Фома гордеев краткое содержание анализ. «Фома Гордеев

Фома гордеев краткое содержание анализ. «Фома Гордеев
Фома гордеев краткое содержание анализ. «Фома Гордеев

Знаменитый пролетарский писатель Максим Горький в своей повести «Фома Гордеев» продолжил тему разоблачения нечеловеческой тяги к наживе и обогащению любой ценой, начатую классиками русской литературы Салтыковым-Щедриным и Островским. Во время своей работы над повестью писатель обозначил ее, как «новую форму бытия в литературе». Прочитав «Фому Гордеева» известный американский писатель Джек Лондон дал ей характеристику в качестве «большой» и «целительной» книги «утверждающей добро».

В своем произведении Максим Горький со всей резкостью и прямотой осуждает зарождающийся новый класс беспринципных «дельцов» в России, которые ради собственной наживы готовы пожертвовать жизнями миллионов людей, обрекая их на голодную смерть и попирая элементарные человеческие нормы взаимопонимания и помощи. Писатель показал, как в среде новоявленных нуворишей рождаются настоящие «хищники» готовые к уничтожению конкурентов.

В повести Горький концентрирует внимание читателей на главных человеческих пороках, которые изнутри подрывают новоиспеченных «хозяев жизни». Их общество обречено, но всеми силами пытается удержать свою власть любыми доступными способами. Почему «новая буржуазия» стала на путь вырождения? Это прекрасно описано Горьким на примере семьи Гордеевых.

Отцом рода является Игнат Гордеев, на котором держится весь семейный бизнес. Этот человек прошел путь от водолива до владельца пароходов. Игнат очень сильный и властный мужчина, внутри которого бушуют нешуточные страсти. В нем одновременно живут три личности – опытный, расчетливый бизнесмен, безудержный пропойца и истовый христианин. У него не дрогнет сердце при потоплении своих барж в результате ледохода. Игнат может выделить огромную сумму денег на возведение приюта для бездомных, но, в это же время, прогулять состояние с друзьями и собутыльниками. Старший Гордеев не жалеет заработанного капитала и считает, что деньги, как пришли так и уйдут.

Сын Игната Фома вырос одиноким и нелюдимым молодым человеком. Его отец понимает, что наследник совсем не годится для продолжения семейного дела. Гордеев младший растет ленивым и необразованным юношей, а после смерти Игната не знает, как ему дальше жить.

У Фомы есть крестный по фамилии Маякин, который очень любит деньги и пытается внушить крестнику, что настоящее счастье в богатстве. Из-за этого Фому терзают еще большие сомнения. Он не видит в крестном единомышленника, так как относится к деньгам пренебрежительно. Для него – это бесполезный мусор.

Со временем Фома становится бунтарем, протестующим против окружающих его нуворишей и стяжателей. Он часто затевает драки, уничтожает нажитое отцом имущество и даже является причиной гибели людей, которые работают на семейных предприятиях.

Через образ Фомы Гордеева писатель пытался показать бессмысленность бунта, не имеющего под собой идеологической основы. В повести Горькому удалось довольно объемно показать типичные образы капиталистов того времени.

Ананий Щуров – это предприниматель старой закалки, который относится к деньгам с трепетом, но терпеть не может ничего нового. В свое время он стал богатым в результате совершенных им преступных деяний. Горький рисует его образ в самых негативных тонах, в качестве злобного пережитка из прошлого.

Намного более неоднозначен владелец заводов Яков Маякин, который пользуется большим авторитетом у купечества. Его ценят за ум и рассудительность. Маякин время от времени любит похвалиться своей старинной родословной. Это типичный представитель зарождающейся буржуазии, которой не чужда политическая деятельность. Для него все люди делятся на две категории – господа и рабы. К первым он относит именно буржуазию. Богатые люди, в случае общей опасности, умеют сплотиться, чтобы защитить свои капиталы.

Методы идеологического влияния

В результате долгих бесед с Фомой Гордеевым он доводит молодого человека до полного безумия. Маякин внушает наследнику капиталов ценности, которые тому абсолютно чужды. В итоге Фома становится чужаком в «волчьей стае властителей мира».

Главная идея книги

Произведение Максима Горького «Фома Гордеев» стало продолжением традиций русского реализма в литературе конца XIX века. Главной идеей повести является показ внутреннего разложения российской буржуазии и обреченность капиталистического строя. Горький со всей жестокой откровенностью показал новых «хозяев жизни», среди которых было много представителей зарождающегося класса капиталистов.
В книге основным выразителем их идей выступает Яков Маякин. Но, все же, главным героем повести стал Фома Гордеев. Краткое содержание этого произведения доказывает, что здоровый и энергичный молодой человек, который не может найти применения своим идеям и мыслям, обречен на трагическую судьбу. Жизнь будет его больно бить, пока не забьет до смерти. Фома чувствует себя чужим, как среди представителей зарождающейся буржуазии, так и в обществе простых людей. Горький показал весь трагизм этого персонажа, но не со злобой, а с сочувствием к нему.

Тему, начатую в «Фоме Гордееве» писатель продолжил в своих знаковых произведениях «Васса Железнова», «Дело Артамоновых» и «Очерки об Америке».

Анализ произведения

Формально главный герой повести относится к буржуазии, но в отличие от типичных представителей этого нового для России класса, не стал «хищником», а обладает многими положительными человеческими качествами. Чем больше Фома Гордеев общается с новыми «хозяевами жизни», тем более чувствует к ним отвращение. Со временем это чувство превращается в протест.

На празднике у Кононова главный герой откровенно высказывает все свои мысли прямо в глаза купцам и заводчикам. Он говорит им о том, что благодаря их «усилиям» народ голодает и бедствует, в то время, когда богачи пухнут от переедания и пьянства. Фома упрекает их в бессовестности и безбожие по отношению к своим работникам. В результате его же крестный Маякин называет Гордеева тронутым умом.

С помощью главного героя Горький пытается вскрыть все проблемы, существующие в буржуазном обществе. Одно из важных мест в книге занимает зарождающийся пролетариат, в среде которого появляются свои искренние и честные лидеры, готовые повести за собой народ не просто на бессмысленный бунт, а на смену существующего уклада жизни.

Характеристика героя

Ярко, с непримиримой ненавистью рисует Горький мир «хозяев жизни», наживы, обрекающий миллионы людей на нищету, голод и бесправие. Но этот мир уже раскалывается изнутри, он не монолитен, как хотелось бы его обитателям.

В романе «Фома Гордеев» Горький показывает пороки общества, разваливающие класс «хозяев» изнутри. Этот строй обречен, но еще пытается сохранить былое могущество и власть, цепляясь за любую возможность, пренебрегая всеми человеческими принципами. В чем же причина вырождения класса «хозяев»? Горький подробно рассматривает эту проблему и показывает на примере семьи Гордеевых.

Игнат Гордеев - основатель дела. Начинал с водолива на бирже богача Заева, в сорок лет стал собственником трех пароходов. Это мощная и противоречивая личность.

В нем уживались будто сразу три человека: неистовый.и жадный до любого дела работник; «шалый» гуляка и грешник, молящий о прощении Бога. Игнат способен спокойно смотреть на гибель своих барж во время ледохода, бросить огромный куш на строительство ночлежного дома, прокутить и пропить огромную сумму денег. Он не жаден до них, рассуждая философски: «Волга дала, она же и забрала». Он понимает, что «дело - зверь живой и сильный, править им нужно умеючи». Игнат - хозяин, строящий дело.

Долгожданный же наследник - Фома растет замкнутым и неразговорчивым. Игнат видит в нем много странного, не нужного и лишнего для «хозяина жизни». Фома не понимает пользы учения, не хочет читать книги, растет любимцем Игната и Увальнем. Преждевременная смерть отца ошеломила Фому, окончательно запутала и сбила с дороги.

Речи крестного Маякина о ценности денег не внушают ему доверия. Молодому человеку страшно и тяжело жить. Он не видит надежной опоры. Деньги для него сродни обузе. Он готов тратить их бесцельно и бессмысленно. Маякин говорит о нем: «Человек разбился». Нет в нем «стержня», опоры.

Фома выступает «против всех... против фальши». Его протест стихийный, разрушительный, в первую очередь для самого Фомы. Он дерется и буянит, разбивает свои и чужие баржи; по его вине гибнут и калечатся невиновные люди, работающие на него.

Горький показывает, что этот протест не несет никакого положительного результата, так как за грубой и темной силой Фомы нет никакой видимой цели. Он не знает, что хочет, а это страшнее всего. Капитан Ефим говорит про него: «И делу не хозяин, а лютый враг».

«Класс хозяев» удивительно единодушен, когда ему грозит беда извне. Защищая капитал Игната Гордеева, дело жизни приятеля, Маякин доводит его сына до «сумасшествия». Никому в этом мире не дано право жить самостоятельно. Здесь правят деньги. Они Бог этого общества. Ради них эти люди - «столпы общества» - пойдут на любое преступление.

Фома оказался «лишним», и был выкинут из «общества дельцов» без всякого сожаления.

Горький показал в романе, что протест, даже самый искренний и пылкий, становится бессмысленным, если за ним нет знаний, реальных целей и ясного представления о том, чего хочешь добиться.

Чтение произведения оставляет горькое чувство зря загубленной молодой жизни, хотя подспудно понимаешь, что благодаря таким «безумцам» расшатался и упал этот казавшийся незыблемым строй.

30.03.2013 16159 0

Уроки 17–18
роман Горького «Фома Гордеев»:
проблемы и герои

Блицтурнир по роману Горького составлен на основе статьи учителя лицея № 1 г. Братска Т. И. Гавриловой (Литература в школе. – № 7. – 2006).

Цели : обсудить содержание романа; выяснить особенности проблематики и характеристики героев; развивать навыки анализа языка произведения; учить давать оценку поступкам и характерам героев с учетом исторического процесса, соответствующего времени действия произведения.

Ход уроков

Класс разбит на четыре группы, две из которых – группы игроков, одна группа – исследователи, которые готовят защиту проекта «Тема купечества в произведениях А. Н. Островского «Гроза» и М. Горького «Фома Гордеев», и группа экспертов, помощников учителя, которые оценивают работу игроков (3 человека, их учащиеся сами выбрали среди одноклассников).

I. Предварительное задание.

1. Подумайте над вопросами:

– Каким человеком был отец Фомы?

– В чем состояла суть отцовской науки?

– Как проявлялся характер Фомы в общении с разными людьми?

– Какова жизненная философия Якова Маякина?

– Проследите взаимоотношения Фомы с крестным отцом после смерти отца.

– Как складывается судьба Фомы после смерти отца?

– Почему Фома не пошел по следам отца?

2. Запомните выражения из текста, которые вам кажутся афористичными. Подготовьтесь пояснить их.

На доске (эпиграфы):

Купец в государстве – первая сила, потому что с ним миллионы.

Нет уж, я сам себе место выберу.

Что вы сделали? Не жизнь вы сделали – тюрьму... Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе... Погибает человек!

1-я страница. Сын своего отца.

Учитель . В романе М. Горького «Фома Гордеев» представлена широкая картина русской жизни, современником которой был сам автор. М. Горький показывает купеческую среду на сломе веков. Герой необычен: он рвет со своим окружением, бурно и трагически протестует против лжи и лицемерия, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов спивается и может стать обитателем ночлежки, подобной той, которую автор показал в пьесе «На дне».

Вопросы командам .

1. М. Горький начинает роман с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве. Почему? Расскажите о нем (происхождение, социальное положение, образ жизни, отличительные черты характера).

2. Как складываются отношения Фомы с отцом? «Надо учить тебя жить-то...» – часто говорил отец сыну. Какой была отцовская наука жизни, которую он преподал Фоме?

Назовите отцовские наставления:

– ты им хозяин, они твои слуги, так и знай;

– ты хозяин и потому волен делать, что хочешь;

– ум имей хоть маленький, но свой;

– нужно с разумом жалеть... и т. д.

Таким образом, главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства.

3. В каких еще произведениях русской литературы мы знакомимся с отцовскими наставлениями (вспомним наставления отца Молчалина (Грибоедов. «Горе от ума»); уроки чести офицера Гринева (Пушкин. «Капитанская дочка»); отцовские наставления Чичикова (Гоголь. «Мертвые души»))?

4. Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?

– Взаимоотношения с первыми школьными друзьями (Ежов, Смолин).

– Пренебрежительное отношение к бедным.

– Первое ощущение власти над людьми и силы денег (случай с воровством яблок).

– Странности характера (мечтательность, «самокопание»).

– Стремление жить не по указке (поиски себя и своего места в жизни).

Обобщение . Фома – белая ворона в своей среде: «Я сам себе место выберу».

2-я страница. «Душно, тесно, повернуться негде живой душе...»

Итак, во второй части романа мы узнаем, что Фома, отвергая устоявшиеся, прежние жизнь и правила, начинает поиски своего места в жизни.

Вопросы командам .

1. Каких жизненных принципов придерживается крестный отец Фомы, Яков Маякин, чему он учит крестника?

«Буду я тебя, Фома, учить: самую настоящую верную науку преподам я тебе... и ежели ты ее поймешь – будешь жить без ошибок».

– Жизнь, брат Фома, очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи».

2. «А умен... умнее отца... умнее, но – хуже», – думает Фома о Якове Тарасовиче. Почему?

3. Как и чем заканчиваются их отношения и вместе с этим купеческая деятельность Фомы?

4. Какое значение для понимания идейного содержания романа имеет сцена гуляния на новом пароходе купца Кононова?

Зачитываются речи Я. Маякина и Фомы Гордеева.

5. Каким в словах Фомы предстает купечество?

3-я страница. Купеческая молодежь. (Домашняя подготовка.)

Учитель . В романе, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, ровесников главного героя, выходцев из этой же купеческой среды. Зачем, по-вашему, автор рассказывает о них?

Группы готовили по 2 сообщения (на 2–3 минуты):

1. Люба Маякина.

2. Африкан Смолин.

3. Тарас Маякин.

4. Николай Ежов.

Обобщение учителя . Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Их неудовлетворенность жизнью – явление временное, дань моде. Они более образованны (Тарас Маякин, Африкан Смолин), хищническая их натура прикрыта хорошими манерами и европейскими одеждами, но суть их жизненной философии та же: «Или всех грызи, или лежи в грязи».

Ежов – пустозвон, он очень далек от народа, который его не понимает, да и он его тоже. Фома это увидел.

Только Фома Гордеев в своем протесте против волчьих законов своей среды пошел до конца. Романтические, сказочные представления о жизни очень скоро натолкнулись на совершенно другую, реальную жизнь, где свои законы, которые он не может понять и объяснить и по которым не хочет жить. Гневно, как умеет, протестует он против лжи, лицемерия, пытается найти свое место в жизни, чтобы чувствовать себя человеком.

Мечется в поисках людей , которые живут и думают по-другому. Не найдя, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из жизненного тупика, разуверившись во всем.

4-я страница. Возможное будущее Фомы.

Попробуйте представить и рассказать, как в будущем сложится судьба главного героя.

Предупредить учащихся, что их предположения должны строиться с учетом исторического процесса этого периода.

5-я страница. Анализ языка романа.

Учитель . Языку романа свойственна яркая образность, афористичность. Какие интересные высказывания вы запомнили, читая произведение?

Учащиеся называют запомнившиеся выражения, некоторые из них можно предложить для обсуждения:

– Совесть непобедима лишь для слабых духом.

– А на земле всегда хорошим (людям) хуже, чем дурным.

– Правду только подслушать можно.

– Нет на земле человека, гаже и противнее подающего милостыню, нет человека несчастнее, принимающего ее.

6-я страница. Творческий отчет группы исследователей.

Защита проекта «Тема купечества в произведениях Островского «Гроза» и Горького «Фома Гордеев» (отчетный материал может быть представлен в форме реферата, плаката, это может быть и видеопроект).

Вопросы к командам игроков.

1. Сопоставьте времена Островского и Горького. Что-нибудь изменилось в купеческой среде спустя 30 лет?

2. Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы «Гроза»? Увидели ли вы разницу между ними?

3. С кем из героев можно сравнить Фому?

II. Подведение итогов турнира.

Слово дается экспертам.

Домашнее задание. (Эту работу можно провести и в классе, если останется время.)

Учитель . Этот роман, как и все произведения Горького, многогранен по проблематике. Закрывая последнюю страницу, вдумчивый читатель задает себе не один вопрос. Вот и вы ответьте на один из них: «Что нужно делать, чтобы спокойно жить, то есть чтобы собой быть довольным?» (Для этого нужно жить беспокойно и избегать, как дурной болезни, даже возможности быть довольным собой. Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное себе. Человек становится выше ростом оттого, что тянется кверху.)

В этом году я решил описывать впечатления, которые у меня возникают от прочитанных книг. Так сложилось, что сегодня у меня не было возможности нормально поготовиться к экзамену и к контрольной по синтаксису, а также поработать над рецензией на "Анну Каренину, зато была возможность читать (спасибо электронной книге), и я прочитал 3 пьесы из списка по зарубежке. Пьесы следующие: С.Мрожек "Эмигранты", Т.Уильямс "Трамвай "Желание" и Э.Ионеско "Лысая певица". Только вот свои впечатления я начну описывать не с пьес, а с романа Максима Горького, который я прочёл за два дня (3-4 января). Роман короткий (920 стр. в электронной книге, что примерно равно 230 стр в бумажном варианте). Это первый роман Горького, и называется он "Фома Гордеев".

Речь в нём идёт о молодом человеке, пребывающем на протяжении всего сюжета в процессе становления собственной личности. То есть, перед нами типичный, что называется, роман воспитания (непременное его условие, по Бахтину, в том, что образ героя - величина переменная). Фома Гордеев - сын зажиточного купца, который volens nolens становится наследником огромного состояния и должен теперь продолжать дело своего отца. Начиная с момента рождения и далее он в своей жизни будет взаимодействовать с людьми, которые, так или иначе должны повлиять на становление его личности. С одной стороны, Фому воспитывают отец и крёстный, учащие его, так сказать, премудростям купеческого дела и прагматической философии жизни, смысл которой, если рассматривать очень утрированно, в том, чтобы быть хозяином и преумножать капитал. С другой стороны, перед Фомой постоянно маячит дочка его крёстного Люба, эту самую философию презирающая (накопление капитала она считает делом бессмысленным). К этому двойному влиянию привносится вещь, унаследованная Горьким от европейского натурализма: влияние на героя не только среды, но и наследственности. Так сложилось, что у Фомы, помимо сильного, волевого отца, была совершенно другого характера мать, которая, казалось бы, проявила пассивность и полное безразличие к жизни. Поэтому Фома в общем-то отлично справляется с обязанностями купца, у него достаточно крутой норов, он может дать подзатыльник, прикрикнуть, забыть, что перед ним живой человек. Но есть в нём и нечто другое - то, что подмечает отец, который говорит "нет, есть в тебе что-то не от моей крови". И эта раздвоенность в личности Фомы приводит его, ясное дело, к конфликту - как внешнему (конфликт со средой, с существующим порядком жизни человека), так и внутреннему (вопрос самоопределения: кто я такой, для чего я родился, для чего я пришёл в этот мир?).

Вопрос самоопределения мучает героя постоянно. И именно с ним связаны ключевые темы (проблемы, мотивы) романа. Это и неприятие автором существующего социального строя, порождающего такого вот лишнего человека как Фома - человека, не находящего смысла в жизни, - и критика купеческой среды, купечества как класса якобы лучшего, высшего, господствующего, класса, который поведёт Россию вперёд. Горький работает как реалист, он стремится точно отобразить действительность. Смысловой пласт романа достаточно большой, и с этой точки зрения он мне понравился. Произведение действительно достаточно мощное. Горький сполна проехался по купечеству и по современному (для Горького) укладу жизни. Надо сказать, достоинство романа и в том, что Горький не ограничился купечеством, а вывел роман на общечеловеческий уровень. Проблему самоопределения, проблему ненахождения своего места в жизни испытывает также и Ежов - человек, совершенно отличающийся от Фомы. Судьбы их в общем-то схожи, одинаково трагичны, и они - в чём-то братья по мироощущению (это подтверждает, мне кажется, сцена с попойкой у костра, когда Ежов напивается, и Фома единственный, кто не оставляет друга в этом ужасном состоянии, а провожает его до дома).

Но всё же книга оставила у меня двойственные ощущения. Несмотря на хорошо проработанный смысловой план, на достаточно глубокий психологизм, интересные суждения о жизни, есть в этом романе совершенно нелепые вещи, по крайней мере, с точки зрения времени (не забываем, что на дворе начало XX века). Главные герои ведут себя как герои классицистического произведения, а, если говорить человеческим языком, то как пятнадцатилетние подростки. Представьте, как это выглядит, если учесть, что образ Фомы немало унаследовал от романтизма (конфликт он переживает романтического типа). Что Фома, что Ежов - они только и делают, что высказывают напрямую свои мысли и пытаются сражаться с обществом на словах, поскольку по иному не могут, а примирение невозможно. Другие персонажи не отстают и развивают спор, но в общем-то ведут себя более реалистично. Бунт Фомы - бунт ребёнка, наивно уверовавшего, что, изобличив общество, он сможет добиться победы. В этом и заключается причина его поражения, поскольку само устройство жизни (для Горького всё же виноватым остаётся, я думаю, социальный строй) являет невозможность такой победы. Эта постоянная декларация, как мне кажется, есть художественный промах Горького, однако в художественном плане роман всё же неплох. Здесь есть и символический план, выраженный в потрясающим сравнении заблудившегося в жизни человека со слепой совой, которую мальчишки заставили летать днём. Да, Горький в финале - видимо, для особо непонятливых читателей - это сравнение ещё и подчёркивает в речи Фомы, который, вспоминая эпизод из детства сам себя с этой совой сравнивает (хорошая, однако, память, хотя, чёрт возьми, дело не столько в ней, сколько в том, что выглядит несколько притянуто и портит впечатление). Но без этого неуместного подчёркивания символический план сделан очень классно

Вообще, как я уже писал выше, книга оставила двойственные ощущения. Чувствуется, что Горький - мастер. Но, как прозаик, он мне не импонирует. Конечно, все художественные "недостатки", которые я тут упомянул, можно объяснить, скорее, эстетикой Горького, нежели огрехами и местами проявленным непрофессионализмом, но я всё же пишу здесь о своих собственных впечатлениях и ощущениях, пускай они и получаются сделанными в слишком уж филологическом ключе

Засим всё. Глубокая ночь. Вставать достаточно рано. Немало дел ещё предстоит сделать. Так что пора ложиться.

В реалистическом творчестве Горького одним из повторяющихся мотивов является мотив разрыва представителя буржуазии со сво-ей средой, «выламывание» из нее.

Фома Гордеев — сын купца, один из богатейших людей на Вол-ге взбунтовался против морали буржуазного общества, против его бесчеловечных законов. Горький прослеживает историю формиро-вания характера и взглядов Фомы. И отец — хищный, умный Иг-нат Гордеев, и Яков Маякин видели в младшем Гордееве наслед-ника и продолжателя дела. Они внушали Фоме свою философию жизни: будь ближе к тем, от кого может быть польза; только день-ги дают власть — они сила и ум людской, за чужое не следует «бороться», «нужно, чтоб человек за себя встать умел… за свое кров-ное»; «кто хочет от жизни толку добиться — тот греха не боится»; «или всех грызи, иль лежи в грязи». Наблюдения над жизнью по-степенно развенчивают человечность такой морали. Сначала Фома начинает сомневаться в справедливости отца. Потом видит, что все люди его круга были одинаково «алчными до денег, всегда готовыми надуть друг друга». Фоме становится тяжело жить рядом с ними. Он чувствует сначала скуку и апатию, потом приступы злой тоски, душевную боль. Ни в деле отца, ни в любви Фома не находит счастья. Он хочет жить свободно, а свободу представляет как освобождение «из пут своего богатства». Первый шаг к этому он делает, объясняясь с Яковом Маякиным.

Чувство недовольства, протеста выталкивает Фому Гордеева из купеческого мира. Он ищет смысл жизни и свое место в ней. Но среди рабочих-наборщиков, среди грузчиков Фома чувствует себя чужим и ненужным. Он видит тяжелый труд одних и сытость дру-гих, сомневается в законности жизни тех, «которые командуют». Фома бросает резкую обвинительную речь купцам: «Кровопийцы! Чужой силой живете… чужими руками работаете!» Фома одинок в своей же среде и бунт его оказывается подавленным. Материал с сайта

Метафорой его духовных поисков является эпизод из детст-ва, когда он днем вспугнул сову, и та, ослепленная дневным светом, беспомощно металась по оврагу. «Иной человек вот так же, как сова днем, мечется в жизни… Ищет, ищет своего места, бьется, бьется, — только перья летят от него, а все толку нет». Фома похож на эту сову. Он ищет смысл и цель жизни, но не имеет положительного идеала. Он не представляет, чего же он хочет. Он протестует против буржуазной морали, но протест его стихиен, эмоционален. Фома Гордеев — это «блудный сын» бур-жуазии, трагедия которого состоит в отсутствии конкретной цели.

Горький исторически верно отразил процесс раскола буржу-азного общества, показав охранителей его морали и стихийного бунтаря.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • фома гордеев краткий пересказ
  • поиски смысла жизни фома гордеев
  • история жизни фомы гордеева
  • фома гордеев характеристика
  • протест бунтаря одиночки фомы гордеева