Где сейчас танцует павел дмитриченко. Павел Дмитриченко возвращается в Большой театр

Где сейчас танцует павел дмитриченко. Павел Дмитриченко возвращается в Большой театр
Где сейчас танцует павел дмитриченко. Павел Дмитриченко возвращается в Большой театр

Будь моей женой!

Вскоре после ее отъезда получил письмо: «Сейчас я действительно счастлива тем, что пишу тебе! Спасибо за все нежные слова, которые даришь. Для меня нет большего подарка, чем все, что я чувствую, читаю, вижу своей душой от твоей души. Есть прекрасный фильм «Город ангелов» с Мег Райан и Николасом Кейджем . Быть может, ты его видел. Если нет, обязательно посмотришь, когда все будет хорошо. Так вот, она была врачом и жила в своем суматошном микрокосме. А он был ангелом в черном длинном плаще в пол. Это очень тонкий, красивый, чувственный фильм, где показано его незримое присутствие в ее жизни. Но поначалу она не могла его видеть... Не буду дальше рассказывать. Пока что жизнь так задумала, что я, как Мег, в этом муравейнике дней и дел. А ты, чудесный и заботливый, есть в моей жизни каждый день. Поэтому ты тоже ангел... И я благодарю тебя каждый день, как только просыпаюсь...»

Как такое может быть?! Ведь эти же слова я собирался написать ей! К Яниному письму был приколот один листок для ответа. Больше по инструкции не полагалось, и мне все время не хватало бумаги, чтобы написать ответ. Так много хотелось сказать! Я пытался писать очень мелко, чтобы поместилось больше слов. Только отсылал письмо и тут же начинал считать дни, в нетерпении ожидая весточки от Яны. Письмо приходило быстро.

«Пашенька, привет! Двадцатое февраля, нежный день. Получаю твое светлое письмо. С первых строк, чувствуя твое хорошее настроение, дышать легче и спокойнее. Настроение - штука переменчивая. Каким бы оно ни было, важно, чтобы оно не задерживалось на какой-то постоянной величине. Наверное, разве что кроме состояния счастья. Но когда мы находимся в состоянии постоянного счастья, мы перестаем в себе что-либо искать и не делаем особых преобразований, поскольку оно совершенно застилает глаза».

Яна первый раз приехала ко мне в мае, а третьего июля 2014 года мы поженились. Моим друзьям разрешили присутствовать при регистрации брака. В той самой комнате для свиданий нас расписала работник ЗАГСа. Так мы стали мужем и женой. Вот только шампанского выпить не позволили. Приятели под стенами колонии устроили настоящую свадьбу: гудели в клаксоны, кричали «Горько!» и пили шампанское. За это мне потом влетело. После того как мы расписались, у нас было еще три дня свиданий. Теперь каждый год будем отмечать не день свадьбы, а эти три дня медового месяца...

Мы очень счастливы. Я считаю, что дело против меня полностью сфабриковано, но все равно благодарен судьбе, что так сложилось. Ведь только после этой истории мы с Яной полюбили друг друга. Нет худа без добра. В жизни никогда ничего просто так не бывает...

Павел Дмитриченко. Сцена из балета “Иван Грозный” в постановке Юрия Григоровича

Оперная часть труппы Большого театра позвала танцовщика Павла Дмитриченко (напомним, он провел три года в заключении по обвинению в организации покушения на прежнего худрука балетной труппы Сергея Филина) возглавить творческий профсоюз работников БТ.

О своих планах в новом качестве, а также о взглядах на нынешний театр Павел рассказал нам в эксклюзивном интервью.

- Итак, Павел, вас избрали главой профсоюза, если я правильно называю должность…

Председателем творческого профсоюза работников Большого театра.

- Несколько слов - что будет входить в ваши обязанности?

Это важно для самих артистов: видимо, назрели внутренние проблемы, если обратились ко мне за помощью… Я сейчас далек от каких-то внутренних их проблем, но встреча была две недели назад, мне об этих проблемах рассказали, и сейчас им нужна моя помощь именно с юридической точки зрения.

Потому что руководство театра, порою, не соблюдает свои же принятые правила, которые прописывались в коллективном договоре. И сейчас много проблем именно в оперной труппе. А я всегда открыт для помощи, люди меня в трудную минуту поддерживали, также и я готов поддержать коллег в качестве председателя.

- А вы всё это время продолжали оставаться сотрудником Большого театра? Эта линия не прерывалась?

Прерывалась. Профсоюз - это другая структура, она независимая, и является в большей степени надзорным органом над работодателем. Что до театра - я не стал возвращаться в него по одной простой причине: такого хамского отношения к артистам я не видел давно. Я дал себе слово, что в профессию вернусь только под руководством Николая Цискаридзе.

Да, но вы выходили в Большом еще летом на концерте, в номере из «Лебединого озера» с партией принца Зигфрида…

То, что я выходил на эту сцену, можно назвать возвращением в профессию. Но в театр, повторяю, я вернусь только под руководством Цискаридзе, так как только он имеет опыт общения с коллективом, имеет прекрасный вкус - кого приглашать из балетных и оперных постановщиков…

Только с ним возможен расцвет Большого театра. Это мое мнение.

- Так, а что конкретно произошло, что вас позвали?

Стали ущемляться права артистов. Я лежал с температурой, сам не знал, но артистами было инициировано собрание, и буквально вчера мне сообщили о том, что меня избрали. И вот сейчас я готов им помогать.

Профсоюзы в нашей стране исторически не столь сильны, как, скажем, на Западе. Это больше всегда было декорацией. А вот ваш профсоюз будет иметь реальную силу?

Да, наши профсоюзы совсем не те, что европейские. Но если обычно профсоюзы возглавляли зависимые от работодателя люди, то я как раз являюсь независимым лицом. У меня нет никаких интересов и страхов, относительно руководства Большого театра. Поэтому я буду строго действовать в рамках закона, строго в рамках коллективного договора, который сами работодатели и принимали. Недочетов очень много. Я о них знаю. Сейчас мы подбиваем статистику и будем требовать исполнения законодательных актов по линии трудового законодательства.

- Так какого характера проблемы?

Основная проблема в том, что работники оперного коллектива на основании договора не дополучают той работы, которую им обязан предоставлять работодатель. То есть руководству Большого проще пригласить на контракт кого-то со стороны, нежели задействовать своих сотрудников. И мы будем добиваться того, чтобы люди имели работу. Шутка ли: штатные сотрудники оперной труппы сидят без работы!

- Есть ли такая же проблема у балетной труппы?

Я еще не встречался с членами профсоюза, но, думаю, что проблема есть везде. Поэтому в ближайшие две недели я встречусь с балетной труппой и обсужу с ними их проблемы. В любом случае, я готов встать на их защиту. С удовольствием помогу.

Помните, МХАТ в свое время делился на Чехова и Горького как раз из-за того, что была слишком раздутая труппа. В Большом нет такого?

Нет, в Большом труппа не преувеличена. Более того, прописано самим работодателем, сколько он обязан давать работы своим сотрудникам, а сколько не обязан. И наша задача - ни воевать, ни какие-то там баррикады строить, а просто добиваться законности. Потому что в данный момент нарушается коллективный договор. Это нарушение закона. Будем вести диалог с…

- …с гендиректором Уриным?

Да. Диалог о том, чтобы он соблюдал трудовые нормы. На имя Урина будут обращения по наболевшим проблемам. Если руководство пойдет на диалог - услышит, признает свои нарушения, то проблема быстро решится.

- А если нет?

Если нет - дальше собирается комиссия, если и через нее не решаем - будем обращаться в суд. Почему ребята позвали меня: естественно у людей существует страх перед работодателем. А у меня нет никакого страха, и никогда не было. Поэтому я и стал председателем.

- То есть в ближайшее время вы выздоровеете, и проведете встречи?

Сначала мы уведомим вышестоящую организацию - профсоюз работников культуры о том, что я избран. Дальше мы уведомим работодателя, то есть гендиректора Урина официально (думаю, что он уже знает). А далее начнем работу, вот и всё…

- А вы с Уриным последнее время вообще общались? Нормально всё?

Последний раз мы общались прошлым летом, это было обычное общение, никаких контр, проблем не было…

- А можете ли вы - это многих интересует - выходить на сцену в качестве танцора?

Ну вот прошлым летом я выходил на сцену, потом случилась травма - я долго лечил колено. Сейчас лечение еще в процессе, и моя профессия танцовщика пока мною поставлена на паузу. Но карьеру я официально не закончил.

- Пауза, но временная?

На сей день - да, временная.

- Сколь сложно было себя удержать в форме в момент заключения и после? Это возможно теоретически?

Теоретически это невозможно. И я себя в форме и не удержал. Было сложно потом в эту форму войти. Силы духа хватало. Но организм не обманешь. Когда это вхождение в форму происходило, конечно, была дикая боль в связках, в суставах. Сидел на обезболивающих. Но цель была поставлена, и цель достигнута.

- Но вернемся: по вашему прогнозу проблему оперной труппы можно будет решить?

По моему прогнозу, любую проблему можно решить с помощью диалога. Если садятся два человека - один неглупый и второй неглупый – к единому решению они придут. Всегда найдут выход. А если у собеседника будет преобладать какой-то гонор, какая-то значимость, желание показать, что ты мне никто, а я сам всё могу, - то, конечно, будет сложно о чем-то договориться.

Но, надеюсь, люди все умные, выход найдут… потому что, когда недоволен коллектив, это может вылиться уже за рамки театра. Будем стараться решать это внутри. Спокойно. Тихо. Юридически грамотно.

Последний вопрос - в каком качестве Большой театр пребывает сейчас? Он на взлете, он стабилен, что вообще с ним?

Если брать двенадцать лет моей работы, то могу сказать коротко: бывало лучше. Мне есть, с чем сравнивать. Это если не вдаваться в подробности. То, что я видел за годы моей работы в Большом (имея ввиду и оперный репертуар, и балетный), - было лучше. То, что сейчас, это не самый лучший период жизни Большого.

- А «Нуреева» вы не видели?

Видел отрывками. Коротко: балет, созданный на скандале. Хотя ребята все работали на 100%, они молодцы, в любой ситуации так работают, труппа Большого считается лучшей во всем мире. И всегда такой будет. А что по сути спектакля - на вкус и цвет… кому-то нравится на сцене Большого театра голый мужик, кто-то это считает феерическим искусством. Кто-то считает, что Большой - это чистая классика.

А я считаю, что сцена Большого - это не экспериментальная сцена, это утвердившиеся каноны… сам танцовщик Нуриев прославился не тем, что пытались показать постановщики, а своим талантом. А личная жизнь каждого из нас - это наша личная жизнь, не нужно это на сцене показывать.


"На сегодняшний день я уже танцую, а значит, я в хорошей физической форме, ибо без хорошей подготовки танцевать один из сложнейших балетов - “Лебединое Озеро” - невозможно. Каких усилий и трудов мне стоило вернуться в профессию - это отдельная история", - подчеркнул он.

По словам балетного критика, Большой нуждается в таком артисте, как Дмитриченко. "С точки зрения художественной, а не моральной возможность возвращения возникает только потому, что на роли, которые он танцевал, очень мало исполнителей. В этом смысле он реально нужен театру. Однако, может ли он физически исполнять эти роли, должны смотреть специалисты-практики", - отметила Гордеева. Напомним, бывший солист известен по ролям Злого гения в "Лебедином озере", Спартака и Ивана Грозного.

Она добавила, что в тренировках Павла на площадках театра нет ничего экстраординарного. Дело в том, что большие театры с огромными залами разрешают людям, не состоящим в труппе, ходить на свои занятия, если те об этом просят. Например, профессиональным танцовщикам, которые по воле случая оказываются в чужом городе. С Дмитриченко, конечно, ситуация немного другая - он находится в родном городе, но из общего потока выброшен, пояснила она.

Коллективная расстановка

Четыре года назад, когда Дмитриченко обвинили в организации покушения на Филина, коллектив Большого во мнениях разошелся. Более 300 человек подписали тогда письмо в поддержку коллеги. По словам Анны Гордеевой, это большинство.

Анжелина Воронцова, чьё имя два года назад связывали с нападением на худрука балета ГАБТа Сергея Филина, заключила брак. Но не с танцовщиком Павлом Дмитриченко, который сейчас отбывает срок. Анжелина стала женой другого мужчины.

Это страшное ЧП в мире искусства никто не забыл. Сергею Филину плеснули в лицо кислотой, а заказчиком этого чудовищного преступления был назван один из ведущих танцовщиков Большого Павел Дмитриченко. По версии следствия, Анжелина была его девушкой, Филин не давал ей расти, всячески притеснял, вот Дмитриченко и отомстил.

По словам педагога и первого партнёра Воронцовой в Большом театре Николая Цискаридзе, «в том, что говорили и писали, правды процента на три». Цискаридзе рассказал, что на момент совершения преступления Павел и Анжелина уже практически расстались.

Год назад, будучи в тюрьме, Павел женился, - рассказал Николай Цискаридзе. А совсем недавно, 21 сентября 2015 года Анжелина вышла замуж за Михаила Татарникова, главного дирижёра и музыкального руководителя Михайловского театра. Там она сейчас в штате в качестве ведущей балерины.

Балерину пытались сломать закулисные интриганы, которых немало в балетном мире. Кто именно, Цсикаридзе не назвал. Но у неё, как видим, всё складывается хорошо - и в карьере, и в личной жизни. Уже в Михайловском театре в Санкт-Петербурге она станцевала 17 партий. А вот Павлу Дмитриченко интриганы сломали карьеру и жизнь. Хотя в его вине даже после суда есть большие сомнения.

По мнению Цискаридзе, Дмитриченко в профессию уже не вернётся. В отличие от Воронцовой, его карьера закончена. «Даже обольщаться не стоит. Паша, думаю, как никто это понимает. Балет – это ежедневные тренировки. Даже полгода или год перерыва для балета слишком много. А тут слишком большой перерыв», - уточнил Николай Максимович.

Анжелина Воронцова родилась в Воронеже 17 декабря 1991 года. Училась в гимназии № 4 и занималась художественной гимнастикой, выступала на общероссийских соревнованиях. Балетом начала заниматься в 12 лет. В 2003-2008 гг. училась в Воронежском хореографическом училище, в котором её педагогами были известные в прошлом балерины, народные артистки РСФСР: сначала Марина Леонькина, потом - Набиля Валитова и Татьяна Фролова.

В 2008 году была принята в Московскую государственную академию хореографии по классу педагога Н. Архиповой. В 2009 году окончила Академию и была приглашена в труппу Большого театра России. Репетировала под руководством Николая Цискаридзе, он же был первым партнёром Воронцовой в спектаклях Большого театра.

С июля 2013 года - балерина Михайловского театра. В текущем репертуаре балерины - ведущие и сольные партии в балетах «Жизель, или Вилисы», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Дон Кихот», «Привал кавалерии», «Лауренсия», «Пламя Парижа», «Класс-концерт», «Тщетная предосторожность», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Прелюдия», «Белая тьма». Принимала участие в гастролях Михайловского театра в США.

Наверное, самая неприятная история в современной истории российского балета получает продолжение - появилась информация, что Павел Дмитриченко, который в 2013 году был приговорён к лишению свободы за организацию нападения на Сергея Филина, вернулся в Большой театр.

Правда, речь идёт, конечно, не о вступлении в труппу Большого и уж тем более не об участии в постановках, а об утренних тренировках у педагога Владимира Никонова. Из российских СМИ внимание этому факту уделила лишь интернет-версия Mk.ru - издание приводит слова одного из солистов Большого театра, пожелавшего остаться неизвестным:

"Многие, конечно, когда видели его первый раз после долгого отсутствия, не могли скрыть удивления. Я знаю, что он сам некоторое время боялся прийти в театр… Ещё летом до окончания прошлого сезона он несколько раз приходил к служебному подъезду, встречался с друзьями, но в сам театр не заходил, потому что волновался, как встретит его коллектив. И был приятно удивлен доброжелательным к нему отношением. Никакого негатива нет к нему абсолютно. Может, единицы и восприняли это не слишком хорошо… Но я таких даже не знаю…".

Вот лишь некоторые из них (орфография и пунктуация сохранены):

"Дорогой Павел, Ваша жизнь, Ваша личность и то, что Вы делаете, необычайно вдохновляют. Начинаешь верить и в свои силы и в то, что всё плохое пройдет, а тяжелое - будет преодолено. А Ваша сила воли и характера, похоже, безгранична. С восхищением и пожеланием Удачи".

"Вы прошли через Ад....и победили! Наслаждайтесь жизнью, Вы Талант!! люди зависливы, но есть Танец, рядом с Вами прекрасный человек, настоящие друзья---много не бывает---Приезжайте в Boston! сделаем -Мастер классы--- выступления!".

Кстати, намного охотнее эту новость подхватили зарубежные издания, в том числе и столь авторитетные, как британское The Guardian, американские The New York Times и NBC, а также французское Europa Press.

Так, Reuters приводит слова пресс-секретаря Большого театра: "Дмитриченко действительно был выписан по его просьбе пропуск для утреннего посещения Большого театра... Это никоим образом не означает, что он будет работать в Большом театре в будущем".

Генеральный директор Большого театра Владимир Урин также высказался по этому поводу: «Ходят слухи о том, что Павел Дмитриченко возвращается в Большой, и это будет непростой ситуацией. Однако после 3 лет, проведённых в тюрьме, он уже не является тем же самым танцовщиком, в физическом и эмоциональном плане. Поэтому главным вопросом является то, сможет ли он вернуть форму, которая необходима для танцовщика Большого? Большой — это работа, и она должна строиться на профессиональных принципах».


Павел Дмитриченко, 2013 год

Напомним, в 2013 году Сергей Филин, который тогда занимал позицию художественного руководителя балетной труппы Большого театра, подвергся нападению - артисту плеснули в лицо кислотой. Некоторое время Филин провёл в больнице, после чего он перенёс несколько операций и проходил длительную реабилитацию, по сведениям различных источников после этого случая он так и не смог полностью восстановить зрение. В декабре того же 2013 года суд признал артиста Большого театра Павла Дмитриченко виновным в нападении и приговорил к лишению свободы на шесть лет. Однако, Дмитриченко вышел по УДО в мае 2016 года.


Сергей Филин - в числе судей GallaDance Showcase Grand Prix в феврале 2016 года

Сейчас ему 32 года, судя по комментариям его коллег и фотографиям, Дмитриченко стал выглядеть массивнее, сам артист ранее заявил, что ежедневно выполнял физические упражнения, находясь в тюрьме. Сергей Филин же ещё в середине 2015 года в Большом театре. Тогда Владимир Урин отрицал наличие какого-то недовольства Сергеем Филиным, а в качестве причин расставания называл "внутренние факторы". В том же году Сергей Филин появился на телевидении в качестве постоянного члена жюри шоу "Танцы со звёздами", а сейчас он является руководителем мастерской молодых хореографов Большого театра.

фото на главной: страница Дмитриченко в Facebook