Государственная программа «Информационное общество. Государственная программа «Информационное общество Информационное общество

Государственная программа «Информационное общество. Государственная программа «Информационное общество Информационное общество

Для повышения качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий была разработана государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020)» (далее - Государственная программа).

Первая редакция Государственной программы была одобрена распоряжением Правительства от 20 октября 2010 г. № 1815-р.

Государственная программа формировалась в соответствии с инновационным сценарием социально-экономического развития Российской Федерации, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в рамках перехода к программно-целевым принципам формирования бюджета страны.

В дальнейшем с 2014 по 2019 годы в Государственную программу вносились изменения в соответствии с приоритетами, определенными указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2018 г., и другими документами стратегического планирования.

В соответствии с указанными документами повышение благосостояния, качества жизни и работы граждан, улучшение доступности и качества государственных услуг, повышение степени информированности и цифровой грамотности, развитие экономического потенциала страны с использованием современных информационных, телекоммуникационных и цифровых технологий являются приоритетными направлениями развития информационного общества в Российской Федерации.

Новая редакция государственной программы «Информационное общество», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 356-24 определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.

В рамках Государственной программы реализуются мероприятия национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16.

Ответственным исполнителем Государственной программы является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Соисполнители Государственной программы - Россвязь, Роспечать.

Участники Государственной программы - МВД России, МИД России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минобороны России, Минэкономразвития России, Минтранс России, МЧС России, Росморречфлот, Росархив, ФСБ России, ФСО России, Росстат, Росаккредитация, Роскомнадзор, Управление делами Президента Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Росатом, Роспатент, ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».

Цели

Цель:

Цель Государственной программы - повышение качества жизни и работы граждан, улучшение условий деятельности организаций, развитие экономического потенциала страны на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Задачи Государственной программы:

Обеспечение качественными и доступными услугами связи и доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе универсальными услугами связи;

Развитие информационной среды и обеспечение равного доступа граждан к медиасреде;

Предупреждение угроз в информационном обществе, обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;

Обеспечение за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий реализации в электронной форме полномочий государственных (муниципальных) органов власти, в том числе полномочий по предоставлению гражданам и организациям государственных (муниципальных) и иных социально значимых услуг (исполнению функций), а также повышение качества государственного управления и оперативности взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти, граждан и организаций.

Основными целевыми индикаторами и показателями успешной реализации Государственной программы определены:

Место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий;

Доля пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не сталкивавшихся с проблемами информационной безопасности, в общей численности населения, использовавшего информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в течение последних 12 месяцев;

Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в общем числе домашних хозяйств;

Число высокопроизводительных рабочих мест по виду экономической деятельности «Деятельность в сфере телекоммуникаций»;

Динамика производительности труда по виду экономической деятельности «Деятельность в сфере телекоммуникаций»;

Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны);

Количество опорных центров обработки данных в федеральных округах;

Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных;

Средний срок простоя государственных информационных систем в результате компьютерных атак;

Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения в общем объеме закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными органами государственной власти программного обеспечения;

Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного программного обеспечения в общем объеме закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием программного обеспечения.

К 2024 году планируется достичь следующих ожидаемых результатов:

Осуществление взаимодействия государства, граждан и бизнеса преимущественно на основе применения информационно-телекоммуникационных технологий;

Принципиальный рост качества и доступности услуг почтовой связи, создание спектра новых услуг для населения на всей территории страны на базе почтовых отделений;

Обеспечение роста производительности труда и сокращение трансакционных издержек в экономике за счет стандартизации процессов, среды взаимодействия и внедрения информационно-телекоммуникационных технологий;

Обеспечение высокой степени интеграции Российской Федерации в мировое информационное общество;

Обеспечение осуществления большинства юридически значимых действий в электронном виде;

Создание на всей территории Российской Федерации современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей доступность качественных услуг связи и широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не менее чем для 95 процентов граждан страны;

Обеспечение прав и основных свобод человека в информационном обществе;

предупреждение информационной изолированности отдельных граждан и социальных групп;

Достижение такого уровня развития технологий защиты информации, который обеспечивает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа;

Обеспечение развития сервисов на основе информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе в сферах культуры, образования, науки и здравоохранения.

Государственная программа состоит из четырех подпрограмм :

Подпрограмма 1. «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе»;

Подпрограмма 2. «Информационная среда»;

Подпрограмма 3. «Безопасность в информационном обществе»;

Подпрограмма 4. «Информационное государство».

Подпрограмма 1 «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе»

Ответственный исполнитель: Россвязь

Участники подпрограммы: Минкомсвязь России, Минобороны России, Минтранс России, ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».

Цели подпрограммы:

Обеспечение качественными и доступными услугами связи и доступа к информационно-телекоммуникационной инфраструктуре, в том числе универсальными услугами связи, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области связи;

Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи данных на основе отечественных разработок.

Задачи подпрограммы:

Обеспечение качественной и своевременной пересылки почтовых отправлений;

Развитие и модернизация современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

Обеспечение доступности телекоммуникационных услуг для граждан и организаций, оказываемых на основе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на всей территории Российской Федерации;

Создание сети беспроводной связи и подключение к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» социально значимых объектов;

Обеспечение покрытия объектов транспортной инфраструктуры (в том числе федеральных автомобильных дорог и железнодорожной инфраструктуры) сетями связи с возможностью беспроводной передачи голоса и данных

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета за 2011-2024 годы составляет 637,5 млрд рублей.

Подпрограмма 2. «Информационная среда»

Ответственный исполнитель: Роспечать

Участники подпрограммы: Минкомсвязь России, Минпросвещения России, Роскомнадзор.

Цель подпрограммы:

Развитие информационной среды и обеспечение равного доступа населения к медиасреде.

Задачи подпрограммы:

Создание и обеспечение сохранности созданных информационных фондов и фондовых материалов;

Увеличение в национальном информационном пространстве доли информации, ориентированной на здоровый образ жизни, социально ответственное поведение, заинтересованность в образовании и профессиональном росте, традиционные культурные, нравственные и семейные ценности, отвечающие приоритетам развития социальной политики государства;

Обеспечение доступности для населения Российской Федерации актуальной и достоверной информации о событиях в стране и мире;

Развитие социально значимых проектов в медиасреде;

Перевод фондовых материалов в цифровой формат;

Расширение участия Российской Федерации в международном информационном пространстве.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета за 2011-2024 годы составляет 912,8 млрд рублей.

Подпрограмма 3. «Безопасность в информационном обществе»

Участники подпрограммы: Роспечать, Роскомнадзор, ФСБ России, Минтранс России.

Цель подпрограммы : предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе

Задачи подпрограммы:

Обеспечение контроля и надзора, разрешительной и регистрационной деятельности в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

Противодействие распространению идеологии терроризма, экстремизма и пропаганды насилия

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета за 2011-2024 годы составляет 149,1 млрд рублей.

Подпрограмма 4. «Информационное государство»

Ответственный исполнитель: Минкомсвязь России

Участники подпрограммы: МВД России, МИД России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минобороны России, Минэкономразвития России, МЧС России, Росморречфлот, Росархив, ФСБ России, ФСО России, Росстат Росаккредитация, Управление делами Президента Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Росатом, Роспатент, ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».

Цели подпрограммы:

Обеспечение исполнения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемых в электронной форме, в том числе предоставление гражданам и организациям государственных, муниципальных и социально значимых услуг (реализации функций), а также - повышение эффективности государственного управления, взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти, граждан и бизнеса на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий.

Задачи подпрограммы:

Развитие механизмов предоставления гражданам и организациям государственных (муниципальных) услуг (реализации функций), иных услуг (сервисов) и сведений с использованием дистанционных технологий и современных информационно-телекоммуникационных технологий;

Повышение открытости, эффективности и качества функционирования механизмов электронного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, в том числе на трансграничном уровне;

повышение надежности и защиты государственных информационных систем и сервисов, в том числе в части обеспечения качества информационно-аналитического обеспечения государственных органов;

Повышение удобства использования гражданами, организациями и органами государственной власти и органами местного самоуправления государственных (муниципальных) информационных систем и сервисов, механизмов межведомственного электронного взаимодействия, а также установление и развитие единых стандартов качества и приведение в соответствие этим стандартам межведомственного электронного взаимодействия органов власти федерального, регионального и муниципального уровня;

сохранение ретроспективной архивной информации и перевод ее в электронный вид для эффективного использования в интересах государства, общества и граждан;

Реализация комплексных проектов на территории Российской Федерации в целях развития информационно-телекоммуникационных технологий;

создание национальной системы управления данными, обеспечение возможности использования данных в цифровых инфраструктурных платформах;

Развитие и применение перспективных «сквозных» цифровых технологий в области цифровой экономики

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета за 2011-2024 годы составляет 824,5 млрд рублей.

Финансирование

Финансирование

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета составляет 2 612 7 млрд рублей, в том числе.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (далее - Программа).

Ответственный исполнитель Программы – Минкомсвязь России, соисполнители - Минкомсвязь России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, ФСО России, ФСБ России, Минздравсоцразвития России, Минрегион России, Минкультуры России.

В Программе предложен принципиально новый подход к информатизации общества с учётом задач по модернизации экономики. Планируется уделять внимание конкретному результату, причем как для общества - как среды для инноваций, так и для каждого конкретного гражданина.

Цель Программы - создать новые возможности для граждан, бизнеса и государства с использованием ИКТ - информационно-коммуникационных технологий (Information and Communication Technologies), а также обеспечить технологический прорыв в использовании информации во всех сферах жизни.

До сегодняшнего дня активность государства в этой сфере была направлена на максимальное использование существующих технологий и возможностей: автоматизацию работы учреждений, налаживание системы межведомственного взаимодействия, интеграцию информационных систем.

Сегодня, когда количество информации увеличивается лавинообразными темпами и ее грамотное использование дает огромные возможности, необходимы новые технологии и подходы, которые позволят совершить нашей стране существенный прорыв в области создания и использования высокотехнологичной продукции.

Основной принцип формирования Программы заключается в том, что её результаты должны приносить пользу конкретным группам потребителей - как гражданам, так и развитию бизнесу.

Повышение качества жизни граждан должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются практически ежедневно: запись на прием ко врачу через Интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный доступ во всех общественных местах на территории РФ. Для улучшения условий развития бизнеса основной задачей является обеспечение юридической значимости обмена электронными документами и доступность современной базовой инфраструктуры.

В Программу будут вовлечены все государственные органы - федерального, регионального и муниципального уровней.

Важным элементом Программы является привлечение частных инвесторов, также предусмотрен комплекс мер по участию регионов. Ежегодно Правительством будет утверждаться перечень приоритетных мероприятий, направленных на достижение целей госпрограммы.

Распоряжение Правительства РФ №2161-р от 02.12.2011 утвердило изменения, которые вносятся в государственную программу «Информационное общество (2011-2020 годы)». Новая редакция государственной программы была подготовлена в связи с требованиями постановления Правительства РФ №588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации», которое ввело новый подход к бюджетированию и долгосрочным госпрограммам.

Цели и задачи Программы остались неизменными - это получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий. В новую редакцию Программы входят четыре подпрограммы: «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе», «Информационная среда»,«Безопасность в информационном обществе» и «Информационное государство» .

В соответствии с новым подходом, изменена структура выделения средств в рамках Программы. Новая редакция учитывает не только расходы на мероприятия в рамках самой Программы, но и бюджеты, выделяемые на текущую деятельность Минкомсвязи России и подведомственных госорганов (включая бюджет ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы»), а также субсидии регионам на развитие информационного общества и электронного правительства. Субсидии для регионов составят 670 млн рублей ежегодно . Проект правил распределения субсидий разработан в Минкомсвязи и сейчас находится на согласовании в заинтересованных ведомствах.

Общий объем бюджетных ассигнований госпрограммы за период 2011-2020 таким образом составляет 1,2 трлн. рублей.

Для повышения качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий была разработана государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020)» (далее - Государственная программа).

Первая редакция Государственной программы была одобрена распоряжением Правительства от 20 октября 2010 г. № 1815-р.

Государственная программа формировалась в соответствии с инновационным сценарием социально-экономического развития Российской Федерации, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в рамках перехода к программно-целевым принципам формирования бюджета страны.

В дальнейшем с 2014 по 2019 годы в Государственную программу вносились изменения в соответствии с приоритетами, определенными указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2018 г., и другими документами стратегического планирования.

В соответствии с указанными документами повышение благосостояния, качества жизни и работы граждан, улучшение доступности и качества государственных услуг, повышение степени информированности и цифровой грамотности, развитие экономического потенциала страны с использованием современных информационных, телекоммуникационных и цифровых технологий являются приоритетными направлениями развития информационного общества в Российской Федерации.

Новая редакция государственной программы «Информационное общество», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 356-24 определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.

В рамках Государственной программы реализуются мероприятия национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16.

Ответственным исполнителем Государственной программы является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Соисполнители Государственной программы - Россвязь, Роспечать.

Участники Государственной программы - МВД России, МИД России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минобороны России, Минэкономразвития России, Минтранс России, МЧС России, Росморречфлот, Росархив, ФСБ России, ФСО России, Росстат, Росаккредитация, Роскомнадзор, Управление делами Президента Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Росатом, Роспатент, ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».

Цели

Цель:

Цель Государственной программы - повышение качества жизни и работы граждан, улучшение условий деятельности организаций, развитие экономического потенциала страны на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Задачи Государственной программы:

Обеспечение качественными и доступными услугами связи и доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе универсальными услугами связи;

Развитие информационной среды и обеспечение равного доступа граждан к медиасреде;

Предупреждение угроз в информационном обществе, обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;

Обеспечение за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий реализации в электронной форме полномочий государственных (муниципальных) органов власти, в том числе полномочий по предоставлению гражданам и организациям государственных (муниципальных) и иных социально значимых услуг (исполнению функций), а также повышение качества государственного управления и оперативности взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти, граждан и организаций.

Основными целевыми индикаторами и показателями успешной реализации Государственной программы определены:

Место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий;

Доля пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не сталкивавшихся с проблемами информационной безопасности, в общей численности населения, использовавшего информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в течение последних 12 месяцев;

Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в общем числе домашних хозяйств;

Число высокопроизводительных рабочих мест по виду экономической деятельности «Деятельность в сфере телекоммуникаций»;

Динамика производительности труда по виду экономической деятельности «Деятельность в сфере телекоммуникаций»;

Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны);

Количество опорных центров обработки данных в федеральных округах;

Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных;

Средний срок простоя государственных информационных систем в результате компьютерных атак;

Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения в общем объеме закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными органами государственной власти программного обеспечения;

Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного программного обеспечения в общем объеме закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием программного обеспечения.

К 2024 году планируется достичь следующих ожидаемых результатов:

Осуществление взаимодействия государства, граждан и бизнеса преимущественно на основе применения информационно-телекоммуникационных технологий;

Принципиальный рост качества и доступности услуг почтовой связи, создание спектра новых услуг для населения на всей территории страны на базе почтовых отделений;

Обеспечение роста производительности труда и сокращение трансакционных издержек в экономике за счет стандартизации процессов, среды взаимодействия и внедрения информационно-телекоммуникационных технологий;

Обеспечение высокой степени интеграции Российской Федерации в мировое информационное общество;

Обеспечение осуществления большинства юридически значимых действий в электронном виде;

Создание на всей территории Российской Федерации современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей доступность качественных услуг связи и широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не менее чем для 95 процентов граждан страны;

Обеспечение прав и основных свобод человека в информационном обществе;

предупреждение информационной изолированности отдельных граждан и социальных групп;

Достижение такого уровня развития технологий защиты информации, который обеспечивает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа;

Обеспечение развития сервисов на основе информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе в сферах культуры, образования, науки и здравоохранения.

Государственная программа состоит из четырех подпрограмм :

Подпрограмма 1. «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе»;

Подпрограмма 2. «Информационная среда»;

Подпрограмма 3. «Безопасность в информационном обществе»;

Подпрограмма 4. «Информационное государство».

Подпрограмма 1 «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе»

Ответственный исполнитель: Россвязь

Участники подпрограммы: Минкомсвязь России, Минобороны России, Минтранс России, ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».

Цели подпрограммы:

Обеспечение качественными и доступными услугами связи и доступа к информационно-телекоммуникационной инфраструктуре, в том числе универсальными услугами связи, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области связи;

Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи данных на основе отечественных разработок.

Задачи подпрограммы:

Обеспечение качественной и своевременной пересылки почтовых отправлений;

Развитие и модернизация современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

Обеспечение доступности телекоммуникационных услуг для граждан и организаций, оказываемых на основе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на всей территории Российской Федерации;

Создание сети беспроводной связи и подключение к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» социально значимых объектов;

Обеспечение покрытия объектов транспортной инфраструктуры (в том числе федеральных автомобильных дорог и железнодорожной инфраструктуры) сетями связи с возможностью беспроводной передачи голоса и данных

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета за 2011-2024 годы составляет 637,5 млрд рублей.

Подпрограмма 2. «Информационная среда»

Ответственный исполнитель: Роспечать

Участники подпрограммы: Минкомсвязь России, Минпросвещения России, Роскомнадзор.

Цель подпрограммы:

Развитие информационной среды и обеспечение равного доступа населения к медиасреде.

Задачи подпрограммы:

Создание и обеспечение сохранности созданных информационных фондов и фондовых материалов;

Увеличение в национальном информационном пространстве доли информации, ориентированной на здоровый образ жизни, социально ответственное поведение, заинтересованность в образовании и профессиональном росте, традиционные культурные, нравственные и семейные ценности, отвечающие приоритетам развития социальной политики государства;

Обеспечение доступности для населения Российской Федерации актуальной и достоверной информации о событиях в стране и мире;

Развитие социально значимых проектов в медиасреде;

Перевод фондовых материалов в цифровой формат;

Расширение участия Российской Федерации в международном информационном пространстве.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета за 2011-2024 годы составляет 912,8 млрд рублей.

Подпрограмма 3. «Безопасность в информационном обществе»

Участники подпрограммы: Роспечать, Роскомнадзор, ФСБ России, Минтранс России.

Цель подпрограммы : предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе

Задачи подпрограммы:

Обеспечение контроля и надзора, разрешительной и регистрационной деятельности в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

Противодействие распространению идеологии терроризма, экстремизма и пропаганды насилия

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета за 2011-2024 годы составляет 149,1 млрд рублей.

Подпрограмма 4. «Информационное государство»

Ответственный исполнитель: Минкомсвязь России

Участники подпрограммы: МВД России, МИД России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минобороны России, Минэкономразвития России, МЧС России, Росморречфлот, Росархив, ФСБ России, ФСО России, Росстат Росаккредитация, Управление делами Президента Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Росатом, Роспатент, ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».

Цели подпрограммы:

Обеспечение исполнения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемых в электронной форме, в том числе предоставление гражданам и организациям государственных, муниципальных и социально значимых услуг (реализации функций), а также - повышение эффективности государственного управления, взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти, граждан и бизнеса на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий.

Задачи подпрограммы:

Развитие механизмов предоставления гражданам и организациям государственных (муниципальных) услуг (реализации функций), иных услуг (сервисов) и сведений с использованием дистанционных технологий и современных информационно-телекоммуникационных технологий;

Повышение открытости, эффективности и качества функционирования механизмов электронного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, в том числе на трансграничном уровне;

повышение надежности и защиты государственных информационных систем и сервисов, в том числе в части обеспечения качества информационно-аналитического обеспечения государственных органов;

Повышение удобства использования гражданами, организациями и органами государственной власти и органами местного самоуправления государственных (муниципальных) информационных систем и сервисов, механизмов межведомственного электронного взаимодействия, а также установление и развитие единых стандартов качества и приведение в соответствие этим стандартам межведомственного электронного взаимодействия органов власти федерального, регионального и муниципального уровня;

сохранение ретроспективной архивной информации и перевод ее в электронный вид для эффективного использования в интересах государства, общества и граждан;

Реализация комплексных проектов на территории Российской Федерации в целях развития информационно-телекоммуникационных технологий;

создание национальной системы управления данными, обеспечение возможности использования данных в цифровых инфраструктурных платформах;

Развитие и применение перспективных «сквозных» цифровых технологий в области цифровой экономики

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета за 2011-2024 годы составляет 824,5 млрд рублей.

Финансирование

Финансирование

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета составляет 2 612 7 млрд рублей, в том числе.

Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)»

На основе представленных выше документов можно сделать вывод, что руководство страны проблеме формирования информационного общества уделяет повышенное внимание. За первое десятилетие нового тысячелетия России в этом вопросе удалось достичь определенных успехов. Однако далеко не все проблемы были решены в полном объеме. Поэтому в 2011 г. была принята новая долгосрочная государственная программа - «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Целью Программы является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий и радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

Достижение цели Программы обеспечивается путем выполнения мероприятий, сгруппированных по подпрограммам. Для каждой подпрограммы определены задачи, решение которых обеспечивает достижение цели Программы.

Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе предусматривает:

  • ? развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных технологий;
  • ? перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;
  • ? развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства;
  • ? повышение открытости деятельности органов государственной власти;
  • ? создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, а также в областях жилищно-коммунального хозяйства, образования и науки, культуры и спорта.

Создание электронного правительства и повышение эффективности государственного управления предусматривает:

  • ? формирование единого пространства электронного взаимодействия;
  • ? создание и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени;
  • ? создание справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах;
  • ? повышение эффективности внедрения информационных технологий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • ? создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;
  • ? развитие системы учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках государственного заказа;
  • ? обеспечение перевода в электронный вид государственной учетной деятельности;
  • ? создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота.

Развитие российского рынка информационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий, предусматривает:

  • ? стимулирование отечественных разработок в сфере информационных технологий;
  • ? подготовку квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;
  • ? развитие экономики и финансовой сферы на основе использования информационных технологий;
  • ? формирование социально-экономической статистики развития информационного общества;
  • ? развитие технопарков в сфере высоких технологий.

Преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий между регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества предусматривает:

  • ? развитие телерадиовещания;
  • ? развитие базовой инфраструктуры информационного общества;
  • ? популяризацию возможностей и преимуществ информационного общества;
  • ? повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества, в том числе обучение использованию современных информационных технологий.

Обеспечение безопасности в информационном обществе предполагает:

  • ? противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы национальным интересам Российской Федерации;
  • ? обеспечение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных технологий;
  • ? развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также безопасность информации ограниченного доступа;
  • ? обеспечение развития законодательства Российской Федерации и совершенствование правоприменительной практики в информационно-телекоммуникационной сфере.

Развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия предусматривает:

  • ? оцифровку объектов культурного наследия, включая архивные фонды;
  • ? развитие средств обработки и предоставления удаленного доступа к цифровому контенту.

Итоговым результатом Программы должно стать наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях. Выполнение Программы создаст условия для повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных технологий.

При этом в Программе особенно подчеркивается, что повышение качества подготовки специалистов является необходимым условием перехода страны на инновационный путь развития. Увеличение скорости доступа учреждений образования к сети Интернет, обучение преподавательского состава использованию информационных технологий, внедрение в школах отечественного программного обеспечения, оснащение рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому, современной компьютерной техникой и подключением к сети Интернет позволят обеспечить эффективное использование обучаемыми и обучающими информационных образовательных ресурсов не только России, но и мирового сообщества.

В сфере здравоохранения и социальной помощи населению расширение использования информационных технологий позволит повысить качество диагностики и реабилитации и как следствие - обеспечит снижение смертности, инвалидности, увеличение доли активного трудоспособного населения страны и продолжительности жизни. Телекоммуникационные средства позволяют организовать оказание высокотехнологичной медицинской помощи людям, живущим далеко от научных и лечебных центров.

В сфере социальной защиты возможности информационных технологий будут активно использоваться для поддержки социально незащищенных групп населения, лиц с ограниченными физическими возможностями, а также для популяризации здорового образа жизни.

Следующим значимым результатом Программы станет повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, а также снижение стоимости обеспечения государственного управления.

В области развития науки и техники, подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных технологий мероприятия Программы обеспечат сокращение отставания от мировых лидеров в этой сфере, развитие технологий создания баз данных, формирование национальной системы управления транспортной инфраструктурой и распространение широкополосных беспроводных сетей.

Предполагается сократить дефицит квалифицированных пользователей информационных технологий, обеспечить обучение работников навыкам использования информационных технологий и повысить уровень компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих.

В результате повышения уровня развития информационных технологий и создания централизованных реестров, аккумулирующих сведения о субъектах предпринимательской деятельности, предусматривается сокращение финансовых рисков хозяйствующих субъектов и их временных издержек, связанных с получением актуальной и доступной информации контрагентами по сделкам.

Реализация Программы обеспечит профилактику ряда угроз интересам России за счет обеспечения безопасности использования национального сегмента сети Интернет, снижения уязвимости системы управления национальным доменом, сокращения возможностей нарушения доступа к российским информационным ресурсам в сети Интернет и развязывания в сети Интернет информационного противоборства.

В результате выполнения мероприятий Программы информационнотелекоммуникационная инфраструктура Российской Федерации поднимется на качественно новый уровень, обеспечивающий инновационный сценарий социально-экономического развития страны.

Кроме того, в результате выполнения Программы будут отработаны управленческие механизмы (например, государственно-частное партнерство), распространение которых будет способствовать улучшению инвестиционного климата и развитию рыночных отношений.

Всестороннее применение информационных технологий приведет к новому качеству взаимодействия людей, особенно через средства электронных коммуникаций и сеть Интернет, откроет новые возможности для индивидуального развития и развития всех форм хозяйствующих субъектов и органов государственной власти и как следствие повысит производительность труда, эффективность и конкурентоспособность экономики.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (далее - Программа).

Ответственный исполнитель Программы – Минкомсвязь России, соисполнители - Минкомсвязь России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, ФСО России, ФСБ России, Минздравсоцразвития России, Минрегион России, Минкультуры России.

В Программе предложен принципиально новый подход к информатизации общества с учётом задач по модернизации экономики. Планируется уделять внимание конкретному результату, причем как для общества - как среды для инноваций, так и для каждого конкретного гражданина.

Цель Программы - создать новые возможности для граждан, бизнеса и государства с использованием ИКТ - информационно-коммуникационных технологий (Information and Communication Technologies), а также обеспечить технологический прорыв в использовании информации во всех сферах жизни.

До сегодняшнего дня активность государства в этой сфере была направлена на максимальное использование существующих технологий и возможностей: автоматизацию работы учреждений, налаживание системы межведомственного взаимодействия, интеграцию информационных систем.

Сегодня, когда количество информации увеличивается лавинообразными темпами и ее грамотное использование дает огромные возможности, необходимы новые технологии и подходы, которые позволят совершить нашей стране существенный прорыв в области создания и использования высокотехнологичной продукции.

Основной принцип формирования Программы заключается в том, что её результаты должны приносить пользу конкретным группам потребителей - как гражданам, так и развитию бизнесу.

Повышение качества жизни граждан должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются практически ежедневно: запись на прием ко врачу через Интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный доступ во всех общественных местах на территории РФ. Для улучшения условий развития бизнеса основной задачей является обеспечение юридической значимости обмена электронными документами и доступность современной базовой инфраструктуры.

В Программу будут вовлечены все государственные органы - федерального, регионального и муниципального уровней.

Важным элементом Программы является привлечение частных инвесторов, также предусмотрен комплекс мер по участию регионов. Ежегодно Правительством будет утверждаться перечень приоритетных мероприятий, направленных на достижение целей госпрограммы.

Распоряжение Правительства РФ №2161-р от 02.12.2011 утвердило изменения, которые вносятся в государственную программу «Информационное общество (2011-2020 годы)». Новая редакция государственной программы была подготовлена в связи с требованиями постановления Правительства РФ №588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации», которое ввело новый подход к бюджетированию и долгосрочным госпрограммам.

Цели и задачи Программы остались неизменными - это получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий. В новую редакцию Программы входят четыре подпрограммы: «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе», «Информационная среда»,«Безопасность в информационном обществе» и «Информационное государство» .

В соответствии с новым подходом, изменена структура выделения средств в рамках Программы. Новая редакция учитывает не только расходы на мероприятия в рамках самой Программы, но и бюджеты, выделяемые на текущую деятельность Минкомсвязи России и подведомственных госорганов (включая бюджет ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы»), а также субсидии регионам на развитие информационного общества и электронного правительства. Субсидии для регионов составят 670 млн рублей ежегодно . Проект правил распределения субсидий разработан в Минкомсвязи и сейчас находится на согласовании в заинтересованных ведомствах.

Общий объем бюджетных ассигнований госпрограммы за период 2011-2020 таким образом составляет 1,2 трлн. рублей.