Год рождения михаила жванецкого. Михаил михайлович жванецкий - биография, информация, личная жизнь

Год рождения михаила жванецкого. Михаил михайлович жванецкий - биография, информация, личная жизнь
Год рождения михаила жванецкого. Михаил михайлович жванецкий - биография, информация, личная жизнь

Биография

Михаил Михайлович Жванецкий (Михаил Маньевич Жванецкий; род. 6 марта 1934, Одесса, Украинская ССР, СССР) - русский писатель-сатирик и исполнитель собственных литературных произведений. Народный артист Украины (1999). Народный артист Российской Федерации (2012).

Родился в семье врачей Мане (Эммануила) Моисеевича Жванецкого и Раисы Яковлевны Жванецкой. Рос в Томашполе, где отец работал хирургом, а мать стоматологом. Семья вернулась в Одессу из эвакуации после освобождения города в 1944 году. Окончил 118-ю среднюю школу для мальчиков.

В 1956 году окончил ОИИМФ - Одесский институт инженеров морского флота по специальности «Инженер-механик подъёмно-транспортного оборудования портов». После окончания ОИИМФа работал в Одесском порту вместе с Виктором Ильченко: Михаил - механиком по кранам, а Виктор - механиком по автопогрузчикам.

В студенческие годы участвовал в самодеятельности, где начал писать миниатюры и монологи, которые часто сам и исполнял. В 1963 году во время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр познакомился с Аркадием Райкиным, который взял его произведения в репертуар театра, а в 1964 году пригласил его в свой театр на должность заведующего литературной частью.

Дело прошлое, но должен сказать, что как завлит Жванецкий никуда не годился. Ему не хватало дипломатичности, терпимости, элементарной усидчивости. - А. Райкин Без грима. Воспоминания

Вместе со Жванецким Райкин поставил в 1969 году программу «Светофор», в которой впервые прозвучали миниатюры Жванецкого «Авас», «Дефицит», «Век техники».

Но литературный дар Жванецкого, острота и парадоксальность его жизнеощущения, его способность передавать в тексте многообразие современной разговорной речи, его умение улавливать фантастичность действительности - все это покорило меня. Настолько покорило, что на какое-то время Жванецкий стал в нашем репертуаре, если можно так выразиться, автором-премьером - А. Райкин Без грима. Воспоминания В период работы в театре А. И. Райкина, творчески сотрудничал с Романом Карцевым и Виктором Ильченко, для которых написал более трёхсот миниатюр и монологов.

Затем самостоятельно выступал в Одесской филармонии, потом в Московском театре «Эрмитаж», где приобрёл популярность.

Наступил момент, когда подобное положение Жванецкому показалось обидным. Входя в троллейбус и слыша какие-нибудь реплики собственного сочинения, […] ему подчас хотелось […] обратить внимание пассажиров на то, что автор-то вот он… - А. Райкин Без грима. Воспоминания Являлся художественным руководителем созданного им Московского театра миниатюр. В 1991 году снялся камео в эпизоде фильма «Гений».

С 2002 года по настоящее время является постоянным ведущим в ежемесячной телепередаче «Дежурный по стране», оригинального формата на канале Россия 1.

Личная жизнь

Первая жена Лариса
Фактическая жена Надежда Гайдук
Дочь Елизавета
Фактическая жена Венера
Сын Максим Жванецкий
Фактическая жена (с 1991) Наталья - костюмер
Сын Дмитрий Жванецкий (род. 1995)
Всего у Михаила Жванецкого пятеро детей - два сына и три дочери.

Адрес в Санкт-Петербурге

Во время работы в Ленинграде жил на ул. Стойкости, д.19.

Спектакли

«Птичий полёт» (1987)
«Избранное» (1988)
«Политическое кабаре» (1989)
«Моя Одесса» (1994)
«Престарелый сорванец» (1999)

Книги

«Встречи на улицах» (1980);
«Год за два» (1987);
«Моя Одесса» (1993);
«Собрание произведений» в 5 томах (2001, 2006, 2009, издательство Время);
«Мой портфель» (2004, издательство Махаон-Украина);
«Одесские дачи» (2007, издательство Время);
«Тщательней…» (2008, издательство Время);
«Шлягеры. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
«Концерт № 2. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
«Одесские дачи. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
«Избранное» (2008, 2010, 2011, издательство Эксмо);
«Не продолжай короткое» (2010, издательство Время);
«Жаркое лето» (2011, издательство Время);
«Южное лето (Читать на Севере)» (2014, издательство Эксмо).

Награды и членство в организациях

1970 - лауреат VI Всесоюзного конкурса артистов эстрады вместе с Виктором Ильченко и Романом Карцевым
1978-1991 - член Союза писателей СССР
1990 - наст. время - президент Всемирного клуба одесситов
1994 - кавалер ордена «Дружбы народов»
1994 - лауреат негосударственной российской премии «Триумф» за 1993 год
1994 - лауреат Кубка Аркадия Райкина, международный фестиваль «MORE SMEHA», Рига
1994 - почётный гражданин города Одессы(по другим сведениям - 1997)
1999 - почётное звание «Народный артист Украины»
2001 - почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» 2002 - лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года
2002 - почётное звание «Заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым» 2006 - программа Михаила Жванецкого «Дежурный по стране» стала лауреатом российской национальной телевизионной премии «ТЭФИ-2006» в категории «Профессии» в номинации «Развлекательная программа: юмор»
2009 - кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени
2009 - Решением сессии Одесского городского совета от 5 апреля 2009 года бульвар Искусств (бывший Комсомольский бульвар) в городе Одессе переименован в бульвар Михаила Жванецкого в честь 75-летия со дня рождения писателя-сатирика
2012 - почётное звание «Народный артист Российской Федерации» Член Общественного совета Российского еврейского конгресса Некоторые источники утверждают, что Жванецкий был одним из последних, кто получил звание «Народный артист СССР» в 1991 году, наряду с А. Б. Пугачёвой, однако в «Ведомостях Верховного Совета СССР» № 52 за 1991 год (самый последний выпуск) его имени нет среди других награждённых.

Жванецкий Михаил Михайлович — Народный артист Украины, народный артист России, юморист, автор-исполнитель юмористических монологов, киносценарист, телеведущий, пожалуй самый знаменитый одессит на всём постсоветском пространстве, президент Всемирного клуба одесситов.

Примечательно, что Жванецкий является автором сотен миниатюр и монологов для Романа Карцева и Виктора Ильченко, авторство которых зачастую присваивают исполнителям. В последнее время сатирик примерял на себя роль ведущего и довольно неплохо в неё вписался.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Михаилу Жванецкому

Рост, вес, возраст. Сколько лет Михаилу Жванецкому? — этими вопросам часто задаются поклонники знаменитого одессита. Сегодня найти ответы на них, намного проще, чем в советские годы, на которые пришёлся пик популярности сатирика.

Открывая практически любую страницу в сети интернет по теме творчества и жизни Жванецкого, можно узнать, что рост юмориста составляет 171 см, а вес 75 кг. Возраст узнать ещё проще, дата рождения артиста указана на официальной странице в википедии.
Жванецкий родился 6 марта 1934 года, таким образом сегодня ему 84 года. При это он по-прежнему находится в добром здравии, продолжает писать, сниматься на телевидении, давать концерты по миру

Биография и личная жизнь Михаила Жванецкого

Биография и личная жизнь Михаила Жванецкого — пример того, как жизнь может кидать человека в самых разных направлениях, так — инженер-механик в миг стал самым узнаваемым сатириком СССР, а позже променяет тихий семейный очаг на славу и общение с женщинами, имена которых будет тщательно скрывать.

Вопреки расхожему мнению о том, что Жванецкий родился и вырос в Одессе и негласному званию «самого популярного одессита», немалую часть жизни Жванецкий провёл за сотни километров от «Жемчужины у моря», в Центральной части Украины, при этом родился сатирик всё-таки в Одессе, но разразившаяся в 1941 году война вынудила семью Жванецких эмигрировать. Вернулся на свою историческую родину, сатирик в возрасте 10 лет. В Одессе он закончил 118 школу, затем получил специальность инженера-механика подъёмно-транспортного оборудования портов.

Полученная профессия была довольно близка молодому Мише, но общественная деятельность манила его куда больше, был активистом курса, комсоргом, участвовал в творческой самодеятельности.

В 1964 году, по приглашению Аркадия Райкина, становится заведующим литературной частью Ленинградского театра миниатюр. Позже Райкин критиковал Жванецкого, отмечая, что сатирику не хватает банальной усидчивости для выполнения этой работы, взрывной и непредсказуемый характер Жванецкого мог существенно навредить деятельности театра, он утверждал сценарии, которые были на грани цензуры, сам писал довольно вызывающие монологи, но его умение выкрутиться, найти слова и передать в тексте многообразие разговорной речи, сгладив все острые углы принесли ему успех.

В 1969 году Райкин, совместно с Жванецким запускает передачу «Светофор», где впервые звучат монологи автора в его исполнении. В это же время он пишет миниатюры для Романа Карцева и Виктора Ильченко. Многие монологи, исполненные ими стали поистине народными хитами, при этом далеко не все знали что автором этих миниатюр и монологов является Жванецкий.

В начале 70-х к Жванецкому приходит осознание того, что он оказался за кулисами, монологи, которые растаскивали на цитаты не приносили ему ни славы, ни денег. По воспоминания Райкина, Жванецкого буквально бесило то, что его монологи присваивают другим людям, слыша в общественном транспорте очередную фразу собственного сочинения ему хотелось крикнуть что есть мочи, что автор этих слов перед вами, но скромность, или что-либо другое не позволяли ему этого сделать. В результате Жванецкий решил расстаться с театром и начать сольную карьеру

Начинал он свой личный творческий путь с выступлений в Одесской филармонии и Московском театре «Эрмитаж». По сути эти заведения стали «альма-матер» сатирика. В них он получил первые жизненные и творческие уроки, приобрёл популярность, позволившую ему стать режиссёром-постановщиком «Росконцерта»

В 80 — х годах, растущая популярность Жванецкого толкает его на новые шаги в творчестве, он создаёт Московский театр миниатюр, где сегодня трудится в качестве художественного руководителя

Наступивший 21 век — век информационных технологий и телевидения вынуждает сатирика несколько поменять своё амплуа. Он выходит со своими монологами на телевидение, довольно успешно пробует себя в качестве телеведущего. Программа «Дежурный по стране» (Россия-1), ведущим которой стал Жванецкий имела неплохие рейтинги.

В 2015 году монолог Жванецкого «девушка и дедушка», вызвал крайне неоднозначную реакцию в экспертных кругах, пошатнув его позицию в рейтинге популярных артистов, многим не понравилась позиция сатирика в отношении современного телевидения. Впрочем, собственная позиция — это то что всегда отличало Жванецкого от многих артистов. Это отметили и власти Украины, внеся Жванецкого в белый список артистов поддерживающих территориальную целостность Украины и выступающие против вмешательства России во внутренние дела Украины. При этом сам, сатирик никогда публично не высказывался по этому поводу и вообще старается держаться подальше от политики, высмеивая в своих монологах лишь пороки современного общества, но не государства и власти.

О личной жизни знаменитого одессита известно не много. Его первую жену звали Лариса. Их брак остался незамеченным на фоне роста популярности артиста. Страна не заметила и развода супругов. Позже, по некоторым данным артист поменял несколько гражданских жён, информации о которых в сети крайне мало. По некоторым данным он имеет пятерых детей, однако достоверно известно лишь о трёх детях — двоих сыновьях и дочери

Семья и дети Михаила Жванецкого

Михаил Жванецкий родился в семье медиков. Во время войны профессиональные медики были в дефиците, поэтому с началом военных действий отца Михаила призывают на фронт. Работая хирургом в прифронтовом госпитале он спас сотни, если не тысячи жизней, награждён орденом Красной Звезды.

Семья и дети Михаила Жванецкого — тема, которая интересовала многих жителей СССР, однако на тот момент узнать данные о жизни кумиров было гораздо сложнее чем, сейчас, так личная жизнь Михаила Михайловича осталась в тени его творчества. Женат сатирик был один раз, затем неофициально жил со своими возлюбленными, информации о которых в сети крайне мало. Избранницами писателя в своё время стали Надежда, Венера, Наталья. Современные СМИ обладают достоверной информацией лишь о последней возлюбленной сатирика, Натальи Суворовой, она намного младше сатирика, по профессии гидролог, однако подрабатывала костюмершей.

Сыновья Михаила Жванецкого - Максим Жванецкий, Дмитрий Жванецкий

Сыновья Михаила Жванецкого - Максим Жванецкий, Дмитрий Жванецкий — выросли непубличными детьми.

О Максиме вообще мало что известно кроме того, что он, вместе с матерью Венерой, эмигрировал в Америку. По неофициальным данным Жванецкий помогал в воспитании сына финансово, однако подтверждения этому нет.

Сын Жванецкого Дмитрий родился в последнем неофициальном браке артиста, студент, будущий психолог, живёт в родительской квартире в центре столицы, в то время, как сам Жванецкий с супругой Натальей предпочли перебраться в Подмосковье, иногда супруги посещают и Одесский дом сатирика.
Дмитрий взял от отца дар рассказчика, при этом является куда менее импульсивным и более вдумчивым, что по мнению звёздного отца поможет стать ему хорошим психологом.

Михаил Жванецкий цитаты, афоризмы, монологи

Михаил Жванецкий: цитаты, афоризмы, монологи — то, чем запомнился сатирик ни одному поколению людей, его острые шутки, как всегда на злобу дня, высмеивающие пороки общества, иногда довольно странными и витиеватыми выражениями, которые быстро уходили в народ и растаскивались на цитаты.

Все они собраны в книгах Михаила Жванецкого, которые сегодня можно приобрести практически в любом книжном магазине. Среди самых популярных: «Моя Одесса» (1993); «Мой портфель» (2004); «Одесские дачи» (2007); «Не продолжай короткое» (2010).

Википедия Михаила Жванецкого

Википедия Михаила Жванецкого сегодня доступна абсолютно каждому. На официальной странице сатирика в сети, опубликована информация о его личной жизни, творческом пути. В данные на странице время от времени вносятся корректировки.

Отчасти это связано с тем, что в советскую эпоху, которой принадлежит часть жизни Жванецкого, информация об артистах не распространялась довольно быстро, многих данные остались утерянными, а сам сатирик не особо откровенничает о своей молодости, ограничиваясь, лишь общеизвестной информации.

Однако информации в Википедии будет довольно достаточно чтобы проследить становление творческой личности Жванецкого и узнать об основных вехах творческого развития юмориста.

(1999). Народный артист Российской Федерации (2012) .

Произведения и выступления Михаила Жванецкого отличает особый «одесский юмор»; в них осмеянию подвергаются людские недостатки и пороки общества.

Биография

Родился в семье врачей Мане (Эммануила) Моисеевича Жванецкого и Раисы Яковлевны Жванецкой. Рос в Томашполе , где отец работал хирургом, а мать стоматологом. Семья вернулась в Одессу из эвакуации после освобождения города в 1944 году. Окончил 118-ю среднюю школу для мальчиков.

В студенческие годы участвовал в самодеятельности , где начал писать миниатюры и монологи, которые часто сам и исполнял. В 1963 году во время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр познакомился с Аркадием Райкиным , который взял его произведения в репертуар театра, а в 1964 году пригласил его в свой театр на должность заведующего литературной частью.

Дело прошлое, но должен сказать, что как завлит Жванецкий никуда не годился. Ему не хватало дипломатичности, терпимости, элементарной усидчивости.

Вместе со Жванецким Райкин поставил в 1969 году программу «Светофор», в которой впервые прозвучали миниатюры Жванецкого «Авас», «Дефицит», «Век техники».

Но литературный дар Жванецкого, острота и парадоксальность его жизнеощущения, его способность передавать в тексте многообразие современной разговорной речи, его умение улавливать фантастичность действительности - все это покорило меня. Настолько покорило, что на какое-то время Жванецкий стал в нашем репертуаре, если можно так выразиться, автором-премьером

А. Райкин Без грима. Воспоминания

В период работы в театре А. И. Райкина, творчески сотрудничал с Романом Карцевым и Виктором Ильченко , для которых написал более трёхсот миниатюр и монологов .

Затем самостоятельно выступал в Одесской филармонии , потом в Московском театре «Эрмитаж» , где приобрёл популярность.

Наступил момент, когда подобное положение Жванецкому показалось обидным. Входя в троллейбус и слыша какие-нибудь реплики собственного сочинения, […] ему подчас хотелось […] обратить внимание пассажиров на то, что автор-то вот он…

А. Райкин Без грима. Воспоминания

Личная жизнь

  • Первая жена Лариса
  • Фактическая жена Надежда Гайдук
    • Дочь Елизавета
  • Фактическая жена Венера
    • Сын Максим Жванецкий
  • Фактическая жена (с 1991) Наталья - костюмер
    • Сын Дмитрий Жванецкий (род. 1995)

Всего у Михаила Жванецкого пятеро детей - два сына и три дочери .

Адрес в Санкт-Петербурге

Спектакли

  • «Птичий полёт» (1987)
  • «Избранное» (1988)
  • «Политическое кабаре» (1989)
  • «Моя Одесса» (1994)
  • «Престарелый сорванец» (1999)

Книги

  • «Встречи на улицах» (1980);
  • «Год за два» (1987);
  • «Моя Одесса» (1993);
  • «Собрание произведений» в 5 томах (2001, 2006, 2009, издательство Время);
  • «Мой портфель» (2004, издательство Махаон-Украина);
  • «Одесские дачи» (2007, издательство Время);
  • «Тщательней…» (2008, издательство Время);
  • «Шлягеры. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
  • «Концерт № 2. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
  • «Одесские дачи. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
  • «Избранное» (2008, 2010, 2011, издательство Эксмо);
  • «Не продолжай короткое» (2010, издательство Время);
  • «Жаркое лето» (2011, издательство Время);
  • «Южное лето (Читать на Севере)» (2014, издательство Эксмо).

Экранизации

  • - Золотая рыбка (телеспектакль)

Награды и членство в организациях

  • 1970 - лауреат VI Всесоюзного конкурса артистов эстрады вместе с Виктором Ильченко и Романом Карцевым
  • 1978-1991 - член Союза писателей СССР
  • 1990 - наст. время - президент Всемирного клуба одесситов
  • 1994 - кавалер ордена «Дружбы народов»
  • 1994 - лауреат негосударственной российской премии «Триумф» за 1993 год
  • 1994 - лауреат Кубка Аркадия Райкина , международный фестиваль «MORE SMEHA», Рига
  • 1994 - почётный гражданин города Одессы (по другим сведениям - 1997 )
  • 1999 - почётное звание «Народный артист Украины »
  • 2001 - почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации »
  • 2002 - лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года
  • 2002 - почётное звание «Заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым »
  • 2006 - программа Михаила Жванецкого «Дежурный по стране » стала лауреатом российской национальной телевизионной премии «ТЭФИ-2006 » в категории «Профессии» в номинации «Развлекательная программа: юмор »
  • 2009 - кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • 2009 - Решением сессии Одесского городского совета от 5 апреля 2009 года бульвар Искусств (бывший Комсомольский бульвар) в городе Одессе переименован в бульвар Михаила Жванецкого в честь 75-летия со дня рождения писателя-сатирика
  • 2012 - почётное звание «Народный артист Российской Федерации »
  • Член Общественного совета Российского еврейского конгресса

Некоторые источники утверждают , что Жванецкий был одним из последних, кто получил звание «Народный артист СССР » в 1991 году, наряду с А. Б. Пугачёвой , однако в «Ведомостях Верховного Совета СССР» № 52 за 1991 год (самый последний выпуск) его имени нет среди других награждённых .

Напишите отзыв о статье "Жванецкий, Михаил Михайлович"

Примечания

  1. РИАНовости , 6 марта 2009
  2. : «- У русских Родина всегда есть. Вам, Михаил Маньевич, этого, к сожалению, не понять, - сказала она […] »
  3. «Михаил Жванецкий. Юбилейный концерт». Телеканал «Россия-1», эфир от 06.04.2013
  4. // Официальный сайт РЕК
  5. Ф. И. Раззаков пишет об этом в книге «Актёры всех поколений» (статья о Г. Вицине) - М.: Эксмо, 2001. - С. 60.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Жванецкий, Михаил Михайлович

Диммлер, подсев к графине и закрыв глаза, слушал.
– Нет, графиня, – сказал он наконец, – это талант европейский, ей учиться нечего, этой мягкости, нежности, силы…
– Ах! как я боюсь за нее, как я боюсь, – сказала графиня, не помня, с кем она говорит. Ее материнское чутье говорило ей, что чего то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива. Наташа не кончила еще петь, как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием, что пришли ряженые.
Наташа вдруг остановилась.
– Дурак! – закричала она на брата, подбежала к стулу, упала на него и зарыдала так, что долго потом не могла остановиться.
– Ничего, маменька, право ничего, так: Петя испугал меня, – говорила она, стараясь улыбаться, но слезы всё текли и всхлипывания сдавливали горло.
Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда то.
Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах – это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс – это был Диммлер, гусар – Наташа и черкес – Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.
После снисходительного удивления, неузнавания и похвал со стороны не наряженных, молодые люди нашли, что костюмы так хороши, что надо было их показать еще кому нибудь.
Николай, которому хотелось по отличной дороге прокатить всех на своей тройке, предложил, взяв с собой из дворовых человек десять наряженных, ехать к дядюшке.
– Нет, ну что вы его, старика, расстроите! – сказала графиня, – да и негде повернуться у него. Уж ехать, так к Мелюковым.
Мелюкова была вдова с детьми разнообразного возраста, также с гувернантками и гувернерами, жившая в четырех верстах от Ростовых.
– Вот, ma chere, умно, – подхватил расшевелившийся старый граф. – Давай сейчас наряжусь и поеду с вами. Уж я Пашету расшевелю.
Но графиня не согласилась отпустить графа: у него все эти дни болела нога. Решили, что Илье Андреевичу ехать нельзя, а что ежели Луиза Ивановна (m me Schoss) поедет, то барышням можно ехать к Мелюковой. Соня, всегда робкая и застенчивая, настоятельнее всех стала упрашивать Луизу Ивановну не отказать им.
Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно энергическом настроении. Какой то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком. Луиза Ивановна согласилась, и через полчаса четыре тройки с колокольчиками и бубенчиками, визжа и свистя подрезами по морозному снегу, подъехали к крыльцу.
Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани.
Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи.
Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда.
В сани Николая сели Наташа, Соня, m me Schoss и две девушки. В сани старого графа сели Диммлер с женой и Петя; в остальные расселись наряженные дворовые.
– Пошел вперед, Захар! – крикнул Николай кучеру отца, чтобы иметь случай перегнать его на дороге.
Тройка старого графа, в которую сел Диммлер и другие ряженые, визжа полозьями, как будто примерзая к снегу, и побрякивая густым колокольцом, тронулась вперед. Пристяжные жались на оглобли и увязали, выворачивая как сахар крепкий и блестящий снег.
Николай тронулся за первой тройкой; сзади зашумели и завизжали остальные. Сначала ехали маленькой рысью по узкой дороге. Пока ехали мимо сада, тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны, но как только выехали за ограду, алмазно блестящая, с сизым отблеском, снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон. Раз, раз, толконул ухаб в передних санях; точно так же толконуло следующие сани и следующие и, дерзко нарушая закованную тишину, одни за другими стали растягиваться сани.
– След заячий, много следов! – прозвучал в морозном скованном воздухе голос Наташи.
– Как видно, Nicolas! – сказал голос Сони. – Николай оглянулся на Соню и пригнулся, чтоб ближе рассмотреть ее лицо. Какое то совсем новое, милое, лицо, с черными бровями и усами, в лунном свете, близко и далеко, выглядывало из соболей.
«Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся.
– Вы что, Nicolas?
– Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям.
Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных.
– Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.
Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой то горы, выехали на широко разъезженную дорогу по лугу около реки.
«Где это мы едем?» подумал Николай. – «По косому лугу должно быть. Но нет, это что то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Дёмкина гора, а это Бог знает что такое! Это что то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!» И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку.
Захар сдержал лошадей и обернул свое уже объиндевевшее до бровей лицо.
Николай пустил своих лошадей; Захар, вытянув вперед руки, чмокнул и пустил своих.
– Ну держись, барин, – проговорил он. – Еще быстрее рядом полетели тройки, и быстро переменялись ноги скачущих лошадей. Николай стал забирать вперед. Захар, не переменяя положения вытянутых рук, приподнял одну руку с вожжами.
– Врешь, барин, – прокричал он Николаю. Николай в скок пустил всех лошадей и перегнал Захара. Лошади засыпали мелким, сухим снегом лица седоков, рядом с ними звучали частые переборы и путались быстро движущиеся ноги, и тени перегоняемой тройки. Свист полозьев по снегу и женские взвизги слышались с разных сторон.
Опять остановив лошадей, Николай оглянулся кругом себя. Кругом была всё та же пропитанная насквозь лунным светом волшебная равнина с рассыпанными по ней звездами.
«Захар кричит, чтобы я взял налево; а зачем налево? думал Николай. Разве мы к Мелюковым едем, разве это Мелюковка? Мы Бог знает где едем, и Бог знает, что с нами делается – и очень странно и хорошо то, что с нами делается». Он оглянулся в сани.
– Посмотри, у него и усы и ресницы, всё белое, – сказал один из сидевших странных, хорошеньких и чужих людей с тонкими усами и бровями.
«Этот, кажется, была Наташа, подумал Николай, а эта m me Schoss; а может быть и нет, а это черкес с усами не знаю кто, но я люблю ее».
– Не холодно ли вам? – спросил он. Они не отвечали и засмеялись. Диммлер из задних саней что то кричал, вероятно смешное, но нельзя было расслышать, что он кричал.
– Да, да, – смеясь отвечали голоса.
– Однако вот какой то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой то анфиладой мраморных ступеней, и какие то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких то зверей. «А ежели и в самом деле это Мелюковка, то еще страннее то, что мы ехали Бог знает где, и приехали в Мелюковку», думал Николай.
Действительно это была Мелюковка, и на подъезд выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами.
– Кто такой? – спрашивали с подъезда.
– Графские наряженные, по лошадям вижу, – отвечали голоса.

Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих.
Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц – Диммлер с барыней – Николаем открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате.
– Ах, узнать нельзя! А Наташа то! Посмотрите, на кого она похожа! Право, напоминает кого то. Эдуард то Карлыч как хорош! Я не узнала. Да как танцует! Ах, батюшки, и черкес какой то; право, как идет Сонюшке. Это еще кто? Ну, утешили! Столы то примите, Никита, Ваня. А мы так тихо сидели!
– Ха ха ха!… Гусар то, гусар то! Точно мальчик, и ноги!… Я видеть не могу… – слышались голоса.
Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым.
Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них.
– А это чья такая? – говорила она, обращаясь к своей гувернантке и глядя в лицо своей дочери, представлявшей казанского татарина. – Кажется, из Ростовых кто то. Ну и вы, господин гусар, в каком полку служите? – спрашивала она Наташу. – Турке то, турке пастилы подай, – говорила она обносившему буфетчику: – это их законом не запрещено.
Иногда, глядя на странные, но смешные па, которые выделывали танцующие, решившие раз навсегда, что они наряженные, что никто их не узнает и потому не конфузившиеся, – Пелагея Даниловна закрывалась платком, и всё тучное тело ее тряслось от неудержимого доброго, старушечьего смеха. – Сашинет то моя, Сашинет то! – говорила она.
После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры.
Через час все костюмы измялись и расстроились. Пробочные усы и брови размазались по вспотевшим, разгоревшимся и веселым лицам. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищалась тем, как хорошо были сделаны костюмы, как шли они особенно к барышням, и благодарила всех за то, что так повеселили ее. Гостей позвали ужинать в гостиную, а в зале распорядились угощением дворовых.
– Нет, в бане гадать, вот это страшно! – говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых.
– Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых.
– Да не пойдете, тут надо храбрость…
– Я пойду, – сказала Соня.
– Расскажите, как это было с барышней? – сказала вторая Мелюкова.

Михаил Михайлович Жванецкий (Михаил Маньевич Жванецкий). Родился 6 марта 1934 года в Одессе. Советский и российский писатель-сатирик, исполнитель собственных литературных произведений. Народный артист Украины (1999). Народный артист Российской Федерации (2012).

Отец - Мане (Эммануил) Моисеевич Жванецкий.

Мать - Раиса Яковлевна Жванецкая.

Рос в Томашполе Винницкой области, где отец работал терапевтом, а мать стоматологом. Когда ему было 7 лет началась война. "Помню хорошо эвакуацию, помню бомбежку по дороге. Мы бежали из вагонов, бежали в поезд, пока немцы, помимо бомб, обстреливали вагоны из пулеметов. Вагоны - с беженцами, с детьми, с женщинами и стариками. Это сейчас я понимаю, какое это было бесчеловечное зверство - стрелять по беззащитным гражданским, а тогда воспринимались мелочи. То, как мама укрывала меня какими-то лопухами, забрасывала травой, стремясь сберечь мою жизнь", - вспоминал он.

Во время войны его отец был главным врачом Ташкентского госпиталя. Туда приехали и он со своей мамой. До третьего класса он учился в Ташкенте. Семья вернулась в Одессу из эвакуации после освобождения города в 1944 году.

Детство провел на улице Старопортофранковской, 133, в чисто еврейском дворе с неподражаемым колоритом мироощущения. Окончил 118-ю среднюю школу для мальчиков.

После школы в 1951 году поступил в Одесский институт инженеров морского флота.

В 1956 году окончил ОИИМФ по специальности «Инженер-механик подъёмно-транспортного оборудования портов». После окончания ОИИМФа работал в Одесском порту вместе с Виктором Ильченко: Михаил – механиком по кранам, а Виктор - механиком по автопогрузчикам.

В студенческие годы участвовал в самодеятельности, где начал писать миниатюры и монологи, которые часто сам и исполнял.

В 1958 году Жванецкий знакомится с Романом Карцевым.

"Мои университеты - это Одесский институт инженеров морского флота, потом восемь лет работы в порту города Одессы, потом еще работа на заводе... Все эти годы, пока я работал, я встречался с обычными людьми - слесарями, крановщиками, рабочими. Они во многом и становились героями моего творчества. Да мне и самому приходилось работать руками. Я, например, вагоны разгружал!.. Словом, опыт, который я за все эти годы получил, трудно переоценить. Это был опыт не театральный, не сценический, не литературный. Это было гораздо важнее - это был жизненный опыт. Мне кажется, что то, что так много моих высказываний ушло в народ и потеряло всякую связующую нить со своим автором - это и есть признание и отголосок тех лет", - говорил он.

В 1963 году во время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр познакомился с Аркадием Райкиным, который взял его произведения в репертуар театра, а в 1964 году пригласил его в свой театр на должность заведующего литературной частью.

Вместе со Жванецким Райкин поставил в 1969 году программу «Светофор», в которой впервые прозвучали миниатюры Жванецкого «Авас», «Дефицит», «Век техники».

В период работы в театре , творчески сотрудничал с Романом Карцевым и Виктором Ильченко, для которых написал более трёхсот миниатюр и монологов.

Затем самостоятельно выступал в Одесской филармонии, потом в Московском театре «Эрмитаж», где приобрел популярность.

С 1988 года художественный руководитель созданного им Московского театра миниатюр.

Миниатюры Жванецкого - «Авас», «В греческом зале», «Подруги», «Города», «Только приятное», «Как лечат стариков», «На складе», «О воспитании», «Ночью», «У кассы» и многие другие - исполнялись многими известными артистами.

Свой стиль называет верлибром: "Я действительно поэт, я согласен. Понимаете, я уже в том возрасте, когда могу говорить о себе правду без присущей мне застенчивости. И - да, в моих текстах есть поэзия. Есть внутренняя музыка, есть ритм, который запоминается. То, что я пишу, называется верлибр, верно? Свободный стих, как говорят французы".

В 1991 году снялся камео в эпизоде фильма «Гений».

По его произведениям поставлено множество знаменитых спектаклей, среди них: «Птичий полет», «Избранное», «Моя Одесса», «Искренне Ваш», «Бенефис», «Политическое кабаре», «Престарелый сорванец».

В 1988 году в саду скульптур Литературного музея Одессы по адресу ул. Ланжероновская, 2 открыт памятник Михаилу Жванецкому.

С 2002 года стал ведущим ежемесячной телепередаче «Дежурный по стране» на канале Россия 1.

"Человек по-настоящему свободен только наедине с собой, но даже это получается у единиц. А я по-настоящему свободен только, когда я пишу" , - говорит Жванецкий.

Михаил Жванецкий. Концерт в Одессе

Рост Михаила Жванецкого: 171 сантиметр

Личная жизнь Михаила Жванецкого:

Первая жена - Лариса. Они поженились в 1954 году. Брак продержался 10 лет.

Фактическая жена - Инна. Отношения между ними имели место в начале 1970-х, когда Жванецкий работал в Москве. Инна родила от Жванецкого ребенка и принудила сатирика выплачивать алименты. Позже она эмигрировала в Соединенные Штаты.

Фактическая жена - Венера. Их связывал 10-летний роман, у пары родился сын Максим Жванецкий. Венера также уехала в США.

Фактическая жена - Надежда Гайдук. Дочь Елизавета.

Фактическая жена (с 1991 года) - Наталья Сурова, костюмер. Разница в возрасте супругов - 32 года. Они познакомились в Одессе на открытии Клуба одесситов. В 1995 году родился сын Дмитрий Жванецкий.

Наталья рассказывала: "Но у Миши была очень путаная жизнь, он никогда ни с кем толком долго не жил. Немножко зная его предыдущих женщин, могу сказать, что они были довольно своеобразными, со странным характером. И когда появилась я, молчаливая, высокая, красивая, тихо сидящая в углу, в меня Мишины друзья так вцепились! Они так хотели, чтобы я с ним осталась - даже не знаю почему. И мне кажется, что во многом именно благодаря его друзьям я с Мишей и осталась. Вообще, я была молодая, и, наверное, в таком возрасте мало что видишь, мало что замечаешь, делаешь резкие шаги, поэтому и соглашаешься на брак с известным человеком старше себя".

Всего у Михаила Жванецкого пятеро детей - двое сыновей и три дочери.

6 января 2002 года сатирик стал жертвой ограбления. Трое преступников избили Михаила Михайловича, кинули его на заднее сиденье собственного внедорожника, отобрали документы на авто и 600 долларов. Затем грабители бросили Жванецкого на необитаемый пустырь около МКАДа и скрылись в неизвестном направлении. Преступники также забрали с собой портфель писателя, в котором были тексты новых произведений. Через несколько дней были задержаны 5 участников ингушской группировки, участвовавших в нападении.

Книги Михаила Жванецкого:

«Встречи на улицах» (1982);
«Год за два» (1987);
«Моя Одесса» (1993);
«Собрание произведений» в 5 томах (2001, 2006, 2009, издательство Время);
«Мой портфель» (2004, издательство Махаон-Украина);
«Одесские дачи» (2007, издательство Время);
«Тщательней...» (2008, издательство Время);
«Шлягеры. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
«Концерт № 2. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
«Одесские дачи. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
«Избранное» (2008, 2010, 2011, издательство Эксмо);
«Не продолжай короткое» (2010, издательство Время);
«Жаркое лето» (2011, издательство Время).




    ЖВАНЕЦКИЙ Михаил Михайлович - (р. 1934) русский писатель сатирик, исполнитель своих произведений. Злободневные фельетоны, репризы, миниатюры (сборник Год за два, 1989), роман фельетон Жизнь моя, побудь со мной! (опубликован в 1987 89) отмечены смелостью и остротой анализа… … Большой Энциклопедический словарь

    Жванецкий, Михаил Михайлович - Писатель сатирик, автор и исполнитель сатирических миниатюр, редактор сатирического журнала "Магазин" с 1992 г.; родился 6 марта 1934 г.; окончил Одесский институт инженеров морского флота в 1956 г.; работал в Центральном ПКБ Морфлота в … Большая биографическая энциклопедия

    Жванецкий Михаил Михайлович - (р. 1934), русский писатель сатирик, исполнитель своих произведений. Фельетоны, репризы, миниатюры (сборники «Год за два», 1989; «Моя Одесса», 1993), роман фельетон «Жизнь моя, побудь со мной!» (опубл. в 1987 89) злободневны, остроумны,… … Энциклопедический словарь

    Жванецкий Михаил Михайлович

    Михаил Михайлович Жванецкий - Михаил Жванецкий Дата рождения: 6 марта 1934 (75 лет) Место рождения: Одесса, СССР Род деятельности: писатель сатирик и исполнитель собственных произведений Награды … Википедия

    Жванецкий - Жванецкий, Михаил Михайлович Михаил Жванецкий Дата рождения: 6 марта 1934 (76 лет) Место рождения: Одесса, ССС … Википедия

    Михаил (имя) - Михаил (מיכאל) еврейское Пол: муж. Толкование имени: «Кто как Бог?» Отчество: Михайлович Михайловна Другие формы: Миша, Мишенька, Мишута, Мишутка, Мишук, Мишаня, Мишка, Мишган, Михайло, Мишука, Михей, Михан. На др … Википедия

    ЖВАНЕЦКИЙ - Михаил Михайлович (род. 1934), русский писатель сатирик, исполнитель своих произведений. Фельетоны, репризы, миниатюры (сб. Год за два, 1989), роман фельетон Жизнь моя, побудь со мной! (опубл. в 1987 89) злободневны и остроумны, направлены… … Русская история

    Жванецкий (значения) - Жванец село в Каменец Подольского районе Хмельницкой области Украины, раньше город, от его названия образованы: Жванецкий договор Жванецкий замок фамилия Жванецкий, Михаил Михайлович (род. 1934) писатель сатирик … Википедия

    Михаил Жванецкий - Биография Михаила Жванецкого Известный писатель сатирик, популярный исполнитель своих произведений Михаил Михайлович Жванецкий родился 6 марта 1934 года в городе Одессе (Украина) в семье врачей. В 1956 году окончил Одесский институт инженеров… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Собрание произведений в одном томе , Жванецкий Михаил Михайлович , Впервые в серии представлен сборник короля юмора, великого сатирика Михаила Жванецкого. В книгу вошли самые известные произведения, написанные за последние сороклет. "Михаил Жванецкий выше… Серия: Полное собрание сочинений Издатель: Эксмо , Купить за 893 руб
  • Михаил Жванецкий. XXI век , Жванецкий Михаил Михайлович , Сборник короля юмора, великого сатирика Михаила Жванецкого. В книгу вошли произведения XXI века из сборников "Кто я такой, чтоб не пить", "Шум пройденного" и"Разговоры отца с сыном" ."Михаил… Серия: Полное собрание сочинений (подарочное оформление) Издатель: