Где находится картина возвращение блудного сына. Анализ картины "возвращение блудного сына" рембрандта

Где находится картина возвращение блудного сына. Анализ картины
Где находится картина возвращение блудного сына. Анализ картины "возвращение блудного сына" рембрандта

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.

    Сюжет привлекал внимание знаменитых предшественников Рембрандта: Дюрера , Босха , Луку Лейденского , Рубенса .

    Описание

    Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему.

    На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не видно, голова написана в profil perdu . Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Картина - классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. «Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения , который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений» .

    Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь - одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу , но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). «Глубина пространства передаётся последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке» . «Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Сюжет строится по композиционной схеме „отклик“» .

    Второстепенные персонажи

    Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие - остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена.

    Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена (1541 год), на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. Но на гравюре эти фигуры надписаны - Вера, Надежда, Любовь , Покаяние и Правда. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни написано «Бог». Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры. Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя - на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена (самая дальняя и почти исчезающая в темноте), которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери блудного сына.

    Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре (судя по всему, женская, возможно - служанка или ещё одна персонифицированная аллегория; и мужская), труднее поддаются отгадке. Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом. Существует предположения, что на самом деле второй брат - это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну. Причём, может быть, это не просто колонна - по форме она напоминает столп Иерусалимского храма и может вполне символизировать собой столп Закона, и то, что праведный брат за ней прячется, приобретает символическое звучание.

    Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Она играет важную роль в композиции и написана почти так же ярко, как основные действующие лица. Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник. Израильская исследовательница Галина Любан считает, что этот образ связан с фигурой Вечного Жида . По другим предположениям - именно он старший сын, что не совпадает с возрастной характеристикой новозаветного персонажа, хотя он также бородат и одет, как отец. Впрочем, эта богатая одежда - также опровержение версии, поскольку согласно Евангелию, услышав о возвращении брата, он прибежал прямо с поля, где, вероятней всего, был в рабочей одежде. Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта.

    Существует и версия, что две фигуры в правой части картины: юноша в берете и стоящий мужчина - это те же самые отец и сын, которые изображены на другой половине, но только до ухода блудного сына из дома навстречу кутежам. Таким образом, полотно как бы совмещает два хронологических плана. Высказывалось мнение, что эти две фигуры - изображение мытаря и фарисея из евангельской притчи .

    В профиль в виде барельефа с правой стороны от стоящего свидетеля изображён музыкант, который играет на флейте. Его фигура, возможно, напоминает о музыке, которая через несколько мгновений заполнит звуками радости дом отца.

    История

    Обстоятельства создания

    Это не единственная работа художника на данный сюжет. В 1635 году он пишет картину «Блудный сын в таверне (Автопортрет с Саскией на коленях)», отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское наследство . В 1636 году Рембрандт создал офорт , а в 1642 году - рисунок (Музей Тейлора в Харлеме).

    Обстоятельства написания полотна загадочны. Как считается, оно написано в последние годы жизни художника. Изменения и исправления первоначального замысла картины, заметные на рентгенограмме, свидетельствуют о подлинности полотна.

    Датировка 1666-1669 годами, некоторыми считается спорной. Историки искусства Г. Герсон и И. Линник предложили датировать картину 1661 или 1663 годами.

    Перед Великим постом в Церкви вспоминают притчу Христа о блудном сыне.

    У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: “Отец! дай мне следуемую мне часть имения”. Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество.

    Нажмите на изображение для просмотра галереи

    Геррит ван Хонтхорст. Блудный сын. 1622

    Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться.

    Изгнание блудного сына. Бартоломео Мурильо. 1660

    И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней.

    С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.

    Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: “Сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: “Отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих”.

    Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его. Сын же начал говорить: “Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим”…

    Возвращение блудного сына. Бартоломео Мурильо 1667-1670

    Блудный сын. Джеймс Тиссо

    aligncenter" title="Возвращение блудного сына (29)" src="https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/02/ProdigalSonzell.jpg" alt="Возвращение блудного сына (29)" width="363" height="421">

    Возвращение блудного сына

    Но он отвечал отцу: “Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал (не нарушал) приказания твоего; но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын твой, беспутно расточивший имение свое, ты заколол для него откормленного теленка”.

    Отец же сказал ему: “Сын мой! ты всегда со мною, и все мое – твое. А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся”.

    В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном – кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары.

    Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.

    Текст: Протоиерей Серафим Слободской

    Изображения: Открытые источники

    Во второй половине 1650-х годов Рембрандта постигла вереница неудач. Многочисленные долги разорили его, картины не приносили почти никакого дохода. Заявив о своем банкротстве, художник распродал все имущество и переехал в Амстердам. Он остался без своей коллекции, состоявшей из прекрасных предметов искусства, без верной и любящей жены Хендрикье, которая умерла, будучи отлученной от церкви за внебрачную связь с Рембрандтом, заболел чахоткой его сын Титус, а невестка умерла от отчаяния. Больной, полуослепший, всеми покинутый, не в силах удержать в руке кисть и оттого привязывавший ее бечевкой, художник пишет свой последний шедевр.

    Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» была создана незадолго до смерти живописца в 1669 году. На ней изображен финал сюжета из евангельской притчи: младший сын, ушедший некогда из отцовского дома, возвратился, полный раскаяния. Упав на колени перед старым отцом, он уткнулся в его колени, надеясь на прощение. Голова ноши обрита наголо, одежда больше смахивает на рубище нищего, обувь истоптана - весь облик странника говорит о том, что ему довелось многое повидать и пройти через различные испытания.

    Отец, тщательно выписанный на картине Рембрандта «Возвращение блудного сына», склонил голову над несчастным, будто прислушиваясь к его шепоту. Он наклонился над сыном, положив ему руки на плечи; лицо старика выражает чувство печальной радости и прощения. Эти две фигуры - отца и сына - словно стали единым целым, слившись в объятии. Яркий свет падает на них и на фигуру старшего сына, стоящего поодаль и с легкой грустью взирающего на эту сцену. Для Рембрандта эти три персонажа имели свое значение: через «Возвращение блудного сына» он повествует историю собственной жизни, наполненную бурными страстями, поисками, страданиями и надеждой.

    Художник неоднократно обращался к этой притче. В ранних набросках живописец по-разному обыгрывал этот сюжет, то обнажая душевные порывы сына, то демонстрируя изумление старика-отца, вызванное неожиданной встречей. В последнем варианте «Возвращения блудного сына» Рембрандта акцент сделан на фигуре отца, излучающей любовь и всепрощение. Искусствоведы полагают, что три основных персонажа картины символизируют самого художника в разные годы его жизни.

    Изображенные на полотне второстепенные персонажи словно выступают из тени. Рядом со старшим братом мы видим богато одетого человека в берете, который сидит, закинув ногу на ногу, и с интересом наблюдает за происходящим - предположительно, это еще один брат. На заднем фоне виднеются едва различимые фигуры, которые могут быть слугами господина.

    В 1766 году «Возвращение блудного сына» Рембрандта приобрел у герцога де Кадруса князь Голицын, выполнявший поручение Екатерины. Картина была помещена в Эрмитаж, где и находится по сей день.

    В 17 веке среди художников того времени очень популярным был сюжет, основанный на Библии. В частности, мастера кисти тогда старались изображать на своих холстах сюжет о возвращении блудного сына. Она повествует о том, что непутевый сын забрал часть наследства своего отца, принялся гулять и вести себя не лучшим образом. После того, как его одолело пьянство, кутеж, ему пришлось стать свинопасом, в итоге незрелая душа не сумела выдержать всех испытаний, что выпали на его долю, молодому человеку пришлось возвратиться к отцу. Естественно самый любящий человек принял его, не смог удержать слез.

    Основная идея картины

    Холст очень темный. Иногда даже не с первого раза можно отличить лица некоторых персонажей картины. Действие разворачивается перед богатым домом, где именно и встретились после длительной разлуки сын и отец. Вся семья собралась, чтобы посмотреть на то, как пройдет эта долгожданная для отца встреча. Он слеп, но даже при своем недуге оказался удивительно прозорлив и его сердце наполнено добротой и любовью. Полотно темное, немного даже угловатое, но, несмотря на это, здесь можно различить внутренний свет, который постепенно просачивается в душу и очищает ее.

    Герои картины

    Интересно, что два главных героя, отец и сын, расположены не в центре картины. Так лучше видна основная идея. Рембрандт удивительным образом смог перенести внимание на главных героев не при помощи расположения их на холсте, а благодаря свету, который заставляет понять, кто именно здесь на переднем плане.

    Блудный сын изображен с бритой головой, и это не случайно. Дело в том, что в то время в таком виде ходили только каторжники, поэтому так становится понятно, что молодой человек находится на самой низкой ступени социальной лестницы. О том, в какой роскоши когда-то он жил, говорит воротник.

    Каждый образ в картине говорит о чем-то. Так, образ старшего брата символизирует совесть, а образ матери - безграничную материнскую любовь. Некоторые говорят, что сама картины предполагает перерождение образов художника. Есть еще 4 фигуры, они скрыты в темноте.

    Рембрандт сделал так, что они символизируют:

    • Веру;
    • Покаяние;
    • Надежду;
    • Правду;
    • Любовь.

    Картина считается путем к очищению, к совершенствованию человека и к его самопознанию. Это исходит из того, что автор полотна никогда не считался набожным человеком, именно поэтому сам центр картины многие считают отражением души Рембрандта. Он - не участник, он является наблюдателем.

    Похожие статьи

    Федор Васильев, прожил слишком короткую жизнь, всего 22 года. Но, обычному человеку не удалось бы и за целый век сделать то, что этот мальчишка сделал за столь недолгий период на земле. Феноменальный талант, необычные способности и любовь...

    Рембрандт - Возвращение блудного сына

    Каждый из нас знает известную притчу о возвращение блудного сына под крышу родного дома и великодушном прощении отцом своего сына.

    Рембрандт изобразил библейский сюжет на холсте, переживая в своей жизни духовное перерождение и поиски своего «Я», художник обратился к божественному началу, именно в этой истории он нашел божественное просвещение и отрекся от сомнений и страхов.

    Центр композиции составляют две фигуры – это отец и сын. Больной и несчастный, в рваных одеждах, босоногий, возвращается сын из тьмы, пороков и грехов, протянув руки к светлому лику, раскаянию во всех своих плохих поступках, что он совершил. Опускаясь на колени, зарывшись в одеждах отца, он словно ищет опору и поддержку, молит о прощении его глупости, неразумности и неуважении.

    Его лица не видно, но кажется, будто горячие слезы горечи и печали катятся по его щекам. Счастливый отец с благовонием встречает блудного сына, которого уже не надеялся увидеть. Распахивает свои крепкие родительские объятия, его лик светел и полон спокойствия и умиротворения. Он все прощает своему ребенку и принимает, не смотря на все дела, что тот совершил.

    Драматична и трагична эта сцена. Слуги и брат, вернувшегося бродяги, опустили головы, в кротком молчании.

    Эта картина полна надежд и тревог, раскаяния и заботы, духовной чистоты и принятия. Художник словно дает нам понять, что свет и прощение сможет найти каждый, кто искренне верит сердцем и душой, раскаивается и любит.

    • Сочинение описание картины После дождя. Плес Левитана

      Одна из лучших картин И.И.Левитана «После дождя. Плес» (1886) была задумана в состоявшейся поездке художника в Костромскую губернию. Она, как и другие композиции пейзажиста, написанные на Волге

    • Сочинение по картине Богатырский скок Васнецова 4 класс

      В своем художественном творчестве русский живописец Васнецов Виктор Михайлович, часто обращался к народному творчеству и мифам. Достаточно часто героями его шедевров становились могучие защитники древней русской земли

    • Сочинение по картине Врубеля Царевна лебедь 3, 4, 5 класс (описание)

      Невозможно не восхититься картиной М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Изображенный на ней сюжет завораживает. Здесь царит какая-то таинственная, загадочная и даже мистическая атмосфера.

    • Серов В.А.

      Валентин Александрович Серов родился 19 января 1965 г. В творческой семье. Вырос известный русский художник в Мюнхене. Карьерой художника Валентин обязан своими учителю П. П. Чистякову.

    • Сочинение по картине Шмаринова Крестьянские дети 5 класс

      На самом деле это не совсем картина! Мне сказали (по секрету), что это иллюстрация к стихам. Хорошая иллюстрация! Радостная и светлая, а ещё очень натуральная, похожая на фотографию.