаевну необыкновенно сильной и искренней любовью. Он полюбил её в первого взгляда и был счастлив, потому что Бог наградил его этим чувством. Но главная героиня не обратила внимания на человека, незнатного происхождения. Вера Николаевна выходят замуж, и просит Желткова больше ей не писать. Мы можем только догадываться, какие трудности это принесло нашему герою и поразиться его силе духа. Георгий не имел возможности быть рядом с Верой, быть любимым ею, но он счастлив, потому что она просто есть, потому что Вера живёт на этом свете. Желтков дарит Вере Николаевне на день рождения гранатовый браслет. Он не рассчитывает, что госпожа Шеина будет носить подарок. Но Георгия греет мысль, что его любимая просто прикоснётся к этому украшению. На Веру же этот браслет навевает чувство тревоги, переливы камней напоминают ей капли крови. Таким образом, автор даёт нам понять, что в главной героине начинает зарождаться ответное чувство к Желткову. Она беспокоится за него, чувствует приближение беды. Вера поднимает тему любви в разговоре с другом её родителей, которого считает дедушкой, и она начинает понимать, что любовь Желткова, это та самая настоящая и редкая искренняя любовь. Но вмешивается брат Веры, Николай Николаевич, возмущённый подарком Георгия, и решает поговорить с Желтковым. Главный герой произведения понимает, что ему никуда не деться от своей любви. Ему не поможет ни отъезд, ни тюрьма. Но он чувствует, что мешает своей любимой, Георгий боготворит Веру, он готов сделать всё для её благополучия, но он не может побороть свои чувства, и Желтков принимает решение о самоубийстве. Вот так сильная безответная любовь привела к трагедии. А Вера, к сожалению, слишком поздно поняла, что мимо неё прошла очень редкая и искренняя любовь. Никто и ничто не сможет исправить ситуацию, если человека не стало. (362 слова)

(Вывод)

Любовь – это великое чувство, но очень страшно, когда оно приводит к трагедии. Какие бы сильные не были чувства, нельзя терять разум. Жизнь – это лучшее, что даруется человеку. Так же можно сказать и про любовь. И какие бы испытания не возникали на нашем пути, мы должны держать чувства и разум в гармони. (51 слово)

А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» «Разум и чувство»

(Аргумент 132)

Герой повести Куприна «Гранатовый браслет», Георгий Желтков, не смог справиться со своими чувствами. Этот мужчина, увидев Веру Николаевну однажды, полюбил её на всю жизнь. Георгий не ждал взаимности от замужней княгини. Он всё понимал, но ничего не мог с собой поделать. Вера была маленьким смыслом жизни Желткова, и он считал, что Бог наградил его такой любовью. Свои чувства герой проявлял только в письмах, не показываясь княгине на глаза. В день ангела Веры, поклонник подарил возлюбленной гранатовый браслет и приложил записку, в которой просил прощения, за причинённое когда-то беспокойство. Когда супруг княгини вместе с её братом разыскал Желткова, он признал неприличность своего поведения и объяснил, что искренне любит Веру и это чувство сможет погасить только смерть. Напоследок герой спросил у мужа Веры разрешение написать ей последнее письмо, а после разговора простился с жизнью.

А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» Любовь или сумасшествие? «Разум и чувство»

(Введение 72) Любовь – одно из самых теплых чувств, которое можно испытать человек. Она способна наполнить сердце радостью, вдохновить и придать жизненных сил влюблённому, Но, к сожалению, это чувство не всегда делает человека счастливым. Отсутствие взаимности разбивает людям сердце, обрекает на страдания, и тогда человек может потерять рассудок, превратив предмет обожания в некое божество, которому готов поклоняться вечно. Мы часто слышим, что влюблённых называют сумасшедшими. Но где эта тонкая грань между осознанным чувством и зависимостью?

(Аргумент 160) Над этим вопросом заставляет задуматься читателей и произведение А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Главный герой долгие годы преследовал возлюбленную, а после покончил жизнь самоубийством. Что же толкнуло его на эти поступки: любовь или сумасшествие? Я считаю, что это было все же осознанное чувство. Желтков влюбился в Веру. Увидев её всего один раз. Будучи мелким чиновником, он осознавал социальное неравенство с возлюбленной, и поэтому даже не пытался добиться её расположения. Ему было достаточно любоваться княгиней со стороны, не вторгаясь в её жизнь. Своими чувствами Желтков делился с Верой в письмах. Герой писал возлюбленной и после её замужества, хоть и признавал неприличность своего поведения. Супруг княгини отнёсся к Григорию Степановичу с пониманием. Шеин сказал жене, что Желтков любил её, а вовсе не был сумасшедшим. Конечно, герой проявил слабость, решившись на самоубийство, но пришёл к этому осознанно, сделав вывод, что оборвать его любовь сможет только смерть. Он знал, что без Веры ему не быть счастливым и, в то же время, не хотел ей мешать.

(Аргумент 184) Н а страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума поднимается очень часто. Так, например, в романе – эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчётливая Элен Курагина и её брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно из-за избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером того, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с Наташей, ведь для неё, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелёгким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелёгкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная её нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своём поступке, когда проанализировала его.

Л. Н Толстой роман «Война и мир» «Разум и чувство»

(Аргумент 93) Главная героиня романа – эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», юная Наташа Ростова, нуждалась в любви. Будучи в разлуке со своим женихом, Андреем Болконским, наивная девушка в поисках этого чувства доверилась коварному Анатолю Курагину, который и не думал связывать с Наташей свою жизнь. Попытка побега с человеком дурной славы – рисковый поступок, на который Наташа Ростова решилась, опираясь прежде всего на чувства. Печальный итог этой авантюры известен всем: помолвка Наташи и Андрея расторгнута, бывшие возлюбленный страдают, репутация семьи Ростовых пошатнулась. Если бы Наташа задумывалась о возможных последствиях, она бы не оказалась в таком положении.

Л. Н Толстой роман «Война и мир» «Разум и чувство»

(Аргумент 407) В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» категории разум и чувство вынесены на первый план. Они выражаются в двух главных героях: в Андрее Болконском и Наташе Ростовой. Девушка живет чувствами, мужчина – разумом. Андреем руководит патриотизм, он чувствует ответственность за судьбу Отечества, за судьбу русской армии и считает необходимым быть там, где особенно трудно, где решаются судьбы того, что ему дорого. Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в числе адъютантов в штабе Кутузова, Андрей не ищет лёгкой карьеры и наград. В жизни Наташи всё основано на чувствах. У девушки очень лёгкий характер, Наташа радуется жизнь. Она освещает и греет своих близких и родных, как солнышко. При знакомстве с Андреем мы видим в нем беспокойного человека, неудовлетворенного своей настоящей жизнью. Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал свою вину, на мой взгляд, усугубили, если так можно выразиться, духовный кризис Болконского. Наташа стала причиной духовного возрождения Болконского. Любовь к жизнерадостной, поэтичной Наташе рождает в душе Андрея мечты о семейном счастье. Наташа для него стала второй, новой жизнью. В ней было то, чего не было в князе, и она гармонично его дополняла. Рядом с Наташей Андрей почувствовал себя ожившим и помолодевшим. Все ее живые эмоции давали силу ему, и вдохновляли на новые дела и события. После признания Наташе пыл Андрея затихает. Теперь он чувствует ответственность за Наташу. Андрей делает предложение Наташе, но по просьбе отца откладывает свадьбу на год. Наташа и Андрей - очень разные люди. Она молода, неопытна, доверчива и непосредственна. У него за спиной уже целая жизнь, смерть жены, сын, испытания тяжелым военным временем, встреча со смертью. Поэтому Андрей не может до конца понять того, что чувствует Наташа, что ожидание для неё очень болезненно, она не может сдерживать свои чувства, своё желание любить и быть любимой. Это привело к тому, что Наташа изменяет Андрею, и они расстаются. Болконский уходит на войну и получает смертельное ранение. Испытывая тяжелейшие страдания, осознавая, что умирает, он перед порогом смерти испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения. В этот трагический момент происходит еще одна встреча князя Андрея с Наташей. Война и страдания сделали Наташу взрослой, теперь она понимает, как жестоко поступила с Болконским, предала такого замечательного человека из-за своей детской увлеченности. Наташа на коленях просит у князя прощения. И он прощает ее, он опять ее любит. Любит уже неземной любовью, и эта любовь скрашивает его последние дни в этом мире. Только в этот момент Андрей и Наташа смогли понять друг друга, приобрели то, что так им не хватало. Но было уже поздно.

(Аргумент 174) Рассуждая о настоящих и искренних чувствах, хочется обратиться к пьесе «Гроза». В данном прооизведении А. Н. Островский смог со всей яркостью эмоций передать душевные терзания главной героини. В 19 веке огромное количество браков заключалось не по любви, родители старались выдать замуж за того, кто побогаче. Девушки были вынуждены жить с нелюбимым человеком всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова из зажиточной купеческой семьи. Муж Кати представял собой жалкое зрелище. Безответственный и инфантильный, он не был способен ни на что, кроме пьянства. Мать Тихона, Марфа Кабанова, воплотила в себе идеи самодурства и ханжества, присущие всему «тёмному царству», поэтому Катерина постоянно находилась под давлением. Героиня стремится к свободе, ей было сложно в условиях рабского поклонения ложным идолам. Девушка нашла утешение в общении с Борисом. Его забота, ласка и искренность, помогли забыть несчастной героине о гнете со стороны Кабанихи. Катерина осознавла, что поступает неправильно и не сможет с этим жить, но её чувства окзались сильнее, и она изменила мужу. Истерзанная угрызениями совести, героиня раскаялась перед мужем, после чего бросилась в реку.

А. Н. Островский пьеса «Гроза» «Разум и чувство»

(Аргумент 246) Рассуждая о настоящих и искренних чувствах, хочется обратиться к произведению А. Н. Островского «Гроза». Действие пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Главными действующими лицами пьесы являются Катерина и Кабаниха. В девятнадцатом веке девушек отдавали замуж не по любви, каждый хотел отдать свою дочь в более богатую семью. В такой ситуации оказалась Катерина. Она попадает в мир Кабанихи, где властвует устаревшая патриархальная мораль. Катерина же стремится освободиться от оков принуждения и преклонения. Её манит мечта, духовность, искренность. Характер Катерины – место столкновения богобоязненности и греховных, противозаконных страстей. Разумом главная героиня понимает, что она – «мужняя жена», но душа Катерины требует любви. Главная героиня влюбляется в другого мужчину, хотя и пытается этому сопротивляться. Героине предоставляется манящая возможность совершить этот грех, встретившись с возлюбленным, переступить дозволенное, но только при условии, что об этом не узнают посторонние. Катерина берет ключ от калитки в поместье Кабановых, который ей даёт Варвара, она принимает свой грех, она берется за протест, но обрекает себя на гибель с самого начала. Для Катерины заповеди церкви и патриархального мира имеют сильнейшее значение. Она хочет быть чистой и безупречной. После своего грехопадения Катерина не смогла скрывать перед мужем и людьми свою вину. Она осознает совершенный ею грех и в тоже время хочет познать счастье настоящей любви. Она не видит себе прощения и конца мук совести, считает свою душу погубленной. Чувство победили разум Катерины, она изменила мужу, но главная героиня не смогла жить с этим, поэтому решается на ещё более страшный с религиозной точки зрения грех - самоубийство.

(Аргумент232) Сюжетом пьесы стала жизнь обитателей ночлежки, людей у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения, ни простого хлеба. Они не видят смысла своего существования. Но даже в, казалось бы, невыносимых условиях поднимаются такие темы, как, вопрос об истине и лжи . Размышляя на данную тему , автор сопоставляет центральных героев пьесы. Сатин и странник Лука – герои – антиподы. Когда в ночлежке появляется старец Лука, он пытается воодушевить каждого из жителей. Со всей искренностью чувств он старается вдохновить несчастных, не дать им зачахнуть. По мнению Луки, им нельзя было помочь, сказав правду о том, что в их жизни ничего не изменится. Поэтому он лгал им, думая, что это принесёт для них спасение. Изменит их отношение к происходящему, вселит в них надежду. Герой от всего сердца хотел помочь несчастным, вселить в них надежду. Герой от всего сердца хотел помочь несчастным, сделать их жизнь хоть чуточку светлее. Он не задумывался о том, что сладкая ложь бывает хуже горькой правды. Сатин был резок. Он полагался только на свои мысли и трезво смотрел на ситуацию. «Сказки Луки вызывали у него злость, ведь он реалист и не привык к «выдуманному счастью». Данный герой призывал людей не к слепой надежде, а к борьбе за свои права. Горький поставил вопрос перед своими читателями – кто из них больше прав? Думаю, что на этот вопрос нельзя дать точный ответ, ведь не зря автор оставит его открытым. Каждый должен решать за себя сам.

М. Горький пьеса «На дне» «Разум и чувство»

(Введение 62) Что лучше – истина или сострадание? Невозможно однозначно ответить на этот вопрос. Если бы вопрос звучал, что лучше – правда или ложь, мой ответ был бы однозначным. Но понятия истины и сострадания нельзя противопоставлять друг другу. Нужно искать тонкую грань между ними. Бывают ситуации, когда сказать горькую правду – это единственное верное решение. Но иногда людям требуется сладкая ложь, сострадание для поддержки, для поднятия духа.

(Аргумент 266) В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Обратимся к пьесе М. Горького «На дне». Дейсвтие происходит в ночлежке у Костылёвых, в которой собрались люди совершенно разные. Вместе их собрала их нелёгкая судьба. И вот в жизни людей, потерявших всё, появляется старец Лука. Он рассказывает им, какая прекрасная жизнь их ждёт, как всё изменится, стоит только лишь этого захотеть. Обитатели этой ночлежки уже не надеются выбиться назад в люди.Они смирились с тем, что их жизнь обречена, им не выбраться из бедности. Но Лука по своей натуре добрый человек, жалеет их вселяет надежду. На каждого человека его утешающие речи сказались по – разному. Двумя самыми яркими примерами являются анна и Актёр. Анна тяжело болела, она умирала. Лука успокаивает ее, говорит, что в загробной жизни её ждёт только хорошее. Старец стал последней родостью в её жизни, она просила посидеть рядом и поговрить ней. Лука своим состраданием помог Анне, он облегчил её последние дни жазни, внёс в них радость, надежду. И Анна ушла на тот свет со спокойной душой. Но с Актёром сострадание сыграло злую шутку. Лука рассказал ему о больнице, в которой организм избавляют от воздействий алкоголя. Актёр очень переживал по поводу того, что его организ отравлен и был рад рассказам Луки, вселяющим в него надежду на лучшую жизнь. Но когда Актёр узнал, что такой больницы не существует, он сломался. Человек поверил в лучшее будущее, а потом узнал, что его надежды обречены. Актёр не справился с таким ударом судьбы и покончил жизнь самоубийством. Чкловек человеку друг. Мы должны помогать друг другу, проявлять сочувствие, сострадание, но не должны вредить этим. Сладкая ложь может принести больше неприятностей, чем горькая правда.

(Аргумент 86) Героем, противоположным Луке, является Сатин. Истории старца раздражали его, ведь он реалист. Он привык к жестокой реальности. Сатин очень резок, он считает. Что нужно не слепо надеяться, а бороться за своё счастье. На помгал ли как-то Сатин своим сожителям истиной? Нужно ли было обитателям ночлежки ещё одно напоминание, что их жизнь находится на дне? Я считаю, что нет. Горький поставил вопрос читателям – кто прав, Лука или Сатин? Думаю, что нельзя на этот вопрос дать точный ответ, ведь не зря автор оставил его открытым в своём произведении.

(Вывод 70) Каждый человек должен сам выбирать свой путь. Но мы должны помогать друг другу. Сказать правду или проявить сострадание – это выбор каждого. Нужно дейсвтвоать в заисимости от ситуации. Главное – не навредить своим вмешательством. Ведь от нас зависит не только наша жизнь, но и жизнь нашего окружения. Своими словами, поступками мы оказываем влияние на наших близких и знакомых, поэтому в каждой ситуации мы должны задумываться о том, что лучше – истина или сострадание?

(Аргумент205) Венцом творения известного русского писателя А. С. Грибоедова является пьеса «Горе от ума» Именно в данном произведении автор затрагивает такие важные темы. Как вред чинопочитания и бюрократии, бесчеловечность крепостного права, вопросы образования и просвещения, честность служения отечеству и долгу, самобытность, национальность русской культуры. Также писатель обличает пороки людей, которые и по сей день есть в каждом из нас. На примере центральных героев пьесы, Грибоедов заставляет нас задуматься: всегда ли стоит поступать по воли сердца или холодный расчёт всё-таки лучше? Олицетворением меркантильности, подхалимства, лжи выступает Алексей Степанович Молчалин. Этот персонаж вовсе не безобиден. Своей угодливостью он успешно пробивает себе дорогу в высшее общество. Его «таланты» - «умеренность и аккуратность» - обеспечивают ему пропуск в «высшее общество». Молчалин – убеждённый консерватор, зависящий от мнения других и потакающий «всем людям без изъятья». Казалось бы, вот и верный выбор, холодный разум и жёсткий расчёт лучше смутных чувств сердца, но автор высмеивает Алексея Степановича, показывая читателю всю ничтожность его существования. Погрязнув в мире лицемерия и лжи, Молчалин утратил все светлые и искренние чувства, что и привело к полному краху его зловещих планов. Поэтому можно с уверенностью говорить, что великий русский писатель хотел донести до сердца читателей, что самое главное - это оставаться самим собой, поступать по совести и прислушиваться к своему сердцу.

А. С Грибоедов пьеса «Горе от ума» «Разум и чувство»

(Аргумент345) Обратимся к пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума». В особняк московского помещика-дворянина Фамусова приезжает молодой, блистающий умом и остроумием Александр Андреевич Чацкий. Сердце его пылает любовью к Софье Фамусовой, именно ради неё он возвращается в Москву. В недалёком прошлом Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полюбил ее за эти качества. Когда он, повзрослевший, набравшийся ума, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувства не охладели. Он счастлив видеть похорошевшую за время разлуки Софью и искренне радуется встрече. Когда же герой узнает, что избранник Софьи – Молчалин, секретарь её отца, он не в силах в это поверить. Герой прекрасно видит, каков Молчалин на самом деле, он не любит Софью. Молчалин хочет подвинуться по карьерной лестнице, используя девушку. Ради этого он не гнушается ни лицемерием, ни подлостью. Разум Чацкого отказывается верить в любовь Софьи к Молчалину, ведь он помнит её еще подростком, когда между ними вспыхнула влюблённость, ему думается, что за эти годы Софья не могла измениться. Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защитить свою любовь. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он из другого круга. Софья готова даже коварно отомстить старому близкому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумасшествии Чацкого. Герой рвет не только нити, связывающие его с фамусовским обществом, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорбленный и униженный её выбором до глубины души. Во всем случившемся Софья винит себя. Ее положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и оставшись с разгневанным отцом, она опять одна. Софья старалась жить разумом, извращенным в понятии фамусовского общества, но она так и не смогла отказаться от чувств, это привело к тому, что героиня запуталась, Софья упустила свою любовь, но пострадала от этого не только героиня, сердце Чацкого было разбито.

Н. В. Гоголь повесть «Тарас Бульба»

К старому казацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сына - Остап и Андрий. Два дюжих

После долгой дороги Сечь встречает Тараса с сыновьями своей разгульной жизнью - признаком запорожской воли. Козаки не любят тратить время на военные упражнения, собирая бранный опыт лишь в пылу битв. Остап и Андрий кидаются со всею пылкостью юношей в это разгульное море. Но старому Тарасу не по душе праздная жизнь - не к такой деятельности хочет готовить он своих сыновей. Повстречавшись со всеми своими сотоварищами, он все придумывает, как поднять запорожцев в поход, чтобы не тратить козацкую удаль на беспрерывное пиршество и пьяное веселье. Он уговаривает козаков переизбрать кошевого, который держится мира с врагами козачества. Новый кошевой под напором самых воинственных козаков, и прежде всего Тараса, решается идти на Польшу, чтобы отметить все зло и посрамление веры и козацкой славы.

Андрий осознавал, что предаёт отца, пошёл на поводу у своих чувств. Чувства сильнее разума

И скоро весь польский юго-запад становится добычею страха, бегущего наперёд слуха: «Запорожцы! Показались запорожцы!» В один месяц в битвах возмужали молодые козаки, и старому Тарасу любо видеть, что оба его сына - среди первых. Козацкое войско пытается взять город Дубна, где много казны и богатых обывателей, но встречают отчаянное сопротивление гарнизона и жителей. Козаки осаждают город и ждут, когда в нем начнётся голод. От нечего делать запорожцы опустошают окрестности, выжигают беззащитные деревни и неубранные хлеба. Молодым, особенно сыновьям Тараса, не нравится такая жизнь. Старый Бульба успокаивает их, обещая в скором времени жаркие схватки. В одну из тёмных ночей Андрия будит ото сна странное существо, похожее на призрак. Это татарка, служанка той самой полячки, в которую влюблён Андрий. Татарка шёпотом рассказывает, что панночка - в городе, она видела Андрия с городского вала и просит его прийти к ней или хотя бы передать кусок хлеба для умирающей матери. Андрий нагружает мешки хлебом, сколько может унести, и по подземному ходу татарка ведёт его в город. Встретившись со своей возлюбленной, он отрекается от отца и брата, товарищей и отчизны: «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя - ты». Андрий остаётся с панночкой, чтобы защищать её до последнего вздоха от бывших сотоварищей своих.

Сочинение-рассуждение «Гранатовый браслет: любовь или сумасшествие». Любовь в повести Куприна

Повесть Куприна «Гранатовый браслет» раскрывает тайные богатства человеческой души, поэтому она традиционно любима юными читателями. Она показывает, на что способна сила искреннего чувства, и каждый из нас надеется, что тоже способен так благородно чувствовать. Однако самое ценное качество этой книги заключено в главной теме, которую автор освещает мастерски из произведения в произведение. Это тема любви между мужчиной и женщиной, опасная и скользкая дорога для писателя. Трудно не быть банальным, в тысячный раз описывая одно и то же. Однако Куприну неизменно удается удивить и растрогать даже искушенного читателя.

В этой повести автор рассказывает историю неразделенной и запретной любви: Желтков любит Веру, но не может быть с ней хотя бы потому, что она не любит его. Кроме того, все обстоятельства против этой пары. Во-первых, их положение существенно разнится, он слишком беден и является представителем другого сословия. Во-вторых, Вера замужем. В-третьих, она привязана к мужу и ни за что не согласилась бы изменить ему. Это лишь основные причины, почему герои не могут быть вдвоем. Казалось бы, при такой безнадежности едва ли можно продолжать во что-то верить. А если не верить, чем питать чувство любви, лишенное даже надежды на взаимность? Желтков смог. Его чувство было феноменальным, оно ничего не требовало взамен, но отдавало всего себя.

Любовь Желткова к Вере была именно христианским чувством. Герой смирился со своей судьбой, не роптал на нее и не бунтовал. Он не ждал вознаграждения за свою любовь в виде ответной реакции, это чувство самоотверженно, не привязано к эгоистическим мотивам. Желтков отрекается от себя, ближний стал для него важнее и дороже. Он возлюбил Веру, как самого себя, и даже больше. Кроме того, герой оказался на редкость честным по отношению к личной жизни своей избранницы. В ответ на претензии ее родственников он смиренно сложил оружие, не стал упорствовать и навязывать им свое право на чувство. Он признавал права князя Василия, понимал, что страсть его в каком-то смысле греховна. Ни разу за эти годы он не переступил черту и не посмел явиться к Вере с предложением или же чем-то скомпрометировать ее. То есть, он заботился о ней и ее благополучии больше, чем о себе, а это духовный подвиг – самоотречение.

Величие этого чувства в том, что герой сумел отпустить свою возлюбленную, чтобы она не чувствовала ни малейшего дискомфорта от его существования. Он сделал это ценой своей жизни. Он ведь знал, что сделает с собой после растраты казенных денег, но пошел на это сознательно. При этом Желтков не дал Вере ни единого повода считать себя виновной в случившемся. Чиновник покончил с собой из-за своего преступления. Отчаявшиеся должники в те времена стрелялись, чтобы отмыть свой позор и не перекладывать материальные обязательства на родственников. Его поступок всем показался логичным и никак не связанным с чувством к Вере. Этот факт говорит о необычной трепетности отношения к любимой, которая является редчайшим сокровищем души. Желтков доказал, что любовь сильнее смерти.

В заключение хочу сказать, что благородное чувство Желткова изображено автором не случайно. Вот мои мысли на этот счет: в мире, где комфорт и рутинные обязательства вытесняют подлинную и возвышенную страсть, необходимо отрезвиться и не воспринимать любимого, как нечто должное и будничное. Нужно уметь ценить близкого человека наравне с собой, как делал это Желтков. Именно такому трепетному отношению учит повесть «Гранатовый браслет».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение.

Направление: “Разум и чувство”.

Народная мудрость гласит: “Любить безумно может только тот, кто без ума”. Именно эта пословица как нельзя лучше раскрывает внутренний мир человека, который в своих поступках основывается на чувствах, а не на разуме. Во все времена писатели и поэты разных культур и эпох обращались в своем творчестве к теме разума и чувства. Герои литературных произведений нередко оказывались перед выбором между велением сердца и подсказкой разума. Именно они являются важными составляющими внутреннего мира человека. Как же эти понятия могут влиять на поступки человека и на его устремления? Я думаю, что могут проявляться как в гармоничном единстве, так и в противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Попробую рассмотреть влияние этих понятий на душевный мир человека, на примере литературных произведений, таких как повесть А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и рассказ И.А.Бунина “Натали”.

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А.И.Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет всё лучшее и светлое, чем жизнь награждает человека, оправдывает любые лишения и тяготы. Повесть А.И. Куприна “Гранатовый браслет” заставляет нас ощутить на себе удивительную по красоте и силе высокое чувство любви. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого высокого сословия. Много лет длится безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств со стороны членов семейства Шеиных. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна – адресат этих любовных откровений. А присланный неизвестным влюбленным подарок гранатовый браслет – вызывает бурю негодования. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, и только генерал Амосов догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного. А герой только и живет этими напоминаниями о себе: письмами, гранатовым браслетом. Я считаю, что именно это и поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Чувства героя преобладают над разумом. Любовь его страстная, испепеляющая, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. К чему же приводит такая любовь? Можно ли было избежать трагедии? Эти вопросы волнуют нас на протяжении всего повествования. Но мы видим, что, уходя из жизни, он благодарит её, возлюбленную благословляя: “Да святится имя Твоё”. Его любовь как будто рассеялась в окружающем мире. Под страстные звуки бетховенской сонаты № 2 героиня ощущает мучительное и прекрасное рождение в своей душе нового мира, испытывая чувство глубокой благодарности к человеку, который выше всего поставил любовь к ней, даже выше самой жизни.

В рассказах о любви И.А.Бунин утверждает истинные духовные ценности, красоту и величие человека, способного на большое, самоотверженное чувство. Писатель рисует любовь как чувство высокое, идеальное, прекрасное, несмотря на то, что она несет не только радость и счастье, но иногда – горе, страдание, даже гибель. В своих рассказах Бунин утверждает, что всякая любовь – великое счастье, даже если она завершается разлукой, страданием. Я считаю, что к такому выводу приходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. Но это прозрение, просветление приходит к героям слишком поздно, как, например, к Виталию Мищерскому, герою рассказа “Натали”. Писатель поведал историю любви студента Мищерского к юной красавице Натали Станкевич. Трагедия этой любви кроется в характере Мищерского. К одной девушке он испытывает искреннее и возвышенное чувство, а к другой – страсть, и то другое кажется ему любовью. Но любить сразу двоих невозможно. Мы видим, как чувство любви заставляет героя ни только внутренне мучиться, терзаться, сомневаться, но и ощущать жизнь ярче, красочнее. Его душевный порыв - объясниться с возлюбленной, приводит к непониманию и замкнутости. Физическое влечение к Соне быстро проходит, а остается настоящая любовь к Натали на всю жизнь. Печально было читать строки, в которых сердечная привязанность, союз Мищерского и Натали обрывается безвременной гибелью героини. Испытанные героем чувства, трепетные и необъяснимые, заставляют страдать о потере любимой. Его любовь, по моему мнению, является проверкой состоятельности человека как личности, когда чувства преобладают над разумом.

Итак, рассматривая чувства любви как понятие многогранное и необъяснимое, нельзя не сказать, что у русских писателей изображение этого чувства приобретает и “чувственный” характер. Внутренние переживания, волнения, страдания порой заставляют героев совершать благородные поступки во имя любви. Печально было осознавать, что любовь и смерть всегда рядом. Для русских писателей любовь и существование без неё – две противоположные, разные жизни, и если погибает любовь, то та, другая жизнь, уже не нужна. Возвышая любовь, и Бунин, и Куприн не скрывают, что она приносит не только радость, счастье, но и очень часто таит в себе муки, горе, разочарование, смерть.

    В повести Куприна Гранатовый браслет, тема разума и чувств, всецело отображена в чувствах Желткова к Вере Николаевне Шеиной и в последствии в финале повести, отображина и в ее личностных чувствах и переживаниях, на основании которых, воспроизводятся глубокие умозаключения и чувственное осознание произошедшего.

    Влюбленный Желтков, влюбился с первого взгляда, причем как это часто бывает, эта роковая любовь, окутала его душу обсолютно случайно, но стремительно, когда он имел возможность лицезреть прекрасный образ Веры Николаевной на цирковом представлении. После этого похода на развлекательное мероприятие, жизнь мелкого чиновника, всецело превратилась в зависимость и едва им преодолимое стремление к Шеиной которое тяготило его жизнь, но при этом и наполняло смыслом. Заключался он в иллюзорной надежде на то, что когда то, ему все же удастся заполучить объект своего вожделение. Однако как человек не лишенный разума и рациональности в своем представлении о мире, он понимал, что в реалиях его бытия, такое вряд ли возможно.

    Более того, хотя он и по началу писал письма, а потом в виде апогея проявления своих чувств, он подарил ей этот самый браслет, название которого и именуется вся повесть, он осознал, что это компрометирует объект вожделения его чувств. В таки проявлениях, Куприн отсекает возможные мысли о том, что этим человеком правил эгоизм. Напротив, автор показывает, что Желтков любил Веору Николаевну подлинно, так как только при такой любви, есть мысли, которые являются не чем иным как заботой о жизни того человека, которого ты любишь.

    В последствии, в виде самоубийства Желткова, автор показывает, что любовь суровых реалиях жизни, может быть зловредна и разрушительна и порой способна уничтожить погубив человека, который потерял надежду на то, что его чувства, получат адекватный и резонный ответ. Конечно его не могло бы и быть по той причине, что общество построено на резонах, в виде узаконенных в виде брака, которые порой держат в тесках и того, кто потенциально мог бы ответить на такой порыв в свою сторону.

    Повесть Александра Куприна Гранатовый браслет нам рассказывает о любви, которая может быть невероятно сильной и чистой. Главный герой, Желтков, любил замужнюю княгиня, писал ей тайные письма, понимая, что вместе им никогда не быть. Так зачем писал??? Просто, чтобы не держать все в себе, ему это было необходимо, это как — выговориться кому-то, считается, что легче станет.

    Разум и чувство — разумом главный персонаж прекрасно осознавал, что с возлюбленной ему не быть, что его любовь не может к чему-то хорошему привести, но письма все равно писал, отключал разум и придавался чувствам. Об этом и необходимо писать, что иногда чувства намного сильнее разума, они его словно просто отключают. Так было и Желтковым. Оцените поступки главного героя, посмотрите на них и чувствами и разумом, это будет интересно.

    В сочинении про разум и чувства в произведении Гранатовый браслет можно написать о том, как Желтков полюбил Веру, о том что он к ней чувствовал.

    И конечно нужно упомянуть о том, что он разумом понимал, что он не может быть с ней никак, но в тоже время чувства никуда не уходили. Я бы сделала вывод, что чувства сильнее разума в этом произведении.

    В качестве аргумента можно привести произведение Война и мир, где некоторые герои руководствуются разумом, другие чувствами.

    Начать сочинение можно с эпиграфа из пьесы Мольера:

    В повести Куприна Гранатовый браслет ключевая тема — отношения обыденного человека Желткова и недосягаемой для него Веры Николаевны. Возникшее чувство питает Желткова надеждой, дает ему иллюзию возможного счастья, раскрывает в нем искренние порывы отдать себя другому человеку, посвятить свою жизнь заботе об объекте любви.

    Однако принятые человечеством рамки способны губительно отразиться на прекрасных началах и порывах — это уже влияние разума, так называемой действительности.

    Только подобные искренние чувства могут подвигнуть людей на совершение прекрасных поступков, создание шедевров. Но как часто жестокая реальность возвращает людей на землю.

    Любовь Желткова искренняя, всепрощающая и всеотдающая, которая редко кому выпадает в жизни. Это-то и понимает Вера Николаевна, когда лишается этой любви.

    При написании сочинения Разум и чувства по повести Александра Куприна Гранатовый браслет стоит рассказать о большой, чистой любви.

    В повести мы видим двух несчастный людей: Желткова, безответно влюбленного чиновника, который был влюблн в замужнию даму, Веру Шеину. Она в свою очередь не испытывает уже ни каких эмоций по отношению к своему мужу. И вся их семейная жизнь и счастье — фальш.

    Желтков не решается признаться ей в своих пылких чувствах и лишь оказывает ей редкие знаки внимания на протяжении 8 лет. Со временем вся семья Веры начинает смеяться над влюбленным воздыхателем, ведь они не а силах понять такие чистые чувства.

    Безусловно, можно с уверенностью сказать, что таких мужчин, способных на такие чувства не возможно встретить в современной жизни.

    Желтков является самым счастливым человеком среди других персонажей. Он умеет жить и любить, не прося ни чего в ответ. Его любовь приводит к смерти, но он счастлив от того, что испытывает такие чувства, которые редки.

    В сочинении нужно описать чувства героя произведения Гранатовый браслет Желткова. Желтков полюбил замужнюю Веру Николаевну, он любил е самой чистой и самой безответной любовью, понимая, что не когда не увидит взаимности со стороны замужней женщины.

    Любовь Желткова привела его к смерти, именно смерть помогла Желткову справиться со своими чувствами.

    В повести под названием Гранатовый браслет мы можем проследить за таким удивительным чувством как любовь. Какой же сильной может быть любовь, известно только тем, кто на самом деле любит или был искренне влюблн. Так главный герой повести Желтков просто безнаджно был влюблн в героиню по имени Вера. И вс бы ничего, но она была замужем. И по этому его безнаджность только с каждым днм усиливалось. В главном герое борется разум и чувства, но чувства берут верх и он дарит Вере гранатовый браслет, пишет письма.

    Через вс произведение Куприна красной нитью прописана борьба разума и чувств и в итоге превосходство чувств над разумом. Желтков очень искренний человек, который не смортря на отсутствие взаимности продолжает любить и изредка проявлять себя, ведь о чувствах хочется кричать на весь мир, а у него нет этой возможности.

    И пусть чувства победили разум, зато Желтков был по нстоящему искренен, что редкость, особенно в наши дни. Да и главная героиня это понимает, ведь в е браке с мужем не осталось ничего настоящего, но честь-то уронить нельзя.

    Печально заканчивается повесть. Самоубийство главного героя, разум которого не смог взять верх над чувствами. Смерть не должна быть такой, но она освободила его от мучений. Это его выбор, хотя не считаю, что он правильный.