Гайды онлайн игр. Классы в игре карос

Гайды онлайн игр. Классы в игре карос

В игре “Карос: Начало” представлено 4 уникальных расы, для создания вашего персонажа и 7 различных классов.


  1. Люди – стали обладателями классов «Паладин» это вроде “война“ обладающего магией и (Мечник) что по названию ясно “воин танк”.
  2. Эльфы Тени, с остренькими ушками наделены классами маг «Чародей» и «Бродяга» это вроде вора мастерски владеющего клинками и ножами.
  3. Эльфы Сероины, это магическая раса у которой доступно создать персонажа класса ведьма «Ведунья» и «Лучник».
  4. Васинийцы, это раса выносливых пиратов которые представляют класс «Канонир» - а именно выполняет роль некого стрелка или охотника.

На планете Azmara где находится континент “Бракион” - уже тысяча лет идёт война между добром и злом, былые боги которые представляли силу добра и зла на Бракионе давно были уничтожены, извергнуты в пучину древний истории. Временно на этой земле воцарился мир, но это затишье продлилось не долго. Вам предстоит воскресить древних богов чтобы победить древние зло, для этого вашему герою нужно будет качаться и собирать волшебную силу “Флетта” эта сила позволят улучшать вашего персонажа, оружие, ездовых животных.

Вашему герою предстоит постоянно вести поиск “Флетта” цветов которые обладают магической силой, для того чтобы с помощью их - вы смогли воскресить древних богов и восстановить равновесие между добром и злом. После каждого уничтожения монстров NPS вы можете собирать с них магическую силу “Флетты” по 1 очку за каждого монстра. За каждое очко этой миги вы можете приобретать специальные возможности для прокачки вашего персонажа.

Онлайн Игра “Карос: Начало” выполнена очень красочно а все NPS персонажи очень чётко прорисованы. Все персонажи выполнены в стиле исторических фриков, веши в игре очень необычные, особенно классно смотрятся девчонки “Эльфы” которым очень идёт классический вид в одежде. В игре можно прокачивать профессии, для этого придётся выполнить несколько простых заданий, обычно это - на уничтожение нескольких монстров.

Вы можете участвовать в многопользовательских PVP баталиях при осаде замков и шахт. Каждый замок это небольшой город принадлежащий определённой гильдии, где местные жители NPS облагаются налогам которой идёт на развитие всем участником гильдии. Также важным ресурсом считаются шахты за обладание которыми также происходят стычки среди гильдий.



Игра получается довольно приличная созданная по всем канонам современной графики. Клиент игры небольшой всего 600мегов но про тестировать игру можно уже сегодня причём совершенно бесплатно .

Видео обзор "Карос: Начало"

Мнение продвинутого: Игрока о игре «Карос: Начало»

Очень хочется сказать про эту игру много слов.
1.) - Игра очень новая, и что будет дальше трудно вообразить. Игроков нужно влюбить в онлайн игру, но пака игра в таком состояние что трудно даже просто получить какое-то удовольствие - чтобы не нарваться на очередной игровой баг.

2.) - Система рас и классов, ещё плохо продуманно. Совершенно нет никакого разнообразия! Ты выбираешь сразу расу-класс, то бишь в игре будут бегать только эльфы девчонки и паладины, или гномы канониры.

Для сравнения в World of Warcraft десять рас, восемь классов, где у каждого класса есть три ветки развития, итого получается 24 различных персонажа, в прибавок ко всему еще система профессий (как то кожевник, травник, алхимик, портной) - но игру конечно для этого создавали десять лет.

Для сравнения в Линейке, шесть рас, при этом у каждой расы есть свой особенный класс “а иногда и по два”, которого нет у другой расы, а те которые похожи имеют существенные расовые отличия, что выражаются в скиллах “то есть в способностях”. Всего получается: У людей одиннадцать классов, у светлых эльфов шесть, у темных эльфов шесть, у орков четыре, у гномов два, у камаэлей четыре. Всего 33 класса из них 25 совершенно не похожи.

Возможно, конечно в «Карос: Начало» и есть какое-то дальнейшее развитие, но мало вероятно что-то приличное получится из Китайской MMORPG.

3.) Их "уникальная" система крафта. В той же Линейке, так же из всего что выпадает из монстров можно что-нибудь собрать. Возможно тяжелее, тут не спорю, но от этого и играть становиться интереснее. Что говорить об экономике, которая держаться на крафте.

4.) PVP. Ну тут убило... в любой самой, китайской мморпг есть, дуэли. В онлайн игре World of Warcraft потрясающие БГ “своеобразная Арена”, а в Линейке вообще свобода, бей кого хочешь и где хочешь “только в городе нельзя”. А тут нам заявляют, что только на Осадах и захвате шахт, - смехота, одним словом.

5.) играть в MMORPG “да ладно уж играть, но при этом оскорблять World of Warcraft (Игру которая занимающую 1ое место среди всех онлайн игр: ММОРПГ,” или Линейку - “не помню какое место, но только на русском официальном. Их кажется 8 или больше серверов и все просто ломятся от игроков, это по мимо всяких пиратских,” у которой клиент весит 600 МБ...



Ну ребят сразу видно ничего лучше Кароса вы не видели...
И это все еще по мимо графики и звукового оформления...
В защиту хочется сказать, что возможно там действительно интересная система "флетты". Но одной флеттой сыт не будешь.

Встал перед сложным выбором? Ты попал по адресу, немножко раскрою тебе глаза...

Чарка или син?

Хотел бы сказать что этот блог будет посвящен всем неопределившимся с выбором людьми, которых досих пор мучают и кошмарят вопросы "Кем мне быть" ... Много было мной написано на эту тему, но почему то вопросы до сих пор продолжаются... Попробую обьяснить в очередной раз...

  • В каросе нет равных противников, есть кто вточен получше есть кто похуже и поэтому словестные поносы при ПК на лоу локах вида "Ти щто нуп иди на равных пэкаш " считаю тупой отговоркой обиженных слитых нубцов - крабов недовольных тем что их вообще тронули, начнем с того что ПК это все же пк и когда ты шпаришь фиолетовый по не важно какой локе, будь то баласон или посета у тебя нет друзей и выбирать кого лить не приходится и "эдуарды" которые пытаются доказать мне что я нуб раз не прыгаю на равных - скажу вам просто и коротко, равных тут нет чтото не нравится закрой варежку и иди нах.....
  • Кто же загибатор нагибатор? Если брать за основу написанное мной выше, то ярого имба перса в игре нет, есть имба заточка, имба рунки, имба вставки и прочее что делает вас сильней... Так что смысла орать что кто то нагибает я определенно не вижу, да и вообще если честно считаю людей верящих в то что гнет класс - полнейшими *удаками..

сложный выбор

Чуть выше мы выяснили что нагибать можно всеми, теперь немного о сути персонажей и проблеме выбора, как вы уже знаете у нас есть выбор из 7 персов, думаю перечислять их не имеет смысла, а вот суть игры персом всеже обьяснить придется... Персонажи у нас поделятся на три типа... По этому типу и придется выбирать кем хочешь быть и что для тебя важней убивать или хилить...

  • Прирожденные убийцы
  • Саппорт персы
  • Фармеры

Прирожденные убийцы

  • сины (Любая профессия)
  • маги (Любая профессия)
  • чародейки (Любая профессия)
  • мечники (Именно ветка фехтовальщикахИли же копейщик крестоносец)
  • Паладины (Ветка заступника профессия Рыцаря духа)
  • Лучницы (Стрелок, Следопыт, Cкаут)

Саппорт персы

  • Хилы (Ветка Церковницы)
  • Паладин (Ветка Священного рыцаря)

Фармеры

Фармить без изсключения можно всеми, даже хилом но мы ищем тех кем можно было бы фармить так что бы не тратиться на дорогие шмотки и прочее поэтому идеальный фармер всех времен и народов это..

  • Паладин (Ветка Священого рыцаря)

Почему именно так, думаю знает каждый...

Прочитал а озарение так и не снизошло

Чтож в таком случае придется углубиться в каждого перса детально, докопаться до каждой мелочи.. Но увы я этого делать не буду так как есть куча людей которые сделали это за меня, поэтому смелей открываем гайды и читаем чем же блещет ваш перс а в чем его слабости, можно посмотреть серию видео с YouTube , хоть как то но оно вас раззадорит и даст понять как ведет себя тот или иной персонаж как валит с какой точкой итд... Но не стоит забывать такую вешь, без рук и обвеса ваш перс тупо ниочом, хотя даже имея тру обвес без наличия рук можно падать раз за разом даже от тех персонажей которые с виду хуже вашего...))

Выбор расчитаный на толщину кошелька

Ну это чтоб не задавались вопросы "почему я качаю мага а он не гнет" , скажем так чтоб комфортней игралось персонажу требуются регулярные вливы денег, той точки что имеется в наличии комиссионки нам может тупо нехватить, а та которая требуется для персонажа, по реалу превосходит цены "Элитной проститутки" .. Да вообще если честно каждый персонаж требует денег, будь то маг или крит...

Пара слов

В общем, выберайте качайте, разочаровывайтесь и заного выбирайте.. Знайте лишь одно, что без сильного доната либо же упорного задрот мода, ваш перс как был никем на 30м лвл так и будет никем на 90м..

Наверняка зададите вопрос почему в этом блоге нет ни слова о гноме? Все дико просто я тупо презираю некоторых нубо владельцев этого класса которой кроме +6 пухи и стойки гордиться собственно говаря больше нечем, зато понтов там больше чем денег у абрамовича..) Дабы не плодить уродов, о гноме ничего не было сказано...

Ну и всем удачного выбора, и лайтового кача..))

В Karos, ожесточённо сражаясь между собой за драгоценную флетту и флеттоцветы, обитают четыре расы Карос – это люди, тени, сероины и ванисийцы. Две расы поклоняются свету, две – служат силам тьмы. В бою у каждой из рас есть как сильные, так и слабые стороны. От выбора расы зависит не только то, на какой стороне будет сражаться игрок, но и то, какой профессии сможет обучиться его персонаж. Причем, для каждой расы характерны особые профессии, недоступные для изучения представителям иных народов.

К примеру, люди в мире Азмара считают, что именно их раса достойна занять господствующее место во всем мире. Представителей других народов, заносчивые люди считают менее достойными править планетой. Издавна люди были отличными мыслителями и ораторами, однако в физической силе они несколько уступают иным народам. Люди в Каросе способны обучатся профессии мечника либо паладина, так как только в этих профессиях они способны себя максимум проявить. Люди сражаются преимущественно на стороне света, что и определяет доступные им профессии.

Ванисийцы прекрасные торговцы, но весьма никудышные колдуны. Эта раса способна обучиться практически всем отраслям инженерного дела. Инженерный талант и позволяет зарабатывать на хлеб ее представителям. Они отличные кузнецы и оружейники, способные делать поистине удивительное оружие, славящиеся далеко за пределами Ванисийской державы. Умение торговать и знание инженерного дела делает ванисийцев склонными к таким боевым профессиям как пушкарь или канонир. Они с ловкостью обращаются со стрелковым оружием и выгодно торгуют с мастерами-изготовителями и торговцами. Пушка канонира обладает хорошей стрелковой мощью, а сам канонир способен ставить мины и понтоны на поле боя. В противовес этому тот факт, что канонира весьма недёшево содержать, то есть, для того, чтобы он реализовал свой боевой потенциал в полной мере, игроку придётся потратиться.

Сероины являются ещё одной светлой расой, проживающей на просторах Азмара. В отличие от остальных рас, нашедших себе дом в этом мире, сероины проживают в гармонии и согласии с природой. Они могут, как лечить, так и убивать при помощи двух вещей: магии и верного лука. Прекрасно ориентируясь в лесах планеты, сероины по праву занимают место истинных королей лесов. Они способны обучится двум профессиям, профессии лучника и ведовскому искусству, то есть стать ведуном.

Мрачная и угрюмая раса теней в Карос зародилась на востоке Азмара. Они обладают повышенной склонностью к черной магии. Их выражение лиц и цвет кожи дополняет их мрачный характер. В былые времена между расой людей и расой теней была непримиримая вражда, но со временем страсти приутихли. Ныне же тени способны приходить иногда людям на выручку.

В игре Karos довольно обширный выбор классов для создаваемых персонажей. Причем, выбор игрового класа и специализации персонажа напрямую зависит от выбраной расы. К примеру, человеку доступны два класса, это мечник или паладин на выбор. Каждый класс клас имеет ряд определенных преимуществ, позволяющих подобрать оптимальное сочетание стиля игры и игрового класа.

Бесстрашный мечник смело идёт в атаку на противника. Мечнику нет равных в ближнем бою. Его сильные стороны, это выносливость и физическая сила. Он искусно владеет копьём, алебардой или двуручным мечом. Благодаря его умению наносить мощные удары по нескольким противникам, мечник становится незаменимым бойцом на поле боя в самой гуще событий. Слабой стороной мечника можно назвать его оборону. Из-за ношения двуручного оружия мечник не может носить щит, что существенно снижает его показатели защиты.

Благородные и мужественные паладины призваны защищать боевых товарищей. Паладины способны как наносить урон, так и лечить раны своими молитвами. Так же паладины даруют защиту соратникам и благословляют на подвиги дружественные отряды. Паладины владеют одноручными мечами и щитами. Щит паладина способен как укрыть от удара, так и нанести значительный урон противнику. Паладин при помощи своего щита способен вырваться из окружения врагов, а его знания магии способствуют товарищам на поле боя.

Меткие канониры расстреливают врага на дистанции, не давая ему опомниться. Они прекрасно владеют стрелковым оружием, к тому же канониры искусные инженеры, способные поставить хитрую ловушку на поле боя. Опасным противником для канонира является боец ближнего боя или маг. Низкие показатели брони делают канонира чувствительным к получаемому урону.

Лучница метко стреляет из лука и арбалета. Она способна поразить цель на весьма дальнем расстоянии. Так же лучница быстро двигается на поле боя, избегая, таким образом, стрелковых и магических атак противника. Слабая сторона лучника, это его броня. Как у всех классов, предпочитающих дистанционную атаку у лучницы слабый показатель защиты.

Бродяге не стыдно ударить со спины. Они отличные мастера скрытного ведения боя и прекрасные тактики, а их искусство владения парным оружием совершенно. Его недостаток, это размеренный урон, наносимый врагу.

Чародейка знает боевые заклинания и умело их использует в бою. Она наносит сокрушающие дистанционные атаки и способна замедлить врага.

Представитель любой из четырёх рас может обладать одним священным животным. Это особая привилегия, и с помощью священного животного персонаж может быстро перемещаться по миру игры Karos. Животное компактно помещается в доспехах героя, а в нужное время оно всегда готово прийти к Вам на помощь.

Удивительная особенность священного животного заключается в том, что оно способно развиваться параллельно с самим персонажем. Вместе с его доспехами и оружием священное оружие героя является ключевым звеном его эволюции. В онлайн игре Karos уникальное священное животное можно сгенерировать из ресурсов с помощью специального персонажа, Заведующего священными животными. Также его можно купить или получить, как награду, за выполнение сложных заданий.

ЛЮДИ - наиболее интеллектуально развитая раса планеты Азмара, однако в то же время самая уязвимая из всех. Краснокожие Люди Азмары чрезвычайно хорошо приспосабливаются к любым условиям внешней среды. Они отличные дипломаты, легко находят общий язык практически со всеми существами. Также Люди Азмары заселяют неизведанные земли с невероятной проворностью благодаря способности быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Возможные профессии расы Людей: Паладин и Мечник.

ТЕНИ - в прошлом были кровными врагами Людей, однако сегодня военный союз Теней и Людей неожиданно приносит отличные плоды. И всё же раса Теней загадочна и своенравна. Эти странные создания голубого цвета имеют свою собственную тайну, которую не под силу разгадать ни одному существу. Возможно, именно эта загадка делает их такими отстранёнными, но, в то же время, она даёт им смелость и удивительные магические способности. Выбрав эту расу, Вы сможете стать Чародейкой или Бродягой.

СЕРОИНЫ - давние союзники расы Людей. Обладают способностью повелевать стихиями, что является очень могущественным оружиям в умелых руках. Несмотря на это раса Сероинов очень миролюбива, и они изо всех сил стараются держаться подальше от конфликтов и стычек. Ведунья и Лучница - профессии, к которым принадлежат Сероины.