Главный герой картины решетникова опять двойка. Сочинение по картине "Опять двойка" (Решетников Ф.П.)

Главный герой картины решетникова опять двойка. Сочинение по картине
Главный герой картины решетникова опять двойка. Сочинение по картине "Опять двойка" (Решетников Ф.П.)

Федор Решетников, знаменитый и талантливый художник, родился на территории нынешней Украины. Отец его был иконописцем, но не смог сопровождать его на жизненном пути, так как рано ушел из жизни. Трехлетним мальчиком Федор остался круглой сиротой, потеряв обеих родителей. С тех пор о нем заботиться старший брат Василий.


Жизнь не баловала талантливого художника. Он начинает рано зарабатывать на жизнь, помогая своему брату. Позже Решетникову удается поступить на обучение на художественный факультет, где его способности не остались незамеченными. Мастера назовут виртуозом графического шаржа, а его работы получат высшие государственные награды.


Если вы любите курить хорошие сигары, тогда купить качественный табак в Москве вы сможете на сайте eurotabak.ru по выгодной цене.


К самым популярным полотнам мастера относится картина «Опять двойка». Истец увлекается детской тематикой в 40-50-х годах ХХ века. Известно, что когда-то он даже думал стать преподавателем. В этот творческий период появляется ряд полотен на детскую тематику. Произведение «Опять двойка» признано одним из лучших и считается хрестоматийным.

История написания

История написания картины довольно банальна. Это просто вырванный сюжет из жизни советского школьника. Хотя, по началу, эта работа художника должна была быть наполнена другим смыслом и выйти в мир под названием «Опять пятерка». Но для человека, увлекающегося сатирой, такое произведение было бы вне общих рамок.


Содержание полотна разработано на основе посещений мастером школы. Чтобы максимально удачно воплотись в своей работе замысел, Федор Павлович внимательно наблюдал за учениками и старался изучить их реакции на те или другие этапы учебного процесса. Изменить сюжетное направление полотна художника подтолкнула ситуация, когда отличник не смог справиться с заданием и, естественно, получил неудовлетворительную оценку.

Сюжетные особенности

Сюжет картины Решетникова «Опять двойка обрел большую популярность благодаря приближенности к реальной жизни учащихся. В свое время она выполняла функцию образца бытовой советской живописи, а репродукции ее украшали страницы советских учеников.


Датируется полотно 1952 годом. Основными персонажами являются члены одной семьи – мать и ее трое детей. На заднем фоне привлекают внимание две детали – часы-ходики с одной стороны двери и отрывной календарь с другой. Последняя деталь присутствует на еще одной работе художника, которая принесла ему славу – «Прибыл на каникулы». Основа полотна – быт обычной среднестатистической семьи. Подобная домашняя обстановка была характерна для большинства жилых помещений тех времен.



Главную роль художник отдал десятилетнему мальчику-подростку. По внешнему виду персонажа видно, что сегодня был не совсем удачный день для него. Возможно, он долгое время катался на коньках или играл с друзьями на улице, не особо торопясь домой после уроков. Небрежность мальчика свидетельствует о его неаккуратности. Одет он в расстегнутое зимнее пальто с оторванной пуговицей, наверное, оно защищало его не только от холода, но и от падений и ударов в играх со сверстниками. В одной руке школьник держит портфель, такое же потрепанный и перевязанный, как и пальто. Можно предположить, что функциональность портфеля была несколько расширена за счет использования его в качестве санок или мяча.


Из портфеля едва заметно выглядывают коньки. О весело проведенном времени на улице свидетельствуют щеки, что покрылись румянцем от мороза, покрасневшие уши и растрепанные волосы.


О переживаниях по поводу низкой оценки и общем душевном состоянии школьника можно судить по его потупившим глазам, опустившей голове и огорченном виде. Наверное, он предусматривает дальнейшее развитие ситуации и пытается вызвать сожаление у близких. Судя по обстановке, двойка не первая, а очередная, поэтому сценарий поведения мальчику знаком.


Возможно, горе-ученик неоднократно сталкивался с подобной неприятностью, и каждый раз обещал матери хорошо учиться, готовить домашние задание и слушаться учителей. Но, разве учеба – это единственная забота в его переполненной яркими красками, увлекательной молодой жизни. В подростковом возрасте школа и уроки уходят далеко из первого плана и иногда о них можно забыть. Наверное, это двойка стала причиной тому, что мальчик так задержался из школы, ведь гораздо приятнее поиграть во дворе, чем опять выслушивать недовольство матери и насмешки младших.


Единственным в этом доме встречает ученика с радостью собака. Молодой хозяин ей очевидно небезразличен. Белый с рыжеватыми окрасами песик очень уж хочет поиграть, упирается на грудь лапками, повиливает хвостом, смотрит преданными глазами и пытается лизнуть виновника.


Огорченная мать сидит, сложа руки. Она выглядит уставшей. Возможно, ей только-только удалось присесть, оставив домашние дела. Грустный вид школьника дает понять ей, что в школе опять проблемы. Мать не в силах заставить сына хорошо учиться, поэтому взирает на него полными тоски и упрека глазами. Все в комнате застыли в ожидании, тишину прерывает только тиканье маятника часов, сопение мальчика и едва слышные мамины вздохи.


Сестра школьника прямая противоположность двоечнику. Аккуратная, с заплетенными в косички волосами и красным шарфиком на шее, она выкладывает на обеденный стол, застеленный скатертью, учебники. Наверное, готовится выполнять домашнее задание. В ее взгляде улавливается упрек. Она осуждает брата за то, что тот постоянно приносит матери огорчения.


Возле женщины крутится еще один ее сын, младший, который возможно даже рад, что так сложилась ситуация. Не только ему одному достанется сегодня за проказы и детское баловство. Он с улыбкой поглядывает на старшего брата, который и стал причиной семейного совета.


Картина Федора Решетникова «Опять двойка» воплощает реалии того времени, изображая обычную бытовую сцену. Ведь сколько школьников во все времена отдавали предпочтение не учебе, а детским и подростковым весельям.


На сегодняшний день она находится в Москве в Третьяковской галерее.

Замечательный художник Решетников Федор Павлович с детства увлекался рисованием. Совсем молодым он участвовал в легендарном походе на судне «Челюскин» и сделал много интересных рисунков заснеженных просторов Арктики.
Во время войны 1941 – 1945 годов Решетников принимал участие в защите Севастополя и освобождении Крыма. После войны он рисовал детей, особенно подростков. Например, «Прибыл на каникулы», «За мир», и конечно произведение «Опять двойка!». На международной арт выставке в городе Брюсселе картины были удостоены бронзовой медали.

Картина Решетникова Опять двойка по своему сюжету очень близка к реальной жизни учеников и поэтому ее репродукции были размещены в советских учебниках, как образец советской бытовой живописи.

Художник в 1952 году изобразил в картине мать и троих детей, один из которых недавно вернулся из школы. На стене, виден отрывной календарь, который укреплен на репродукции еще одного полотна Решетникова - «Прибыл на каникулы». С другой стороны от двери – часы-ходики. Полотно рассказывает о быте обычной семьи. Обстановка также типична для многих семей 50-х годов ХХ века.

Главный герой картины Опять двойка - мальчик подросток лет десяти. Его внешний вид ярко демонстрирует, что после уроков школьник не спешил домой, а еще долгое время проводил на улице, катаясь на коньках. На мальчике зимнее пальто, но вероятно оторвалась пуговица и оно расстегнуто. В руке перевязанный потрепанный портфель, возможно не однажды служивший ему вместо мяча или санок. Из портфеля виднеются коньки. Растрепанные волосы, покрасневшие уши, зарумянившиеся от мороза щеки – свидетельство того, что мальчик не один час провел на улице.

Он делает огорченный вид, опустив голову и потупив глаза, изображает переживание по поводу очередной полученной двойки. Но такая ситуация для него возникает не в первый раз и мальчик уже знает, что нужно делать и как себя вести. Он уже неоднократно давал матери обещание всегда выполнять домашние задания, но кроме уроков в его мире столько интересного… А в этом возрасте так легко можно позабыть про уроки.

Возможно, именно поэтому он и пришел из школы поздно, поскольку боялся заслуженного нагоняя от матери за двойку. А вместо этого с удовольствием поиграл с ребятишками во дворе в снежки. Но зимой дни короткие, стало темнеть, и нужно было идти домой.

Мальчика радостно встречает белого окраса с рыжеватыми пятнами пес, видно, собачка очень привязана к своему молодому хозяину и своей обычной манерой показывает как рад его приходу домой в надежде вместе поиграть. Передними лапками он уперся на грудь, и весело по скуливая виляя хвостом, и пытается лизнуть своего друга.

У обеденного стола, покрытого светлой полосатой скатертью, устало, сложив руки на своих коленях, сидит мать. Можно догадаться, что она только на минутку оставила свои бесконечные домашние дела. Увидев сына с заметно грустным внешностью, она осознает, что сынок двоешник вдоволь наигрался, и не думает об уроках и не переживает о плохой оценке, которую не давно схлопотал. Но в присутствии матери и старшей сестры делает удрученный вид. У женщины, кажется уже нет сил, чтобы повлиять на сына в надежде заставить его быть внимательным и конечно хорошо учиться в школе. Мама с грустью и тоской взирает на подростка.

В комнате под грозным вниманием мамы на некоторое время все затихли, слышатся лишь тихие вздохи мамы, сопение мальчика и тиканье маятника стареньких ходиков.

Старшая сестренка вытаскивает из своего школьного портфеля учебники и прилежно складывая их на стол, готовясь к выполнению домашних заданий. Она с укором поглядывает на братишку, в ее глазах также как и у мамы отсутствует какое либо сочувствие. Возможно, сестра учится хорошо и считает, что братик просто разгильдяй, и двойку заслужил: уроки почти не учит, на занятиях вертится, да еще и постоянно огорчает маму.

Неподалеку с женщиной на детском велосипеде ее младший сын-дошкольник, который даже немного ряд, что не только его одного ругают за баловство и детские проказы.

Сегодня Картина Решетникова Опять двойка, находится в Третьяковской галерее в Москве.

Федор Павлович Решетников - талантливый советский живописец. Многим известны его жанровые картины на темы Великой Отечественной войны, пейзажи, портреты и шаржи. Особое место в его творчестве занимает тема детства и семьи, которая позволила художнику приобрести славу увлекательного рассказчика историй о повседневной жизни простых советских людей. А самой узнаваемой и многими любимой картиной из этого цикла является «Опять двойка».

Чтобы написать это произведение, Решетников часто бывал на уроках в московских школах. Ему было интересно наблюдать за реакцией и эмоциями учеников, которые были не очень прилежны в учебе. И не менее интересно было попытаться представить и отобразить на полотне то, как таких горе-учеников встречают дома.

Для того, чтобы написать образ главного героя этой картины, художнику позировали по очереди четыре простых дворовых мальчика, которым он не сразу сказал, что будет писать с них двоечника. Поэтому можно сказать, что это собирательный образ нерадивого ученика. Картина «Опять двойка» - не просто жанровая зарисовка. Это целая история, которая открывается перед зрителями. У неё есть своя предыстория и, наверняка, будут определенные последствия.

Прекрасным зимним днем мальчик пришел домой из школы. Судя по всему, он ученик городской начальной школы. На вид ему лет восемь-девять, щупленький, белобрысый, коротко стриженый и, вероятно, шустренький. Дома его встречают мама, старшая сестра и младший брат. Уроки давно закончились, деревянные ходики на стене показывают уже четвертый час дня, а он только явился. Как тяжело ему было переступить порог дома! Это досадное чувство на душе ему знакомо - двойку в школе пришлось получить не в первый раз. И он, наверное, изо всех сил старался оттянуть этот неприятный момент, гулял, как обычно, на улице с друзьями-товарищами. В этом можно не сомневаться. Он держит в руках старый кожаный видавший виды портфель, который в теплую погоду служил ему в качестве футбольного мяча, а зимой на нем так удобно съезжать с ледяной горки. Поэтому и замок у него сломался, да и сам он поистрепался до такой степени, что пришлось перевязать его длинной прочной веревкой, чтобы учебники и тетради не рассыпались по дороге. А сегодня из портфеля, так предательски выглядывают коньки! Как весело было на них скользить по замерзшему пруду, когда лицо обжигает легкий морозец! Щёки мальчика слегка раскраснелись, а вот уши пылают, наверняка, от стыда: ведь теперь надо держать ответ перед мамой. Герой ещё не успел раздеться с улицы. На нем длинное, ниже колен, зимнее коричневое пальто с меховым воротничком. Верхние пуговицы расстегнулись. На мальчике темно-синяя школьная форма, а на ногах сапожки или валеночки с новенькими, блестящими, словно лакированными, галошками. Вот он вошел в комнату и встал, понурый, в ожидании упреков. Весь его внешний вид изображает трагизм ситуации: он слегка опустил свою светлую взъерошенную голову, взгляд грустных темных глаз устремлен вниз - он не смеет взглянуть на своих родных, лоб сморщился, брови сдвинулись, губы сложились бантиком, щеки чуть надулись, а плечи безвольно опустились, будто на них положили невидимый тяжкий груз. В очередной раз члены семьи услышат его виноватую речь: «Сам не понимаю, как так получилось…. Мне очень стыдно. Я так больше не буду, я исправлюсь». Композиционно картина построена так, что главный герой уже стоит в углу, правда, пока ещё картины. Все остальные герои этого сюжета расположены в глубине комнаты. Поэтому невольно внимание приковано именно к нерадивому ученику.

Мама детей - молодая простая советская женщина. Она уже пришла с работы, переоделась в домашнюю одежду и хлопотала по хозяйству. На ней полосатый коричнево-оранжевый передник, на голове по-простому завязан темно-синий с небольшим желтым рисунком платок, чтобы волосы не мешали заниматься делами. Она заботливая мама и хорошая хозяйка: все дети опрятно одеты, а в доме чистота и порядок. Когда сын вошел в квартиру, ей пришлось оторваться от домашних дел. Она сразу поняла по его внешнему виду, что хороших новостей ждать не приходится, и в расстройстве присела на стул у большого обеденного стола. Её руки сложены на коленях и сцеплены в замок. Она с грустью смотрит на горе-ученика, её губы плотно сжались в тонкую линию. В который раз она спрашивает сына: «Ну и что мне с тобой делать, горе ты мое луковое?».

Старшая сестра - серьезная девочка, примерная ученица среднего звена, пионерка. Она выучила все уроки на завтра и собирает в новенький портфель учебники и тетради. На ней опрятная школьная коричневая форма с повседневным черным фартуком, на шее - алый пионерский галстук. Волосы аккуратно заплетены синими лентами в две тугие косички. Она стоит у обеденного стола с открытым учебником и, склонив голову набок, укоризненно смотрит на своего младшего брата. В её глазах решительное осуждение и непонимание: «Ну что - опять двойка? Как же так можно безответственно относиться к учебе? Сколько ты ещё будешь расстраивать маму своими оценками?».

Младший братишка главного героя ещё не ходит в школу и ему неведомы учебные проблемы. Он весело катается по квартире на новеньком двухколесном велосипеде. На нем широкие коричневые домашние брючки, бело-голубой свитерок, из-под которого выглядывает светлая рубашка, на ногах домашние тапочки. Его забавляет сложившаяся ситуация. Он знает, что сейчас его старшему брату достанется, как бывало уже не раз. С детской непосредственностью и интересом он смотрит на него и улыбается: «Эх, попадет тебе сейчас!».

Единственный, кто с радостью встречает мальчика из школы, - это верный пес. Дворняжка светлого окраса с большими коричневыми пятнами бросилась встречать своего маленького хозяина, стала запрыгивать на него лапами и вилять хвостом. Она целый день его ждала, наконец-то дождалась и теперь уверена, что сейчас они вместе пойдут на улицу гулять, бегать по сугробам, как вчера.

Живет семья главного героя просто, в относительном, по советским меркам, достатке. Большая двухкомнатная квартира. В светлой детской комнате на окне стоит модный по тем временам цветок фикус, на стене - огромная карта мира. В парадной комнате, где происходит основное действие, на полу постелен пусть старенький и вытертый, но настоящий шерстяной узорчатый ковер. На стене висят деревянные ходики, в углу стоит швейная машинка, на которой по ночам мама при свете настольной лампы шьет детям одежду. Есть деревянный буфет. На темно-синих стенах развешаны репродукции с картинами. Интересно, что на одной из них - работа самого Ф.П. Решетникова, выполненная им несколькими годами раньше. Называется она «Прибыл на каникулы». Только сюжет этой картины более жизнерадостный: на ней мальчик-курсант прибыл домой и бодро, с задором отчитывается перед своим дедушкой за успешную учебу. Наверное, это намек всем нерадивым ученикам: вот к чему надо всем стремиться, постигая азы науки.

Мне очень нравится эта картина, ведь художник так точно сумел отобразить эмоции и главного героя, и членов его семьи. Этот запечатленный сюжет такой трогательный, простой и всем понятный. Жаль нерадивого ученика. Хочется верить, что это - его последняя двойка, и дальше его учеба пойдет на лад.

Картина «Опять двойка», на которой мальчик стоит с поникшей головой, а на него с укором смотрят домашние, наверняка известна не только советским, но и современным школьникам. Родители частенько упрекали своих детей, сравнивая с ребенком на полотне, когда те приносили неуды. А в школе обязательно нужно было написать сочинение по картине. Казалось бы, сюжет прост и понятен, однако создавалась картина при любопытных обстоятельствах.



Федор Решетников написал картину «Опять двойка» в 1952 году. Она является одним из трех полотен, связанных между собой общей тематикой. Если следовать хронологии, то первой написанной картиной стала «Прибыл на каникулы». Художник изобразил юного суворовца, который приехал на каникулы к своим родным. Видно, что мальчик гордится своим положением, да и дед встречает его, как подобает солдату, по стойке смирно.


В следующей своей работе Федор Павлович решил делать главным героем отличника. Для этого он отправился в школу и попросил учителя присутствовать на уроке, чтобы понаблюдать за детьми. К доске вызвали отличника и задали ему простенькую задачу, но к всеобщему удивлению, мальчик не справился и стоял с поникшей головой. Он очень растерялся, полагая, что художник на задней парте, это проверяющий.

Тогда Решетникову пришел в голову другой замысел – написать картину о двоечнике. Сначала художник задумывал изобразить мальчика в классе возле доски, но потом перенес действие в дом.


На роль главного героя прекрасно подошел взъерошенный юный вратарь из соседнего двора. Федор Павлович на всякий случай не стал ему говорить, что мальчик играет роль двоечника.


Сложнее всего было с собакой – она отказывалась стоять на двух лапах. Тогда пришлось купить колбасы. Хозяин манил пса кусочком колбасы, и она принимала нужную позу. Так продолжалось до тех пор, пока лакомство не закончилось. Кстати, на заднем плане стене виднеется картина предыдущая картина художника «Прибыл на каникулы».


Завершающей картиной этой «трилогии» стала «Переэкзаменовка». На этот раз действие происходит в деревне. Мальчику необходимо подготовиться к переэкзаменовке, и он абсолютно несчастлив, т. к. друзья зовут его гулять на улицу. И снова на стене видна предыдущая картина Решетникова, подчеркивая преемственность тематики.

Картины Федора Решетникова в полной мере передали настроение советской эпохи середины ХХ века. Эти - лишнее тому подтверждение.

Елена Пислегина
Беседа по картине «Опять двойка»

Здравствуйте, ребята. На наше занятие пришли гости, они хотят увидеть : чему вы научились, как умеете отвечать.

Сегодня мы с вами на занятии вновь работаем по картине и знакомимся с новым художником Федором Павловичем Решетниковым. А картина , по которой мы будем работать, очень интересна тем, что на месте ее главного героя может оказаться любой из вас. Посмотрите внимательно на репродукции картин известного русского художника Федора Решетникова. Прочитайте названия : «Достали языка» , «Прибыл на каникулы» , «Мальчишки» , «Опять двойка » .

Кто герои этих картин ?

(Герои этих картин дети )

Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего занятия?

(Мы будем описывать картину )

Верно, мы будем учиться беседовать по картине . Чтобы узнать, по какой именно картине мы будем с вами работать, необходимо расставить буквы по порядку. (игровой момент)

Давайте вспомним какие словарные слова, по данной теме, вы уже знаете.

Картина (от русского «карта » ) – произведение живописи в красках.

Репродукция (лат.) – воспроизведенный посредством печати рисунок или картина .

-«Опять двойка » , правильно! Эту картину написал Ф . П. Решетников, к этому занятию Демченко Дима Подготовил историческую справку.

Родился Федор Павлович в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано появился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему : растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал сам.

Четырнадцатилетним мальчиком Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей – все это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными летчиками и, возвратившись, написал несколько картин , посвященных Арктике.

В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым.

Во время войны он неожиданно открыл для себя детскую тему. Приехав из Севастополя в Москву, где он работал в качестве военного корреспондента фронтовой газеты «Красный Черномерец» , однажды на улице он остановился посмотреть, как дети играют в войну. На роль «фашиста» , естественно, идти никто не хотел. На это удочку попадались только малыши, которые плохо разбирались в политике. Им здорово попадало, потому что ребята входили в роль и крепко поколачивали «фрицев» . Художника этот сюжет заинтересовал.

Ребятишки мечтали о том же, о чем и все вокруг : о победе. Решетников словно увидел готовую композицию будущего полотна. С большим подъемом он взялся за работу и написал «Достали» «языка» ».

Федор Решетников темы многих своих картин брал из повседневной жизни. После войны он довольно часто видел около метро, как суворовцев встречают родные. Все вместе шли домой, и ребята так бодро шагали – просто красота! Художник представлял, как один из них приходит домой и докладывает деду, кадровому военному, по всей форме : «Прибыл на каникулы!» . Паренек – уже маленький солдат, видно, как он этим гордится. Дедушка, принимая рапорт, тоже стоит навытяжку. Соотнесение двух фигур – старого и малого – раздвинуло рамки прошлого и будущего, придало сцене полушутливый характер. Вместе с тем картина серьезна . В суворовские училища брали тогда мальчишек, чьи родители погибли на фронте.

История создания картины «Опять двойка »

Картина «Опять двойка » была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой , как горько опять будет родным . Художник хотел показать, почему не пятерки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

Сейчас картина «Опять двойка выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки . Но равнодушных перед этим полотном не бывает.

А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников : «Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказывали о своих успехах. Недавно я встретил четвертого «двоечника» и с трудом узнал его : он вырос, окреп, окончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе».

Чтение письма.

Ребята, смотрите, нам пришло письмо. Давайте прочитаем его.

Дорогие ребята!

Мне известно, что на одной из ваших занятий вы будете обсуждать содержание картины «Опять двойка » .

Мне очень приятно, что мой творческий труд заслуживает вашего внимания, и поэтому хочется для вас еще многое сделать (в меру своих сил и возможностей, конечно) .

Вообще обсуждение художественных произведений принесет вам большую пользу для развития вашего кругозора. Вы будете в дальнейшем лучше и свободней разбираться в искусстве. Да и нам, художника, интереснее создавать произведения для тех, кто в них заинтересован, кто правильно понимает. Поэтому я желал бы, чтобы вы провели обсуждение «Опять двойки » - на пятерку! Желаю вам здоровья и больших успехов в учебе!

Ф. Решетников

Давайте внимательно посмотрим на картину Федора Павловича Решетникова «Опять двойка » (молчаливое рассматривание)

Расскажите, что изображено на картине ?

(Мальчик с портфелем, из которого предательски выглядывают коньки; верный пес, ласково бросившийся к хозяину; сидит у стола мама, братишка на велосипеде; сестренка, часы на стене, дверь, большая комната, окно)

Беседа по вопросам . Анализ картины .

Что изображено на переднем плане картины ?

(На переднем плане одетый мальчик с виноватым видом, к нему ластится собака, которая очень радуется его приходу домой)

Опишите внешний вид мальчика, его позу, выражение лица.

(Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных, чувствует себя виноватым, в руках держит портфель, из которого выглядывают коньки)

О чем говорит его «бывалый» портфель? Как вы понимаете значения слова «бывалый» (словарное слово, работа со словарем?

(В руках мальчик держит потертый, рваный портфель, скорее всего зимой он служит ему вместо санок, а летом – футбольным мячом, замок на портфеле давно сломан, поэтому портфель перевязан длинной бечевкой, из портфеля предательски торчат коньки)

Каков приблизительно возраст ученика?

(Мальчику примерно 10-11 лет)

Если учесть, что картина была написана в 1952 году, то в каком приблизительно году родился мальчик?

(в 1941-1942 годах)

Говорят ли вам о чем-нибудь эти годы?

(период Великой Отечественной войны)

Что вы знаете о войне?

Великая Отечественная война коснулась каждой семьи в стране. Голод, холод, ежедневные бомбежки, отсутствие воды и канализации, тепла и электричества – вот те испытания, которые выпали на семьи в этот период.

ВОВ принесла очень много жертв. Ушли на фронт и не вернулись многие отцы, матери и сыновья, а сколько человек погибло в тылу!

Детей, живших в этот период, поглотила война и послевоенная разруха и голод. Во время этого ужасного голода норма была такой : завтрак и ужин – по 100 граммов хлеба, обед – 200. В это время никто не сидел, сложа руки. В старшие горестные годы ВОВ дети взрослели быстро. В тяжкое для страны время они уже понимали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа, стараясь ни в чем не уступать взрослым, порою даже рискуя жизнью. Дети, которые еще совсем недавно были беспечны, простодушны, оказывались втянутыми по горло в войну. Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на станках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

Легко ли было жить детям в военный и послевоенный период?

(Им было очень тяжело)

Почему же мальчик чувствует себя виноватым?

(школьник получил двойку )

Первый ли раз такое произошло?

(название картины говорит о том , что такое происходит часто)

Как вы думаете, почему это происходит?

Почему собака радуется приходу домой своего хозяина?

(Собака очень любит его, для нее возвращение хозяина домой – всегда радостное событие, так как ожидается прогулка, собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам)

Что изложено на заднем плане?

(мама, старшая сестра, младший брат, интерьер дома)

Что такое интерьер (словарное слово?

(зачитывание определение учащимся, который работал дома со словарем)

Чем отличается девочка-школьница от современных учениц?

(галстук, школьная форма, портфель)

А какие школьники носили красные галстуки?

(пионеры)

А кто такие пионеры нам расскажет Степанов Алексей.

Пионер – это первый в чем-то, первопроходец. В послевоенные годы появились образы Пионеров-героев-школьников, которые отважно сражались с фашистами. Образы пионеров-героев активно использовались как примеры высокой морали и нравственности.

Каких пионеров-героев вы знаете?

(Зина Портная, Володя Дубинин, Марат Казей)

Каждый пионер послевоенного времени хотел стать настоящим пионером, полезным своей Родине. «Пионер всем пример!» - главный девиз каждого школьника. И герой нашей картины тоже пионер .

Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой ?

(Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упреком смотрит на сына, столько проблем у матери, да еще и сын ее подводит)

Каково отношение к мальчику младшего братишки?

(Он катается на велосипеде, да посмеивается над двоечником, думает, что когда вырастет, то обязательно домой будет приносить только пятерки)

Как вы думаете, в послевоенное время легко ли было купить ребенку велосипед?

(нет, период был тяжелый, несмотря на то, что после войны уже прошло около 7 лет)

А как ты узнал, что прошло 7 лет?

(Я от 1952 года, когда была написана картина , вычел 1945 год, окончание войны, и у меня получилось 7)

О чем говорит наличие велосипеда в семье?

(Мама очень старается для своих детей, старается сделать все возможное, чтобы дети ни в чем не нуждались)

А теперь внимательно посмотрите на сестру. Что выражает взгляд и поза сестра? Как вы думаете, как она учится?

(Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной, чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично, сейчас она повторяет уроки, собирается в школу, ее портфель новый, не потрепанный, как у мальчика)

Почему сестра с таким упреком смотрит на брата?

(Стесняется его, ведь он совсем не соответствует образу пионера, к которому стремиться в это время каждый школьник)

Есть ли у мальчика возможность учиться?

(Условия есть : в комнате мы видим стол, левее – письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта , сестра уйдет во вторую смену учиться, мама занята домашними делами, скорее всего, сделает все возможное, для того, чтобы мальчику во время подготовки домашнего задания ни кто не мешал)

А у вас, дети, сейчас есть условия для хорошей жизни и учебы?

(У нас светлые классы, где мы узнаем много нового)

(Игровая для провождения досуга, в игровой у нас есть телевизор, компьютер, настольные игры)

(Большая уютная и теплая спальня)

А кому мы обязаны всем этим?

(Губернатору Краснодарского края Александру Николаевичу Ткачеву и министерству социального развития)

Александр Николаевич большой вклад внес в развитие нашего края. Он любит и заботится о всех детях Кубани.

Вернемся к картине . Какова основная мысль картины ?

(Очень стыдно приносить домой двойки )

Раскрытию замысла художника помогают и краски. Какое соотношение цветов на картине ?

(Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушенные, ведь он раскрывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье, это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета)

Давайте составим небольшой рассказ по этой картине , возьмете конверты со словами. Постройте предложения, расставив слова в правильном порядке.

Держит, руках, портфель, в, потертый, мальчик, рваный.

Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.

Велосипед, на, смеется, братишка, маленький.

С, смотрит, осуждением, мама, переживает, очень, сына, за.

Речь, хорошую, слушать, и, хорошо.

Давайте подумаем, в какой последовательности мы расставим эти предложения?

Найдите лишнее предложение, объясните, почему исключаете?

(Пословица «Хорошую речь хорошо и слушать» - не относится к нашей теме)

Назовите пословицы, которые знаете, и которые подойдут к данному произведению.

Сделал дело – гуляй смело.

С умным разговориться, что меду напиться.

Хороша книга, да чтец плох.

Без труда не вытянешь и рыбку из труда.

Не учась, и лаптя не сплетешь.

Делу время, потехи час.

Вот и подошло к концу наше занятие. А сейчас скажите мне, чем мы с вами занимались на занятии?

(Мы беседовали по картине , знакомились с живопись)

Какую картину мы сегодня рассматривали?

(Картину «Опять двойка » )

Кто ее написал?

(Ее написал Федор Павлович Решетников)

Когда он родился?

(Он родился в 1906 году)

Когда он умер?

(Он умер в 1988 году)

Сколько он прожил?

(Он прожил 82 года)

Что нового вы узнали? С какими словами познакомились?

(Мы узнали о жизни великого художника Ф. П. Решетникова, познакомились с его картинами , вспомнили о жизни детей в годы ВОВ, вспомнили о пионерах; бывалый, интерьер)

Какие у вас чувства вызывает картина «Опять двойка » ?

(Сожаление и обиду за маму, которая заботится о благополучии своих детей, воспитывая их одна, а сын в очередной раз огорчает ее получив еще одну двойку )

Сейчас ребята вы живете в другое время. Вы не знаете нужды. Обуты и одеты по сезону, спите в теплых спальнях.

Здесь заменяют вам мать люди, которые о вас заботятся. И поэтому вы должны быть благодарны тем людям, которые в 5 утра приходят, чтобы накормить вас, людей, которые вас утром поднимают, учат вас только хорошему. Одним словом всем, кто о вас заботится и оберегает.