Говорящие фамилии в творчестве А. Н

Говорящие фамилии в творчестве А. Н

После похорон отца Гордей поделил наследство по удобной для себя схеме — себе оставил заведение, приносящее стабильный доход, а брату отдал разницу денежными средствами и ценными векселями. Наследство исправно «работало» на Гордея, капитал его приумножился в разы, что вызывало у него обострённое чувство гордости. А Любим Карпыч быстро прогулял почти все свои деньги, а те, что остались у него обманом выманил фабрикант Коршунов. Чтобы не пропасть с голоду, Любим вынужден был подрабатывать шутом.

В начале повествования читатель знает Гордея Карпыча как сварливого и требовательного хозяина, которого все и всё вокруг раздражают от близких людей до гостей дома. Ему свойственно срываться на приказчика Митю с требованиями «выше головы», он без конца отчитывает своего брата и считает, что тот ведёт себя недостойно и оскорбительно, жену свою Гордей открыто считает глупой невеждой, не заслуживающей уважения.

Съездив на побывку в Москву, герой заболел желанием остаться там навсегда. Теперь он уверен, что его истинное место в высших кругах и только в столице. Всё, что русское ему больше не по душе, окружать себя хочется лишь заграничным и диковинным. Даже друг у Гордея соответственный появился — Африкан Савич. Фабрикант надёжно втёрся в доверие героя, не подозревающего, что именно этот богатенький старичок обманул его брата, и сейчас нацелился разорить и его самого.

Гордей Карпыч уже пообещал свою единственную дочь выдать за Коршунова, но, к счастью, Любим вовремя разоблачил мошенника, и свадьба не состоялась. После произошедшего Гордей открывается читателю с новой, незнакомой стороны человека умеющего осознавать свои ошибки, раскаиваться в содеянном и быть благодарным за оказанную помощь. Он примиряется с выручившим его братом, а дочь отдаёт под венец с тем, кто ей на самом деле люб.

Цитаты Гордея Торцова

Да такую свадьбу задам, что ты и не видывал: из Москвы музыкантов выпишу, один в четырех каретах поеду.

Какие нежности при нашей бедности!

Ты зачем? Разве здесь твое место? Залетела ворона в высокие хоромы!

Эх, кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок.

Много ты знаешь! Да что, с тебя взыскать-то нечего! Сам-то ты глуп, да и отец-то твой не больно умен… целый век с засаленным брюхом ходит; дураками непросвещенными живете, дураками и умрете.

Любим Торцов

ЛЮБИМ ТОРЦОВ - герой комедии А.Н.Островского «Бедность не порок» (1853, первонач. назв. «Гордым бог противится»). Духовный облик Л.Т. стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала. Восклицание героя «Шире дорогу - Любим Торцов идет!» стало для них символом победы национальных начал в искусстве. «Демократическая» критика отнеслась скептически и к чрезмерной восторженности славянофилов, и к моральному пафосу образа Л.Т. Промотавшийся брат богатого купца, Л.Т. ходит по городу «скоморохом», по копеечке собирает, «шута из себя разыгрывает». В отместку выгнавшему его брату Гордею Л.Т. «созорничал»: пошел да с нищими стал у собора, осрамил брата «на весь город». На святках, когда «на улице праздник, у всякого в доме праздник», острее чувствуется одиночество Л.Т, душа которого «иззябла». Горькое шутовство Л.Т, необходимость паясничать за кусок хлеба делают его «юродивым поневоле». В поведении Л.Т. прослеживаются черты сознательного социального самоуничтожения, роднящие его с юродивыми Древней Руси. Его «обветшалый бурнус» сродни «худым ризам», в которых юродивые, «ругался миру», обличали ничтожество здравого смысла и практических нужд перед ликом Божьей правды. О ней помнит Л.Т, когда восклицает: «И моя слеза до неба дойдет!» Л.Т. никому не желает и не делает зла, «не заедает чужой век», сочувственно и любовно относится к хорошим людям, гневно-презрительно - к забывшим стыд и совесть. «Изверг естества»,- говорит он об Африкане Коршунове, утратившем в себе образ Божий. Ключом к образу Л.Т. является его страстный монолог, в котором он просит брата не губить счастья дочери и выдать ее замуж по любви за бедного приказчика Митю. В результате вмешательства Л.Т. «злодей» Африкан посрамлен, загордившийся брат «приведен в рассудок», бедные влюбленные соединились. Слова жены Гордея раскрывают смысл происшедших событии и роль в них Л.Т.: «Люби-мушка Снял ты с нашей души грех великий, не замолить бы его нам». Л.Т. не просто падший человек. Важнейшая черта его личности - сознание своего падения. В образе Л.Т. Островский раскрывает глубоко национальную черту русского характера: способность низко пасть, но не потерять при этом нравственную чистоту, в самом падении сохранить способность различения добра и зла. Комедия Островского, написанная в русле традиций народного театра, достаточно бесхитростна. Почти притчевый сюжет, однокра-сочность характеров, четко разделенных на «гордых» и «смиренных», благополучный финал напоминают о старинных жанрах «слезной комедии» и народной мелодрамы. Но образ Л.Т. явился исключением. Островский создал его по законам реалистического искусства и тем самым сделал комедию значительным событием в истории русского театра. Воздействие образа Л.Т. ощутимо сказалось в творчестве Ф.М.Достоевского (Мармеладов в романе «Преступление и наказание») и Л.Н.Толстого (Федя Протасов в драме «Живой труп»). Первый исполнитель роли Л.Т.- П.М.Садовский (1854), которому Островский посвятил комедию. Среди других исполнителей - В.В.Самойлов (1854), М.С.Щепкин (1855), П.В.Васильев (1861), А.А.Остужев (1934).

Лит.: Чернышевский Н.Г. «Бедность не порок» // А.Н.Островский в русской критике. М., 1948; Григорьев А.А. По поводу спектакля 10 мая (1863) «Бедность не порок» Островского // Григорьев А.А. Театральная критика. Л., 188S; Боцяновский В.Ф. Любим Торцов // Памяти А.Н.Островского. Пг., 1923.

Все характеристики по алфавиту:

Любим Карпыч Торцов - герой комедии А. Н. Островского «Бедность не порок», промотавшийся брат Гордея Торцова . Этот персонаж наделен духовностью и высокими моральными качествами. Он может изображать шута или скомороха, но в душе оставаться серьезным и глубоким человеком. После того, как он промотал часть отцовского наследства в Москве и был обманут хитрым фабрикантом Коршуновым , Любим вернулся к брату. Однако Гордей Карпыч принял его неласково. Разбогатев, он стал довольно заносчивым и горделивым. Как ему казалось, такой брат ему не чета. Любим Карпыч решил проучить брата.

В глубине души­ этот герой страдает от одиночества. Горькое шутовство, которое ему приписывают, стало его спутником поневоле. Он был вынужден паясничать за кусок хлеба. Вот и теперь, когда брат выгонял его из дома, он ходил скоморохом и веселил людей. За это Гордей Карпыч еще больше на него злился. А когда Любим встал с нищими у собора, Торцов и вовсе прогнал его. За помощью и приютом он обратился к приказчику Торцова - Мите . Узнав, что бедный Митя влюблен в его племянницу Любовь Гордеевну , он решил помочь молодым. Именно Любим Карпыч расстроил предстоящую свадьбу Коршунова с Любовью Гордеевной.

Он рассказал всем, как Африкан Савич обдурил его в Москве и присвоил оставшиеся о наследства деньги себе. Такая же участь, возможно, ожидала его брага - Гордея Карпыча. Таким образом, благодаря этому персонажу, все смогли обрести свое счастье. Даже Пелагея Егоровна была рада, что свадьба ее дочери с фабрикантом из Москвы расстроилась. В конце третьего действия Африкан Савич был посрамлен, Гордей Карпыч приведен в рассудок, а молодые влюбленные получили благословение Торцова.

Гордей Торцов

Гордей Карпыч Торцов – герой комедии А. Н. Островского “Бедность не порок”, богатый купец, отец Любови Гордеевны, брат Любима Карпыча. Имя этого персонажа говорит само за себя. Гордей Карпыч – человек гордый и заносчивый. После смерти отца он выбрал себе в наследство доходное заведение, а брату Любиму отдал деньгами и векселями. Любим Карпыч быстро промотал часть наследства в Москве, а оставшуюся часть доверил фабриканту Коршунову, который его впоследствии обманул. Гордей Карпыч, наоборот, не растерял наследство,

а приумножил и очень этим кичился.

На протяжении всего произведения прослеживаются разные эмоциональные всплески Торцова. В первом и втором действии он выступает как злой и разгневанный хозяин. Все его вокруг раздражают, включая домочадцев и гостей. Он часто кричит на своего приказчика Митю. Выплачивая ему мизерное жалование, требует, чтобы тот купил себе кафтан подороже и не ходил к ним в гости в дешевых вещах. Поведение брата и вовсе считает оскорбительным, в то время, как Любим вынужден зарабатывать себе на хлеб шутовством. Жену свою считает необразованной невеждой и не скрывает этого.

Побывав в Москве, Гордей

Карпыч решил, что ему место только в столице и в высших кругах. Теперь ничто русское ему не по нраву, а подавай только заграничное. Оттого он­ и водит дружбу с фабрикантом Африканом Савичем, который часто выпивает со своим английским директором. Однако он даже не подозревает, как хитер этот фабрикант и что именно он разорил его брата. Он даже готов отдать свою единственную дочь за этого богатого старика. К счастью, в третьем действии Любим Карпыч разоблачает Коршунова и свадьба отменяется. В этой части произведения читатель видит Гордея Карпыча с иной стороны. Это человек, способный признать свои ошибки и раскаяться. Он благодарит брата за то, что тот открыл ему глаза, и благословит дочь на брак с тем человеком, который ей мил.


Другие работы по этой теме:

  1. Любим Торцов Любим Карпыч Торцов – герой комедии А. Н. Островского “Бедность не порок”, промотавшийся брат Гордея Торцова. Этот персонаж наделен духовностью и высокими моральными...
  2. Коршунов Коршунов Африкан Савич – персонаж комедии А. Н. Островского “Бедность не порок”, богатый фабрикант из Москвы, друг Гордея Карпыча. Фамилия героя говорит сама за...
  3. Любовь Гордеевна Любовь Гордеевна Торцова – героиня комедии “Бедность не порок”, дочь богатого купца Гордея Карпыча, возлюбленная Мити. Она является одной из самых ярких героинь...
  4. Любим Карпыч Творцов – “промотавшийся” брат Гордея Торцова. Его отец умер, когда герою было около двадцати лет. Имущество с братом разделили так, что самому Любиму...
  5. Митя Митя – герой комедии “Бедность не порок”, бедный юноша, работающий приказчиком у Торцова Гордея Карпыча. Он живет в маленькой комнатушке, получает мизерное жалование, которое...
  6. Пелагея Егоровна Пелагея Егоровна Торцова – персонаж комедии “Бедность не порок”, супруга Гордея Карпыча и мать Любови Гордеевны. Это женщина со старорусским именем истинная почитательница...
  7. Краткое содержание Основные действующие лица: Гордей Карпыч Торцов – богатый купец. Пелагея Егоровна – его жена. Любовь Гордеевна – их дочь. Любим Карпыч Торцов –...
  8. Роль Любима Торцова в развитии сюжета Комедия в трех действиях “Бедность не порок” была написана Александром Николаевичем Островским В 1853 году и через год вышла...

Одним из основных персонажей произведения является Торцов Гордей Карпыч, представленный в образе зажитого купца, который приходится братом Любима Карпыча и отцом Любови Гордеевны.

Автор изображает Гордея Карпыча в качестве заносчивого гордеца, приумножившего полученное после смерти родителя наследство, которое поделил между собой и братом по собственной схеме, взяв в собственность доходное предприятие, а брату передав деньги и ценные бумаги. Любим Карпыч быстро потратил свою часть наследства, будучи обманутым фабрикантом Коршуновым, и стал зарабатывать себе на существование в настоящий момент шутовством.

Гордей Карпыч отличается сварливым и деспотичным нравом, выражающимся в злости и гневе по отношению к окружающим, которые его постоянно раздражают. Ему характерно срываться на своего помощника, приказчика Митю, постоянно придираясь и крича на молодого человека, требуя от него невозможного. Выдавая приказчику небольшое жалованье, Торцов указывает Мите на его жалкий кафтан и требует сменить его на хорошую дорогую вещь, являясь в его дом. Поступки брата, Любима Карпыча, с точки зрения Торцова, являются оскорбительными и недостойными их фамилии, а свою супругу Гордей Карпыч величает не иначе, как необразованной невеждой, не заслуживающей ни капли уважения не только с его стороны, но и со стороны окружающих.

Однажды побывав в столице, Гордей Карпыч решает остаться проживать в Москве, поскольку считает, что должен вращаться исключительно в светском столичном обществе. Торцов начинает увлекаться заграничными штучками, которые ему кажутся диковинными по сравнению с русской жизнью. Его другом становится аферист Африкан Савич, фабрикант, с которым Гордей Карпыч нередко выпивает, не подозревая, что это именно тот человек, который способствовал разорению Любима Карпыча, а теперь, втираясь в доверие Торцова, жаждет завладеть и его состоянием.

Гордей Карпыч обещает хитроумного фабриканту, являющемуся богатым стариком, выдать за него свою единственную дочь, но, благодаря Любиму Карпычу, Африкан Савич оказывается разоблаченным и венчание не состоялось. Торцов раскаивается в совершенном поступке и осознает свою ошибку, помирившись с братом, который помог раскрыть ему глаза на истинные цели фабриканта.

В финале пьесы Гордей Карпыч дает согласие на брак дочери с любимым ею человеком.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение О чем шептались осенние листья

    Буро-красные и коричневые дубовые листья прошуршали, что и их веники нравятся многим любителям попариться, а желуди собирали гурманы для приготовления кофе

  • Сочинение по картине Рябушкина Московская девушка 17 века (описание)

    Картина очень проста по смыслу. В ней нет ни каких лишних предметов, которые смогли бы отвлечь зрителя от центрового персонажа полотна. Мы видим высокую русскую девицу.

  • Поступки мальчиков из рассказа Бежин Луг Тургенева

    Каждый из героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» - это по-своему привлекательные дети обычных деревенских семей разного достатка. Они демонстрируют разные характеры, поступки, внешность в соответствии с тем

  • Сочинение рассуждение Настоящее искусство (9 класс 15.3 ОГЭ)

    Вне зависимости от существующей эпохи, моды, стилей и жанров, к настоящему искусству можно причислить довольно широкий спектр плодов творчества человека, оставивших след в истории и зародивших любовь и благоговение в сердцах преданных ценителей.

  • Сочинение по картине Рылова Зеленый шум (описание)

    Аркадий Рылов – выдающийся русский художник-пейзажист родился в 1870 году. Его полотна удивляют своим настроением и красотой, тем самым радуют не только зрителей а и самого исполнителя.