Фра филиппо липпи картины с названиями. Фра Филиппо Липпи

Фра филиппо липпи картины с названиями. Фра Филиппо Липпи
Фра филиппо липпи картины с названиями. Фра Филиппо Липпи

Мне хотелось бы описывать любимых художников как людей возвышенных, не от мира сего, думающих только о прекрасном и духовном. Но это будет ложь. Во все века художники влюблялись, страдали, добивались счастья для себя, кормили семьи, и … дрались. Некоторые. Воинственным был красавец Караваджо, Бенвенуто Челлини….
Жизнь бурлила в этих великих мастерах, эмоциональных, чувствующих, взрывных. И чем сильнее они реагировали на все происходящее, тем ярче выражался их талант. Сегодня расскажу о Липпи.


Фра Филиппо Липпи (1406—1469) — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.

Он потрясающий. Он был лицом своей эпохи и оказал такое влияние на искусство, какое трудно переоценить.

Необычайно талантливый художник, он имел несчастье быть конкурентом некоторым из величайших художников в истории. В результате, сегодня он менее известен, чем того заслуживает.

Но есть одна область, где репутация Липпи затмила своих современников. Его любовные похождения читаются, как сценарий приключенческого фильма, насыщенного чувственными похождениями героя.

Родился в 1406 году в бедном квартале Флоренции. Его отец, Томмазо ди Липпи, был мясником.

К несчастью, мать умерла спустя несколько дней после родов, а через два года умирает и отец. Несмотря на всеобщую бедность, его на воспитание к себе берет сестра отца, тетка монна Лапаччи.
Когда мальчику минуло восемь лет, она отдала его в находящийся на одной улице монастырь кармелитов дель Кармине.

15 лет от роду принял обет монашества («фра» — сокращение от лат. frater - брат) и оставался в общине вплоть до 1432 г.

Вазари в своих знаменитых "Жизнеописаниях" отмечает, что в монастыре Филиппо Липпи вместо того, чтобы учиться, тратил все свое время на рисование, "пачкал всякими уродцами свои чужие книги", и приор решил дать ему возможность обучаться живописи.

Вместе с другими мальчиками он стал посещать различные церкви Флоренции, подражая знаменитым мастерам и копируя их фрески.

На фоне остальных воспитанников Филиппо выгодно отличался своим талантом и новизной в манере писания картин, поэтому монахи решили поручить ему завершить росписи, которые оставил после себя Мазаччо.

Успешно справившись с этим заданием, Филиппо постепенно начинает получать заказы для росписи других церквей. В связи с этим в 1431 году он покидает стены монастыря, дабы пуститься в свободное плавание.

Его жизнь окутана каким-то невероятными легендами, и если хоть часть из них правда - а скорей всего так и есть, то Филиппо предстает перед нами невероятно энергичной, жизнелюбивой натурой, не обращающим внимания на всякие там строгие моральные устои, которыми славилось в те времена общество.

В 1438 году его берет под покровительство Козимо Медичи, который вплоть до самой смерти художника обеспечивал его деньгами и заказами.

Именно с его помощью Филиппо назначают сначала капелланом в церковь Сан Джованно, а потом переводят в церковь Сан Кирико, что под Флоренцией.
Эти годы считаются самыми плодотворными в жизни художника, в это время он создает самые свои известные работы.

Но в 1455 году Филиппо осудили за подлог и махинации с деньгами. Представляете? Маститый к тому времени художник, облаченный в сан, целый капеллан - и мошенничество!

Его спасло высокое положение его покровителей. За него заступился не только Козимо Медичи, но и сам папа Евгений IV.

В результате этого художник не только легко отделался: он был переведен в другой монастырь, да еще и повышен в должности. Отныне он капеллан в женском монастыре святой Маргариты в Прато.

Здесь опять любопытная история, как результат проявления его цельной натуры - Филиппо был очень влюбчивым человеком. Его натура была страстной и порывистой. Он был без ума от хорошеньких женщин и делал все возможное, чтобы они отвечали ему взаимностью.

Из-за его характера ему приписывали, а возможно, и просто описывали приключения и похождения, которые Вазари не преминул отметить.

Вот еще по Вазари: Для того, чтобы Филиппо все свое время посвящал живописи и заказам, его патрон, Козимо Медичи, однажды запер его в комнате. Художник не выдержал даже двух дней. Порезав простыни на длинные лоскуты, он связал их и с помощью такого приспособления спустился через окно на улицу.

Козимо не смог его найти, поэтому о местопребывании художника остается только гадать. Тем не менее, спустя несколько дней Филиппо вернулся к работе и завершил заказ.

С тех пор Козимо Медичи не только не запрещал ему предаваться удовольствиям, но и всячески потворствовал ему.

Так вот, будучи назначенным капелланом в женский монастырь, Филиппо не преминул воспользоваться случаем, так удачно предоставляемым ему судьбой.

Он соблазнил одну из хорошеньких монахинь, Лукрецию Бути, и предложил ей вместе бежать с ним из монастыря. Напомню, что на тот момент художнику было около пятидесяти лет. Молодая девушка согласилась.

Спустя несколько недель Филиппо арестовали и только благодаря очередному вмешательству Козимо Медичи его отпустили. Везло Филиппо - по особому указу папы он снял монашеский обет и законно вступил в брак.

От этого союза родились сын Филлипино, который пошел по стопам отца, став художником, и дочь Александра. Именно в это время к нему в ученики поступает еще молодой и неопытный Сандро Боттичелли, впоследствии усвоивший многое у своего учителя. Об этом напоминают и ранние работы Боттичелли, со своими изящными Мадоннами, так похожими на манеру Филиппо.

Скончался мастер в возрасте 63-х лет, во время работы в Сполето, над очередным циклом фресок. Тот же Вазари предполагал, что Филиппо был отравлен родственниками Лукреции.

Тем не менее, когда Козимо захотел забрать останки художника, дабы захоронить их на родине, во Флоренции, жители Сполето воспротивились и упросили оставить его прах у себя в городе.

Ну и пару слов о его живописи, ведь именно его мощный талант потрясает, поражает, и благодарные современники и потомки восхищаются им и помнят его жизнь.

Он писал невероятно прекрасных женщин. Лица мадонн - живые, нежные, полные одухотворенности, чистоты и нежной любви молодых матерей к своим детям производят неотразимое впечатление, в его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что порой они прямо противоречат требованиям церковной живописи. Его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные малыши, пышущие здоровьем и весельем. Архитектура, окружающая главное действие на фресках мастера - яркая, веселая, подчеркивающая торжество события. Он был большим мастером композиции.

Если прочитали все выше, то вот еще одна легенда о Липпи, только прошу учесть, нет никаких подтверждений правдивости происшествия. Впрочем, и отрицания тоже нет. А сама легенда говорит о том, что Филиппо Липпи был личность потрясающая, а его талант признавался современниками.

Приключение в Африке. По хронологии оно как раз приходится на то время, когда он покинул свой родной монастырь во Флоренции. Вместе с друзьями Филиппо отправился путешествовать по морю, как внезапно их лодку захватили мавры и отправили пленников рабами в свою страну.

Филиппо, естественно, посадили в темницу, где он от нечего делать вздумал рисовать на стенах углем.
В том числе написал он и портрет предводителя мавров. Последний был так польщен своим изображением, что отпустил Филиппо обратно в Италию.

Одним из первых он стал писать тондо (картину в круге), ставшую затем форматом, характерным для эпохи в целом.


Художники Возрождения:Фра Филиппо Липпи

Здесь я покоюсь, Филипп, живописец навеки бессмертный,
Дивная прелесть моей кисти - у всех на устах
. Душу умел я вдохнуть искусными пальцами в краски
, Набожных души умел - голосом бога смутить.
Даже природа сама, на мои заглядевшись созданья,
Принуждена меня звать мастером равным себе.
В мраморном этом гробу меня упокоил Лаврентий
Медичи, прежде чем я в низменный прах обращусь
Эпитафия в переводе А.Блока

В истории Раннего Возрождения много легендарных красавиц, без которых эпоха вообще не состоялась бы. Но одна особенно будоражит воображение, потому что спустя века мы можем увидеть ее нежную красоту.
Юная Лукреция ди Бути смотрит на нас с картин своего возлюбленного супруга - великого художника Филиппо Липпи…

Ф. Липпи. Мадонна с Младенцем и двумя ангелами. Ок. 1465

Лукреция закрыла глаза и порывисто вздохнула. Она сделала это! Или все же это сон? Сейчас она очнется, и все станет как прежде. Она откроет глаза и увидит серые стены монастыря. Отец определил ее туда по достижении 15 лет. Сейчас ей почти 18. Через несколько месяцев она стала бы послушницей, а потом и монахиней. И все ее имущество отошло бы монастырю. Но она сбежала!..

Пышная религиозная процессия медленно двигалась по главным улочкам Прато. Конечно, этот небольшой городок с процветающей соседкой Флоренцией не сравнить, но и у него есть свое сокровище, своя Святая Реликвия - пояс Богоматери Пречистой Девы Марии.

Fresco Duomo, Prato

The Feast of Herod_ Salome_s Dance, 1460-1464, Fresco Capella Mggiore, Duomo, Prato, Italy.

Раз в год с величайшим почетом реликвию проносят по улицам. На процессию выходят все горожане, приезжают паломники из Флоренции, даже из самого Рима. Народу собирается столько, что не протолкнуться. В этой-то суматохе Лукреция и ускользнула из-под бдительного ока монахинь, смешалась с толпой, а потом сбежала. Это оказалось так просто - ОН подал ей руку, и она пошла за ним.

Herod"s Banquet (фрагмент)

Монастырь никогда не был ей по сердцу. Но она покорилась отцовской воле. Смирилась с тем, что никогда не быть ей ни женой, ни матерью. Что поделаешь, на все воля Божья

Филиппо Липпи

И вдруг - Филиппо! Она увидела его случайно. Хотя в их монастыре он работал уже год. Мать настоятельница пригласила его, известнейшего художника из Флоренции, написать образ для главного алтаря и сделать настенные росписи.

Funeral of St Jerome (фрагмент)

Матушка мечтала, что монастырь Святой Маргариты прославится своими росписями, как монастыри самой Флоренции. Однако всех сестер настоятельница предостерегла - почтенный фра Филиппо Липпи, хоть и принадлежит сам к братству монахов-кармелитов, но жизнь ведет весьма вольную. Нет, он не выпивает и не безобразничает, но больно любит приударить за женским полом. Так что, пока фра Филиппо будет расписывать те или иные помещения, монахиням туда путь заказан.

Coronation of the Virgin

Фрагмент картины

Лукреция никогда не выходила из воли старших: сначала - отца, потом - настоятельницы. Она всегда держалась в тени, тихо выполняла любую работу. Может, потому настоятельница и послала ее с какой-то просьбой к флорентийскому художнику. Лукреция вошла, озираясь, боясь увидеть страшного зверя, бросающегося на бедных женщин. А увидела мягко улыбающегося мужчину - не красавца и не урода, но с такими ясными и зовущими глазами, что девушка даже забыла, зачем пришла…

Он так измучился в этом монастыре… Низкие своды, крошечные комнатки. Так мало света! За серыми стенами в Прато бушевала весна, виноградники на склонах стояли пронизанные светом, солнце золотилось в полуденной дымке. А в этом монастыре - сплошная тьма.
Он раздумывал, как бы положить на фрески побольше солнечных бликов.

Любезная Лукреция

Написать что-то солнечное, струящееся, изящное, как золотистые женские волосы. Поднял голову от рисунка и увидел…

Lippi, Vergine Annunziata, Angelo Annunziante, sant"Antonio Abate e san Giovanni Battista

Она стояла рядом, мило переминаясь с ноги на ногу, и наголовный платок медленно сползал с ее волос, открывая золотой водопад. И в ее взгляде было столько тепла и света, сколько может быть только в чистейшем взоре Богоматери.

View of the fresco cycle in Prato Cathedral, Italy - Herod"s Banquet - Salome (detail)
«Lucrezia Buti»

Филиппо сразу понял, что она - Мадонна, и только его. Потом он узнал, что она - Лукреция ди Франческо Бути, дочь флорентийского гражданина, синьора Франческо Бути, и пока не Христова невеста. И художник сразу решил, что она ею не будет, чего бы это ни стоило. Он видел ее не в монашеской рясе, а в красивом платье. И еще он видел ее с младенцем на руках. Со своим младенцем.

Саилко.incoronazione marsuppini, post 1444, da pinacoteca vaticana

Конечно, вряд ли Мадонна была бы к нему столь милостлива. Он ведь никогда не был праведником. Да и как он мог им стать? Сирота, с раннего детства сам пробивающий себе дорогу. Мать умерла после его родов.

Lippi, madonna della cintola, prato.Лукреция стоит на картине справа.

Через два года умер и отец. Так что, сколько Филиппо себя помнит, он всегда принадлежал монастырю дель Кармине. Монахи его воспитывали, монахи и учили.
Да только говорили, что он туп до крайности. А он каждую свободную минуту рисовал угольками. Все книги, что попадали в руки, испортил картинками на полях.

Birth and Naming St John

Однажды на монастырском мощеном дворе нарисовал зеленой землей громадную картину - папа вручает устав монастырю кармелитов. Это и решило дело. Настоятель купил послушнику краски и велел срисовывать на доски все те живописные фрески, что были в монастыре и окрестностях. Вот так - самоучкой - и осваивал Филиппо азы живописи. Благо осваивать было с чего. Ведь монастырскую капеллу только что расписал великий, и уже безвременно покойный, Андреа Мазаччо.

Fra Filippo Lippi - Disputation in the Synagogue (detail)

Филиппо работал столь ревностно, что все вокруг начали толковать - в одержимого Липпи вселился дух самого Мазаччо. Кармелиты решили не рисковать - зачем им такие разговоры? Своего юного брата они отослали в Неаполь. С тех пор и начались его странствия по городам и весям.

«Madonna and Child Enthroned with Saints»

И в этих странствиях как-то забылось, что он - монах чуть не с рождения, недаром же его зовут «фра» - святой брат. А поскольку о работах его говорили, что созданы они так изящно и прекрасно, что лучше не сделаешь, Филиппо получил покровительство сильных мира сего - и семейства Медичи, и самого папы римского. Так что жил Филиппо в свое удовольствие, зарабатывал немало, увеселений и компаний не чурался.

Страшный суд.Картина в алтарной нише собора св.Георгия в Ферраре.

И вдруг - монашка! Сколько женщин он видел, ни разу не встречал такой величайшей прелести и чистоты. Свет земной и небесный! Филиппо уговорил настоятельницу позволить ему писать портрет Лукреции, добился разрешения поместить ее в виде фигуры Богоматери на свои росписи. Он перестал есть и спать, рисовал как одержимый. Она позировала ему целыми днями. И вот он похитил ее из монастыря. Украл у этих никчемных монашек их самое драгоценное сокровище!

«Seven Saints»

…Синьор Бути бушевал. Разыскав беглецов, он львиным рыком заявил, что не даст за своей вероломной дочерью ничего. Все отойдет монастырю, как и договаривались.

The Funeral of St Stephen (фрагмент)

Пока синьор Бути буйствовал, Филиппо лишь плечами пожимал. Неужели он, живописец, не может обеспечить любимую? Да он уже получил множество заказов. Об этом Филиппо и сказал разъяренному папаше, когда тот наконец перестал кричать.

The Funeral of St Stephen

Лицо синьора пошло пятнами, и он повернулся к дочери. Неужели та не понимает, что обесчестила свою семью? Да и себя тоже! Ведь этот похотливый старик - ему же пятьдесят лет! - всегда бегал за юбками. Всей Флоренции известно, как однажды Козимо Медичи, напрасно дожидающийся от Филиппо обещанной картины, запер его наверху своего загородного дома.

St Stephen is Born and Replaced by Another Child (фрагмент)

Так этот сластолюбец, чтобы не пропустить очередное свидание, разодрал простыни на веревки и по ним спустился вниз. Бедный Козимо еле нашел потом своего живописца у какой-то белошвейки. Неужели Лукреция хочет связать жизнь с таким животным?! К тому же он - монах. Он же не сможет на ней жениться!

Ambrosius-Legende

Отец ушел, оставив одни проклятия. Будто мало им других бед!
«Бог не осудит нас! - прошептала Лукреция. - Он поможет тебе что-нибудь придумать. Ты придумаешь!» Лукреция сжала веки, чтобы сдержать слезы.

LIPPI, Fra Filippo St Matthew the Evangelist

Fresco Duomo, Prato

Spoleto Cathedral

Ее Филиппо - не старик. Да он моложе всех самых молодых! И он не сдастся! Нашел же он выход, когда его похитили разбойники и продали в рабство. Полтора года он работал на хозяина, терпел голод и побои.

Death of the Virgin (фрагмент)

Но однажды ему в голову пришла мысль - использовать свой дар. Он нарисовал портрет хозяина, правда, углем, красок у него не было. И хозяин был так поражен его талантом, что отпустил художника. «Ты придумаешь! - повторила Лукреция, как заклинание. - Ты же художник!»

The death of Mary", fresco by Filippo Lippi; apse of the cathedral of Spoleto, Italy; depicted on the right side: Filippo Lippi, his son, and his helpers Fra" Damiante and Pier Matteo d"Amelia

"Annunciation", fresco by Filippo Lippi ; apse of the cathedral of Spoleto, Italy

Он был художником. И ему не надо было придумывать. Он послал в родной монастырь покаянное письмо, а Медичи - свои картины. Те, где Богородица с чистым обликом Лукреции благословляла мир.

Мадонна с младенцем (фрагмент)

И случилось невероятное - любовь победила все преграды! По ходатайству Медичи папа Пий II в 1461 году, спустя пять лет после побега влюбленных из монастыря Святой Маргариты, снял монашеский сан с Филиппо и разрешил ему вступить в законный брак со своей возлюбленной.

Filippo Lippi, Madonna col Bambino, pala lignea conservata nel Palazzo Medici Riccardi a Firenze.

Весельчак и жизнелюбец Липпи оказался прав - он воочию увидел свою жену не только в нарядных платьях, но и с младенцем на руках, и даже с двумя младенцами. В 1457 году родился их первенец, названный матерью в честь любимого мужа - Филиппино (то есть маленький Филиппо).

Madonna del Ceppo

Теперь отец рисовал его рядом с матерью то в виде Младенца Иисуса, то - святого ангела. Интересно, что сын тоже стал очень известным художником, но имя уменьшительное не выправил. Так и остался в истории - Филиппино Липпи, в отличие от большого - Филиппо.

Thronende Madonna

В 1465 году Лукреция родила дочку Александру. И теперь счастливый отец рисовал уже целое семейство - поразительно изящную Мадонну и счастливых, здоровых, вполне упитанных ангелочков.

Madonna dell"Umiltà con angeli e santi carmelitani o Madonna Trivulzio.

И этот трогательный облик юной матери со своими детьми (далеко не религиозный, а обаятельно-светский) вот уже шестое столетие покоряет зрителей ведущих музеев мира в Риме, Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Берлине, Мюнхене и, конечно,Флоренции.

В 1469 году, когда Лукреции было 31 год, Филиппино - 12, а Александре - всего 4 года, Филиппо Липпи не стало. Было ему около 63 лет, но он был по-прежнему полон сил - отправился в город Сполето расписывать местный собор. И по-прежнему он оставался жизнелюбом в полном смысле этого слова. То есть любил жизнь и, конечно, женщин.

Verkündigung an Maria

Благовещение. 1450.Старая пинакотека.Мюнхен

Благовещение Пресвятой Богородицы (фрагмент)

Правда, теперь никто не распространялся о его похождениях, ибо синьору Лукрецию уважали все. Когда же он умер, поползли слухи, что в Сполето Филиппо отравил какой-то родственник его очередной пассии. Но слухи эти быстро оборвались. Ибо и Лукреция, и дети так горевали по мужу и отцу, что ни у кого язык не повернулся сказать что-то, порочащее Филиппо.

Благовещение Пресвятой Богородицы (фрагмент)

Сначала Козимо, потом его внук Лоренцо Медичи ездили за прахом своего авантюрного монаха-художника. Но сполетцы не разрешили перевезти его во Флоренцию. Так и остался Филиппо там - в соборе. Говорят, до сих пор иногда посреди мраморных плит раздаются тяжелые вздохи. Говорят, это старый художник вздыхает о своей Мадонне.

Благовещение Пресвятой Богородицы (фрагмент)

Благовещение Пресвятой Богородицы (фрагмент)

Вот только где она - мы не знаем. Знаем, что 12-летний Филиппино пришел в мастерскую к ученику своего отца - великому Сандро Боттичелли. Больше идти ему было некуда. А значит, его матери, Лукреции, уже не было на этом свете. Она, как всегда, ушла за мужем. Или он снова украл ее. Это же так просто: он подал руку - и она пошла за ним.

Богоматерь с Младенцем и святыми Фредианом и Августином_Алтарь Барбадори 1437-1438, Париж, Лувр

Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи.

Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены.

Virgin with the Child and Scenes from the Life of St Anne (Tondo Bartolini)

Из фресковых работ этого высокодаровитого художника наиболее замечательные находятся в соборе Прато (сцены из жития св. Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св. Стефана» и «Пир Ирода») и в соборе Сполето (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное «Коронование Приснодевы»).

Относительно станковых картин Липпи надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму — писать картины, для которых итальянцы усвоили название quadri tondi и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов.

La Vierge et saint Jean-Baptiste adorant l"Enfant Jésus

Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде. Таково, между прочим, восхитительное «Коронование Марии» (галерея Уффици) и «Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане» во дворце Питти. Из картин Липпи, встречающихся вне Италии, особенно любопытны: «Венчание Богоматери» (кругл. формы) в луврском музее, «Пресв. Дева, поклоняющаяся Младенцу Христу» в берлинском музее, «Св. Иоанн-Предтеча» в лондонской национальной галере и «Крещение Господне» там же

Madonna of Humility with Angels and Donor Fra Filippo Lippi

Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время в Падуе (1434), в Прато (1453-65) и наконец в Сполето, где и умер 9 октября 1469 г.
Был учителем Сандро Боттичелли.
Библиография
Фосси Г. Филиппо Липпи. М., 1997.
Ссылки
. Фра Филиппо Липпи на artcyclopedia.com
. Фра Филиппо Липпи (1406—1469) на style-epohi.ru
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907)

На этот пост меня сподвигла одна работа, которая сейчас широко распространилась по фан-сообществу Гелы. Я не буду давать оценок, это дело вкуса, хотя, пожалуй, все же отдам должное ювелирной работе с фотошопом. Но, так как неизбежно возникает вопрос об оригинале, то о нем я и хочу поговорить. Вот он.


Филиппино Липпи. «Портрет молодого человека». 1485. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Картина также приписывается кисти титана Возрождения Сандро Боттичелли, однако, здесь все не так просто. Художников многое связало. Это было единое временнОе и географическое пространство - Флоренция 1460-х - 1480-х годов, подъем Ренессанса, завершение знакового правления Козимо Старшего Медичи и последующий блеск Лоренцо Великолепного, одна из моих любимых эпох, о которой я писала ранее вот . Сыграла роль и теснота человеческих и творческих связей, ученичество и преемственность художественной манеры и мышления Липпи-старшего, Боттичелли и Липпи-младшего - все это как способствовало появлению шедевров, так и ставило загадки искусствоведам, в том числе в отношении этой картины.

На сайте Национальной галереи искусств Вашингтона, в которой сейчас находится картина, так пишут про ее атрибуцию:

«Филиппино Липпи был сыном художника Фра Филиппо Липпи, который являлся без сомнения первым наставником мальчика. После смерти отца в 1469 году, он становится учеником Боттичелли, который оказал глубокое влияние на его стиль. Действительно, вашингтонский портрет так близок стилю Боттичелли, что среди искусствоведов были значительные разногласия по поводу того, кто на самом деле его написал. И хотя, он чаще приписывался Боттичелли, чем Филиппино, в последнее время авторы сошлись во мнении, что это творение молодого художника. В 1483 или 1484 Филиппино получил заказ на завершение великих фресок Мазаччо в капелле Бранкаччи во Флоренции. Этот портрет имеет значительное сходство с молодым человеком, которого Филиппино изобразил там.»

Но это - выжимка. А мы теперь пойдем по порядку.

Филиппино Липпи был сыном одного из крупнейших мастеров раннего Возрождения Фра Филиппо Липпи . Даже история его появления на свет, а точнее пикантная история любви его родителей, осталась увековеченной не только в исторических анекдотах, но и в величайшем полотне Фра Филиппо.


Фра Филиппо Липпи. Автопортрет. Фрагмент фрески в соборе Сполето. .

Сам Филиппо Липпи (приставка «Фра» в его имени означает «брат» и говорит о его монашеском статусе) родился во Флоренции в 1406 году. Он рано потерял родителей, ребенком находился на попечении тетки, и в возрасте 15 лет был отдан в монастырь. Там он начинает рисовать, вдохновляясь работой великого Мазаччо, в том числе в церкви Санта-Мария дель Кармине, на фресках которой училась вся плеяда великих мастеров флорентийской школы и о которой мы еще упомянем особо. Филиппо идет дальше в стремлении к реализму, наполняет свои работы жизнью, естественной красотой и страстью. Его творения попадают в поле зрения Козимо Медичи Старшего, чьим покровительством Фра Филиппо пользуется всю дальнейшую жизнь.


Фра Филиппо Липпи. Благовещение. 1435-1440. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Судя по всему, монашеская жизнь мало подходила характеру художника. «Брат» Филиппо слыл неисправимым ловеласом, и черпал вдохновение в многочисленных романах с моделями для своих портретов. Разыскивая любопытные факты, я натолкнулась вот на такую цитату о Фра Филиппо из книги Кристофера Хибберта «Дом Медичи: Подъем и падение»:

«...его интерес к искусству казался священникам единственной добродетелью Фра Филиппо. Он был вруном, пьяницей, развратником и мошенником. Его старшие товарищи вздохнули с большим облегчением, когда он оставил монастырь, отрёкся от клятв и во время плавания с друзьями близ побережья Анконы угодил в плен к мусульманским пиратам. После освобождения он добрался до Неаполя, а потом вернулся во Флоренцию, где его замечательный запрестольный образ, выполненный для монахинь из Св. Амброзио, открыл его незаурядный талант самому Козимо де Медичи. Не обращая внимания на репутацию Филиппо как блудника и воришки, Козимо пригласил его к себе на работу.»


Фра Филиппо Липпи. Портрет мужчины и женщины у окна. 1440. Метрополитен Музей, Нью-Йорк. .

Продолжаем цитату: «Во время написания запрестольного образа для монахинь из Св. Маргариты в Прато похотливый взгляд Фра Филиппо пал на одну из молодых послушниц, Лукрецию, дочь Франческо Бути из Флоренции. Он начал ухаживать за нею и уговорил монахинь разрешить ему использовать её как модель для Мадонны на его картине, после чего соблазнил её и выкрал. Она родила ему сына, Филиппино. Козимо, считая, что пора бы счастливому отцу остепениться, получил для Липпи разрешение на брак от Папы, которому тактично подарил несколько маленьких примеров работы Фра Филиппо...»

Надо заметить, что эта история случилась в 1456 году, то есть на тот момент Фра Филиппо было уже 50 лет. Правда, официально вступить в брак с Лукрецией им удалось лишь пять лет спустя, у них в итоге было двое детей, первым из которых и стал Филиппино. А чистый, утонченный и совершенный образ Лукреции увековечен Фра Филиппо на многих картинах, в том числе на волшебной «Мадонне с младенцем и двумя ангелами», которая открывает эпоху наивысшего подъема Ренессанса.


Фра Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1465. Галерея Уффици, Флоренция. .

Фра Филиппо оставил после себя не только станковые картины, но и дивные фрески, самыми выдающимися из которых признаются росписи в монастыре Прато, том самом, из которого он выкрал свою жену, и в соборе Сполето, которые стали последними в его жизни. Он умер в 1469 году в Сполето, куда уехал тремя годами ранее расписывать собор, но успел передать свое мастерство ученикам, одним из которых был великий Сандро Боттичелли.

Про Боттичелли писать между делом - кощунство, настолько это масштабная и значимая фигура в мировой культуре. Я лишь коснусь некоторый деталей, необходимых нам для предмета разговора.


Сандро Боттичелли. Автопортрет (Поклонение волхвов, фрагмент) 1465. Галерея Уффици, Флоренция. .

Сандро Боттичелли родился в 1445 году. В 1462 году он начал учиться живописи в мастерской Фра Филиппо Липпи, где пробыл пять дет, до отъезда учителя в Сполето. В этот период он начинает создавать свои первые работы, которые проникнуты влиянием Мазаччо и Липпи.


Сандро Боттичелли. Мадонна с младенцем и ангелом (Мадонна Евхаристии). 1470. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон. .

Его блистательный взлет еще впереди - он начнется в середине 1470-х, когда появятся «Святой Себастьян» и «Поклонение волхвов», и достигнет зенита в 1480-х, с росписью Сикстинской капеллы и созданием «Весны», «Рождения Венеры», «Мадонны дель Магнификат», «Мадонны с гранатом», «Благовещения»… Но также со второй половины 70-х о Боттичелли упоминают как о портретисте.

Во Флоренции в это время бушует мода на портреты, которые бросились заказывать все подряд. Раньше флорентийцы не были столь тщеславны, удовлетворяясь тем, что их изображения помещались на алтарях, написанных по их заказу. Но и там знатные купцы и их менее знатные домочадцы скромно жались где-нибудь в сторонке с выражением благочестивого смирения на лицах. Теперь же, когда город, как говорили, переживал падение нравов, когда скромность была не в почете, все стремились запечатлеть свой образ на века.

Сандро пишет портреты с охотой - он пытается добиться реализма в изображении людей и ищет типажи для будущих картин. Как раз тогда он создает ставший широко известным «Портрет мужчины с медалью Козимо Старшего»…


Сандро Боттичелли. Портрет мужчины с медалью Козимо Старшего. 1474. Галерея Уффици, Флоренция.
Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека. 1480-1485. Национальная галерея, Лондон.


Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека. 1483. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Судя по источникам в сети, существует еще один портрет работы Боттичелли с красной шапочкой: «Портрет философа в красной шапочке» или просто «Портрет молодого человека в красной шапочке», который датируется 1477 годом. Странно в этом портрете то, что в источниках, в которых информация, скорее всего, проверена, этого портрета нет. А там, где он есть - нет упоминания, где, в какой галерее он сейчас находится. Единственное упоминание ведет на ту же Национальную галерею искусств в Вашингтоне, но сама галерея в этом не признается… Но о нем - после рассказа о Филиппино Липпи.

"Знающий целое может знать и его часть, но знающий часть еще не знает целого.
Мог бы Фидий, увидавший львиный коготь, узнать, что он - львиный, если бы никогда не видал льва целиком?"
(Лукиан - Греческий писатель-сатирик)

Стою пред образом Мадонны:
Его писал Монах святой,
Старинный мастер, не ученый;
Видна в нем робость, стиль сухой;

Но робость кисти лишь сугубит
Величье Девы: так она
Вам сострадает, так вас любит,
Такою благостью полна,

Что веришь, как гласит преданье,
Перед художником святым сиянье
Сама Пречистая в сиянье
Являлась,видима лишь им...

Измучен подвигом духовным,
Постом суровым изнурен,
Не раз на помосте церковном
Был поднят иноками он, -

И, призван к жизни их мольбами,
Еще глаза открыть боясь,
Он братью раздвигал руками
И шел к холсту, душой молясь.

Брался за кисть, и в умиленье
Он кистью то изображал,
Что от небесного виденья
В воспоминаньи сохранял, -

И слезы тихи катились
Вдоль бледных щек...И, страх тая,
Монахи вкруг него молились
И плакали - как плачу я...
Аполлон Майков. 1859, Флоренция

Фра Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406-1469) - флорентийский живописец, один из самых заметных мастеров раннего итальянского Возрождения. Один из самых жизнелюбивых художников своего времени. О его веселых похождениях ходили легенды.

"Редкостные таланты подобны небожителям, а не вьючным ослам".

Это утверждение, имевшее в виду талант Филиппо Липпи, в 16 веке приписывают Козимо де Медичи Старшему, меценату и преданному почитателю Фра Филиппо, заказчику многих его произведений. Фра Филиппо родился около 1406 года и уже пятнадцати лет вступил в орден кармелитских монахов, хотя по всем данным своей натуры, склонной к мирским благам, расточительности и любовным авантюрам, мало годился для монашеского сана.


И тут у меня ступор.... то ли рассказывать пробиографию художника, который в своих чувственных мадоннах изображал (как считают многие исследователи) своих возлюбленных, а позже и жену, которую выкрал с женского монастыря. Будучи назначенным капелланом в женский монастырь, Филиппо не преминул воспользоваться случаем, так удачно предоставляемым ему судьбой. Он соблазнил одну из монахинь, Лукрецию Бути, и предложил ей вместе бежать с ним из монастыря. На тот момент художнику было около пятидесяти лет.

Молодая девушка согласилась, но особо долго им пожить вместе не получилось. Спустя несколько недель Филиппо арестовали и только благодаря вмешательству Козимо Медичи его отпустили. Он возвратился обратно в Прато, где по особому указу Папы Филиппо снял монашеский обет и законно вступил в брак. От этого союза родились сын Филлипино, который пошел по стопам отца, став художником, и дочь Александра. Женские образы выходили у художника очень нежными и лиричными. Мы не увидим у него Мадонну как мать человека, который должен своей смертью искупить грехи человеческие. Мадонны у Филиппо всегда юны и полны любви к своему непоседливому ребенку.

То ли писать про его роль в живописи ..... о его выдающихся творениях современники отзывались, как о гармоничных, привлекательных образах, вознося мастера за несравненную способность передавать чувства персонажей и атмосферу сцены.

"За высокие качества его ценили настолько, что многое предосудительное в его жизни было покрыто тем уровнем, которого достигла его доблесть".

Филиппо Липпи, освоив повествовательный жанр, соединил его с религиозным сюжетом, и это светское начало, стремление к увлекательному повествованию, лирическое земное чувство нашли яркое выражение в его работах. Обаятельный мастер многих работ, он сумел передать в них человеческую теплоту и поэтическую любовь. И даже великий Микеланджело "не только постоянно прославлял его, но и подражал ему во многих вещах".

Изображения кликабельны

Фра Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406-1469) - флорентийский живописец, один из самых заметных мастеров раннего итальянского Возрождения.

Филиппо Липпи (по отцу - Филиппо ди Томазо) родился во Флоренции, предположительно 8 октября 1406 г., в семье бедного мясника. В раннем детстве потерял родителей и остался на попечении тетки, от которой некоторое время спустя был взят на воспитание, из милости, братией монастыря дель-Кармине, где 15 лет от роду принял обет монашества («фра» - сокращение от лат. frater - брат) и оставался в общине вплоть до 1432 г. Вазари в своих знаменитых "Жизнеописаниях" отмечает, что в монастыре Филиппо Липпи вместо того, чтобы учиться, тратил все свое время на рисование, "пачкал всякими уродцами свои чужие книги", и приор решил дать ему возможность обучаться живописи.
Как художник Фра Филиппо Липпи развился под несомненным влиянием и ; на его художественное образование также повлиял Фра Анджелико. (о нем я непременно напишу позже - das_gift ) Имена Мазаччо и Мазолино да Паникале не случайны в биографии Липпи - в годы его отрочества эти художники как раз расписывали во Флоренции церковь Санта Мария дель Кармине, и талантливый мальчик проявил большой интерес к их работе.

Первая работа мастера – фрески в церкви Сан Антонио в Падуе (1434) – не сохранилась. Наиболее ранним из дошедших до нас произведений Филиппо Липпи является Мадонна из Тарквинии , написанная в 1437 г. (Рим, палаццо Барберини) - облик Девы Марии прост, он даже почти будничный - Мадонна предстает практически в домашней обстановке.

Мадонна с младенцем. 1437 г. Фра Филиппо Липпи. Национальная галерея античного искусства, Рим. Темпера.

До 1437-38 гг нет никаких достоверных сведений о деятельности Фра Филиппо Липпи. Кроме как из книги Вазари нет никаких свидетельств о посещении Липпи Неаполя и Анкона, а также о захвате его маврами-пиратами и счастливом освобождении из плена благодаря своему искусству.

А вот 1438 году он уже живет во Флоренции, близко общается с Медичи. О нем бытуют легенды как о веселом монахе, весьма склонном к женскому полу, он постоянно нуждается в деньгах - на это указывают некоторые письма-просьбы художника - и это несмотря на поддержку Медичи! - именно Медичи обеспечивали ему различные бенефиции и крупные заказы. Благодаря влиянию Козимо Медичи Фра Филиппо назначают капелланом монастыря Сан Джованни во Флоренции, а позднее "Rettore Commendatario" в церкви Сан Кирико. Это были бенефиции, которые могли бы без проблем обеспечить жизнь любого художника - при несколько более правильной и размеренной жизни. Любого, но не Фра Филиппо Липпи!

В произведениях Фра Филиппо после возращения во Флоренцию стали мало-помалу развиваться присущие его стилю особенности. Он начинает выказывать большое искусство композиции, наделяя действующих лиц правдивыми выражениями. Его типы уступают произведениям Мазаччо в достоинстве, но с лихвой восполняют их нежностью и красотой. Лицам он придает обыкновенно умеренный овал, фигуры - особенно женские - сухощавы и очень отличаются от почти лишенных шеи толстеньких детей. Драпировки одежд широки - по словам Вазари, Липпи скрывал конечности драпировкой, чтобы избежать трудностей в их изображении - просто исполнены и изобилуют различными украшениями, а по краям одежды часто встречается богатая золотая вышивка. В ландшафтах он держится золотой середины - между скученными подробностями реалистов и наивными общими местами Фра Анжелико и Мазолино. Архитектурная составляющая весьма богато орнаментирована, и не без примеси классического влияния, но редко верна в размерах и пропорциях. Более всего мастерство художника сказывается в колорите и тщательной отделке. Его тона и оттенки сильны, светлы, ясны - в этом с ним не сравнится никто из современников.

Фра Филиппо Липпи известен и как мастер сюжета "Благовещение". Его "Благовещения" чрезвычайно поэтичны, тонко орнаментированы. На картине обычно изображены Дева Мария, архангел Гавриил и Святой дух в виде голубя.


Благовещение с двумя коленопреклоненными донаторами. 1440 г.Фра Филиппо Липпи. Национальная галерея античного искусства, Рим. Масло.


Благовещение. 1443 г. Фра Филиппо Липпи. Старая Пинакотека, Мюнхен.

В "Благовещении" (нач. 1440-х, Флоренция, церковь Сан Лоренцо) действие разыгрывается на фоне городской улицы, а Дева Мария наделена обликом и грацией юной флорентийки. В то же время художник наделяет изображаемый им мир поэтической прелестью, чистотой линий, мягкостью светлых, холодных красок, преображает его переданным с живописной тонкостью неярким, спокойным светом.


Благовещение . 1445 г.Фра Филиппо Липпи. Церковь Сан Лоренцо, Флоренция.


"Благовещение" Деталь. 1445 г.Фра Филиппо Липпи. церковь Сан Лоренцо, Флоренция.

"Благовещенье" из Сан Лоренцо может служить наглядным примером переходного стиля от "атмосферы монастыря" первых работ Фра Филиппо к его позднейшим произведениям. Особенность этой композиции в том, что архангела Гавриила сопровождают еще два ангела, а Мария выглядит женственно и изящно.

В этом же 1437 г. художник начал работу над Алтарем Барбадори для церкви Санто Спирито. В 1438 г как известно из письма Доменико Венециано к Пьетро Медичи, Фра Филиппо все еще занят это картиной, "над которой, если он даже и будет сидеть день и ночь, то и тогда не окончит ее и за пять лет". Это одно из лучших произведений Фра Филиппо Липпи.


Мадонна с младенцем и святыми Фредианом* и Августином*. 1437-38 гг.Фра Филиппо Липпи. Лувр, Париж.

К 1447 г он закончил композицию Коронование Марии (Флоренция, галерея Уффици) для капеллы каноника Мариньи (иногда картину так и называют "коронование Мариньи") во флорентийской церкви Сан Амброджо.
Картина выполнена на одной большой панели, однако, Липпи разделил её тремя арками, которые придают образу традиционную форму триптиха. Алтарный образ был снабжён золочёным деревянным декором, который не сохранился. Пределла к «Коронованию» - «Чудо Святого Амвросия» хранится в Берлинской картинной галерее.
Липпи отказался от архаичного золотого фона, изобразив полосы - символ семи небес * (итал. Cieli del Paradiso). Четыре ангела держат в руках золотую ленту со словами молитвы. В нижней части картины представлен ряд коленопреклонённых святых - художник здесь, по примеру своих предшественников, объединил два сюжета - Коронование и Святое собеседование *
В этой работе мистическое небесное явление - в традиционной трактовке - предстает как земная праздничная церемония, в которой первый план отведен горожанам с вполне простыми, будничными лицами. В этой картине ярко выступают особенности таланта Фра Филиппо: полное отсутствие официозной, условной святости, смешанное с наивным благочестием и наслаждением земной красотой. Торжественное событие изображено не в безграничном пространстве небесного свода, а в ограниченном помещении, типа базилики в стиле раннего Возрождения. Пространство замыкается тремя арками, под средней, самой высокой Бог-Отец в папском облачении возлагает венец на голову коленопреклоненной Богоматери. Толпы святых и ангелов заполняют остальное пространство, среди святых можно увидеть святого Мартина в епископском облачении и святого Лаврентия. На первом плане справа Иоанн Креститель, слева святой Амвросий.
Но особенно разнообразна и примечательна группа у подножия престола, из нее особенно выделяется, словно взятая из жизни, женщина - она не созерцает торжественное событие - ее взгляд обращен на зрителя. К ней наклоняется кармелитский монах - некоторые полагают, что это донатор, так как ангел рядом держит свиток с надписью Is perfecit opus (Он заказал эту работу).
Оба боковые пространства заполнены ангелами, и это не эфирные создания Фра Анжелико - они, как живые люди, твердо стоят на ногах. Доминирующие цвета белый и голубой и они мастерски облегчают несколько тяжелую и скученную композицию.
Эта картина - достаточно полное выражение развившегося стиля Фра Филиппо, и она принадлежит к самым лучшим произведениям флорентийской школы 15 века. Художник работал над ней около пяти лет и получил за нее плату в размере 200 флорентийских лир.


Коронование Марии. 1441-47 гг. Фра Филиппо Липпи.


Коронование Марии . Деталь. 1441-7, гг.Фра Филиппо Липпи. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.


Коронование Марии . Деталь. 1441-7, гг.Фра Филиппо Липпи. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.


Коронование Марии . Деталь. 1441-47, гг.Фра Филиппо Липпи. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.

В промежутке между 1447 и 1456 гг Фра Филиппо Липпи написал картины, в которых уже окончательно сформировался его стиль как художника. Отдельно следует отметить Мадонну из галереи Питти - подражая скульпторам художник придает картине круглую форму - следует заметить, что Липпи первый стал придавать им круглую форму - такие картины вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквях, взамен распространенных до того времени триптихов.
Перед нами поколенное изображение Богородицы, у нее на руках младенец, которого привлекает плод граната * в руках матери. На заднем плане - изображение рождества Богородицы. Направо видна улица, где художник нарисовал встречу Иоакима с Анной. Главные фигуры картины - Мадонна с младенцем - напоминают композицию Донателло, и как будто срисованы с барельефа.


Мадонна с младенцем и сцены из жизни святой Анны . 1452 г.Фра Филиппо Липпи. Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция. Масло.

Еще одна "круглая картина".


Поклонение волхвов. 1445 г. Фра Филиппо Липпи. Национальное галлерея искусства, Вашингтон. Темпера по дереву.

В 1452 он был назначен священником в монастыре Сан Джованнино во Флоренции, а в 1457 году ректором (Rettore Commendatario) церкви Сан Кирико в Легании, и это давала ему вполне приличный доход, хотя его бедность, кажется, была хронической, на что влияли и многочисленные амурные приключения.

В этом же 1452 году Филиппо Липпи начал работу над фресками в хоре собора в Прато (1452–1464) - эти фрески считаются одной из вершин творчества художника.
Фрески в хоре собора в Прато излагают истории Иоанна Крестителя и святого Стефана* - это наиболее важные и монументальные работы Фра Филиппо Липпи. Часто отдельно отмечают фигуру танцующей Саломеи в сюжете "Пир Ирода" - она вполне явно отсылает нас к более поздним работам Сандро Ботичелли, ученика Филиппо Липпи и работам Филиппино Липпи, сына самого Филиппо, а также сцену оплакивания тела святого Стефана . Имеются утверждения, что сцена содержит портрет художника, но слишком много мнений насчет того, какая это именно фигура.

С 1456 года Фра Филиппо Липпи переселяется в Прато. Именно к этому периоду относится знаменитая скандальная история с послушницей монастыря святой Маргариты Лукрецией Бути. Назначенный в 1456 г. капелланом в женский монастырь Санта-Маргерита в Прато, Филиппо Липпи соблазняет и похищает одну из монахинь – Лукрецию Бути. Несомненный скандал! Но Козимо Медичи Старший очень любил творчество художника и сумел добиться для Филиппо и его возлюбленной снятия монашеских обетов. Позже, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались. Лукреция стала матерью двоих детей Филиппо - сына Филиппино - впоследствии тоже весьма известный флорентийский живописец и дочери Александры.
Образ возлюбленной супруги Лукреции Липпи запечатлел - как принято считать - в своих поэтичных Мадоннах. Однако существует версия, что эта история - как и многие другие - придумана Вазари и на самом деле Филиппино Липпи был не родным, а приемным сыном. Но и подтверждения правдивости этой истории тоже имеются, хоть бы и письмо одного из Медичи, в котором он пишет что вся эта история с Фра Филиппо их всех весьма позабавила.

Несмотря на скандальное поведение, Филиппо, как уже упоминалось, пользовался покровительством семейства Медичи и получал от них заказы на протяжении всей своей творческой жизни. В 1457 г. он выполнил алтарный образ "Св. Михаил" , который Джованни Медичи послал в качестве дара неаполитанскому королю.

Святой Михаил. 1456-1457 гг. Фра Филиппо Липпи. Музей искусства, Кливленд. Темпера по дереву.

Фрески собора в Прато были закончены в 1460 году. Их содержание - сцены из жизни покровителя флорентийской республики, к которой принадлежал и городок Прато - Иоанна Крестителя.


Сцены из жизни Иоанна Крестителя. 1452-65 гг. Фра Филиппо Липпи. Собор, Прато. Фреска.

На противоположной стене - сцены из жизни святого Стефана, покровителя Прато.


Сцены из жизни Святого Стефана. 1452-65 гг. Фра Филиппо Липпи. Собор, Прато. Фреска.

Сцены из жизни Иоанна Крестителя занимают правую стену. Верхняя фреска делится на два поля - в одном - рождение Иоанна, на другом - Захария пишет на дощечке имя новорожденному. В следующей фреске совмещены четыре эпизода: Прощание Иоанна с родителями перед отправлением в пустыню, молитва Иоанна, странствование по пустыне и проповедь народу. На нижней фреске изображен Пир Ирода - танцующая Саломея, а справа она же подает Ироду на блюде голову Иоанна Крестителя. При несомненной чарующей красоте, этот сюжет создает впечатление чего-то неспокойного, тревожного, две девушки на переднем плане испуганно держат друг друга за руки.


1452-65 гг. Фра Филиппо Липпи. Собор, Прато. Фреска.


Пир Ирода . 1452-65 гг. Фра Филиппо Липпи. Собор, Прато. Фреска.


Пир Ирода . Деталь. 1452-65 гг. Фра Филиппо Липпи. Собор, Прато. Фреска.


Усекновение главы Иоанна Крестителя .1452-65 гг. Фра Филиппо Липпи. Собор, Прато. Фреска.

Эти фрески очень пострадали от времени, но и немногое сохранившееся показывает нам искусную компоновку отдельных сцен. Фра Филиппо первый утверждает так называемую пирамидальную группировку, которую впоследствии так любили Фра Бартоломео и Микеланджело - в фреске "Иоанн Креститель покидает своих родителей. : Елизавета обнимающая сына и смотрящий на них сверху Захария - условные скрещивающиеся линии их фигур образуют единую группу.

На противоположной стене - сцены из жизни святого Стефана. Сверху - его рождение, потом спасение ребенка, посвящение Стефана апостолом в диаконы, изгнание беса, проповедь и синагоге и оплакивание тела святого Стефана.


Рождение святого Стефана и подмена его другим ребенком. 1452-65 гг.Фра Филиппо Липпи Собор, Прато. Фреска.


Диспут в синагоге. 1452-65 гг Фра Филиппо Липпи Собор, Прато. Фреска.

"А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела." - Деяния.6:9.


Мученичество святого Стефана. 1460 г. Фра Филиппо Липпи. Собор, Прато. Фреска.

Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил. - Деяния 7:55

Фреска "Оплакивание святого Стефана" считается одной из сильнейших работ мастера.
Святой лежит среди церки на торжественно убранном ложе - в головах и в ногах сидят две плакальщицы. Слева - клир, справа - духовные лица, среди которых и можно увидеть и Карло Медичи, тогдашнего приора собора в Прато, а в кармелитском монахе возле него - самого Фра Филиппо Липпи.


Оплакивание святого Стефана . 1460 г Фра Филиппо Липпи . Дуомо, Прато. Фреска.

По крестовому своду собора изображены четверо евангелистов и ангелы.


Евангелист Лука. 1454 г.Фра Филиппо Липпи Дуомо, Прато. Фреска.


Святой Альберто. 1452-65 гг. Фра Филиппо Липпи. Собор, Прато. Фреска.


Вид на цикл фресок . Собор, Прато.

Отдельно хотелось бы отметить то, как Фра Филиппо Липпи изображал один из самых популярных сюжетов - Рождество.

В первый раз подобным ему образом Рождество изобразил - художник, чрезвычайно сильно повлиявший на современников - на пределле, нарисованной им в 1423 году, изображавшей "Поклонение волхвов"- (Первая картина пределлы - das_gift ) - вместо того, чтобы повторять сделавшееся обычным и традиционным среди последователей Джотто изображение Рождества как бытовой сцены, да Фабриано рисует нагого младенца лежащего на земле и над ним благочестиво склонилась коленпреклоненная мать, исполненная одновременно и материнской любовью и кротким благоговением, ибо рожденный ею - Спаситель мира. Вскоре этот способ изображения Рождества - Поклонение Младенцу - перешел с пределлы на главное место иконы. Фра Анжелико именно так изобразил Рождество в одной из келий монастыря святого Марка - вместе с Матерью Младенцу поклоняются святые, а ангелы славословят. Пинтуриккио и Перуджино до последнего времени так изображали Рождество.

Фра Филиппо Липпи развил эту тему еще дальше - лежащий на земле Младенец прикладывает палец к губам, как бы показывая, что он - воплощение слова, логоса. Он же первый вводит маленького Иоанна Крестителя, который до сего момента изображался только диким пророком-отшельником, в шкурах, с бородой. Иоанн-младенец - товарищ детских игра Христа, и он склоняет перед ним свое колено и приносит - как бы для игры - крест из тростника и свиток.

До нас дошли три картины Фра Филиппо с этим сюжетом. Две из них находятся во Флоренции, одна в Берлине. Все три Рождества очень похожи между собой: Младенец лежит на траве среди цветов, кругом уединенный пейзаж. Справа на коленях благоговейно стоит Богоматерь, слева юный Креститель с крестом из тростника и свитком. Голубь как символ Святого Духа парит на ними. На флорентийском экземпляре изображена рука Вседержителя, в Берлине - половинная фигура Бога-Отца среди ореола. От Младенца исходит свет, освещающий пейзаж. На одном из флорентийских экземпляров изображен коленопреклоненный Иосиф, хлев с животными и вместо голубя - хор ангелов. Берлинская картина - наиболее поэтичная, наиболее тонкая и захватывающая, особенным образом передающая странную тишину и святость момента. Вдали виден молящийся монах.


Поклонение Младенцу . 1455 г. Фра Филиппо Липпи. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.


Поклонение Младенцу . 1463 г. Фра Филиппо Липпи. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.


Мадонна в лесу . 1460 г. Фра Филиппо Липпи. Государственные музеи, Берлин. Масло.

На склоне лет - в 1466 году - Фра Филиппо пришлось предпринять еще одну монументальную работу - его позвали в Сполето расписать фресками апсиду собора - эта работа была завершена уже после смерти мастера его помощником фра Диаманте. Здесь, в поле полукруглого купола, он снова изобразил "Коронование Богородицы" , под ней - Успение Богородицы , слева Благовещенье , справа Рождество Христово .

В "Благовещении" ангел появляется позади Девы - удивленная и испуганная она слушает поразившее ее послание.


Благовещение. 1467-69 гг.Фра Филиппо Липпи. Дуомо, Сполето. Фреска.


Рождество . 1467-69 гг.Фра Филиппо Липпи. Дуомо, Сполето. Фреска.


Коронование Богоматери . 1467-69 гг.Фра Филиппо Липпи. Дуомо, Сполето. Фреска.


Коронование Богоматери . Деталь. 1467-69 гг.Фра Филиппо Липпи. Дуомо, Сполето. Фреска.


Коронование Богоматери. Деталь. 1467-69 гг.Фра Филиппо Липпи. Дуомо, Сполето. Фреска.


Успение Богоматери. 1467-69 гг.Фра Филиппо Липпи. Дуомо, Сполето. Фреска.


Вид апсиды * собора. 1467-69 гг. Фрески. Дуомо, Сполето.

Разговор о Фра Филиппо Липпи будет неполным без упоминания его замечательных и многочисленных Мадонн - изображал ли он свою возлюбленную Лукрецию, как предполагают некоторые или нет - некоторые исследователи не видят сходства в лицах Мадонн - в любом случае, у нас есть несколько замечательных произведений, которыми мы можем любоваться.


Мадонна с младенцем . Фра Филиппо Липпи. . Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция


Мадонна с младенцем . 1440 г. Фра Филиппо Липпи. Национальная галерея искусства, Вашингтон.


Мадонна с младенцем. 1460-е гг. Фра Филиппо Липпи. . Старая Пинакотека, Мюнхен.


Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1465 г.Фра Филиппо Липпи.

Фра Филиппо умер в Сполето около 8 октября 1469 году. Ходили слухи, что художник был отравлен родственниками Лукреции, но это скорее похоже на басню - вендетта в отношении 63-летнего человека за обольщение совершенное в 52-летнем возрасте, хотя как знать. Фра Филиппо похоронили в соборе Сполето. Флорентийцы хотели забрать себе останки художника, но Сполето воспротивился. Лоренцо Медичи поручил сыну художника Филиппо воздвигнуть памятник, а в эпитафии есть строчки - "сама природа удивлялась образам, которые я с нее рисовал, и признавала, что я равен ей в творчестве."

Испытав в начальный период своего творчества сильное влияние Мазаччо, фра Филиппо стал последовательным приверженцем ренессансного натурализма, но у него меньше "вульгарного реализма", чем у некоторых его современников, а вдобавок он совершенно замечательный колорист. Он ничего не предпринимает для перспективы, очень любит украшения, пилястры, другие архитектурые особенности. Совершенствуя свой стиль, делая его все более утонченным, он смог создать совершенно незабываемые, нежные образы. Произведения Филиппо Липпи показывают одновременно и наивность, и роскошь, и живость, и некоторую причудливость. Он подходит к религиозному искусству с человеческой стороны. Его творческий путь был единым целым, без фундаментальных изменений в стиле.

Фра Филиппо Липпи среди своих Мадонн, огненнокрылых ангелов, расшитых тканей, золотых украшений, драгоценных камений, вычурных зданий с нарушенной перспективой - и от этого совершенно особенно очаровательных - среди нежной тишины и мерцающего сияния - этот монах-расстрига, сластолюбец и прожигатель жизни - по противоречивым сведениям! - и несомненный талант - совершенно однозначный! - он в своем роде как Франсуа Буше много-много лет спустя - пусть другое место, другое время, другой стиль - все другое, абсолютно все - но такое светлое и жизнелюбивое и абсолютно уникальное и стилистически узнаваемое. Из сегодняшего списка победителем выходит "Коронование Мадонны" из Сполето - удивительно, непередаваемо сказочное, усыпанное блестками и звездами, одновременно здесь и там - Луна и Солнце - небо нашего мира и подножье мира горнего.
А еще очень хочется отметить сияющего, задумчивого евангелиста Луку из Прато и удивительную тишину берлинского "Рождества". - das_gift

1. * Фредиан - ирландский епископ в г. Лукка в первой половине шестого столетия.

2. * Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354-430) - Блаженный Августин, Святитель Августин - епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный - Блаженный Августин,

3. * Козимо Медичи Старший (Старый) (итал. Cosimo di Giovanni de" Medici, Cosimo il vecchio) (27 сентября 1389, Флоренция - 1 августа 1464, Флоренция) - сын Джованни ди Биччи (1360-1429), основателя династии Медичи, активный флорентийский политический деятель, один из лучших государственных людей своего времени. Купец и банкир, владелец крупнейшего в Европе состояния.


Портрет Козимо Медичи Старого. 1520 г. Якопо Понтормо

4. * Небеса Рая - согласно третьей части "Божественной комедии" Данте Алигьери Небеса Рая разделены на девять частей.
1 небо (Луна) - обитель соблюдающих долг (Иеффай, Агамемнон, Констанция Норманнская).
2 небо (Меркурий) - обитель реформаторов (Юстиниан) и невинно пострадавших (Ифигения).
3 небо (Венера) - обитель влюблённых (Карл Мартелл, Куницца, Фолько Марсельский, Дидона, «родопеянка», Раава).
4 небо (Солнце) - обитель мудрецов и великих учёных. Они образуют два круга («хоровода»).
* 1-й круг: Фома Аквинский, Альберт фон Больштедт, Франческо Грациано, Пётр Ломбардский, Дионисий Ареопагит, Павел Орозий, Боэций, Исидор Севильский, Беда Достопочтенный, Рикард, Сигер Брабантский.
* 2-й круг: Бонавентура, францисканцы Августин и Иллюминат, Гугон, Пётр Едок, Пётр Испанский, Иоанн Златоуст, Ансельм, Элий Донат, Рабан Мавр, Иоахим.

5 небо (Марс) - обитель воителей за веру (Иисус Навин, Иуда Маккавей, Роланд, Готфрид Бульонский, Роберт Гвискар).
6 небо (Юпитер) - обитель справедливых правителей (библейские цари Давид и Езекия, император Траян, король Гульельмо II Добрый и герой «Энеиды» Рифей).
7 небо (Сатурн) - обитель богословов и монахов (Бенедикт Нурсийский, Пётр Дамиани).
8 небо (сфера звёзд).
9 небо (Перводвигатель, кристальное небо). Данте описывает структуру небесных жителей (см. Чины ангелов)

и 10 небо (Эмпирей) - Пламенеющая Роза и Лучезарная Река (сердцевина розы и арена небесного амфитеатра) - обитель Божества. На берегах реки (ступенях амфитеатра, который делится ещё на 2 полукружия - ветхозаветное и новозаветное) восседают блаженные души. Мария (богоматерь) - во главе, под ней - Адам и Пётр, Моисей, Рахиль и Беатриче, Сарра, Ревекка, Юдифь, Руфь и др. Напротив сидят Иоанн, под ним - Лючия, Франциск, Бенедикт, Августин и др.

5. *Святое собеседование - Мадонна на троне со святыми, Богоматерь со святыми (итал. Sacra Conversazione) - в изобразительном искусстве название западноевропейского типа изображения Богородицы с младенцем Иисусом на руках в окружении группы каких-либо святых.
Композиция «Святое Собеседование» является фронтальной и относительно симметричной, она представляет собой Богоматерь с младенцем, сидящую на троне под балдахином в центре полотна, обычно в интерьере. По бокам от неё стоят два или более святых. Выбор святых не определяется каноном, это могут быть люди, жившие с разницей в несколько веков. Тем не менее, они изображаются сопоставимыми по физическим размерам и возрасту, существующими в едином пространстве и иногда беседующими («собеседующими», отсюда и название иконографии). Впрочем, собственно произносящими слова их изображают редко: разговор по сути скорее подразумевается, чем изображается, поскольку святые объединены общими действиями или одной общей эмоцией. Эта взаимосвязь передаётся благодаря более или менее подчёркнутому вниманию художника к повторяющимся или взаимосвязанным жестам, а также единому выражению лиц. Композиция характеризуется атмосферой покоя и созерцания изображённых на ней персонажей.

5. * Святой Стефан - первый христианский мученик, архидиакон Стефан (St. Stephen), был одним из семи апостолов, избранных апостолом Петром для помощи нищим и проповеди христианства. Был призван к суду Синедриона и принял мученическую смерть (Стефана забили камнями) приблизительно в 35 году новой эры. Известно, что одним из его мучителей был Савл - впоследствии ставший апостолом Павлом, светочем и столпом христианства.

6. *Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, род. падеж ἁψῖδος - свод), абси́да (лат. absis) - выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой).
Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида - алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.


Апсида. Вид снаружи.


Апсида. Вид изнутри

7. *Гранат - в христианстве гранат - символ вечной жизни, духовной плодовитости, церкви, а его семена символизируют ее многочисленных членов. Так же богато наполненный семенами плод граната означает полноту страданий Христа. Гранат в деснице Спасителя является одним из символов воскресения.